Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Никогосян Стелла Андраниковна

Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан
<
Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никогосян Стелла Андраниковна. Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Никогосян Стелла Андраниковна;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"].- Казань, 2015.- 195 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общая характеристика правового регулирования брачных отношений в семейном праве Российской Федерации и иностранных государств 18

1.1. Понятие и правовая природа брака 18

1.2. Становление и развитие института брака в истории российского и иностранного права 35

1.3. Понятие, источники и роль коллизионного права в регулировании брачных отношений с участием иностранных граждан 50

Глава II. Правовое регулирование заключения брака с участием иностранных граждан в российском и иностранном праве 65

2.1.Условия и препятствия к заключению брака с участием иностранных граждан 65

2.2. Форма и порядок заключения брака с участием иностранных граждан, в том числе в дипломатических представительствах и консульских учреждениях 84

2.3. Признание браков в Российской Федерации, заключенных на территории иностранного государства 95

ГЛАВА III. Правовое регулирование отношений возникающих при недействительности и прекращении брака с участием иностранных граждан 108

3.1. Сущность и различия правовой природы недействительности и прекращения брака 108

3.2. Правовое регулирование недействительности брака с участием иностранных граждан 118

3.3. Правовое регулирование расторжения брака с участием иностранных граждан в системе методов прекращения брака 137

Заключение 158

Библиографический список 172

Становление и развитие института брака в истории российского и иностранного права

Общепринятое суждение о том, что законодательно закрепленное правовое регулирование семейно-брачных отношений получило развитие в истории права относительно недавно, является недостаточно обоснованным.

Так, один из первых законодательных актов, регулирующих вопросы брачно-семейного права, относится к истории права Шумеро-Аккадского царства, куда входил город, или, как его называли, царство Эшнунна (территория современного Ирака) в конце XIX - начале XX в. до н.э.

С Эшнунной связан древнейший памятник ближневосточного права — «Законы из Эшнунны», представляющий собой сборник царя Билаламы , в котором было 59 статей на аккадском языке, нормы которых были призваны регулировать в том числе и семейно-брачные отношения. Сборник законодательно регламентировал условия заключения брака и ответственность за нарушения этих условий. Согласно сборнику условиями для вступления в брак служили: согласие жениха и родителей невесты; заключение письменного договора с отцом невесты; уплата брачного выкупа.

В последующем аналогичные нормы о браке и семье были закреплены в «Законах Хаммурапи» XVIII в. до н.э. , Хеттских законах XIV в. до н.э., законах Ассирии XV - XI вв. до н.э.4 Так, согласно тому, что практически во всех обществах древней Месопотамии обязательными условиями брака служили брачный выкуп и согласие отца невесты, можно заключить, что правовая природа брака определялась как сделка между женихом и отцом невесты по поводу ее «покупки», при этом явно выражался установленный патриархальный характер семьи в данных цивилизациях.

Покупка как форма брака, равный статус каст жениха и невесты как условие брака и принцип патриархального строя семейных отношений также были закреплены в нормах сборника древнеиндийских нравственных и правовых предписаний - «Законов Ману» I в. до н.э.5

В Древней Греции основные институты брачного права были установлены самым крупным древнегреческим законодательным актом -«Гортинским законом» (VI - V вв. до н.э.) 6. Согласно ему обязательными условиями для вступления в брак служили: заключение брачного договора между женихом и отцом невесты или братом невесты ; согласие жениха и невесты; достижение брачной зрелости без указания возраста. Ограничение брака было по родовым признакам, что схоже с ограничением заключения брака между мужчиной и женщиной разных каст по древнеиндийскому праву.

В архаическом Риме правовая природа брака определялась как юридическая сделка, форма которой выражалась в процедуре продажи невесты2. В классическом римском праве брак также рассматривался как договор, формы брака содержали признаки простой гражданской сделки. В то же время Модестин определяет брак как союз мужчины и женщины, объединение всей жизни, общность божественного и человеческого права3.

В римском праве законодательно был установлен «правильный брак», следующий после обручения, условиями которого служили: достижение брачного возраста (14 лет для мужчины и 12 лет для женщины); согласие брачующихся или их отца; нахождение в здравом рассудке4. «Правильный брак» не допускался между лицами, уже состоявшими в другом браке; опекуном и подопечным; замужней женщиной и ее любовником; родственниками по крови или свойству; лицами с разным социальным статусом; римскими и иностранными гражданами, что свидетельствует об отсутствии правового регулирования брака с участием иностранных граждан в тот период в силу запрещения заключения смешанных союзов.

В Византии в сфере семейно-брачных отношений действовала рецепция римского права, потому были аналогичны условия и препятствия к заключению брака, а также брак имел договорной характер, так как изначально должна была осуществиться помолвка, затем заключение договора с согласия сторон в письменной форме и заверение его нотариусом. «Contuberniun» (совместное проживание или сожительство) браком в римском праве не признавался и юридических последствий не имел5. В Византии же в XIII в. было зафиксировано 11 дел о конкубинате среди различных слоев населения, которые рассматривались в качестве связи, создающей определенные права и обязанности1, что свидетельствует о присутствии внебрачного союза как формы брака в византийском праве.

По римскому праву, на примере которого в последующем формировалось семейное право многих империй, муж имел право «отпустить» жену, не возлагая на себя никаких условий и формальностей, однако отвергнуть жену без всякой вины с ее стороны было чревато лишением имущества в пользу разведенной жены и богини «Цереры» . Данное положение в истории римского семейного права указывает на наличие правового регулирования ответственности за действия, нарушающие общепринятые нормы нравственности и порядка в сфере семейных отношений.

В средневековой Европе институт брака развивался больше под влиянием обычного права. Так, по традициям германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность каралась моралью и законом. Германский брак изначально имел форму похищения жены (Raubehe), но постепенно приобретал форму покупки жены (Kaufehe) . В то время как франкские племена одобряли полигамию, но также разрешали куплю-продажу невест

Понятие, источники и роль коллизионного права в регулировании брачных отношений с участием иностранных граждан

Наиболее важно для семейных отношений с участием иностранных граждан закрепление в международных договорах положений, формирующих международно-правовые гарантии в сфере основных прав и свобод человека. Так, например в ст. 1 Устава ООН в качестве цели этой организации установлено исполнение международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии2.

В области семейно-брачных отношений огромное значение имеет ст. 12 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г., норма которой закрепляет право мужчины и женщины, достигших брачного возраста, на вступление в брак, и ст. 5 Протокола № 7 от 22 ноября 1984 г. подписанного в г. Страсбурге, включающая в себя следующее правило: «Супруги обладают равными правами и равной гражданско-правовой ответственностью в отношениях между собой и своими детьми в том, что касается вступления в брак, во время пребывания в браке и при его расторжении. Настоящая статья не препятствует государствам принимать такие меры, которые необходимы для соблюдения интересов детей»4.

Из числа международных договоров России, нормы которых регулируют семейно-брачные отношения с участием иностранных граждан, значимым является заключенная в 1993 г. Минская Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам5 с Протоколом к ней в 1997 г6. Участниками данного соглашения стали Армения, Россия, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Азербайджан.

Положения Минской конвенции в области коллизионного семейного права без серьезных изменений были воспроизведены в новой Кишиневской конвенции от 7 октября 2002 г. с аналогичным названием для замены Минской конвенции. Кишиневская конвенция вступила в силу 27 апреля 2004 г. и действует в отношениях между Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Россией с 15 декабря 2009 г. Особенностью этих конвенций служит то, что «и Минская, и Кишиневская конвенции предоставляют национальный режим не только гражданам стран-участниц, но и другим лицам, проживающим на их территориях»1.

Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам Россия имеет и с Албанией, Болгарией, Вьетнамом, Ираном, КНДР, Кубой, Латвией, Литвой, Монголией, Румынией и др. При этом большинство из них были заключены еще Советским Союзом. Коллизионные нормы исключительно о заключении брака содержат договоры Российской" Федерации с Египтом от 23 сентября 1997 г2, и Финляндией от И августа 1978 г3.

В брачных отношениях с участием иностранных граждан в национальном праве большинства стран в основном применяются следующие типы коллизионных привязок: личный закон физического лица, т.е. закон гражданства (lex patriae, lex nationalis) или закон постоянного места жительства (lex domicilii); закон автономии воли сторон (lex voluntatis); закон наиболее тесной связи (чаще применяется в отношениях с лицами без гражданства); закон места заключения брака.

Иногда в национальной коллизионной норме может наблюдаться такое явление, как кумуляция коллизионной привязки1, т.е. необходимость учитывать законодательство двух или более государств. Так, например, согласно ст. 55 Закона Эстонии о международном частном праве брак, заключенный на территории иностранного государства будет действительным, если его заключение соответствовало существенным условиям праву государства места жительства обоих супругов2.

Материальным условием вступления в брак чаще выступает личный закон будущих супругов, в одних странах под этим понимается закон гражданства, в других — закон места жительства заинтересованных лиц. Например, по ст. 44 Закона Швейцарии о международном частном праве3 в отношении условий заключения брака с участием иностранных граждан преобладает роль коллизионной привязки к личному закону супругов.

В России согласно п. 1 ст. 156 и ст. 158 СК РФ4 к форме брака применяется коллизионная привязка - место заключения брака. Почти аналогичная коллизионная привязка присутствует и в праве большинства бывших союзных республик. Так, согласно ст. 143 СК Республики Армения5 форма, а так же условия заключения брака с участием иностранных- граждан определяются по праву государства, места заключения брака.

Кумуляция коллизионных привязок проявляется в ст. 156 СК РФ, согласно которой условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из вступающих в брак законодательством его гражданства, но с соблюдением требований национальной материальной нормы ст. 14 СК РФ

Форма и порядок заключения брака с участием иностранных граждан, в том числе в дипломатических представительствах и консульских учреждениях

Вопросы недействительности брака находятся в ближайшей связи с вопросами расторжения брака, хотя эти факты кардинально отличаются в части оснований признания, а также в процессуальном порядке и возникающих последствиях. В то же время оба этих факта имеют одинаковое значение применительно к самому понятию брак, т.е. брак как таковой прекращает свое существование и в случае признания брака недействительным, и в случае его расторжения.

Нормы российского семейного законодательства не дают толкования понятиям недействительности и прекращения брака, потому усматривается Л; необходимость дать определение данным категориям брачно-семейных отношений и изучить их правовую природу путем исследования их правового регулирования и изучения юридической литературы.

Попытки толкования данных определений возникали еще в XIX в. известными российскими цивилистами. Например, рассуждая о правовой природе прекращения брака, К.П. Победоносцев утверждал, что «прекращение брачных отношений между живыми супругами может последовать: или на том основании, что брак в самом начале своем, в отсутствии существенных условий брачного союза, признается незаконным и недействительным (dissolution des marriages nulls ou inexistants, Trennung nichtiger Ehen) - это будет уничтожение или отмена брака, или на том основании, что брак, бывший вначале действительным, расторгается вследствие совершившихся в течение брака событий, нарушающих сущность и целость брачного союза и составляющих законную причину к разводу и разлучению супругов (Divorce, Ehescheidung)»1.

Позже, в 1909 г., русский правовед А.И. Загоровский выделил два вида недействительного брака: юридический акт не производит преднамеренного юридического действия - недействительность безусловная, абсолютная, или действие этой причины находится в зависимости от будущего неизвестного обстоятельства, желания участвующего в юридическом акте лица сохранить или оспорить этот акт — недействительность условная или относительная .

О безусловной и относительной недействительности брака также писал К.П. Победоносцев, объясняя принимаемое в «тот исторический период всеми законодательствами разграничение между безусловной и относительной ничтожностью брака. По его мнению, любое договорное соглашение для признания его законным содержит в себе существенные условия, и в случае отсутствия таких условий в браке, закон не может признать его и посему объявляет его недействительным.

В частности К.П. Победоносцев писал: «некоторые из сих требований столь важны, что закон решительно и безусловно объявляет брак за несоблюдение их недействительным; а другие требования, второстепенные, признает лишь условно поводом к уничтожению брака. Есть недостатки и пороки в заключении брака, столь глубокие, что исправление их впоследствии считается невозможным (insanabilis defectus); есть иные недостатки, коих исправление или покрытие может еще зависеть от последующего действия или безмолвного соглашения сторон (sanabilis defectus). Есть недостатки, кои, в какое время ни обнаружились бы и кем ни были обнаружены, сохраняют свое разрушительное действие; есть иные недостатки, которые касаясь более интереса некоторых лиц, чем интереса общественного или семейного, могут быть законно обнаруживаемы лишь в течение положенного срока и некоторыми только лицами»3.

Надо иметь в виду, что в XIX и начале XX в. на территории Российской империи, в том числе на территории Кавказа и Закавказья, незаконным или недействительным мог признаваться брак даже по причине того, что, например, по счету являлся уже четвертым, а это приравнивалось к многоженству и распутству. Условием ничтожности брака мог являться предельный возраст для вступления в брак и др.

Учитывая установленные властью и общественностью принципы морали и порядочности, существовавшие на тот период, Д.И. Мейер выявил, что «признание недействительности брака исходит от общественной власти, а не считается он недействительным сам собою, не рассматривается как бы вовсе несовершенным. Так, если брак заключен между ближайшими родственниками, составляет кровосмешение, то все-таки он имеет силу, пока не будет признан недействительным со стороны общественной власти» .

Данное положение вещей изменилось в годы существования СССР, когда церковь была отделена от власти и регулирование брачно-семейных отношений полностью перешло в компетенцию государства. Данное правило не утратило, силу и после распада СССР и было закреплено в действующем ныне российском семейном законодательстве, в законодательствах бывших союзных республик.

После отстранения церкви от законодательного процесса условия признания брака действительным коренным образом изменились. Было сокращено число препятствий к заключению брака в органах записи актов гражданского состояния. Зарегистрированный брак и является единственно законным согласно статье 10 СК РФ . Аналогия этой нормы нашла отражение в семейных законодательствах Украины, Белоруссии, Грузии и Армении после отделения от России и формирования законодательств, основанных на принципах и особенностях собственной культуры.

Правовое регулирование недействительности брака с участием иностранных граждан

Развитие общества привело в XX в. к расширению свободы разводов. Европа дольше других стран сопротивлялась этому. Однако в Италии с 1970 г. стал действовать закон, разрешающий расторжение брака по строгому перечню оснований, исключая взаимное согласие супругов. Основаниями для развода здесь считаются: осуждение одного из супругов к серьезному уголовному наказанию; раздельное проживание супругов не менее пяти лет по условиям сепарации; неспособность к брачной жизни; получение развода за границей. Во Франции с 1975 г. в качестве основания к разводу признано взаимное согласие супругов при сохранении тем не менее такой причины развода, как виновное поведение одного из супругов. В Англии с 1971 г. также признано взаимное согласие супругов на развод после двухлетнего раздельного жительства (сепарации, так называемого отлучения от стола, судебного разлучения -separation, separation de corps). Правом Германии, Японии и многих других развитых стран допускается расторжение брака по взаимному согласию супругов в случае окончательного и непоправимого расстройства брачной жизни. Нормы в области регулирования бракоразводных отношений в Швеции характеризуются значительной степенью либеральности, не требуют от суда выяснения причин, побудивших стороны прекратить брак, и осуществления примирительных процедур. Законодательство США не отличается единообразием. В ряде штатов расторжение брака допускается по единственной причине - непоправимому его распаду, в других необходимо наличие иных оснований, предусмотренных законом (совершение доказанного правонарушения и т.д.). Во многих штатах установлено требование оседлости в штате - от нескольких часов (что нередко используется для обхода закона в целях более легкого получения развода) до нескольких лет.

Обращаясь к правовому регулированию бракоразводных отношений в странах, где действует мусульманское право согласно нормам шариата, развод можно разделить на четыре вида: это «Талак», т.е. развод по инициативе супруга; «Фасех», что означает расторжение брака по взаимному согласию; «Хул» или «мубараах», означающий развод путем судебного решения об отделении мужа и жены; и «Ли ан», подразумевающий развод по причине измены1. Часто мусульманское право ассоциируют с бесправностью женщины, основываясь на том, что согласно нормам мусульманского права о расторжении брака мужчина может легко оставить свою супругу. Однако необходимо иметь в виду, что законодатель большинства государств с мусульманским правом устанавливает определенную форму и порядок, которые должны быть соблюдены, дабы признать расторгнутый брак действительным. Например, расторжение брака путем «талак», т.е. произнесения данного слова супругом, согласно законодательству соответствующих государств, имеет свою особую формулировку, способ и особенности .

Итак, по законам шариата допускаются следующие основные виды расторжения брака: развод «баин» - окончательный развод; развод «раджа» -возвращение мужем жены; «хаал» - подкуп женой мужа за предоставленный ей развод; «мубарат» - отречение от жены. В 15 немусульманских странах Азии и Африки существуют тенденции к расширению свободы разводов по европейскому варианту, но реальной силой здесь обладает обычное право, которое решает этот вопрос иначе.

Нельзя отрицать, что браки с участием иностранных граждан больше подвержены распаду. Основной причиной этого, на наш взгляд, является в корне отличная культура наций, менталитет народов и, конечно же, разность законодательства стран. Так, например, российская гражданка, заключая брак с гражданином страны, где действует мусульманское право, возможно будет подвержена стеснению в своих правах относительно тем правам, которыми она обладала на родине, что в отношениях в браке, что в отношении своих родительских прав к детям или имущественных прав при расторжении брака. Однако подобное суждение без исследования всего мусульманского права, в частности в вопросах расторжения брака, является на наш взгляд стереотипным и преждевременным.

Можно привести положение из мусульманского права, которое можно рекомендовать к правовому закреплению в нормах российского законодательства, осуществляющие правовое регулирование отношений в области расторжения брака и его последствий. Данное положение заключается в обязательном обеспечении детям полного содержания и компенсации матери, а также оставление детей под опекой того родителя, который сможет лучше позаботиться о них и воспитать1.

Можно отметить присутствие еще одного положения в мусульманском праве, имеющего положительный характер в применении его в делах расторжения брака. Это законодательно закрепленный в таких странах, как Сирия, Иран, Ирак, Саудовская Аравия и др., институт «идда», в период которого женщина после смерти мужа или развода должна материально обеспечиваться бывшим мужем или его семьей. Данную норму можно отнести к последствиям расторжения брака, а как уже говорилось ранее, в Российской Федерации может признаваться развод с участием иностранных граждан, совершенный с соблюдением закона иностранного государства, но не признаются последствия такого расторжения, установленные иностранным судом.

Не только признание данного положения как последствия расторжения брака, совершенное на территории иностранного государства, но и введение аналогичного сроку «идда» периода, подчеркнуло бы социальную ценность брака и семейной жизни, тем самым восстанавливая и поднимая морально-нравственный уровень общества и государства.

Похожие диссертации на Правовое регулирование заключения и прекращения брака с участием иностранных граждан