Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей
1.1. Коммуникативные умения как объект психолого-педагогических исследований 13
1.2. Коммуникативные умения воспитателя и музыкально-фольклорная деятельность 30
1.3. Педагогические условия и методика формирования коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности 47
ГЛАВА II. Методическое обеспечение процесса формирования коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности
2.1. Задачи и организация экспериментальной работы 62
2.2. Выявление уровня проявления коммуникативных умений у студентов на начальном этапе обучения (констатирующий этап эксперимента) 71
2.3. Методика формирования коммуникативных умений у студентов в музыкально-фольклорной деятельности (формирующий этап эксперимента) 87
2.4. Динамика изменения уровня развития коммуникативных умений у студентов (контрольный этап эксперимента) 105
Выводы 119
Библиография 124
Приложения 146
- Коммуникативные умения как объект психолого-педагогических исследований
- Коммуникативные умения воспитателя и музыкально-фольклорная деятельность
- Выявление уровня проявления коммуникативных умений у студентов на начальном этапе обучения (констатирующий этап эксперимента)
- Методика формирования коммуникативных умений у студентов в музыкально-фольклорной деятельности (формирующий этап эксперимента)
Введение к работе
Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки студентов дошкольных отделений педагогических колледжей тесно связан с решением проблемы формирования коммуникативных умений. Воспитатель дошкольных образовательных учреждений является связующим звеном в коммуникативном процессе (воспитатель - ребенок, ребенок - воспитатель -ребенок, воспитатель - родители - ребенок и т.д.), поэтому ему необходимы умения воспринимать, понимать и оценивать все личностные проявления ребенка, настраивать детей на позитивный лад, включать в различные виды деятельности и др.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал, что коммуникативные умения будущего педагога исследуются в различных аспектах: при определении профессиональной компетентности учителя, в структуре педагогических способностей и общения (Е. Н. Ильин, И. С. Кон, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, В. А. Сластенин А. И. Щербаков и др.), в процессе создания профессиограммы воспитателя дошкольных учреждений (Л. В. Поздняк, Л. Г. Семушина и др.), при освещении вопроса гуманизации отношений "взрослый - ребенок" (Р. С. Буре, Н. Д. Ватутина, Н. В. Кокорева, В. Р. Лисина, Л. Ф. Островская, Т. А. Репина,
A. П. Усова и др.), при выявлении особенностей взаимодействия воспитателя с
воспитанниками (О. Л. Алексеева, В. Н. Белкина, Р. Р. Ветчинская,
B. М. Иванова, Н. Л. Игнатович, В. Н. Макарова, С. А. Машкова,
C. В. Салыкова, О. X. Фролова и др.), в процессе формирования
профессиональной готовности и компетентности воспитателя
(Л. И. Берстенева, Г. И. Захарова, В. Е. Морозова, Н. Н. Нацаренус,
Н. В. Остапчук и др.). Авторы предлагают формировать коммуникативные
умения будущих учителей общеобразовательных школ с помощью ролевых
4
игровых ситуаций (О. Н. Гурьянова), иностранного языка (М. В. Белянина),
журналистики (В. А. Возчиков), информационного метаболизма
(Е. А. Румянцева), новых информационных технологий (А. Д. Чурсина), в условиях аудиторного и дидактического речевого общения (В. А. Кочетова, 3. И. Павицкая), в процессе работы с художественным текстом (Л. Б. Якушкина), на основе творческой рефлексии (Л. Г. Антропова), с использованием музыки и других смежных театру искусств: хореографии и живописи (Г. В. Вершинина, В. В. Самарич) и др. Проблема формирования коммуникативных умений у будущего воспитателя дошкольных образовательных учреждений средствами фольклора не была предметом специального исследования, она остается наименее изученной. Между тем, фольклор, в силу сложившихся исторических традиций, представляет собой уникальное художественное целостное образование, коллективно созданное в процессе творческого общения, в котором присутствуют как определенный смысл, так и эмоциональная окраска (Н. К. Мешко, Л. В. ЇНамина). Произведениям музыкального фольклора свойственна многовариантность бытования и импровизационность исполнения, что способствует развитию слухового восприятия, эмоциональной чувствительности, вокально-речевых умений, мимики и пантомимики, необходимых воспитателю для взаимодействия с ребенком.
В последнее время появился ряд исследований, ориентирующих будущих
воспитателей на использование средств народной педагогики (О. В. Акулова,
Н. С. Александрова, М. П. Астапшна, О. Н. Грачева, О. И. Давыдова,
3. О. Кекеева, Г. И. Колесникова, Е. И. Корнеева, Л. Л. Лашкова,
М. А. Михайлова, Г. П. Новикова, О. А. Соломенникова и др.). Ученые отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные черты: коммуникативность, человечность, связь с окружающей жизнью, высокое совершенство языка, традиционность (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина,
A. П. Усова, Е. А. Флерина и др.). Идея использования народного искусства в
воспитании подрастающего поколения нашла отражение как в психолого-
педагогической литературе (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, И. С. Кон,
Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. Н. Шацкая и др.), так и в
современных исследованиях, посвященных музыкальной фольклористике
(Э. Е. Алексеев, Е. В. Гиппиус, И. И. Земцовский, Л. Л. Куприянова,
Н. К. Мешко, А. В. Руднева, П. А. Сорокин, Л. Л. Христиансен, Л. В. Шамина,
B. М. Щуров и др.).
Однако музыкальный фольклор как средство формирования
коммуникативных умений воспитателя остается нереализованным, поэтому
исследование данной проблемы является актуальным и своевременным.
/ ,г Возникает противоречие: с одной стороны, фольклор обладает ярко
Kr./v/v-^''^" выраженной коммуникативной функцией, а с другой стороны, не исследованы
Ц\\.\\ v. возможности формирования коммуникативных умений у будущего
AY f
Отсюда вытекает проблема: каковы педагогические условия и методика формирования коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей средствами музыкального фольклора?
Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в выявлении, обосновании педагогических условий и экспериментальной проверке эффективности разработанной методики формирования коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей в музыкально-фольклорной деятельности.
А Объект исследования: Педагогический процесс, ориентированный на
формирование коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей в музыкально-фольклорной деятельности.
Предмет исследования: Педагогические условия и методика формирования коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей в музыкально-фольклорной деятельности.
Гипотеза исследования: Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста основано, прежде всего, на эмоциональном контакте. Рассматривая эмоциональную составляющую во всех группах коммуникативных умений (перцептивных умениях, собственно умениях общения, умениях и навыках педагогической техники), мы выделяем наиболее значимые - умения анализировать характер эмоциональных проявлений детей, входить в ситуацию общения, устанавливать положительные взаимоотношения с помощью интонации, мимики и пантомимики, регулировать эмоциональное состояние ребенка. Мы полагаем, что выделенные коммуникативные умения можно успешно формировать в музыкально-фольклорной деятельности при следующих педагогических условиях:
воспитания у студентов ценностного отношения к народной культуре в процессе восприятия, исполнения и творческой интерпретации произведений музыкального фольклора;
обогащения знаний студентов о фольклоре как коллективном искусстве, ориентированном на диалогическое общение; формирования умений интонационно-вариативной передачи музыкальных образов с целью осуществления коммуникативного воздействия на слушателя;
применения специально разработанной методики формирования коммуникативных умений в процессе изучения студентами музыкально-фольклорных дисциплин.
Задачи исследования:
-изучить теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений воспитателя средствами искусства;
- определить возможности развития коммуникативных умений у студентов в музыкально-фольклорной деятельности, разработать критерии их сформированности;
-выявить педагогические условия, необходимые для формирования коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей в музыкально-фольклорной деятельности;
-разработать методику, способствующую формированию
коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений в музыкально-фольклорной деятельности в процессе изучения различных дисциплин;
-экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий и разработанной методики.
Методологической основой исследования явились теоретические
положения философии, музыкознания, психологии и педагогики, в которых
рассматриваются категории: умение, способность, общение, деятельность. В
исследовании мы опирались на концепции деятельностного подхода к
развитию способностей и умений человека (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое и др.),
положение о возможности проявления способностей в "профессионально-
педагогической yмeлocти,, и их выражененности в "специфической
чувствительности" (Н. В. Кузьмина), определение структуры
коммуникативных умений учителя и воспитателя (И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, Л. Г. Семушина, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), особенности взаимодействия педагога дошкольного образования с ребенком (Р. С. Буре, В. Р. Лисина, Л. Ф. Островская, Т. А. Репина, А. П. Усова и др.), теории развития личности средствами искусства (А. Л. Баренбойм,
Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Т. С. Комарова, А. Ф. Лосев, В. Г. Ражников, О. П. Радынова, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая и др.), учения об интонационной природе музыки (Б. В. Асафьев, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Е. М. Орлова, Ю. Н. Pare, Б. Л. Яворский и др.) и музыкального фольклора (Н. Н. Гилярова, Л. Л. Куприянова, Н. К. Мешко, Л. В. Шамина и др.).
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ программ, методических пособий, выпускных квалификационных работ студентов, творческих заданий; педагогическое наблюдение; анализ опыта работы дошкольных образовательных учреждений по организации музыкально-фольклорной деятельности детей; тестирование, анкетирование, интервьюирование; педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
I этап (1995-1996) - поисково-теоретический.
Изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, отбор музыкально-фольклорного материала, определение методологического аппарата, формулирование рабочей гипотезы, выявление уровня развития коммуникативных умений у студентов выпускных групп дошкольного отделения.
II этап (1997-2001) - опытно-экспериментальный.
Подготовка и проведение констатирующего и формирующего эксперимента. Разработка критериев развития коммуникативных умений у будущих воспитателей. Апробация методики, направленной на формирование коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений в музыкально-фольклорной деятельности.
Ш этап (2001-2002) - заключительно-обобщающий.
Анализ, систематизация и обобщение материалов, полученных в ходе экспериментального исследования, оформление результатов, внедрение опыта работы в практику.
Научная новизна заключается в том, что
-раскрыты возможности музыкального фольклора в формировании коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей;
- разработана методика, ориентированная на формирование у будущих воспитателей дошкольных учреждений коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
-выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного формирования коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей в музыкально-фольклорной деятельности;
-разработаны критерии развития коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности, определены показатели их сформированности у будущих воспитателей.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что
-результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки педагогов дошкольного образования с целью формирования коммуникативных умений средствами музыкального фольклора;
-разработано методическое пособие для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, в котором нашли отражение теоретические положения диссертации, содержатся конспекты музыкальных занятий, сценарии праздников для детей дошкольного возраста;
-разработаны и апробированы программы дисциплин "Народное творчество", "Методика работы с детским фольклорным ансамблем".
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям педагогики, психологии, эстетики, музыкознания; применением методов, адекватных цели и задачам исследования; положительными результатами опытно-экспериментальной работы и их воспроизводимостью в других учебных заведениях.
Внедрение результатов исследования производилось на областной опытно-экспериментальной площадке "Рязанский педагогический колледж (РПК) - лицей - дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) № 119", в базовых ДОУ г. Рязани и Рязанской области, в Солотчинском детском доме.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения учебно-педагогической работы в Рязанском педагогическом колледже; через публикацию тезисов, статей, учебно-методической литературы и выступлений на региональной ("Культура и традиции Рязанского края: истоки нравственности, духовности, патриотизма". - Рязань, 1998), областной ("Многоуровневое педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы", - Спасск, 1999) и межрегиональных научно-практических конференциях ("Формирование национальной культуры педагога на современном этапе".-Смоленск, 1999; "Профессиональная подготовка учителя музыки". - Москва, 2000; "Актуальные вопросы фониатрии и реконструктивной хирургии гортани". - Москва, 2002; "Коммуникативные нарушения органов голоса, слуха и речи". - Москва, 2003; "Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования детей". - Орел, 2003; "Дошкольное образование в прошлом, настоящем, будущем". - Москва, 2003); на международном конгрессе ("Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке". - Москва, 2000).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование коммуникативных умений воспитателя дошкольных
образовательных учреждений: умений анализировать характер эмоциональных
проявлений детей, входить в ситуацию общения, устанавливать
положительные взаимоотношения с помощью интонации, мимики и
пантомимики, регулировать эмоциональное состояние ребенка, возможно в
музыкально-фольклорной деятельности при следующих педагогических
условиях:
воспитания у студентов ценностного отношения к народной культуре в процессе восприятия, исполнения и творческой интерпретации произведений музыкального фольклора;
обогащения знаний студентов о фольклоре как коллективном искусстве, ориентированном на диалогическое общение; формирования умений интонационно-вариативной передачи музыкальных образов с целью осуществления коммуникативного воздействия на слушателя;
применения специально разработанной методики формирования коммуникативных умений в процессе изучения студентами музыкально-фольклорных дисциплин.
2. Для успешного формирования коммуникативных умений в
музыкально-фольклорной деятельности эффективно применение метода
эмоционально-звукового взаимодействия, разработанного на основе метода
уподобления характеру музыки О. П. Радыновой и включающего в себя ряд
приемов:
сопоставления интонаций в различных произведениях искусств;
согласования интонационных компонентов в пении и речи;
соотнесения свойств звука и цвета;
диссоциации-ассоциации;
- уподобления эмоциональному состоянию ребенка.
3. Критериями развития коммуникативных умений являются: понимание эмоционально-образного характера произведений музыкального фольклора, понимание эмоционального состояния детей; передача эмоционального состояния средствами музыкального фольклора; регуляция эмоционального состояния.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложения.
Коммуникативные умения как объект психолого-педагогических исследований
Проблема формирования коммуникативных умений находится в центре внимания многих ученых-исследователей. Ведется поиск средств для нормализации общения, установления взаимоотношений на основе взаимопонимания между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Наибольшее распространение получило определение коммуникации как процесса передачи и обмена информацией [12,39, 164]. На сегодняшний день такая трактовка кажется достаточно узкой. Коммуникация (от , лат. communicatio - связь) - многогранный и многокачественный процесс духовно-психологической связи, возникающей в процессе общения между людьми, связанными обменом информацией (сообщения, идеи, знания, стратегии и т.д.). "Она может быть вербальной (словесной) и невербальной (несловесной)" [39, с. 130]. Коммуникация может рассматриваться в качестве межличностного общения, которое позволяет достигать наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами. При этом общение представляет собой не только акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и непосредственный эмоциональный контакт между людьми [Б. Д. Парыгин; 132, с. 28,198].
Однако некоторые авторы считают, что коммуникативная функция речи заключается только в передаче "интеллектуального, логического содержания" [140, с. 174]. Вообще, в словесном высказывании принято различать предметную информацию (рациональная) и информацию, которая несет модальность высказывания (эмоциональная), так называемый, "подтекст" смыслового значения. Обмен информацией идет, начиная от содержания речи, звучания голоса и заканчивая позой, жестом, мимикой лица. На определенном этапе выразительные движения перестают быть просто органической реакцией, на что справедливо указывал С. Л. Рубинштейн, движение "дифференцируется, преобразуется, развивается и превращается в тот исполненный тончайших нюансов язык взглядов, улыбок, игры лица, жестов, поз, движений, посредством которого и тогда, когда мы молчим, мы так много говорим друг другу". Именно тогда наиболее отчетливо видна связь выражения и воздействия. [150, с. 570]. Поскольку общение - это процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующий известной системы средств [Л. С. Выготский; 45, с. 51], то для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться [К. С. Станиславский; 168, с. 298].
В отечественной науке ученые начали заниматься исследованием общения еще в конце XIX - начале XX века. В. М. Бехтерев был одним из первых, кто настойчиво осуществлял идею комплексного изучения человека. Линия комплексных исследований проблемы общения получила продолжение в работах его учеников - В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева и др. В. Н. Мясищев правомерно обращал внимание на невербальный контекст взаимодействия, связанный с моментом обмена эмоциональными переживаниями, отраженными не только в речи, но и в мимике и пантомимике, которые требуют воспроизведения "огромного множества ассоциативных связей, насыщенных образами и эмоциональными компонентами" [116]. На стыке философии и психологии выполнены труды Б. Г. Ананьева, в которых большое место уделялось проблеме формирования коммуникативных черт характера, важных для развития мотивов, способов общения и познания самого себя (рефлексии) [10, с. 65]. Показательно, что он не только отмечал наличие тесной связи вербальных и невербальных средств общения, но и подчеркивал их взаимодействие с экспрессивными реакциями поведения (мимико-соматическими, интонационными и жестикулярно-техническими и т.д.) [11, с. 320]. Вербальные и невербальные компоненты общения также интересовали многих исследователей [55, 92, 96].
Внимание ученых конца 60-х-70-х годов было сосредоточено на коммуникативных аспектах человеческого взаимодействия, в том числе и на особенностях педагогического общения [1, 23, 27, 32, 71, 76, 85, 96, 115, 226]. В ходе осмысления категорий "общение" и "деятельность" сформировались две основные точки зрения. Одни авторы считали, что общение - это часть деятельности [11,75,97], другие отмечали, что общение - это нечто принципиально отличное, не тождественное деятельности [32, 100,132]. Б. Ф. Ломов писал о том, что в общении, в отличие от деятельности, имеют место субъект-субъектные, а не субъект-объектные отношения [99]. На наш взгляд, его замечание является существенным, так как, если субъект общения относится к другому участнику только как к объекту или средству достижения своих интересов, то в данном случае имеет место не партнерское межличностное общение, где в центре внимания находится личность, а всего лишь функционально-ролевое общение.
Коммуникативные умения воспитателя и музыкально-фольклорная деятельность
Одним из необходимых условий установления взаимоотношений между воспитателем и детьми, на наш взгляд, является эмоциональный контакт. С помощью невербальных средств коммуникации педагог способен воспринимать, понимать и оценивать психологическое состояние ребенка практически без слов, "лучше настраиваться на совместную деятельность и общение" [Р. С. Немов, 123, с. 436].
Воспитатель может понять эмоциональное состояние ребенка, его настрой на занятие определенным видом деятельности по вокально-речевой интонации голоса и выразительным движениям, которые только в совокупности раскрывают "подтекст" сообщения, его внутреннее содержание. Суждения об эмоциональном состоянии только на основании выражения лица часто оказываются сбивчивыми и ненадежными (А. Фелеки, Г. С. Лэнгфелд, К. Лэндис, М. Шерманн и др.). "Широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела, проявляются в выразительных движениях: мимике (вьфазительные движения лица), пантомимике (вьфазительные движения тела) и вокальной мимике (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)" [С. Л. Рубинштейн, 150, с. 566]. Поэтому будущему воспитателю важно научиться воспринимать и оценивать разнообразные эмоциональные проявления детей.
Проблема исследования эмоциональной сферы не является новой, ее изучением занимались такие ученые, как П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, Ж. Пиаже, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин. И. П. Павлов экспериментально доказал влияние эмоций на продуктивную работу коры больших полушарий головного мозга.
Н. М. Аксарина называла "хорошее эмоциональное состояние" показателем правильной организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста, поэтому советовала поддерживать у них настроение и активность, чтобы создавать положительные взаимоотношения между детьми и взрослыми [2, с. 73]. Результаты проведенного Н. Н. Поддъяковым исследования интеллектуальных возможностей детей подтверждают, что положительное эмоциональное состояние ребенка-дошкольника позволяет формировать у него прочные познавательные навыки [182, с. 12]. Внимательное отношение воспитателя к эмоциональному состоянию ребенка способствует нахождению оптимальных способов взаимодействия с ним [Р. С. Буре, 33], нетактичное вмешательство тормозит процесс психического развития ребенка и может привести к уничтожению самостоятельности и творчества детей [Е. А. Флерина, 191, с. 62].
Дети дошкольного возраста часто испытывают затруднения в восприятии окружающего мира, в использовании лексических средств, имеют недостаточно ясное звукопроизношсние, поэтому воспитателю следует научиться обеспечивать эмоциональный контакт, отзываться на переживания другого человека, подстраивать свои эмоции под эмоциональное состояние партнера [А. Н. Малюков, 104, с. 15].
В. А. Сухомлинский считал, что обостряет эмоциональную отзывчивость- музыка, в которой заключен эмоциональный источник мышления, пробуждающий энергию "даже у самых инертных детей" [171, с. 54-55], что также подчеркивали в своих работах музыканты-ученые в области дошкольной педагогики (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.). "Музыка есть эмоциональное познание" (Б. М. Теплов), и она обладает широкими возможностями "передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы", расширяет представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни [О. П. Радынова, 145, с. 24; 146, 7].
Коммуникативную функцию музыкального искусства, положительное влияние вокального искусства на развитие речевой коммуникации человека отмечали многие отечественные и зарубежные ученые-исследователи [28, 79, 117, 125, 160, 194, 209, 218, 219, 220, 223, 227, 228]. О том, что занятия музыкой, а особенно пением, стимулируют "дальнейшее развитие языка в области поэзии и чувства", захватывая "самые глубокие стороны внутреннего существа человека", - писал еще С. И. Миропольский в семидесятых годах XIX столетия. Нам близка его точка зрения на то, что "для пения не нужно особых дарований" и что все дети могут заниматься им "сравнительно успешно" [13, с. 45-46].
В нашем исследовании мы рассматриваем музыкальный фольклор как средство формирования коммуникативных умений у будущих воспитателей. Обращение к народному искусству оправдано как с точки зрения возвращения к духовным истокам, так и установления взаимопонимания и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. Содержание народных музыкально-поэтических произведений имеет текст и подтекст, информационную и эмоциональную стороны. В зависимости от жизненного опыта, настроения, состояния человека одна и та же песня может иметь разную эмоциональную окраску, проявляющуюся в вокально-речевой интонации и вьфазительных движениях, поэтому восприятие и исполнение фольклора позволит будущим воспитателям приобрести необходимый чувственно-эмоциональный опыт, поможет им ориентироваться в эмоциональном состоянии воспитанников. Многовариантность напева, свободное прочтение текста, обогащенное пластическими движениями, мимикой и вокально-речевой интонацией участников фольклорного коллектива, могут способствовать улучшению координации движений, повышению культуры общения, развитию креативных способностей студентов.
Выявление уровня проявления коммуникативных умений у студентов на начальном этапе обучения (констатирующий этап эксперимента)
С целью выявления уровня проявления коммуникативных умений у студентов выпускных групп дошкольного отделения в 1995-1996 учебном году было проведено исследование, которое осуществлялось на музыкальных занятиях в период прохождения студентами практики в дошкольных образовательных учреждениях. Из 10 обследованных студентов, 5 человек имели музыкальную подготовку (окончили музыкальную школу или студию) и получили дополнительно музыкальную специализацию (первая подгруппа). Остальные 5 студентов до обучения в педагогическом колледже не занимались музыкой (вторая подгруппа). Для определения уровня развития коммуникативных умений у будущих воспитателей использовалась шкала оценок по разработанным критериям. Результаты проведенного обследования выявили, что самые низкие показатели у студентов обеих подгрупп наблюдались по второму критерию - передача эмоционального состояния (см. Приложение 1, табл.1). Средний суммарный балл по данному критерию (после проведения двух занятий) у первой подгруппы студентов составил 4 балла, у второй подгруппы - 3, 8 балла. Сначала баллы выставлялись каждому студенту отдельно за организацию различных видов музыкальной деятельности детей, затем они суммировались, и выводился средний балл по трем выделенным критериям, в том числе и у подгруппы студентов в целом. Непосредственное общение с детьми на музыкальном занятии в дошкольном образовательном учреждении оказалось для большинства студентов довольно сложной задачей. Они не смогли увлечь детей музыкальной деятельностью, поднять их эмоциональный тонус. Студенты были скованны в движениях и мимических проявлениях, пользовались ограниченным запасом вокальных и речевых интонаций, довольствовались незначительным проявлением эмоций у детей. Тон общения с детьми был однообразный, скорее заискивающий или с оттенком снисходительности, чем дружеский. В обеих подгруппах были выявлены случаи использования авторитарного стиля и менторского тона. При проведении самоанализа многие студенты отрицали отмеченный факт. Достаточно высокий балл все студенты получили по первому критерию: понимание эмоционального состояния детей. Здесь средний балл каждой из подгрупп составил соответственно 5, 1 и 5 баллов.
Во время проведения музыкальных занятий с детьми было выявлено низкое качество исполнения некоторыми студентами детского песенного репертуара: маловыразительное пение, нечеткая дикция, фальшивая интонация, сип в голосе, ключичный тип дыхания и др. Средний балл по третьему критерию у обеих подгрупп составил 4, 4 и 4, 3, то есть примерно равное количество баллов. Полученные данные по первой подгруппе оказались несколько неожиданными: студенты, имеющие музыкальную подготовку, успешно исполняющие на учебных занятиях и зачетах песни для детей дошкольного возраста с аккомпанементом, романсы, сложные хоровые партии, в своей практической деятельности слабо справлялись с детским репертуаром, когда выступали в роли воспитателя, а не музыкального руководителя. Во" время пения с движением у них "терялись" либо вокальные умения, что особенно отчетливо проявлялось у студентов, не имеющих музыкальной подготовки, либо эмоциональная окраска голоса и выразительность движений.
Во второй подгруппе одна из студенток набрала наименьшее количество баллов - всего 9, 6 балла по сравнению со студентами первой подгруппы, где самый низкий балл по сумме трех показателей составил 10,4 балла. Однако, значительных расхождений между показателями развития коммуникативных умений у обследуемых 10 студентов дошкольного отделения не обнаружено, так как средний балл первой подгруппы по трем критериям составил 13,5, а второй подгруппы - 13,1 балла из 18 максимально возможных по сумме баллов трех критериев, что соответствует среднему уровню проявления коммуникативных умений воспитателя по разработанной шкале критериев (см. Приложение 1, табл.1). Ниже, в качестве примера приведен фрагмент музыкального занятия, проведенного одной из студенток первой подгруппы.
Методика формирования коммуникативных умений у студентов в музыкально-фольклорной деятельности (формирующий этап эксперимента)
В ходе анализа психолого-педагогической и музыковедческой литературы по проблеме исследования, результатов, полученных в процессе предварительного исследования, на констатирующем этапе эксперимента, было установлено, что для успешного формирования коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности у будущих воспитателей должны быть созданы соответствующие педагогические условия. Обогащение знаний студентов о народном искусстве, приобретение ими умений общения с детьми дошкольного возраста невозможно без положительного отношения к народной культуре, которое необходимо прививать в течение всего периода их обучения.
Суть предлагаемой методики, направленной на формирование коммуникативных умений у студентов в музыкально-фольклорной деятельности, заключается в активном использовании такого механизма коммуникативного поведения, как уподобление, который позволяет найти подход к каждому ребенку. Педагог обеспечивает высокий уровень сознательности студентов на основе логического анализа и оценки предлагаемого им учебного материала. Разработанные различные задания на сопоставление студентами вокально-речевых интонаций, соотнесение их с определенным настроением человека, помогают им в профессиональной деятельности понимать эмоциональное состояние ребенка с целью проникновения в его внутренний мир. Выведение ребенка из неблагоприятного состояния осуществляется не в результате внушения или принуждения, а через сопереживание (эмпатию) и психическое заражение, тем самым, создается эмоционально-энергетический обмен в процессе коммуникации. Одной из основных особенностей методики является обеспечение взаимосвязи вокально-речевых умений, мимики и пантомимики в музыкально-фольклорной деятельности, что способствует развитию эмоциональной чувствительности у будущих воспитателей, так как поиск ими тембровых красок звучания голоса активизирует различные органы чувств. В этом случае происходит не только тонкая дифференциация музыкально-слуховых впечатлений, но и их обобщение. Методика направлена на формирование коммуникативных умений у студентов, умений самостоятельно отбирать репертуар, ориентироваться как в содержательной, так и в музыкальной стороне произведений народного творчества, определять их ценностную значимость в воспитании детей, развивать эмоциональную сферу детей средствами музыкального фольклора и др.
В начале формирующего эксперимента мы наметили следующие этапы реализации методики: информационный, аналитический, моделирования, исполнительский, исследовательский. На каждом из них применялись приемы, ориентированные на формирование коммуникативных умений у студентов дошкольных отделений: сопоставление интонаций в различных произведениях искусств; согласование интонационных компонентов в пении и речи; соотнесение свойств звука и цвета; диссоциации-ассоциации; уподобление эмоциональному состоянию ребенка. Указанные приемы позволяют реализовать метод эмоционально-звукового взаимодействия, способствующий развитию слухового восприятия, умений регулировать звучание голоса, управлять эмоциональным состоянием, которое проявляется в интонации, мимике и пантомимике. Этот метод разработан на основе метода уподобления характеру звучания музыки (автор О. П. Радынова). Рассмотрим содержание обучения в различных формах организации учебной деятельности студентов.
На информационном этапе в ходе изучении курса "Народное творчество" стояла следующая задача: познакомить студентов с народной культурой, особенностями русского национального искусства, спецификой бытования песен и игр Рязанского края. Студенты анализировали произведения музыкального фольклора, исполняли русские народные песни, игры и хороводы из детского репертуара, сравнивали музыкальную и разговорную речь, импровизировали, изучали дополнительный материал по славянской культуре.
В основном на этом этапе в процессе изучения курса "Народное творчество" применялся прием сопоставления интонаций в различных произведениях искусств. Сравнивая костюмы и напевы музыкально-поэтических произведений родного края, игры и песни разных регионов России, познавая особенности проведения календарно-обрядовых праздников, студенты постепенно овладевали народной манерой исполнения песен. Сначала они знакомились с репертуаром фольклорных коллективов своего района, записывали на аудиокассеты старинные календарно-обрядовые песни, игры, прибаутки и потешки. На занятиях студенты расшифровывали музыкальную и разговорную речь исполнителей, имитировали их вокально-речевые интонации и выразительные движения, предлагали свои варианты эмоциональной окраски народных музыкально-поэтических произведений, проводили совместный анализ подготовленных материалов. Тщательное изучение разных комбинаций сочетания интонации, мимики и пантомимики, сопоставление звучания отдельных интонаций музыкального фольклора с произведениями изобразительного искусства способствовало активному их усвоению, поэтому применение данного приема позитивно сказалось на развитии у студентов слухового восприятия, вокально-речевых умений.