Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Условия и факторы становления этнической журналистики 3
1. Миграция как условие развития этнической журналистики 14
2. Задачи и функции этнической журналистики 28
3. Проблемы интеграции и ресурсы их решения 40
4. Мировой опыт развития журналистики этнических меньшинств 62
5. Этническая журналистика в России 81
Глава 2. СМИ Азербайджанской диаспоры: структурно-функциональный анализ 99
1. Роль диаспоры в организации деятельности средств массовой информации 99
2. Типология СМИ азербайджанской диаспоры 117
3. Тенденции и перспективы развития СМИ этнической общности: взгляд экспертов 140
Заключение 155
Список использованных источников и литературы 161
Приложение. Опрос экспертов 175
- Миграция как условие развития этнической журналистики
- Задачи и функции этнической журналистики
- Роль диаспоры в организации деятельности средств массовой информации
- Типология СМИ азербайджанской диаспоры
Введение к работе
Актуальность исследования
Миграционные проблемы в современном мире актуальны для всех стран, но прежде всего тех, где массовая иммиграция стала заметным социальным явлением. К таким государствам относится и Россия. Распад СССР, нарушив систему связей между союзными республиками, стимулировал масштабную миграцию этнических мигрантов - выходцев из СНГ.
Этническая миграция изменяет национальный состав государств, порождая сложные социальные ситуации, связанные с адаптацией, интеграцией этнически и культурно отличающихся групп. Консолидация мигрантов вокруг общих ценностей и целей принимающей страны требует применения эффективных методов вовлечения новоприбывших в общественно-политическую жизнь, экономику страны-реципиента. Включение интересов этнических групп в общее социальное пространство во многом зависит от создания сетей общения, в которых происходят информационные контакты, формирующие взаимопонимание между этническими сообществами и коренным населением. Процессы адаптации, интеграции и консолидации, как показывает опыт стран, значительно раньше столкнувшихся с масштабной иммиграцией, протекают при участии СМИ, обеспечивающих конструктивное взаимодействие социальных общностей.
Под воздействием миграционных потоков развивается этническая журналистика, отражающая потребность многонационального общества в публичной коммуникации, ориентированной на освещение всех аспектов жизнедеятельности этнокультурных групп, а также организацию диалога, расширяющего зону взаимного признания. Этническая журналистика понимается исследователями как журналистика, освещающая проблемы этничности. Отличительной чертой этого вида журналистики является
концентрация информационного внимания средств массовой информации на темах этнической идентичности, разных сторонах жизни этнокультурных общностей.
Этническая журналистика в многонациональной России как часть системы средств массовой информации присутствует в тематике, затрагивающей жизнедеятельность этнических групп, межэтнические отношения. Этническая проблематика представлена в содержании общероссийских СМИ в первую очередь в печатной периодике, в прессе национальных республик, землячеств народов России. В современный период в информационном пространстве становятся заметными СМИ диаспор. Каждый из этих сегментов имеет собственную специфику, обусловленную подходом к освещению вопросов, связанных с гармонизацией межэтнических отношений. В соответствии с типологией СМИ, их функциональными и содержательными особенностями выстраиваются проблемно-тематические направления. Общероссийские СМИ делают акценты на общезначимых аспектах национальных отношений и миграционной политике государства. Пресса национальных республик поднимает актуальные проблемы, характерные для данной территории. СМИ диаспор предназначены отвечать на запросы и информационные интересы своей аудитории с четкими границами этнической группы.
В научной литературе диаспора определяется как устойчивая форма общности, образовавшейся в результате миграций и проживающей локально или дисперсно вне исторической родины. Такая общность способна к самоорганизации. Ей присуще групповое самосознание, культурная идентичность, память об историческом прошлом. В России в настоящее время насчитывается около тридцати диаспор. К самым многочисленным относится азербайджанская диаспора, причем число новоприбывших продолжает увеличиваться. Эти обстоятельства являются фактором формирования средств массовой коммуникации,
способных решать задачи социализации мигрантов и общения внутри этнической общности. Анализ функционирования СМИ диаспоры позволяет выявить общие закономерности становления и развития средств массовой информации, осуществляющих миссию этнической журналистики.
Изучение коммуникативной системы полиэтничной России не только в теоретическом, но и в практическом плане способствует накоплению и обобщению знаний, необходимых для проектирования современной оптимальной модели системы СМИ в условиях трансформации социальной структуры общества и выработки информационной политики, направленной на сотрудничество всех социальных групп независимо от этнической принадлежности. Опыт России важен и для государств, существующих на территории бывшего Советского Союза, где есть сходные проблемы взаимоотношений этнического «большинства» и «меньшинств».
Степень разработанности темы
Этническая журналистика как часть СМИ активно изучается зарубежными исследователями. Это объясняется тем, что в западных странах намного раньше, чем в России, иммиграция начала влиять на социально-политические процессы. В рамках исследований мультикультурализма СМИ рассматриваются в качестве важного социального института. Эта научная проблематика представлена в работах Д. Брауна, Б. Бриггза, С. Вильсона, Ф. Гутиереза, П. Кобли, К. Кортеса, Э. Мицкевича, К. Томсона, Ч. Файерстоуна, Р. Харриса.
В отечественной научной литературе аналогичные вопросы исследуются в трудах В. Воронкова, Б. Герушинского, Ц. Дариевой, И. Дзялошинского, О. Карпенко, В. Титова, М. Тлостановой, А. Шевченко.
Необходимо отметить вклад в изучение проблем толерантности как одного из принципов этнической журналистики российских исследователей С. Виноградовой, Д. Ганцевой, Я. Засурского, И. Засурского, Г. Лазутиной, А. Леонтьева, В. Мальковой, Р. Овсепяна, Е. Прохоров, И. Следзевского, В. Филиппова, В. Хабенской. Следует выделить исследования В. Мальковой, непосредственно касающиеся проблем массовой коммуникации этнических групп.
В основном в исследованиях российских ученых, посвященных этнической журналистике, в настоящее время анализируются причины конфликтов между мигрантами и коренным населением, предрасположенности населения к фобиям, а также механизмы, регулирующие межэтнические отношения. Однако все очевиднее проявляется интерес и академической науки, и практикующих журналистов к деятельности СМИ диаспор. Об этом свидетельствуют научные семинары и дискуссии по проблемам организации работы редакционных коллективов, профессионализма журналистов, освещающих жизнь этнических общностей, а также подготовки кадров для прессы диаспор.
Постоянное внимание состоянию этнической журналистики уделяют такие научные журналы, как «Вестник Московского университета», «Медиа@льманах», «Миграция и национальное государство», «Политические исследования», «Российская миграция», «Социальные исследования» и др.
Теоретическую основу диссертации составляют работы ученых с мировым именем, посвященные теории и практике СМК, проблемам глобализации и геополитики, вопросам мультикультурализма, социологии этнических групп: С. Бенхабиба, К. Вильсона, Н. Глейзера, М. Кастельса, К. Кортеса, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона.
Важное значение в изучении этнической журналистики имеют труды зарубежных и отечественных исследователей, в которых анализируются
модели интеграции: А. Давилы, В. Дахина, Н. Глейзера, Ж. Зайончковской, В. Иноземцева, М. Калишевского, Р. Коадика, Р. Козловского, К. Корякина, В. Малахова, В. Мукомеля, А. Шмидта, О. Щедриной и др. Осмыслению состояния этнической журналистики в России способствуют работы исследователей теории и практики российской журналистики Я. Засурского, В. Мальковой, Р. Овсепяна, Л. Реснянской, М. Шкондина.
Поскольку развитие этнической журналистики связано с миграционными процессами, ее изучение требует фундаментальных представлений о формировании диаспор в России. Проводимые в Институте этнологии и антропологии РАН РФ исследования феномена диаспоры, природы этничности, этнических конфликтов, национализма позволяют осмыслить складывающиеся отношения как внутри диаспор, так и отношения этнических общностей с коренным населением.
При рассмотрении проблем современной миграции и формирования диаспор автор обращался к работам, в которых исследуются волны российской эмиграции: Г. Башкировой, Г. Васильева, В. Гросула, Е. Кудряковой, Ю. Попова, В. Тишкова. Важными для диссертационного исследования являются труды ученых, посвященные анализу разных диаспор в России: Ю. Арутюняна, А. Дашдамирова, А. Тер-Саркисянца.
Научная новизна диссертационного исследования
Впервые проведен комплексный анализ структуры и ресурсов этнической журналистики, охарактеризованы условия и факторы развития средств массовой информации диаспор, их типологические особенности. Исследован международный опыт организации СМИ этнических меньшинств. Проведен анализ содержания СМИ, освещающих межэтнические проблемы: общероссийских газетных изданий и каналов массовой коммуникации азербайджанской диаспоры. Установлены причины недостаточно высокого уровня профессионализма
в деятельности региональных редакций азербайджанской диаспоры. Проанализированы перспективы расширения многоканальной системы средств массовой информации. Дана, в рамках опроса экспертов, оценка состояния современной этнической журналистики, эффективности решения стоящих перед ней задач.
Объект исследования - роль этнической журналистики в гармонизации национальных отношений.
Предмет исследования - структурно-функциональные особенности СМИ азербайджанской диаспоры в России.
Цель исследования - выявить закономерности функционирования прессы этнических общностей и определить факторы ее оптимизации.
Задачи исследования
Выявить политические, социально-культурные, экономические, исторические предпосылки возникновения и тенденции развития этнической журналистики.
Охарактеризовать роль этнической журналистики в межнациональных отношениях.
Изучить специфику деятельности общероссийских СМИ и средств массовой информации диаспоры, решающих задачи этнической журналистики.
Проанализировать международный опыт организации и функционирования средств массовой информации этнических сообществ.
Определить основные факторы развития СМИ азербайджанской диаспоры.
Установить наиболее эффективные формы и методы деятельности коллективов редакций СМИ диаспоры в целях социальной интеграции.
Выработать рекомендации по совершенствованию организационно-творческой деятельности редакций средств массовой информации азербайджанской диаспоры.
8. Дать прогноз развития всех сегментов этнической журналистики.
Методология и методы исследования
В основу методологии положены принципы историзма, системности и комплексности. Типологический подход является основным для анализа функционирования средств массовой информации, выполняющих задачи этнической журналистики. Содержательные характеристики общероссийской прессы и средств массовой информации диаспоры выявлялись по результатам качественного анализа изучения текстов публикаций. Анализ деятельности редакционных коллективов СМИ азербайджанской диаспоры проводился методом включенного наблюдения. С целью выявления перспектив развития этнической журналистики и ее влияния на межнациональные отношения использовался метод социологического интервью с известными экспертами, представителями научных организаций и средств массовой информации принимающего общества и азербайджанской диаспоры1.
С 2002 г. автор возглавляет Московское бюро медиахолдинга «Лидер» (Азербайджан), и в процессе своей профессиональной деятельности поддерживает контакты с региональными изданиями диаспоры. Эти обстоятельства обеспечили возможность проведения серии интервью с руководителями и сотрудниками редакций.
В опросе экспертов участвовали: А. Дашдамиров, академик АН Азербайджана, главный редактор газеты «Азербайджанский Конгресс», О. Джемаль, заведующий отделом политики газеты «Версия», А. Искандеров, член-корреспондент РАН, главный редактор журнала «Вопросы истории», С. Кадырова, советник по национальным вопросам председателя партии «Наш выбор», А. Малашенко, член научного совета Московского Центра Карнеги, Т. Меликли, вице-президент Всероссийского Азербайджанского Конгресса, А. Мурсалиев, заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ», А. Пионтковский, ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН РФ, Д. Фурман, главный научный сотрудник Института Европы РАН РФ.
Эмпирическая база исследования
Эмпирическая база исследование включает публикации, выходившие в период с 01.01.2006 по 01.08.2007 гг. Выбор данного периода был обусловлен ситуативными факторами: обострением межэтнических конфликтов; выходом указов правительства РФ, касающихся мигрантов; активностью Федеральной миграционной службы; активизацией дискуссии по определению приоритетов этнической журналистики.
Анализировались все публикации с тематикой межэтнических отношений в общероссийских газетах: «Известиях» (179 материалов), «Московском комсомольце» (71), «Комсомольской правде» (104), «Независимой газете» (57). Были проанализированы также все номера популярных изданий азербайджанской диаспоры - «Азербайджанский Конгресс» и «Азеррос», вышедшие в указанный период.
В выборке общероссийских изданий представлены массовые и качественные издания. Выбор газет обусловлен долей аналитических материалов, посвященных этническим проблемам. Незначительный процент таких материалов не позволил включить в выборку издания, проходившие предварительный отбор, - «Аргументы и факты» и «Коммерсантъ».
Газеты азербайджанской диаспоры различаются типологически: «Азербайджанский Конгресс» - качественное издание, «Азеррос» -массовое.
Эмпирическим материалом для анализа этнической журналистики являются и стандартизированные очные интервью с экспертами. Интервью проводились по оригинальной методике, разработанной автором, преследовавшей цель выявить мнения и оценки экспертов, характеризующие состояние этнической журналистики, эффективность деятельности СМИ азербайджанской диаспоры, а также их взглядов на
отношения двух государств - России и Азербайджана. Временной формат интервью был рассчитан на беседу в течение 1-1,5 ч.
Таким образом, научная достоверность диссертации может быть обеспечена:
применением научно-теоретической методологии;
использованием обширного эмпирического материала;
проведением стандартизированных очных интервью с экспертами в области этнических проблем;
-привлечением нормативных источников, в том числе кодексов журналистской этики зарубежных стран и России;
- комплексным характером исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
-важным условием развития этнической журналистики становится масштабная иммиграция, влияющая на потребность в каналах массовой коммуникации, способствующей адаптации групп иммигрантов и последующей социальной интеграции;
-этническая журналистика является эффективным средством и инструментом целенаправленного регулирования межэтнических отношений;
-главные задачи этнической журналистики связаны с просвещением, воспитанием толерантности, социальной интеграцией, консолидацией этнических общностей вокруг культурных ценностей принимающей страны;
-СМИ диаспор становятся базовым элементом этнической
журналистики, ориентированной на сохранение культурной
идентичности, формирование отношений сотрудничества
этнокультурных общностей;
- СМИ диаспор в целях увеличения объема аудитории и усиления коммуникативной функции расширяют тематику, включая в повестку дня вопросы общественного значения;
-оптимальное функционирование средств массовой информации диаспор зависит от уровня финансирования и профессиональной подготовки работающих в них журналистов;
-Популярность большинства СМИ диаспор обусловливается современными стратегиями успешной деятельности СМИ.
-Развитие СМИ азербайджанской диаспоры в России демонстрирует, с одной стороны, рост числа периодических изданий, сетевых ресурсов, разнообразие программ кабельного телевидения, с другой, - дефицит профессиональных журналистов и специалистов в области медиаменеджмента.
Научно-практическая значимость исследования
Проведенное диссертантом исследование этнической журналистики позволяет выявить закономерности функционирования СМИ диаспор.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в подготовке лекций, спецкурсов и спецсеминаров для студентов факультетов журналистики университетов. Они также могут представлять интерес для практикующих журналистов, пишущих на межэтнические темы.
Ряд положений диссертации может быть использован в качестве рекомендаций по организации новых средств массовой информации, проектированию изданий этнических меньшинств и преодолению трудностей в деятельности редакционных коллективов, выпускающих газеты и журналы для мигрантов.
Апробация темы
Автор данного диссертационного исследования неоднократно выступал на научных и научно-практических конференциях, организованных Московским государственным университетом. Результаты исследования в виде тезисов докладов представлены также в ежегодных сборниках материалов международных научных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2006» и «Ломоносов-2007». Концептуальные подходы к исследованию представлены в статьях «Параллельные сообщества и СМИ» (Медиа@льманах. 2007. № 1) и «Структурно-функциональные особенности СМИ азербайджанской и армянской диаспор России» (Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2007. № 5). Материалы диссертации также были представлены на заседаниях экспертных «круглых столов», проводившихся диаспоральными организациями азербайджанцев в России: Федеральной национальной культурной автономией азербайджанцев России и Всероссийским Азербайджанским Конгрессом.
Структура исследования
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Миграция как условие развития этнической журналистики
В отечественной науке понятием «этническая журналистика» определяется та ее сфера, в которой освещаются вопросы этничности, т.е. относящиеся к национальным аспектам общественной жизни. Соответственно информация, касающаяся этнических особенностей жизнедеятельности общества и распространяющаяся СМИ в разных формах, определяется как этническая или этнически окрашенная1. Этническая журналистика представляет ту часть СМИ, где вырабатывается идеология отношений между этническими общностями. Эта задача решается как СМИ принимающего общества, так и СМИ этнических меньшинств и диаспор. Причем с этой точки зрения информация не ограничивается сведениями об этнических меньшинствах и диаспорах. Проблематика, касающаяся титульной нации, тоже входит в сферу этнической журналистики, поскольку последняя затрагивает жизнь всех национальных групп.
Проблематика этнической журналистики охватывает не только народы и страны, этнические обычаи и ценности. Она вторгается в безграничное поле этнической политики и межэтнического взаимодействия, которое составляют экономика, спорт, медицина, педагогика и другие сферы общественной жизни.
Сегодня этническая журналистика становится одним из самых актуальных видов журналистики, что особенно заметно в многонациональных странах, в частности в России. Основным фактором, создающим предпосылки для актуализации этнической журналистики в обществе, является миграция. Вследствие масштабных перемещений мигрантов возрастает этнокультурное и конфессиональное разнообразие общества. Вместе с тем существование в одном государстве людей, представляющих разные страны и культуры, влечет за собой как большие возможности, так и серьезные вызовы. Согласно докладу Глобальной Комиссии по международной миграции1 (Global Commission on International Migration - GCIM), общества с национальным разнообразием могут быть социально динамичными, культурно инновационными и экономически успешными. Это объясняется тем, что в результате миграции появляются новые поселения (города), в которых развивается торговля и бизнес.
Однако Глобальная Комиссия по международной миграции не исключает, что появившееся в результате международной миграции разнообразие создает в принимающих обществах серьезные проблемы. Как правило, этнические мигранты вызывают настороженность у местного населения, сопровождающуюся напряжением и конфликтами между двумя социальными сообществами. Такие ситуации порождаются большим количеством мигрантов, несанкционированностью их прибытия, возникающей конкуренцией в сфере общественных благ и услуг.
Проблема миграции усугубляется также событиями, происходящими на международной политической арене. Так, после терактов в Нью-Йорке, Мадриде, Амстердаме, Лондоне и Париже среди населения этих городов заметно усилились обеспокоенность и подозрительность по отношению к мигрантам, рост антимусульманских настроений. Ситуация усугубилась с вторжением НАТО в Афганистан, Ирак и Ливан, откуда немало мусульман перебрались в страны Европы и США. Определенные политические силы (левые партии во Франции, партия Христианский Социалистический Союз - ХСС в Германии) легко заручаются поддержкой общественности, организуют кампании против мигрантов. Следует заметить, однако, что и сами мигранты создают проблемы, отказываясь соблюдать правовые нормы или принимать ценности тех стран, в которые они приехали.
В последние годы проблемы, связанные с иммиграцией, остро проявляются в традиционно открытых миграционным потокам Европе и США. Усиливаются антимиграционные настроения и в России. Феномен миграционных потоков рассматривается в двух аспектах: увеличения этнической и культурной разнородности принимающей страны и обострения этнокультурных противоречий между различными группами населения. Известный российский ученый академик В. Иноземцев, исследовавший миграционные процессы XIX и XX вв., связывает начало выражения общественного недовольства миграцией с формированием в Европе первых элементов гражданского общества (civil society) и национального государства (nation - state, Etat - nation)1. Становление гражданского общества в Европе и образование национальных государств определили границы отдельных стран континента, утвердили принципы гражданства. После установления этих параметров государственного устройства появились и сами понятия «эмиграция» и «иммиграция».
Задачи и функции этнической журналистики
Этническая журналистика по своему происхождению связана с общей потребностью в коммуникациях и ориентирована на освещение всех аспектов жизнедеятельности этнокультурных групп, а также отношений, складывающихся между «большинством» и «меньшинством». Эту основополагающую миссию выполняют разные группы СМИ - общероссийские средства массовой коммуникации, пресса народов России и СМИ диаспор, каждая из которых имеет собственные, специфические задачи в выполнении этой миссии.
Задачи контактов между этническими сообществами и обществом-реципиентом берет на себя прежде всего пресса, обращенная ко всем гражданам принимающего общества, т.е. общероссийская.
Общероссийские СМИ по освещению проблемы этничности делятся на два типа: универсальные и специализированные.
Универсальные СМИ этническую тематику представляют довольно широко, но в соответствии с типологией общенациональных изданий в них затрагиваются вопросы общего характера. Они решают ряд задач: просвещают полиэтничное и многоконфессиональное общество о культурных различиях народов; способствуют адаптации и интеграции новоприбывших мигрантов в принимающее общество; содействуют организации межэтнического диалога между этническими группами и т.д.
Передачи российского телевидения «Формула успеха» («ОРТ» -Общественное телевидение России) и «Вокруг света» (канал «Россия»), где рассказывается о жизни, своеобразии, современной ситуации стран и народов, окружающих Россию, - яркие примеры позитивной этнической журналистики, которые ориентированы на оптимизацию межэтнического диалога. Можно привести немало подобных примеров и из российской прессы.
Как уже отмечалось, национальные аспекты затрагиваются не только в универсальных СМИ. Например, в России выходят специализированные издания, посвященные жизни и культурной деятельности диаспор, отдельных этносов, этнокультурным, этносоциальным проблемам, в том числе и проблемам миграции: общественно-просветительские журналы «Диаспоры», «Миграция. Московское притяжение», «Националь», «Планета диаспор», «Российская миграция», «Этносфера», «Эхо Кавказа» и др. Основная цель этих журналов - способствовать гармонизации межнациональных отношений, воспитанию толерантности сознания, консолидации российских народов, формированию уважения к ценностям культурного многообразия России и мира. Их можно считать инструментами, обеспечивающими взаимосвязь между местным населением и мигрантами. И если россияне могут найти в них информацию, касающуюся миграции, то мигранты - жизненно необходимые рекомендации: что нового появилось в миграционном законодательстве; как без задержек пройти процедуру легализации в стране пребывания; каково состояние рынка труда в различных регионах; где и по какой цене снять жилье; как его купить; как воспользоваться ипотекой; как выжить в большом городе, имея минимум средств. Особенность этих изданий заключается в систематической пропаганде терпимости к людям других национальностей и цвета кожи. Авторы вышеназванных журналов свои мнения рационально аргументируют. Их материалы могут быть полезны для методических пособий, этнонациональных справочников и энциклопедий. Например, на страницах журнала «Этносфера» велось обсуждение инновационного учебника «Народоведение», который подготовлен коллективом специалистов под руководством заведующего кафедрой этнологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, профессора В. Пименова и издан по заказу Департамента образования правительства г. Москвы.
СМИ национальных регионов имеют свою специфику, а их структура включает практически все компоненты средств массовой информации. В частности, периодическая печать представлена изданиями различного типа: общественно-политическими, деловыми, молодежными, женскими, детскими, религиозными, литературно-художественными, изданиями различных партий и объединений, развлекательными и др.
Понятно, что различные издания далеко не одинаково освещают и оценивают события политической, экономической, социальной и культурной жизни республиканского сообщества. Некоторые из них, провозглашая рост национального самосознания, ратуют за исключительность собственной нации, утверждение этнорелигиозных идеалов .
Роль диаспоры в организации деятельности средств массовой информации
В словарях понятие «диаспора» определяется как пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения вследствие насильственного выселения, угрозы геноцида (истребления), социально-исторических, экологических и прочих катаклизмов1. В последнее время наука изучает понятие «диаспора» как социокультурный, исторический и этнополитический феномен. Но, несмотря на широкое использование этого термина в научной литературе, поиск наиболее четкого определения продолжается, о чем свидетельствуют работы таких исследователей, как Т. Полоскова, В. Попков, Ю. Попов, В. Тишков и др.
Самый известный российский этнолог и антрополог В. Тишков считает, что традиционные подходы к определению исторического феномена диаспоры себя исчерпали, но как ни трудно дать строгую академическую дефиницию, в нее необходимо включить набор характеристик, которые обозначают (или отличают) феномен диаспоры. По мнению академика, «диаспора - это те, кто сам или их предки были рассеяны из особого "изначального" центра в другой или другие периферийные или зарубежные регионы. Обычно под "родиной" имеется в виду регион или страна, где сформировался историко-культурный облик диаспорной группы и где продолжает жить основной культурно схожий с ней массив»1. Некоторые ученые, соглашаясь с таким подходом, строгому определению предпочитают выделение отличительных черт или характерных признаков диаспоры.
На наш взгляд, наиболее полное определение дает академик Ю. Попов, полагающий, что диаспора - это население той или иной страны, принадлежащее этнически и культурно другому государству2. Исследователь, раскрывая объем понятия, подчеркивает, что диаспорой также является этническая общность, находящаяся в иноэтничной среде. Это и по сути совпадает с мнением американского этнолога У. Коннора3, который определяет диаспору как сегмент населения, живущего за пределами родины.
Опираясь на подход академика Ю. Попова, автор понимает под диаспорой устойчивую форму общности, образовавшуюся в результате миграций, проживающую локально или дисперсно вне исторической родины и имеющую способность к самоорганизации, представители которой объединены такими признаками, как групповое самосознание, память об историческом прошлом предков, культура народа. Согласно классификации Ю. Попова, диаспоры делятся на две весьма различные группы.
Первая группа - это иммигрантские диаспоры. Они существенно отличаются друг от друга временем и обстоятельствами прибытия. Внутри самих этих диаспор явственно различаются эмиграционные волны, социальные слои и политические ориентации.
Вторая группа диаспор - это коренные жители той или иной страны, по тем или иным историческим причинам оказавшиеся вдали от места основного пребывания своего этноса (например, из-за перемещения государственных границ)1.
Диаспоры как устойчивая форма общности часто образуются в результате миграционных волн. Эту категорию человеческих коалиций и форм исторических связей ученые называют «новыми диаспорами» или «транснациональными общностями», т.е. находящимися между двумя странами и культурами, когда строгой оппозиции между «родиной» и «новым домом» не существует (порой их представители имеют два гражданства). Пример транснациональных мигрантских общин -латиноамериканцы в США. В России к категории «новых диаспор» относят в основном мигрантов из постсоветских стран2.
Следует отметить, что еще во времена Советского Союза в формировании этнических диаспор важную роль играла трудовая миграция, хотя ее масштаб и воздействие на межнациональные отношения в обществе были сравнительно невелики: более или менее серьезное социальное явление она представляла для столицы и немногих других регионов. Так, для строительства БАМа (Байкало-Амурской магистрали) или разработки нефтяных месторождений в Сибири в плановом порядке вербовались тысячи рабочих - представители разных народов СССР. Трудовые мигранты имели равный статус с другими гражданами и возможность свободно перемещаться по стране. Этнической самоидентификации мигрантов власти тогда не придавали никакого значения: не создавали компактных поселений, не открывали национальных школ и классов.
Типология СМИ азербайджанской диаспоры
СМИ диаспоры, поддерживая внутренние связи и этническую солидарность между различными слоями иммигрантов из Азербайджана, становятся коллективным продуктом, представляющим мигрантов как группу. «Элементы идентификации, например миф об общем происхождении, разделенные воспоминания, а главное необходимость интеграции - достаточное основание для такой общинной деятельности, как СМИ», - сказал главный редактор медиахолдинга «Азеррос» Д. Садыхбеков в интервью автору настоящей работы.
В течение последних пятнадцати лет коммуникационные каналы азербайджанской диаспоры в России активно развивались, особенно в столице. Сегодня только в Москве выходят 9 еженедельных и ежемесячных изданий: газеты «Азеррос» (аббревиатура от «азербайджанцы России»), «Азербайджанский Конгресс» (далее - «АК»), «Я - гражданин», «Azerbaycan diaspora» («Азербайджанская диаспора»), «Milletin gazeti» («Газета нации»), «Salam press» («Салам пресс»); журналы «Международный мир XXI век», «Миграция и политика», «IRS-Наследие»; созданы интернет-ресурсы и информационно-аналитические порталы; телевещание осуществляется кабельным телеканалом «Интер Азербайджан». Наиболее популярными и успешными газетами в Москве и регионах являются русскоязычные «Азеррос», «Азербайджанский Конгресс», принадлежащие соответствующим диаспоральным организациям, и журнал «IRS-Наследие». ПРЕССА
В информационном пространстве азербайджанской диаспоры существуют две группы СМИ - на русском и на азербайджанском языках. Первое профессиональное русскоязычное ежемесячное издание азербайджанской диаспоры России - газета «Азеррос» - выходит с апреля 2000 г. (тираж 25 тыс. экз., периодичность - два раза в месяц, объем - от 16 до 24 полос). Она распространяется в основном в тех регионах, где функционируют отделения Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев РФ. Другое издание - «АК» (тираж 8 тыс. экз.), как и газета «Азеррос», имеет довольно стабильную читательскую аудиторию среди русскоязычных азербайджанцев. Главная цель этих печатных СМИ - способствовать этнической солидарности и сохранению культуры, с одной стороны, с другой, - адаптации представителей меньшинств. Оба издания финансируются за счет средств руководителей данных организаций - владельцев частных компаний. В регионы обе газеты доставляются почтой. В последнее время в московских киосках уже свободно можно приобрести газету «Азеррос», а в скором времени - и «Азербайджанский Конгресс».
Аудиторию русскоязычных изданий в основном составляют русскоязычные азербайджанцы - старые переселенцы и новоприбывшие иммигранты, свободно владеющие русским языком. Но среди читателей -и выходцы из Азербайджана разных национальностей. Для этой части диаспоры газеты выполняют функцию сохранения идентичности и поддерживают ностальгические чувства по исторической родине, а также осведомляют о нынешней ситуации в Азербайджане и диаспоре. Данные издания также являются средством информационного и психологического противоборства в армяно-азербайджанском конфликте из-за Нагорного Карабаха. Журналисты данных изданий, анализируя различные проблемы, подчеркивают роль государства, различных его структур, в особенности диаспоральных организаций.
Основные функции иммигрантской журналистики -консолидирующая и просветительская, а также информационная: она создает представление о деятельности диаспоры, в том числе отвечающей интересам общества-реципиента. Наиболее характерные тематические блоки следующие: - миграция и вопросы, связанные с ней; -значительный вклад народа в целом и его выдающихся представителей в развитие национальной и мировой культуры; -роль политиков, военных, деятелей культуры и науки, способствовавших сближению и взаимопониманию Азербайджана и России; -осуждение национальной нетерпимости со стороны российских политиков или националистических движений; -жизнь и деятельность «успешных» представителей диаспоры как пример для подражания; - национальная культура и традиции; -анализ армяно-азербайджанского конфликта из-за Нагорного Карабаха.
В результате мониторинга одной из самых популярных русскоязычных газет для азербайджанцев - «АК» (с 1 января 2006 по 1 июля 2007 гг.) выявлено 34 публикации, в которых акцентируется внимание на проблемах мигрантов, в том числе требующих незамедлительного решения. В рамках их обсуждения подчеркивается роль диаспоральных организаций и принадлежащих им СМИ. Что же касается тональности материалов, то заметно стремление к беспристрастной оценке ситуации.
Руководители диаспоры и редакции «АК», отметив его активную роль в деле адаптации и интеграции мигрантов из Азербайджана к местным условиям, на одном из совещаний, состоявшемся в Санкт-Петербурге осенью 2006 г., решают увеличить периодичность этого издания (двухразовый выпуск в месяц вместо одного) и организовать подписку как среди членов Конгресса, так и среди азербайджанского населения в соответствующих регионах России