Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурный феномен "Радио Свобода" в информационном пространстве современной России Колчина, Анна Сергеевна

Социокультурный феномен
<
Социокультурный феномен Социокультурный феномен Социокультурный феномен Социокультурный феномен Социокультурный феномен
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колчина, Анна Сергеевна. Социокультурный феномен "Радио Свобода" в информационном пространстве современной России : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Колчина Анна Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики].- Москва, 2011.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/3

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Новые технологии, политические трансформации последнего двадцатилетия, изменившееся понимание глобального мира и прав человека неизбежно приводят и к переосмыслению понимания свободы слова, государственного суверенитета и внешнеполитических стратегий в сфере масс-медиа, и к трансформации роли зарубежного вещания в глобальной информационной картине мира'. Конкуренция Востока и Запада (России и Америки в частности) больше не носит характера жесткого идеологического противостояния, перейдя в фазу фреймирования новостей и повесток дня: в Москве работает бюро русской службы «Радио Свобода», в Вашингтоне и Нью-Йорке вещает англоязычный телеканал Russia Today и открыто бюро «Голоса России».

История «Радио Свобода» (PC), с одной стороны, отражение этих глобальных перемен, с другой - пример уникального сохранения духа русского мира и русской культуры.

PC (до 1959 года - «Радио Освобождение») открылось в 1953 году в Мюнхене и финансировалось Конгрессом США через Центральное разведывательное управление. Радио создавалось как пропагандистское и должно было служить орудием разрушения коммунистической идеологии. Советский исследователь международного вещания А.Ф. Панфилов писал: «доктрине освобождения был придан характер официальной правительственной внешнеполитической программы»2.

Исследовать вещание PC вне идеологического контекста сложно. Тем не менее, у PC всегда было существенное отличие от русскоязычного вещания «Би-Би-Си», «Голоса Америки» и «Немецкой волны» - PC сохраняло и сохранило культурное наследие русского зарубежья, причем часто в уникальном эфирном варианте (авторское исполнение произведений). Советская аудитория настраивалась на волну PC из-за интереса к неизданным в СССР книгам и произведениям писателей-

1 См. подробнее: Прайс М. Масс-медиа и государственный суверенитет. - М Институт
информационного права, 2004. - С.332. "

^Панфилов А.Ф. За кулисами «Радио Свобода». -М: Международные отношения,

эмигрантов. Но не только литературное наследие, а радиокомментарии и размышления у микрофона писателей и поэтов - эмигрантов придавали эфиру PC жанровое и программное своеобразие, которое сегодня представляет самостоятельную ценность для исследования русскоязычной радиопублицистики. На PC не было ведущего языка - например, английского, с которого национальные службы делали бы свои переводы, в отличие от «Голоса Америки» или «Би-би-си», где для всех слушателей -независимо от страны проживания - транслировалась единая информационная повестка дня. С самого начала своего существования PC сделало ставку на русскую культуру, на наследие русскоязычных писателей, которое в Советском Союзе было либо запрещено, либо искажено. Поскольку американское руководство станции не вмешивалось в программу литературного вещания, эта сторона деятельности PC была полностью отдана самим редакторам его русской службы.

Принципиальным для истории PC оказалось то, что большинство эмигрантов, привлеченных к работе, были крупными писателями и публицистами. В годы холодной войны через PC осуществлялась, чуть ли не единственная, связь русских эмигрантов с родиной, со временем вылившаяся в захватывающий диалог между эмиграцией и интеллигенцией в Советском Союзе. В аудиоархиве радиостанции (в штаб-квартире PC в Праге) сохранилась панорама голосов эмигрантов - перед микрофоном PC выступали: в 1950-1970-е гг. - Георгий. Адамович, Владимир Вейдле, Леонид Владимиров, Гайто Газданов, Борис Зайцев, Анатолий Кузнецов; в 1970-1980-е гг. - Василий Аксенов, Юз Алешковский, Иосиф Бродский, Владимир Войнович, Сергей Довлатов, Александр Галич, Анатолий Гладилин, Виктор Некрасов и другие писатели. Сейчас многие из авторов PC обрели статус классиков, их произведения осознаются как неотъемлемая часть русской литературы XX века, которая по чисто идеологическим причинам два десятилетия находилась под запретом, а теперь возвращена российскому читателю.

Для оценки значения PC в судьбе эмигрантов и его вклада в русскую культуру чрезвычайно важно понять проблемы самосознания русской творческой эмиграции. Тот факт, что эмигранты продолжали писать на родном языке, обусловлен именно национальным самосознанием, тем, что они «видели «слово» главным инструментом постижения бытия»1. Важно правильно оценить возможность эмигрантов работать не на иностранном, а

1 Прилепин 3. Я пришел из России. - Спб.-М.: Лимбус-Пресс, 2009. - С.52.

на русском языке - издавать книги, сотрудничать с журналами и альманахами, и, в том числе, с русской редакцией PC. Исследователь Е.А. Земская выделяет несколько основных факторов, влияющих на сохранение родного языка в иноязычном окружении. Основной - профессия, требующая постоянного использования русского языка1. Нельзя забывать, что переезд эмигрантов в чужую страну, а тем более устройство на работу, были крайне затруднены. PC фактически стимулировало литературную жизнь русской эмиграции, предоставляя свой микрофон писателям, находившимся в изгнании, то есть предлагая им работу не только творческую и оплачиваемую, но и работу на родном языке и связанную с отечественной аудиторией. В 1925 году в анкете пражского журнала «Своими путями» Марина Цветаева писала: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови... Лирикам же, эпикам и сказочникам, самой природой творчества своего дальнозорким, лучше видеть Россию издалека, чем кипящей в сомнительном и слепящем котле настоящего. Кроме того, писателю там лучше, где ему меньше всего мешают писать (дышать)»2. В этих строчках Цветаевой выражено общеэмигрантское сознание. Но кроме необходимости свободы самовыражения, эмиграции была нужна связь с родиной и отклик соотечественников. Литература в русском зарубежье часто выживала потому, что была возможность передать ее именно по-русски для заинтересованной аудитории. PC позволило эмигрантам самореализоваться и в течение многих лет транслировало иную философию жизни советским гражданам, находившимся в закрытой стране. В свою очередь, писатели-эмигранты создавали социокультурную линию в вещательной политике радио . Радио стало, в своем роде, как и европейские и американские журналы, альманахи и издательства, «тамиздатом»4. То есть, как и «тамиздат», PC, с одной стороны, давало возможность писателям-современникам свободно, без цензурных искажений, транслировать свои произведения за рубеж, а, с другой, возвращать российскому читателю

'См. подробнее: Земская Е.А. Факторы, способствующие сохранению русского языка// Язык русского зарубежья: общие процессы и речевые портреты: коллектив, монограф / отв. ред. Е.А. Земская. - М. - Вена: Языки славянской культуры, 2001. - С. 209-221.

Вайль П. Стихи про меня. - М.: Колибри, 2007. - С.326.

3 Под социокультурной линией в данной работе понимается то, что программы о
литературе и искус на рс практически невозможны без С0ЦИШІЬН0Г0РП0^ТЬ
связи с реальными событиями вокруг прав и свобод граждан.

4 Из интервью автора с историком, сотрудником PC Иваном Толстым (2009 г., Прага).

наследие Серебряного века и литературы 1920-1930-х годов, преодолевать забвение, на которое советская идеология обрекла многие имена и тексты.

В эфире 1950-1980-х гг. преобладают документально-художественная группа жанров радиожурналистики (литературные чтения, радиокомпозиции, радиоочерки, радиофельетоны) и аналитическая (беседы, комментарии). В программах писателей иногда заметна политическая пристрастность, но она объясняется главной задачей PC: противопоставить ценности двух идеологических систем, СССР и Запада.

В середине 1970-х гг. с появлением на Западе эмигрантов третьей волны PC становится важным источником распространения самиздата в Советском Союзе. В этот период утверждаются главные тематические направления вещания: правозащитное, социальное, историческое и литературное, которые сохраняются до сих пор. Историк литературы русской эмиграции Елена Скарлыгина считает, что если миссия первой волны эмиграции состояла в сохранении уходящей русской культуры, то третья волна эстетическую задачу сочетала с идеологической: опубликовать запрещенные в СССР тексты, открыть миру глаза на тоталитарное устройство советского общества1. Благодаря PC российские слушатели постоянно были в курсе западных философских, эстетических и художественных идей, узнавали историю русской дореволюционной и эмигрантской мысли, знакомились с наиболее интересными и актуальными публикациями европейской и американской периодики. В СССР вспоминать о существовании писателей русского зарубежья, уехавших с третьей волной эмиграции, начинают только к концу 1980-х гг. В 1987 г. в программе «Писатели у микрофона» Сергей Довлатов говорит, что в СССР начали обнаруживать русский литературный процесс за рубежом2.

В 1988 г. после посещения Москвы председателем Совета по международному вещанию Стивом Форбсом, который заявил, что глушение противоречит «принципам гласности»3, глушение PC, которое длилось 35 лет, прекратилось. С этого момента начался новый период в работе PC. Конец 1980-х - начало 1990-х гг. серьезным образом изменили информационную ситуацию в СССР. Произошел переход от конфронтации в идеологической сфере к практике информационного взаимодействия и

См. подробнее: Скарлыгина Е.Ю. В зеркале трех эмиграции // Новое Литературное Обозрение. - 2008. - №93 // з Аудиоархив PC в Праге, 1987 г. Диск: RA-477/5. Порядковый номер: 87/09/26-27.

Сосин Дж. Искры Свободы. Воспоминания ветерана радио / пер. с английского Ольги Поленовой и Ивана Толстого // . С. 158.

обмена. В 1991 году Борисом Ельциным был издан указ, разрешающий PC иметь свое бюро в Москве1. Сравнивая программы русской службы PC доперестроечного и постперестроечного периодов, можно отметить, что произошли заметные изменения в вещании - были заменены форматы некоторых старых передач, акцент стал делаться на информационные жанры, трансформировалась роль писателя у микрофона. В начале 1990-х годов авторы, выступавшие долгие годы по PC и читавшие свои книги перед микрофоном PC с надеждой быть услышанными своей аудиторией и без надежды увидеть свои произведения изданными в СССР, наконец-то были напечатаны в новой России. Начало 1990-х было периодом радикальных перемен, «перестройки» в Советском Союзе и на PC, конкуренции с развивающимися российскими средствами массовой информации, прямой взаимосвязи со слушателями, появления новых технологий, возможности впервые работать с журналистами непосредственно в России и открывать корпункты в регионах.

Анализ социокультурной роли PC актуален как для обретающей свою новую идентичность современной России, так и для всего русскоязычного пространства глобального информационного мира. Особый интерес для автора представляет исследование взаимосвязей журналистской работы писателя в эфире и его литературной деятельности, а также трансформации отношения авторов, руководства и постоянных гостей радио к миссии PC.

Степень научной разработанности

До перестройки в подавляющем большинстве опубликованных работ вещание PC рассматривалось в рамках антисоветской политики империализма и, вследствие этого, получило одностороннее освещение. Автором были изучены монографии-А.Ф. Панфилова2, В.Н. Ярошенко3,

Указ Б. Ельцина от 27 августа 1991 г. предписывал «разрешить дирекции независимой радиостанции открьпъ постоянное бюро в Москве с корреспондентскими пунктами на территории РСФСР». 4 октября 2002 г. В. Путин отменил этот указ, но его отмена практического значения не имела, поскольку радиостанция действует в России не на основании указа, а на основании закона «О средствах массовой информации».

2 Панфилов А.Ф. Радио США в психологической войне. - М., 1967; Панфилов А Ф За
кулисами «Радио Свобода». - М., 1974 и др. '

Ярошенко В.Н. Подрывная радиопропаганда//Вести. Моск. ун-та Сер 10 Журналистика.-1977.-№1;ЯрошенкоВ.Н.Черныйэфир.-М,198бидр. '

В.Е. Голованова и других советских исследователей американского международного вещания. Показательной иллюстрацией разрыва между публичным интересом к теме и исследовательской ее необеспеченностью, служит то, что, когда в 2004 г. в Стэнфордском университете проходила первая международная конференция по истории иностранного радиовещания в годы холодной войны, важнейшую тему - русскоязычное вещание на Советский Союз - представлял историк Владимир Тольц, более двадцати лет проработавший на PC. Диссертация о PC, охватывающая и монографии советских исследователей, и официальные правительственные документы США, и меморандумы отдела анализа вещания PC, появилась в 1995 году и была подготовлена на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова СБ. Бережковой2. Акцент в работе сделан на сопоставлении PC с другими радиостанциями в системе международного радиовещания на русском языке в период с 1988 по 1994 годы.

Для постановки и раскрытия темы диссертации автором были изучены современные работы по истории вещания PC: книга старейшего сотрудника PC американца Джина Сосина «Искры Свободы. Воспоминания ветерана радио», которая представляет первую на русском языке документально подтвержденную историю PC3; исторический аудиоцикл «Полвека в эфире»4 Ивана Толстого, историка русской эмиграции, сотрудника радио, а также его статья «Радио Свобода», готовящаяся к публикации в сборнике «Урочища памяти» в Париже, и каталог выставки «Писатели у микрофона»5; статьи Владимира Тольца и его доклад «Иностранное радиовещание на Советский Союз. Взгляд из

гтплТ//ТВ В'Е- Видимые и невидимые каналы (внешнеполитическая пропаганда США) // Телевидение и радиовещание. - 1973. - №10; Голованов В.Е. Визит в «Голос Америки» // Советское радио и телевидение. - 1968. - №11 и др.

Бережкова СБ. «Радио Свобода» в системе международного радиовешания на русском языке (1988-1994): автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук. -М.,

JCochh Дж. Искры Свободы. Воспоминания ветерана радио / пер. с английского Ольги Поленовой и Ивана Толстого // .

Полвека в эфире // .

'Толстой И. Писатели у микрофона. Каталог выставки. - Прага: Славянская библиотека, 2003.

Кремля» .

Теоретической базой исследования стали работы по теории и истории радио П.С. Гуревича, Д.И. Любосветова, В.Н. Ружникова, И.Н. Тхагушева, А.А. Шереля2, труды исследователей зарубежных моделей аудиовизуальных СМИ - СИ. Беглова, Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой . В осмысление роли глобальных информационных сетей и изменившейся роли иновещательных корпораций в мире внесли и вносят свой вклад такие зарубежные и российские ученые, как Я.Н. Засурский, Л.М. Землянова, М. Прайс, В.В. Орлова4, о современной практике иновещания размышляют Л.Д. Болотова, А.Г. Быстрицкий5 и американские исследователи6. Трансформационные процессы советского и

Владимир Тольц. Иностранное радиовещание на Советский Союз. Взгляд из Кремля (1945-1960-е гг.). Доклад был прочитан на «Астафьевских чтениях» в ноябре 2008 г. Рукопись любезно предоставлена автором.

Гуревич П.С, Ружников В.Н. Советское радиовещание: страницы истории. - М., 1976; Любосветов Д.И. Основные виды радиовещания // Основы радиожурналистики' Учеб. пособ. - М., 1984; Ружников В.Н. Радиовещание в системе средств массовой информации и пропаганды // Журналистика в политической структуре общества / под ред. Я.Н. Засурского. - М., 1975; Ружников В. Н. Лекции по истории отечественного радиовещания 1895 - 2001 гг.: учеб. пособие. - М., 2002; Тхагушев И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 1995; Тхагушев И.Н. Специфика радиовещания в системе СМИ // Основы радиожурналистики. - М., 1984; Шерель А А Там, на неведомых подмостках: Радиоискусство: проблемы истории и теории, 1922-1941. - М., 1993; Шерель А.А. Радио на рубеже двух веков. Организационные и творческие тенденции развития. - М„ 2003; Радиожурналистика: учебник / под ред А.А. Шереля. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2005 и др.

Беглов СИ. Монополии слова. - М., 1972; Засурский Я.Н. Искушение свободой Российская журналистика: 1990-2004. - М., 2004; Журналистика в буржуазном обществе / под ред. Я.Н. Засурского. - М., 1976; Журналистика на перепутье. Опыт России и США / под ред. Е.Л. Вартановой. - М., 2006 и др.

LMeSHoP0JIHM жУРналистика в многополярном мире / под ред. Я.Н. Засурского -М., 2008; Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика Іеоретические концепции, проблемы, прогнозы. -М.( 1995; Монро Э. Прайс Масс-медиа и государственный суверенитет. - М., 2004; Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. - М., 2003 и др.

5 Болотова Л.Д. Иновещание в России // Радиожурналистика, учебн. / под ред А А
Шереля. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2005; А.Г. Быстрицкий. Интеллигенция России в
период обвала советской системы. - Германия, 1991 г. и др.

6 Gibson R. Radio and Television Reporting. - New-York, 1991; Head S. Broadcasting in
Amenca. - Boston, 1976; Emery W. National and International Systems of Broadcasting.

российского радио, которые помогают вписать в этот контекст перемены в стратегии и редакционной политики PC, анализируются в публикациях А.Г. Качкаевой, Л.Д. Болотовой, В.А. Сухаревой1. Анализ современной теории и практики радиожурналистики проведен в двухтомнике коллектива авторов под редакцией Г.А. Шевелева2. В монографии А.А. Шереля «Аудиокультура XX века» анализируются различные направления этого культурного феномена, в том числе становление публицистического и художественного радиовещания как одной из форм звукового отражения действительности XX века3. Интерес представляет диссертация В.В. Барабаша «Тема культуры в эфире государственного радиовещания постсоветской России»4, в которой культурная проблематика затрагивается в широком социальном и общественно-политическом контексте. Анализу творчества писателей XX века посвящены исследования Н.А. Богомолова и Е.Ю. Скарлыгиной5.

Their History, Operation and Control. - Ann Arbor, 1969; Matelski M. Broadcast Programming and Promotions Work-text. - Boston: Focal Press, 1989; Mayeux P.E. Broadcast News Writing and Reporting. -New-York: McGraw-Hill, 1996; Johnson, A. Ross and R. Eugene Parta, eds. Cold War Broadcasting: Impact on the Soviet Union and Eastern Europe. - New York: Central European University Press, 2010.

Качкаева А.Г. Телеиндустрия: диффузия жанров и эволюция форматов // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. - М, 2009; Качкаева А.Г. 50 лет в авангарде науки о телевидении и радиовещании. Материалы юбилейной конференции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2009. - № 4; Болотова Л.Д. Радио «перестройки и гласности» (1985-1991); Отечественное радиовещание в условиях рынка (1991-2002) // Радиожурналистика, учебн. / под ред. А.А. Шереля. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2005; Болотова Л.Д. Современное радиовещание: проблемы, тенденции, перспективы. Программа спецсеминара // Программы дисциплин специализаций «Телевидение и радиовещание». Раздел. Радиовещание. - М„ 2006; Сухарева В. А. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985 -1997 гг.) // Отечественное радио в современных условиях, сб. Статей / под ред. А.А. Шереля и В.В. Гаспаряна. -М., 1998; Сухарева В.А. Система отечественного радиовещания в процессе социально-экономической трансформации (1990-2005): автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук. - М., 2006 и др.

Ключи к эфиру: В 2 кн. Кн. 1. Радиожурналист и политика / под ред. Г.А. Шевелева -М., 2007; Ключи к эфиру: В 2 кн. Кн. 2. Основы мастерства: Опыт, практические советы / под ред. Г.А. Шевелева. - М., 2007.

Шерель А.А. Аудиокультура XX века. - М., 2004.

Барабані В. В. Тема культуры в эфире государственного радиовещания постсоветской России: автореф. дис. на соиск. уч. степ, д -ра. филолог, наук. - М., 2006.

'Богомолов Н. А. «Красавица моя, вся стать...»: Александр Галич и Борис Пастернак // Галич: Новые статьи и материалы. - М., 2009; Богомолов Н.А. От Пушкина до

Объект исследования - литературные и публицистические программы русскоязычных писателей в эфире русской службы PC.

Предметом исследования являются жанровое своеобразие, особенности содержания программ и рубрик литературного вещания PC.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1953 г. по 2010 г. Особое внимание уделяется современному периоду вещания PC (1990-2010 гг.), который никогда ранее не исследовался, в том числе и в контексте русской литературной традиции.

Цель исследования состоит в определении жанрово-тематических и стилевых особенностей вещания PC в контексте сохранения русской литературной традиции на примере выступлений писателей-сотрудников PC у микрофона, выявление взаимосвязей между их работой в эфире и литературной деятельностью.

В своей гипотезе автор исходит из предположения, что, несмотря на информационные и идеологические барьеры, на драматические судьбы писателей-эмигрантов, восприятие образа PC как вражеского радио в СССР в течение многих лет, радиостанция выполняла культурную миссию, сохраняла литературное наследие лучших писателей XX века, предъявляло их через эфир стране и миру, способствовало развитию современного литературного процесса, а также создавало уникальную редакционную среду. Таким образом, литературное вещание PC можно считать не только частью истории радио, но и звуковым отражением истории второй половины XX века.

На основе предложенной гипотезы определены конкретные задачи диссертационной работы:

- систематизировать программы из архива русской службы PC с
точки зрения их вклада в сохранение, поддержку и распространение
литературы русского зарубежья;

- выделить основные этапы развития русской службы PC в контексте
работы литераторов разных волн эмиграции;

Кибирава: Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. - М. 2004- Е Ю

э^Г^^^Д^ГЛ0^годов и <вд —^

ун-та, Сер. 10, Журналистика. - 2009. - №1 и др.

- выявить основные темы и жанры программ с участием писателей-
эмигрантов и особенности работы писателя у микрофона;

- проанализировать значение PC в самореализиции русских
писателей-эмигрантов на Западе;

показать, как через PC осуществлялась связь эмигрантов первой, второй и третьей волн эмиграции с отечественной аудиторией;

исследовать отношение писателей-эмигрантов к происходящему в Советском Союзе через эфир;

проследить основные тенденции современного вещания PC, их связь с исторической традицией станции, миссией и программной политикой;

указать основные направления современного развития PC.

Методология и методы исследования. В основу методологии исследования положены принципы историзма, системности и комплексности. Методы исследования включают системный подход, фактологический и исторический анализ, сравнительный и типологический анализ. В исследовательских целях организованы и проведены интервью с сотрудниками, авторами и гостями PC, выступающими в эфире. Определению специфики работы московского бюро станции способствовали собственные наблюдения автора в период работы корреспондентом PC.

Эмпирическую базу исследования составили:

- звуковой архив программ в штаб-квартире PC в Праге
охватывающий период с 1953 по 1988 г. Было прослушано и
проанализировано более 50 программ с участием писателей русского
зарубежья;

- тексты программ PC, опубликованные на сайтах PC;

- более 30 интервью автора с сотрудниками PC, писателями и
публицистами, руководством и постоянными гостями радио, которые
легли в основу научного анализа, проведенного в диссертации.

Научная новизна исследования

В работе впервые исследуется эфир PC в контексте наследия литературы русского зарубежья. До сих пор не было предпринято попыток проанализировать разные периоды вещания программы PC с участием писателей-эмигрантов. Впервые анализируется современный период вещания PC и прослеживается трансформация вещания PC на протяжении всей его истории, систематизируются программы из аудиоархива по темам и жанрам. Большинство текстов передач с участием писателей-сотрудников PC, имеющих историческую и литературоведческую ценность, воссозданы автором по архивным звукозаписям, проанализированы и опубликованы впервые. Среди них: беседы критиков русского зарубежья Георгия Адамовича и Владимира Вейдле, выступления Бориса Зайцева и Гайто Газданова, воспоминания Иосифа Бродского об Анне Ахматовой, первое интервью Александра Галича в Америке, радиоэссе для программы «Писатели у микрофона» Василия Аксенова, Сергея Довлатова, Владимира Войновича, Владимира Максимова, Виктора Некрасова и других писателей. Выбирая программы для исследования, автор прежде всего руководствовался их значимостью для сохранения и продолжения русской литературной традиции вне России.

Положения, выносимые на защиту:

- Значение PC в развитии русской писательской традиции за
рубежом важно для всей русскоязычной аудиокультуры XX века. PC
впервые знакомило советскую аудиторию с литературой русского
зарубежья, накопившейся за несколько десятилетий и не публикуемой в
Союзе. Эфир PC помог сохранить наследие литературы русского
зарубежья.

PC стало своеобразным летописцем русской литературной жизни второй половины XX века вне метрополии и стимулировало литературную жизнь эмиграции, предоставляя свой микрофон писателям в изгнании, способствовало их самореализации на Западе.

Эфир PC отражает отношение эмигрантов к происходящему на родине, раскрываются общественно-политические и философские позиции писателей-эмигрантов, выявляются идеология и взгляды на литературу.

Литературные программы и рубрики PC стали одной из форм искусства звукового отражения действительности, демонстрируя жанровое разнообразие, использование звуковых средств

выразительности, характерных для радиоискусства.

- На протяжении всего периода существования PC прослеживается
уникальная для радио социокультурная линия, превращенная в принцип
программирования, тесная связь литературной деятельности писателей с
их работой в эфире. На PC программы о литературе и искусстве
практически невозможны без социального подтекста.

- Трансформация структуры эфира PC отражает социально-
политические события в стране, а также иллюстрирует изменение
отношения авторов, руководства и постоянных гостей радио к роли PC в
современном информационном пространстве России. Трансформация
роли писателей у микрофона в последние годы связана не только с
изменившимися идеологическими установками, но и условиями работы:
современные авторы PC - не эмигранты, они не используют эфир для
трансляции своего литературного творчества, но сохраняют
социокультурную линию, нормы русского языка, интеллигентную
интонацию.

- Социокультурная драма PC заключается в том, что в 2000-х годах
оно перестало следовать за слушателями - раньше PC стремилось их
вести за собой, в 1990-х быть вместе с ними, а в последние годы
перестало следовать за аудиторией, которая не только получила
возможность информационного выбора, но и стала потребителем более
удобного для получения и легкого для восприятия развлекательного
массового контента.

- PC несомненно является социокультурным феноменом в
современном информационном пространстве и в силу истории, и в силу
генезиса, и в силу особенностей авторов, редакции и аудитории, и в силу
того, что это русское радио, вещающее из-за границы. Современное
положение PC можно было бы определить так: это одна из немногих
общественно-политических радиостанций, не пропагандирующих
интересы власти и не заинтересованных в развлекательном вещании, в
каком-то смысле выполняющая в российском информационном
пространстве функцию общественного радио без рекламы, с
общекулътурными традициями соблюдения языка. Линия непрерывности,
специфической интонации, культурная, литературная, гуманитарная
традиции остаются на PC.

- Цифровизация меняет жизнь традиционного радио. Оцифровка
звукового архива актуализирует историческое содержание программ PC,
мультимедийные технологии позволяют визуализировать контент,

добавлять контекстную и справочную информацию, создавая ретроспективу и объем звуковьш программам. Старые записи получают новое звучание, а новые передачи и рубрики приобретают литературно-историческую ценность.

Научно-практическая значимость исследования определяется возможностью использовать материалы диссертации в учебных курсах, а также в работах, посвященных истории русского зарубежья и вещанию иностранных станций на русском языке. Поскольку автор впервые подвергает анализу многие тексты, которые ранее не публиковались, материалы диссертации могут представлять интерес как для работников СМИ, так и для преподавателей и студентов высших учебных заведений. Также работа является вкладом в понимание истории PC в контексте русских литературных традиций и современного русского литературного пространства. Основные положения диссертации могут быть интересны литературным критикам, работающим в сфере современной словесности.

Апробация работы. Основные положения диссертации были опубликованы в ряде научных статей, представлены на международных научных конференциях, а также в московском и пражском бюро русской службы «Радио Свобода». Отдельные положения диссертации использовались автором во время проведения семинарских занятий на кафедре телевидения и радиовещания на факультете журналистики МГУ.

Похожие диссертации на Социокультурный феномен "Радио Свобода" в информационном пространстве современной России