Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Театральная среда - социокультурный и педагогический фактор . С. 14
1.1. Театр как социокультурная среда воспитания личности. С. 14
1.2. Театрализованная деятельность как условие становления социокультурного опыта ребенка дошкольника . С. 5 2
Глава II. Особенности проявления социокультурного опыта в театрализованной деятельности. С. 76
1. Задачи и методика констатирующего эксперимента. С.76
2. Особенности восприятия театра детьми старшего дошкольного возраста . С.85
Глава III. Образовательно-театрализованная модель среды дошкольного учреждения в становлении социокультурного опыта ребенка дошкольника . С. 109
1. Задачи и методика формирующего этапа исследования. С. 109
2. Развитие ребенка и становление его социокультурного опыта в театрализованной среде дошкольного образовательного учреждения . 116
З. Динамика становления социокультурного опыта детей 7-го года жизни. С. 13 6
Заключение.
Список литературы.
Приложение
- Театр как социокультурная среда воспитания личности.
- Театрализованная деятельность как условие становления социокультурного опыта ребенка дошкольника
- Особенности восприятия театра детьми старшего дошкольного возраста
- Развитие ребенка и становление его социокультурного опыта в театрализованной среде дошкольного образовательного учреждения
Введение к работе
Актуальность исследования. На грани веков человек начинает пристальнее всматриваться в будущее и тщательнее оценивать прошлое. На современном этапе развития общества растет потребность людей осваивать культурное богатство приобщаться к общечеловеческим духовным ценностям. Культура начинается с уважения к прошлому, к истории народа - в ней истоки всего (Е.В.Бондаревская, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, М.М. Бахтин. Е.И. Ильин, М.С.Каган, Д.С.Лихачёв, В.В.Розов и др.). История народа - не что-то навсегда ушедшее, это школа жизни, которая заключает в себе опыт жизнедеятельности (это опыт, который оставили нам предшествующие поколения), культурные ценности и любовь к своему Отечеству. Искусство является прекрасным средством для воспитания высоких нравственных качеств в человеке. Вот это и нужно учитывать при воспитании молодого поколения, вводить ребенка в мир прекрасного, чтобы с помощью искусства, которое обращается к уму человека через его сердце и душу, воздействовать на формирование его внутреннего мира.
Театр как явление культурной жизни, представляет собой не только зрелище доставляющее эстетическое удовольствие, но, прежде всего это панорама человеческой жизни, ее опыт поведения, общения, взаимодействия. (В.И.Немирович-Данченко, К.С.Станиславский и др.).
Высокие эмоции, пробуждаемые театральными произведениями, выводят человека из состояния обычности, из серой примитивности, и являются импульсом для построения человеком иной, прекрасной действительности. Воспитывая искусством, мы закладываем фундамент будущей жизни, пробуждая творческое начало в человеке.
Театр как порождение культуры и социума мог бы занять в образовательной системе достойное место, начиная с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении. Роль театра в • развитии личности человека стала предметом изучения философов: Т.В.Гегеля, Д.Дидро, Т.Лессинга, Р.Штайнера; крупных теоретиков культуры, таких как Б.В.Алперс, С.О.Образцова, Л.Шпет, М.И.Царева и др., где авторы изучали влияние сценического искусства на чувства, эмоции и поведение человека. Также театральных режиссеров -Ю.М.Бонди, А.А.Брянцев, В.Э.Мейерхольд, Вл.И. Немирович-Данченко, С.Г. Розанов, Г.Рошаль, К.С.Станиславский, Н.И.Сац, А.И.Таиров и др.; психологов: М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Н.С.Кон, З.Фрейд. Специфика театрального искусства, как искусства человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом творческого процесса, связанного, по определению Г.Гачева, с непрерывным «выпрямлением» человека, вырастанием индивида в человека, носителя всей сущности человечества. Через познание другого (личности, индивида) происходит собственное «выпрямление».
Ученые с разных точек зрения подходили к пониманию театрального искусства в жизни общества и влиянии его на развитие и формирование личности подрастающего человека. Видя в искусстве огромную силу, способную воздействовать на умонастроение общества, большое внимание уделяли театру, и театральному искусству знаменитые писатели и поэты, разных стран и эпох. Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал, что "театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу" человека. По мнению Вольтера, ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр. "Зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины" назвал театр бессмертный творец "Дон Кихота" Сааведра Мигель де Сервантес.
А.С.Пушкин как драматург и театральный деятель оказал решающее влияние на всю последующую историю театра. Глубина социально -психологических характеристик исторических персонажей, умение динамически строить действия, а не рассказывать о нем, богатство и красочная образность языка - все это остается, по сей день образцом в драматургии. Теоретические работы А.С. Пушкина, его размышления об актерском мастерстве в театре стали основой будущей реформы театральной культуры, предпринятой К.С.Станиславским и его соратниками на рубеже XIX - XX столетий.
Театр занимал в жизни В.Г.Белинского значительное место именно потому, что он видел в нем «зеркало действительности», притом не простое, а своего рода «волшебное» зеркало, способное отражать жизнь в ее наиболее ярких, и наиболее действенных проявлениях. Театр выполняет в системе культуры социокультурную функцию, помогая человеку познать мир, в котором он живет и действует, познать себя, а на этой основе изменить себя и мир.
На данном этапе развития общества происходит переход от репродуктивной модели образования, к гуманистической, культуросообразной и личностно-ориентированной. Культуротворческие процессы общества определили культуросообразную модель образования, ориентированную на развитие творчества, социокультурного опыта личности ее мировоззренческих установок диалоговых способов познания мира (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, Т.М.Власова, С.В.Кульневич, Л.И.Маленкова, В.Малисова, С.В.Петерина, В.В.Розов и другие). Художественная культура в образовательной системе выступает мощным фактором развития личности (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.С.Каган, Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, Р.М.Чумичева и др.).
Театрализованная деятельность сегодня, когда образование приобрело личностно-ориентированную модель культуросообразного типа, выступает одним из сильных средств воспитания, которое отражает мир социальных отношений, взаимодействий человека и помогает преодолевать неуверенность, зажатость, скованность. Дети вступают в этот взрослый мир, еще не достаточно накопив социального и культурного опыта, и предстают в нем или как беспомощные, затерянные и растерянные, или же, как агрессивные, беспощадные, отвергающие и отметающие все вокруг. Театр становится тем пространством, которое устанавливает равновесие, гармонию между всеми и одним, между добром и злом, между вечностью и мгновением, между людьми и человеком. Театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она, во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами -движение, мимика, интонация, жесты, поза; в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.
Театральная среда является особенной в силу ее синтезированного характера, что является мощным фактором воздействия на личность.
В дошкольной педагогике проблеме театрализованной деятельности были посвящены работы ученых О.В.Акуловой, Л.В.Артемовой, Т.Н.Караманенко, С.Г.Машевской, Т.Г.Пеня, А.Петровой, Е.Р.Рагул, Б.П.Юсова и др. Анализ работ данных авторов позволил нам определить направления, сложившиеся в исследовании этого вопроса. Л.В.Артемова, предлагает использовать театрализованные игры, как сильное педагогическое средство, которое оказывает большое влияние на личность » ребенка. С.Г.Машевская рассматривает структуру театрализованной деятельности, которая включает три звена - сочинительство, исполнительство и восприятие. Это позволяет шире использовать творческие возможности детей, определяя их «актерский», «режиссерский» и «зрительский» потенциал. А.Петрова выделяет два аспекта близости драматической формы для ребенка, во-первых, драматическая форма «изживания впечатлений жизни», лежит глубоко в природе ребенка и находит свое выражение стихийно. Детские фантазии и образы не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Во-вторых, наблюдается связь всякой драматизации с игрой. Б.П.Юсов видит развитие ребенка средствами театра, т.е. ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность.
Анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы позволил нам обнаружить ряд противоречий:
-между содержанием дошкольного образования и особенностями театрализованной деятельности, позволяющей в дошкольном возрасте раскрыть творческие возможности ребенка и обеспечить ему приобретение опыта социальных взаимодействий;
-между педагогическими условиями дошкольного образовательного учреждения в организации целостной модели театрализованной среды и развитием у ребенка социокультурного опыта;
-между потенциальными возможностями ребенка - дошкольника, его образно - эмоциональным восприятием окружающего мира и педагогическими условиями театрализованной деятельности в становлении социокультурного опыта ребенка.
Поиск эффективных путей развития личности ребенка дошкольного возраста обусловил выбор темы нашего исследования «Педагогические » условия становления социокультурного опыта ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности».
Объект исследования: процесс становления социокультурного опыта ребенка дошкольника в театрализованной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия становления социокультурного опыта детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Анализ исследований определил проблему и цель работы.
Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий становления социокультурного опыта ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в силу образного восприятия мира, эмоциональных и творческих особенностей развития ребенка-дошкольника, его потребности в общении и притязании на признание в среде сверстников возможно становление у него социокультурного опыта как нравственного новообразования в специально созданных условиях, если:
•педагоги целенаправленно используют содержание театрализованной деятельности, в которое интегрированы ценности культуры (свобода, достоинство, интересы) как основы становления социокультурного опыта личности;
•обеспечивается интеграция социокультурных возможностей театра (образы взаимоотношений людей в сообществе, образцы моделей поведения и ценности личности) в театрализованную деятельность и художественно-эстетические виды деятельности дошкольного образовательного учреждения;
•разработанная система методов (диалоговых, игровых, имитационных, речевых, пластических), направлена на развитие творчества и способов самовыражения личности ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности;
•создана целостная образовательно-театрализованная модель как среда воспитания личности и становления социокультурного опыта ребенка-дошкольника;
•у детей сформирован интерес к театрализованной деятельности как условию творческого самовыражения в детском сообществе.
Задачи исследования:
1. Выявить степень разработанности проблемы театрализованной деятельности как культурного феномена и условия становления социокультурного опыта дошкольников;
2. Изучить особенности организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как среды становления социокультурного опыта;
3. Выявить особенности содержания социокультурного опыта дошкольника в театрализованной деятельности.
4. Определить оптимальные условия становления социокультурного опыта ребенка в театрализованной деятельности.
Методологической и теоретической основой нашего исследования являются идеи гуманистического образования, обуславливающего развитие ценностей личности средствами искусства (Е.В.Бондаревская, В.С.Библер, Т.И.Власова, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, В.В.Розов, Т.В.Холостова и др.); философские положения о художественных возможностях театра как фактора воспитания личности (Р.Х.Баталов, Г.Гегель, И.В.Гете, Д.Дидро, С.А.Изволина, Т.Лессинг, В.И.Немирович-Данченко, К.С.Станиславский, Р.Штайнер и др.); исследования вопросов театрализованной деятельности как условия развития личности ребенка дошкольника (М.В.Воробьева, Л.И.Иванцова, СХА.Коржакова, А.Б.Никитина, Р.К.Сережникова); психолого педагогическое учение о потенциальных творческих возможностях ребёнка-дошкольника (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Л.С.Компанцева, Н.Н.Палагина и др.); теоретические положения о социокультурной среде как пространстве развития личности (В.А.Петровский, Р.Б.Стеркина, Р.М.Чумичева, Б.П.Юсов и др.). Научная новизна исследования заключается в том, что:
-разработана модель образовательно-театрализованной среды дошкольного учреждения в контексте гуманистической кулыуросообразной парадигмы образования, состоящая из четырех основных компонентов: специально-организованных интегрированных видов деятельности (учебно- познавательной, художественно- эстетической, театрализованной); совместно развернутой театрализованной деятельности (взрослые-дети); театрализованной среды наполненной атрибутами театра; индивидуальной среды самосозидания и самовыражения;
-определены принципы организации образовательно театрализованной среды в дошкольном учреждении (гуманизации, ценностной ориентации, интеграции), обусловливающие развитие социокультурного опыта ребёнка;
-определены ценностные основы содержания театрализованной деятельности (свобода, достоинство, интересы, творчество и др.);
-обоснована необходимость и возможность интеграции театра как образа социальных взаимоотношений людей в образовательную среду дошкольного учреждения;
-определено понятие «социокультурный опыт ребенка-дошкольника» как нравственное новообразование, возникшее благодаря наличию способов презентации, адаптации себя в сообществе сверстников, и коммуникаций в процессе театрализованного действия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны педагогические условия организации театрализованной деятельности в дошкольном учреждении: содержание театрализованной деятельности; формы и виды организации театрализованной и художественно-эстетической деятельности (путешествия, экскурсии, имитации и др.); методы актуализации социокультурного опыта старших дошкольников в театрализованной деятельности (диалоговые, игровые, имитационные, коммуникативные и стимулирующие); разработаны методические рекомендации практическим работникам к организации интегрированной образовательно-театрализованной среды.
Достоверность и обоснованность результатов обоснованы научно-теоретическими подходами к постановке проблемы исследования; адекватными методами исследования, соответствующими целям и задачам.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятие «социокультурный опыт ребенка-дошкольника» как социальное и нравственное новообразование, возникшее благодаря наличию способов презентации, адаптации себя в сообществе сверстников, коммуникаций в процессе театрализованного действия, характеризуется ролевым и игровым поведением, представлениями о нравственных правилах и ценностях, гуманными взаимоотношениями, развернутыми речевыми коммуникациями.
2. Модель образовательно-театрализованной среды, представляющая собой целостную систему, интегрированную в образовательный процесс дошкольного учреждения, отражающую ценности образа жизни людей и их социокультурный опыт. Она состоит из компонентов: содержательно-целевого (интеграция ценностей культуры в содержание театрализованной деятельности), технологического (интеграция художественно-познавательной, художественно-эстетической и театрализованной деятельности), средового. Образовательно театрализованная модель в нашем исследовании строилась на принципах: гуманизации, центрирующей ребенка в мире детства и в мире взрослых, обеспечивающей ребенку взращивание собственной свободы, достоинства и самоуважения; ценностной ориентации, раскрывающей общечеловеческие ценности театрального искусства и личностные ценности; интеграции, определяющей целостность образовательного процесса и развития личности. Ценность образовательно-театрализованной среды заключена в том, что она создает условия для приобретения социокультурного опыта взаимодействия в сообществе сверстников и взрослых, где ребенок проявляет такие ценности как свобода, достоинство, интересы, используя в качестве средств реальные и театрально-игровые образы и способы коммуникаций. Развивающий эффект обеспечивается активностью ребёнка в присвоении способов коммуникаций, средств самовыражения и целенаправленной организации воспитателем условий для приобретения ребёнком социокультурного опыта.
3. Содержание театрализованной деятельности, рассматриваемое нами в качестве развивающего средства социокультурного опыта дошкольников, интегрируется во все виды познавательной и художественно-эстетической деятельности, Оно представлено нравственными (доброта, уважение, взаимопомощь, сочувствие и др.) и эстетическими (красота, гармония, созвучие и др.) ценностями, средствами и способами изображения образов людей и их взаимоотношений в жизненных ситуациях, взаимодействиями персонажей литературных произведений. Развивающий эффект содержания театрализованной деятельности достигается насыщением его ценностями, как личностными ориентациями, способами взаимодействия и отношений детей, составляющими основу развития социокультурного опыта ребенка и обеспечивающими ему социальную и художественную активность. Театрализованная деятельность рассматривается нами как культурное явление, отражающее гуманные ценности и личностные смыслы, определяющие становление социокультурного опыта личности.
4. Система методов воспитания социокультурного опыта ребенка в театрализованной деятельности представляющая собой:
•методы воспитания интереса к театру и театрализованной деятельности - проблемные ситуации; драматизация; экскурсии.
•методы воспитания личностных качеств (доброжелательность, коммуникабельность, творчество) - беседы, диалоги, ролевое поведение, перевоплощение;
•методы воспитания культуры взаимоотношений детей и их социокультурного опыта - имитация, моделирование, коммуникации, проектирование и др. Эффективность методов обеспечивается активностью дошкольников, образностью их восприятия мира, подражательностью, целенаправленностью деятельности педагога.
Этапы исследования:
1 этап - теоретико - аналитический (1996-1997), на котором был осуществлен теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Основными методами исследования выступили: сравнительный анализ, умозаключения, классификация и дифференциация материала;
2 этап - констатирующий (1997-1998), на котором изучались: 1.социокультурный опыт ребенка, проявленный в театрализованной деятельности; 2.организация взаимодействия ДОУ и детских театров; 3. определилась теоретическая модель образовательно-театрализованной среды ДОУ; особенности организации взаимодействия ДОУ и детских театров; театральной деятельности дошкольных учреждений; определилась теоретическая модель образовательно-театрализованной среды ДОУ. Методами исследования выступили: анкетирование, интервьюирование, проектирование, диагностические методики. этап - формирующий, контрольный (1998-2004), где апробировалась теоретическая модель образовательно-театрализованной среды, методы становления социокультурного опыта ребенка в театрализованной деятельности, исследовалась динамика становления социокультурного опыта ребёнка. Методы исследования: проектирование, сравнительный анализ, педагогический эксперименты, описание результатов и окончательное оформление работы.
Базой исследования выступили дошкольные образовательные учреждения гг. Ростова-на-Дону №№ 13, 15, 50; Батайска №№ 11, 16. В эксперименте участвовало 750 детей седьмого года жизни и 120 педагогов ДОУ.
Обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечивались методологической обоснованностью исходных позиций, характером изучения театрализованной деятельности как среды становления социокультурного опыта ребенка, применением методов адекватных предмету и задачам, среди которых ведущее место занимает опытно-экспериментальная проверка, внедрением результатов исследования в воспитательную работу дошкольных образовательных учреждений.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики РГПУ, на научно-практических студенческих конференциях в 1998 -2004 гг.; на VI международной конференции «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство» г.Санкт-Петербург, на Х-ХІ международных конференциях «Ребенок и культура» г.Санкт-Петербург (1999,2003,2004 гг.); отражены в публикациях «Моделирование образовательного пространства» Межвузовский сборник научных трудов (Выпуск 3) 1998 год, научных трудов ЮО РАО (2003, 2004 гг.).
Театр как социокультурная среда воспитания личности.
Театр, как явление, воспитывающее личность, всегда вызывал интересы видных мыслителей, актеров, режиссеров каждой эпохи и каждого цивилизованного общества. В работах философов отражались ценности театра в культурной жизни общества, история его развития (Т.А.Апенян, М.М.Бахтина, М.А.Бердяева, Р.Х.Баталова, С.А.Изволиной, И.П.Лукшина, М.С.Кагана, Г.Н.Поспелова, Т.В.Холостовой и др.). В работах русских педагогов рассматривались вопросы, раскрывающие педагогическую ценность и значимость театра в образовании и воспитании подрастающего поколения (Н.Ф.Бунакова, В.П.Острогорского, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого и др.). В трудах деятелей искусств раскрывались вопросы русского театра, периоды его развития, структура, особенности (М.О.Кнебель, С.В.Образцова, Г.В.Морозовой, Н.И.Сац, К.С.Станиславского и др.). В исследованиях психологов раскрывались психологические механизмы развития личности в процессе восприятия театра и его роль в развитии творчества, самостоятельности (Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, В.С.Мухиной, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова и др.). В исследованиях современных педагогов в области дошкольного образования, изучались театрализованная деятельность, ее структура, средства создания театрального образа дошкольниками, методы развития творчества (Н.В.Ермолаевой, Р.И.Жуковской, Л.И.Иванцовой, О.А.Коржовой, М.Л.Козыревой, Т.С.Комаровой, А.В.Луценко, А.Б.Никитиной, Е.Р.Раугул, Л.С.Фурминой, Р.М.Чумичевой и др.). Для нас, особое значение приобретает педагогический аспект данного явления. В работах мы находим точки зрения авторов, определяющих ценность театра и те педагогические принципы, являющиеся основополагающими для построения театральной среды в образовательных учреждениях.
Театр является одним из древних видов искусства, которыми владеет человечество. Он собрал под своим кровом все виды искусств, объединяя их в гармоническое целое. Живопись, музыка и другие виды искусства, каждое из которых в отдельности может действовать неотразимо на душу человека. В театре же все виды искусств соединены воедино, и поэтому действие их еще сильнее. Сила театра в том, что он коллективный художник, в нем синтезирована творческая работа поэтов, музыкантов, танцоров, декораторов, костюмеров. Вместе с тем искусство театра -собирательное, и в этом также его сила (К.С.Станиславский).
Театр пользуется одновременно средствами всех без исключения искусств: литературы, живописи, архитектуры, пластики, музыки, танца, которые он собирает в своем храме. По мнению Гегеля, театр в культуре выполняет функцию, помочь человеку, человечеству познать мир, в котором он живет и действует, познать себя, а на этой основе изменить себя и мир. Театр наглядно показывает характеры и судьбы людей, мотивы их поступков, связи человека и общества и разъясняет их при помощи образов, действий.
В работах философов С.А.Изволиной, М.С.Кагана, Т.В.Хвостовой театр рассматривается как « царство особых зеркал, в которые смотрится человек. В отражениях он узнает себя, свое окружение, свой мир, узнает свои поступки, желания, стремления. Он как бы включается в представления, начинает жить жизнью героев драмы или комедии, начинает глядеть на себя со стороны. И, познав глубже, благодаря углубленному отстранению, себя, мотивов своих действий, закономерностей бытия, меняется. Находит внутренние ответы на мучающие его вечные вопросы жизни и смерти, смысла человеческого существования, смысла мира». (46, С.6-7). Без философского осмысления бытия театра невозможно определить функцию воспитания человека, формирования его мировоззрения. Театр выступает моделью мира и человека, где зритель, сопереживая происходящему действию, активизирует свои сознание и волю, включается в социальную действительность, возвышается над ней и осмысляет ее ценности и личностные смыслы.
Искусствоведческая литература трактует по-разному дефиницию «театр» как: Синтетическое искусство, которое оказывает многостороннее воздействие на восприятие зрителя посредством актерского исполнения, пластического, цветового, изобразительного, музыкального решения (Е.Б.Вахтангов, В.Э.Мейерхольд, К.С.Станиславский, А.Я.Таиров и др.). Наглядная форма художественной жизни, где идею и образ раскрывает актер своим творчеством, а зрители при этом становятся соучастниками творческого процесса (Р.Х.Баталов, Н.А.Добролюбов, Г.И.Куницын, Г.Н.Поспелов, Н.Г.Чернышевский и др.). Искусство действия, присущее всем видам и жанрам театрального искусства (А.А.Гончаров, А.Д.Попов, К.С.Станиславский, Б.М.Теплов, Г.А.Товстоногов и др.). Коллективное творчество, целью которого является донести до зрителя замысел автора (С.А.Изволина, М.С.Каган, Б.А.Смирнов, Т.В.Холостова и др.).
Театрализованная деятельность как условие становления социокультурного опыта ребенка дошкольника
Психологической основой организации театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях являются особенности восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра.
Еще Аристотель, обратил внимание на своеобразное переживание, возникающее у человека при восприятии трагедий, и назвал его «катарсисом». Л.С.Выготский, рассматривал это чувство как основную особенность любого художественного восприятия. Как показывают результаты психологических исследований, ребенку доступно восприятие произведений искусства и их элементарная эстетическая оценка (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.). «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности», - писал В.А.Сухомлинский. (136, с. 173). Разумеется, сила воздействия искусства на человека во многом зависит от того, в какой мере он способен глубоко чувствовать и понимать искусство. Формирование такой способности является обязательным условием полноценного использования воспитательных возможностей искусства.
В своих исследованиях Н.Е. Щуркова рассматривает восприятие как предметное восприятие окружающей действительности и ценностное восприятие мира. По мнению автора, предметное восприятие - это непосредственное отражение в сознании человека окружающих объектов в их ограниченной контурами конкретной материальной форме. При предметном восприятии объекта видится цвет, объем, функциональное назначение объекта и др. Ценностное восприятие понимается автором как восприятие действительности, сопровождаемое проживанием отношения к объектам действительности как некоторой ценности для жизни человека. При такого рода восприятия мира субъект направляет свое внимание на роль объекта в жизни человека, на значимость объекта для счастливого проживания на земле, на скрытое внутреннее назначение объекта.
Педагогические исследования подтвердили выводы психологов о том, что дети могут воспринимать содержание произведения искусства на основе выделения, прежде всего, элементов художественной формы. Во многих исследованиях доказана доступность понимания выразительных средств в разных видах искусства, возможность формирования у дошкольников способности воспринимать различные образы: в музыкальном искусстве (Н.А.Ветлугина, И.А.Дзержинская, К.В.Тарасова и др.), изобразительном (В.А.Езикеева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Л.В.Пантелеева, Н.Б.Халезова, Р.М.Чумичева и др.) в театрализованном (Л.В.Артемова, С.Г.Машевская, Т.Г.Пеня, Б.П.Юсов).
Развитие театрализованной деятельности тесно связано с развитием восприятия сценического искусства. Исследования А.Г.Ананьева, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова и др., доказали зависимость восприятия ребенка от деятельности. Восприятие у детей дошкольного возраста развивается по мере того, как ребенок овладевает в начале элементарными, а затем и более сложными видами деятельности. Восприятие художественного образа произведения искусства носит у детей активный характер: ребенок мысленно принимает участие в действиях героев, переживая их радости и неудачи. При восприятии произведений искусства возникают художественные эмоции, проявляется творчество. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Хотя оценочные суждения детей дошкольного возраста примитивны, они свидетельствуют о возможности развития у них умения чувствовать красивое и передать свое отношение к красоте мира эмоциональным состоянием (настроение, аффективная реакция), суждениями, результатами продуктивной деятельности (рисунок, рассказ). Б.М.Теплов, изучая способности детей дошкольного возраста, отмечает тесную взаимосвязь эмоциональных переживаний и осмысления искусства. «Понять художественное произведение - значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его, и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства: без него оно невозможно». (139, с. 14).
По мнению Целмс Е.М., процесс художественного восприятия длителен. Он начинается еще до восприятия в виде установки. Уже на этом уровне проявляются многие факторы - как социокультурные, так и индивидуально-личностные (прошлый опыт и знания, оригинальность, актуальность проблемы). Само восприятие, или период прямого контакта с произведением, начинаясь с первого впечатления, с восприятия внешнего материального слоя, идет в глубь художественных смыслов и заканчивается целостным впечатлением от произведения. Постижение смысла есть акт творческий, т.к. реально произведение существует лишь как материальный предмет. Воспринимая предметную форму, человек должен сам не только понять, что происходит на сцене, но и, ведомый художником, воссоздать в душе те смыслы, идеи, переживания, которые несет художественное произведение, - человек должен войти в духовный мир другого, т.к. художественное произведение есть выражение другого «Я». Человек, может принять и понять этот мир, радоваться и страдать вместе с ним, но может, и спорить, и сердиться. Это и есть то, что называют диалогом, общением. Только таким путем художественное произведение приобретает для человека особую ценность, становясь основанием для его духовной работы. (Целмс Е.М.). На наш взгляд, весьма важно наполнить детский опыт жизни смыслами, которые он воспринял, и которые изменят его внутренний мир.
Особенности восприятия театра детьми старшего дошкольного возраста
При решении первой задачи констатирующего этапа исследования на первой серии нам важно было выяснить общие представления детей о театре и его значимости в жизни людей. Анализ детских ответов, полученных в ходе беседы, позволил выявить следующую картину. Более 80% детей особенно из рабочих семей не посещают театр, а 20% детей посещают театр, но крайне редко и не систематически. Такое состояние дел объясняется, с одной стороны, социально-экономическим кризисом в России, который коснулся семей различного уровня - рабочих, служащих, с малым и высоким достатком. Родители сегодня заняты хлебом насущным, но забывают о «хлебе духовном» - культуре, искусстве, книгах. Этот «духовный хлеб», с его ценностями становится доступным лишь единицам в нашем обществе. Мы пришли к выводу, что не все дошкольники получают возможность посмотреть спектакль, концерт в театре по объективным причинам - отсутствие самих театров в маленьких городах и сельской местности. Не используется возможность посетить спектакль и в тех городах, где есть свой театр. Это связано не только с социальными причинами (далеко проживают от театра, дорогие билеты и др.), но и педагогическими: низким уровнем культуры семьи, недооценкой роли театрального искусства в воспитании детей со стороны педагогов дошкольного учреждения. Тогда, на наш взгляд, государство в лице образовательных учреждений должно взять на себя функции культурного просвещения и развития детей средствами театра.
Что касается вопроса «Что такое театр?», большинство детей ответило правильно (75%). Понятие театра в детских представлениях связано в основном с его функциями и назначением: «Показывают сказки», «Выступают артисты»; с созданием определенного настроения, «Там весело». Однако, отмечая те или иные существенные признаки театра, 80% детей не смогли раскрыть основного его назначения - познание себя через другого человека. Выявленное нами противоречие между тем, что дети в большинстве своем не посещают театр, но имеют представления о его назначении, объясняется организацией театрализованной деятельности в образовательном процессе дошкольного учреждения. Сегодня государственный образовательный стандарт ставит педагогов в ситуацию обязательного знакомства дошкольников с театром и средствами его выразительности.
Однако, беседуя с детьми об основной атрибутики театра -декорациях, костюмах, гриме, музыке и театральных профессиях, мы выяснили, что дети выделили основные средства - музыку, речь, костюмы. Дети не упомянули о декорациях, гриме, а о профессиях театра могли сказать лишь об одной - артист. Это говорит о том, что дети выделили самые яркие театральные средства выразительности, а вспомогательные для них являются не видимыми и отсутствующими в их детском опыте. Мы видим возможность разработки методики, которая позволила бы детям узнать и использовать в собственной театральной деятельности разнообразные средства театра.
Изучая представления детей о ценностях театра с помощью вопроса «Для чего люди ходят в театр?», мы обнаружили, что 42% детей понимают его гедоническую ценность - получение эмоциональных впечатлений, хорошего настроения: «Там куклы веселее всех», «Все веселятся», «Можно смеяться». В то же время 45% детей ориентировались на личные потребности: «Можно купить вкусное», «Играть и бегать». Лишь незначительный процент детей (13%), выделили значение театра для формирования нравственной самоценности: «Вижу добрые поступки», «Встречаюсь со смелыми героями». Это дало нам возможность предположить, что дети дошкольного возраста способны понимать ценностный смысл театра и его роль в жизни людей. Наши данные созвучны с показателями в исследованиях Р.И.Мирошкиной, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной, Р.М.Чумичевой о том, что детям дошкольного возраста доступно понимание духовных ценностей, отраженных в произведениях искусства.
Изучая отношение детей к театру - «Нравится ли тебе театр, и почему?», мы обратили внимание на то, что 75% детей ориентировались на воспоминания, связанные с собственным эмоциональным опытом «весело», «смешно». Это говорит о том, что театр как явление эмоциональное созвучно эмоциональной природе ребенка, поэтому ему и легко воспринять мир чувств героев спектакля. Нам представляется, что именно этот факт позволит нам искать в театрализованной деятельности пути и способы развития аффективной стороны «Я». Небольшой процент детей мотивировали свой интерес к театру его познавательностью «Можно узнать новое, интересное видели, узнали, кто и что умеет делать и т.п.» (5%). Некоторые дети ответили, что им не нравится театр, но не смогли объяснить почему (20%). Это как раз те дети, которые никогда не были в театре, а в детском саду проявляют слабый интерес к театральным играм.
Вопрос «Что бы ты хотел узнать в театре о других и о себе?», вскрыл противоречивые ответы детей. Почти все ребята хотели узнать о героях, которых они видели в спектакле, что с ними произойдет в будущем, а почему они поступили так или иначе. Что же касается части вопроса узнать о себе, большинство детей не смогли раскрыть его, а ограничивались некоторыми отвлеченными суждениями: «Кем я буду, когда вырасту?», «А что мне мама купит?». В целом, осуществляя качественный анализ данных, мы обнаружили достаточно низкий уровень представлений детей о театре, но и потенциальные возможности использования его как эмоционального средства развития «Я» ребенка и становления его социокультурного опыта.
Развитие ребенка и становление его социокультурного опыта в театрализованной среде дошкольного образовательного учреждения
На формирующем этапе исследования нами создавались условия для апробации модели образовательно-театрализованной среды дошкольного учреждения, в которой осуществлялось развитие детей 7-го года жизни и обеспечивалось становление социокультурного опыта ребенка. В связи с тем, что в среде были представлены специально организованные виды деятельности, в которых накапливались и систематизировались представления детей о театре, содержании спектаклей, их героев и средств создания образов, нами были выявлены в ходе эксперимента особенности становления этих представлений у детей..
В занятиях не тему «Что такое театр?» дети вначале ограничивались рассказом о том, что «театр - это там, где показывают спектакли» (Таня Г.); «там весело и интересно» (Игорь Д.) и т.д. К теме театра в ходе эксперимента мы обращались постоянно. Это содержание знаний составляло часть каждого занятия. Это связано с тем, что мы хотели сформировать в представлениях детей понятие о том, что театр - это отражение жизни людей, в нем можно научиться посредством художественных образов - дружить, разрешать споры, узнавать других людей и т.п. Знакомя ребенка с театром, как культурным сооружением совершая экскурсии мы знакомили детей с декорациями, сценой, старинными народными костюмами, встречались с актерами. Актеры показывали как гримируются, где переодеваются, как выходят на сцену. На первых занятиях основными методами наиболее эффективного формирования представления детей выступили интегрированные рассказы педагога, имитация, драматизация детьми отдельных эпизодов рассказа и рисунков художников о театре.
На занятии «Ожившие литературные герои» мы обнаружили, что дети проявили устойчивый интерес к драматизации литературных сюжетов. Мы использовали этот интерес детей с целью обучения их умению строить различные развернутые конструкции речи. Нами были выявлены такие закономерности: дети начинают самостоятельно составлять конструкции диалоги того или иного героя в том случае, если они приобрели навык слышать подобные речевые конструкции во многих литературных произведениях. Учитывалась точность построения детьми предложений за счет применения в ходе эксперимента моделей, схем, конструкции высказываний ребенка или героя средствами разработанных знаков (см. приложение).
Хотелось бы отметить, что в исследовании Л.А.Запорожца, Е.Я.Базик, И.И.Иванец отмечалась эффективность таких методов в речевом развитии ребенка. Мы объясняем это тем, что у ребенка постепенно складывается планирующая функция речи и приобретается опыт оперирования различными конструкциями. В нашем исследовании было важно сформировать такой опыт у детей для обеспечения им возможностей самостоятельно в творческих театрализованных видах деятельности импровизировать и строить диалоги по ролевой и реальной ситуации.
Дошкольный возраст - это период, когда дети проявляют самостоятельность, активность в поиске своего места среди сверстников, интересного вида деятельности, способов преобразования своего внешнего вида деятельности. Существует устойчивое мнение, что дети - все артисты. Кто-то, и таких большинство, хочет и любит пообезьянничать, стремиться привлечь к себе всеобщее внимание, но есть и такие, кто не хочет этого. Публичное творчество привлекает далеко не всех. Для предоставления условий всем детям реализовать свои потенциальные возможности в театрализованной деятельности, мы обратили внимание в ходе исследования на такие виды «дополняющие театрализованную деятельность», как «музыкальное сочинительство» и «декорирование спектакля». Эти виды деятельности на протяжении всего периода эксперимента были выбраны детьми застенчивыми, но способными проявляющими повышенный интерес к музыке или изобразительной деятельности (Ксения С, Саша Б., Юра 3., Надя Л. и др.). Следует заметить, что, объединившись в группу, они с самого начала самостоятельно смогли придумать, «сочинить» музыку к тому герою, которого изображали дети. «Музыкальная импровизация» стала в последствии самым любимым детским занятием, которое эти же дети превратили в «концерты», «премьеры» и т.п.
Декорирование спектакля, по сравнению с музицированием, оказалось более сложным, несмотря на то, что многие дети любят рисовать. Это связано с тем, что старшим дошкольникам еще сложно подчинять изобразительную деятельность, литературному замыслу. В ходе эксперимента, выявив эту проблему, мы разработали для детей вспомогательные схемы, отражающие основной, декоративный фон, который дети лишь дополняли, раскрашивали (см. приложение).
На начало формирующего этапа исследования непроизвольно сложились три группы детей, которые самореализовывались в образе музыкантов, художников, актеров. Мы обратили внимание, что музыка и декорации помогали детям более свободно действовать перед «зрителями», находить слова и конструкции предложений для диалога друг с другом. Следует заметить, что все занятия по ознакомлению с театром, по разучиванию ролей, «репетиции» и т.п. необходимо проводить или в театре (если он имеется в ДОУ), или в созданном детьми и педагогом импровизационном театре. Это помогает ребенку значительно быстрее войти в роль, наполнить ее не только диалогами, но самое главное эмоциями, собственным отношением, естественностью движений.