Введение к работе
Актуальность выбранной темы заключается не только в обращении к истокам истории и культуры, без которых невозможно понимание дальнейшего развития Нельзя приступить к строительству нового правового общества, к разработке стратегии развития государства, его экономических и социальных отношений не уяснив для себя, с максимальной достоверностью, « откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля»1 Вопросы введения Православного Христианства на Руси, на наш взгляд, являются одними из главных, если не главными, в процессе централизации власти, строительства государственности на Руси и обретения национальной, как показала история, объединяющей идеологии
Сложившаяся ситуация вызвала необходимость в итоговых, обобщающих работах, которые подняли бы уровень теоретического осмысления материала до планки, актуальной и востребованной на новом этапе науки Сравним период, взятый нами для исследования и новейшую историю
IX - XI века — Идет образование нового типа государственности, на карте Европы появляется государство способное диктовать свою политику -это Киевская Русь Действия князей Древней Руси направлены на усиление центральной власти, но как итог - междоусобица,
XX - XXI века — Распад СССР и образование РФ, перед которой стояла таже угроза распада, а предшествовала этому междоусобица
И очевидно, что во все века, особенно в переломные моменты, Православная Церковь несла в себе объединяющее начало, идею государственности
Выбранная тема во многом перекликается с политико-социальной ситуацией, в которой оказалось наше государство в данный момент Россия находится на рубеже веков, в сходной исторической ситуации с Киевской Русью IX — XI веков Учитывая политическое и экономическое положение нашего государства в данный момент, смену политической системы, переход от одной экономической платформы к другой, отказ от одной идеологии и попытки определить для себя новую, в это время для нас, как никогда, важно понять процессы, происходившие в Киевской Руси в те, казалось бы, далекие времена Обстановка в России в данное время является исторической, от того куда мы пойдем, зависит будущее нашего народа и государства и этот момент можно сравнить со временем принятия христианства на Руси, переходом к Православию в IX -XI веках
Церковь не только занимала, но и занимает важное место в жизни общества Она накопила огромный опыт в социальной области, а именно в деле воспитания, образования, объединения людей, укрепления моральных ценностей Поэтому невозможно игнорировать историю Церкви, ведь
1 Повесть Временных Лет В 2ч М 1950 Ч 2 (Литературные памятники)
Крещение Руси, как историко-социальное явление, имеет свое место во времени и пространстве, свои причины и следствия
Актуальность заявленной темы исследования обусловлена потребностью изучения социально-исторической миссии Православного христианства в начальный период зарождения нашей государственности и отсутствием научных трудов, целостно освещающих данную проблему исследования
Состояние научной разработанности проблемы.
В результате проведенного анализа исследования удалось выявить, что
тема настоящей диссертации затрагивалась в работах историков лишь в
качестве одного из временных отрезков исторического развития социальной
работы в России, а ее освещение не вышло на более совершенный уровень
исследования Это было детерминировано, главным образом, тем, что тема
настоящей диссертации не являлась специальным предметом целостного
систематического исследования историко-социального аспекта
христианизации Древней Руси IX - начала XI веков
Таким образом, это дало основание автору научной работы поставить вопрос о необходимости предметного и углубленного изучения выбранной темы Источниками и материалами для данной работы послужили труды историков, изданные в основном в XIX - XX веках церковно-исторические, общеисторические, историко-правовые, археологические, конкретно-проблемные Цель и задачи исследования потребовали обращения к фондам Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА) Также привлекалась учебная, популярная литература и периодические издания
При написании работы диссертант руководствовался определенными установками, прежде всего, национально обусловленными, так как Древнюю Русь автор рассматривает не с точки зрения постоянно менявшихся внутренних и внешних государственно-политических границ, а как первоначальное культурное «ядро» огромной и единой «русско-сибирской», «евразийской» цивилизации Подобный - признаваемый ныне «цивилизационный» подход к культуре и истории как научный принцип был впервые предложен в России национальным мыслителем Н Я Данилевским , позднее разрабатывался О Шпенглером3, А Дж Тойнби4 и др
Хронологические рамки исследования охватывают IX -XI века, когда зарождалось в Киевской Руси Православное христианство Это период складывания древнерусского государства, эпоха переломная, во многом определившая судьбу государства и судьбы народов его населяющих
Ранняя дата - складывание раннефеодального государства, его подъем и расцвет, поздняя - период феодальной раздробленности, падение нравов, отказ от традиционной русской этики и морали Это время, когда Русь начала превращаться в конфедерацию независимых государств
2 Данилевский Н Я Россия и Европа М 1991
г Шпенглер О Закат Европы очерки мифологии мировой истории Минск 1999
4 Тойнби А Дж Постижение истории М 1991
Центральным событием эпохи является переломная дата - 988 год, это официальное принятие Христианства, отправная точка в подъеме Древнерусского государства
Христианизация Руси как историко-социальное явление представляется нам процессом протяженностью около двухсот лет, который за это время получил не только письменное свидетельство, но и материальное воплощение
Объектом исследования является Православное христианство в IX — XI веках в Древней Руси
Предметом диссертационного исследования является социальная миссия Православного христианства и его историко-социальная роль
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа архивных материалов исследовать условия, предпосылки и проблему выбора Русью христианства,
сформировать целостное научное представление об историко-социальной роли Православного христианства,
сформулировать исторические уроки и практические рекомендации,
выявить роль Православного христианства как историко-социального явления в Киевской Руси IX - XI веков
В работе рассматривается эволюция православия в Древней Руси как единый диалектический процесс, разрозненные факты и события приводятся в единую концептуальную систему, применяется системный подход к изучению историко-социального явления и социальной миссии Православного христианства
Поставленная цель исследования предопределила решение следующих задач:
определить степень научной разработанности проблемы в публикациях отечественных и зарубежных историков,
исследовать взаимодействие и взаимоотношения Церкви и власти,
проанализировать влияние на гипотезы и мысли исследователей, которое оказывали политические, экономические, философские и другие веяния, существовавшие в науке и обществе в то или иное время,
раскрыть роль Церкви в религиозно-нравственном просвещении народа, в становлении и развитии благотворительности на Руси,
- выявить степень взаимопроникновения язычества и христианства,
сделать научно-обоснованные выводы и сформулировать
практические рекомендации
Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных исторических принципов и методов исследования В своей работе автор руководствовался основными положениями научной теории познания и главными принципами исследования, к которым относятся историзм, научность, объективность и системность, признание причинно-следственных связей событий и явлений, важной роли объективных факторов в истории, что дает диссертанту возможность многофакторного анализа исторических событий, их оценки с
учетом всей совокупности явлений во взаимообусловленности и противоречивости, а также обеспечило историко-эволюционный подход к объекту исследования и включение изучаемых проблем в общий контекст социальной жизни Древней Руси
В основе теоретико-методологической позиции диссертанта лежит диадектико-материалистическии подход к анализу историческою процесса, а также комплекс логического, ретроспективного, проблемно-хронологического и историко-сравнительного методов
Исследование построено на сочетании различных исследовательских методов и подходов к историческому прошлому в его целостности и разнообразии При анализе различных процессов и явлений общественной жизни использованы информационный, междисциплинарный, конкретно-исторический, мироцелостный и диалектико-материалистический подходы
Определяющим инструментарием в исследовании является системно-структурный анализ Использование этого метода дало возможность не только оценить структуру системы вопреки меняющимся историческим условиям, в которых она призвана функционировать, но и учесть изменчивость объекта изучения под воздействием обратных связей Применение историко-сравнительного метода позволяет учесть фрагментарность исторических источников и опосредованную передачу многих сторон прошлого, проследить динамику законодательных инициатив в изучаемый период
При проведении исследования были использованы аналитический, периодизационный, системно-структурный, статистический, сравнительно-исторический, типологический, хронологический и другие методы
Применение вышеизложенных принципов и методов научного анализа позволило автору систематизировать исторические источники по их направленности и времени появления
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- выявлены генезис, сущность и основные этапы становления
христианизации Древней Руси,
- в научный оборот введен ряд опубликованных архивных источников
(Полное Собрание Русских Летописей), не привлекавших ранее внимание
исследователей с позиций историко-социального аспекта, широко
использованы документы старины, способствующие реализации замысла
исследователя,
впервые дана периодизация историографии проблемы, в историографии мы выделяем три периода
первый период - с XVIII века до октября 1917 года,
второй - советский период (октябрь 1917 года -1980-е годы),
третий период- с конца 1980-х годов до настоящего времени,
- дано объективное освещение процесса становления средневекового
христианского общества, что представляется возможным только в случае
понимания церковной организации как живого развивающегося
комплексного организма, который мы рассматриваем как духовную, социальную, политическую, культурную систему, с элементами взаимосвязанными и помещенными в особую социально-историческую среду,
в рамках авторского подхода предложена современная интерпретация базовых понятий, обозначающих становление христианства на Руси и представлен новый взгляд на место и роль Православия в формировании русской цивилизации,
с современных позиций предпринята попытка изучения роли государственных органов власти в деле христианизации Руси, а также показан личный вклад отдельных государственных и общественных деятелей Древней Руси в социально - культурном развитии жизни общества В результате этого автором была рассмотрена социальная практика как известных, так и некоторых неизвестных своей причастностью к благотворительности государственных структур
Материалы диссертационного исследования имеют научно-теоретическое и практическое значение Предложенный в работе целостный метод описания и оценки генезиса древнерусского Православного христианства может способствовать формированию представлений о процессе христианизации как историко-социального явления в Древней Руси IX- XI веков и социальной миссии Православного христианства Таким образом, результаты исследования могут служить основой для дальнейшей разработки и анализа социальной истории Древней Руси
Типологическая модель «Православное христианство как историко-социальное явление в Древней Руси IX - XI века» на практике одновременно рассматривается и как учебная модель, которая, будучи внедрена в курс социальной истории России в высших учебных заведениях, раскрывает студентам смысл историко-социального аспекта данного исторического феномена Это позволяет влиять на формирование у студентов грамотного, научно обоснованного подхода к реалиям русской культуры Значение этого факта в современной учебно-познавательной ситуации трудно переоценить
Таким образом, материалы диссертации
могут использоваться в учебном процессе при чтении лекций, проведении семинаров и спецкурсов по Отечественной истории, по истории православной культуры, по теологии и по истории социальной работы,
научная разработка проблемы может способствовать творческому использованию накопленного исторического опыта в современных условиях и в перспективе для поиска эффективных средств осуществления государственной социальной политики на современном этапе,
- предлагаемые результаты диссертационного исследования могут быть
использованы в процессе написания учебников и учебных пособий по курсу
отечественной истории и основ православной культуры
Апробация результатов исследования. По теме диссертационного исследования подготовлены публикации в журналах ВАК Автор выступала на внутривузовских конференциях по данной проблематике Основные
выводы Диссертационного исследования были заслушаны на заседаниях кафедры Отечественной истории РГСУ Положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в научных публикациях
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы