Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданско-правовое положение религиозных организаций Аюшеева Ирина Зориктуевна

Гражданско-правовое положение религиозных организаций
<
Гражданско-правовое положение религиозных организаций Гражданско-правовое положение религиозных организаций Гражданско-правовое положение религиозных организаций Гражданско-правовое положение религиозных организаций Гражданско-правовое положение религиозных организаций Гражданско-правовое положение религиозных организаций Гражданско-правовое положение религиозных организаций Гражданско-правовое положение религиозных организаций Гражданско-правовое положение религиозных организаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аюшеева Ирина Зориктуевна. Гражданско-правовое положение религиозных организаций : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 Екатеринбург, 2005 205 с. РГБ ОД, 61:05-12/2102

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Понятие и сущность религиозных организаций как субъектов гражданского права. 17

1.1. История развития религиозных организаций как субъектов гражданского права. 17

1.2. Понятие и признаки религиозной организации как юридического лица в гражданском праве Российской Федерации. Виды религиозной организации. 48

1.3. Образование, реорганизация и ликвидация религиозных организаций. 99

Глава II. Гражданско-правовая характеристика имущественного положения и деятельности религиозных организаций. 126

2.1. Особенности осуществления имущественных прав религиозной организации. 126

2.2. Гражданско-правовое регулирование деятельности религиозных организаций; 164

Заключение 189

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Произошедшие за последние десятилетия преобразования в нашем обществе проявились в целом ряде факторов. Важное место в качественном обновлении России принадлежит изменениям в духовной жизни общества. Очевидно повысилась значимость религии, что находит отражение в следующих моментах, которыми и обусловлено избрание темы настоящей работы.

1. Изменения в социально-политической жизни общества привели к переоценке ценностных ориентиров, росту значимости проблемы духовного развития человека и общества в целом. Традиционно именно в рамках религиозных институтов происходило воспитание духа, в связи с чем сейчас наблюдается повышенный интерес к религии и религиозным ценностям, религиозная жизнь отделяется от других форм жизнедеятельности, возникают особые виды социальных общностей. — религиозные, членство в которых не ограничивается этнической, государственной или территориальной принадлежностью1.

Следует также отметить тенденцию увеличения числа общностей
нетрадиционной конфессиональной направленности, проявления

представителями различных социальных слоев интереса к религиозным течениям, имеющим сравнительно недавнюю историю.

Обращает на себя внимание контртенденция «возвращения» религии в светскую жизнь, что проявляется в политической активизации ряда конфессиональных общностей. Так, увеличившаяся угроза международного терроризма с религиозной окраской вызывает повышенное подозрение к

Костина Н. Б. Религиозная общность: институционально-доктринальный аспект социологического
исследования: Автореф. дис д-ра. социол. наук. Уфа, 2001. С. 3.

4 религиозным группам, к введению ограничений в их деятельности, что в свою очередь сталкивает интересы безопасности и свободу религии там, где раньше конфликты не наблюдались.

Религиозные организации в значительной мере определяют общую внутриполитическую, идеологическую и этическую обстановку в обществе. Так, религиозные духовные ценности составной частью вошли в западную и восточную цивилизации, влияют на общественное сознание и государственную политику. Во многих странах партийные и политические программы, не учитывающие постулатов государственной религии, в том числе в области социального обеспечения, наследования и раздела имущества, отношений бедных и богатых, просто немыслимы. Религиозные организации оказывают влияние на политические и социально-экономические взгляды огромных масс населения, на их отношение к идеям, политическим лидерам. Они могут вызывать массовые выступления в поддержку или против государственной экономической политики.

Наряду с важнейшими правами и свободами в Конституции Российской Федерации закреплена свобода совести и свобода вероисповедания. Статья 28 Конституции России гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Именно путем объединения граждан в целях совместного исповедания и распространения веры чаще всего и реализуется одна из основных конституционных свобод. Религиозные организации играют значительную роль в механизме реализации свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации. Право на создание религиозных объединений является составной частью системы основных прав и свобод человека. Эффективное правовое регулирование отношений с участием религиозных организаций, наличие правовых гарантий защиты основных прав и

5 свобод человека имеют важное значение для социальной и политической жизни общества (социально-политический аспект).

2. Религиозные организации до недавних пор не признавались субъектами
гражданско-правовых отношений, были лишены прав юридических лиц,
практически не имели каких-либо самостоятельных имущественных прав.

В настоящее время они как некоммерческие юридические лица становятся активными участниками регулируемых гражданским правом имущественных отношений. Участие религиозных организаций не только в духовно-нравственной, но и в экономической жизни общества неизбежно, поскольку служит материальному обеспечению религиозной деятельности, религиозные организации вправе осуществлять наряду с религиозной и иную не запрещенную законом деятельность. Основой этого являются их права на имущество - право собственности и иные имущественные права. После длительного перерыва религиозные организации вновь становятся собственниками; государство, признавая особую роль и значимость религии, передает им изъятое когда-то имущество. Регулирование имущественных отношений религиозных организаций требует дальнейшего самостоятельного изучения. При этом их оптимальное правовое опосредование должно способствовать приданию юридической определенности имущественному положению религиозных организаций как субъектов-носителей права собственности или иных имущественных прав (экономический аспект).

3. Преобразования в религиозной жизни общества немыслимы без
соответствующих изменений в законодательстве, регламентирующем
отношения в этой сфере. Исследование вопросов, связанных с
совершенствованием действующего регулирования гражданско-правовых
отношений, определяющих положение религиозных организаций, научное
осмысление накопленного мирового опыта является одной из важнейших задач
ученых-правоведов.

До недавних пор специальное законодательство регулировало деятельность религиозных объединений, допуская существование лишь тех из

них, что доказали свою лояльность активным сотрудничеством с государством, доходящим до отказа от права на самостоятельное решение вопросов внутренней жизни объединения. Религиозная деятельность за рамками «законных» религиозных объединений жестоко преследовалась. Хотя демократические преобразования 90-х гг. существенно сократили число таких ограничений, историческое наследие в той или иной мере отражается на законодательстве и правоприменительной практике.

Так, нормативное регулирование деятельности религиозных организаций
долгое время носило несистемный, локальный характер. Впервые норма о
религиозных организациях как юридических лицах была закреплена в ст. 13
Закона СССР от 1 октября 1990 г.

«О свободе совести и религиозных организациях»1, аналогичная норма была включена и в принятые в 1991 г. Основы гражданского законодательства СССР и республик (ст. 11).

В настоящее время положения о религиозных организациях содержатся в различных нормативных правовых актах, среди которых значительное место занимает ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» . Указанные положения, имея сравнительно недавнюю историю, по-разному трактуются в литературе. Особые расхождения вызывают вопросы статуса религиозных организаций как юридических лиц. Есть расхождения по многим аспектам функционирования религиозных организаций, что отражается на правоприменительной практике. В связи с этим большую значимость приобретает исследование действующей нормативно-правовой основы гражданско-правового регулирования отношений, в которых участвуют религиозные организации, определяющего специфику их гражданско-правового положения, в целях обеспечения его дальнейшего развития и совершенствования (правотворческий и правоприменительный аспекты).

' Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 41. Ст. 813. 2 С3 РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

4. В последнее время влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось, роль религии не рассматривается больше как негативная. В результате внимание ученых было привлечено к изучению вопросов религии, отношений между различными конфессиями и государством. Необходимо отметить, что в основном работы в этой области посвящены такой глобальной теме, как государственно-конфессиональные отношения. При этом в Российской Федерации действует принцип светскости государства. Принцип отделения церкви от государства, провозглашенный в ст. 14 Конституции Российской Федерации, является важнейшим, о чем свидетельствует признание и закрепление его в конституциях многих стран.

В этой связи можно согласиться с религиозным философом, правоведом, публицистом прошлого века И.А. Ильиным в том, что «церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению...»1.

Таким образом, большое значение приобрело изучение религиозных организаций не только в качестве участников государственно-конфессиональных отношений, в которых государство является носителем власти, но и в качестве участников отношений с государством, иными субъектами гражданского права как юридически равными лицами. Юридическое равенство сторон есть основа метода правового регулирования гражданско-правовых отношений. Оно выражается в том, что гражданская правоспособность приобретает однопорядковый характер, исключающий начала власти и подчинения в общем правовом положении субъектов, обеспечивающий «равную возможность для субъектов гражданского права в выражении волеизъявления, направленного на установление

1 Ильин И. А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М., 1993. С. 326.

8 правоотношений, а также в определении прав и обязанностей»1, что обусловливает исследование религиозных организаций как самостоятельных субъектов гражданского права, а также необходимость формирования соответствующих понятий, неразрывно связанных с теми, которые уже выработаны в цивилистической науке (доктринальный аспект).

Степень научной разработанности проблемы.

О церковных учреждениях как юридических лицах упоминалось еще в римском частном праве. В период средневековья, в дореволюционном праве России церковные учреждения рассматривались в курсе канонического (церковного) права. В связи с этим для исследования избранной темы большой научный интерес приобретают работы таких дореволюционных авторов, как А. С. Павлов, В. В. Болотов и др.

В советское время политическая обстановка не способствовала исследованию данной темы. В связи с лишением церковных и религиозных обществ прав юридических лиц изыскания в этой области учеными-цивилистами не проводились. Вопросы религии и церкви освещались лишь в рамках атеистической пропаганды такими авторами, как М. М. Персиц, А. И. Иванов, П. К. Лобазов.

Исследование религиозных организаций проводилось в основном с точки зрения социологии, психологии, религиоведения и других отраслей знаний, в том числе идеологии, политики, но не с точки зрения юридической науки, в частности гражданского права. В связи с этим для выявления специфики и сущности религиозной организации весьма значимыми стали труды социологов, историков, философов, ученых-религиоведов, таких как В. Вундт, Р. Грассери, Р. Давид, Э. Дюркгейм, П. М. Ершов, В. В. Залесский, А. Г. Здравомыслов, И. Б. Ильин, Р. П. Каллистратова, Н. Б. Костина, А. Ф. Лосев, И. А. Малахова, В. В. Павлюк, М. Рейснер, К. В. Сергеев, М. А. Сиверцев, Н. Смелзер, Д. М. Угринович, Дж. Д. Фрэзер, Н. Хлебников, И. Н. Яблоков и др.

1 Яковлев В. Ф. К проблеме гражданско-правового метода регулирования общественных отношений // Теоретические проблемы гражданского права: Сб. учен. тр. Свердловского юридического института. Свердловск, 1970. Вып. 13.С. 22-15.

Исследования религиозных организаций как субъектов права появляются лишь в конце прошлого века. Их осуществляли Г. П. Лупарев, И. А. Куницын, Р. А. Подопригора и некоторые другие.

В настоящее время есть работы, посвященные регулированию различных аспектов гражданско-правового положения религиозных организаций: С. А. Боголюбова, Е. Ю. Валявиной, В. Жбанкова, Н. В. Кичигина, Е. В. Латыновой, А. Н. Садкова, А. В. Стадникова, В. Н. Якунина. В нескольких работах освещаются юридические аспекты функционирования религиозных организаций и действующая нормативно-правовая база, регулирующая их деятельность (М. В. Ильичев, А. В. Пчелинцев, В. В. Ряховский и др.). Тем не менее работы, посвященные исследованию в целом гражданско-правового положения религиозных организаций, практически отсутствуют.

Теоретические основы исследования.

Теоретической основой диссертационного исследования явились труды ученых в области отечественного и зарубежного гражданского права: М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, С. И. Вильнянского, С. Вильямса, В. В. Витрянского, Д. М. Генкина, В. П. Грибанова, Э. Дженкса, Л. Жюллио де ла Морандьера, О. С. Иоффе, О. А. Красавчикова, Н. В. Костенко, М. И. Кулагина, К. К. Лебедева, И. Б. Новицкого, П. Е. Орловского, И. С. Перетерского, Г. В. Полковникова, В. К. Райхера, А. П. Сергеева, Н. С. Суворова, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, М. Ю. Тихомирова, Г. Ф. Шершеневича, Л. В. Щенниковой, Л. Эннекцеруса, К. К. Яичкова, В. Ф. Яковлева и многих других.

Определяющими для исследования темы стали труды ученых по общей теории права С. С. Алексеева, В. С. Нерсесянца и др.

Эмпирическую основу исследования составили нормативные правовые акты СССР, РСФСР, Российской Федерации, некоторых зарубежных стран, а также судебная практика применения правовых актов в Российской Федерации в сфере регулирования отношений с участием религиозных организаций. При анализе выбранной темы использовались также некоторые статистические данные и данные о деятельности государственных органов, в частности

10
Министерства юстиции Российской Федерации (в настоящее время
Федеральной регистрационной службы), связанные с различными аспектами
правового положения исследуемых субъектов права.
fir Методология исследования основана на использовании как общенаучных,

так и частнонаучных методов. К общенаучным относятся: метод системно-структурного анализа, формально-логический, диалектический методы; логические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, выдвижение гипотезы); эмпирические методы (наблюдение, описание, сравнение). Из числа специальных юридических методов исследования использованы формально-юридический метод и метод сравнительного правоведения.

Целью настоящего исследования стали изучение гражданско-правового положения религиозных организаций, выработка предложений и новых подходов к его правовому опосредованию.

Задачами настоящего исследования в соответствии с его целью являются:

анализ гражданско-правового регулирования создания и деятельности религиозных организаций как субъектов гражданско-правовых отношений;

конструирование понятия религиозной организации и определение ее признаков;

анализ особенностей приобретения религиозной организацией прав юридического лица;

определение круга имущественных прав, принадлежащих религиозной организации;

определение видов деятельности, которые вправе осуществлять религиозная организация.

Объектом диссертационного исследования стали религиозные организации, а именно особенности их положения как субъектов гражданско-правовых отношений и участия в гражданских правоотношениях. Для

выявления указанных особенностей были изучены соответствующая законодательная база, юридическая и социальная практика их деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

Диссертация представляет собой комплексное теоретическое исследование положения религиозных организаций как субъектов гражданских правоотношений. В работе системно освещаются его особенности и обусловленные этим различные аспекты деятельности юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Существующее в настоящее время определение религиозной
организации как юридического лица не отражает особенностей указанной
организационно-правовой формы, в связи с чем в работе конструируется новое
понятие данного субъекта гражданского права:

«Религиозная организация - это некоммерческая организация, созданная гражданами либо юридическими лицами (местными религиозными организациями), для удовлетворения религиозных потребностей, в том числе совершения культовых и иных действий, соответствующих религиозным интересам, образованная в установленном законом порядке, от своего имени участвующая в гражданских правоотношениях, обладающая обособленным имуществом, несущая самостоятельную имущественную ответственность.

Религиозная организация, созданная объединенными в религиозную группу гражданами, признается местной религиозной организацией; религиозная организация, созданная юридическими лицами (местными религиозными организациями), признается централизованной религиозной организацией».

2. Религиозное объединение - это добровольное объединение граждан
либо юридических лиц (местных религиозных организаций), созданное в целях
удовлетворения религиозных потребностей, в том числе совершения культовых
и иных действий, соответствующих религиозным интересам, не
противоречащих закону и не нарушающих прав граждан, которое в случаях,

12 предусмотренных законом, может быть признано юридическим лицом. Религиозное объединение, не приобретающее прав юридического лица, признается религиозной группой; религиозное объединение, являющееся юридическим лицом, признается религиозной организацией. Отсюда следует, что нормы гражданского права не могут регулировать деятельность религиозных объединений в целом, в связи с чем предлагается устранить упоминание о них из ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященной правовому регулированию деятельности религиозных организаций - юридических лиц, являющихся разновидностью религиозных объединений.

3. Религиозные организации - самостоятельная организационно-правовая форма юридических лиц. Им присущи значительные юридические особенности, обусловленные специальной целью их создания - удовлетворение религиозной потребности, для достижения которой они вправе осуществлять религиозную деятельность. Правовая специфика религиозных организаций проявляется в следующем.

Во-первых, их учредителями могут быть лишь объединенные в религиозную группу граждане либо только такие юридические лица, как местные религиозные организации.

Во-вторых, специфичен порядок приобретения религиозными организациями прав юридического лица, который выражается в необходимости юридического признания организации в качестве именно религиозной, для чего уполномоченным государственным органом проверяются основы ее вероучения, которые не должны противоречить нормам действующего законодательства, основам правопорядка и нравственности.

В-третьих, в своей деятельности религиозные организации руководствуются не только нормами действующего законодательства, но и положениями основ своего вероучения, не противоречащими закону и не нарушающими прав граждан.

В-четвертых, религиозные организации для осуществления своей деятельности используют имущество религиозного, в том числе богослужебного, назначения, при этом на последнее не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

Таким образом, в законодательстве формируется такая совокупность юридических особенностей религиозных организаций, которая позволяет отграничить их от иных организационно-правовых форм юридических лиц, что обусловливает необходимость самостоятельного правового регулирования отношений с их участием. В связи с этим предлагается внести изменения в ст. 117 ГК РФ, разделив нормы о религиозных и общественных организациях, поскольку их регламентацию в рамках одной статьи и единое правовое регулирование нельзя назвать оправданными.

  1. Учреждения, созданные централизованной религиозной организацией для координации деятельности, а также учреждения профессионального религиозного образования по своей организационно-правовой форме не могут быть религиозными организациями, поскольку их признаки совпадают с признаками учреждения как самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц. В связи с этим предлагается внести изменения в п. 6 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и признать учреждения, созданные централизованной религиозной организацией, а также учреждения профессионального религиозного образования учреждениями, обладающими правом на осуществление религиозной деятельности, но не являющимися религиозной организацией. Данная норма может иметь такую редакцию: «Правом на осуществление религиозной деятельности обладают также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона».

  2. Отличительная особенность реорганизации религиозных организаций в форме слияния, выделения, разделения состоит в том, что в установленных законом случаях предусмотрено уменьшение объема их правоспособности (абз.

14 4 п. 3 ст. 27 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Это связано с осуществлением религиозной деятельности на основе принадлежности к определенной конфессии, в результате чего если ранее существовавшая зарегистрированная в качестве юридического лица религиозная организация реорганизуется и при этом строится на иных основах вероучения и религиозной деятельности, отличных от прежних, то такая религиозная организация хотя и признается юридическим лицом, но обязуется проходить ежегодную перерегистрацию и в связи с этим не имеет возможности реализовать ряд прав, предоставленных религиозным организациям. Преобразование религиозной организации в иные организационно-правовые формы юридических лиц с сохранением цели деятельности невозможно в силу ее специфики. Реорганизация в форме присоединения возможна только в случае, если религиозная организация, прекращающая свою деятельность, полностью принимает основы вероучения той религиозной организации, к которой она присоединяется.

6. Право пользования религиозных организаций имуществом религиозного назначения, находящимся в государственной или муниципальной собственности, является ограниченным вещным правом. Это подтверждается совокупностью следующих признаков. Во-первых, указанное право носит постоянный (по сути, бессрочный) характер - вещь передается на то время, пока существует соответствующая религиозная организация. Во-вторых, его объектом служит вещь, имеющая религиозное назначение. В-третьих, переход права собственности на вещь не предусмотрен в качестве основания прекращения права пользования религиозной организации этой вещью (право следования). В-четвертых, указанное право в силу ст. 305 ГК РФ имеет вещно-правовую (абсолютную) защиту.

О том, что указанное право можно отнести к вещным, свидетельствуют также его особенности, связанные со спецификой субъекта и назначением имущества: установлена обязанность для собственника (государства) передать имущество религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозных

15 организаций. Иначе говоря, возникновение права зависит от характеристик самой вещи (ее религиозное назначение) и субъекта права — им может быть только религиозная организация соответствующего вероисповедания, которой и предоставлена возможность получения данного права на вещь безвозмездно.

7. Религиозные организации как особые субъекты гражданского права
наделяются правом осуществлять религиозную деятельность, понятие которой в
настоящее время нормативно не определено, в связи с чем представляется
необходимым ввести его в законодательство, регулирующее правовое положение
религиозных организаций, в следующей редакции:

«Религиозной признается деятельность, осуществляемая в целях удовлетворения религиозной потребности человека посредством совершения культовых действий в религиозно-обрядовой сфере, а также действий, направленных на их обеспечение и осуществляемых в сфере распространения веры, воспитания последователей, укрепления духовно-нравственных основ в обществе. В указанных целях для обеспечения религиозно-обрядовой сферы религиозные организации осуществляют культурно-просветительскую и образовательную деятельность».

Действия, направленные на материальное обеспечение религиозной деятельности, должны охватываться понятием иной деятельности, которую вправе осуществлять религиозные организации.

8. Исходя из буквального толкования ч. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса
РФ в качестве предпринимательской деятельности нельзя рассматривать
участие религиозных организаций в иных юридических лицах. Указанная
деятельность подпадает под понятие иной не запрещенной законом
экономической деятельности (ст. 34 Конституции России), не имеющей
признаков предпринимательской деятельности и направленной на
материальное обеспечение религиозной деятельности. При этом в случае
учреждения религиозной организацией коммерческого юридического лица
правоспособность последнего должна быть ограничена в его уставе несмотря
на то, что коммерческие организации обладают общей правоспособностью.

Специальная правоспособность религиозной организации влияет в рассматриваемом случае на правоспособность коммерческой организации, поскольку религиозная организация не может стать участником юридического лица, род деятельности которого противоречит основам ее вероучения. В противном случае религиозная организация получает возможность опосредованно осуществлять любой вид деятельности, что недопустимо в связи с наделением религиозных организаций специальной правоспособностью.

Практическая значимость работы.

Выводы и предложения, содержащиеся в настоящем исследовании, могут быть использованы при внесении изменений в правовые акты, регулирующие деятельность религиозных организаций, в правоприменительной практике, а также в процессе преподавания соответствующих разделов курса гражданского права.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных литературы и нормативных правовых актов.

История развития религиозных организаций как субъектов гражданского права.

Процессы, происходящие в современном обществе, заставляют задуматься о роли и значении религии и религиозных организаций в жизни человечества, которую они играли на протяжении тысячелетий. История становления и развития различных конфессий, религиозных общностей тесно связана с развитием цивилизации, а в ее рамках — с развитием государства, государственных институтов, права, культуры в целом. Религиозные организации оказывают комплексное влияние на психологическую, социальную, политическую, экономическую и культурные сферы жизни. В свою очередь, государство, являясь институтом общества, регулятивно воздействует на его религиозную жизнь.

Вообще, соотношение права и религии имеет глубокие исторические корни. Оно различно в различных цивилизациях, различных мировых религиях, различных регионах мира. Соотношение религии и права устойчиво и неизменно в традиционных правовых системах. Оно достаточно подвижно и динамично в европейских странах христианской религии. По мере исторического развития этих стран право и религия как социальные регуляторы все более обособляются друг от друга. Но они при нормальном течении общественных процессов не противостоят друг другу, а в определенных ситуациях осуществляют взаимоподдержку. Разрушение религиозных основ, где бы оно ни происходило,.никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так как, в конечном счете, право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, и в этом заложены корни их взаимодействия1. Как справедливо отмечает С.С. Алексеев, «вместе с религией, всей системой культуры важнейшим институтом, противостоящим насилию и способным его умирить, стало право» .

Человек всегда имел познавательное и деятельное отношение к миру. Как писал А.Ф. Лосев, «человеку, жившему в условиях первобытного строя, были понятными и наиболее близкими только общинно-родовые отношения. На основании этой понятной ему действительности он и рассуждал о природе, обществе и обо всем мире... Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир - вся природа представлялась ему не чем иным, как одной огромной родовой общиной, населенной существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях и воспроизводящими собой первобытный коллективизм первой в истории общественно экономической формации» . Первобытный человек не отличал идеальное от материального, представлял всякое идеальное как материальное. В этом выражался синкретизм первобытно-общинного жизненного уклада, традиционными институтами которого являлись миф и обычай. Данные институты осуществляли функции фиксирования, сохранения и передачи (трансляции) традиционных культурных ценностей. Сюда же можно отнести ритуал, а также религиозные обряды - это комплексы действий, знаков, сигналов, визуальных и звуковых актов, заключающих в себе код общения людей со сверхъестественными сущностями, душами предков. Ритуализация и обрядовая сторона человеческого поведения играли и играют огромную роль в генезисе социальных норм.

Синкретизм, то есть слитность, нерасчлененность нормативных регуляторов, как явление первобытного общества характеризуется неразличимостью в едином, сплошном тексте культуры социальных форм. Различие, которое мы сейчас проводим между отдельными группами социальных норм - религиозными, моральными, правовыми и прочими, - не имеют значения для практической организации поведения в первобытном коллективе. Соответственно, в первобытном обществе религиозных организаций не было. Религиозными церемониями первоначально руководили старейшины рода и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, знахари и т.д.2

Первобытную синкретическую систему норм иногда называют моралью. Представители некоторых социологических направлений рассматривают древнюю нормативную систему как изначально и целостно религиозную, а мораль и право как подсистемы, которые со временем «эмансипировались» от религии. Как писал Дюркгейм, «все большее число социологов и историков сходятся в том, что религия - наиболее первобытное из всех социальных явлений. Именно из нее путем последовательных трансформаций возникли все другие проявления коллективной деятельности: право, мораль, искусство, наука, политические формы и т. д. В принципе, все религиозно». Однако историческая связь между религиозными и правовыми регуляторами оказалась более сложной и менее регулярной, чем это допускал Э. Дюркгейм и его школа4.

Образование, реорганизация и ликвидация религиозных организаций.

В исследовательской и учебной литературе достаточно большое внимание уделяется вопросам создания юридических лиц, а также правовой природе их учредительных документов. Так, существование юридического лица выводится из договорных отношений учредителей1; немецкий юрист Л. Эннекцерус, основываясь на нормах Германского гражданского уложения (81 BGB), указывает, что для возникновения учреждения необходим учредительский акт, то есть волеизъявление, которое указывает на цель учреждения, определяет, как правило, имущество, необходимое для достижения этой цели, а также содержит иные сведения . При разрешительном порядке создания юридических лиц акт инкорпорации рассматривался как особое выражение государственной воли3. В литературе также отмечается, что в основе создания любого юридического лица лежит гражданско-правовая сделка (действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей).

В настоящее время российский законодатель рассматривает юридическое лицо с позиций теории фикции (олицетворения), то есть как правовое средство, прием юридической техники, искусственный субъект права, существование которого признается только после государственной регистрации2, то есть юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность только с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 51; п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Между тем, еще до государственной регистрации в качестве юридического лица последнее зачастую выступает участником определенных отношений.

Как отмечает В:А. Захаров, «каждый субъект права, для того, чтобы вступить в гражданско-правовой оборот, должен обладать определенными чертами, которые складываются в его «правовой» облик... Иначе говоря, чтобы данное лицо стало субъектом права, оно должно пройти некоторую процедуру создания или ряд подобных процедур в том порядке, который предусмотрен законодательно или принят в обычаях делового оборота»3.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Таким образом, для создания местной религиозной организации необходим определенный юридический состав, который включает следующие элементы: во-первых, учредители должны быть объединены в религиозную группу, которая при этом не является юридическим лицом. Религиозная группа создается не менее чем десятью гражданами; во-вторых, основной особенностью государственной регистрации религиозной организации, отличающей ее от всех других юридических лиц, является предусмотренный законодательством пятнадцатилетний срок существования религиозной группы до регистрации религиозной организации, если данная религиозная группа не имеет подтверждения о вхождении в состав централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией (п. 1 ст. 9 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). В отношении религиозных организаций, зарегистрированных до принятия ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», такие организации подлежали обязательной перерегистрации до 31 декабря 1999 года (п. 4 ст. 27 Закона). Организации, не прошедшие перерегистрацию, ликвидировались в судебном порядке. При этом в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 27 указанного закона религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет, пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления пятнадцатилетнего срока.

Перерегистрация как юридический факт порождает правовые последствия: организация, прошедшая ее, признается юридическим лицом; не прошедшая перерегистрацию организация, соответственно, не приобретает его прав.

Особенности осуществления имущественных прав религиозной организации.

Религиозная организация как самый старый идеологический и политический институт человечества всегда занимала особое место в государственной экономической политике. Религиозные организации сами по себе являются носителями экономических интересов, зачастую обладая немалой собственностью, доходами. Они располагают многочисленными специализированными учреждениями в области воспитания, просвещения, здравоохранения, социальной помощи, крупными собственными и перераспределяемыми средствами и ведут в социальной сфере большую работу, освобождая частично от расходов центральный и местные бюджеты, осуществляя капитальное строительство, подготавливая соответствующий персонал. Конечно, это в большей мере относится к крупным религиозным организациям, распространяющим свое влияние в течение длительного периода времени. Например, в странах Западной Европы к таким образованиям относится римско-католическая церковь, в рамках которой разрабатываются социально-экономические концепции, находящие отражение в энцикликах Папы римского, программах союзов предпринимателей, крестьян, профсоюзов и партий и оказывающие влияние на политику правительств . Если говорить о Российской Федерации, то в настоящее время, конечно, ни одна религиозная организация пока не оказывает такого влияния. Прежде всего, это связано с тем, что долгое время религия государством не признавалась, и религиозные организации были практически лишены каких-либо прав. Однако уже сейчас заметна роль, например, Русской Православной Церкви как самой крупной конфессии в Российской Федерации.

Для осуществления многообразной и широкомасштабной деятельности религиозным организациям необходима значительная имущественная и финансовая база. Так, в странах, где господствовали западные христианские конфессии, такая база формировалась и совершенствовалась веками. Социалистические преобразования в государствах Центральной и Восточной Европы нанесли существенный удар по организационной структуре и финансовой базе религиозных организаций, но не разрушили их. Ущерб, причиненный, например, православию на территории бывшего СССР оказался значительно существенней1.

В настоящее время религиозные организации как субъекты гражданского права обладают имущественными правами - вещными и обязательственными. В отношении их осуществления к религиозным организациям применяются те же требования, что и к иным субъектам гражданского права, а также дополнительные требования, которые связаны со спецификой исследуемых лиц. В связи с этим существуют особенности при реализации ими права собственности; права пользования имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений. Специальные нормы, связанные с осуществлением религиозными организациями указанных прав, предусмотрены ст. 21, 22 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Статья 21 указанного закона регулирует особенности реализации права собственности религиозных организаций. Как известно, собственник имущества осуществляет над ним полное «хозяйственное господство» . Однако, признавая за собственником свободу в определении целей и пределов использования соответствующего имущества, законодатель предусматривает все же некоторые ограничения. Так, согласно п. 4 ст. 213, ст. 274, 276 ГК РФ собственник обязан соблюдать установленные законодательством пределы осуществления его прав. Религиозные организации не представляют в этом смысле исключения, их право собственности также ограничено законом, их учредительными документами. Кроме того, право собственности, равно как и право пользования религиозных организаций, имеет специфику по основаниям возникновения, субъектам, объектам и содержанию.

Рассмотрим сначала специфику оснований возникновения права собственности, а также права пользования религиозных организаций.

1. Право собственности и иные имущественные права могут быть приобретены субъектами гражданско-правовых отношений по различным основаниям. Иначе говоря, в основе приобретения права могут лежать различные юридические факты, которые и составляют его основание1.

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей оснований возникновения имущественных прав религиозных организаций, важно рассмотреть вопрос об источниках формирования имущества исследуемых субъектов права, поскольку источники формирования имущественной базы имеют особенности, связанные со спецификой рассматриваемой организационно-правовой формы юридических лиц, что, в свою очередь, обусловливает специфику оснований возникновения их имущественных прав.

Источники формирования церковного имущества и доходов заслуживают того, чтобы стать объектом исследования. Российское законодательство на этот счет характеризуется определенным несовершенством, что обусловливается его сравнительной новизной. В связи с этим хотелось бы более подробно остановиться на вопросе об источниках финансирования западных христианских церквей в рамках сравнительно-правового анализа.

Основными источниками финансирования западных христианских церквей являются церковные налоги, налоги для расходования на общественно-полезные цели, к числу которых относится и деятельность социальных религиозных учреждений; добровольные взносы по фиксированной ставке; добровольные пожертвования физических и юридических лиц на целевые и общие расходы; ежегодные и текущие пожертвования во время посещения богослужений. Кроме перечисленных налогов и взносов, церковь получает плату от верующих за совершение обрядов, доходы от церковного имущества и хозяйственной деятельности, дотации из государственного бюджета на церковные, воспитательные и медицинские учреждения, дома престарелых, на поддержание и реставрацию памятников истории и культуры, дотации от зарубежных церквей1.

Церковные налоги не относятся к государственным налогам ив то же время близки им по целому ряду признаков. Они являются налогами, так как носят чаще всего обязательный, безвозмездный и нецелевой характер, но не поступают ни в центральные, ни в местные бюджеты. По экономическому содержанию у церковных налогов есть нечто общее со взносами во внебюджетные фонды. Собранные средства за вычетом оплаты услуг налогового ведомства за сбор и перечисления передаются церкви или церквям разных конфессий, если таковые представлены в стране. Распределение налоговых поступлений по конфессиям происходит в соответствии с декларациями налогоплательщиков об их принадлежности к той или иной церкви2.

Похожие диссертации на Гражданско-правовое положение религиозных организаций