Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект Григорьев Иван Валериевич

Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект
<
Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Григорьев Иван Валериевич. Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 : Санкт-Петербург, 2004 162 c. РГБ ОД, 61:05-8/496

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Генезис и развитие теории потребительского поведения 8

1.1 Развитие теории потребления в философских учениях 8

1.2 Генезис теории потребления в экономической науке 22

Глава 2. Формирование потребительского сектора и выбор механизмов потребления 57

2.1 Неоклассическая теория потребления 57

2.2 Институциональная теории потребления 65

2.3 Философская этика как институт в теории потребления 75

2.4 Выбор механизмов потребления: построение функции, выбор потребности, выбор блага 89

Глава 3. Взаимосвязь реального и потребительского секторов в хозяйственной системе 113

3.1. Личное потребление и экономический рост 113

3.2. Личное потребление и производительность труда 124

Заключение 147

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Фундаментальность процессов, происходящих в современной хозяйственной жизни, как в России, так и в мире, актуализирует рассмотрение глубинных проблем экономической науки, лежащих на стыке с философией. В первую очередь это относится к проблеме человека как субъекта хозяйственной жизни общества и объекта теоретических исследований. С изменением объема и качества знаний о человеке, и с изменением самого человека, казалось бы, бесспорное понимание человека в экономической теории перестает быть таковым. Сфера потребления является одной из важнейших сфер, задающих и определяющих поведение человека. Соответственно, проблему человека в экономической теории можно успешно разрешить лишь с разрешением проблемы потребления.

В ряду основных элементов воспроизводственного процесса потреблению принадлежит исключительно важная роль. С одной стороны, оно является конечным пунктом текущего витка воспроизводства и в этом качестве представляет собой индикатор общественной ценности произведенного продукта. С другой стороны, генерируя потребности и задавая тем самым цель всему воспроизводственному процессу, оно открывает путь к его новому витку. Подчеркивая весьма существенное обратное влияние потребления на производство, тесную, нередко противоречивую связь между ними, К.Маркс отмечал: "Потребление создает производство двояким образом: 1) Тем, что только в потреблении продукт становится действительно продуктом ... 2) Тем, что потребление создает потребность в новом производстве, стало быть, идеальный, внутренне побуждающий мотив производства, являющийся его предпосылкой" [74,с.27-28]. В настоящее время в России роль потребления в общественном воспроизводстве многократно усиливается двумя обстоятельствами. Во-

первых, вследствие относительной неразвитости рынка потребительских
товаров расходы индивидуальных потребителей представляют особо
значимый по объему вклад в экономический рост. Вместе с тем система
социально-экономических потребностей, задающих структуру

потребительского спроса, обладает беспрецедентной самостоятельностью по
|, отношению к национальному производству. Под влиянием сложного

социально-психологического механизма демонстрационного эффекта получают все более широкое распространение модели потребительского поведения, во многом имитирующие стандарты потребления и стиль жизни, характерные для государств с рыночной экономикой. Возвышение потребностей, коль скоро ему сопутствуют сдвиги в составе индивидуального платежеспособного спроса, создает предпосылки для становления и роста современных производств.

m Степень разработанности проблемы. Исследованию сферы

потребления уделяли внимание такие философы, как Платон, Аристотель, Эпикур, Зенон, Фома Аквинский, И. Кант, Г. Гегель. Исследование сферы потребления получило значительное развитие в экономической теории. У истоков в этой области стояли Ф. Кэне, Ж. Б. Сэй, А. Смит, Д. Риккардо, Дж. С. Милль, И. Бентам, К. Маркс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк, У. Джевонс, М. Вебер, А. Маршалл, В. Парето, Т. Веблейн, Дж. М. Кейнс. Развили данное направление Г. Беккер, Д. Белл, Э. Гидденс, Дж. Гэлбрейт, П. Козловски, Я.

# Корнай, X. Лебейнстайн, Д. Норт, Дж. Роулз, X. Хайек, Дж. Ходжсон, К.

Эрроу

В России к данной проблеме обращались С.Булгаков, М.Туган-Барановский, В.Дмитриев.

В последние годы по этим направлениям были опубликованы работы В.САвтономова, А.А.Аузана, А.М.Бабича, А.Е.Бусыгина, Г.В.Горланова, Д.Ю.Миропольского, В.А.Медведева, А.Б.Николаева, О.И.Ожерельева,

Ю.М.Осипова, А.И.Попова, Г.Н.Сорвиной, И.Ф.Суслова, К.А.Улыбина, В.К.Фальцмана, Р.М.Энтова и ряда других авторов.

Однако обоснование сферы потребления с позиции философии хозяйства требует дальнейших исследований.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования состоит в построении системы ключевых факторов, влияющих на становление и развитие сферы потребления и построение модели потребительского выбора на основе данной системы.

В соответствии с целью исследования в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

проанализировать влияние экономических, социальных,
институциональных факторов на становление и развитие сферы
^ потребления;

выявить влияние категории философии как категории и содержания сознания на формирование сферы потребления;

рассмотреть процесс развития сферы потребления в современном мире;

рассмотреть взаимосвязь сферы потребления и сферы производства.

* Методологическая и теоретическая база исследования. Важнейшим

методологическим приемом, характерным для данного исследования, является метод философской абстракции, суть которого состоит в выходе за пределы не только экономики как одной из сфер жизнедеятельности человека, но и за пределы самого человека, отталкиваясь от его свойств, не являющихся исключительно человеческими.

* Исследование также базируется на общенаучных методах познания:

формализации, аксиоматическом и гипотетико-дедуктивном методе.

6 Используются и общелогичесие методы и приемы, такие как анализ, абстрагирование, идеализация, индукция, экономико-математическое моделирование, системный и исторически-логический подход.

Теоретической основой диссертации являются работы отечественных и
зарубежных экономистов, философов и представителей естественных наук,
Ъ посвященные соответствующим проблемам экономической теории.

Фактологическую базу работы составили данные российских и зарубежных статистических изданий и справочников, а также имеющиеся в экономической литературе и периодической печати фактические данные по теме исследования.

Основные научные результаты, их новизна обобщенно сводятся к следующим:

#< Проанализированы факторы, влияющие на формирование и развитие

сферы потребления. Уточнены типы потребительского поведения, описываемые в трудах философов и экономистов и понятие блага. Уточнено содержание модели «экономического человека» основного течения экономической теории.

Уточнена категория общественных потребностей и выявлена

необходимость формирования и развития институтов, координирующих и

упорядочивающих потребности членов общества. Проанализированы роли

& всех участников хозяйственного процесса, необходимых для формирования

этих институтов.

Проанализировано и уточнено содержание нематериалистической

мотивации потребительского выбора. Уточнена роль философской этики как

категории сознания в процессе потребительского выбора, обоснована

необходимость развития институтов, обеспечивающих воспроизводимость

^ этического потребительского выбора.

Разработана многопотребностная двухэтапная модель

потребительского выбора, охватывающая процессы формирования систем потребностей и потребительского выбора. Предложена категория системы независимых потребностей. Формирование данной системы основано на сопоставлении возможностей с потребностями с использованием эмоционального механизма. Уточнено понятие качества потребления. В отличие от традиционных моделей, потребительский выбор происходит в два этапа. На первом выбирается наиболее актуальная потребность путем сопоставления уровней потребления в системе потребностей на основе достигнутых качеств потребления. На втором этапе осуществляется выбор блага (благ), удовлетворяющих потребность с требуемым качеством, на основе затратного критерия.

Проанализировано и уточнено влияние потребления на производительность труда и экономический рост. Уточнено положительное влияние улучшения потребления на трудовую мотивацию работников в современной России.

Практическая значимость полученных результатов. Полученные научные результаты могут быть использованы при разработке государственной экономической политики, направленной на повышение уровня и качества жизни населения, ликвидацию бедности. Результаты исследования могут использоваться при обучении студентов в курсах экономической теории и философии экономики.

Развитие теории потребления в философских учениях

Поведение потребителей может быть весьма различным, ведь каждый человек неповторим. В то же время оно всегда варьируется в определенных рамках, заданных культурными традициями, уровнем дохода, наличием и полнотой информации, количеством и качеством предлагаемых благ и другими параметрами. Различные теории рассматривают поведение потребителя, строя модели с различными наборами параметров. Чтобы разобраться в современных теориях потребительского поведения, необходимо рассмотреть их возникновение.

Платон в «Государстве» и «Законах» изображает идеал аскетической культуры. Цель аскетической жизни - торжество справедливости.

Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Добродетель -неотъемлемая предпосылка блаженства. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различает четыре основные добродетели, объединенные в иерархию: справедливость, мудрость, мужество и благоразумие. Справедливость как главная добродетель компенсирует и сочетает другие добродетели.

Справедливость является высшей силой души, которая умеряет, направляет, дает настоящий ритм и гармонию всем индивидуальным и общественным энергиям, находящимся в полном соответствии между собой. Справедливость рождается в справедливом государстве.

Возникновение государства Платон объясняет недостаточностью сил отдельного человека для удовлетворения всех его потребностей, которых у человека великое множество. Платон выделяет следующие потребности: потребность в пище для существования и жизни; потребность в жилище; потребность в одежде. На основе разделения потребностей развивается разделение труда. В государстве возникают задачи управления и военной охраны, а также подготовки и воспитания.

В государстве, вследствие естественного неравенства людей возникают сословия, соответствующие иерархии добродетелей. Низшее сословие составляют крестьяне и ремесленники, их добродетели - самообладание и покорность. Сословию воинов и чиновников соответствует мужество, их задача - охранять устои государства. Наконец, высшее сословие составляют правители, с присущей им мудростью управляющие государством: «пока в городах не будут или философы царствовать, или нынешние цари и властители — искренне и удовлетворительно философствовать, пока государственная сила и философия не совпадут в одно... дотоле ни города, ни даже человеческий род не жди конца злу...» [99, с. 96]. Только философу принадлежит ведение идей, в частности, и той идеи справедливости, которая должна лежать в основе государства. Мудростью знания обосновывается и мудрость действия.

Философ более, чем другие люди, устраняет душу от сообщения с телом, так как тело препятствует истинной мудрости. «Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами и такой массою всевозможных вздорных призраков, что, верьте слову, из-за него нам и в самом деле невозможно о чем бы то ни было поразмыслить! А кто виновник войн, мятежей и битв, как не тело и его страсти? Ведь все войны происходят ради стяжания богатств, а стяжать их нас заставляет тело, которому мы по рабски служим. Вот по всем этим причинам не вине тела — у нас и нет досуга для философии» [99, с. 134].

Платон отрицает стремление к богатству и удовлетворение чувственных потребностей как путь к счастью. Человек должен стремиться к калокагатии, сочетанию и богатства, и благородства, духовности и физического здоровья. Подобное сочетание достигается при особом воспитании. Такое воспитание основывается на служении музам (музыке) и развитии тела (гимнастике). Сочетание музыки и гимнастики делает разные части души гармоничными, «одну напрягая и питая прекрасными речами и науками, а другую ослабляя, смягчая и умеряя гармонией и ритмом».

Основы теории поведения потребителей были заложены в трудах Аристотеля. В «Никомаховой этике» рассмотрены такие основополагающие понятия, как счастье, благо, добродетель.

«Всякое искусство и всякое учение, а равным образом поступок и сознательный выбор, как принято считать, стремятся к определенному благу» [5, с. 714], — так философ начинает свое рассуждение. Поэтому благо «то, к чему все стремится». Благо, по Аристотелю, в категории качества — это добродетели, в категории количества — это умеренность, в категории отношения — полезное, в категории времени — удобный случай, в категории пространства — приятное местопребывание и т. д. У каждого искусства, действия или выбора есть своя частная цель, т.е. свое благо. Общая же цель у всего одна - счастье. Счастье и является высшим благом. Высшее благо, или счастье, Аристотель определяет как сообразную с добродетелью деятельность, а если добродетелей несколько - то деятельность, сообразную с высшей добродетелью.

Для человека существуют три вида благ - физические, внешние и духовные. Люди, в зависимости от того, какой из видов благ они принимают за цель, и обладание какими благами приносит, по их мнению, счастье, ведут три образа жизни.

Первый образ жизни - скотский. Его ведут люди, высшим благом считающие физические и внешние блага и приносимые ими удовольствия.

Второй образ жизни - государственный. Он присущ людям, больше всего ценящим почет и уважение со стороны достойных и рассудительных сограждан. Причина, по которой они стремятся к почету - желание удостовериться в собственной добродетели.

Третий образ жизни - созерцательный. Такой образ жизни ведут люди, превыше всего ставящие познание истины. Причем истина познается не ради практической пользы, а ради самой истины. Их стремление обусловлено пониманием счастья как деятельности в полноте добродетели.

Итак, мы видим, что счастье возможно только при добродетельной жизни. Что такое добродетель? Согласно Аристотелю, добродетель представляет собой «золотую середину» между двумя крайностями, каждая из которых предосудительна. Сдержанность - между необузданностью и бесчувственностью; храбрость - между безрассудной смелостью и трусостью; щедрость - между скупостью и расточительством; кротость -между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу и т.д.

Все добродетели делятся на два вида: мыслительные (дианоэтические) и нравственные (этические). Первые возникают при обучении, вторые порождаются привычкой.

Генезис теории потребления в экономической науке

Первым в истории экономическим учением явился меркантилизм. Он впервые в истории экономической мысли провозгласил главной экономической проблемой достижение богатства. Двум периодам в политике меркантилизма (ранний и поздний, или развитый меркантилизм) соответствуют две доктрины и в развитии его экономической теории: монетарная система, или система денежного баланса, и система торгового баланса.

Общим для обеих систем является отождествление богатства с деньгами, но средства достижения одной и той же цели — максимального привлечения денег в страну — предлагаются разные. В первом случае это — меры к увеличению ввоза золота, с одной стороны, и к недопущению его вывоза за границу, с другой. Для этого необходим жесткий контроль чиновников, взимавших пошлину с каждой торговой сделки, государственное регулирование денежного курса, запрет вывоза золота и серебра за границу и др.

С начала XVII века начинается эра позднего меркантилизма, который видит источники обогащения нации не в примитивном накоплении сокровищ, а в развитии внешней торговли и активном торговом балансе. Вместо фискальной экономической политики предлагается экономическая политика, в основе которой лежат соображения хозяйственного порядка: необходимость создания в стране условий для развития внешней торговли, которая обеспечит приток золота и серебра; поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья; протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары; поощрение экспорта, особенно готовой продукции; рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы.

При этом особое внимание уделяется необходимости сокращения потребления дорогих иностранных товаров, в первую очередь предметов роскоши, запретам на вывоз сырья и ввоз товаров, которые можно производить в своей стране. Тем самым обращается внимание на производство и потребление.

Первым произведением, в котором излагаются основные положения системы торгового баланса, является произведение Антони Серра «Краткий трактат о средствах снабдить в изобилии золотом и серебром королевства, лишенные рудников драгоценных металлов» (1613). Серра выступает против запрещения вывоза денег и попыток регулирования курса валюты. Он проводит мысль, что увеличить приток золота в страну может благоприятный торговый баланс. Необходима регламентация движения товаров, а не денег. Серра дает первую классификацию источников богатства государства [108].

Томас Мен, один из руководителей Ост-Индской компании, впервые систематически изложил доводы системы торгового баланса в Англии. С помощью конкретных цифр, приводя цены различных товаров, он доказывает: «Нет иных способов получить деньги, кроме торговли... на вывезенные сто тысяч фунтов стерлингов можно ввезти ост-индских товаров приблизительно на пятьсот тысяч фунтов стерлингов» [78, с. 122]. Кроме того, помимо пошлин развитие торговли поддерживает и умножает ремесла, судоходство, дает доходное занятие населению. Главное — продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем покупать у них. Страна должна обогащаться путем торговли, обеспечивая превышение экспорта над импортом.

Что касается ввоза иностранных товаров, то необходима определенная система, учитывающая известную пропорциональность, их качество и назначение. Так, преимущество нужно отдавать предметам первой необходимости (пище, одежде, припасам для войны и торговли); затем должны следовать товары, нужные для здоровья и ремесел; на последнем месте могут находиться товары для удовольствия и украшения.

Фактически крупный торговый капитал требовал законодательного регулирования внешней торговли с целью достижения активного торгового баланса по трем направлениям.

1. Он стремился доказать выгодность для государства ведения торговли монополиями, а не отдельными купцами. Только компании могут сознательно исходить из интересов государства, купец же всегда преследует личную выгоду.

2. Борьба с расточительностью и роскошью — программное требование меркантилизма. Особенно вреден ввоз предметов роскоши из-за границы. Когда торговец их ввозит, он получает большие барыши. Государство же терпит убыток, так как расплата происходит золотом и серебром. Поскольку внешняя торговля сама по себе может быть невыгодной государству, постольку возникает необходимость ее регулирования, поощрения выгодных видов и запрета невыгодных.

Борьба против роскоши как экономически вредного явления имела еще один аспект. Ограничение личного потребления требовалось в целях накопления. Помещик Т. Мена должен был меньше покупать и больше продавать именно ради накопления. Наивысшего размаха осуждение роскоши достигло во Франции XVIII века. Французские материалисты Дидро и Гельвеций видели в роскоши причину упадка государств и величайшее общественное зло. Борьба с роскошью затронула и Россию. Были попытки запретить шить одежду из дорогих тканей с включением золота и серебра. Ограничивалась стоимость иностранных шелковых материй, из которых шилась одежда. Купцам, имевшим запасы слишком дорогих материй, предлагалось продать их за границей. Одежду, приобретенную до запрета полагалось регистрировать и клеймить несмываемыми чернилами на невидимых местах. Разрешалось носить только ранее купленные кружева. Богатое украшение седел, карет и саней также запрещалось.

3. Потребности и интересы развития национальной промышленности также требовали законодательного регулирования внешней торговли. Выполнив функцию первоначального накопления капитала, торговый капитал постепенно отодвигается на задний план промышленным капиталом, превращаясь в его подчиненную форму. А промышленному капиталу выгодна протекционистская политика, защищавшая его в конкуренции с иностранным капиталом. С другой стороны, с точки зрения торговцев решение вопроса об источниках приобретения товаров подталкивает к мысли о необходимости развития собственного производства.

Неоклассическая теория потребления

Неоклассическая теория занимает одну из ключевых ролей в современной экономической науке [36, с. 26]. Она возникла в 70-80-х гг. XIX века и связана с именами маржиналистов У.С. Джевонса, Л Вальраса, В. Парето. Отличительной характеристикой данной школы является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию.

Согласно В. Автономову [1] к числу компонентов неоклассической модели человека относятся неограниченность потребностей, предпочтения и ограничения, способность к оценке, мотивация и рациональность. Нам следует рассмотреть данные компоненты с точки зрения потребления.

Ограниченность ресурсов и связанная с ней необходимость выбора является ключевой в неоклассической теории. Неограниченные блага не обладают в глазах человека ценностью, и поэтому способ распоряжения ими не имеет для него никакого значения и не требует выбора. Однако ограниченность ресурсов имеет экономическое значение только в сочетании с неограниченностью человеческих потребностей. Если человек добровольно ограничивает свои потребности, он может попасть в ситуацию, когда почти все блага будут для него неэкономическими. Но такая предпосылка не характерна для современного человека западной цивилизации с его безграничностью устремлений [38].

Выбор между конкретными вариантами действий, включающими цели и средства, должен соответствовать определенным предпочтениям. Предпочтения независимы от ограничений и остаются неизменными во времени. Неизменность предпочтений объясняется тем, что предпочтения являются внесистемными переменными, задаются экзогенно, а основные ограничения (доходы, цены) определяются эндогенно, внутри самой модели.

Объяснение неизменности предпочтений дается Г. Беккером и Дж. Стиглером [12]. Когда индивид входит во вкус потребления определенного блага, к этому благу вырабатывается пристрастие, и оно в результате занимает в иерархии его предпочтений все более важное место. Общество оценивает данное пристрастие положительно (пристрастие к хорошей музыке) или отрицательно (пристрастие к употреблению наркотиков). Слушая музыку, человек совершает инвестиции, увеличивая свой капитал, состоящий в способности воспринимать музыку. В результате время, которое он уделяет этому занятию, начинает давать все большую отдачу, т. е. его предельная полезность возрастает. В итоге растет и потребление блага «наслаждение от музыки», но не потому, что меняются вкусы, а потому, что предельные издержки, связанные с получением этого наслаждения уменьшаются. Это не обязательно ведет к увеличению времени, выделяемого на прослушивание музыкальных произведений, поскольку по мере наращивания потребительского «музыкального капитала» увеличение потребления блага под названием «наслаждение от музыки» может происходить и при неизменном и даже при сокращающемся времени. По крайней мере при увеличении предельных издержек время слушания музыки легко может сократиться.

В отличие от положительного отрицательное пристрастие, например к потреблению наркотиков, «сокращает запас потребительского капитала, остающегося на будущее» [12, с. ПО]. При неизменных предпочтениях предельная полезность времени, отводимого на потребление наркотиков, будет падать, и его объем вырастет, чтобы компенсировать падение отдачи. При росте цены время, затрачиваемое на потребление наркотиков, возрастет.

В данной модели человек инвестирует в слушание музыки, потому что заранее знает, какое место займет музыка в иерархии его будущих потребностей. Между тем, очевидно, человеку трудно представить, какое удовольствие он сможет получать, став знатоком музыки. Но даже если предположить, что человек обладает подобным предвидением, остается неясным, почему начинает принимать наркотики человек, знающий последствия их употребления.

Помимо изменения потребностей во времени существуют ситуации, характеризующиеся одновременным существованием нескольких потребностей. Индивид может испытывать разнонаправленные и даже противоречивые желания (например, потребность в принятии пищи и потребность похудеть). Соответственно, человек должен выбрать, какую из потребностей ему стоит удовлетворить в первую очередь.

И в первом, и во втором случае выявленные потребности будут непостоянны во времени, и можно прийти к выводу о том, что наблюдаемый индивид не максимизирует значение своей функции полезности [145, с. 159—173.]. Согласно Р. Тайлеру, возможным выходом из положения может быть двухуровневая модель человека, в которой обитатель первого этажа — «деятель» — ориентирован на достижение краткосрочных, строго эгоистических целей, а обитатель второго этажа — «составитель планов» — задает ему правила поведения, исключая некоторые варианты как заведомо неприемлемые и ориентируясь при этом на долгосрочные цели [152, с. 392—406.].

Человек не безразличен к окружающему миру, он непрерывно оценивает, соизмеряет все объекты и состояния мира по какому-либо критерию. Данным критерием в неоклассической теории является максимизация полезности.

Полезность - способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность [93, с.44].

Из принятия данного критерия вытекает предположение о качественной однородности и равноправности всех человеческих потребностей и удовлетворяющих их благ.

Если все блага можно сопоставить друг с другом по какому-либо одному признаку, значит, с точки зрения этого признака они являются взаимозаменяемыми. Отсюда возможность для потребителя улучшить свое положение, обменяв некоторое количество одного блага на некоторое количество другого.

В связи с этим возникает проблема соизмеримости оценок благ (их полезности) разными потребителями. Напрямую сопоставлять полезность одного и того же блага или интенсивность потребности в нем для разных людей некорректно — нет общей единицы измерения.

Мотив собственного интереса означает, что если набор благ А содержит большее количество одного из благ, чем набор В, а в остальном ничем от него не отличается, то А предпочитается В. В неоклассической теории мотив собственного интереса определяется как максимизация полезности.

Максимизация полезности обеспечивает достижение каждым индивидом оптимальной точки равновесия. Полезность индивида может включать и полезность других людей, например, членов семьи. В теории семьи Г. Беккера «полезность родителей зависит от полезности, получаемой каждым ребенком» [11, с. 102].

Личное потребление и экономический рост

Экономический рост представляет собой количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства [93, 181]. Характер и направленность этих изменений определяется как величиной и составом применяемых производственных ресурсов (капитал, рабочая сила, земля, полезные ископаемые и т.д.), так и структурой рыночного спроса, обусловливающей пропорции соединения этих ресурсов, а также их межотраслевое распределение. Факторы экономического роста разделяются на те, которые влияют на динамику спроса, и те, которые сказываются на предложении ресурсов. Это разграничение имеет смысл лишь в статике, тогда как в ситуации динамического равновесия грань между двумя группами факторов исчезает. Масштабы и состав ресурсов в динамике уже не служат независимыми аргументами производственной функции, поскольку сами определяются величиной и структурой общественного продукта, который является материализованным воплощением системы общественных потребностей, представленных на рынке. В свою очередь, и структура спроса, задаваемая размерами и пропорциями распределения национального дохода, оказывается зависимой от соотношения различных видов ресурсов.

Перестройка сферы личного потребления оказывает сильное и многоплановое влияние на весь воспроизводственный процесс, активизирует экономические факторы, действующие как со стороны спроса, так и со стороны предложения [26].

Преобразование потребительского спроса стимулирует серьезные изменения в структуре предложения потребительской продукции, и в первую очередь в отраслевом составе производства. К числу важнейших сдвигов такого рода относится сокращение доли продукции сельского хозяйства в фонде потребительских благ [26].

Снижение доли сельского хозяйства в производстве потребительских благ следует рассматривать как по преимуществу долгосрочную тенденцию, которая на отдельных временных отрезках может быть заблокирована самыми разнообразными социально-экономическими факторами. Возможность такой приостановки, во многом обусловлена сравнительно широкой амплитудой среднесрочных сдвигов в режиме экономического роста и сопутствующими им поворотами в социально-экономической политике государства [31, с. 81-102].

Наряду с промышленностью особо значимая роль в удовлетворении потребительского спроса принадлежит сфере услуг, объединяющей торговлю, транспорт, личные, коммунальные и другие виды услуг.

Перестройка отраслевого состава конечной потребительской продукции в значительной мере отражает сдвиги в социально-экономической структуре производства потребительских благ. Важнейшим проявлением этого служит диверсификация ассортимента и повышение удельного веса производимых современных, высокотехнологичных и высококачественных товаров и услуг. Эти изменения создают предпосылки для роста производительных сил, способствуя расширению освоенного производством экономического пространства.

Демонстрационный эффект сказывается на социальных ориентациях широких слоев потребителей, диктуя правила потребительского поведения, от соблюдения которых во многом зависит социальный престиж индивида. Под влиянием диверсификации потребительских запросов модифицируется и структура предложения. В первую очередь речь идет о городских потребителях, поскольку на сельской периферии этот процесс блокирован как низкой покупательной способностью основной массы населения, так и относительной изолированностью от внешнего мира. Важным направлением структурных перемен служит переход от производства традиционных благ к выпуску изделий, имитирующих, насколько это позволяет технологическая база, потребительские характеристики импортных товаров. Изменения в ассортименте выпускаемой продукции существенно облегчаются, когда устанавливаются устойчивые воспроизводственные связи с потребительским сектором.

Графики (рис. 1 и 2) иллюстрируют два предельных случая такой имитации, соответствующие различным типам потребительского поведения [26, с. 135].

На них лучи ОА и ОВ, исходящие из точки начала координат, обозначают товары, условно рассматриваемые как однозначно определенные комбинации потребительских свойств. При этом на оси абсцисс помещено подмножество потребительских характеристик, удовлетворяющих "традиционным" вкусам, а на оси ординат вкусам "современного индивида". Товар В поэтому относительно "традиционен", а товар А "современен". Линии I суть кривые безразличия, описывающие отношения предпочтений потребителей.

Похожие диссертации на Формирование потребительского поведения: экономико-философский аспект