Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста Боякова Екатерина Вячеславовна

Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста
<
Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Боякова Екатерина Вячеславовна. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Москва, 2001 250 c. РГБ ОД, 61:01-13/1728-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста 11

1.1. Проблема интереса в психолого-педагогических исследованиях 11

1.2. Структура интереса к музыке у старшего дошкольника 41

1.3. Педагогические условия воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста 60

Глава 2. Изучение возможностей воспитания интереса к музыке в старшем дошкольном возрасте 82

2.1. Задачи, организация, содержание экспериментального исследования 82

2.2. Исследование состояния проблемы воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста 86

2.3. Воспитание интереса к музыке у старших дошкольников в А условиях экспериментального обучения 122

2.4. Выявление динамики интереса к музыке на заключительном этапе исследования 144

Выводы 162

Библиография 166

Приложение 188

Введение к работе

Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с дошкольного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, А.В.Кенеман, Т.С.Комаровой, А.Н.Леонтьева, Н.А.Метлова, В.И.Петрушина, О.П.Радыновой, Б.М.Теплова, Р.М.Чумичевой, В.Н.Шацкой и других. Современные концепции дошкольного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности (А.И.Катинене, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева, Л.В.Школяр).

Интерес к музыке дошкольников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности (И.А.Джидарьян, А.И.Катинене, Т.С.Комарова, О.П.Радынова, Р.А.Тельчарова, Н.М.Черноиваненко, Р.М.Чумичева и другие). Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров). Интерес служит своеобразным "компасом", направляющим эстетическую деятельность ребенка на "присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.

Исследования специалистов в области музыкальной педагогики доказывают необходимость более серьезного подхода к проблеме воспи тания интереса к музыке, однако музыкальные интересы старших дошкольников не были предметом специального научного исследования. В работах, имеющих непосредственное отношение к детям старшего дошкольного возраста, проблема воспитания интереса к музыке остается не достаточно разработанной: не раскрыто содержание данного понятия, не определены педагогические условия его воспитания, формы и методы педагогического руководства.

Результаты ознакомления с практикой музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в условиях семьи показали, что педагоги и родители не уделяют достаточного внимания воспитанию у детей интереса к музыке. Родители редко предлагают детям слушать классику. Ориентиром ценности в семье является развлекательная музыка. Представления родителей о музыкальном развитии ребенка ограничиваются обучением практическим навыкам и умениям. Педагоги-практики имеют неточные представления о содержании понятия музыкального интереса дошкольников и методах его воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью воспитания интереса к классической музыке у старших дошкольников в процессе приобщения детей к наследию музыкальной культуры и недостаточной исследованностью данной проблемы.

В связи с этим сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия преодоления указанного противоречия в теории и практике музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста?

Цель исследования состоит в изучении сущности понятия "интерес к музыке" и нахождении эффективных педагогических условий его воспитания v детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, ориентированное на формирование основ музыкальной культуры.

Предмет исследования: процесс воспитания интереса к музыке у старших дошкольников.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: интерес к музыке у старших дошкольников рассматривается нами как формирующееся личностное качество, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать, а также первоначальных оценках. Успешность воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста предполагает:

— накопление музыкально-интонационного опыта восприятия произведений классической музыки, как ценностных эталонов, в различных видах музыкальной деятельности;

— применение системы игр, способствующих проявлению эмоциональной отзывчивости, ценностно-ориентационнои, творческой и интеллектуальной активности детей;

— использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

— изучить сущность понятия "интерес к музыке" у детей старшего дошкольного возраста;

— исследовать особенности структуры музыкального интереса старших дошкольников;

— выявить педагогические условия, способствующие воспитанию интереса к музыке;

— разработать и экспериментально проверить методику воспитания интереса к музыке в старшем дошкольном возрасте.

Методологической основой исследования явились положения эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в развитии личности ребенка (Э.Б.Абдуллин, Б.В.Асафьев, Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Т.С.Комарова, Н.Л.Лейзеров, В.В.Медушевский, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Р.М.Чумичева и другие); о закономерностях развития интереса в деятельности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); о личности как выразителе отношений к окружающей действительности (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и другие); о роли присвоения опыта в процессе становления личности (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, Т.С.Комарова, А.Н.Леонтьев, Е.В.Назайкинский, О.П.Радынова и другие).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы; психолого-педагогические методы (наблюдение, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы с родителями и воспитателями); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и конрольный этапы), математическая обработка результатов исследования.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений № 876, 1897 города Москвы. В эксперименте участвовало 65 детей старших групп: 33 ребенка в экспериментальных группах и 32 — в контрольных. Исследованием было охвачено 88 музыкальных руководителей дошкольных учреждений города Москвы и 105 родителей.

Работа над диссертацией проводилась в три этапа:

Первый этап (1996-1998 гг.) включал изучение и теоретический анализ эстетической, психологической, педагогической и музыковедческой литературы по исследуемой проблеме. Были сформулированы

%

предмет, цель, гипотеза, определены методология и методика экспериментальной работы. Подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, обработаны результаты анкетирования педагогов и родителей.

Второй этап (1998-1999 г.г.). Разработана методика воспитания интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста. Проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (1999-2000 г.г.). Проведен контрольный эксперимент. Обобщены и оформлены результаты исследования, сформулированы его основные выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

— разработано определение понятия "интерес к музыке" старшего дошкольника";

— раскрыта структура музыкального интереса детей старшего дошкольного возраста, состоящая из эмоционального и интеллектуального компонентов;

— теоретически обоснована, экспериментально проверена и подтверждена эффективность педагогических условий, необходимых для воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста (накопление музыкально-интонационного опыта восприятия классических музыкальных произведений как эталонов красоты; использование системы игр, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости, активизирующих интеллектуальные и творческие проявления и побуждающих к выражению ценностного отношения; использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности);

— определены критерии оценки и уровни развития интереса к музыке в старшем дошкольном возрасте на основе динамики развития его компонентов;

Практическая значимость исследования заключается в том, что создана система игр, способствующих воспитанию интереса к музыке у старших дошкольников и показана возможность их эффективного применения в различных формах детской музыкальной деятельности. Разработана методика воспитания интереса к классической музыке и рекомендации по ее использованию в работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста" в педагогических училищах, колледжах, на факультетах дошкольной педагогики и психологии педагогических институтов и университетов, а также в институтах повышения квалификации работников дошкольного образования. Разработано методическое пособие "Играем в музыку" для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям педагогики, психологии, эстетики и музыкознания; применением адекватных цели, задачам и логике диссертационной работы методов исследования; проверкой основных теоретических положений диссертации в ходе опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью полученных результатов в других дошкольных учреждениях; качественным и количественным анализом результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования представлялись в докладах на научно-практических конференциях:

"Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте". Международная научно-практическая конференция. Тема: "Формирование интереса к музыке в игре у детей старшего дошкольного возраста".- Москва, МПГУ, 11-14 апреля 1995 года;

"Проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте". Научно-практическая конференция. Тема: "О структуре музыкального интереса старших дошкольников".- Ярославль, ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1998 год;

"Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты". Научно-практическая конференция. Тема: "Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников".- Москва, МПГУ, 12 марта 1998 года;

"Воспитание и образование детей в современных условиях". Российская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию А.П.Усовой. Тема: "Диагностика интереса к музыке у старших дошкольников".- Москва, МГОПУ, 16 апреля 1998 года.

Результаты исследования использовались при чтении курса лекций студентам Московского филиала ЛГОУ, на методических объединениях для музыкальных руководителей г. Москвы, в "Школе начинающего музыкального руководителя" и на проблемных курсах по игре при Научно-методическом центре Восточного окружного управления образования г. Москвы (1999 г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы дошкольных образовательных учреждений № 813, № 876, № 1528 и "Начальной школы - детского сада" № 1882 г. Москвы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интерес детей старшего дошкольного возраста к музыке выступает формирующимся личностным качеством, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать и первоначальных оценках. Воспитание интереса выступает предпосылкой формирования основ музыкальной культуры дошкольников.

2. В структуру музыкального интереса дошкольника входят два взаимообуславливающих компонента: эмоциональный и интеллектуаль ный. Ведущая роль в дошкольном возрасте принадлежит эмоциональному компоненту.

3. Воспитание интереса к классической музыке обеспечивается использованием в работе с дошкольниками специальной методики и созданием оптимальных педагогических условий: накопление музыкально-интонационного опыта восприятия шедевров музыкального искусства; применение методики, включающей систему игр и вариативные формы организации музыкальной деятельности, обеспечивающих развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, проявление ценностно-ориентационной, творческой и интеллектуальной активности.

Проблема интереса в психолого-педагогических исследованиях

В отечественной музыкальной педагогике задача воспитания интереса к музыке является одной из значимых. Современная ситуация в обществе, культуре, науке обусловила переориентацию целей дошкольного образования на освоение детьми общечеловеческой культуры. Проблемы эстетического воспитания детей решаются путем гуманизации и демократизации педагогического процесса. Переход к личностно-ори-ентированной модели воспитания предполагает качественное улучшение музыкального воспитания, обновление его содержания. Во многих программах дошкольного образования подчеркивается необходимость формирования ценностного отношения к окружающему миру средствами музыкального искусства. В контексте переосмысления некоторых аспектов социально-культурного развития общества и места в нем личности возникает возможность и необходимость по-новому рассмотреть ряд проблем, связанных с музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста и, в частности, проблему интереса к музыке.

В теории обучения интерес рассматривается как условие успешности педагогической работы (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Н.Г.Морозова, В.А.Сухомлинский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Г.И.Щукина и другие). Ученые отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний напрямую связывают с отсутствием интереса и неумением педагогов его пробудить. Интерес рассматривается как наиболее сильный стимул познавательной деятельности детей. Известный российский психолог С.Л.Рубинштейн писал, что интерес является как предпосылкой, так и результатом обучения. Интерес служит средством повышения эффективности педагогической работы с одной стороны и главной целью и задачей обучения с другой [184]. В трудах Т.С.Комаровой подчеркивается, что интерес способствует возникновению творческих проявлений ребенка и стимулирует развитие навыков художественной деятельности [101, 102].

Видные педагоги, музыканты, психологи и музыковеды — О.А.Апраксина [9], Б.В.Асафьев [13], Н.А.Ветлугина [28], Н.А.Гродзенская [56], Д.Б.Кабалевский [84, 164], О.П.Радынова[171, 174], Б.М.Теплов [212], В.Н.Шацкая [225, 226] и другие — неоднократно указывали на то, что усвоение знаний, формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней. Ученые предостерегали педагогов от занятий музыкальной деятельностью только для выработки определенных умений, от превращения в самоцель овладение техническими навыками. Знания и умения должны лежать в основе воспитания музыкальных интересов, привития любви к искусству и раскрывать возможности для разностороннего развития подрастающего поколения.

Педагоги-музыканты В.Н.Шацкая и Д.Б.Кабалевский считали воспитание интереса первоосновой музыкального воспитания [84, 164, 226]. Интерес к музыке является ядром педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. В ней воспитание интереса ставится центральной задачей музыкального развития школьников. Интерес — обязательное условие для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения музыкой своих воспитательных, познавательных и других функций. Д.Б.Кабалевский создал программу, в которой принципы, методы и приемы работы с детьми направлены на то, чтобы увлечь, заинтересовать музыкой, раскрыть ее возможности духовного обогащения человека. "При каких бы обстоятельствах мы ни беседовали с детьми о музыке... мы ни на секунду не должны забывать о главной своей задаче: — заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь, "заразить" их своей любовью к музыке ... Это ... сверхзадача всей музыкально-воспитательной работы с детьми, которой должны быть подчинены все остальные задачи" [84, С.7].

Разрабатывая вопросы обучения детей пению и развития певческих способностей, Г.П.Стулова отмечает, что заинтересованность является решающим фактором в познании искусства, а процесс обучения пению будет воспитывающим и развивающим только при условии развития у детей положительного эмоционального отношения к процессу обучения и наличия интереса к данному виду музыкальной деятельности [197]. Ю.Б.Алиев среди задач музыкального образования дошкольников называл воспитание интереса к музыке, развитие эмоциональной сферы, становление социально-художественного опыта и приобщение к "золотому" музыкальному фонду [5].

О.П.Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. Развитие данного качества, по ее утверждению, ведет к формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к музыке ученый называет приобретение ребенком первоначальных ценностных ориентации и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству. В авторской программе "Музыкальные шедевры" ею предложены конкретные методы и приемы формирования основ музыкальной культуры дошкольников [171, 172, 173]. В нашей работе мы будем опираться на указанные положения.

Структура интереса к музыке у старшего дошкольника

Для более полного раскрытия сущности музыкального интереса старшего дошкольника, рассмотрим его как компонент структуры музыкальной культуры и музыкально-эстетического сознания.

Существут множество трактовок понятия "культура". В различные исторические эпохи философы по-разному осмысливали это явление. Несмотря на различие взглядов на культуру, ее определение и функции, позиции многих ученых совпадают в том, что человек есть результат культурно-исторического процесса. Культура выражает меру власти человека над природой, уровень его развития, богатство приобретенных им социальных человеческих качеств. Уровень культуры характеризует исторические эпохи, нации, народности, степень совершенства различных сфер человеческой деятельности. В широком смысле культура охватывает все то, что определяет специфику человеческого существования в отличие от животного, то есть все достижения личности и общества [42, 86,88,120,141,159,209].

Культура общества и личности находятся в тесной взаимосвязи. Культура общества есть результат деятельности личности, в то же время развитие личности детерминировано ее окружением. Рождаясь, ребенок попадает в мир с определенным уровнем развития материальной и духовной культуры. В процессе общения, овладения языком и в совместной деятельности происходит усвоение социально-культурного опыта общества. Ведущие психологи XX столетия Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон выдвинули положение о том, что "присвоение" опыта материальной и духовной культуры позволяет ребенку обогащать знания и навыки, развивать разнообразные способности и качества личности, к которым относится интерес к музыке. М.Мид утверждает, что личность ребенка всегда отражает культуру, в которой он воспитывается. Его темперамент, мировоззрение, интересы, совокупность которых характеризует личность, являются продуктом определенного культурного сообщества [139]. Изучая взаимосвязь культуры и личности, Л.С.Сысоева сделала вывод, что личность существует в культуре в трех ипостасях: как объект культурного воздействия, который присваивает культуру, как лицо действующее в культуре и передающее культурные ценности и как творец культуры. Развитие личности ребенка определяется тем, носителем каких культурных ценностей он является [200].

М.С.Каган выдвигает положение о наличии в строении духовной культуры продуктов познавательной и ценностно-ориентационной деятельности [88] к которым, по нашему мнению, можно отнести музыкальный интерес. Он же высказывает новый подход к формированию культуры и эстетического сознания подрастающего поколения. Критикуя сложившееся в современной педагогической системе понимание воспитания как социализации (освоения социальных ролей) [90, 145], М.С.Каган вводит понятие "культурации", понимая под этим термином приобщение к культуре, "присвоение" индивидом накопленных культурой знаний, ценностей, идеалов. В таком контексте он рассматривает воспитание как "формирование системы ценностей человека", "превращение ценностей социума в ценности личности" [89, С.155, 176]. Формирование ценностей и ценностных отношений ребенка происходит в процессе его включения в игровую и бытовую практику, приобщения к ценностному сознанию других людей через общение. Каждый ребенок осваивает не все культурные ценности, а свою определенную долю духовного богатства [90].

Музыкальная культура в современной эстетике рассматривается как самостоятельный пласт духовной деятельности. Ее составляют различные виды музыкальной деятельности (творчество, исполнительство, восприятие, распространение), создаваемые и сохраняемые ценности, учреждения культуры, субъекты музыкальной деятельности. Различают объективную и субъективную стороны музыкальной культуры. К объективной стороне относятся потребности общества в музыке и способы их удовлетворения. Субъективную сторону образуют управляющие деятельностью музыкантов и слушателей интересы, взгляды, вкусы [196]. Обе стороны тесно взаимосвязаны. Полезной для исследования интереса к музыке является мысль о преемственности типов музыкальной культуры. Каждый новый тип культуры частично утрачивает ценности старой культуры. Другая же часть ценностей сохраняется или трансформируется, обогащая вновь создаваемые ценности. По наследству следующему поколению передаются не только музыкальные произведения, закономерности музыкального языка, музыкальные формы, но и эстетические установки, интересы, вкусы, привычки. Они влияют на деятельность композиторов и музыкантов, определяя сущность творческой традиции [196].

Задачи, организация, содержание экспериментального исследования

На этапе экспериментального исследования были поставлены следующие задачи: 1) разработка методики выявления интереса к музыке и критериев уровня его развития; 2) констатация первоначального уровня музыкального интереса детей старшего дошкольного возраста; 3) анализ состояния работы по исследуемой проблеме в дошкольных учреждениях и в семье; 4) разработка методики воспитания интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста и проверка ее эффективности; 5) отбор и систематизация музыкального репертуара; 6) выявление уровня развития интереса к музыке на заключительном этапе и сопоставление его с исходными данными.

Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений №№ 876, 1622, 1897 Восточного округа города Москвы. В 1995 - 1996 годах проводились пробные поисковые опыты, в 1998 - 1999 годах — экспериментальная работа. Исследование состояло из трех этапов— констатирующего, формирующего и контрольного. Эксперимент проводился в естественных условиях воспитания и обучения и входил составной частью в единый процесс учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения. I этап (констатирующий) — апрель — май 1998 года; II этап (формирующий) — сентябрь 1998 года — апрель 1999 года; III этап (контрольный) — май — июнь 1999 года.

Для проведения исследования было сформировано четыре группы — две экспериментальных и две контрольных. В основную экспериментальную группу вошло 17 старших дошкольников. Для повышения репрезентативности экспериментального исследования была создана дополнительная экспериментальная группа из 16 детей указанного возраста. Это позволило увеличить численность детей до 33 человек. Работа в экспериментальных группах проводилась в одинаковых условиях и по единой методике. В контрольные группы (основную и дополнительную) вошли 32 ребенка: 17 человек в основной и 15 — в дополнительной. Всего в эксперименте принимали участие 65 детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальной группе проводилось обучение по специально разработанной методике и было направлено на воспитание интереса к классической музыке. В контрольной группе обучение велось по "Программе воспитания и обучения в детском саду" Российской Федерации.

Экспериментальная методика не входила в противоречие с Государственным образовательным стандартом [35].

Критерием оценки эффективности обучения в ходе эксперимента послужило сравнение данных констатирующего и контрольного этапов исследования.

Констатация уровня развития интереса детей экспериментальных и контрольных групп проводилась в два этапа. Диагностический материал был разделен на две части из-за большого объема и с целью предупреждения переутомления детей. Обследование проводилось индивидуально. Продолжительность каждого занятия не превышала 15- минут. Детям предлагалось прослушать несколько музыкальных произ фц ведений (или фрагментов) и ответить на вопросы. Ответы фиксировались и оценивались, исходя из разработанных нами критериев оценки уровня развития интереса. Качественная характеристика интереса определялась по развитию эмоционального и интеллектуального компонентов.

Основными критериями оценки развития эмоционального компонента являются сосредоточенность внимания во время прослушивания, продолжительность восприятия и внешние эмоциональные проявления. В качестве критериев оценки познавательного компонента выступают умение адекватно определять характер музыкального произведения, наличие знаний о музыке и мотивированность музыкальных предпочтений. Общими показателями для эмоционального и интеллектуального компонентов является избирательная направленность, выражающаяся в предпочтении определенного музыкального произведения.

Выполнение каждого задания оценивалось по 3-х бальной шкале (Приложение 1). Сумма оценок по разработанным критериям указывала на уровень развития интереса к музыке.

К высокому уровню развития интереса были отнесены дети, набравшие от 30 до 41 балла, к среднему — набравшие от 19 до 29 баллов, к низкому — от 9 до 18 баллов (Приложение 1).

Исследование состояния проблемы воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста

Изучение педагогического опыта явилось переходным этапом в поиске наиболее эффективных путей воспитания интереса к классической музыке у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания. Анализ массового опыта позволил получить картину общего состояния изучаемой проблемы, а также выявить отношение к ней педагогов-практиков. Основным методом получения материала явился анкетный опрос музыкальных руководителей дошкольных образователь 87 ных учреждений г. Москвы. Анкетирование было выбрано как наиболее эффективный социолого-педагогический метод, позволяющий охватить большое количество респондентов. Опрос практических работников помог определить круг вопросов, которые уже решены в практике и не требуют дополнительного исследования, а также выявить трудности педагогов и наметить направления работы по решению поставленных в исследовательской работе задач.

В анкетировании приняли участие 88 человек, из которых 11 — студенты вечернего отделения МПГУ, обучающиеся на музыкальном отделении факультета Педагогики и психологии детей дошкольного возраста, а 77 человек — слушатели курсов повышения квалификации при МИПКРО.

Анкета для музыкальных руководителей состояла из 15 вопросов по интересующей нас проблеме. Первая часть анкеты была направлена на выявление музыкальных предпочтений педагогов. Вторая часть — на определение содержания музыкального воспитания в детских садах. Третий раздел раскрывал собственно состояние проблемы воспитания музыкального интереса, отношения к ней педагогов, владение методикой его формирования. Четвертый раздел предполагал самоанализ трудностей педагогов и давал возможность высказать личное мнение о путях воспитания интереса к музыке в условиях современного детского сада (Приложение 5).

Как указывалось ранее, в анкетировании приняли участи 88 музыкальных руководителей. Из них 57 человек (64,8%) имели средне-специальное музыкальное образование, 15 человек (17,0%) — высшее музыкальное образование, 8 человек (9,1%) — высшее педагогическое, 2 человека (2,3%) — средне-специальное дошкольное и 6 человек (6,8%) музыкальное образование получали только в музыкальной школе. По стажу работы анкетируемые распределились следующим образом:

Таким образом, на вопросы анкеты в большинстве случаев отвечали опытные педагоги, имеющие специальное образование. Их мнение по теме исследования можно считать репрезентативным.

В теоретической главе было подчеркнуто, что в процессе воспитания и обучения детям передаются не только объективные знания, но и интересы, вкусы, потребности общества, в котором растет и развивается дошкольник. Нам было важно выяснить музыкальные интересы педагогов, непосредственно влияющих на музыкальное развитие детей. В анкете были указаны основные виды музыкального искусства. Каждый музыкальный руководитель мог назвать любые из них без количественных ограничений. Наибольшее число предпочтений было отдано симфонической музыке (82,9%), фортепианной музыке (77,3%), балету (68,2%), оперному искусству (61,4%). Скрипичную музыку отметили 53,4% опрошенных, народную — 50,0%, оперетту — 34,1% респондентов. На долю эстрадной вокальной и эстрадной оркестровой музыки выпало 53,4% и 42,0% выборов соответственно. На остальные виды музыки пришлось по несколько выборов. Педагоги выявили очень широкий круг музыкальных интересов. В целом вкусы педагогов-музыкантов ориентированы на классическое искусство, хотя эстрада занимает в них также значительное место. Мы не можем трактовать данный факт как целиком отрицательный. Для того чтобы представлять детскому восприятию лучшие музыкальные произведения классики и современности, педагог обязан знакомиться с большим количеством разнообразной музыки.

Похожие диссертации на Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста