Содержание к диссертации
Введение
1. Городская община Новгорода и Пскова и социальная структура древнерусского общества в отечественной историографии
-
Посадская община и русский город XVI-XVIII вв. в отечественной историографии
-
Труды А.А.Кизиветтера и П.П.Смирнова - попытка юридического подхода
-
Труды Н.Д.Чечулина и А.Г.Ильинского - попытка «социально- экономического» подхода. Вопросы относительного количества членов клира в Новгороде XV-XVI в.
-
Городская община XVI-XVII вв. и вопросы демографии древнерусского духовенства в трудах современных исследователей
-
Города Древней Руси и социальная структура городской общины в трудах отечественных исследователей
-
«Городская область» - «первая политическая форма Руси»: социально- политические причины возникновения и развития древнерусского города и их влияние на структуру городского общества в трудах В.И.Сергеевича, М.Ф.Владимирского-Буданова, В.О.Ключевского, С.М.Соловьева и А.Е.Преснякова
-
Древнерусский город в трудах С.В.Юшкова и Б.Д.Грекова: вопросы типологии и особенностей общественной структуры
-
М.Н.Тихомиров и его книга о городах Древней Руси
-
«Города-государства» в трудах И.Я.Фроянова и методология недифференцированного подхода к изучения городовой общины в Древней Руси
-
Новые подходы к изучению городской общины: «люди градские» в исследовании В.П.Даркевича
1.3 Социальная структура древнерусского общества и ее специфика в городской общине
1.4. Городская община Северной Руси
1.4.1 Историко-археологический подход к изучению социально-политической структуры Великого Новгорода
-
Дискуссия о социально-политической структуре новгородской городской общины в отечественной науке
-
Социальная структура средневекового Пскова XIV-XV вв. в отечественной историографии
-
Проблемы кончанской и сотенной организации средневекового Пскова
-
Материалы археологических исследований средневекового Пскова и вопрос о социально-политических основах городской территории и структуре городовой общины
-
Ранняя история Пскова и формирование социальной структуры древнерусского города
1.5. Генезис древнерусского города и особенности социальной структуры его христианской общины
1.5.1. Становление городов Северной Руси и вопросы преемственности христианской культуры в процессе урбанизации
1.5.2 Становление древнерусских городов в Южной Руси и проблема трансурбанизации
2. Городская община Новгорода и Пскова и церковное право в Древней Руси: опыт комплексного источниковедения
-
Епископ и социальное единство городской общины в Древней Руси
-
Городовые волости и епархиальные границы в Древней Руси
-
Каноническое право восточно-христианской Церкви и вопрос о епархиальных границах
-
Канонические нормы о территориальных границах в древнерусской практике
-
Древнейший русский антиминс 1148 г. и проблема церковной юрисдикции
-
Княжеское и боярское духовенство в Древней Руси: проблема юрисдикции
-
Епископ Иоанн Попьян (1110-1130 гг.) и новгородская городская община 2.3.1 «Отвержение» епископа Иоанна Попьяна в ранних и поздних письменных источниках
-
Сфрагистические свидетельства о деятельности епископа Иоанна 2.3.3 «Отвержение» епископа Иоанна в отечественной историографии
-
Погребения в Мартириевой паперти Новгородского Софийского собора и вопрос о судьбе епископа Иоанна
-
Епископ Иоанн на фоне летописных событий
-
Самовольное оставление архиереем своей кафедры в свете канонического права восточно-христианской Церкви
-
Епископ Иоанн Попьян и кризис церковно-государственных отношений в Древней Руси: к вопросу о возможных причинах «отвержения»
-
Способ замещения архиерейских кафедр в Древней Руси
-
Архиепископ Илья-Иоанн (1165-1186 гг.) и новгородская практика избрания архиерея на общегородском вече
-
Свидетельства о поставлении архиепископа Ильи-Иоанна в 1165 г. в ранних и поздних письменных памятниках
-
К вопросу о возможном происхождении архиепископа Ильи - Иоанна
-
Канонические нормы и практика избрания новгородского архиепископа на вече
-
Церковь и городская община Пскова
-
Должность архиерейского наместника во Пскове
-
К вопросу возможного отождествления псковского архимандрита Григория 1440-1442 гг.
-
К истории архиерейского наместника во Пскове
-
Владычный наместник и Псковская судная грамота
-
Особенности положения псковского соборного духовенства в системе общественных отношений средневекового Пскова
3. Формы христианской общины в Древней Руси и семисоборная организация Великого Новгорода
3.1 Церковная община Древней Руси в отечественной историографии
-
Приход в отечественной истории
-
Проблема ргорпае есс1ез1ае в исторических исследованиях
-
Соборы и клиросы в Древней Руси
3.2. Семисоборная организация Великого Новгорода и «Семисоборная роспись» в отечественной исторической науке
3.2.1. Вопросы соотношения рукописи №436 собрания графа Ф.А.Толстого и сборника БАН 16.8.13
-
А.Х.Востоков и рукопись №35 собрания графа Н.П.Румянцева
-
Соборная организация Великого Новгорода в трудах архимандрита Макария (Миролюбова) и митрополита Макария (Булгакова)
-
Проблема происхождения рукописи №35 Румянцевского собрания
-
Первая публикация Семисоборной росписи А.И.Никольским в 1898 г.
-
Сборник РГИА 834.2.1305 - источник первой публикации Семисоборной росписи и его анализ
-
Уникальные статьи сборника РГИА 834.2.1305 и их значение для изучения исторической топографии Новгорода и истории текста Семисоборной росписи
-
Перечень приделов Новгородского Софийского собора в сборнике РГИА 834.2.1305 и вопрос о возникновении придела свв. Богоотец Иоакима и Анны
-
Вопрос о датировке редакций Семисоборной росписи согласно сборнику РГИА 834.2.1305 и судьба каменных памятников домонгольского зодчества в эпоху позднего средневековья (на примере храма св. архангела Михаила на Торгу)
-
Семисоборня роспись и соборная организация Великого Новгорода в трудах В.Л.Янина
-
Соборы средневекового Новгорода в трудах А.С.Хорошева
-
Публикация В.Ф.Андреевым новой редакции Семисоборной росписи в 1989 г.
-
Время и причины составления Семисоборной росписи в трудах Д.А.Петрова и В.М.Сорокатого
3.3 Семисоборная роспись Великого Новгорода как исторический источник
-
Соотношение редакций Семисоборной росписи и вопрос о Кирилловом монастыре на Нелезне под Новгородом как возможном месте составления памятника
-
Проблема непротиворечивого прочтения итоговой части Семисоборной росписи
-
Номенклатура престолов Торговой стороны Великого Новгорода согласно Семисоборной росписи
-
Номенклатура храмов Софийской стороны Великого Новгорода согласно Семисоборной росписи в связи с границами средневекового
Околотка
-
Проблема новгородского Околотка в отечественной историографии
-
Вопрос соотношения Околотка Х1У-ХУ1 вв. и Малого Земляного города 1582/1583 гг.
-
К вопросу об этимологии понятия «околоток»
3.3.4.4. Околоток как часть градостроительной структуры Великого Новгорода
3.4 Соборная организация Великого Новгорода в позднем средневековье 4. История сложения семисоборной организации в Великом Новгороде
-
Владычный двор в истории Новгорода
-
История сложения церковной организации на Торговой стороне Великого Новгорода
4.2.1 Храм св.пророка Илии на Славне
4.2.1 К вопросу о Федоровских храмах Великого Новгорода
-
Храм св. Иоанна Предтечи на Опоках
-
К вопросу о времени появления «варяжской божницы» в Новгороде
-
К вопросу о Дмитриевских храмах Великого Новгорода
-
Проблема изначального количества храмов Торговой стороны в связи с летописными сообщениями о городских пожарах
-
Церковное строительство на Торговой стороне во второй половине XII - XIV вв.
-
История сложения церковной организации Неревского конца Великого Новгорода
-
Храмы и монастыри северной части Неревского конца
-
Род Мишиничей - Оницифоровичей и их ктиторские храмы
-
Средневековые пожары и номенклатура храмов Неревского конца во второй половине XII в.
-
К возможной истории храма Сорока мучеников Севастийских
-
Храмы Сорокодесятского соборного округа в Неревском конце
-
Средневековые пожары и номенклатура храмов Неревского конца в ХШ-Х1У в.
4.4 Сложение церковной организации Людиного конца, Прусской улицы и Загородья
-
Монастыри и монастырское строительство Людина конца
-
К вопросу о храме свт.Василия в Людином конце
-
Храмы южной части Людина конца во второй половине XII в.
-
Храмы Прусской улицы в Новгороде
-
Омфалий храма архангела Михаила на Прусской улице
-
К истории церквей Чудинцевской улицы в связи с Пантелеймоновым евангелием конца XII - начала XIII в.
-
Храмы Новгородского Загородья
-
Пожары средневекового города и номенклатура храмов Людина конца и Загородья в конце Х11-Х1У вв.
4.5. К вопросу о социальных основах храмовой топографии Великого Новгорода
4.6 О времени создания Семисоборной организации в Великом Новгороде 5. Соборная организация Пскова Х1У-ХУ вв.: социально-политические основы и вопросы теоретической реконструкции.
5.1. Шестисоборная организация Пскова в отечественной историографии
-
К вопросу о локализации «поповской избы» в средневековом Пскове
-
Время и обстоятельства учреждения соборов в средневековом Пскове
-
Проблема реконструкции шестисоборной организации средневекового Пскова
-
Соборная организация Пскова к середине XIV в.
-
К вопросу о локализации храма мч.Леонтия в средневековом Пскове и возможной дате победы князя Довмонта на р.Двина в 1266 г.
-
Соборная организация Пскова во второй половине XIV - начале XV в. и организация Софийского собора в 1356 г.
-
Соборная организация Пскова в первой воловине XV в. и организация Никольского собора в 1416 г.
-
Соборная организация Пскова в середине XV в. и образование Дмитриевского собора в 1453 гг.
-
Соборная организация Пскова во второй половине XV в. и образование Покровско-Похвальского собора в 1462 г. и Входоиерусалимского собора в 1471 г.
-
Вопрос об общей соборной собственности на недвижимое имущество и
землю
5.6. Псковское монашество в составе городской соборной организации 5.7 Формы осуществления ктиторского права в средневековом Пскове
-
-
Христианские древности как источник для социально-культурной характеристики средневековых усадеб Великого Новгорода и Пскова
-
Вопросы классификации христианских древностей в отечественной археологии
-
Опыт характеристики христианских древностей усадебных комплексов Великого Новгорода. Торговая сторона
-
Христианские древности усадеб Славенского холма
-
Христианские древности усадеб Ильинского раскопа
-
Христианские древности Буяного раскопа
-
Христианские древности Михайловского раскопа
-
Христианские древности усадеб Кировского раскопа
-
Христианские древности Дубошина раскопа
-
Христианские древности усадеб Нутного раскопа
-
Христианские древности усадеб Федоровского раскопа
-
Опыт характеристики христианских древностей усадебных комплексов Великого Новгорода. Софийская сторона
-
Христианские древности усадеб Неревского раскопа
-
К характеристике древнерусских крестов из плагиоклазового порфирита зеленого цвета
-
К вопросу о возможном происхождении архиепископа Новгородского Евфимия Брадатого
Христианские древности Тихвинского и Дмитриевского раскопов
Христианские древности усадеб Троицкого раскопа
6.3.3.1 Берестяная грамота №727 и «монашеские» усадьбы Троицкого раскопа
-
-
-
-
-
-
Христианские древности усадеб средневекового Пскова
Расселение духовенства в средневековом городе по данным археологии и письменных источников
7.1. Священнические усадьбы средневекового Новгорода XI-XV вв.: к вопросу об общей характеристике
7.2 Расселение духовенства в Новгороде XVI-XVII вв. по данным городовых
писцовых книг
-
Топография усадеб духовенства Неревского конца по данным писцовых книг 1580-ых гг.
-
Топография усадеб духовенства Загородского конца по данным писцовых книг 1580-ых гг.
-
Топография усадеб духовенства Людина конца по данным писцовых книг 1580-ых гг.
-
Топография усадеб духовенства Торговой стороны по данным писцовых книг 1580-ых гг.
-
К вопросу о традиционности существования «архиерейской слободы» на Чудинцевской улице в Новгороде
-
Время и обстоятельства формирования «поповских слобод» в средневековом Новгороде
-
Топография священнических усадеб средневекового Пскова ХУ-ХУ1 вв.
-
Данные летописей о топографии церковных дворов в средневековом Пскове
-
Расселение духовенства в средневековом Пскове по данным писцовой книги 1585-1587 г.
-
Ружное обеспечение церквей в средневековом Новгороде и проблема традиционности ктиторских полномочий
-
Панихидные выплаты новгородским церквам согласно сметному приходно-расходному списку 1620/1621 г. и вопрос о традиционности ружного обеспечения
-
Традиционность ружного обеспечения храма св.Иоанна Предтечи на Опоках согласно редакциям «Устава князя Всеволода» и списка ружных церквей 1583 г.
-
К вопросу о различиях социально-исторических типов ружных храмов Великого Новгорода
7.7. К вопросу о причинах пропуска ряда новгородских престолов Семисоборной росписью Великого Новгорода и времени составления ее протографа
7.8 Формирование духовного сословия и становление приходской системы в Северной Руси
Заключение Приложения
-
-
Храмы и престолы Великого Новгорода конца XV - начала XVII вв. (таблицы №№1-7)
-
Сравнительная таблица содержания новгородских рукописных сборников XVI в. историко-полемического и аскетического содержания (таблица №8)
-
Теоретическая реконструкция соборной организации Пскова ХГУ-ХУ вв. с предлагаемым распределением церквей по соборным округам (таблицы №№ 9-14)
4.Экспертное заключение по результатам геологических и петрографических исследований породы темно-зеленого камня со светлозелеными вкраплениями, явившейся материалом для изготовления серии древнерусских нательных крестов ХП-ХУП вв.
-
-
-
Система расселения и социальная структура духовенства Великого Новгорода по данным писцовых книг и актовых документов ХУ1-ХУП вв. в связи с проблемой городского землевладения новгородских церквей (таблица №15)
-
Государственное и церковное управление средневековой Ладоги Х1-ХУ вв. в свете историко-археологических данных
-
Средневековая Руса и ее христианские древности в контексте социально- политической истории древнерусского города
Список использованных источников
Список использованной литературы
Список использованных архивных материалов
Список сокращений
Список иллюстраций
Иллюстрации
Введение к работе
Город в истории мировых цивилизаций предстает как универсальный феномен стадиального характера, во многом определяющий историю и культуру своего времени.1 Европейское средневековье видело в нем «наиболее совершенную форму человеческого устройства» и «культурно-общественный идеал, формообразующий жизнь».2 Такие представления о городе были заимствованы средневековым сознанием у античного мировоззрения, где полис играл роль «не только фундамента всех политических теорий, но и вообще всех античных систем ценностей», при этом в процессе своего развития «полисная по происхождению шкала ценностей не упразднялась, но преобразовывалась, наполняясь новым содержанием и сохраняя при этом свой традиционный характер».3 Менталитет средневековой Европы знал идею translatio urbis, существовавшую параллельно с представлениями о translatio imperii, что в определенной степени способствовало преемственности урбанизационных процессов при переходе от поздней античности к раннему средневековью.
Именно в этот момент исторического развития такая преемственность находилась в наиболее угрожаемом состоянии. Появление в центре Pax Romana и на его окраинах многочисленных «варварских королевств», привело к тому, что «на место господства бюрократии, тяжкого, но объединяющего, которое символизировало одновременно традиционную идею res publica и торжествующий этатизм, заступил режим военной банды».4 В процессе «приватизации государства», когда оно стало восприниматься как «большая вотчина», res privata военного вождя, происходили такие исторические явления как «доместикация государственных служб», практическое исчезновение понятий государственной границы и столицы государства, место публичного римского права заняло патримониальное право варварских «правд».5 Своим спасением цивилизационный континуитет в Европе во многом был обязан христианской Церкви, существовавшей в виде системы полисных общин, впитавших в себя античное идейное наследие и в рамках традиции передававших его последующим поколениям.6 Естественно-историческое противопоставление средневекового города аграрной округе, возникшее в процессе феодализации, оказалось идеологически обосновано тем высоким значением города, которое сложилось в системе средневекового менталитета и теологии.7 В итоге, город Средних веков, в отличии от позднеантичного полиса, оказался «сословным городом», где городская община превратилась в особую часть средневекового социума, объединенную как общностью социально-политических, общественно-экономических и религиозно-культурных интересов, так и правовым статусом.8 Европейское средневековье предстает перед нами как «цивилизация городов».
Древняя Русь не знала непосредственного континуитета античности. Восприятие этого наследия, совершившееся через посредство Византии, имело вторичный и преимущественно социо-культурный характер, в отличие от Европы, где этот процесс проходил системно и институционально, охватывая практически все сферы общественных отношений. Сейчас уже очевидно, что рецепцию византийской культуры на Руси нельзя более рассматривать как простую «трансплантацию», поскольку она может быть охарактеризована как «сложный процесс отбора и трансформации, преобразования элементов византийского происхождения в новую систему»,9 положенную в основание древнерусской культуры в широком смысле этого слова. Однако это обстоятельство делает еще более актуальным и важным изучение сложного процесса вытеснения патримониального права, будь то право общинное или княжое, из различных сфер общественной жизни нормами новых отношений между людьми, в результате чего еще одно «варварское королевство» - Древняя Русь - стала раннефеодальной страной, где распространялись ценности христианской культуры и право христианской империи.
Повесть временных лет свидетельствует, что город уже в концу XI в. во многом оказался для древнерусского человека синонимом государственности и культуры. Противопоставление С.М.Соловьевым горной, каменной Европы с гнездами замков и городов - деревянной, равнинной, сельской Руси, оказалось, в конечном счете, неправомерным.10 В широкой панораме расселения древнерусских племен, которую летописец дает на фоне географии Восточно-Европейской равнины, термин «земля» как территориально-политическая единица уже не фигурирует, в отличии от упоминаемой «дунайской прародины» - «Словенской земли». В новой системе расселения присутствует «место» как топос обитания, «град» как его средоточие и форма политической организации общества, «род» как форма социальной организации, «княжение» как структура организации власти, «язык» как символ этнического единства и средство самоидентификации.11 Одним из первых мероприятий Рюриковичей по освоению новой государственной территории становится установление режима личной власти в уже существующих городах и строительство новых: если конунг Рюрик в 862 г. «прия власть, раздая мужем своим грады», то князь
Олег в 882 г. «нача городы ставити».12 И позднее, в 1054 г., устанавливая семейный «триумвират» над Русской землей, Ярослав Мудрый «раздели» сыновьям «грады».13 Мифо-эпическое значение города было хорошо известно и в скальдической письменности как отмеченная Ф.Б.Успенским «урбанизация мифологических объектов», которая позволяла использовать термин «агс!г», изначально применяемый к городским топонимам Восточный Европы для обозначения различных уровней сакрального пространства - Асгарда, Митгарада и Утгарда.14 Подобная образная система скандинавов не была чужда и стадиально-близкой древнерусской культуре.15 Однако наиболее выразительный в этом отношении текст является началом Новгородской первой летописи по Комиссионному списку, где процесс сложения государства непосредственно увязывается с образованием городов: «Временник, еже есть нарицается летописание князей и земли Руския, и како избра Бог страну нашу на последнее время, и грады почаша бывати по местом, преже Новгороская волость и потом Киевская».16
За словоупотреблением летописца не стоит видеть лишь «фигуру речи», навязанную книжным образованием и библейско-христианской образностью. К моменту христианизации Руси в X в. здесь уже сложилась значительная городская сеть, отвечавшая как внутренним потребностям восточно-славянского общества, так и задачам трансевразийского торгового обмена, осуществлявшегося на путях «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Связь между цивилизацией и урбанизацией оказалась изначально присуща внутреннему развитию славянства на территории Восточной Европы. В результате христианизации итоги самостоятельного развития и выработанные в процессе этого развития культурные ценности получили новое идейно- религиозное обоснование. Города из простых средоточий общественной жизни стали своеобразным культурным идеалом, во многом определяющим эту жизнь. Одной из исторических проблем остается лишь мера сочетания традиционного и инновационного в жизни древнерусского города и городской общины, или же, конкретнее, степень и формы влияния на историю городов на Руси институтов христианской Церкви, нового христианского мировоззрения и культуры, тех особенностей общественных отношений, которые были выработаны христианством на протяжении своей тысячелетней истории в пределах Римской и Византийской империи.
Историографический аспект изучения истории городов на Руси, неоднократно становившихся предметом исследования в отечественной науке,17 при ближайшем рассмотрении оказывается достаточно противоречивым. В современных исследованиях безусловно признается значимость урбанизационных процессов в эпоху Средневековья, вопросы становления древнерусского города и различные аспекты его истории, прежде всего, их общественная и экономическая функция и проблемы градостроительства, постоянно затрагиваются в статьях и сборниках трудов, становятся предметом обсуждения на различных научных встречах. Однако на фоне такой исследовательской активности еще чувствительней ощущается недостаток монографических исследований обобщающего характера по истории древнерусских городов.18 В свое время М.Н. Тихомиров писал, что «ранний русский город остается слабо изученным» и что в вопросах, касающихся городской жизни в Древней Руси Х1-ХШ вв., «историк ступает по неисследованной почве», а «первой и главной» причиной такого положения дел исследователь назвал «крайнюю разрозненность свидетельств о древнерусских городах».19 Однако эта причина не могла быть единственной.
Для отечественной науки XIX - начала XX вв., в соответствии с существовавшими тогда «общинно-вечевой» и «земско-вечевой» теориями древнерусского общественного строя, было характерно представление о Руси как стране по преимуществу сельской, где основное течение истории было непосредственно связано с вотчиной или общиной, которым был присущ аграрный строй хозяйства.20 Городовая история присутствовала в науке лишь в виде судеб отдельных городов.21
Однако пришедшие на смену этим взглядам во второй четверти XX в. теории древнерусского феодализма по существу не изменили представления об общественной жизни на Руси и ее движущих силах. Феодализм представлялся историкам-марксистам прежде всего как общественно-экономическая формация, основанная на праве частной собственности на землю и личной зависимости непосредственного производителя, трудящегося на этой земле, от феодала.22 В любом случае город оказывался просто социально-политической и хозяйственной функцией своего аграрного окружения, подчиняясь царящим здесь закономерностям. Это неизбежно приводило к созданию исследовательской диспропорции в науке, когда приоритетному изучению подвергались прежде всего общественные отношения в вотчине, поместье или общине, а так же различные категории проживавшего здесь зависимого населения.23 Происходила своеобразная «аграризация» и «пауперизация» научно-исследовательской проблематики, а городские общественные отношения и внутренняя структура населения городов, неизбежно включавшая в себя различные слои социальной элиты, отступали в исследованиях на второй план. Отечественные исследователи различали в своих трудах судьбы и общественно-политическое значение городов на Руси и в
Западной Европе, и тезис М.Н.Тихомирова, считавшего, что «древнерусские города развивались примерно в таком же направлении, в каком развивались средневековые города Запада и Востока»,24 не получил приоритетного развития.
К тому же, в отечественной науке город рассматривается прежде всего как исключительно политический феномен, где совершается основное течение событийной, прагматической истории,25 нежели как системообразующий принцип общественного строя и культуры Древней Руси.26 Комплексный подход к изучению древнерусского города, предполагающий рассмотрение его социально-политической, хозяйственной, культурной и идеологической функций во взаимосвязи формируется преимущественно за счет введения в научный оборот данных археологических раскопок, позволивших представить жизнь средневекового города во всем ее конкретном многообразии и восполнить существенный недостаток письменных источников: большинство современных монографических исследований, посвященных отдельным древнерусским городам, носит историко-археологический характер.27 Археологические материалы позволили решить и другие проблемы древнерусского города, в том числе - подтвердить роль конкретных городских центров в процессе колонизации Русского Севера.28 Характерно, что приоритетная роль археологии в области изучения древнерусского города, способствующая интенсификации этого процесса, была уже в середине 1950-ых гг. отмечена М.Н.Тихомировым.29 Стоит вспомнить, что ранее, в первой половине 1930-ых гг. именно Государственная Академия истории материальной культуры имела в своем составе «сектор феодальной формации», в рамках которого была создана особая группа по изучению древнерусского города.30
К тому же, в отечественной науке «событийный» подход к городской истории отодвинул на второй план внутренне содержание городской жизни - ее общественное, общинное измерение. Город рассматривается как абстрактное место средоточия властных, общественных, экономических и религиозно-культурных функций. Конкретные личности и возможная мотивация их поступков, вопросы ментальностей городского сословия в Древней Руси, знание которых позволяет объяснить характерные особенности городской жизни, при таком подходе оставались за рамками исследования.
В основе существования города лежит факт организации городской общины. Ряд исследователей, среди которых стоит назвать Л.В.Черепнина, А.М.Сахарова и Я.Е.Водарского, специально определяли средневековый город как поселение торгово- ремесленного характера с формирующейся или уже оформившейся посадской общиной.31 Однако, если община и оказывалась в центре исследовательской проблематики, то ее деятельность представлялась с социологизаторских позиций как «движение народных масс в истории», а остальные компоненты городской жизни (князь, боярство, различные группы социальной элиты, духовенство и церковные институции) выступали в подчиненной и второстепенной роли.32 Сегодня историческая наука восстанавливает статус дисциплины, в центре которой стоит человек со его ментальными и мировоззренческими установками. В результате такого подхода город способен предстать перед исследователем как «цивилизационный центр с важной коммуникативной ролью»,33 которая во многом определяет всю систему общественных и культурных отношений Древней Руси.
В связи с настоящим исследованием существует еще одна серьезная историографическая проблема. Несмотря на то, что общественный строй Древней Руси в трудах российских историков стал одной из центральных проблем,34 вопросы воздействия социальных отношений на церковную организацию, как и проблема влияния Церкви и ее деятельности на древнерусское общество, безусловно затрагиваемые исследованиями, так и не стали самостоятельным научным направлением. Характерно, что представители самых разных идейных направлений отечественной историографии - славянофилы,35 «государственники», последователи «родовой теории»,36 сторонники «общинно-вечевого» или «земско-вечевого» строя в Древней Руси - соглашались в главном: церковная община есть лишь одна из ипостасей земской общины, волостного мира, и нормы отношений в этой сельской общине определяли бытие ее религиозной ипостаси, что особенно ярко проявилось в работах исследователей, специально занимавшихся проблемами прихода, приходского духовенства и земского самоуправления на Руси: П.В.Знаменского, М.М.Богословского, А.А.Папкова, С.В.Юшкова и др.37
Сторонники теории феодализма в Древней Руси, начиная с Н.П.Павлова- Сильванского, пытались увидеть в церковной жизни систему вассальных отношений, вариант организации крупной феодальной вотчины, где «единоличное управление» подменяло «самоуправляющийся союз», существовавший в сельской общине.38 В трудах отечественных историков XX в. окончательно сформировался взгляд на Церковь как на «государство в государстве, представлявшее целую систему кормлений».39 Приобретая значение самостоятельного политического образования, Церковь, вместе с тем, продолжала рассматриваться как системо- или структурообразующий элемент государства,40 непосредственная связь с которым выражалась в том, что «церковная организация выполняла ряд государственных функций, и была частью государственного аппарата, а государственная власть содержала церковную организацию на свои средства».41 Влияние Церкви на общественный строй Древней Руси виделось исследователям прежде всего в сфере рецепции «византийского и южнославянского правового наследия»,42 или же в области социальных превращений института холопства в результате воздействия на общество всей совокупности этико-правовых воззрений христианства.43
Исследователи или игнорировали специфику церковной истории как самостоятельного явления, или рассматривали Церковь и общество как параллельно существующие институции. Образно говоря, «Истории Русской Церкви», написанные митрополитом Платоном (Левшиным), митрополитом Макарием (Булгаковым) и Е.Е.Голубинским лишь соседствовали на книжных полках рядом с «Историями Государства Российского», созданными трудами Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева и В.О.Ключевского. Пафос секулярного отчуждения от «церковной науки» и ее специфики, присущий представителям позитивистской и неокантианской историографии второй половины XIX - начала XX вв. был унаследован отечественной исторической наукой советской и постсоветской эпохи. Проблематика, источниковедение и методология российской истории и истории Русской Церкви слагались практически независимо друг от друга.
Все это привело к тому, что взаимоотношения Церкви и общества на Руси стали рассматриваться как институциональные, а не функциональные. Немногочисленные попытки увидеть Церковь и общество в их диалектическом единстве и многоуровневой взаимосвязи, осуществленные в рамках «цивилизационного подхода», где исследование общества совершалось в единстве таких его составляющих как социальный строй, менталитет, материальная и духовная культура,44 представлены прежде всего трудами Б.А. Романова и Д.С.Лихачева.45 Это направление берет свои истоки в трудах «петербургской школы историков» - Л.П.Карсавина, Г.П.Федотова, О.А.Добиаш- Рождественской, П.М.Бицилли, И.П.Гревса, Ф.И.Успенского,46 и сопоставимо с французской «новой исторической наукой», известной как «школа Анналов»,47 хотя в его основе, по мнению М.Б.Свердлова, лежит «позитивистское представление о феодализме как совокупности институтов и отношений, вне определяющего влияния этих отношений на форму и содержание средневековой культуры».48 В российской медиевистике такой подход к изучению европейской культуры и общества характерен для трудов А.Я.Гуревича.49
История средневековых городов Северной Руси, являясь частью древнерусской истории, имеет ряд характерных особенностей. Это касается прежде всего Новгорода и Пскова, социально-политические основы формирования и особенности исторического развития которых на сегодняшний день выявлены благодаря трудам В.Л.Янина, Б.Б.Кафенгауза, М.Х.Алешковского, Н.Л.Подвигиной, И.К.Лабутиной, С.В.Белецкого, И.О.Колосовой, Ю.Г.Алексеева, Л.М.Марасиновой и др.50 Не только отмеченные выше проблемы историографического характера, но и активизация археологического изучения севернорусских городов, появление новых источников и возможность иной интерпретации уже введенных в научный оборот исторических памятников заставляет вновь обратиться к этой теме. Актуальность исследования определяется как важностью городского феномена в истории и культуре Древней Руси, так и практическим отсутствием трудов по истории городской церковной общины в отечественной науке, ограниченностью институционального подхода к изучению вопросов церковно- общественной жизни, а так же настоятельной необходимостью привлечения к решению данной исследовательской проблемы всего корпуса исторических и археологических источников.
Темой настоящей работы должно стать выяснение роли и функции Церкви в истории древнерусского города, а так же значение города для истории Церкви на территории Древней Руси в Х1-ХУ вв. И Церковь, и город в своем социально- историческом измерении представляют антропологический феномен, связанный с существованием общины. Церковь предстает в истории как христианская община, объединенная в пределах конкретной территории по вероисповедному, богослужебному и каноническому принципу. Городская община характеризуется общностью социально-политических интересов, единством быта, культуры, правового положения и ментальных установок своих членов, проживающих на общей территории. Учитывая определяющую роль христианского мировоззрения для всей эпохи Средневековья, вполне можно говорить о принципиальном совпадении границ Церкви и общества, когда человек этого времени одновременно являлся членом и исторического социума и христианской общины. Несомненное существование и проживание в городе лиц, не принадлежавших к церковной общине (сектантов, раскольников, иностранцев, лиц инославного и иноверного исповеданий), зафиксированное письменными памятниками, не отменяет того факта, что подавляющее большинство населения древнерусского города принадлежало к местной церковной общине, низводя остальные этно-конфессиональные группы до положения маргиналов.
Очевидно, соображения такого рода позволили исследователю средневековой Европы ЯЖБоиШегл утверждать, что «отождествление Церкви со всей организацией общества в его целом есть фундаментальнейшая особенность, которая отличает эпоху Средневековья от всех предшествующих и последующих периодов европейской истории».51 Все это позволяет сформулировать исследовательскую проблему нашей работы как определение основных тенденций исторической жизни христианской общины, существовавшей в древнерусском городе Х-ХУ вв. как собственно городской общины и их анализ.
Конкретные цели и задачи исследования во многом определены актуальностью научной проблемы. Рамки диссертационного сочинения не позволяют рассмотреть все аспекты существования христианской общины в структуре древнерусского города. В связи с этим в своем исследовании мы ограничиваемся изучением внешних форм организации и культуры христианской общины древнерусского города, которые нашли параллельное отражение как письменных источниках, так и археологических памятниках. В связи с этим такие вопросы как богослужебная жизнь общины и религиозная психология в качестве самостоятельных вопросов не рассматриваются.
В исследовании церковной структуры древнерусского города важная роль отводится социально-правовыми основами ее организации, представленной иерархией институтов: епархия - городской собор - церковный приход - малая семья. Взаимодействие конкретного городского двора с приходским центром позволяет в качестве самостоятельной исследовательской проблемы поставить и решить на основе археологических материалов вопрос о христианских субкультурах древнерусского города, характерных для различных социальных слоев населения. Другой важной задачей является выяснение места клира в социальной структуре города, топографии расселения духовенства и ее эволюции, выявление археологических реалий, характеризующих жизнь духовного сословия Древней Руси, а так же других общественных групп. Речь идет не только о реконструкции исторической топографии средневекового города,52 но об исследовании сакральной и политической топографии в духе работ Р.Краутхаймера.53
Исследование сосредоточено на сравнительном изучении истории городской общины Новгорода и Пскова. Новгород с его округой с самого начала выступает как один из двух центров древнерусского государственного образования, а специфика его социально-политического устройства, предусматривающая активную роль местного боярства и автономию новгородского владыки при второстепенной роли княжеской власти, придавала особое своеобразие всем сторонам жизни города, в том числе и в культурно-религиозной области. Псков, история которого также достаточно полно представлена в письменных и археологических источниках, в XIV-XV вв. являлся столицей самостоятельного государственного образования на западе Новгородской земли. Исследовательские сюжеты посвященные двум «новгородским пригородам», Ладоге и Русе, вынесены в отдельные приложения.
Хронологические рамки исследования обнимают время от создания христианской общины городов Северной Руси в конце X - начале XI вв. до конца эпохи «новгородской независимости», когда подчинение Москве принесло на эти земли качественно иные социальные отношения и культурные процессы. Поскольку наше исследование направлено на изучение внешних форм организации уже сложившейся христианской общины, то вопросы, связанные с введением христианства в древнерусских городах и коллизиями, порождаемыми этим процессом, не выделяются в качестве самостоятельного раздела.
Источниками настоящего исследования служат письменные памятники как опубликованные, так и происходящие из рукописных собраний библиотек и государственных архивов Санкт-Петербурга и Москвы (РНБ, БАН, РГБ, РГИА, РГАДА). В число задействованных в исследовании письменных памятников в первую очередь входят Новгородские и Псковские летописи, другие русские летописные своды, опубликованные в Полном собрании русских летописей, акты Великого Новгорода и Пскова, памятники юридического быта Древней Руси (Русская Правда, Устав князя Всеволода, Новгородская и Псковская судные грамоты), агиографические произведения, памятники синодикального характера и др.
Принципиальное внимание уделено корпусу восточно-христианского церковного права, в необходимой степени представленному в комментированном издании епископа Никодима (Милоша), а так же древнерусским каноническим текстам, опубликованным А.С.Павловым и В.Н. Бенешевичем.54 В это связи уместно привести напоминание-предостережение известного русского специалиста по каноническому праву В.Н.Бенешевича, обнаруженное и опубликованное И.П.Медведевым, о том, что некоторые исследователи «успокоились на неправильном представлении об основных чертах Византийской церкви, как носительнице окаменелой традиции, ... и довольствовались наличными средствами ознакомления с источниками права этой церкви, лишь очень немногие дорожили своеобразием материала и пытались проложить самостоятельный путь к изучению его».55
Особое значение имеет изучение различных списков «Семисоборной росписи» Великого Новгорода, характеризующей внутреннюю структуру церковной организации города, которая дошла до нас в ряде рукописных сборников ХУ1-Х1Х вв. (БАН 16.8.13, РГИА 834.2.1305, РГБ Рум.№35). Вместе с тем этих материалов оказывается не достаточно для характеристики средневековой городской общины, некоторые аспекты истории которой могут быть раскрыты лишь на основании писцовых книг и актового материала позднего средневековья ХУ1-ХУП вв. Необходимо привлечение таких памятников, как разметного и разрядного списка по Великому Новгороду 1545/1546 г., писцовой книги по Новгороду Великому Леонтия Аксакова 1582/1583 г., отрывков из писцовой книги Феодора Мещерского 1586 г., списка ружных церквей Великого Новгорода 1583 г., дозора Софийской стороны 1586 г. пера Василия Кропоткина, описей Новгорода 1615 и 1617 гг., приходно-расходного сметного списка дворцового ведомства 1620-1621 гг., писцовой книги по Пскову 1586/1587 гг. Василия Мещанинова, переписных книг Водской Пятины 1500 и 1586 гг. (РГАДА, Ф.137, Новгород №7, лл.290-321об),56 следственного дела князя Димитрия Пожарского 1632/1633 гг. и других документов.57
Неотъемлемой частью работы является использование данных исторической топографии, архитектурно-археологических исследований и планов городов Северной Руси ХУШ-Х1Х вв., совместное изучение которых способно дать принципиально важную информацию при истории сложения и эволюции церковной структуры древнерусского города.58
Особая роль в исследовании отводится археологическим источникам. Известно, что для характеристики социально-политической истории городской общины чаще всего привлекались археологические «макропоказатели» такие как площадь и мощность культурного слоя, городская и храмовая топография, археологическая карта окрестностей, общие параметры усадьбы средневекового города и т.п. Социальная характеристика владельцев усадеб основывалась на размерах двора, наличии преемственности в застройке и планировке, данных берестяных грамот и наиболее представительных находках. К настоящему времени с помощью археологических материалов стало возможно определить место боярства и духовенства в системе городского расселения таких городских общин как Новгород, Киев, Владимир, Смоленск, выявив характерные черты сословной культуры и быта.59 Однако отдельные категории артефактов, в том числе христианские древности, лишь в незначительной степени оказались задействованы в процессе изучения общественной жизни городов Северной Руси.
В связи с этим значительное место в источниковой базе занимают массовые археологические находки, связанные с христианской культурой и представленные как в полевых отчетах, хранящихся в научно-отраслевом архиве ИА РАН, рукописном архиве и фотоархиве ИИМК РАН, так и в полевых описях Новгородской и Псковской археологических экспедиций, в составе археологических фондов НГОМЗ (Новгород и Старая Русса), ПГОИХАМЗ (Псков), Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), ГИМ (Москва), Псковского археологического центра, музея-заповедника «Херсонес Таврический» (Севастополь, Украина), Старо-Ладожского музея-заповедника, историко-краеведческого музея Торжка (Тверская область), ГРМ (Санкт-Петербург), Церковно-археологического музея СПбДА, а так же материалы, известные по публикациями итогов полевых исследований, отдельных находок, каталогов выставок, музейных коллекций и частных собраний. Основу археологической части исследования составляет эмпирическое изучение около 750 предметов личного благочестия, происходящих в большинстве случаев с территории Северной Руси и представленных нательными крестами различных типов (до 600 экземпляров), а так же энколпионами, иконками и подвесками с христианской символикой.
Христианские древности, происходящие из состава конкретного городского комплекса в границах средневековой усадьбы, являвшейся основой общественной и церковной структуры древнерусского города, рассматриваются в археологическом контексте, представленном вещевым набором, топографическими характеристиками, типом застройки и планировки исследованных городских усадеб. Общее количество вовлеченных в исследование усадеб составляет около 50 дворов.
Методика исследования, основанная на комплексном источниковедении различных типов и видов источников, предполагает функциональный подход к изучению взаимоотношений Церкви и общества в Древней Руси в отличие от традиционного институционального подхода, рассматривающего их как параллельно существующие социальные организации. Христианской культуре средневековья были имманентно присущи определенные характеристики, связанные с областью церковного права и религиозной практики, что позволяет в ряде случаев использовать метод интерполяции. Подобная интерполяция представляется необходимой как для выводов объясняющего характера, так и для сравнительно-исторических изысканий в плане сопоставления реального и идеального в жизни средневекового общества. В некоторых случаях в работе используется ретроспективный метод, условия применения которого строго оговариваются. При изучении истории церковной структуры городов Северной Руси широко используются историко-топографический и картографический методы, а также некоторые элементы исторической статистики. В исследовании отдельных видов христианских древностей применяются результаты использования естественнонаучных методов, в том числе данных петрографического анализа.
Научная новизна исследования проявляется, по нашему мнению, как в результативной части исследования, так и в области методологии. Каталогизация христианских древностей, происходящих из усадебных комплексов древнерусских городов, является одной из первых попыток создания специфической источниковой базы по истории христианства в Древней Руси. Предлагаемая в работе методика позволяет при определенных условиях дать социо-культурную характеристику владельцам усадьбы, а также выявить в археологическом материале комплексы, связанные с определенными сословиями Древней Руси, в частности, дворы духовенства даже в отсутствие такого важного индикатора как тексты берестяных грамот.
В рамках настоящего исследования впервые введен в научный оборот сборник XVI в. (РГИА 834.2.1305), который явился источником для первой публикации «Семисоборной росписи» Новгорода в 1898 г. Работа учитывает уникальные статьи этого сборника, сообщающие эксклюзивную информацию по исторической топографии Новгорода. Текстологический анализ «Семисоборной росписи» позволил объяснить своеобразие памятника и присущие ему неточности в подсчете городских престолов с точки зрения социально-политической истории Новгорода конца XV в., а так же выявить архаичные особенности топографии Великого Новгорода,, связанные с определением границ Околотка ХГУ-ХУ1 вв. В настоящий момент время составления «Семисоборной росписи» и ее редакций, а также исторические обстоятельства этих событий можно представить более определенно.
Предложена дата семисоборной реформы в Новгороде и определены пути и этапы становления церковной структуры города, особенно в ранний период городской истории. В исследовании предлагается теоретическая реконструкция «Шестисоборной росписи» Пскова на вторую половину XV в., доказывается ее территориальная и общественная связь с городскими концами.
В свете данных археологии и церковной истории общественно-политическая организация раннего Пскова представляется существенно иначе, чем это принято в современной историографии. В настоящем диссертационном сочинении предлагаются конкретные отождествления летописных персонажей с деятелями новгородской и псковской истории, новые прочтения берестяных грамот, возможные интерпретации известных исторических событий, пересмотр устоявшихся историографических мнений. Процесс включения сотенного населения Новгорода в систему боярских концов в период xiii-xiv вв. в исследовании приобрел конкретные культурно-исторические параметры.
В целом предложенный подход позволил увидеть древнерусский город и городскую церковную организацию в их динамическом единстве и функциональной взаимосвязи, особенности которой определялись не только процессами социально- политической истории, но и нормами церковного права и особенностями христианской культуры.
Практическая ценность исследования состоит, по нашему мнению, в возможности применения предлагаемых общеисторических выводов и методологических подходов к изучению истории и археологии Древней Руси. Результаты исследования уже использовались и продолжают применяться автором в курсах лекций и семинаров, читавшихся и читающихся в 1995-2002 гг. в Санкт- Петербургском Государственном Университете, Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, Университете Педагогического мастерства в Санкт- Петербурге, Российском Христианском гуманитарном институте (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургском институте богословия и философии, Петрозаводском Государственном университете, Минской Духовной Академии и Минском Европейском Гуманитарном Университете. Некоторые положения диссертации и конкретные наблюдения за археологическим материалом были использованы автором при создании постоянной экспозиции и экскурсионного обеспечения Церковно- археологического музея Санкт-Петербургской Духовной Академии (1998-2000 гг.)
Основные положения работы нашли отражение в двух монографиях «Становление Церкви на Руси в IX-XIV веке. Средневековая русская христианская культура. Историко-археологическое исследование» // Российские исследования в гуманитарных науках. Т.17. (Издательство The Edwin Mellen Press, Нью-Йорк, 2001) и «Христианизация Новгородской земли в XI-XIV вв. Погребальный обряд и христианские древности» (Издательство «Петербургское востоковедение». СПб., 2002), 44 статьях, опубликованных автором, две из которых вышли за рубежом, и 19 тезисах докладов; выводы общеисторического характера представлены в монографическом исследовании «Церковь. Общество. Власть. Опыт патрологического исследования. Взаимные отношения Церкви, общества и государства по учению ранних отцов Церкви и церковных писателей I-III векв» (Издательство «Кругозор». Петрозаводск; СПб., 1997). Различные части диссертационного сочинения были доложены на заседаниях Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, на региональных и всероссийских конференциях и семинарах в Санкт-Петербурге, Москве, Новгороде, Тихвине, Пскове, Твери, Петрозаводске, Старой Ладоге, на международной конференции «Rome and Byzantium in the North. Missionary work and change in faith in 8-14 centuries» в Киле (Германия, 1994 г.), на ряде интернациональных симпозиумов в Государственном Институте искусствознания (Москва, 1999-2000 гг.)
Структура работы состоит из введения, 7 глав, имеющих внутреннее членение, заключения, списка использованных источников, литературы и архивных материалов, иллюстраций и приложений, куда выделены таблицы статистического характера, самостоятельные исследовательские сюжеты, не связанные непосредственно с внутренней логикой построения диссертационного сочинения, а так же разделы, заключающие в себе подробный анализ данных писцовых книг XVI-XVII вв.
Исследовательское направление, представленное в работе, было поддержано в 1996-1998 гг. Российским Гуманитарным научным фондом (проект №01-96-510 «Христианские древности Северной Руси IX-XIV вв.»). Квалификационная работа непосредственно выполнялась в Отделе славяно-финской археологии ИИМК РАН в Санкт-Петербурге в период 1998-2001 гг.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. Феномен средневекового урбанизма. М.,1999. С.19-21.
Уколова В.И. Город как парадигма средневековой культуры // Средние века. №61. М„ 2000. С. 154-168.
Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М.,1977. С.29. Fedou R. L'tat au Moyen Age. Paris, 1971. Цит. по: Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001. С.11.
Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. С.11.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. Феномен средневекового урбанизма. С.44, 62-64.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. Феномен средневекового урбанизма. С.25-41.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. Феномен средневекового урбанизма. С.33-34.
Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси // Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. С.73.
Об этом смотри: Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985.
С.263.
Повесть временных лет. СПб.,1996. С.8-9.
Повесть временных лет. С. 13, 14.
Повесть временных лет. С.70.
Успенский Ф.Б. Скандинавы. Варяги. Русь. Историко-филологические очерки. М„ 2002. С.386-387.
Смотри об этом: Дворниченко А.Ю. Город в общественном сознании Древней Руси // Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы идеологии и культуры. Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 10. Л., 1987. С.20-30.
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.
С.103.
Смотри: Водарский Я.Е. Город и городское население России в XVII в. // Вопросы истории хозяйства и населения России в XVII в. Очерки по исторической географии XVII в. М., 1974; Носов E.H. Проблема происхождения первых городов Северной Руси // Древности северо-запада России (славяно-финноугорское взаимодействие, русские города Балтики). СПб., 1993. С.59-78.
Кроме основополагающей в этой области работы М.Н.Тихомирова и книги А.М.Сахарова мы затрудняемся назвать какой-либо труд, сравнимый с ними по степени обобщения: Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956; Сахаров A.M. Города Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. М., 1959. Из трудов XIX в. отметим книгу Д.Я.Самоквасова «Древние города России». СПб., 1873 и H.A. Рожкова «Город и деревня в русской истории (Краткий очерк экономической истории России)». М.,1904. Среди работ последнего времени: Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984; Куза A.B. Малые города
Древней Руси. M., 1989; Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1985. Из новейших работ, небольших по объему, но имеющих новаторский характер: Даркевич В.П. «Градские люди» Древней Руси: XI-XIII вв. // Из истории русской культуры. Т.1. Древняя Русь. Петрухин В.П. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия. Статьи по истории и типологии русской культуры. М., 2000. С.640-690.
Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.С.3,4.
Свердлов М.Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII-XIX вв. СПб., 1996.
Беляев И.Д. История Новгорода Великого от древнейших времен до падения. М., 1866; Беляев И.Д. История города Пскова и Псковской земли. М., 1867; Никитский А.И. Очерки из жизни Великого Новгорода // ЖМНП. 1869. №10.
Свердлов М.Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII-XIX вв. С. 135-136.
Смотри, например: Воронин H.H. К истории сельского поселения феодальной Руси. Погост, слобода, село, деревня. JL, 1935; Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953; Очерки по истории русс
Тихомиров М.Н. Древнерусские города. С.5.
Из работ XIX - начала XX вв. наиболее яркие в этом отношении: Костомаров Н.И. Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. СПб., 1863; Ключевский В.О. Боярская дума древней Руси. М., 1902.
Сравни мнение М.Н.Тихомирова, о том, что без признания сходства «городового строя» Древней Руси и Западной Европы «остается необъяснимой богатая культура Киевской Руси, ибо культура эта развивалась главным образом в городах» (Тихомиров М.Н. Древнерусские города. С.5)
Носов E.H. Новгородское (Рюриково) городище. JI.,1990; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога - древняя столица Руси. СПб.,1996; Белецкий C.B. Начало Пскова. СПб., 1996; Гончаров В.К. Райковецкое городище. Киев, 1950; Монгайт А.Л. Старая Рязань // МИА. 1955. №49; Даркевич В.П., Борисевич Г.В. Древняя столица Рязанской земли. М., 1995; Раппопорт П.А. Очерки по истории военного зодчества Северо-Восточной и Северо-Западной Руси X-XV вв. // МИА. 1956. №52; Рабинович M.Г. Очерки этнографии древнерусского города: Горожане их общественный и домашний быт. М., 1978; Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948; Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982; Седова М.В. Ярополч Залесский. М., 1978; Толочко П.П. Древний Киев. М., 1978; Куза A.B. Малые города Древней Руси. М., 1989; Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1985; Лысенко П.Ф. Города Туровской земли. Минск, 1974.
Макаров H.A. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII вв. По материалам археологических памятников на волоках Белозерья и Поонежья. М., 1997. С 163-168.
Тихомиров М.Н. Древнерусские города. С.З.
Свердлов М.Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVII-XX вв. С. 192-193.
Карлов В.В. К вопросу о понятии раннефеодального города и его типов в отечественной историографии // Русский город. Вып. 3. Проблемы градообразования. М., 1979. С.66-83; Водарский Я.Е. Город и городское население России в XVII в. // Вопросы истории хозяйства и населения России в XVII в. Очерки по исторической географии XVII в. М., 1974.
Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
Даркевич В.П. «Градские люди» Древней Руси: XI-XIII вв. С.641,644.
Советская историография Киевской Руси. Л.,1978. С.85; Об этом смотри: Свердлов М.Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVII- XX вв. СПб., 1996.
Аксаков К.С. О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности //Полное собрание сочинений. М., 1862. T.I. С. 123.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1959. Кн.1. С.260-
Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси // Православное обозрение. 1866. Т.21; Папков A.A. Древнерусский приход // Богословский вестник. 1897. №.1. С.253-276; Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере. М., 1909, 1910. Т. 1,2; Юшков C.B. Очерки из истории приходской жизни на севере России XV- XVII вв. СПб.,1913.
Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в древней Руси. М., 1988. С.59, 104-106; Греков Б.Д. Новгородский Дом святой Софии. 4.1. СПб., 1914;
Никольский Н.М. История Русской Церкви. М., 1983. С.ЗЗ.
Хорошев A.C. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980; Круглова Т.В. Церковь и духовенство в социальной структуре Псковской феодальной республики. Автореф. канд. дис. М., 1991.
Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X-XIII вв. М.,1989. С.З.
Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI- XIII вв. М., 1978.
Ключевский В.О. История сословий в России. Петроград, 1918. С.64-71; Ключевский В.О. Содействие Церкви успехам русского гражданского порядка // Церковь и Россия. Париж, 1969. С.7-39.
Свердлов М.Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVII-XX вв. С.242-243.
Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М., 1965; Лихачев Д.С. Человек в культуре Древней Руси. Л., 1974; Даркевич В.П. «Градские люди» Древней Руси XI-XIII вв. С.640-690.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. Пг., 1918; Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1993; Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Одесса, 1919; Добиаш-Рождественская O.A. Западная Европа в Средние века. Пг., 1920; Она же. Церковное общество во Франции в XIII в. 4.1. Приход. Пг., 1914; Гревс И.П. Лик и душа средневековья // Анналы. Пг., Т.1. 1922; Успенский Ф.И. Социальная эволюция феодализма в Византийской империи // Анналы. Т.2. Пг., 1923. С.95-114. Примечательно, что в некоторых своих разделах к этому направлению примыкают работы Б.Д.Грекова: Новгородский Дом святой Софии. 4.1. СПб., 1914; Он же. Очерки по истории хозяйства Новгородского Софийского дома XVI-XVII вв. // ЛЗАК. 1926. Т.ЗЗ.
Гуревич А.Я. История синтеза и школа «Анналов». М.,1993.
Свердлов М.Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVII-XX вв. С. 184.
Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970; Он же. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990; Он же.
Культура и общество средневековой Европы глазами современников. (Exempla XIII века). М., 1989.
Янин B.JI. Новгородские посадники. М., 1962. С.4, 367-375; Янин B.J1. Социально-политическая структура Новгорода в свете археологических исследований // НИС. Л., 1982. №1(11). С.79-95; Янин В.Л. Новгородская феодальная вотчина. Историко-генеалогическое исследование. М.,1981; Янин В.Л. «Болотовский» договор о взаимоотношениях Новгорода и Пскова в XII-XIV вв. // Отечественная история. 1992. №6; Подвигина Н.Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII-XIII вв. М., 1976; Белецкий C.B. Начало Пскова. СПб., 1996; Кафенгауз Б.Б. Древний Псков. Очерки по истории феодальной республики. М., 1969; Алешковский М.Х. Социальные основы формирования территории Пскова X-XVI вв. (в связи с проблемой археологического исследования древнерусского города) // СА. 1978. №2. С.117-126; Колосова И.О. Псковские посадники XIY-XV вв. Автореф. канд. дис. М., 1984; Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и его время. Л., 1980; Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV-XV вв. М., 1985; Марасинова Л.М. Новые псковские грамоты XIV-XV вв. М., 1966. Southern R.W. Western Society and the Church in the Middle Ages. London, 1990. P. 16.
Орлов C.H. К топографии Новгорода X-XVI вв. // Новгород. К 1100-летию города М., 1964; Лабутина И.К. Историческая топография Пскова XIV-XV вв. М.,1985.
Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика // Архив архитектуры. Вып.ХШ. М., 2000.
Никодим (Милош), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т.1, 2. СПб., 1911; Памятники древнерусского канонического права. 4.1. Памятники XI-XV вв. // Русская историческая библиотека. T.VI. СПб., 1908; Бенешевич В.Н. Древне-славянская Кормчая XIV титулов без толкований. Т.1. СПб., 1906; Т.2. София, 1986; Бенешевич В.Н. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественного русского, кончая временем Петра Великого. Вып.1-111. Пг., 1919.
Архив РАН (Санкт-Петербургский филиал). Ф.19. Оп.1. Д. 11.Л.22. Цит. по: Медведев И.П. О неосуществленном проекте В.Н.Бенешевича по изданию корпуса источников византийского права (по неопубликованным данным) // ВВ. 1997. №57. С.258.
Благодарю профессора А.Н.Кирпичникова, позволившему ознакомиться с текстом описи до ее официальной публикации. Смотри так же: Кирпичников А.Н. Ладога по писцовой книге 1568 г. Опыт исторического моделирования средневекового русского города. (Рукопись); Кирпичников А.Н. Посад средневековой Ладоги // Средневековая Ладога. Новые археологические открытия и исследования. Л., 1985. С.170-180.
Никольский А. Описание семи новгородских соборов по списку XVI в. С.- Петербургской библиотеки Св.Синода // Вестник археологии и истории. Вып.Х. СПб., 1898. С.76-81; Майков В.В. Книга писцовая по Новгороду Великому конца XVI в. СПб., 1911; Опись Новгорода 1617 г. // Памятники отечественной истории. Вып.З. 4.1. М., 1984; Греков Б.Д. Опись Торговой стороны в Писцовой книге по Новгороду Великому XVI в. М., 1912; Дозорная книга Софийской стороны 1586 г. // Новгород Великий во второй половине XVI в. СПб., 2001. С.55-117; ААЭ. T.I. №205; Сборник МАМЮ. Т.5. М.,1913; Переписная оброчная книга Вотской пятины 1500 г. Первая половина // Новгородские Писцовые книги. T.III. СПб., 1868. Ст.957-960.
Янин В.Л. Планы Новгорода Великого XVI-XVIII веков. М., 1999; Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV-XV вв. М., 1985
Янин В.Л. Новгородская феодальная вотчина. Историко-генеалогическое исследование. М., 1981; Асташова Н.И. Усадьбы древнего Смоленска // Смоленск и Гнездово. М., 1991. С.21-49; Асташова Н.И. Опыт интерпретации социальной принадлежности Смоленской усадьбы второй половины XII в. // 60 лет кафедре археологии МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1999. С. 165-166; Жарнов Э.Ю. Усадьба первой трети XII века «Ветчаного города» Владимира-на-Клязьме // Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т.2. Славянский средневековый город. М„ 1997. С.82-93.
Похожие диссертации на Христианская община средневекового города Северной Руси XI - ХV вв. : По историко-археологическим материалам Новгорода и Пскова
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-