Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дизайн российских газет : генезис, современное состояние и тенденции развития Головко, Сергей Бориэльевич

Дизайн российских газет : генезис, современное состояние и тенденции развития
<
Дизайн российских газет : генезис, современное состояние и тенденции развития Дизайн российских газет : генезис, современное состояние и тенденции развития Дизайн российских газет : генезис, современное состояние и тенденции развития Дизайн российских газет : генезис, современное состояние и тенденции развития Дизайн российских газет : генезис, современное состояние и тенденции развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Головко, Сергей Бориэльевич. Дизайн российских газет : генезис, современное состояние и тенденции развития : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Головко Сергей Бориэльевич; [Место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания].- Москва, 2011.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/829

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Графический дизайн в современном масс-медиальном дискурсе 15

1.1. Теоретико-методологический анализ феномена графического дизайна 15

1.1.1. Понятийная база графического дизайна 17

1.1.2. Категории графического дизайна 20

1.1.3. Визуально-информационная сущность графического дизайна 25

1.2. К вопросу о типологии графического дизайна 29

1.2.1. Типологизация графического дизайна: деятельностный и семиотический подходы 30

1.2.2. Эволюция российского дизайна периодики: исторический подход к типологизации 42

1.2.2.1. Стилевые особенности визуального языка российских газет конца XIX в 44

1.2.2.2. Газета «Известия» как зеркало газетного дизайна XX в 49

1.2.2.3. Журнальный дизайн в свете основных эстетических концепций прошлого века 54

Глава II. Типологизация современного газетного дизайна 63

2.1. Видовая характеристика газетных изданий 63

2.2. Сервисный дизайн 69

2.3. Уравновешенный дизайн 80

2.4. Экспрессивный дизайн 85

2.5. Функциональный аспекты дизайна 93

2.5.1. Эстетическая функция 94

2.5.2. Созидательно-креативная функция 100

2.5.3. Организующая функция 106

2.5.4. Коммуникативная функция 109

2.5.5. Эмоциональная функция 113

2.5.6. Рационализующая функция 116

2.6. Функциональная взаимосвязь 120

Глава III. Теория модульного конструирования и редизаин 123

3.1. Основные положения ТМК 126

3.1.1. Принципы 126

3.1.2. Методология 129

3.1.3. Структура 132

3.1.4. Закономерности 133

3.1.5. Эстетика 133

3.2. Редизаин как ключевая тенденция развития газетных изданий 134

3.2.1 .Содержательная модель как основа редизайна 137

3.3.Разработка концепции редизайна 141

3.3.1.Редизаин газеты «Времена.ру» 142

3.3.2. Другие примеры редизайна 146

3.3.3. Оформительские требования к изданию 149

Заключение 156

Список литературы 160

Приложения 173

Введение к работе

Актуальность исследования. Тема исследования российского газетного дизайна тесно связана с бытием и развитием дизайна графического и является одной из наиболее сложных и, в то же время, недостаточно разработанных в общей теории.

Практика функционирования СМИ в условиях капитализации печати, регионализации и фрагментации пространственно-временной среды постоянно выдвигает новые вопросы перед газетным дизайном: сегодня он не может более рассматриваться только как сумма оформительских приемов, используемых для графической организации содержания, его функции уже не могут ограничиваться визуализацией типологических и содержательных характеристик издания, созданием индивидуального облика.

С вхождением в систему СМИ интернет-журналистики и воздействием ее на другие компоненты этой системы, в частности на печать, возникает потребность исследовать трансформацию газетного дизайна с учетом того, что читательская аудитория все в большей степени становится одновременно и интернет-аудиторией. В этой связи принципиально важно с теоретической и практической точек зрения изучить роль газетного дизайна в осуществлении информационно-эстетической коммуникации в современных условиях.

Названные факторы обусловливают актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности данной темы. Становление науки о газетном дизайне в России связано с именем известного ученого, общественного деятеля и журналиста П.М. Керженцева. Еще в 20-х гг. прошлого века ему удалось на основе анализа композиции полос ведущих западных газет определить дизайнерские приоритеты для отечественных оформителей. Впоследствии А.П. Деев развил его идеи, претворил их в виде макетов-стандартов в газете «Вечерняя Москва».

Неоценим вклад теоретиков и практиков газетного дизайна в становление дальнейших научных исследований по газетному дизайну. Отечественная теория газетного оформления сложилась, по сути, лишь в 70-х гг. XX в., и ее становление во многом обязано «московской школе», представленной прежде всего такими именами как В.В. Бакшин, С.И. Галкин, С.М. Гуревич, А.П. Киселев, И.Н. Табашников, Е.В. Фастовец. Они пришли к идее композиционно-графического моделирования газет и обосновали эффективность применения этого метода при оформлении и выпуске периодических изданий. Работы этих исследователей способствовали формированию категориально-понятийного аппарата и методологической базы диссертации, явились исходной точкой для настоящего исследования.

Учебное пособие «Дизайн периодических изданий» под редакцией проф. Э.А. Лазаревич, выпущенное в 2000 г., рассматривает вопросы проектирования и конструирования периодических изданий, включая все стадии допечатной подготовки. Издание можно было бы с полным правом назвать первым опытом исследования газетного дизайна на современном уровне, если бы не его ограниченный объем и, как следствие, поверхностное освещение многих важных вопросов.

Вышедшая в 2003 г. книга В.В. Волковой, С.Г. Газанджиева, С.И. Галкина и В.П. Ситникова «Дизайн газеты и журнала» освещает вопросы организации дизайнерского труда в условиях компьютерного переоснащения редакционных процессов. И здесь формат учебного пособия вновь не позволил авторам глубоко осветить многие затронутые в книге темы.

В книге С.И. Галкина «Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала» отражены современные тенденции дизайна периодических изданий. В ней подробно излагается методика макетирования и моделирования. Автор книги ввел в понятийное поле дизайна идею художественного конструирования газеты, которая во многом определила ход исследований диссертанта.

Особую значимость для данного исследования представляет монография доктора филологических наук В.М. Березина «Сущность и реальность массовой коммуникации», где коммуникация рассматривается как познание – в плане гносеологического подхода к изучению общения и сообщения людей между собой, а также его книга «Фотожурналистика», в которой эта специальность рассмотрена с позиций историко-сравнительного и эстетического подхода.

Значительный интерес представляют труды по теории современного газетного дизайна доктора филологических наук В.В. Тулупова. В своих книгах и статьях он проводит глубокий анализ типологического в процессе моделирования, уделяя особое внимание дизайну и рекламе как типологическим признакам и особым видам проектной деятельности. На основе типологизации печатных изданий автор выдвигает идею газетного моделирования. Диссертант развивает идеи В.В. Тулупова о взаимосвязи типологизиции и дизайна печати.

Среди зарубежных исследователей необходимо выделить С. Аймса, Д. Моэма, М. Гарсиа, Р. Ризона, которые квалифицируют газетный дизайн как интеграционный процесс в единой информационной линейке конвергентных СМИ. Отдельного упоминания заслуживают труды Я. Чихольда как наиболее яркого представителя искусства типографики прошлого века. Его методические разработки предвосхитили последующее развитие этой дисциплины. В этом же ряду стоит книга Э. Рудера «Типографика», без которой, на наш взгляд, невозможно становление современного графического дизайнера. И, наконец, это исследование А. Херлберта «Сетка», послужившее методологической основой для многих положений данной диссертации.

Теоретико-методологическая база. Теоретическую базу исследований составили научные работы, в той или иной степени охватывающие заявленную в диссертации проблематику. Прежде всего – это труды по теории журналистики и массовой коммуникации А.И. Акопова, Г.П. Бакулева, Н.А. Барабаш, Е.Л. Вартановой, С.М. Гуревича, Е.Я Дугина, В.В. Егорова, Н.Н. Ефимовой, М.И. Жабского, Я.Н. Засурского, А.А. Калмыкова, О.В. Коноваловой, Л.А. Кохановой, Р.П. Овсепяна, К.К. Огнева, П.П. Олефиренко, Е.П. Прохорова, О.Р. Самарцева, Б.М. Сапунова, А.А. Тертычного, В.С. Хелемендика, В.Л. Цвика, М.В. Шкондина и других ученых.

При разработке семиотического подхода к типологизации дизайна в диссертации были использованы труды известных российских филологов Ю.А. Бельчикова, Т.Г. Добросклонской, Г.Я. Солганика, а также Ю.М. Лотмана, Ч.С. Пирса, Е.В. Черневич.

Значительным вкладом в исследование дизайна как сферы творческой деятельности со многими социальными, культурными и психологическими аспектами послужили работы В.Л. Глазычева. Особую роль в искусствоведческом анализе графического дизайна сыграли работы Р. Арнхейма, М.Э. Гизе, Э.М. Глинтерник, Ю.В. Назарова и др.

Принципиальное значение для понимания сущности феномена дизайна имеют философские работы Г.П. Выжлецова, Ю.Д. Гранина, М.С. Кагана, Г.Н. Лолы, Хью Лэйси. Статьи и монографии В.Ю. Медведева, Р.А. Степучева, Л.Н. Столовича явились для автора ориентиром для научных изысканий в этой области.

Формирование художественного образа объекта дизайна нашло отражение в теоретических работах Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), где был проанализирован поиск современного образа дизайн-объектов в проектных решениях предметной среды. Работы ученых ВНИИТЭ во многом способствовали определению понятийной базы дизайна в данной диссертации.

В настоящее время накоплен значительный аналитический материал по типографике в графическом дизайне, в исследованиях которой особое место занимают Р. Брингхерст, Г.П. Вильберг, Ю. Гордон, В.Г. Кричевский, А.И. Кудрявцев, В.Л. Ляхов, С.И. Серов, В. Тоотс, Ф. Форсман. На основе этих трудов диссертантом были разработаны эстетические закономерности теории модульного конструирования.

Основой для искусствоведческого анализа дизайна послужили работы В.А. Фаворского и П.А. Флоренского (статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии). Для данного исследования наиболее важными представляются труды В.А. Фаворского, посвященные теории композиции.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате анализа выборки, составленной из российских и зарубежных газет. Объем выборки составил 186 экземпляров (из них 20 экземпляров зарубежных изданий). Выборка включила в себя все типы российских газет – как федеральные, региональные и местные, так и общественно-политические, деловые, корпоративные, семейные, молодежные и т.д., потому что качественные характеристики выборки должны были как можно в большей степени отражать специфику предмета исследования как генеральной совокупности, т.е. выборка должны была стать репрезентативной.

Хронологические рамки выборки – газеты, начиная с 2001 г. до наших дней. Выбор этого периода объясняется тем, что к началу XXI в. большинство российских газет перешли на компьютерные методы подготовки оригинал-макетов изданий, в основном были изжиты профессиональные болезни «компьютерной неграмотности», начался процесс наращивания творческого и профессионального потенциала.

Для изучения истории газетного дизайна автор обращался к архивным материалам российской прессы порубежного времени: газетам «Русские ведомости», «Россия», «Правда», «Газета-Копейка». Диссертант также проанализировал дизайн газеты «Известия» за весь период ее существования, а также дизайн репрезентативной выборки журналов «Мир искусств», «СССР на стройке», «Знание-сила».

Определенную помощь в исследовании оказал многолетний практический опыт работы диссертанта в журналистике, а также его опыт преподавания дисциплины «дизайн».

Методы исследования. В диссертации применены системный конкретно-исторический подход, который включает в себя комплекс методов системного, структурно-функционального и художественно-эстетического анализа, сравнительно-исторический и диалектический методы. Обработка и анализ проведенных исследований осуществлялись с применением методов математико-статистического анализа.

Обращение к истории отечественного дизайна предполагало использование методов исторической реконструкции и сравнительной типологии; герменевтического и семиотического подходов к интерпретации тех или иных культурных смыслов художественно-эстетического феномена дизайна.

Объектом диссертационного исследования является графический дизайн.

Предмет исследования – эволюция дизайна российских газет.

Цель исследования – проанализировать генезис, современное состояние газетного дизайна и определить тенденции его развития как творческого метода. Для достижения поставленной цели в ходе исследования представлялось необходимым решить следующие задачи:

- проанализировать понятие графического дизайна как информационно-коммуникативной системы;

- выстроить типологию газетного дизайна, рассмотреть ее основные формы и функции, раскрыть их роль и место в формировании закономерностей творческого метода;

- разработать и теоретически обосновать концепцию теории модульного конструирования.

В соответствии с последовательностью решения поставленных задач, строится структура диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

- исследование генезиса российского газетного дизайна позволило выделить несколько типов этой проектной деятельности в каждом из рассматриваемых нами периодов: в порубежной эпохе – три типа, в дизайне ХХ в. – пять, и в современном дизайне – три типа;

- согласно предложенной нами типологии все пространство современного газетного дизайна делится на три основных типа – сервисный, уравновешенный и экспрессивный. Особенности каждого из типов: сервисный дизайн предполагает рационально-выверенное отношение к дизайну как средству визуализации контента, уравновешенный дизайн обеспечивает партнерские взаимоотношения между контентом и дизайном; экспрессивный дизайн предполагает сильный эмоциональный посыл (часто – негативный), порождающий суггестивную форму, способную манипулировать контентом;

- создание начал теории модульного конструирования является очередным шагом в развитии общей теории газетного дизайна. Начала теории описывают закономерности функционирования всех элементов газетного дизайна и являются логическим продолжением и развитием теории композиционно-графического моделирования (КГМ);

- мы рассматриваем редизайн как наиболее современную ступень прогресса в теории и практике газетного дизайна и как наиболее вероятный и востребованный путь развития российских газет в ближайшем будущем. Помимо обновления содержательной и оформительской моделей издания, редизайн включает в себя комплекс мероприятий по совершенствованию маркетинга и менеджмента редакции. Редизайн является также интегративным инструментом развития бумажной версии издания в рамках конвергенции в интернет- и мультимедийные издания.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на основе семиотического анализа разработана классификация методов дизайна, которая включает три типа художественно-конструкторских методов: предметный, предметно-геометрический и беспредметный. Каждый из них оперирует своими специфическими знаками и может быть применен к определенному типу дизайна. В графическом дизайне преобладает беспредметный метод;

- на основе исторического подхода проведен анализ тенденций развития российского газетного и журнального дизайна XIX - начала ХХ вв.;

- сделана попытка типологизации российского газетного дизайна XX в.;

- создана типология современного газетного дизайна. Автор доказывает, что газетный дизайн является одним из типоформирующих факторов печати в целом и оказывает воздействие на типологию издания. При этом диссертант опирается на функциональный и аудиторный признаки дизайна, на основе которых выделяет три типа дизайна – сервисный, уравновешенный и экспрессивный. Выявлено, что каждый выделенный тип оперирует своим, характерным визуальным языком, а категории в разных типах дизайна претерпевают существенные изменения;

- разработана и обоснована методика совершенствования газетного дизайна на современном этапе, получившая название теории модульного конструирования (ТМК). Данная теория предоставляет возможность прогнозирования дальнейшего развития дизайна, а также применения ее постулатов в смежных областях практики – мультимедийных СМИ, интернет-журналистике.

Теоретическая значимость. Создание типологии дизайна позволило вплотную приблизиться к моделированию структуры газетного дизайна, необходимой для выявления сущностных признаков оформления российских газет. Типология дизайна дополнила типологическую картину российской печати в целом. Дальнейшие шаги по развитию типологии дизайна должны быть направлены на исследование его соотношения с типологической структурой российских печатных СМИ.

В разработке типологии особо явственно проявилась филологическая составляющая диссертации. В ходе описания процесса дизайна и редизайна автор раскрывает взаимосвязь и взаимодействие визуального и вербального языков на газетной полосе.

Значение разработанных автором начал теории модульного конструирования, во-первых, важно как решение актуальной научной проблемы – на современном этапе подобные теории, комплексно описывающие все этапы процесса газетного дизайна, отсутствуют. Во-вторых, при последующем развитии данные разработки могут стать полноценной теорией, так как уже на данном исследовательском этапе обладают собственным методологическим, функциональным, эстетическим и категориально-понятийным аппаратом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при проектировании дизайна и редизайна газетных изданий и окажут положительное влияние на количественные и качественные характеристики данных проектов.

Материалы диссертации составляют основу авторского лекционного курса «Современный газетный дизайн», и могут быть полезны при подготовке лекционных курсов по дизайну газет, а также в качестве учебных пособий для семинарских и практических занятий для студентов вузов и слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки журналистов.

Апробация диссертации. Результаты исследования прошли апробацию при внедрении редизайна в следующих газетах: «Россия» (г. Москва), «Спортивная Москва» (г. Москва), «Российская земля» (г. Москва), «Старая Купавна» (п. Старая Купавна, Московская обл.), «Учалинская газета» (г. Учалы, Башкирия), «Байконур» (г. Байконур), «Залив Восток» (п. Ливадия, Приморский край), «Времена.ру» (г. Ульяновск), «Губкинская неделя» (г. Губкинский), «Хакасия» (Хакасская Республика) и др.

Результаты и ход данного исследования отражены в книгах, брошюрах, статьях автора, в том числе в научной статье «Институализация графического дизайна в России», опубликованной в журнале из перечня ВАК «Социальные коммуникации». Некоторые положения диссертации были представлены автором в ходе выступления на «круглом столе», посвященном вопросам конвергенции СМИ, проходившем в ИПК работников ТВ и РВ 8 декабря 2010 г.

Кроме того, основные положения диссертации входят в авторский курс лекций для системы повышения квалификации работников печати «Современный газетный дизайн».

Структура диссертации

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Она состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложений.

Теоретико-методологический анализ феномена графического дизайна

Профессионализм дизайна определяется тремя параметрами: как творческий метод, организующий процесс проектной деятельности; как сам процесс и как результат этого процесса .

В соответствии с этим, теоретико-методологическая основа дизайна базируется на постановке трех взаимосвязанных проблем. Первая из них — это выявление научных предпосылок дизайнерского творчества, раскрытие природы и специфики дизайнерской деятельности.

Вторая проблема - рассмотрение методических основ процесса, способов и средств проектной практики по разработке объектов дизайна.

Третья - проблема соответствия самого объекта дизайна социально-эстетическим установкам аудитории, для которой предназначено его функционирование.

Не менее важным в этой связи представляется вопрос о формировании творческого кредо профессии дизайнера, основ его мировоззрения, осознание его роли в обществе и подготовка с этих позиций кадров будущих профессионалов .

В Большом англо-русском словаре слово design переводится и как «замысел, умысел, план, цель, намерение», и как «творческий замысел, план, проект», и как «чертеж, расчет, конструкция», и как «проектирование, конструирование», и как «эскиз, рисунок, узор, композиция», и как «искусство композиции», и даже как «произведение искусства».

Дизайн - один из наиболее молодых видов проектной деятельности. Его история берет начало на рубеже ХГХ и XX вв., когда в результате промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы художественного формообразования. Сегодня дизайн превратился в самостоятельную и одну из наиболее влиятельных сфер проектного и художественного творчества. Трудно представить себе какую-либо область человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер .

Одним из наиболее востребованных современностью видов дизайна является графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Объекты графического дизайна окружают нас повсюду, выполняя множество необходимых жизненно важных функций: информирующую, коммуникативную, организующую, эмоциональную и т.п. Исследование графического дизайна как объекта данной диссертации представляется необходимым начать с анализа его понятийной базы.

Уровень развития любой отрасли научного знания, степень сформированное ее теории и собственной методологии во многом определяется ясностью, четкостью и непротиворечивостью ее понятийно-терминологического аппарата.

Для обозначения практики графического дизайна в русском языке используется термин «художественное конструирование», означающий метод и процесс деятельности художника-конструктора (дизайнера). Этим термином графический дизайн определяется как область проектной деятельности, относящаяся к числу художественных и профессиональных дисциплин, специализирующихся на визуальной коммуникации и ее представлении и предназначенная для использования и восприятия человеком в той или иной среде и ситуации жизнедеятельности.

Специфика сущности графического дизайна может быть выявлена при уяснении того, на что направлена дизайн-деятельность, каковы аспекты этой деятельности, в чем ее отличие от инженерного проектирования и художественного творчества, в чем родство с творчеством в архитектуре и прикладных искусствах.

Графический дизайн в отличие от разных видов искусств не изображает мир и человека во всем многообразии проявлений его бытия, а только выражает отношение к человеку через те объекты, которые он проектирует.

Кроме того, в дизайне творческий труд обдумывания объекта разработки отделен от реализации творческого замысла в материале на основе соответствующих технологий производства. Если художник изобразительного или прикладного искусства, как правило, сам воплощает свой творческий замысел в материале (методами ручного ремесленного труда), то замысел дизайнера, воплощенный в проекте (графической документации, макете, модели), реализуется другими людьми по аналогии с процессом внедрения проекта в инженерной или архитектурной творческой деятельности.

Таким образом, сущность графического дизайна можно определить следующим образом: давать информации порядок, идее — форму, предметам - экспрессию и чувства, которые подтверждают переживания человека.

Объектом графического дизайна могут стать любые виды носителей информации, предназначенной для массового употребления, начиная с газеты и плаката, через промышленную графику — к системам визуальных коммуникаций. Специфическим объектом дизайна является совокупность различных предметных или пространственных образований. Подобные системы имеют не только более сложную морфологию, где взаимодействуют объемы, поверхности, внутренние и внешние пространства разного ранга — в них в полной мере могут быть реализованы все формы эстетических отношений человека к окружающему миру.

К вопросу о типологии графического дизайна

Анализ понятийной базы и категориального аппарата графического дизайна и исследование терминов «визуальная коммуникация» и «визуальный язык» вплотную подвели нас к возможности дифференцировать объект нашего исследования. Мы попытались доказать, что графический дизайн является процессом осознанного проектного преобразования художественного образа в дизайнерскую форму. Одновременно это - методика проектирования визуально-коммуникативных объектов посредством специфического визуального языка. Смысл этой методики — найти оптимальную и наиболее эффективную форму для решения определенной задачи. Но данный смысл не может быть достоверно понят без сравнительного изучения признаков, связей, функций и уровней организации объектов. При современном глобальном подходе к формированию объекта дизайна граница между утилитарными и эстетическими факторами теряется, становится неопределенной и изменчивой. В этой ситуации, необходимым начальным этапом в создании конкретного продукта становятся методы оценки и отбора именно сравнительных факторов, необходимых для правильной постановки самой проектной задачи.

К наиболее действенному методу можно отнести типологию. Под типологией обычно понимается «метод научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разбиение изучаемой совокупности объектов на группы» . Расчленение системы графического дизайна при помощи различных типологических признаков и последующая группировка в единый тип поможет нам более достоверно определить объект и вплотную приблизиться к предмету исследования - эволюции газетного дизайна. Для исследования типологических особенностей графического дизайна мы воспользуемся тремя критериями: деятельностным, семиотическим и историографическим.

Определившееся еще в конце XIX в., исторически первое и доминирующее направление деятельности дизайна — сфера предметно-пространственной среды. Выросший на развитии промышленности, техники и ремесел промышленный и предметный дизайн, и ответвившийся от архитектуры, искусства и промыслов средовой дизайн (дизайн естественной и искусственной среды) — основные носители предметно-пространственных дизайнерских решений.

Промышленный дизайн был изначально направлен на приоритет технологий и массовое производство. Значительный шаг в эстетизации промышленного дизайна был сделан Уильямом Моррисом (1834-1896), который утверждал, что искусство неотделимо от труда, эстетическое чувство проявляется в любом творении человеческих рук, будь то прекрасный собор или глиняный горшок. Моррис выдвинул требование соответствия отделки предмета его сущности, выбираемому материалу и его окружению. Борьба за слияние красоты и целесообразности в формах промышленных изделий усилилась к концу XDC в45. Сегодня промышленный дизайн чаще выступает в более узкой области понимания предметного проектирования, и во многих проявлениях сливается с задачами арт-дизайна и средового проектирования. К тому же, в развитых странах сегодня актуальны редизайн и рестайлинг промизделий46, а возможности постиндустриализма снимают доминанту массового производства и направляют дизайн на создание малых серий изделий, удовлетворяющих индивидуальные желания заказчика.

Средовой дизайн на сегодня сохраняет свою изначальную область деятельности, при этом все более сближаясь с другими сферами проектирования. Сегодня на предметно-пространственную сферу проектирования ориентированы также значительная часть продуктов дизайна арт-объектов, графического и мультимедийного дизайна.

Сформировавшееся к середине и утвердившееся к концу XX в., исторически второе, и наиболее развивающееся сегодня направление — сфера информационно-коммуникативной среды. Возникший и сформировавшийся из недр графического искусства, книгоиздательского дела, фотографии и развития полиграфической техники графический дизайн (дизайн визуальных объектов), и совсем недавно родившийся и находящийся в становлении мультимедийный дизайн (дизайн виртуальных объектов) — основные проводники информационно-коммуникативных решений.

Видовая характеристика газетных изданий

Типология изданий помогает понять их место в системе СМИ, способствует взаимодействию, развитию здоровой конкуренции, высвечивает место конкретного СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы России, региона или города. Типология определяет особенности деятельности изданий, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации - читателями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией79.

В.В. Тулупов указывает на то, что «типологическая проблема всегда имела практический смысл: ведь типологический анализ в процессе позиционирования периодического издания является обязательным условием создания эффективной модели, а затем и выпуска информационного продукта. Типологические факторы представляют своеобразную систему, элементы которой постоянно взаимодействуют. Выпадение того или иного элемента или, напротив, внедрение чужеродного элемента в некую систему (тип) приводит к конфликтным ситуациям на самых разных уровнях. Например, подмена цели деятельности нередко приводит к тому, что под видом журналистики читателю предлагают пропаганду, политический заказ или рекламу»

Типологическая структура российской прессы претерпевает радикальные изменения. Меняют свои места в ее структуре старые типы изданий и появляются новые. Все чаще на рынке возникают «гибридные» информационные продукты, совмещающие в себе ранее несовместимые типы изданий. Так, пресса, ранее позиционирующая себя как качественная, вводит элементы бульварности. Изменения в социально-политической сфере вызвали к жизни новые типы изданий, такие как деловая и корпоративная пресса. Исследователи сталкиваются с изменчивостью, подвижностью типологических характеристик даже в рамках одного издания.

Между типологически однородными изданиями развернулась жесткая конкуренция за читателя, рекламодателя, за сферы информационного влияния и т.д. Наиболее выигрышными стали те модели СМИ, которые полностью отвечают потребностям определенных групп населения.

Исследователи отмечают, что типологическая структура российских печатных СМИ заметно модернизируется, что проявляется, прежде всего, в активном развитии прессы, профилированной по основанию функциональной идентификации и дифференцированного подхода к выбору социального адреса81.

В современных условиях, когда региональная пресса играет все более значительную роль и начинает укрепляться экономически, разумно было бы добиваться уточнения ее типологического статуса с тем, чтобы она могла в большей степени объективно информировать население обо всем происходящем в мире, в России, в собственном регионе. В современном же виде регионализация средств массовой информации часто по объективным причинам не способствует интеграции российского общества и может стать одним из факторов сегментации не только информационного пространства, но и России как государства. В связи с этим уточнение, детализация, развитие типологии местных газет имеет очень важное значение.

Различные исследователи по-разному подходят к вопросу выявления ключевых критериев, определяющих типологию периодического издания в целом , и выделяют различное их количество и структуру. Однако большинство из них сходится во мнении, что главными типоформирующими признаками являются читательская аудитория, цели и задачи, поставленные перед периодическим органом, а также его учредитель. Более детальный типологический облик издания формирует целый ряд дополнительных критериев, среди которых называют тематику, ареал распространения, жанровую палитру, дизайн, авторский состав, периодичность, формат, объем, тираж, способ распространения, форму издания, способ финансирования и др.

В данном исследовании будет проанализирован дизайн российских газет как один из типоформирующих факторов прессы в целом. В этой связи В.В. Тулупов подчеркивает, что «роль графического дизайна как типологического признака возрастает. Элементы фирменного стиля — схемы вёрстки, формат изданий, товарный знак, цветовая гамма, фирменный шрифт, фирменный блок, фирменные приёмы, девиз и др. — наряду с репутацией, корпоративной политикой СМИ являются составляющими имиджа конкретного издания»83. В ходе анализа мы попытаемся ответить на вопрос, как иные типологические факторы, характеризующие и определяющие данный вид изданий (авторский коллектив, форма издания, способ финансирования и пр.) воздействуют на тип дизайна.

Становление региональной прессы происходит под перекрестным воздействием двух противоположных тенденций: дифференциации (учета тематических интересов традиционно конкретных аудиторных групп) и интеграции, массовизации (учета интересов всех жителей, попытки освоить дополнительные, прежде не свойственные изданию аудиторные группы). Это предопределило не только изменения в содержательном, чисто журналистском дискурсе, но и в подходах к дизайну изданий.

Региональная печать с одной стороны, так же как и центральная пресса, оказалась вовлечена в процессы концентрации и монополизации. С другой стороны, районная печать постоянно испытывала и продолжает испытывать на себе исторически сложившееся воздействие неблагоприятных факторов

Основные положения ТМК

ТМК опирается на определенные принципы и связанные с ними закономерности. Осуществление дизайн-проектирования гармоничного объекта — газетной полосы - как с позиций производства, так и с позиций целевой аудитории, — обусловливает необходимость объединения в процессе конструирования объекта научных и художественных принципов, а также разработки и применения специфической методики дизайна, отличающейся от других аналогичных методов проектирования. ТМК оперирует четырьмя основными взаимосвязанными принципами проектно-творческой деятельности. Это принципы: системности; научной обоснованности; методической обусловленности; гуманистической направленности. Принцип системности предполагает учет при проектировании объекта дизайна - газетного издания - его связей со средой функционирования и восприятия этого объекта - целевой аудиторией. Объект в соответствии с этим принципом рассматривается как компонент предметно-пространственной системы в тесной взаимосвязи с его читателем (целевой аудиторией). ТМК осмысливает, анализирует и синтезирует свои объекты в системе «человек — объект - среда». Сам конкретный объект также рассматривается как система, организуемая на основе учета взаимосвязанных факторов формообразования, обеспечивающих гармонию формы и сущности разрабатываемого объекта в соответствии с принципами и закономерностями ТМК. А также как гармония связей и отношений объекта дизайна как микросистемы с компонентами других систем, представляющих собой макросистему «человек - предметно-пространственная среда». Принцип научной обоснованности заключается в необходимости следовать в процессе дизайн-проектирования общеметодологическим установкам, учитывать положения социологии, психологии, эргономики, экономики, технологии, экологии, эстетики, культурологии. Дизайнерское творчество обусловлено системой сложно взаимосвязанных факторов, выражающих утилитарно-техническую и духовно-ценностную стороны сущности создаваемых объектов и среды в целом. В дизайне сливаются, органично дополняя друг друга, эмоциональная, эстетическая и рациональная стороны творчества, причем преобладание одной над другой зависит как от творческой проектной задачи, так и от культурно-эстетической сущности объекта проектирования. Поэтому системные дизайнерские разработки, к которым относится и такой объект как газета, должны быть научно обоснованными. Принцип методической обусловленности заключается в обязательности соблюдения полноты содержания и последовательности этапов процесса дизайн-проектирования, результаты которого воплощаются в соответствующей документации. Как правило, в пакет документов, называемым «паспортом издания», входят: календарный план публикаций, сетевой график, основные оформительские характеристики, макеты-шаблоны, типографская спецификация. Принцип гуманистической направленности подразумевает гуманизацию предметной среды и ее компонентов, преобразование «техноформы» в «антропоформу» объекта проектирования. Этот общеметодологический принцип дизайна крайне важен для ТМК. Антропоцентризм ТМК базируется на принципах гуманизма как главных и всеобщих критериях оценки всех структурных элементов культуры и человека как ее творца. Принципы ТМК определяют сущность дизайн-проектирования: принцип системности обеспечивает единство и целостность объекта проектирования. Целостность — это обобщающая характеристика объекта, обладающего сложными внутренними структурными связями, придающими целому свойства, не присущие ее частям по отдельности. Принцип системности определяет также взаимосвязь элементов объекта (газеты) и самого объекта с множеством других объектов. Принцип указывает на динамическую природу объекта проектирования и на возможность его развития в результате взаимодействия с окружающей его средой при примате внутренних закономерностей объекта над внешними; принцип научной обоснованности означает, что ТМК представляет собой научно-исследовательский процесс, который должен производиться на современном научно-техническом уровне квалифицированными дизайнерами с использованием новейших форм и методов научных исследований; принцип гуманистической направленности позволяет поставить перед проектируемым объектом следующие задачи: о формирование философско-мировоззренческой ориентации читателя как личности и читательской аудитории в целом; о приобщение к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры; о развитие интеллектуально-нравственной свободы личности. Решение названных задач дает возможность в соответствии с нормами материально-художественной культуры заложить фундамент развития гуманистической культуры личности. Общая методология ТМК раскрывает основополагающие принципы, методы и средства решения задач дизайна, конкретизируемые в отношении к его объектам - газетным изданиям. Методика ТМК включает принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объектов и адекватные им методы создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое обусловлено, в свою очередь, ведущей методической концепцией. Цель методики ТМК — упорядочить и систематизировать конкретную проектно-конструкторскую деятельность с позиции общей концепции газетного дизайна. Она задает основные категории деятельности, разворачивает логику операционального процесса (формирование, разработка и воплощение дизайнерского замысла) и анализирует конкретные средства и приемы проектирования и конструирования в их взаимосвязи с характером и типами задач. Методология ТМК является

Похожие диссертации на Дизайн российских газет : генезис, современное состояние и тенденции развития