Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг. Закарян Ваагн Павлович

Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг.
<
Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг. Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг. Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг. Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг. Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг. Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг. Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг. Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг. Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Закарян Ваагн Павлович. Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг. : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : М., 2005 212 c. РГБ ОД, 61:05-10/1414

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Возникновение и развитие телевидения Советской Армении 10

1.1. Социально - экономические предпосылки зарождения телевидения Армении (1956 -1965 гг.) 10

1. 2. Особенности функционирования телевидения Советской Армении (1965-1991 гг.) 31

Глава 2. Характерные черты развития телевидения независимой Армении —60

2. 1. Переход республики к новому общественному строю и развитие электронных СМИ (1991-1994 гг.) 60

2. 2. Деятельность армянского телевидения в годы экономического кризиса (1995 - 1998 гг.) — 79

Глава 3. Армянское телевидение в новом тысячелетии 107

3.1. Законодательство Республики Армения о массовой информации 107

3. 2. Функционирование армянского телевидения на современном этапе 136

Глава 4. Жанрово-стилистический анализ передач армянского ТВ 162

4. 1. Жанрово-тематическая эволюция телепередач 162

4. 2. Стилистические особенности языка текстов телепередач 173

Заключение - 188

Библиография 192

Введение к работе

На протяжении нескольких десятилетий телевидение было одним из привилегированных институтов советского государства: по своему статусу и экономическому обеспечению оно стояло в одном ряду с такой структурой, как госбезопасность. В начале 90-х годов XX века ситуация радикально изменилась. В течение (буквально) одного - двух лет (1991 - 1992 гг.) ТВ пережило резкий и болезненный переход с полного государственного финансирования на «голодный паёк». Оно стремительно погрузилось в стихию рыночных отношений, на базе которых складывались телевизионный рынок и телевизионный бизнес. Телевидение стало одним из самих привлекательных и быстро развивающихся секторов негосударственной экономики. Сложившийся телевизионный рынок постепенно становится главным субъектом, определяющим содержательное наполнение телевизионного пространства Армении.

Изучение тенденций развития телевидения на примере стран СНГ - важная научная и практическая задача. Решение её даёт возможность в перспективе выстроить современную модель международного телеаудиовещания на образовавшемся постсоветском информационном пространстве, в частности телевидения Армении.

Актуальность исследования.

Телевидение Армении представляет собой объект весьма сложный, многоаспектный и многофакторный. В социально-политической и духовной жизни страны оно играет роль важнейшего канала распространения массовой оперативной информации как одного из своеобразных видов искусств.

Несмотря на то, что армянское телевидение стоит на пороге своего 50-летнего существования и имеет богатую историю, однако до настоящего времени оно практически не было объектом изучения. Ни в Армении, ни в России не было обобщающих работ об армянском телевидении. В настоящее время ТВ Армении находится на пути поисков собственного, национального лица и разработки новых жанров, а также на пути вхождения в систему риночных отношений.

Темой нашего исследования является изучение современных тенденций развития телевидения независимой Армении (1991-2005 гг.). При этом определённое внимание в исследовании уделяется армянскому телевидению советского периода, поскольку, как нам представляется, для телевидения Армении в настоящее время настал такой период, правильный переход к которому может осуществиться лишь в результате тщательного изучения прежних этапов его развития, в том числе телевидения времен пребывания Армении в составе СССР.

Актуальность темы обусловлена отсутствием работ по истории армянского телевидения, а также тем, что будучи духовно богатой, она может иметь для нас важнейшее значение для создания целостной картины о прошлых годах телевидения. Данный канал СМИ десятки лет переживала определённые особенности своего развития, в результате чего были созданы сотни телециклов высокого класса. История развития телевидения на различных этапах позволяет изучить эволюцию телевизионных жанров. Требования, стоящие перед современным армянским телевидением, иные, чем перед телевидением советского периода. Находящееся в процессе формирования рекламное поле сегодня пробует внести свои «коррективы», а рекламодатели, на правах заказчиков, пытаются диктовать свой вкус телезрителю.

Предметом исследования является ТВ независимой Армении: процесс перехода от действующей модели советского телевидения к модели телевидения, работающего в новых условиях - условиях рыночных отношений.

Объектом исследования явилась продукция армянских телекомпаний. Материалом исследования послужили более 800 статей и интервью, напечатанных в разные годы в республиканской печати, в изданиях телерадиопрограмм (1957- 2005 гг.); находящиеся в архивах около 150-ти архивных документов, видеоматериалов армянских телекомпаний, интернет сайты армянских телеканалов, видеозаписи материалов более 200 телепередач; аудиозаписи личных бесед (автора) с сотрудниками телевидения, трудовой стаж которых измеряется несколькими десятками лет (Ованисян А., Погосян С, Сафарян А., Шлепчан Н.). В значительной части работы основным источником информации явились газеты («Радио и телевидение», «Говорит и показывает Ереван», переименованная — в августе 1960 года - в газету «В эфире Ереван», которая в настоящее время (начиная с 1995 г.) выходит в свет под названием «Етер» и имеет русский вариант «Эфир»; еженедельники «TV-алик» и «TV -канал», «Хордаин Айастани» («Советская Армения»), «Авангард», «Иравунк» («Право»), «Аравот» («Утро»), «Айастани Анрапетутюн» («Республика Армения), «Еркир» («Страна»), «Азг» («Нация»), «Айоц ашхар» («Армянский мир» или «Мир армян») и телевизионные радиожурналы «TVR», «TV-мол» («TV-мания»), в которых публиковались программы телепередач. Первые программы телепередач были напечатаны в республиканской прессе1.

Методологической и теоретической основой исследования явились труды советских, армянских и российских исследователей электронных СМИ; монография С.С. Ерицяна - «Думы за кадром», представляющая собой воспоминания работников ТВ Армении (телережиссеров, телеоператоров, дикторов, сценаристов) об истоках создания телевидения и его технических возможностях, о развитии жанров; монография С. Г. Марутяна- «В эфире Ереван», - содержащая документы о назначении руководства ТВ Советской Армении, о создании телередакций, об организации работы телерадиовещания; Ананяна Г., Саркисян Н., на которые автор опирался при написании первой главы данного исследования2.Болыпое значение при выполнении диссертации имели труды теоретиков, изучающих сферу радио и телевидения стран СНГ, а также работы по общей теории и практике телевидения и радиовещания (Багирова Э.Г., Борецкого Р. А., Борисова Б. Л., Вартанова А. С, Вартановой Е. Л., Голядкина Н.А., Егорова В.В., Засурского Я. Н., Кузнецова Г.В., Муратова С.А., Прайса М., Саппака Вл., Саруханова В.А., Строкача А.А., Цвика В.Л., Блиновой О., Юровского А.Я.) Труды названных исследователей оказали большую помощь в написании этой работы.

Целью диссертационной работы является попытка выявить и проанализировать основные тенденции развития телевидения советской и независимой Армении на пороге XXI века.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- рассмотреть социально-исторические и материально-технические предпосылки развития телевидения Армении в постсоветский период (1991-2005 гг.);

- изучить процесс формирования армянских негосударственных каналов ТВ: кабельного, эфирного, спутникового;

- определить некоторые аспекты развития современного телевидения с учётом его воздействия на аудиторию республики и выявить пути повышения эффективности телепередач;

- провести анализ результатов социологического опроса телезрителей республики Армения о характере информации, передаваемой различными телеканалами;

- рассмотреть правовые основы деятельности телевидения;

- изучить формы собственности современного армянского телевидения;

- исследовать эволюцию жанров телетпередач.

Методы исследования. Изучение разнообразного теоретического, исторического и статистического материала, разработка научной концепции диссертации обусловили применение в работе комплексного подхода, включающего:

1) аналитический метод изучения научной информации из области функционирования ТВ как одного из каналов СМИ;

2) с целью проведения сравнительного анализа деятельности ведущих телеканалов Армении, изучения программ эфирного вещания использовался метод сравнительного анализа по дням недели, особенности праздничного вещания в сравнении с телевещанием в будние дни, для чего использовался сопоставительно-исторический метод анализа исследуемого материала.

3) С целю осмысления и комментирования социологических данных (таблиц, вещательных программ ТВ в Армении советский и постсоветский период), собранных автором в процессе исследования, использовался статистический метод анализа изучаемого материала.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые проанализированы все этапы развития армянского телевидения и проведен сравнительный анализ отдельных видов телепрограмм ТВ Армении советского и постсоветского периода развития, без которых современное армянское телевидение невозможно представить. Здесь имеется в виду то, что телезрителя, привыкшего еще с советских времен к высокохудожественным телепередачам, даже в условиях современных рыночных отношений трудно обмануть различными «реалити-шоу»1.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что в ней: 1) выявлены типологические характеристики телевидения независимой Армении; применяемая при этом методика может быть полезной в изучении телевизионной журналистики постсоветских республик (на примере Армении); 2) полученные результаты исследования могут быть использованы для совершенствования программ армянских телекомпаний; 3) использованы для улучшения взаимодействия и координации телевидения с печатью и радиовещанием, укрепления связей с аудиторией.

Основные положения и выводы работы могут быть использованы правительственными структурами при разработке информационной политики, а также владельцами телевизионных каналов Армении при составлении программ, выборе жанров и в научной деятельности.

Научные результаты диссертации могут быть использованы при разработке курсов и спецкурсов по теории и истории тележурналистики, при составлении учебных программ и пособий.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется предмет, цели, задачи и методология работы; характеризуется новизна исследования, его научно-теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Возникновение и развитие телевидения Советской Армении» исследуются социально-экономические предпосылки зарождения телевидения Советской Армении (1956-1965 гг.) и особенности его функционирования (1965-1991 гг.).

Во второй главе «Характерные черты развития телевидения независимой Армении» рассматривается переход республики к новому общественному строю и электронные СМИ (1991 - 1994 гг.), деятельность армянского телевидения в годы экономического кризиса (1995 - 1998 гг.).

В третьей главе «Армянское телевидение в новом тысячелетии» рассматриватся правовое регулирование в области телерадиовещания, а также особенности становления армянского телевидения (АТВ) на современном этапе (1998-2005 гг.).

В четвёртой главе «Жанрово-стилистический анализ передач армянского ТВ» анализируется жанрово-тематическая эволюция телепередач и стилистические особенности телевизионных текстов на армянском языке. В заключении приводятся основные выводы, полученные в результате проведённого исследования.

В библиографии приводится список использованной литературы на русском, армянском и английском языках, а также энциклопедии, справочники и словари; официальные материалы; статьи из газет, журналов, сборников.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на заседаниях кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН). Результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Роль и место армянского телевидения в системе СМИ республики //Журналистика и общество. Альманах кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН. -2004, № 5. - С.71-78.

2. Законодательство Республики Армения о массовой информации. //Журналистика и общество. Альманах кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН. -2004, № 6. -С. 82-87.

3. Формирование СМИ Армении и пресса о телевидении и радиожурналистике. //Журналистика и общество. Альманах кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН. -2004, № 6. - С. 262 - 268.

4. Особенности становления армянского телевидения на современном этапе (1998- 2005). //Журналистика и общество. Альманах кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН. - 2004, № 7.

Социально - экономические предпосылки зарождения телевидения Армении (1956 -1965 гг.)

Возникновение и развитие телевидения в Армении опиралось на опыт существовавших средств массовой информации: печати, информационных агентств, радио, документального кино. Войдя в эту систему, телевидение не только проявило свои собственные возможности, но и способствовало развитию других средств массовой информации (далее - СМИ). Телевидение стало быстро развиваться с использованием опыта уже действующих двух основных средств массовой информации: радио и печати. В 1920-30 гг. в Армении издавалось 300 наименований газет, еженедельников и журналов.

7 ноября 1926 г. была передана в эфир первая программа «Радио Армении». Однако регулярные передачи начались только с 1 апреля 1927 г. Вначале четыре раза в неделю передавались в эфир так называемые «радиогазеты», а затем - выпуски новостей. Подготовкой «радиогазет» занимались редакции республиканских газет, чьи передачи давались в эфир на трех языках (армянском, русском и азербайджанском).

Анализируя начальный период развития армянского радио, можно сказать, что этот новый канал распространения массовой информации заимствовал многие жанры периодической печати, прежде всего, - информационные. С первых дней выхода регулярных передач, кроме радиогазет, транслировались также информационные программы. Это свидетельствовало о том, что новый вид массовой информации развивался путем поиска своих собственных жанров и методов. К данному периоду и относится создание руководящего и регулирующего органа радиовещания - Радиокомиссии.

С 1933 г. по решению Совнаркома СССР о создании Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию в республиканских радиокомитетах начались преобразования редакций по роду их деятельности и по характеру составления программ. Согласно данному решению, радиостанции, находившиеся в отдельных союзных республиках, перешли под контроль Всесоюзного радиокомитета, на радио Армении был создан ряд новых редакций, расширилась редакция «Последних новостей», а также были созданы детская и молодежная редакции, что позволяло глубже отражать общественное мнение и способствовать его формированию.

Армянское радио, кроме выпуска передач на национальном языке, передавало новости также на русском и азербайджанском языках. Начиная с данного периода, стал осуществляться обзор республиканских газет. Зачастую статьи газеты «Правда» излагались или передавались частично либо полностью. Следует отметить при этом, что до начала 30-х. гг. на радио Армении не было профессиональных радиожурналистов. Первыми дикторами на армянском радио были Вергуш Бабаян и Сурен Кананян.

В первые годы своего становления армянское радио не только копировало стиль и язык прессы, но и находилось в активном поиске своего стиля работы. В период подготовки и проведения радиопередач радио и пресса активно сотрудничали друг с другом. С данной точки зрения свое четкое назначение приобрели радиопереклички. Сведения об этом сохранились в печати. Так, 23 февраля 1930 г. с участием газет были проведены переклички между Закавказскими республиками (Армения-Грузия-Азербайджан)1.

Данный период работы анализируемых армянских СМИ характерен тем, что зачастую сотрудники различных отделов прессы переходили на работу на радио, со временем проявляя себя как квалифицированные радиожурналисты, которые в этот период заимствовали из других СМИ наиболее эффективные формыдеятельности.

В период Великой Отечественной войны (с конца 30-ых до середины 40-ых годов) армянское радио усиленно работало по обеспечению населения республики информацией о ходе военных действий.

В 30-е гг. армянское радио, пройдя сложный путь, смогло превратиться в эффективное средство массовой информации. Равномерное развитие системы радиосвязи стало важной предпосылкой в деле основания телевидения. Кроме радио, в деле развития телевидения значительную роль сыграло республиканское документальное кино, от которого телевидение получило в наследство опыт создания программ и методы творчества, богатые традиции экранной кинопублицистики.

В середине 50-х гг., когда армянское телевидение пыталось делать первые шаги, немало было разговоров о том, что от телевидения можно ожидать намного больше вреда, чем пользы. В частности, звучало такое мнение, что из-за телевидения люди перестанут читать книги и посещать театры и кинотеатры. Подобные опасения возникали почти во всех республиках. Не следует забывать о том, что в Советском Союзе велико было уважение и любовь к книге и литературе вообще. Люди, независимо от профессии и занимаемой должности, были книголюбами. По этому поводу Э. Багиров написал следующее: «Вывод, что ТВ отвлекает от других видов искусства и информации, был бы неверен. В действительности происходит обратное: телевидение увеличивает интерес к чтению, к кинофильмам и радиопередачам»1.

Сложившаяся к тому времени система радио и кинопублицистики Армении стала важной основой возникновения телевидения. 15 сентября 1955 года Советом министров СССР было принято постановление о строительстве в 1955 -1959 годах 27-ми программных телевизионных центров и 15-ти ретрансляционных станций, в том числе телецентра в Ереване .

История армянского телевидения начинается с 29 ноября 1956 г., когда с телеэкранов впервые прозвучали сигналы республиканской телестудии. 20 августа 1957г. была передана в эфир информационная программа «Телевизионные новости». Обсуждая вопросы, касающиеся увеличения объема телепередач и основания телестудии, вышестоящие органы отделили радио и телевидение от республиканского Министерства культуры, и 13 октября был создан Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Армянской ССР.

Переход республики к новому общественному строю и развитие электронных СМИ (1991-1994 гг.)

В начале 90-х гг. в Армении, как и на всей территории Советского Союза углублялся экономический, политический и социальный кризис. Национальные «брожения» приближали конец существования огромного многонационального государства. Национальные движения в республиках возглавлялись различними политическими и общественними организациями, разными путями завоевавшими народное доверие. В Армении подобное движение возглавила организация, возникшая на основе армянского комитета «Карабах», -«Армянское общенациональное движение», лидер которого Левон Тер-Петросян 4 августа 1990 г. был избран председателем вновь избранного Верховного Совета Армении. Неудавшаяся попытка государственного переворота в августе 1991 г. явилась стимулом к тому, что ряд национальных республик взяли курс на независимость. Согласно решению Верховного Совета Армении, 21 сентября 1991 г. в республике был проведен референдум, в результате которого Армения была провозглашена независимым государством. В процессе формирования новых органов власти был совершен переход «от советов к парламентской республике», сменившейся затем введением президентского правления. Президентские выборы в Армении состоялись 16 октября 1991 г. Из числа зарегистрированных на президентский пост 6-ти кандидатов наибольшее число голосов получил Председатель Верховного Совета Армении Левон Тер-Петросян. 23 октября 1991 г. на первой сессии Верховного Совета Армении была принята «Декларация о независимости Армении». Возникшие с получением независимости Армении многочисленные проблемы, а также начавшаяся в декабре 1991 г. война в Нагорном Карабахе, усилили кризисные явления в экономике и социальной жизни. Будучи в составе СССР, Армения по многим показателям занимала одно из первых мест. Республика специализировалась в основном в химической, электронной, станкостроительной отраслях, что было связано с военно-промышленном комплексом. С обретением независимости подавляющее большинство населения Армении, привыкшее в течение десятилетий к гарантированным рабочим местам и стабильной зарплате, в результате экономического кризиса оказалось на положении безработных. Приватизация в республике не пошла по заранее намеченному плану. Многие предприятия после развала Советского Союза не имели возможности работать самостоятельно. Для большинства населения потеря денежных средств, накопленных годами, превратилась в настоящее бедствие. Переход к собственной денежной единице в республике произошел тогда, когда бывшие республики СССР, перейдя на собственную национальную валюту, наводнили Армению советским рублем, приведя к обесцениванию последнего. Вследствие названных и других явлений доходы большей части населения республики резко сократились, в результате чего резко усилилась социальная поляризация населения, начался процесс эмиграции. По различным подсчетам, в первые 10 лет независимости Армении из республики выехало 1-1,5 млн. человек, среди которых было немало представителей науки и культуры, специалистов молодого и среднего возраста, достигших значительных успехов на своем трудовом поприще.

Кроме того, после обретения независимости в 1991 г. в Республике Армения (РА) в течение продолжительного периода применялись законы и иные нормативные акты Советского Союза и Советской Армении. Сохранение старого законодательства в новой экономической ситуации усиливало хаос.

Коммунистическая партия Армении (КПА), основанная в 1920 г. и находившаяся у власти на протяжении всего советского периода, была единственной партией в Армянской ССР. На съезде КПА в сентябре 1991 было принято решение об ее самороспуске. На базе КПА была создана

Демократическая партия Армении (ДПА). В 1989 г. Армянское общенациональное движение (АОД) стало преемником Комитета «Карабах», который был создан в 1988 группой ереванской интеллигенции, требовавшей воссоединения с Арменией Нагорного Карабаха (автономной области, входившей в состав Азербайджана с 1923 г., и населенной в основном этническими армянами). В 1990 г. на выборах в Верховный Совет (парламент) Армении АОД получило 36 % голосов. После провозглашения независимости Республики Армении была разрешена деятельность политических партий, действовавших на ее территории до установления советской власти, в том числе «Армянская революционная» федерация «Дашнакцутюн», основанная в 1890 г. и находившаяся у власти в 1918-1920 годы. В Советской Армении «Дашнакцутюн» была объявлена вне закона, однако продолжала свою деятельность за рубежом. В 1991 г. были легализованы партия «Рамкавар-Азатакан» Армении (Либерально-демократическая партия Армении, основанная в 1921) и «Гнчакян» (Армянская социал-демократическая партия, основанная в 1887г.). Кроме того, в 1990-1991 гг. были созданы новые партии, в том числе Национально-демократический союз и Объединенное национальное самоопределение. Союз ветеранов «Еркрапа» («Защитники отечества») также превратился в политическое движение. В 1998 г. бывшим лидером КПА Кареном Демирчяном накануне президентских выборов была сформирована Народная партия Армении1.

В условиях зарождавшихся рыночных отношений стали развиваться новые типы СМИ, которые соответствовали требованиям времени и информационному рынку. Укоренившиеся в людях в течение десятилетий понятия вошли в противоречие с новыми идеями и явлениями. В связи с этим исследователь И. И. Засурский писал: «Средства массовой информации в СССР были глубоко встроены в управленческий аппарат и занимались решением задач в рамках существовавшей общественной системы, тогда как освобождение прессы открыло перед журналистами возможность занять собственную позицию»1. Характеризуя процесс развития независимых СМИ данного периода, следует отметить, что наряду с положительными переменами в республике, появились неизвестные до этого многочисленные отрицательные явления. Ожидаемая в условиях независимости свобода печати не успела даже «пустить корни». «Выяснилось, что политическая свобода печати еще не означает возможность всегда свободно выражать свои мысли, идеи. Все более отчетливо выявляется экономическая сторона свободы печати. Для того чтобы газеты, журналы, радио и телевидение свободно функционировали, они должны опираться на здоровый экономический фундамент. В экономической сфере выявились трудности для развития свободы печати» , - писали российские исследователи СМИ.

Тем не менее, по мнению многих обозревателей, «золотым веком» армянской журналистики можно считать 1990-1992 гг., поскольку экономическая ситуация была сравнительно стабильной, а стоимость производства печатной продукции низкой3. Эти два года в действительности можно считать «золотым веком» армянской журналистики, поскольку СМИ республики обрели свободу деятельности. Теоретик Г. Ананян писал в этой связи: «Даже «чисто» партийные газеты творили чудеса свободы слова, открытость и смелость дали зеленую дорогу запретным темам»4.

Законодательство Республики Армения о массовой информации

С распадом Советского Союза средства массовой информации РА регулировались основным законом государства - Конституцией, Гражданским кодексом, законами «О печати и других средствах массовой информации», «О телевидении и радио», «О свободе информации», «О рекламе» и международными правовыми актами.

В Армении действует Конституция, принятая на всенародном референдуме 5 июля 1995 года. 24-ая статья Конституции РА буквально повторяет основное положение международных актов: «Каждый человек имеет право на свободу слова, включая поиск и получение сведений, идей и их свободное распространение при помощи любого типа информирования, независимо от государственных границ». Однако это право может быть ограничено соответствующей статьей Конституции1.

После объявления независимости Армении был принят Закон РА «О печати и других средствах массовой информации», от 8 октября 1991 г., потерявший силу, когда был принят новый Закон РА «О средствах массовой информации» от 23 сентября 2003 года. В первом законе значилось: «В республике Армения печать и другие средства массовой информации свободны, не подвергаются цензуре. Граждане Республики Армения имеют право высказывать свою точку зрения и мнения, получать актуальную и достоверную информацию по любому вопросу общественной жизни через печать и другие СМИ. В Республике Армения не допускается какая-либо монополия на печать и СМИ»2. Нужно признать, что со временем Закон «О печати и других средствах массовой информации» устарел, так как некоторые его положения больше не соответствовали требованиям общества. Например, одним из недостатков данного документа являлось то, что в нем не обеспечивалось право доступа к информации. Кроме того, Закон «О печати и других средствах массовой информации» не полностью охранял источники информации, не устанавливал ответственности для средств информации за опубликование информации, составлявшей государственную тайну. По оценке эксперта Ереванского пресс-клуба М. Арутюняна, «обязательная регистрация средств массовой информации, установленная законом, - не что иное, как одна из форм предварительной цензуры» . Следует отметить в этой связи, что в начале 2003г. правительством был предложен проект закона «О средствах массовой информации», однако под давлением со стороны общественности и средств массовой информации он был отклонен. В законе «О средствах массовой информации» содержалось положение о праве на опровержение и на ответ в средствах массовой информации. В отличие от предыдущего закона, средства массовой информации должны были выпускаться и распространяться без предварительной государственной регистрации и лицензирования. Следует отметить, что такой закон был необходим, так как есть вопросы, касающиеся только печати (положение печати, положение журналистов, независимость редколлегии и т.п.), которые общим законодательством не регулировались.

23 сентября 2003 г. был принят закон «О свободе информации». Закон РА «О рекламе», принятый 30 апреля 1996 г., также касался деятельности средств массовой информации. В законе имелись две статьи о рекламе в СМИ . Так, согласно Закону «О рекламе» для вещателей существовали определенные ограничения рекламной деятельности. В течение часа разрешается размещать рекламные слоты общей длительностью не более 10 минут. Вещатели обязаны предоставлять не менее 5 % годового эфирного времени под социальную рекламу . В июле 2002 г. парламент Армении принял поправку к Закону «О рекламе», согласно которой в эфире запрещалась реклама табака и алкоголя, кроме коньяка крепостью выше 20%.

В 2004 г. в Закон РА «О рекламе» т были внесены дополнения, касавшиеся рекламы лотерей1. Необходимость принятия этих дополнений была обусловлена беспрецедентным ростом телевизионных лотерей, в частности, телевизионных лото, что вызвало волну протеста со стороны общественности республики. В результате произведенных дополнений к Закону РА «О рекламе» было запрещено рекламирование лотерей при помощи средств информации. Были введены запреты на транслирование проведения лотерей на каналах телевещания. Другое важное дополнение: закон запрещал рекламировать по Общественному телевидению казино, лотерей, кроме игр, проводимых в благотворительных целях. Несмотря на принятые изменения и дополнения, действие закона не распространялось на политическую рекламу, которая регулируется только избирательным законодательством, только в предвыборный агитационный период.

Закон РА «О телекоммуникации», принятый в 1998 г., устанавливал «правовые основы деятельности в области телекоммуникации», то есть в области передачи и приема «звука, знака, сигнала, письменного текста, изображения по проводной, кабельной, оптической, магнитной, радио- и другим электромагнитным системам» .

Закон РА «О телевидении и радио» (от 9 окт. 2000 г.). Анализ деятельности СМИ в 1999 г. выявил политическую беспристрастность ТВ и радио по сравнению с прессой. Относительной независимости вещателей мог легко быть положен конец, если бы в январе 1999 г. вступило в силу правительственное постановление о значительном повышении тарифов на пользование частотами. Протесты частных компаний помешали принятию постановления, однако отдельные чиновники не отказались от мысли реализовать задуманное. Увеличение тарифов означало, что частные телерадиоканалы должны были или прекратить свою деятельность или перейти к новым владельцам. После событий 27 октября экономическое положение электронных СМИ еще больше ухудшилось. Уменьшился объем рекламы. Объясняется это, на наш взгляд, тем, что власти не хотели выпускать из-под своего контроля государственные средства массовой информации, в частности телевидение. Некоторые наблюдатели полагали, что «ящик» с включенной «первой кнопкой» сыграл решающую роль в победе президента Роберта Кочаряна, переигравшего на выборах соперников в конце 1999 - начале 2000 г1. Для армянских властей возникли сложности в разработке законопроекта в сфере телевидения и радио. Во-первых, они желали выполнить одно из главных условий, поставленных для принятия Армении в Совет Европы: трансформацию государственного телевидения в общественное и создание независимых органов, регулирующих вещательную сферу, одновременно сохранив контроль над эфиром. Для руководителей телекомпаний было очевидно, что параллельно с развитием частных СМИ давно вынашивалась идея трансформации государственного ТВ и радио в общественное (посредством принятия закона о теле- и радиовещании) и ликвидации государственной прессы вообще. Существуя на деньги налогоплательщиков, государственные СМИ обслуживают интересы ограниченного круга лиц, находящихся на вершине властной пирамиды. В создавшихся условиях б ыло необходимо упорядочение правового поля в сфере функционирования электронных СМИ.

В годовом отчете Европейского института СМИ за 1999 г. о деятельности армянских электронных СМИ отмечалось, что «отсутствие закона об электронных СМИ и неадекватность существующих законов продолжают оставаться барьером на пути армянских СМИ к консолидации и укреплению своей позиции в обществе» . Фактически, отсутствовало одно из наиболее важных условий членства в Совете Европы: трансформация государственных телевидения и радио в общественные и создание независимых органов регулирования вещательной сферы, гарантированных от политических влияний. Как отмечалось выше, в стране уже действовали законодательные акты, регулировавшие функционирование телевидения, однако основной Закон РА «О телевидении и радио» был принят парламентом 9 октября 2000 г. Следует отметить, что закон был подвергнут серьезной критике со стороны журналистов, юристов, руководителей телекомпаний и международных экспертов . Многие положения данного закона противоречили требованиям Европарламента.

Жанрово-тематическая эволюция телепередач

Жанр - категория историческая. Системы жанров - и это относится именно к журналистике, в нашем случае - к тележурналистике - могут служить своеобразным индикатором эпохи. Так, справедливо, на наш взгляд, замечено, что во все времена ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, оценочные, назидательные. И напротив, информационная насыщенность, господство репортажа демонстрируют пору свободы слова1.

Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства в общем. Тоже можно сказать и о значении жанра в средствах массовой информации.

На основании анализа текстов телепередач АТВ за исследуемый период в плане их жанровой принадлежности в работе установлено, что они в разной степени представлены всеми традиционно принятыми функциональными жанрами: информационными, аналитическими и художественно-публицистическими. При этом следует отметить, что различные виды телепередач, относящихся к тому или иному жанру, представлены на армянском телевидении неодинаково.

Так, из существующих четырёх видов информационных жанров {оперативные устные сообщения, видеосюжеты, короткие интервью и репортажи) в исследуемых нами текстах телепередач все представлены полностью. Однако более всего представлены оперативные устные сообщения, поскольку они в том или ином объёме присутствуют в каждом выпуске теленовостей («Айлур»-«Армновости», «Жамэ»-«Время», «Лрабер»-«Вестник», «Эпикентрон»-«В центре», «Лурер»-«Новости»). При этом исследования показали, что большинство телекомпаний, осуществляющих свою программную политику, основное внимание уделяют информационным программам. Так, из анализируемых в данном аспекте текстов информационных программ представлены Общественной телекомпанией и т/к «Прометевс», которые существенно отличаются в данном плане тем, что осуществляют свою программную политику «для всех»1, уделяя особое внимание информационным программам. Другими телекомпаниями («Армения», «Шант», «Кентрон»-«Центр», «Ай ТВ») передачи представлены в данном жанре частично, т.к. они обращают в своей деятельности основное внимание на развлекательные программы («Вернард Шоу», «Носталджиг», «Настоящая программа»).

Необходимо особо выделить телекомпанию «А1+», которая в течение более 10-ти лет (1991-2002 гг.) работала в основном в информационном жанре («АйбФе», «Пост скриптум»). Характеризуя деятельность армянских телекомпаний анализируемого периода, председатель Союза журналистов Армении Астгик Геворкян отмечала, что «за любым имеющим общественное звучание вопросом, выходящим в эфир, следовало то, что телезритель сначала слушал мнение Общественного телевидения, затем «Армении», «Прометевс», а в конце смотрел то, что показывала «А1+», чтобы узнать правду о происходящих событиях в республике, поскольку телекомпанией «А1+» выдавалась телезрителю совершенно другая информация»2.

Кроме того, следует отметить новую, созданную в 2003 г. телекомпанию «Армньюс», которая, работая круглосуточно, в конце каждого часа (в течение 15-ти минут) передаёт республиканские и международные новости. По окончании каждого информационного выпуска постоянно передаётся различная информация под рубриками: «Бари лур» («Добрая весть»), сообщающей, сколько детей родилось в этот день в роддомах столицы и «Огтакар норутюннер» («Полезные новости»), в которой сообщаются цены на овощи и молочные продукты на текущий день. «Армньюс» еще не является самостоятельной телекомпанией информационного типа. Она транслирует лишь столичные новости.

Наиболее распространенным жанром тележурналистики является репортаж, поскольку репортажность является иманнентным (внутренне присущим), природным свойством телевидения1.

Жанр репортажа на телевидении постсоветской Армении особенно распространён в информационных выпусках. При этом в одинаковой степени применяются как событийные, так и тематические репортажи. Однако, поскольку событийных репортажей мало (ввиду недостатка самих событий, имеющих инфомационную ценность для телеаудитории), образовавшийся вакуум заполняется «тематическими репортажами»2.

Техническое оснащение армянских коммерческих телекомпаний («Армения», «А-2», «Шогакат»), достигнутое в течение последних 5-ти лет, (2000 -2005 гг.), позволяет осуществлять прямые репортажи (футбольных матчей, концертов, торжеств и др.) при помощи передвижных телевизионных станций (ПТС). Так, приезд в Армению Папы Римского (2001 г.) широко освещался названными телекомпаниями в жанре прямого репортажа. В этом состоит преимущество телекомпаний, способных проводить прямые репортажи.

Из телепередач аналитических жанров {видеокорреспонденция, беседа, комментарий, обозрение, дискуссия, пресс-конференция, ток-шоу) анализируемого периода наиболее представлены пресс-конференция и беседа, тогда как в наименьшей степени присутствуют ток-шоу.

Характеризуя информационно-аналитическую программу «Жаманакачап» («Хронометр»), необходимо отметить, что до появления этой программы на армянском телевидении «ощущался недостаток телепередач подобного жанра»1. В 1996 г. в течение нескольких месяцев, предшествовавших президентским выборам, А. Искандарян в передаче «Хронометр» вел открытую агитацию в пользу действовавшего президента и кандидата в президенты Л. Тер-Петросяна.

Пресс-конференция на армянском телевидении независимого периода развития как своеобразный телевизионный жанр аналитической публицистики представлена не в своём основном виде телепередачи, а в виде брифингов, передаваемых ежедневно в информационных выпусках телекомпаний Армении: «Айлур» («Армновости») («ОТА»), «Лрабер» («Вестник») (т/к «Прометей»), «Жамэ» («Время») (т/к «Армения»), «Эпикентрон» («В центре ») (т/к «Кентрон»). Заметим однако, что в настоящее время в жанре пресс-конференции выходит телеперепередача под названием «Пресс-клуб» на телеканале «А-2».

В отличие от вышеназванных передач аналитического жанра, ток-шоу в деятельности армянских телекомпаний за исключением телекомпаний «Армения» и «Шант», почти отсутствует передачи, которые раз в неделю выходят в эфир под названием «Варканиш» («Рейтинг») и «Ирадарцутюннер» («События»).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что с течением времени телевизионные жанры еще будут продолжать развиваться. Не исключено, что наряду с известными нам жанрами будут созданы новые. По всей видимости, на армянском телевидении в ближайшие годы будет развиваться жанр ток-шоу. В ряду вышеназванных жанров особое место на телевидении уделяется «документальным программам», которые, по определению специалистов теоретиков в области телевещания, нередко объединяют передачи, характеризующиеся как информационные художественно-публицистические .

Похожие диссертации на Современные тенденции развития телевидения Республики Армения :1991-2005 гг.