Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации Иванов Никита Витальевич

Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации
<
Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов Никита Витальевич. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Иванов Никита Витальевич; [Место защиты: Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности Роспатента]. - Санкт-Петербург, 2007. - 192 с. РГБ ОД, 61:07-12/1849

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Правовая охрана музыкальных произведений 14

1. Понятие и цризнаки музыкального произведения как объекта авторского права 14

2. Правовое регулирование отношений по использованию музыкальных произведений 40

Глава 2. Правовая охрана музыкальных исполнений 80

1. Понятие и признаки музыкального исполнения как объекта смежных прав 80

2. Правовое регулирование отношений по использованию музыкальных исполнений 95

Глава 3. Правовая охрана фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений 124

1. Понятие и признаки фонограммы как объекта смежных прав. Субъект прав на фонограмму 124

2. Правовое регулирование отношений по использованию фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений 143

Заключение 180

Список нормативных актов 182

Список литературы 185

Судебная практика 192

Введение к работе

Музыка всегда являлась и является на сегодняшний день одним из самых востребованных видов искусства. Использование результатов интеллектуальной деятельности в области музыки традиционно носит широко распространённый характер.

В связи со стремительным развитием техники в последние десятилетия использование музыки приобрело массовый характер, появились новые способы использования музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм, позволяющие получать доступ к указанным объектам значительно более широкому кругу лиц. Фактическая возможность беспрепятственного использования результатов интеллектуальной деятельности в области музыки, в частности, возможность их «цифрового» копирования привели к стремительному росту числа правонарушений в данной сфере.

Несмотря на указанные обстоятельства, за последние 80 лет в отечественной юридической науке была написана лишь одна монографическая работа, посвященная правовой охране музыкальных произведений (Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. М. 1960), а также подготовлена и защищена одна кандидатская диссертация на данную тему (Савинцева Л.А. Авторское право на музыкальные проивзедения в Российской Федерации и Великобритании. М. 2005). Исследования, в которых бы непосредственно рассматривались в высшей степени взаимосвязанные вопросы правовой охраны музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений, в отечественной науке вообще отсутствуют.

Следует также отметить, что подавляющее большинство современных музыкантов (авторов и исполнителей) не осведомлены о принадлежащих им правах и о возможных способах их осуществления. Как следствие, они

зачастую совершают грубые ошибки при решении вопросов об использовании созданных ими объектов.

Наконец, тема настоящего исследования актуальна также потому, что она предполагает изучение специальных вопросов права интеллектуальной собственности - подотрасли гражданского права, которой в настоящее время уделяется повышенное внимание, как со стороны государства, так и в научных кругах. В связи с принятием четвертой части Гражданского кодекса РФ правовое регулирование в рассматриваемой сфере с 01 января 2008 г. претерпит определённые изменения. Соответственно актуальность исследования, в котором учитываются, с одной стороны, положения «старого» законодательства и практика его применения и, с другой стороны, положения «нового» законодательства значительно возрастает.

Целями настоящего исследования являются:

- определение действующих правил создания и использования
музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм и
практики их применения;

определение обоснованности и целесообразности действующих норм с позиций теории права вообще и авторского права в частности;

сравнение ныне действующих норм и норм, подлежащих применению в ближайшем будущем, с учётом принятия части четвертой Гражданского кодекса РФ, установление обоснованности и целесообразности произведённых изменений.

Предметом диссертационного исследования являются:

понятие оригинального музыкального произведения, понятие аранжировки, понятие обработки, выявление охраняемых элементов (частей) указанных объектов;

- правила использования оригинальных произведений, аранжировок,
музыкальных обработок;

понятие исполнения музыкального произведения, правила использования музыкальных исполнений;

понятие фонограммы, установление субъекта прав на фонограмму по действующему законодательству, правила использования фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений.

Ввиду ограниченности объёма диссертационного исследования рассмотрению подлежат ключевые вопросы институтов правовой охраны музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм.

Методологическую основу исследования составили общепринятый в современной отечественной науке метод диалектического материализма, а также специальные методы научного познания - формально-юридический, аналитический, исторический, сравнительно-правовой.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды Антимонова Б.С., Гаврилова Э.П., Гордона М.В., Городова О.А., Дозорцева В.А., Зильберштейна Н.Л., Иоффе О.С., Ионаса В.Я., Калятина В.О., Мартемьянова B.C., Никитиной М.И., Покровского И.А., Сергеева А.П., Серебровского В.И., Федотова М.А., Флейшиц Е.А, Юрченко А.К.и др.

Диссертационное исследование выполнено на основе действующего законодательства Российской Федерации, с учётом положений международных договоров в области авторского права и смежных прав, участником которых является Российская Федерация.

На момент написания настоящей работы, а также на момент её предполагаемой защиты основным нормативным актом, регулирующим отношения по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности в области музыки на территории России, является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1993 г.1 (далее - «Закон об авторском праве», «Закон»).

1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993, №32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. №30. Ст. 2866; СЗ РФ. 2004. №30. Ст. 3090.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. №231-Ф3 ' с 01 января 2008 г. Закон об авторском праве утратит силу, место основного источника права в рассматриваемой сфере займёт часть четвертая Гражданского кодекса РФ2 (далее - «ГК РФ»).

Учитывая это обстоятельство, исследованию в настоящей работе подверглись и нормы Закона об авторском праве, как ныне действующего нормативного акта, и нормы ГК РФ - нормативного акта, вступающего в силу в ближайшем будущем. Соответственно в каждом отдельном случае в тексте даются ссылки, в первую очередь, на Закон об авторском праве и, во вторую очередь, на ГК РФ. В случае констатации различия в правовом регулировании одного и того же вида общественных отношений производится анализ изменения по критериям обоснованности и целесообразности.

В работе также учтена правоприменительная практика последних лет.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной юридической науке рассматриваются в высшей степени взаимосвязанные и производные друг от друга вопросы правовой охраны музыкальных произведений - объектов авторского права, музыкальных исполнений и фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений -объектов смежных прав.

Новыми для отечественной науки является целый ряд специальных вопросов, рассмотренных в диссертации (вопрос о целесообразности правовой охраны имущественных интересов звукорежиссёров, вопрос о правовом регулировании деятельности по отправлению и получению электронных сообщений с прикреплёнными аудиофайлами в личные почтовые ящики и др.)

В результате проведённого исследования на защиту выносятся следующие положения:

1 СЗ РФ. 2006. №52 (1 ч.). Ст. 5496.

2 Там же.

1. Оригинальное музыкальное произведение состоит из трех элементов -
мелодии, гармонии и ритма. Все звуки и звукосочетания, которые не являются
необходимыми для передачи указанных трёх элементов, относятся к
производному произведению - аранжировке, которая подлежит
самостоятельной правовой охране.

Объектом авторского права в Российской Федерации является не только оригинальное музыкальное произведение в целом, но и его важнейший элемент - мелодия. При условии оригинальности гармонии или ритма, они также могут быть признаны охраняемыми элементами музыкального произведения -объектами авторского права.

  1. Вопреки мнению многих специалистов, в период действия ТК РСФСР 1964 г. производные музыкальные произведения - аранжировка, музыкальная обработка охранялись авторским правом. Представляется ошибочным обосновывать нетворческий характер данных объектов указанием на отсутствие их в перечне произведений, охраняемых авторским правом, который содержался, в частности, в ст. 475 ПС РСФСР. Во-первых, данный перечень носил неисчерпывающий характер. Во-вторых, в той же ст. 475 ГК РСФСР содержались признаки охраноспособности произведения, каждому из которых аранжировка и обработка соответствуют. Все это свидетельствует в пользу признания аранжировки и обработки объектами авторского права и в период до введения в действие Закона об авторском праве.

  1. Передаваемые в эфир музыкальные произведения могут использоваться слушателями для личных целей свободно. Однако если радиоприемник или телевизор установлен в общественном месте - торговом зале, кафе, в общественном транспорте или другом месте, открытом для свободного посещения или в котором присутствуют лица, не принадлежащие к кругу семьи, то в этом случае владелец данного помещения обязан получить разрешение правообладателя на использование произведения и выплатить ему вознаграждение.

Давая согласие на передачу произведения в эфир, правообладателель исходит из того, что его произведение будет принято слушателями непосредственно, например, в домашних условиях. Появление в этой цепочке дополнительного звена - как правило, предпринимателя, осуществляющего ту или иную деятельность по обслуживанию потребителей, очевидно свидетельствует об особом характере использования объектов авторского права, которое по смыслу п. 1 ст. 16 Закона об авторском праве (п. 1 ст. 1270 ГК РФ) требует получения отдельного разрешения автора.

4. С момента введения в действие части четвертой ГК РФ исполнение, не
зафиксированное на материальном носителе, по-прежнему будет охраняться
правом. Норму подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК РФ в части, закрепляющей за
исполнением как объектом смежных прав признак воспроизводимости с
помощью технических средств, следует считать недействующей как
противоречащую положениям Римской конвенции.

Помимо того, что указанная норма вступает в явное противоречие с положениями международного договора - Римской конвенции, участником которой является Российская Федерация, она также не согласуется с подп. 3 п. 2 ст. 1317 ГК РФ, которым регулируются отношения по использованию незаписанных исполнений.

5. При соблюдении определенных условий на стороне пользователя по
договору с автором может выступить исполнитель. Если автор передал
исполнителю какое-либо имущественное авторское право на исключительной
основе и при этом изъял соответствующее произведение из репертуара
организаций, осуществляющих управление имущественными авторскими
правами на коллективной основе в соответствующей сфере использования, то в
этом случае исполнитель приобретает исключительную возможность исполнять
произведение и использовать его в собственном исполнении соответствующим
способом.

6. В настоящий момент предметом договора о передаче исполнительских
прав может быть не любое будущее исполнение, а только какое-либо одно или
несколько конкретных исполнений. Конкретным в данном случае следует
признать такое исполнение, место, время и примерная продолжительность
которого известны на момент заключения договора. Учитывая, что в
заключаемых на практике «продюсерских» договорах количество будущих
исполнений исчисляется, как правило, десятками и сотнями, а иногда и вообще
не определено, можно констатировать, что эти договоры в соответствующей
части являются недействительными, и исполнители не обязаны выполнять
данные условия.

С 01 января 2008 года недействительным будет считаться лишь такое условие договора, которое предусматривает передачу прав на все будущие произведения и исполнения. В то же время, условие договора, предусматривающее переход прав на определённое количество произведений и исполнений, которые могут быть созданы в будущем (количество может быть любым, главное, чтобы «не на все»), будет считаться действительным (п. 4 ст. 1233 ГК РФ).

На наш взгляд, необходимо внести изменения в ГК РФ и установить ныне действующий уровень охраны интересов авторов и исполнителей на случаи передачи прав на будущие произведения и исполнения. Оптимальным вариантом решения проблемы было бы установление запрета на передачу прав на будущие объекты как общего правила в отношении использования всех охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (ст. 1233 ГК РФ).

7. Осуществление несанкционированной записи «живого» исполнения
представителем обладателеля авторских прав на исполняемое произведение в
целях последующей защиты авторского права на публичное исполнение не
нарушает права исполнителя на запись. Сделанная таким образом запись
должна считаться допустимым доказательством в суде по иску о бездоговорном
публичном исполнении музыкального произведения.

8. Согласно п. 4 ст. 37 Закона об авторском праве все вопросы относительно записи, трансляции и иного использования коллективного исполнения должны согласовываться с руководителем коллектива посредством заключения письменного договора. Хотя в Законе говорится о коллективе безотносительно к количеству его участников, норму п. 4 ст. 37 Закона следует толковать ограничительно, не распространяя на небольшие музыкальные группы. По отношению к использованию творчества небольших коллективов исполнителей следует применять не правило п. 4 ст. 37 Закона об авторском праве, а, по аналогии, нормы о соавторстве, содержащиеся в ст. 10 Закона.

В новых условиях достаточно подробного урегулирования отношений по созданию и использованию совместных исполнений (ст. 1314 ГК РФ) вывод о том, что норма об осуществлении прав соисполнителей должна толковаться ограничительно в случае незначительной численности участников коллектива, едва ли будет основан на законе. С 01 января 2008 года права участников совместного исполнения независимо от численности коллектива осуществляет руководитель музыкального коллектива.

Такое решение вопроса представляется очень спорным. При незначительном количестве участников исполнительского коллектива каждый из участников должен иметь равную возможность участвовать в осуществлении своих прав. Внесение соответствующих изменений в ст. 1314 ГК РФ, на наш взгляд, необходимо. Первое предложение ч. 1 п. 2 ст. 1314 ГК РФ следует изложить в следующей редакции: «Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии или при назначительном количестве участников коллектива - членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное».

9. При установлении субъекта прав на фонограмму определяющим является имущественный критерий. Производителем фонограммы следует считать того, за чей счет осуществлена запись. В качестве имущественного вклада, факт

внесения которого в создание фонограммы приводит к возникновению у субъекта исключительных прав, может выступать принадлежащее ему имущество, задействованное в записи фонограммы - деньги, аппаратура, музыкальные инструменты, а также, при определённых условиях, результат личного участия в записи (участие музыкантов, звукорежиссёра).

10. Необходимо установить особую охрану имущественных интересов звукорежиссёров и закрепить за ними право на получение вознаграждения за каждый или некоторые виды использования фонограммы. Предоставление звукорежиссёру данного права должно иметь место независимо от того, являлось ли его участие в записи безвозмездным.

Закреплённый в законодательстве подход, в соответствии с которым исключительными правами на фонограмму наделяются лишь лица, внесшие имущественный вклад в её создание, представляется достаточно поверхностным. При таком положении вещей невилируется реальная ценность труда исполнителей и звукорежисёра, работающих над фонограммой - их деятельность сводится к обычному имущественному участию. Если по отношению к исполнителям с таким решением вопроса ещё можно как-то согласиться, поскольку они являются по действующему законодательству самостоятельными субъектами смежных прав, то в отношении звукорежиссёров в Законе об авторском праве (ГК РФ) допущена явная несправедливость. Законодатель должен был принять во внимание, что в случае с профессиональными фонограммами звукорежиссёр, в конечном итоге, играет решающую роль.

П. В связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 20.07.2004 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» в период с 26 июля 2004 г. по 31 августа 2006 г. размещение копий фонограмм в российском сегменте Интернета могло осуществляться свободно - без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Начиная с 01 сентября 2006 г. свободное

размещение объектов смежных прав в Интернете вновь стало неправомерным. При этом следует учитывать, что поскольку при использовании музыки в Интернете обойтись без предварительного копирования записи фонограммы в память ЭВМ, т. е. без ее воспроизведения, едва ли возможно, то в период с 26 июля 2004 г. по 31 августа 2006 г. получение согласия производителя фонограммы или его правопреемника на размещение аудиофайла на жестком диске сервера, осуществляемое не в личных целях, было по-прежнему обязательно. В то же время, если фонограмма первоначально была воспроизведена на жёстком диске в личных целях, а впоследствии, в период действия моратория, владелец сервера открыл к ней доступ посредством сети Интернет, данные действия пользователя, совершенные в указанный период времени, согласования с правообладателем не требовали.

12. Отправление сообщения посредством электронной почты с прикреплённым аудиофайлом, содержащим охраняемую правом фонограмму, другому лицу требует получения письменного разрешения правообладателя, поскольку осуществляется не в личных целях. Поскольку отправитель сообщения предоставляет получателю реальную возможность скопировать фонограмму, находящуюся жёстком диске своего компьютера, принимает непосредственное участие в процессе воспроизведения фонограммы и, в подавляющем большинстве случаев, делает это не в своих личных целях и интересах, а в интересах другого лица - адресата сообщения, можно констатировать, что его действия затрагивают право производителя фонограммы на воспроизведение.

Получение такого сообщения и копирование файла на свой компьютер не затрагивает право производителя фонограммы на воспроизведение, кроме случаев, когда копирование осуществляется не в личных целях.

Учитывая современный уровень развития техники, проблема фиксации фактов копирования аудиофайлов посредством электронной почты вполне может быть решена. Причём решена должна быть эта проблема таким образом,

чтобы фиксации подвергались именно приложения к сообщениям -аудиофайлы, а не сами тексты писем. Однако даже при создании и внедрении такого механизма конфликт с институтом охраны личных неимущественных прав неизбежен, поскольку аудиофайл, пересылаемый по электронной почте, зачастую представляет собой самостоятельно созданную отправителем фонограмму, представляющую личную ценность для респондентов.

Практическое значение настоящего исследования заключается в том, что содержащиеся в нём выводы и их аргументация могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти в работе по реформированию законодательства об авторском праве и смежных правах, органами судебной власти при подготовке руководящих постановлений по вопросам правоприменения и разрешении конкретных споров в сфере авторского права и смежных прав, практикующими юристами при представлении интересов правообладателей или пользователей, работниками образования при подготовке учебных пособий или курсов по авторскому праву, а также непосредственно авторами музыкальных произведений, исполнителями и производителями фонограмм при поиске оптимального варианта осуществления и защиты принадлежащих им прав.

Апробация результатов диссертационного исследования

Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, где проведено её рецензирование и обсуждение.

Многие положения и выводы настоящего диссертационного исследования озвучены и защищены на научных конференциях, опубликованы в научных журналах и сборниках тезисов научных конференций, а также применены в практической юридической деятельности.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, перечня использованных нормативных актов, литературы и судебной практики.

Понятие и цризнаки музыкального произведения как объекта авторского права

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона об авторском праве (п. 1 ст. 1259 ГК РФ) музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторского права.

Законодательство об авторском праве традиционно легального определения произведения не содержит. Данный пробел отчасти восполнен в юридической науке: в трудах отечественных учёных, исследовавших вопросы авторского права, можно обнаружить множество различных вариантов определения произведения. Наибольшее распространение получило определение, данное В.И.Серебровским более пятидесяти лет назад. Под произведением он понимал «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора своё выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения». Довольно просто, в строгом соответствии с Законом определяет произведение Э.П.Гаврилов - как «результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме».2 Напротив, сложно и сугубо с материалистических позиций понимал произведение В.Я.Ионас. Произведение, по его мнению, есть «отражение действительности, являющееся синтезом идей (понятий или образов), выраженное в объективной форме, содержащее решение задачи познания и преобразования человека, общества и природы»3. Существует также множество других вариантов определения произведения, которые, так или иначе, раскрывают его сущность. В отличие от понятия «произведение», понятие «музыкальное произведение» в юридической литературе обычно не раскрывается. Для того, чтобы сформулировать соответствующее определение, необходимо обратиться к одному из его составляющих - понятию «музыка». В одном из самых авторитетных музыковедческих изданий современности музыка определяется как «вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых исследований, состоящих в основном из тонов - звуков определённой высоты»1.

Таким образом, музыкальное произведение можно определить как совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности своё выражение в форме организованных по высоте и во времени звуковых исследований. Именно о правовой охране данного явления окружающей действительности пойдёт речь в настоящей главе.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 6 Закона (ст. 1257, п. 3 ст. 1259 ГК РФ) произведения, являющиеся объектом авторского права, должны отвечать двум признакам: 1) они должны представлять собой результат творческой деятельности и 2) они должны быть выражены в объективной форме.

Итак, музыкальное произведение как объект авторского права должно представлять собой, в первую очередь, результат творческой деятельности. За всю историю развития авторского права в России понятие «творчество» так и не получило чёткого определения ни в законодательстве, ни в научной литературе. Как правило, творчество раскрывается через различные по своему содержанию признаки, такие как оригинальность, неповторимость, уникальность, самобытность человеческой деятельности. Предлагались и другие варианты определения творчества. Например, В.И.Серебровский отмечал, что «творчество - это сознательный и в большинстве случаев весьма трудоёмкий процесс, имеющий своей целью достижение определённого результата»1. Э.П. Гаврилов определяет творческую деятельность как «деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира» . К сожалению, эти и другие многочисленные попытки выявления содержания понятия творчества, встречающиеся в литературе, зачастую оказывались достаточно далеки от сути изучаемого явления.

Поскольку творческая деятельность предполагает создание нового произведения, в литературе иногда вводится понятие новизны произведения. Существует мнение, что признак новизны имеет право на самостоятельное выделение наравне с признаком творчества. Одним из самых последовательных сторонников данной точки зрения являлся В.Я.Ионас, детально исследовавший проблему новизны в авторском праве в работе 1972 года «Произведения творчества в гражданском праве».3 Суть его рассуждений сводилась к следующему. Произведение, как правило, состоит из множества компонентов. С одной стороны, возможно создание произведения, в котором все его составляющие будут новыми. В то же время, возможно создание такого произведения, в котором часть элементов будет заимствовано из другого, ранее созданного произведения. При этом новизна той части элементов, которые не являются заимствованными, далеко не всегда свидетельствует о творческом характере произведения в целом.

Понятие и признаки музыкального исполнения как объекта смежных прав

Большинство произведений создаются авторами в целях их дальнейшего использования. Это становится особенно заметно в эпоху рыночных отношений, когда результат любого труда воспринимается как своего рода товар. Мир искусства, в этом смысле, не является исключением. Деятелям музыки, живописи, литературы, кино нередко приходится корректировать свое творчество в соответствии с меняющимися пристрастиями публики, чтобы снискать популярность. Однако, как показывает практика, далеко не всегда успех того или иного произведения непосредственно зависит от работы, проделанной самим автором. Специфика некоторых видов произведений в том, что наличие их самих, как правило, не является достаточным условием для возможности адекватного восприятия сочиненного более-менее широкой аудиторией. Необходимо связующее звено между автором и публикой, посредник, который сделал бы произведение доступным и понятным не только специалистам, но и всем остальным. Осознание этой необходимости на определенном этапе развития общества привело к появлению нового вида человеческой деятельности - исполнительской интерпретации.

Именно музыкальные произведения, более чем какие-либо другие, нуждаются в исполнительском искусстве, которое предполагает превращение музыки с помощью вокала или применения специальных инструментов из набора графических символов в последовательность звуков. Без исполнителей музыка стала бы достоянием избранных, понимающих язык нот.

Всё вышеизложенное свидетельствует об особом значении, которое имеет труд исполнителей в современном обществе. Несмотря на это, процесс возведения исполнения в ранг самостоятельного объекта правовой охраны в нашей стране занял достаточно длительный период времени. Начиная с середины XX века на страницах отечественной юридической литературы периодически ставился вопрос о создании института правовой охраны результатов исполнительского искусства. Однако, лишь в 1992 году соответствующие нормы были введены в действие со вступлением в силу Основ гражданского законодательства Союза СССР и республик, и, в дальнейшем, получили свое развитие в действующем ныне Законе об авторском праве.

В настоящее время отношения по созданию и использованию результатов деятельности исполнителей регулируются, главным образом, разделом III Закона об авторском праве, в котором исполнение, наряду с фонограммой и передачами организаций эфирного и кабельного вещания, отнесено к объектам смежных прав. На первый взгляд, может показаться не совсем понятным, по какому критерию указанные объекты, имеющие не так много общего, объединены в самостоятельный правовой институт. Но, необходимо учитывать, что с самого момента возникновения конструкция смежных прав служит своеобразным дополнением к институту авторского права, охватывая собой результаты интеллектуальной деятельности, которые либо по степени творчества не дотягивают до произведений (исполнения, телепередачи), либо которым творчество не свойственно, но из соображений справедливости и целесообразности, по мнению специалистов, они должны охраняться правом. Поэтому формирующийся, в определенном смысле, по остаточному принципу круг объектов смежных прав, скорее всего,, будет в последующем периодически изменяться и дополняться новыми разнородными категориями.

Понятие и признаки фонограммы как объекта смежных прав. Субъект прав на фонограмму

Стремительное развитие техники неизбежно оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Область искусства, в том числе музыки в этом отношении не стала исключением. Постоянное совершенствование и изобретение принципиально новых звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, переход последних из разряда профессиональной в разряд общедоступной бытовой техники привели к возникновению массового спроса на результаты звуковой записи -фонограммы. В этих условиях возникла необходимость в правовой охране интересов участников звукозаписывающего процесса, в результате чего был создан институт охраны прав производителей фонограмм. В нашей стране фонограммы впервые получили правовую охрану в 1992 году - с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза СССР. Своё развитие институт правовой охраны фонограмм получил в 1993 году в связи с принятием Закона об авторском праве.

Включение нового института в российскую правовую систему вызвало целый ряд вопросов, связанных с его реализацией. Основной причиной возникших трудностей стало явно недостаточное количество правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию фонограмм.

Легальное определение фонограммы содержится в ст. 4 Закона об авторском праве (подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ). Под фонограммой в Законе понимается любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков. Определение фонограммы, содержащееся в ГК РФ, дополнено указанием на то, что фонограмма - это не только запись звуков, но их отображений. При этом специально подчёркивается, что фонограммой не считается звуковая запись, включённая в состав аудиовизуального произведения.

Поскольку объектами авторского права и смежных прав являются именно результаты деятельности человека, а не сама деятельность, запись в данном случае следует понимать не как процесс, а как определенный результат -объект материального мира, выраженный в соответствующей форме. Следует также иметь в виду, что понятие запись в данном случае имеет специальное по сравнению с общепринятым содержание: к числу записей, охраняющихся Законом, относятся те, которые могут быть воспроизведены только механически - с помощью специальных технических средств. Соответственно к объектам смежных прав не могут быть отнесены, например, различные графические записи, для воспроизведения которых достижения техники, как правило, не требуются.

Что касается формы записи, то в законе указано, что она должна быть исключительно звуковой. Это означает, что запись, выраженная в какой-либо иной форме, например визуальной, к фонограммам не относится.

Набор звуков, зафиксированный на фонограмме, может быть любым. В подавляющем большинстве случаев на фонограмму записываются исполнения музыкальных произведений. Однако это могут быть и иные звуки, издаваемые человеком, животными, объектами неживой природы и т.д. Для правовой охраны фонограммы конкретный набор звуков значения не имеет.

В целях правильного применения норм гражданского права в рассматриваемой сфере важно различать понятия фонограмма, экземпляр фонограммы и материальный носитель фонограммы. Если фонограмма - это исключительно звуковая запись исполнения и иных звуков, то экземпляр фонограммы согласно ст. 4 Закона об авторском праве (ст. 1305 ГК РФ) - это копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в фонограмме. Из данного определения видно, что экземпляр фонограммы вторичен по отношению к фонограмме. Фонограмма представляет собой результат первой, непосредственной фиксации на оригинальном носителе тех или иных звуков окружающей действительности. В момент изготовления экземпляра фонограммы происходит фиксация звуков, которые уже имели место и были записаны ранее.

В зависимости от того, использовалась ли для изготовления экземпляра фонограммы сама оригинальная фонограмма либо её копия, закон различает прямое и косвенное изготовление экземпляра фонограммы. Изготовление экземпляра фонограммы «напрямую» имеет место в случае, если запись производится непосредственно с самой фонограммы, В сфере звукозаписи экземпляр, изготовленный таким образом, принято именовать «мастертейп» или «мастер-копия». «Косвенное» изготовление копии налицо, если запись производится с другого экземпляра фонограммы или перезаписывается фонограмма, передаваемая в эфир или по кабелю.

Похожие диссертации на Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации