Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я Афанасьев Юрий Евгеньевич

Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я
<
Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Афанасьев Юрий Евгеньевич. Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : СПб., 2005 206 c. РГБ ОД, 61:05-10/563

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Специфика современного международного вещания. Функциональная структура зарубежных «радиоголосов» 17

1.1. Иновещание в глобальном информационном контексте 17

1.2. Эволюция качественных характеристик международного вещания в свете решения национальных геополитических задач 37

1.3. Этапы становления и развития зарубежного информационного радиовещания на русском языке 73

Глава 2. Модернизация проблемно-тематической структуры информационного вещания Русской службы радио «Свобода»: формат и содержание 99

2.1. Трансформация информативного образа PC через изменение корпоративных информационных технологий 99

2.2. Мюнхен - Прага: перестройка профессиональной деятельности PC. Изменение методов и качества содержания 120

2.3. Становление комплекса информационных экспресс- аналитических программ: новый виток развития (1995-2001 гг.)... 135

Заключение 165

Библиографический список литературы 176

Приложения

Введение к работе

Радиовещание в целом - одно из важнейших, современных средств массовой информационной коммуникации и является составной частью более широких общественно-политических и культурных процессов. Став во второй половине XX века нервом и двигателем средств массовой информации (СМИ) в странах, не принадлежащих к числу индустриально-продвинутых, радиовещание привлекает все большее внимание исследователей . Будучи достаточно локальным на фоне бескрайних просторов радиоэфира и, в процентном отношении, занимая относительно скромную долю в глобальных объемах радиотрансляционного воздействия, зарубежное радиовещание" на Азию, Африку, Латинскую Америку, Восточную Европу в развитых странах «цивилизации потребления» характеризуется, в основном, с "коммерческое технологической" точки зрения, в меньшей степени - с социокультурной. Это объясняется спецификой западного типа культуры, ориентированной на прагматико-утилитарный подход к журналистике вообще и радиожурналистике в частности. Кстати, российская и советская культурная и научная традиции, скорее, склонны к более сбалансированному взгляду на феномен иновещания.

Как показали исследования Дж.Гербнера, М.Маклюэна, Г.Шиллера, У.Шрамма, а у нас - Е.Андрунас, Г.Вачнадзе, Л.Земляновой, Ю.Кашлева и др., во второй половине XX века массовое общество развивалось под все возрастающим влиянием новых технологий, придавших беспрецедентное ускорение движению информационных массивов, Коммуникативистика - наука,

1 International Encyclopedia of Communications // Ed. by E.Baraow, G.Gerbner, W.Schramm, T.Worth, L.Gross.- New-York., Oxford, 1989. Vol. I-IV

Чтобы избежать терминологических неточностей и путаницы заранее условимся, что в данном исследовании иод терминами «международное вещание», «зарубежное вещание на другие страны (и регионы земного шара)», «иновещание», «альтернативное внешнее вешание» и т.н. подразумевается, в целом, одно и тоже.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуиикатииистика в преддверии информационного общества. Тол копий словарь терминов и концепции. - М., 1999.

изучающая глобальные процессы в СМИ, зафиксировала создание "информационных супермагистралей" (superhighways), которые характеризует объединение информационных ячеек в глобальные сети, создание мультимедийных технологий, то есть качественное изменение всей инфраструктуры СМИ.4 Именно поэтому представляется достаточно важным изучать природу тех сопутствующих информационных процессов, существенной частью которых, на наш взгляд, на протяжении истории 2-ой половины XX века является зарубежное радиовещание на другие страны на национальных языках охватываемой аудитории, которое зачастую становилось альтернативным местным (внутренним) источникам информации и даже оппозиционным к ним. Не только история 70-летней давности, но и новейшие политические реалии свидетельствуют, что альтернативное радиовещание на другие страны в контексте решения общих долгосрочных пропагандистских задач коммуникатора-источника также порой использовалось и используется для того, чтобы задействовать оппозиционные политические настроения, скорректировать их и даже спровоцировать их создание5. Культурологи (Б.Ерасов, В.Борев) справедливо отмечают стремительный рост влияния СМИ на общественную жизнь6. Некоторые зарубежные теоретики в области коммуникативистики склонны рассматривать информационный обмен прежде всего через вещающую журналистику, видя в ней некий регулятор этого обмена в обществе.7 В

Там же. 5 В феврале 2001 г. руководство PC рассмотрело вопрос об организации вещания еще на 3 языках народов Российской Федерации (кроме русского и татарского): аварском, черкесском и чеченском. В сообщении от 15 мая 2001 г. российский телеканал НТВ приводит мнение бывшего директора московского бюро PC Савика Щустера, который считает решение о начале вещания PC на языках северокавказских народов "большой ошибкой, совершенной в Вашингтоне" -

30 января 2002 г. из Праги на базе РС-РСЕ началось вещание радиопрограммы «Свободный Афганистан» на языках пушту и дари. Пока объем трансляции будет составлять 2 часа в сутки. В дальнейшем его планируется довести до 12 часов (ОРТ).

Ерасов Н.С. Социально-культурное традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки.- М., 1982.- С. 257; Борев В.Ю., Коваленко Л.В. Культура и массовая коммуникация.- М., 1986,- С. 311.

7 Head S. Broadcasting in America.- Boston, 1976.- P.37; Walter, W. Journalistik und Philosophic- Leip7ig.-Karl-Marx-Universitat, 1968.- P.22.

западной цивилизации информация и новости изначально не воспринимались в качестве простого продукта ретрансляции. "Власти самых вроде бы демократических стран всегда признавали, что для контроля над обществом они должны взять в свои руки информационное дело,- пишет американский теоретик СМИ Б.Багдикян.- Лидеры демократий не меньше, чем врачи, шаманы, короли и диктаторы контролируют информацию, они контролируют ее с той же энергией, с какой контролируют вооруженные силы" , Известно, что информационные процессы в западных странах находятся под довольно жестким контролем государства. Здесь можно сказать о наблюдательных советах на радио, которые существуют в некоторых западных государствах, о практике лицензирования, о форме прямого законодательного контроля над СМИ. И это не говоря уже о ситуациях, прямо затрагивающих глобальные интересы западной мегацивилизации. Самый яркий пример - крупнейшие военные операции 1990-х гг., которые США и их союзники вели в Персидском заливе, Гаити, Сомали, Югославии. В СМИ стран НАТО иногда фактически вводилась прямая цензура, но чаше ни менее эффективно срабатывала корпоративная самоцензура9. Причем наиболее мощную пропаганду вели не государственные радиостанции, но общественные, а также частные средства массовой информации (Би-би-си, PC, Си-эн-эн и др.) В работе будут приведены примеры того, как вполне юридически самостоятельный, независимый радиоканал выполняет откровенно проправительственные пропагандистские функции, когда этого требует ситуация. Но еще очевиднее то, что любая радиостанция всегда действует в рамках корпоративных или, что сегодня актуальнее, общезападных интересов, и процент абстрагирования от них никогда не может приблизиться к максимальному. Не случайно в мире в последние десятилетия возникла концепция информации как источника человеческого и социального развития. Её сторонники выступали против доктрины "свободного потока информации", которую связывали с информационным империа-

Багдикян Б. Монополия средств информации,- М., 1991.- С. 10. 9 www. svoboda. org Liberty Live 20.12.01.

лизмом и культурным колониализмом, проявляющими себя в том, что информация превратилась в объект купли-продажи и подчинялась не культурно-национальным интересам страны, региона, на который направлено вещание, а коммерческим выгодам владельцев средств массовой коммуникации (CjVIK). Информация в обществе потребления все чаще воспринимается в форме безусловно влияющей на аудиторию субстанции, а в своей агрессивной стадии - властной силы. В отношении к этой проблеме, как пишет американский теоретик Х.Маулана, коммуникативистика выделяет 4 подхода:

-идеалистический, основанный на абсолютной вере в спасение людей и народов от разных бед, связанных с взаимонепониманием, посредством информационных связей;

-прозелитационный, рассматривающий информацию как средство обращения других в свою веру путем соответствующих пропагандистских мифов, стереотипов и конфронтации;

-восприятие информации как товарно-экономической силы, подчиняющий слаборазвитые страны процессу "вестернизации";

-рассмотрение информации как политической силы в международных отношениях и конфликтах.10

На практике все эти 4 подхода часто перекрещиваются и взаимно дополняют друг друга. В теории они подвергаются критике и являются предметом не стихающих споров, поскольку каждый из них по-своему и все вместе комплексно отражают растущую роль информации в различных сферах глобализирующихся процессов общественной жизни.

Актуальность темы исследования. Зарубежное радиовещание на русском языке, расцвет которого пришелся на последние годы «холодной войны» и основной пафос деятельности был направлен на коррозию советской общественно-государственной системы, после ее* распада оказалось постав-

Mowlana Н. Communication, World Order and Human Potential: Toward on Ethical Framework //Nhe News media in National and International Conflicts/ Ed. by A.Arno and W. Dis-sanayake,-S.a.-P. 126-130.

ленным перед необходимостью корректировать свои установки, цели, привносить нечто принципиально новое в работу с аудиторией измененной России, к тому же в условиях вступающего в постиндустриальную информационную эпоху мирового сообщества. В этой связи основные положения, подчеркивающие актуальность темы диссертационного исследования, состоят в следующем:

Во-первых, процесс глобализации современного мира привнес весьма значимые и устойчивые новые данности в формирование современного информационного порядка вообще и в деятельность зарубежного вещания на Россию в частности.

Во-вторых, научный интерес вызывают не только всеобщие модерниза-ционные процессы, происходящие на нынешней стадии развития международного радиовещания, но и опыт трансформации деятельности конкретной структуры - радио «Свобода» (Radio Liberty - PC), в лице её ведущего, масштабного подразделения Русской службы PC (PC-PC) - одного из мировых лидеров вешания на Россию с 1991 г. В этом отношении изучение наднациональной модели инорадиовещания, принципиально декларирующей формальную независимость от государственных структур США и какой бы то ни было страны, провозглашающей себя рупором нарождающегося гражданского общества в России, является полезным с точки зрения более глубокого понимания эволюции современной журналистской деятельности от этапа информационно-пропагандистских войн к этапу влияния на индивидуальное и массовое сознание информативными образами.

В-третьих, анализ сегодняшней многосторонней деятельности и всей концепции развития РС-РС в контексте происходящих в России последние 12 лет эпохальных перемен в духовной, социальной, культурной, экономической сферах, приобретает особую специфику и уникальность.

В-четвертых, с исторической точки зрения исследование касается проблем, связанных со значительным расширением в 1990-е гг. форм и видов социальной коммуникации в мире и потому особо рассматривает их роль и

место в работе РС-РС с российской аудиторией в анализируемое в исследовании «пражское» шестилетие (1995-2001 гг.).

Состояние научной разработанности темы. В конце XX века ученые предпринимали шаги для осмысления места и значения электронных (радио, телевидения, электронно-сетевых медиа) средств массовой информации (СМИ) в динамично меняющемся мире с глобализирующейся духовной и экономической жизнью. В этих исследованиях прежде всего анализируется опыт телевидения11, хотя очевидно, что решающие изменения современной жизни происходят во многом благодаря комплексному воздействию всех электронных средств массовых коммуникаций (СМК), Радиовещание за рубеж на национальных языках аудитории как полисистема оказалось изучено недостаточно. Литература по истории «холодной войны» отличалась идеологической предвзятостью и тенденциозностью и при рассмотрении феномена инорадиовещания в частности.12

В западных исследованиях проблема функционирования иновещания рассматривалась более основательно, чем в России, но, как правило, в контексте работ, посвященных общим проблемам радио и телевидения, и без уг-

Вирильо П. Логистика восприятия: война и кино.- Париж, 1984; Он же. Экран п>сгыни.-Парнж, 1991; Поппер К. Против злоупотребления телевидением //Искусство кино,- М., 1996.-№1.-С.134-137.

12 Беглов С.И.Черная пропаганда по каналам радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа» //Внешнеполитическая пропаганда: Очерк теории и практики.- М., 1984; Баннов Б.Г., Вачнадзе Г.Н. Чужие голоса в эфире,- М., і981; Вачнадзе Г.Н. Антенны направлены на Восток.- М., 1975; Он же. Критический анализ форм и методов империалистической пропаганды на СССР 1945-1976 гг.: Лвтореф. дис. док. ист. наук.- М., 1978; Голяков СМ. Специальные каналы радионропаганды США на службе психологической войны. К истории деятельности радиостанций «Свободная Европа» и «Свобода» 1949-1972 гг.: Лвтореф. дис. канд. ист. наук,- М„ 1974; Панфилов Л.Ф. Рацио США в психологической войне.- М., 1967; Он же. За кулисами Радио «Свобода».- М., 1974; Он же. Внешнеполитическая ра-днопропаганда империализма (Критический анализ теоретических и организационных концепций внешнего радиовещания США, ФРГ, Великобритании. 20-е - 70-е годы): Лвтореф. дис. док. ист. наук.- М., 1981; Он же. Радиовойна: история и современность.- М., 1984; Шевчик E.B. Пираты эфира.- Минск, 1976; Ярошенко В.Н. Подрывная пропаганда в системе буржуазного внешнеполитического радиовешания.- М., 1978; Lissan М. Broadcasting to the Soviet Union. International Politics and Radio.- New York, 1975; Rolo Ch. Radio Goes to War,- London, 1943.

дубленного анализа социокультурных аспектов темы.13 Наша же наука пока предлагает нам лишь учебные пособия А.Панфнлова, Н.Голядкина и одну главу в учебнике для студентов ВУЗов, обучающихся журналистике, изданном в МГУ14. Как правило, зарубежные работы касались либо отдельных радиостанции, либо даже отдельных моментов истории этих радиостанций. Нередко авторы некритически оценивают результаты рассматриваемой деятельности, преувеличивая неангажированность заявленных структур .

Современной научной литературы на русском языке, затрагивающей деятельность подобных зарубежных радиостанций, существует очень мало. Ей посвящены книги В.Арте'мова и В.Семёнова «Би-би-си: история, аппарат, методы радио пропаганды» (Минск, 1984) и Б.И. Любимова «Семьдесят лет британского вещания» (М., 1995), диссертационные исследования П.В.Васильева «Всемирная служба Би-би-си - канал британской внешней политики (история, формы, методы и принципы организации вещания)» (МГУ, 1990) и СБ. Бережковой «Радио «Свобода» в системе международного радиовещания на русском языке (1988-1994 гг.)» (МГУ, 1995). В частности, в последнем исследовании, хронологически предшествующем нашей работе и вводящем в научный оборот принципиально новый богатый эмпирический

Abshirc D. International Broadcasting: A New Dimension of Western Dip! о mac y,-
* Washington, 1976; Briggs Л. The history of broadcasting in the UK- Oxford, 1970; Cohler

D.K. Broadcast Journalism: A Guide for the Presentation of Radio and Television News,- Prentice-Hall Inc, Englewood Cliffs, New Jersey, 1985; Folkerts J., Dwigult L. Voices of a Nation. Л History of Mass Communication.- New-York, 1994; Matelski M. Broadcast Programming and Promotions Work-text- Boston; Focal Press, 1989; Mayeux P.E. Broadcast News Writing and Reporting.- New-York: McGraw-Hill, 1996; The politics of broadcasting. /Ed. Kuhn R.London, 1985; Windlesham L. Broadcasting in a free society,- Oxford, 1980.

Панфилов Л.Ф. Теория и практика радиожурналистики: международное радиовещание.-М., 1981; Голядкин И.Л. Зарубежное иновещание, М., 1990; Радиожурналистика /Под ред. Л.Л.Шереля.- МГУ, 2000.

15 Burns Т. The ВВС: Public institution and private world.- London, 1977; Hoffman E. Radio Free Europe and Radio Liberty. An Offence Against International Law, A report.- S.I., 1977; Mansell G. Let the truth be told. 50 years of BBC external broadcasting.- London, 1982; Mickdson S. Americas Other Voice.- New-York, 1983; Cohler D.K. Broadcast Journalism: A Guide for the Presentation of Radio and Television News.- Prentice-Hall Inc, Englewood Cliffs, New Jersey, 1985; Matelski M. Broadcast Programming and Promotions Work-text.- Boston: Focal Press, 1989; Maycux P.E. Broadcast News Writing and Reporting.- New-York: McGraw-Hill, 1996;

материал, недостаточно отчётливо прослеживается генезис феномена PC в глобальном социокультурном контексте международного вещания, что, безусловно, сказывается на авторских прогнозах.

Информация о радиостанциях, вещающих на зарубежную аудиторию, есть в справочнике «Радиовещание на русском языке» (6 выпусков, М., 1996-2003 гг.), справочниках о зарубежных СМИ, в мемуарной литературе, в неспециализированной периодике.

Объект исследования - Русская служба радио «Свобода» (РС-РС) как часть глобальной информационной системы современных вещательных медиа.

Предметом настоящего исследования является проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ (ИАП) РС-РС в её «пражский период» с 1995 г. по 2001 г. в контексте 50-тилетней истории PC и всего международного радиовещания.

Актуальность темы диссертации и состояние ее научной изученности определили следующие цели и задачи.

Цели диссертации заключаются в том, чтобы выявить специфику русскоязычного зарубежного радиовещания в ее исторической трансформации на примере содержания ИАП РС-РС последних лет, проблемно-тематической структурной модели данных программ, а также проанализировать новейшие тенденции в развитии профессиональных форм и технологий информационного воздействия современного международного радиовещания.

Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:

- определить специфичность и место действия современного иновещания в глобальном информационном контексте;

проследить эволюцию качественных характеристик международного вещания в свете решения Западом геополитических задач через этапы становления и развития информационного радиовещания на русском языке;

выявить уникальность опыта профессиональной работы радиостанции, его вклад в историю журналистики на примере трансформации информативного образа PC;

проанализировать практику модернизации структуры вещания РС-РС в первые пражские 6 лет (формы подачи информационного продукта и его содержание);

дать характеристику процессу становления принципиально нового явления международной радиовещательной индустрии электронной эпохи -комплекса информационных экспресс-аналитических программ РС-РС «Либерти Лайф»/ЛЛ («Свобода в прямом эфире»/1ЛЬепу Live), выяснить возможные перспективы.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые системно на основе анализа проблемно-тематической структуры ИАП РС-РС исследован пражский период (1995-2001 гг.) деятельности PC - одного из лидеров современного международного вещания - в контексте эволюции^ инорадиове-щания в целом и коммуникативной трансформации нашего общества в последние полвека.

Научная новизна диссертации конкретизирована в следующих результатах, выносимых на защиту:

произведена классификация универсальных доминантных потребностей и определены границы интересов глобальной аудитории международного вещания в новых условиях через анализ возможных категорий слушателей информационных программ РС-РС, других зарубежных радиовещающих структур;

дана типологизация профессиональных форм инорадиовещательной деятельности в условиях идеологических изменений и обоснована эталность

международного радиовещания на русском языке, предложены критерии, оценивающие каждый этап с точки зрения информационного качества предлагаемого медиаиродукта;

- выявлена взаимосвязь и взаимообусловленность журналистской и про
пагандистской составляющих в специфике работы РС-РС посредством ана
лиза трансформирующегося информативного образа PC, определено место
данному феномену в истории журналистики;

выяснен характер модернизации структуры информационно-аналитического вещания РС-РС в первые пражские 6 лет, форм подачи информационного продукта, содержания программ, новое качество информационно-новостных выпусков преобразованного журналистского коллектива;

- определена роль принципиально нового явления международной ра
диовещательной индустрии электронной эпохи - комплекса информацион
ных экспресс-аналитических программ РС-РС, даны характеристика процес
су становления и прогноз на ближайшую перспективу.

Фактографический материал диссертации в большей своей части впервые вводится в российский научный оборот.

Источниковой базой диссертации послужили: тексты трансляций РС-РС, преимущественно взятые с Интернет-сайта радиостанции, прежде всего ее комплекса экспресс-программ ЛЛ, передач «Лицом к лицу. Лидер отвечает журналистам», «Факты и мнения. Комментаторы за круглым столом», других ИАП; официальные материалы Совета по международному радиовещанию США, общедоступные правительственные документы СССР, РФ и США, отечественные и зарубежные справочники и ежегодники по радиовещанию и телевидению, а также электронные версии некоторых из этих изданий в сети Интернет; сведения с Интернет-сайтов многих зарубежных

Прошедшие через эфир материалы рассмотренных программ РС-РС по ряду отслеженных тем за период с конца 1995 г. но сентябрь 2001 г. хранятся в личном архиве исследователя в электронном формате.

радиостанций;17 материалы научно-практических конференций, посвященных проблемам СМИ; уставы и законодательные акты международных политических институтов различных уровней, а также правовые основы и профессиональные кодексы деятельности журналистов радиокорпорации «Свободная Европа» и «Свобода» / РСЕ/РС (Radio Free Europe and Radio Liberty).

Методологической основой диссертации послужили труды известных
теоретиков СМИ: Е.Лндрунас, Л.Земляновой, Ю.Кашлева, Л.Федотовой ',
исследователей в области философии, права, социологии журналистики:
Б.Ерасова, Е.Ермишиной, В.Иноземцева, А.Панарина, В.Терина19, работы,
посвященные непосредственно радиожурналистике: Р.Гибсона,

Н.А.Голядкина, АЛанфилова, В.Ружникова, В.Смирнова, С.Хэда, У.Эмери' . Следует назвать также труды других западных исследователей в сфере массовых коммуникаций - Д.Гербнера, М.Кастеллса, М.Маклюена, Г.Шиллера, У.Шрамма, и теоретиков журналистики - Б.Багдикяна, Б.Макнейра, Р.Уильямса, Д.Уэйнрайта и др.

Аналогично. u Андрунас ЕЛ. Бизнес и пропаганда. - М., 1986; Она же. Информационная элита: корпорация и рынок новостей,- М,, 1991; Землянова Л,М. Современная американская кочму-никативистика: теоретические концепции, ігроблємьі, прогнозы.- М., 1995; Она же. О постмодернизме и кочмуникативистике //Вестник МГУ. Серия Журналистика - М., 1998.-№3.- С.35-46; Она же. О парадоксах коммуникационного вещания //Вестник МГУ. Серия Журналистика.- М., 1998.- №4.- С.21-26; Кашлев Ю.Б. Идеологическая борьба или психологическая война?- М., 1986; Федотова Л.Н. Массовая информация. Стратеїия производства и тактика потребления,- М., 1996.

19 Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М. 1997; Ермишина Н.В. Международный обмен информацией; правовые аспекты.- М„ 1988; Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы,- М., 2000,; Панаркн А.С. Глобальное политическое прогнозирование,- М., 2000; Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия: исследование опыта Запада.-М., 1999.

Gibson R, Radio and Television Reporting.- New-York, 1991; Голядкин H.A. Ветер перемен и лидеры международного вещания // Бюллетень иновещания. 1989, №2; Панфилов Л.Ф. Теория и практика радиожурналистики: международное радиовещание,- М., 1981; Ружников В.Н. О современном радиовещании //В диапазоне современности, М., 1985; Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики.- М., 2002; Head S. Broadcasting Іп America. -Boston, 1976; Emery \V. National and International Systems of Broadcasting. Their History, Operation and Control.- Arm Arbor, 1969.

2lGerbner G., Gross L., Morgan M. The "Mainstreaming" of America; Violence Profile //Journal of Communication.- S.I., 1980.-V.30.- Л'.'З.- P.l 11-134; International Encyclopedia of Commu-

Автор руководствовался основополагающими исследовательскими принципами гуманитарных, прежде всего, филологических наук. В основу работы положен общетеоретический и структурно-функциональный методы исследования, которые формируют методологическую базу для углублённого анализа происходящих процессов во всей их сложности и многообразии. Методика исследования подчинена междисциплинарному подходу с опорой на принцип историзма, позволяюищй проследить события в динамике, раскрывая связь между ними, и их влияние на сферу международного вещания, В диссертационном исследовании проведён контент-анализ фактического эмпирического материала, сделана филологическая выборка текстов и их сравнительный анализ, когда через содержание радиопередач сотрудников РС-РС определяется место и значение журналистской акции в общих социокультурных и профессиональных процессах.

Автор использует и экспертную оценку.

Теоретическая и практическая значимость исследовния. Представленные в работе идеи, положения и выводы имеют теоретическую и практическую значимость, включают ряд перспективных направлений дальнейшего разрешения задач социально-исторического, профессионального плана, проблем медиатизации внутренней и международной жизни как формы социального действия в условиях изменения информационной стратегии и способов ее реализации.

Теоретическая ценность работы, прежде всего, заключается в том, что проведенный научный анализ, общая исследовательская установка диссерта-

nications //Ed. by E.Barnow, G.Gerbner, W.Schramm, T.Worth, L.Gross,- New-York, Oxford, 1989,- Vol. I-IV; Кастеллс M. Информационная эпоха.- M„ 2000; McLuhan M. Understanding Media: the Extensions of Man.- New-York, 1963; Шиллер Г. Манипуляторы сознаиием.-М„ 1980; Shramm W., Porter W. Man, Women, Mesages and Media. Understanding Human Communication.- New-York, Cambridge, 1982; Сиберт Ф., Питерсон Т., ІІІрамм У. Четыре теории прессы.-М., 1998; Иагдикян Б. Указ. соч.; McNair В. News and Journalism in the UK. London, 1994; Williams R. Communications.- London, 1966; Wainvmght D. Journalism,- London: Heinmann Ltd., 1986.

ции позволяют разработать концептуальные основы функционирования ино-радновещательной медиасистемы в условиях меняющего свою сущность глобализирующегося общества.

Многообразный, почти беспрецедентный опыт общественно-политического вещания РС-РС в последние годы представляет не только сугубо научный, но и практический интерес, а отдельные приемы, формы, методы безусловно полезны для российских и зарубежных радиоструктур в целом.

Практическая значимость работы определяется перспективой использования в их деятельности выводов и рекомендаций диссертации в деятельности современных российских медиаструктур, прежде всего в формировании профессиональной идеологии вещателя. Выводы исследования можно использовать в учебной работе вузовских преподавателей в курсах по истории зарубежной журналистики, теории и практики международной журналистики, при чтении специальных курсов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены и обсуждены на международных научно-практических конференциях "Средства массовой информации в современном мире", Санкт-Петербург (СПбГУ, Факультет журналистики), 1999, 2001-03 гг.; международной научно-практической конференции «Средства массовой информации и гуманизация общества: на рубеже тысячелетий», Санкт-Петербург (СПбГУ, Факультет журналистики), 2000 г.; международной научно-практической конференции "300 лет российской журналистики", Санкт-Петербург (СПбГУ), 2002 г.; международном постоянно действующем научно-практическом семинаре "Век информации", Санкт-Петербург (СПбГУ, Факультет журналистики), 2000-03 гг.; секции «Журналистика и общество: открытость, ответственность, профессионализм» в рамках «Дней петербургской философии» (СПбГУ, Философский факультет), 2003 г.; в выступлениях с научными сообщениями на семинарах кафедры международной жур-

it налистики СПбГУ (1999-2003 гг.), а также отражены в лекционных материа-

лах общего курса университетских лекций "История зарубежной журналистики" (Гуманитарный факультет СПбГУТК им. Бонч-Бруевича, 2000-01 гг. и Факультет журналистики СПбГУ, 2001-02 гг.) и спецсеминара "Зарубежное иноязычное радиовещание" (Факультет журналистики СПбГУ, 2002-03 гг.). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой международной журналистики СПбГУ,

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографического списка литературы.

Иновещание в глобальном информационном контексте

Научное знание рассматривает информационно-коммуникативные процессы как действие в его эстетической эманации уже не одно десятилетие. Представляется резонным взглянуть на специфику современных форм информационно-коммуникационной реализации посредством радиовещания под тем же углом, опираясь на системные подходы как теоретиков информационной эстетики22, так и не теряя из вида традиционные общефилософские, базовые «устойчивости» познания.

Исходя из заданных условий, на существующие к началу XXI в, четыре медиаформы (печатную прессу, радио, телевидение и мультимедиа /Интернет) можно взглянуть не только с точки зрения технологических характеристик и возможностей (так сказать «вторичных признаков»), но и с высоты таких фундаментальных общефилософских категорий, как время и пространство.

Изначальная информационно-коммуникативная медиаформа - печать (газеты, журналы, информационные издания и ...кинохроника), рассматриваемая как эстетический феномен, по координате времени воздействует на вечность (вы можете прочитать это сейчас - и через месяц, и через столетие... Печать как бы не ограничена во времени. Пафос её эстетического времени - бесконечность), но по координате пространства у неё своя реальная (ограниченная) работающая «жилплощадь» (столько-то полос, такое-то количество слов и типографских знаков. Не случайно нет в практике «безразмерных» изданий с неограниченной печатной площадью). А раз нет, значит, в пространственной эстетической координате печати, рассматриваемой нами в качестве субъекта информационной коммуникации, присутствует конечность.

Привнесение в печать статического изображения (иллюстраций. В начале в виде рисунков, затем фото) не изменило данной позиционности.

Динамическое изображение (кинохроника) при всей внешней новизне тоже не может претендовать на самостоятельность как новая медиаформа: идеология воздействия у неё в заданной системе координат та же, что и у первичной медиаформы - газеты.

С точки зрения теории знаков (в части графически-буквенного воплощения - шрифтов) печатная журналистика, конечно же, наследница рукописно- и печатио-литературного явления-абсолюта, хотя со второй половины XX в. именно под косвенным воздействием двух других медиаформ (радио и телевидения) в знаково-эстетическую проекцию печатной журналистики входят генетически иные «метастазы», порождая неких мутантов, уже весьма и весьма отдалённо напоминающих своих общелитературных прародителей (простейший пример - изобразительно-информационное решение современных газетных и журнальных полос).

Вместе с тем, с точки зрения семантической, печатную прессу принципиально отличает качество «перманентности», длительности, в отличие от качества «единичности», присущего литературной книжной продукции. Оценку той или другой эстетической реализации информационного события или состояния мы производим, рассматривая серию репортажей, цикл публикаций, ряд номеров издания за определённый период, но никак не по отдельному, разовому или единственному выпуску. В этом, безусловно, первейшее феноменологическое отличие прессы от своей литературной предшественницы.

Лишь радио явило нам эстетически принципиально новую медиаформу: воздействие здесь и сейчас (т.е. здесь - во вселенной - и сейчас - в данную секунду, и никогда больше). Уход в системе координат время-пространство от законов воздействия «прабабушки» литературы принципиальнейший. Сиюминутность берётся от театрально-зрелищного действа,- но каковы пространственные масштабы? М.МакЛюэн писал, что, снабдив человечество общей нервной системой, радио уничтожило старые представления о пространстве и времени. Всё резко ограничено во времени: нет ни того, что было до "сейчас", ни того, что будет "после". Ни о каком воздействии на вечность не может быть и речи. Но... Но какая фантастическая форма взаимодействия с пространством (как субъекта, так и объекта информационной коммуникации)! Эстетически оно (пространство), в принципе отрицается (вернее, отрицается его размерность, конечность). Радио с точки зрения пространственной воздействует из бесконечности и на бесконечность. Оно интегрирует все в бесконечности пространства в некий художественно-эстетический процесс, объединяет нас самой включённостью в этот процесс и не задает (в отличие от ТВ) камерный условно-пространственный дуализм (там, в студии; здесь, в твоей комнате). Наоборот, нечто единое, целое, со всех сторон вещает-воздействует на вас. Потому что воздействует оно (чувственно) как бы ниоткуда. И ни от кого пространственно существующего. Некий похожий на античного «Бог (голоса, звуки) из машины». Ведущий (диктор) невидим, бестелесен, ничто физическое не мешает потребителю (даже самому малоподготовленному) воспринимать его как эстетически реализующий себя Знак, который в строгом соответствии с чаяниями немецкого философа М.Бензе выступает одновременно и как информация, и как реализация23.

Человечество знало исторические этапы массового общения с этим медиумом, его абстрактность завораживала, рождала массовый психоз.

Литератор А.Генис в своих воспоминаниях о Сергее Довлатове-радиожурналисте тонко подмечает: «На изобретение радио мир отреагировал у истерически - оно сделало возможным появление Сталина и Гитлера» . От себя добавим; Муссолини, Черчилля, Рузвельта, де Голля, Хрущёва,

До сего дня не изучен феномен многочисленных радиорелигиозных вещателей. Представляется далеко не случайным, что данный вид пропагандистской деятельности, апеллирующий к мистическим началам в человеке, держится именно за эту форму медиавоздействия — наиболее условную из всех, вступающих в контакт с малоподготовленным сознанием. Оказывается, такая условность завораживает, магнетизирует и, вполне вероятно, эстетически, духовно развивает интеллект, а не оболванивает, как проецируемая на духовный опыт индивидуума эстетически примитивная форма.

Эволюция качественных характеристик международного вещания в свете решения национальных геополитических задач

Проанализировав в предыдущем параграфе интересы объектов, на которые направлено иновещание, мы, - с другой стороны, - не можем отрицать «соблазн» использовать эффект контакта со слушателем для макро- или микро- целей самого вещателя. Нельзя исключить специфических потребностей-задач, присущих конкретному субъекту вещания и, прежде всего тем, кто распоряжается деятельностью (является собственником) данного субъекта.

Международное радиовещание как состоявшееся явление предстало перед человечеством в десятилетие между 1926 и 1935 гг. Германское и Пражское радио (оба на длинных волнах - 1926), английское Би-би-си и радио Нидерландов, вещавшее на голландские колонии в Индонезии (оба на коротких волнах- 1927), Польское (1928), Московское (1929), Итальянское (1930), радио Ватикана и другое религиозное (негосударственное!) радио «Голос Анд» из Южной Америки (оба - 1931), Французское (1933) и Токийское радио (1935) первоначально разговаривали с аудиторией на 1-3 языках, причем первый, как правило, был родным (официальным) .

Первооткрыватели нового вида СМИ постигали, в главном, его иное качество в процессе становления, хотя и начинали работать в микроформате (выходили в радиоэфир не каждый день, 1-2 выпуска в сутки продолжительностью от получаса до полутора44), что было вполне естественно для ситуации тех лет. У половины иновещателей-пионеров собственная, прагматическая цель деятельности была во многом неясной (С некоторой натяжкой, её можно было бы назвать «представительской», «имиджевой»). Зато цели воинственно-идеологизированных радиовешателей (Москвы, Рима, Берлина после прихода к власти Гитлера в 1933 г., Токио) с первых дней определились предельно чётко - пропагандистские.

Мир конца 1920-х - начала 1930-х гг. и, в частности, пережившая военный катаклизм 1914-18 гг. и переживающая сокрушительный экономический кризис 1929-33 гг. Европа, был удивительно не похож на сегодняшний. Исследователь рассматривает данный истор и ко-политический контекст под двойным углом:

1) прежде всего, исходя из особенностей общественно-политического устройства отдельных стран (именно специфичность конкретного государственного режима позволяет правильно оценить уровень доступа населения к широкой полноценной информации, т.е. - уровень «свободы информации»);

2) а также, с точки зрения технологических возможностей приобщения потребителя к одному из супердостижений техноцивилизации 1-й половины XX века - радио.

Тогда в мире собственную сеть внутреннего эфирного радиовещания и радиоприема (от начальных форм до вполне развитых) имели не более 50-ти стран, в совокупности, использующие для внутригосударственного межнационального общения почти 30 официальных языков. Из них, 28 - европейские государства (кроме Греции и полуфеодальной Албании), говорящие на 25 языках. В предвоенное пятилетие к ним прибавились около 10 государств Латинской Америки, Азии, Африки и Греция.

Во второе десятилетие международного вещания (1936-45) абсолютным лидером (по объему трансляций, по многоязычию) становится радио гитлеровской Германии. На второй позиции - сталинистское радио Коминтерна.

Причина столь весомого доминирования этих структур в названной сфере информационно-журналистской деятельности, конечно же, не в успешности революционных технологий и техническом прогрессе и не в удачном менеджменте и маркетинге... Она, скорее историческая и политическая одновременно.

Работа фашистского и большевистского пропагандистских центров отвечала тогда запросам времени и духовному состоянию Европы.

...Пятнадцать лет как европейцы пережили страшнейшую мировую войну. Она разрушила четыре империи, породила новые государства, новые данности, которые оказались совсем не похожи на привычные, довоенные. Прежние христианско-демократические ценности, рожденные опытом гуманистической культуры Просвещения, оказались мало пригодны для эпохи динамичных изменений и революционных катастроф. На авансцену социальной жизни выходили новые, по-варварски активные, маргинальные слои. Эти новые гунны не нуждались в прежнем опыте - они предлагали свой. Ясный в своей первобытной ясности, сильный в своей первобытной силе.

Государства той Европы в общественно-политическом смысле представляли собой три почти равных группы: A) страны с устойчивыми демократическими традициями (Англия, Скандинавия, Франция, Нидерланды, Бельгия и др.); Б) тоталитарные, диктаторские, авторитарные режимы (сталинистский Советский Союз, хортистская Венгрия, кемалистская Турция, муссолиниев-ская Италия, Польша Пилсудского, сметоновская Литва, салазаровская Португалия, гитлеровская Германия и др.); B) страны с неустойчивым государственно-правовым режимом, в кото рых выборы в парламенты чередовались с военными переворотами (Болга рия, Греция, Испания, Латвия, Эстония и др.).

Люди, живущие в этих странах, уставшие от нестабильности и зыбкости социального существования, разочаровавшиеся в прежней системе ценностей, ищут опору в новых идеях, обещающих им «новый мир» и «новый порядок». Эти новые понятия тогда, в середине 1930-х гг., еще не отягощены для них глобальными ужасами новой тотальной войны, масштабными полицейскими репрессиями, расовым или классовым геноцидом. Остается лишь выбрать между классовой солидарностью и классовой борьбой коммунистов и классовым миром и национальным единством фашистов. Радио без границ по своим пропагандистским возможностям оказывается наиудачнейшим средством внедрения коммунистических и фашистских идеи в массы.

Качественное лицо международного радиоэфира конца 1930-х - первой половины 1940-х гг., - в своей доминирующей составляющей, - определяют агрессивно-пропагандистские, воинственные методы. В 1939 г., американский драматург Роберт Шервуд, будущий спичрайтер президента Франклина Рузвельта и «отец» радиостанции «Голос Америки», наблюдая уже современные ему процессы воздействия международной радиопронаганды на население других стран, говорил: "Мы живем в те времена, когда радиопередачи стали играть чрезвычайную роль в жизни людей. Эта новая сила воздействует на них более мощно, чем все тираны. Это сила массовой пропаганды посредством вдалбливания нужных источнику слов и понятий»45.

Утверждая, что устное слово оказывает на население более сильное воздействие, чем печатное, Иозеф Геббельс выбрал радиовещание в качестве основного орудия нацистской пропаганды. «То, чем была пресса в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», - заявлял главный идеолог гитлеровского рейха. Радио есть «самое мощное оружие подчинения народов» . К этому тезису Геббельса, полвека спустя, присоединился американский идеолог-стратег Збигнев Бжезинский. Об агрессивности нацистской пропаганды и, в частности, эффективной работе внутри германского радиовещания периода Второй мировой войны написаны обширные исследования , Нас же может интересовать деятельность нацистских агитаторов непосредственно в международном радиоэфире.

Трансформация информативного образа PC через изменение корпоративных информационных технологий

Автором исследования впервые предлагается определение информативного образа как универсальной информационно-коммуникативной эстетической категории, включающей специфические для журналистики способ и форму информационного освоения действительности. Под информативным образом понимается как инструментарий журналистской профессии, так а изготовленный конкретный медиапродукт. Теоретически данная категория существует с момента введения в социокультурный оборот информационно-коммуникативных действий, но о полноправной жизни данного понятия резонно говорить, когда цивилизация вступила в фазу "информационного общества". Именно в этот период информационный повод, способ и форма подачи, секреты ремесла и специфичность тех, кто владеет профессиональными навыками и инструментами, а также сам конечный медиапродукт в своём синкретическом взаимовлияющем акте рождают информативный образ.

Генезис информативных образов, безусловно, художественно-творческий. Он в том ряду, что и «театральные образы МХАТ», «кинематографические образы Голливуда», «хореографические образы русского балета», «музыкальные образы Прокофьева» и т.п. Они не могут быть типичными или стандартными (Такой подход выхолащивает саму идею «отличия» от себе подобных). Информативный образ призван быть индивидуализированным, нести в себе некую дополнительную «самость», сущность которой не может быть «испита» без остатка. Через информативный образ в мир приходит не только информационный факт сам по себе, но и индивидуальное лицо факта.

Понятие «информативного образа» призвано быть многогранным и многозначным. Его физическим воплощением и носителем может выступать как глобальная медиаструктура, так и маленькая редакция, как многолетний цикл передач, так и популярный телеведущий, кочующий из программы в программу с канала на канал. Информативный образ призван вбирать в себя как целостность информационного процесса-действия (индивидуального!), так и его детали, элементы. Вместе с тем, через каждую частность проступает общее, «каждая новая черта только больше высказывает всю фигуру» (Л.Толстой). И это частное, и это общее, постигаемое через конкретный образ, отличает, конечно же, эстетическое качество, которым обладают информативные образы. Именно через информативные образы потребитель получает удовлетворение не только в информационной коммуникации, но и в некем сопутствующем эстетическом проявлении.

Значит ли это в таком случае, что степень состоятельности, ценность информативного образа определяют его потребители?

Всё зависит от того какие доминирующие признаки самореализации данного способа и формы мы готовы принять за определяющие. Эстетические.., - одно. Психологические, - другое.

Здесь мы подошли к тому моменту рассуждения, подход к которому был неизбежен: заговорив о информативном образе, претендуя на введение в научный оборот новой информационно-коммуникативной категории, не вводим ли мы научную общественность в заблуждение, невольно совершая подмену новым понятием понятия старого - имиджа того или иного средства массовых коммуникаций (СМК), издания, программы, журналиста? Логика нашего рассуждения естественно требует определиться с тем, - что подразумевается под понятием «имидж» в его социологическом, коммуникативном значении у современного научного сообщества?

Для успешного вхождения на некоммерческое поле информационных услуг, СМИ должны эффективно удовлетворить 3 «нематериальные» категории потребностей аудитории:

Вы как социокультурный архетип и Ваши интересы симпатичны и дороги вещателю (потребность в любви);

Близкие Вам социокультурные архетипы оказывают Вам информационные услуги, обслуживая понятные Вам Ваши интересы (потребность в уважении);

Вы интерактивно принимаете участие в информационной деятельности субъекта СМИ, демонстрирующего Вам свою в Вас заинтересованность (потребность в самоутверждении)15 .

Причём удовлетворение этих потребностей должно осуществляться прежде всего методами психологического воздействия, на знании которых и нарабатывается практика создания имиджа коммуникационной структуры.

В современном информационном обществе идеология имиджмейкинга становится чрезвычайно сложным и многогранным комплексом социальной коммуникации. Успех субъекта СМИ в новейших условиях зависит уже не столько от самого информационного наполнения (а оно примерно одинаково), сколько от имиджа этого информационного предложения. Современное информационное пространство заполнено похожими средствами массовых коммуникаций (СМК). Тогда и возникает сравнение имиджей, влекущее за собой выделение одного или нескольких действительных или кажущихся отличий СМК от уже существующих. Ведь любое новое СМК уже относится к определённой форматной группе, созданной ранее социокультурной традицией и психо-демографическими характеристиками аудитории. Очевидно, что имидж определенного субъекта СМИ, глядя на который слушатель не может сравнить его с уже известными на информационном поле СМК и сделать вывод, что этот лучше, вообще не имеет смысла. При сегодняшнем информационно-потребительском положении очевидно, что отсутствие оригинального имиджа ведёт к провалу в деятельности медиаструктуры. Оригинальный имидж всегда ориентирован на определённую часть аудитории, так как что-то пригодное для всех не пригодно не для кого. Явление социальной детерминации и корпоративности не позволяет распространять информационный продукт на несколько сегментов аудитории, особенно при попытке сделать потребителями одного информационного «товара» различные по доходу и социальному статусу группы людей. Это означает, что люди с разинми комплексами неудовлетворенных потребностей никогда не будут пользоваться одними источниками информации.

Поэтому сложилась такая ситуация, когда выбирая определённый субъект СМ К, человек прежде всего выбирает психологический комплекс, оформленный в определённом имидже. Комплекс отвечающий его индивидуальному психологическому запросу, который связан теснейшим образом с эмоциональным восприятием. Представляется значимым, что эмоциональное восприятие самого имиджа медиаструктуры становится единственным условием её принятия или неприятия156.

Вместе с тем современный изготовитель имиджа, вовлечённый в интеллектуально-творческую деятельность и занятый созданием психологически объединяющего дизайна формы (корпоративной идеологии) и содержания (информационного «сырья»), вынужден учитывать современную социокультурную ситуацию, когда целевая группа воздействия для СМ К разбросана по различным сегментам социальной структуры аудитории. Тогда как при формировании вещательной политики руководители медиаструктур, ориентирующиеся5 на активную в социальном и экономическом плане часть аудитории, требуют от него синкретизировать интересы как деловой элиты, от руководителей предприятий и фирм до до мелких бизнесменов и служащих, так и деловой «иереферии» - студентов и домохозяек157.

Таким образом логика нашего рассуждения требует определиться в данном исследовании с тем, что мы подразумеваем под понятием «имидж» в его социологическом, коммуникативном значении: само явление имиджа нуждается в процессе сравнимости в глазах потребителя.

Мюнхен - Прага: перестройка профессиональной деятельности PC. Изменение методов и качества содержания

Арч Паддингтон: «Я думаю, что оценка Свободы как подрывной радиостанции, как это ни парадоксально, довольно четко отражала действительность до, приблизительно, 91-го года. Нет никаких сомнений в том, что во время холодной войны основной посылкой в передачах радиостанции был тезис о том, что за "железным занавесом" существует реальная альтернатива коммунистической системе, система, которая лучше организована, общество, которое обеспечивает реальные свободы своим гражданам, предоставляет им лучшие условия жизни. И не так важно, в каком виде вы подаете этот тезис: как грубую пропаганду, как это было в 50-х годах, или аргументированный повод для размышлений в 70-80-х, он в любом случае будет неизбежно подрывать коммунистическую систему»174.

Интересно и другое: как удалось организовать тогда столь сложные и громоздкие институции под названием РСЕ и PC? Какими принципами отбора и обработки информации руководствовались две эти радиостанции, число часов вещания и мощность передатчиков которых со временем превзошли все, чем располагали соответствующие службы ГЛ, Би-би-си и всех других радиостанций, вещавших на СССР и социалистические страны Сегодня радиокорпорация РС/РСЕ - это компания с ограниченной ответственностью, в соответствии со всеми юридическими процедурами зарегистрированная в штате Делавэр в Соединенных Штатах. В юридическом документе о ее регистрации указывается в терминах, не подлежащих сомнению, что это - частная компания, не являющаяся ведомством какого бы то ни было правительства и не занимающаяся предпринимательством с целью извлечения прибыли. Поэтому, например, менеджеры корпорации не могут брать деньги за рекламу.

РСЕ/РС получает средства для выполнения своих функций от конгресса Соединенных Штатов. Эти средства ассигнуются правительственной организацией, именуемой "Совет директоров по вещанию", которая, в свою очередь, направляет эти средства РСЕ/РС как получателю гранта. В связи с этим корпорация должна следовать известным правилам и установлениям в обращении с этими деньгами, но редакционная политика - то, о чем широко сообщается, - все это определяется самой редакцией. Считается, что журналистский коллектив полностью распоряжаемся своей собственной организацией.

Конгресс Соединенных Штатов, тот, который дает деньги на содержание и деятельность корпорации, не вмешивается в редакционную политику. Ежегодно президент корпорации отчитывается, как радиостанция расходует общественные деньги.

С той поры, когда РСЕ/РС стало частной организацией, с 1974 г., - все президенты назначались из сфер общественной деятельности - в том числе, частного сектора, например, коммерческого телевидения, радио или газет. Так, например, предшественник нынешнего президента корпорации - Кевин Клоус, который был известен в Москве, посвятил большую часть своей карьеры газете "Вашингтон пост" в качестве иностранного и внутреннего корреспондента. Нынешний президент РСЕ/РС Томас Дайн работал в общественном секторе, в различных организациях, как правительственных, так и неправительственных, а также на руководящих должностях. Так что президенты, если угодно, избираются по некоей совокупности опыта в общественной сфере, который может включать и опыт вещания, а также понимание того, как функционирует правящая власть в Вашингтоне,

После окончания холодной войны практически все бывшие диссиденты из Восточной Европы и Советского Союза, что называется, признались в любви к РС/РСЕ, говоря о его принципиальной роли в борьбе с советской системой. Радиостанции были даже номинированы на Нобелевскую премию Мира. К наивысшим достижениям PC за эти годы А.Паддингтон относит трансляцию в эфире сочинений самиздата:

«Я думаю, что популяризация работ советских диссидентов была самым сильным инструментом воздействия радио «Свобода» на своих слушателей в Советском Союзе. Она очень быстро осознала это явление и в 69-м году создала архив самиздата, где приветствовались все диссидентские сочинения, которые, естественно, приобретали миллионную аудиторию с помощью радио, Важной акцией радиостанции было знакомство советских людей с работами Сахарова и Солженицына. Главы из книг Солженицына передавались из вечера в вечер. Только таким путем широкая советская аудитория могла познакомиться с принципиальной для понимания советской системы литературы. Освещение деятельности Горбачева и интерпретация новой эпохи в жизни Советского Союза тоже, я считаю, было одним из достижений радио «Свобода». Новые времена позволили радио улучшить свое вещание и качество программ... Миссия радио «Свобода»/«Свободная Европа» будет завершена только тогда, когда во всех этих странах появится по-настоящему свободная пресса, которая надежно ограждена от вмешательства власти. До тех пор, пока угроза свободе прессы будет сохраняться в странах, где демократические основы так хрупки, как, например, в России, до тех пор миссия радио «Свобода» останется незавершенной» .

Действительно, с началом перестройки в Советском Союзе и особенно после отмены глушения PC в ноябре 1988 г. руководство радиостанции начинает резко менять качество вещательного продукта, придавая ему невиданную здесь доселе сиюминутную информационную насыщенность. Ещё в 1987 г. по инициативе В.Федосеева в эфир вышла МАП «В стране и мире», которую в 1989 г. переименовали в «Либерти лайф» (Liberty Live) и которая ныне стала ведущей программой-гигантом PC. Резко стали наращиваться общие объёмы русскоязычного вещания. Уже к началу 1993 г. РС-РС выходит на максимум: работает круглосуточно без выходных (в 3 раза больше, чем «Голос Америки» и Би-би-си, и в 4, - чем «Немецкая волна»). Причём среднесуточное оригинальное вещание РС-РС увеличилось с 9,25 часа в 1993 г. до 18,7 часа в сутки в 1999-2001 гг. (из них 16,8 часа оригинальное информационно-аналитическое вещание). По свидетельству Совета по международному радиовещанию (США), РС-РС уделяет освещению событий в России 80% эфирного времени, тогда как Русская служба Голоса Америки (PC ГА) только 35%. Освещению же событий, происходящих в США, РС-РС уделяет вдвое меньше времени, чем PC ГА1 6. В практику сотрудников информационно-аналитических отделов внедряются рациональные стилистические конструкции, отработанные в репортёрских школах Би-би-си, что позволяет им избегать радикализма суждений, претенциозного субъективизма и горячности тона177.

Что касается организационной стороны дела, то менеджеры из ЦРУ с самого начала поставили дело так, чтобы снять с сотрудника РС/РСЕ, чаще всего эмигранта, беженца или иностранца, какие-либо бытовые заботы. Работникам радио были гарантированы американское гражданство, высокие оклады, ведомственные квартиры и т.д.

Из интервью с В.Б.Матусевичем, начало 1991 г.: "Жизненный уровень практически любого сотрудника выше среднего жизненного уровня среднего немца. Минута эфирного времени стоит десять-тридцать дойчмарок... Штат, включая секретарш и машинисток, 95 человек"1 8 Исключительные условия работы на «Свободе» делали свое дело: привлечь к работе на радио - в качестве штатных и внештатных сотрудников - можно было практически любого журналиста, писателя или специалиста в той или иной области. Успеху, однако, содействовала и сама организация вещания построенная по принципу пирамиды. На вершине - американская администрация. Президенты обеих радиостанций (в дальнейшем президент объединенной радиокорпорации) - лица, как правило, известные в Вашингтоне. Президент отвечает за координацию общей политики радиовещания с внешнеполитическими установками Белого Дома, госдепартамента, с настроениями в конгрессе США. Он же согласовывает новые проекты, добивается дополнительных ассигнований. За президентом следуют администраторы высокого ранга, отвечающие за программное и техническое обеспечение, за координацию работ, за связь с баварским (теперь - чешским) правительством, за безопасность и т.д.

Похожие диссертации на Современное международное вещание (Проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио "Свобода" на русском я