Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Радиорепортаж в программах местного вещания Григорова Лилия Викторовна

Радиорепортаж в программах местного вещания
<
Радиорепортаж в программах местного вещания Радиорепортаж в программах местного вещания Радиорепортаж в программах местного вещания Радиорепортаж в программах местного вещания Радиорепортаж в программах местного вещания Радиорепортаж в программах местного вещания Радиорепортаж в программах местного вещания Радиорепортаж в программах местного вещания Радиорепортаж в программах местного вещания Радиорепортаж в программах местного вещания Радиорепортаж в программах местного вещания Радиорепортаж в программах местного вещания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Григорова Лилия Викторовна. Радиорепортаж в программах местного вещания : 10.01.10 Григорова, Лилия Викторовна Радиорепортаж в программах местного вещания :на примере Ставропольского краевого радио : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 Ростов-на-Дону, 2007 160 с., Библиогр.: с. 152-160 РГБ ОД, 61:07-10/1883

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Шинципы организации и взаимодействия центрального и местного радиовещания 13

1.1. Особенности функционирования Центрального радио 13

1.2. Становление Ставропольского краевого радио 18

ГЛАВА 2. Теоретические основы радиорепортажа 49

2.1. Жанровые особенности радиорепортажа 49

2.2. Роль автора в радиорепортаже 71

ГЛАВА 3. Эволюция репортажа как жанра радиожурнали стики на ставрополье 90

3.1. Становление радиорепортажа на Ставропольском радио 90

3.2. Творческая мастерская радиорепортера 114

Заключение 144

Список литературы 152

Введение к работе

Ставропольское краевое радио прошло в своем развитии долгий и сложный путь. Сегодня оно входит в состав Государственной телерадиовещательной компании «Ставрополье», которую хорошо знают жители Ставропольского края, соседних республик, краев, областей. ГТРК «Ставрополье» - это объединение ведущих электронных средств массовой информации, таких, как Пятигорская и Ставропольская краевые студии телевидения, радиостанции «Пятая вершина» и Ставропольское краевое радио.

ГТРК «Ставрополье» занимает лидирующие позиции среди региональных телерадиокомпаний России по многим позициям: творческому потенциалу, техническому оснащению вещательных комплексов, объемам и качеству телевизионных и радиопередач. Сильный творческий коллектив и богатый профессиональный опыт журналистов и сотрудников - главные факторы, влияющие на высокие конечные результаты. На предприятии работают более 20 заслуженных работников культуры РФ, за большой вклад в развитие телерадиовещания 15 человек удостоены высоких государственных наград. Лучшие работы сотрудников, в том числе и радиожурналистов, отмечены наградами престижных международных, всероссийских и региональных конкурсов.

Среди подразделений ГТРК «Ставрополье», краевых печатных и электронных СМИ Ставропольское краевое радио прочно занимает позиции самого оперативного. Оно приобрело репутацию популярного и достоверного источника информации. Несмотря на бурное развитие телевидения, негосударственных и коммерческих радиостанций, увеличение количества печатных изданий, оно продолжает занимать важное место в жизни ставропольцев. Его потенциальная слушательская аудитория с учетом близлежащих республик и областей составляет пять миллионов человек. Отличительной чертой Ставропольского краевого радио многие годы считается сохранение лучших традиций прошлого, именно поэтому ему удается удерживать широкую слушательскую аудиторию и оказывать большое влияние на формирование об-

4 щественного мнения. Ставропольское краевое радио завоевало популярность у слушателей сразу после своего выхода в эфир. Это, в первую очередь, связано с его доступностью самым разным слоям населения. Но несмотря на то, что Ставропольское краевое радио оказало большое влияние на становление и развитие журналистики всего Северного Кавказа, его роль в системе региональных СМИ изучена недостаточно. В стороне'от исследователей остались исторические аспекты развития Ставропольского радио, внесшего определенную лепту в летопись Ставрополя и Ставропольского края.

Актуальность темы. Проблемы изучения возникновения и развития жанров, их использования в работе журналистами в СМИ, в том числе на радио, являются актуальными в наше время. Это связано с тем, что в последнее время со страниц газет и из эфира не только краевых, но и российских радиостанций и изданий исчезает жанр как таковой. Он подменяется понятием «текст». В результате проигрывают слушатели и читатели, ведь информация им преподносится однообразно. Это связано с необходимостью оперативной работы в информационной службе, снижением профессионализма журналистов. Многие годы ученые и практики ведут споры о специфике жанров, особенно репортажа. Проводятся конференции на уровне страны, читаются доклады в Национальном институте прессы. И все-таки нередки случаи, когда в эфире материал преподносится как репортаж, а звучит интервью или беседа. Практика показывает, что уход от работы в рамках того или иного жанра делает радиопрограммы одноликими. Это подтверждает и практический опыт, приобретенный автором данного исследования за годы работы в качестве старшего редактора в ГТРК «Ставрополье» и собственного корреспондента радиокомпании «Голос России».

История Центрального радиовещания и процессы функционирования радиожанров всегда привлекали исследователей. Гораздо меньшее внимание уделялось истории местного вещания на уровне краевого, областного радио. Это объясняется малочисленностью исследовательских сил, неполнотой архивов местных комитетов или их полным отсутствием, сложностью изучения

5 звукового материала. В то же время «роль исторического знания резко возрастает в периоды радикальных общественно-политических перемен, которые заставляют пристальнее вглядываться в прошлое с тем, чтобы объяснить настоящее и прогнозировать будущее», - утверждал Е.Корнилов. По его мнению, «познание исторического опыта требует того, чтобы были стерты «белые пятна», охватывающие целые периоды и пласты культуры, чтобы критерием оценок стало всестороннее и объективное знание» [22, с. 16]. Это общеметодологическое направление можно конкретизировать, исследуя, в частности, жанры. Так как «изучение жанров, - считает В.Смирнов, -имеет не только практический, но и историко-теоретический интерес, так как они представляют собой одну из важнейших категорий в сфере творчества. История жанров - это история вещания, их теория - квинтэссенция понимания природы вещания, сущности общения в эфире. В современном эфире появились новые формы вещания, используется интерактивность общения с аудиторией, происходят модификации радиожанров в русле основных тенденций развития радиовещания. Поэтому необходимость осмысления этих процессов с учетом прежнего опыта делает исследование, самой жанровой системы и отдельных жанров еще более актуальными» [57, с. 4].

Этим определяется актуальность данного исследования: в нем изучается история становления Ставропольского краевого радио в контексте развития Центрального радио под своеобразным углом - через зарождение, функционирование радиорепортажа как жанра, вбирающего в себя многие аспекты особенностей радиопублицистики. Исследуя радиорепортаж, автор раскрывает особенности работы радиорепортеров в местных условиях. Использование достижений науки и техники, внедрение передовых технологий позволили постепенно расширить информационное пространство вещания, а рост профессионального мастерства радиожурналистов - привлечь слушательскую аудиторию. Это, в свою очередь, привело к тому, что радио постепенно вышло за пределы одного города и превратилось в СМИ краевого масштаба. Преобразования в жизни общества, экономические и политиче-

ские условия развития страны естественным образом накладывали отпечаток на информационную политику Ставропольского радио: тематику материалов, их содержание, форму подачи, использование радиожанров. Исследование истории развития Ставропольского радио позволит дополнить общую картину истории становления Центрального вещания и определить место радиорепортажа в процессе его развития.

Степень изученности темы - жанр радиорепортажа (его история, теория, практика функционирования) изучен в отечественном радиоведении довольно обстоятельно. Этому жанру посвящены книги, сборники, статьи. Следует назвать диссертацию К.Г. Хараидзе «Репортаж как жанр советской радиопублицистики» (М., 1984), книгу В.Л.Щербатюка «Радиорепортаж» (М, 1970), сборник «Радиорепортаж» (М., 1967).

Среди основных работ - книги В.В.Смирнова «Жанры радиожурналистики» (М., 2002), и «Жанровая система радиожурналистики» (Ростов-на-Дону, 2006), радиожурналистов-практиков М. Фролова «Репортер у микрофона» (Л., 1966), Л. Маграчева «Сюжеты, сочиненные жизнью» (М, 1972), А. Ревенко «Заповедное слово» (М, 1975). Проблемам современного радиорепортажа посвящена книга К.Ю. Новикова «Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке» (М., 2005). Все эти работы строились на материалах Центрального (Всесоюзного) радио. Функционирование радиорепортажа в программах местного вещания практически не изучалось. Поэтому указанные работы служат важной основой для исследования радиорепортажа в программах местного радио (Ставропольского). Контекст местной программы, условия работы журналиста оказывают заметное влияние на творческий процесс. Они не меняют функциональную суть радиорепортажа, но сказываются на его содержании.

Шесть лет назад, к 75-летию краевого радио, была предпринята первая попытка исторического описания развития вещания на Ставрополье. Ее итогом стал выпуск сборника «Люди. Годы. Эфир», в основе которого лежат воспоминания ветеранов. Ввиду личной вовлеченности авторов в описы-

7 ваемые ими события, этот сборник потребовал критического анализа и переосмысления. Были изучены также газетные публикации, посвященные творчеству радиожурналистов.

Цель диссертации - проанализировать на уровне современных теоретических и практических знаний начальные этапы становления, развития радиорепортажа в программах Ставропольского радио, его влияние на вещание в целом.

Отсюда вытекают основные задачи исследования:

  1. выявить основные этапы эволюции Ставропольского краевого радио до 1970 года в контексте Центрального радиовещания;

  2. проанализировать влияние коммуникационных технологий на расширение его информационного пространства;

3) выявить основные жанры, используемые ставропольскими радио
журналистами в своей работе до 1970 года;

4) раскрыть процесс зарождения радиорепортажа на Ставропольском радио;

  1. составить классификацию радиорепортажа звучавшего в эфире Ставропольского краевого радио, структуру и композицию, степень популярности у слушательской аудитории;

  1. показать творческие особенности деятельности первых радиорепортеров Ставрополья.

Объектом исследования в данной работе является становление и развитие Ставропольского краевого радио в период с 1950 по 1970 год.

Предмет исследования - динамика функционирования радиорепортажа в контексте развития Ставропольского краевого радио и обусловленность процесса его зарождения под влиянием расширения технических возможностей вещания, условий общественно-политической жизни и повышения профессионализма и мастерства радиожурналистов.

Методологическая основа диссертации и методы исследования. В диссертационной работе автор опирается на фундаментальные исследования

8 в области истории и теории журналистики. Это труды А.И.Акопова, Е.В. Ахмадулина, Б.И. Есина, Г.В. Жиркова, Е.А. Корнилова, А.В. Кузнецова, А. Лучинского, А.И. Станько и др. Крупнейшие работы по истории и теории публицистики: С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохорова, М.И. Стюфляевой, В.В. Ученовой и др. А также основополагающие труды по истории и теории радиожурналистики Ю.Д. Бараневича, Т. Васильевой, Ю.В. Дубровина, В.Г. Ковтуна, Ю.А. Летунова, Т.В. Лебедевой, В.Н. Ружникова, В.В.Смирнова, И. Триккеля, А.А. Шереля и др. Они и определили методы и принципы исследования.

Методы исследования. В диссертации использовался широкий спектр общенаучных методов:

  1. историко-теоретический;

  2. типологический;

  3. сравнительно-описательный;

  4. статистический;

  5. биографический метод с целью анализа вклада журналистов-репортеров в формирование и динамику развития радиорепортажа на Ставропольском радио.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1926 по 1970 год. Непосредственно радиовещание в Ставрополе началось в 1926 году. Однако с 1920 года работал радиотелеграф, когда информация передавалась с помощью азбуки Морзе. Именно тот период, по убедительному мнению В.Н. Ружникова, служил важной предпосылкой появления радиотелефона, когда в эфире стали звучать речь и музыка. В эфире звучали «Радиовестники РОСТА», с помощью которых передавалась и распространялась информация из Москвы и которые послужили основой для освоения газетных жанров, прошедших затем стадию трансформации в эфире. Главной особенностью этой трансформации стало освоение специфики звучащего слова. Этот период очень важен также и тем, что в годы работы радиотелеграфа стали проявляться репортажные элементы в информационных текстах.

1970 год - время, когда заканчивается становление Ставропольского радио, когда на местном вещании были освоены все жанры и формы радиожурналистики, в том числе и радиорепортаж.

Эмпирический материал и характеристика источников. Основой для изучения Ставропольского вещания послужили микрофонные материалы, которые хранятся в Ставропольском краевом государственном архиве и архиве Ставропольского радио, а также различные отчеты о работе радио. Эти документы содержат значительный пласт информации, во многом раскрывающий процесс становления форм и жанров работы на радио, специфику местного вещания на различных этапах его функционирования. Особую ценность представляют папки с микрофонными материалами. Эти тексты раскрывают тематику, проблематику передач, язык, способы обращения к слушателям. Они дают наглядную характеристику исследуемого отрезка времени. Эти тексты представляют значительный интерес для историков, занимающихся изучением становления и развития Советского государства, так как в радиопередачах, как и в текстах газет, проявляются характерные черты эпохи. Подшивки газет «Ставропольская правда», «Вечерний Ставрополь», «Телекурьер» также были одним из важных источников для сбора эмпирического материала. Они представляют ценный пласт информации, помогающий осмыслить, описать и упорядочить информацию о становлении местного вещания, а в его контексте - радиорепортажа. Большим подспорьем явились материалы бесед автора с ведущими радиожурналистами, помогающие представить живую картину работы радио в 60-70 годы и раскрыть творческую лабораторию радиожурналиста, специфику подготовки и выдачи в эфир радиорепортажа. Автор опирался также на собственный опыт работы на радио, стаж которой составляет шесть лет.

Научная новизна данной диссертации состоит прежде всего в том, что в ней предпринята первая попытка научного рассмотрения становления радиорепортажа в контексте развития Ставропольского краевого радио. Мно-

10 гие конкретные материалы (документы, газетные публикации) вводятся в научный оборот впервые.

Работа, посвященная функционированию местного (ставропольского) вещания, может служить методологической основой для изучения местного радио в других регионах страны.

Положения, выносимые на защиту:

1. С первых дней существования Ставропольского вещания, в том чис
ле и в радиотелеграфный период, оно находилось в полной зависимости от
центральных органов управления: партийных, профессиональных, ведом
ственных - модели вещания, его объем, формы взаимодействия с аудито
рией. Государство уделяло большое внимание укреплению материально-
технической базы радио в стране с полуграмотным населением.

2. В 1926 году Ставропольское краевое радио начинает не только
принимать передачи из других городов, но и осуществлять трансляцию соб
ственными силами. Сбор вещательного материала, а также передача его в
эфир: чтение докладов, лекций, радиогазет, звучание концертов осуществля
лись радиоцентром.

  1. В процессе эволюционного развития расширялся жанровый диапазон. От радиособраний, радиоперекличек, радиолекций до корреспонденции, интервью и радиорепортажа, который стал одним из популярных жанров в 50-60-е годы - таков путь местного вещания.

  2. Процессы, происходящие в обществе в 50-60-е годы, отражались на языке, стиле, тональности радиорепортажа. Они заметно повлияли на его содержание, композицию, эмоциональную подачу материала.

  1. В 50-60-е годы на Ставропольском краевом радио звучали два основных типа радиорепортажей: постановочный (студийный) и репортаж с места события.

  2. Рост профессионального мастерства сотрудников Ставропольского краевого радио, накопление опыта повлияли на улучшение качества радиоре-

портажей и позволили этому жанру занять достойное место в программах вещания, стать одним из самых популярных.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе журналистов-практиков, особенно начинающих журналистов, осваивающих азы радиорепортажа, а также в преподавании учебных курсов «История отечественной радиожурналистики», специального курса, посвященного изучению местного вещания, в частности на Северном Кавказе, и при подготовке учебно-методической литературы.

Апробация исследования. Результаты исследования нашли отражение в семи работах, опубликованных в Краснодаре, Пятигорске, Ставрополе, в том числе в двух изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Автор регулярно принимал участие в работе межрегионального семинара «TEXTUS» (2003-2005гг.) под руководством профессора К.Э. Штайн в Ставропольском государственном университете, где представлял результаты исследования, посвященного истории становления Ставропольского краевого радио, развитию и функционированию радиожанров в программах местного вещания.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из трех глав, каждая из которых разбита на два параграфа, а также введения, заключения, перечня литературы и источников.

В первой главе рассматриваются условия становления Ставропольского радио, описаны его периоды, выявляются процессы становления жанра радиорепортажа.

Вторая глава посвящена вопросам теории радиорепортажа, его функциональным жанровым особенностям, связанным с изменениями в работе отечественного вещания, зависящими от политической жизни в стране.

Третья глава раскрывает процесс функционирования радиорепортажа в контексте изменения задач вещания, представлена творческая мастерская репортеров краевого радио.

12 В заключении работы обобщены результаты проведенного исследования, сформулированы выводы и даны некоторые рекомендации по использованию жанра радиорепортажа в современных условиях.

Особенности функционирования Центрального радио

Прежде чем охарактеризовать период становления Ставропольского краевого радио, следует рассмотреть социальные предпосылки возникновения радиокоммуникации и некоторые особенности ее функционирования в СССР. Ведь «верное понимание принципа историзма связано с установлением предпосылок предмета, познанием его предыстории. Поскольку каждое новое явление не начинается на пустом месте, не рождается из ничего, а всегда развивается на основе, созданной всем предшествующим развитием» [22, с.35].

Радиовещание зарождалось в непростой исторический период для всей страны. После Октябрьской революции 1917 года на информационном пространстве бывшей Российской империи строился новый тип системы журналистики для идеологического инструмента диктатуры пролетариата. «Новая система создавалась на основе ленинского видения социалистической журналистики, отраженного в статьях «О характере наших газет», «Очередные задачи Советской власти» и многих других, а также в постановлениях Центрального комитета коммунистической партии» [1, с.75].

Особенности первого периода радиовещания вытекают из специфики тех задач, которые стояли перед принципиально новым средством массовой информации. В первую очередь эти задачи определялись реальными политическими, социальными и экономическими условиями жизни. «Это - развал экономики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего почти поголовная неграмотность двух «правящих классов» - рабочих и крестьян, которым были обещаны неограниченные права и обязанности в управлении государством, а следовательно, и неограниченные возможности своего политического и культурного развития» [45, с. 35]. Рост политического самосознания трудящихся масс был невозможен без хорошо отлаженной информированности масс обо всех важнейших событиях в стране и за рубежом.

Советская власть быстро оценила достоинства радио как средства связи, а главное - как средства пропаганды, агитации, организации масс. Радиофикация стала одной из важнейших практических задач для молодой Советской республики, такой же, как и план электрификации страны. Ставропольское краевое радио на протяжении 1920-1970 гг. развивалось как неотъемлемая часть системы советского радиовещания. Отсюда вытекало и монопольное положение Центрального радио и радиоцентров на местах: в советское время альтернативы государственному радио просто не существовало. При авторитарном государственном строе доминирующими были пропагандистская, агитационная и организационная функции радиовещания, направленные в первую очередь на формирование общественного мнения, пропаганду решений партии, на практическое претворение в жизнь ее планов. Центральное и местное радио создавало «информационный продукт», адресованный разным слоям населения, различным возрастным группам. В эфир выходили отдельные передачи для детей, юношества, молодежи, для людей разных профессий, увлечений. Радио выполняло задачи, которые ставила перед ним партия, отсюда в разное время была характерна расстановка разных акцентов, доминирование разных тем передач. Поэтому правомерен взгляд исследователей, которые рассматривали историю советского радиовещания как сложный процесс, всесторонне обусловленный особенностями развития Советского государства.

Историю Ставропольского радиовещания следует рассматривать исходя из конкретно-исторической периодизации, связанной с развитием Советского государства, и вместе с тем с учетом технических и функциональных возможностей местного радио.

Передачи краевого радио были частью огромного пропагандистского аппарата, они носили ярко выраженную агитационную направленность, преследовали главную цель - вовлечь слушателей в сферу важнейших событий политической, экономической, культурной жизни страны.

Интерес к истории российского радиовещания обозначился в 1960-х гг. XX века. В это и последующее время были опубликованы работы А. Воробьева, П. Гуревича, В. Дубровина, Ю. Летунова, В. Ружникова и некоторых других исследователей. Они предлагали разные подходы к периодизации развития радио. Например, Ю.А. Летунов за основу взял наиболее характерные для различных периодов тенденции в развитии документальной радиожурналистики и, опираясь на них, разделил историю советского радиовещания на шесть периодов: 1917-1922 гг. - становление советского радиовещания и зарождение документальных передач; 1922-1929 гг. - начальный период документального радиовещания; 1929-1934 гг. - утверждение форм и жанров документального радиовещания; 1934-1941 гг. - расширение масштабов, повышение оперативности радиодокументалистики; 1941-1945 гг. - документальное вещание в годы Великой Отечественной войны; 1946-1961 гг. - совершенствование техники звукозаписи, развитие на ее основе новых форм и жанров документальной радиожурналистики [26, с.18-19].

Становление Ставропольского краевого радио

Прежде чем рассматривать функционирование радиорепортажа в программах Ставропольского радио, следует, на наш взгляд, глубже рассмотреть специфику этого жанра, проявление его жанровых особенностей в процессе исторического развития. Такой историко-теоретический подход позволит увидеть специфические черты радиорепортажа и создаст необходимую базу для изучения местного материала, тем более что для выявления наиболее важных теоретических черт мы используем радиорепортажи, прозвучавшие по ставропольскому радио.

Радиостанции в различных городах СССР строились в разное время, но по мере роста технических возможностей их вещание ориентировалось на московские модели вещания и к началу 30-х годов начали складываться не только принципы взаимодействия Центрального и местного вещания, но и общие основы программирования и учета дифференциации аудитории, особенности различных программ, обращенных к разным группам слушателей, осваивались и жанры. Наиболее ярким примером таких общих форм являлись радиогазеты, посредством которых шла трансформация газетных методов работы на радио с учетом его звуковой специфики и психологии восприятия акустического материала. Поэтому периодизация местного радиовещания должна учитывать как общие подходы, ориентированные на работу Центрального радио, так и местные условия, в первую очередь время основания станции.

Северный Кавказ и Ставрополье в том числе были освобождены от белых в 1920 году. Правомерно определять рамки первого периода работы радио в Ставрополе с 1920 года по 1926 (год вступления в строй радиотелефонной станции). Это был радиотелеграфный период. Второй период с 1926-1932 - время становления регулярного и массового радиовещании. Далее 1932-1941, 1941-1945 и 1945-1970 (дальнейшие периоды: 1970-1991, 1991 по настоящее время, но они не входят в поле нашего внимания).

Каждый из этих периодов включает важные содержательные характеристики: функциональные, определяемые в первую очередь идеолого-пропа-гандистскими установками, формальные, жанровые, стилистические и тональные.

По мере освоения технических возможностей, обуславливающих специфику радиопублицистики, осваивались и жанры. Процесс этот шел по пути адаптации газетных жанров к звуковым условиям. Это развитие определялось целым рядом причин, как внешних: политической жизнью общества, задачами радиопропаганды на разных этапах жизни Советского государства и строительства социализма, так и внутренних, творческих. Радиорепортаж в становлении системы радиожанров играл заметную показательную роль, так как он, трансформируясь, концентрировал в себе многие особенности работы в эфире, как жанр динамичный, связанный с непосредственным отражением конкретных событий, реалий жизни. Он демонстрировал через свои функциональные возможности и методы отражения действительности, и степень авторского самораскрытия. Для распространения информации на широкую территорию был использован опыт, сложившийся в системе радиотелеграфа: прием информационных бюллетеней через «Радиовестники РОСТА» и дальнейшая передача наиболее важных сведений в органы руководства на местах, а также «распубликование» в местной прессе. Созданное в 1920 году Дон-Кав-РОСТА передавало из Ростова огромный поток разнообразной информации. Ростов в 20-е годы выполнял на Северном Кавказе (пока радиовещание не было налажено из столицы) функции Москвы как крупнейший «перевалочный пункт» информации на Юге. Отделения РОСТА работали в Краснодаре (Куб-Чер-РОСТА), в Ставрополе (Губ-РОСТА). В Ставрополе, бывшем в начале 20-х годов центром Ставропольской губернии, информации радиотелеграфа распространялись в Губревкоме, в редакции газет «Власть Советов», «Серп и молот», в цензурном комитете, Политотделе, Политуправлении 43-й военной бригады, дислоцирующейся на Ставрополье, Губвоенкоме, агитпунктах» [56.С.10]. Перечень этих организаций показывал масштаб распространения информации, в первую очередь политической и военной. Некоторые руководители принимали ее к сведению, используя в своей работе. Пресса же тиражировала ее для населения.

Приёмные радиостанции появились в Ставрополе в начале 1920 года. Первая радиостанция была названа именем «Борцов революции». Она разместилась в небольшом домике на Кафедральной горке, а ее передающая антенна была установлена на высокой колокольне Казанского собора. Станция была оснащена одним приемником и трехкратным усилителем. Но она осуществляла только прием радиограмм из других городов России, передач не вела. Ставропольский губернский исполнительный комитет, осознавая всю важность радио как массового средства пропаганды, в мае 1922 года, обсуждая этот вопрос, записал в протоколе одного из заседаний: «...Для выяснения степени необходимости радиоприема организовать комиссию из представителей РКИ, нарсвязи РОСТа и отдела управления. Результат обследования представить президиуму губернского исполнительного комитета в трехдневный срок» (Ф. 299. Оп.1. Д.267. Л. 155).

Жанровые особенности радиорепортажа

Слово «репортаж» происходит от латинского «reportare» («передать», «сообщать»). На Западе репортажами первоначально называли выступления, рассказывающие о различных собраниях, судебных заседаниях, парламентских дебатах и т.п. В последующем такого рода тексты стали называть «отчётами». А название «репортаж» закрепилось за публикациями, которые по своему содержанию и форме похожи на очерки в российской прессе. «История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего, имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX - начале XX века своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т. д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала» [60, с. 76].

Многие исследователи подчеркивали родство жанров в различных средствах информации. Вот одно из таких мнений Л.Е. Кройчика, который считает, что жанры в печати, на радио и телевидении «объединяет общность основной функции журналистики - отражение и формирование общественного мнения, которую каждая из систем передачи информации решает своими средствами, определенными природой и спецификой коммуникационного канала» [23, с. 130].

В становлении и развитии жанров радиовещания важную роль сыграли газетные жанры. «Свидетельством тому, - утверждает Ю.Д. Бараневич, -является большое количество радиожанров, в названиях которых сохраняется их газетная первооснова: радиосообщение, радиозаметка, радиоинтервью, радиорепортаж. Однако не стоит рассматривать сложный про цесс жанрообразования как простое перенесение к микрофону газетных жанров. У радиовещания имеются три источника жанрообразования: периодическая печать, устная агитация и пропаганда, художественная литература и искусство, которые принесли на радио конкретные формы отображения реальности» [2, с. 36]. Таким образом, в период становления регулярного и массового вещания система радиожанров вбирала в себя опыт и устного речевого общения, и опыт создания газетных текстов. Под их влиянием в радиовещании утвердились следующие, наиболее популярные радиожанры: хроникальное радиосообщение, радиозаметка, радиоотчёт, радиокомментарий, радиоинтервыо.

В основе радиорепортажа лежит трансляция. Одна из видовых характеристик трансляций - внестудииность, то есть местом непосредственного рождения радиосообщения являлась не студия радио, а место собрания, театральный или концертный зал или вообще открытое уличное пространство. Что такое трансляция? «Это передача радиовещательных или телевизионных программ на расстояние с помощью радио- или кабельной системы» [39, с.22]. Уместно и еще одно определение - это словесно-звуковое воспроизведение событий без каких-либо изменений. Именно поэтому можно считать, что трансляция послужила основой для репортажа. Ведь в репортаже микрофон обязательно должен быть на месте события, но вместе с ним должен быть и репортёр, который становится свидетелем или участником события. Отображая действительность, репортёр отбирает наиболее типичные для данного события элементы.

Прообразом радиорепортажа можно назвать прямые трансляции парадов с Красной площади. «Впервые микрофон был установлен 3 ноября 1925 года на Красной площади. Поводом послужило печальное событие - похороны М.В. Фрунзе. В.Б. Дубровин считает эту передачу первым радиорепортажем на том основании, что «микрофон был вынесен на место события. Но это был не первый случай выноса микрофона за пределы студии. 19 января 1924 года по радио транслировалось из Кремля заседание XI Всероссийского съезда Советов. 8 сентября 1924 года из Большого театра шла радиопередача концерта. Наконец, 10 декабря 1924 года был проведён опыт трансляции по проводам концерта из Нижнего Новгорода в Москву, а затем из Москвы на всю страну. Как видим, к моменту трансляции траурной церемонии из Москвы уже был накоплен некоторый опыт ведения трансляций с места событий. И передача траурного митинга была трансляцией с места событий» [2, с.45].

Первый радиорепортаж прозвучал 7 ноября 1925 года. Он был посвящен Октябрьским торжествам на Красной площади. Правда, этот репортаж мало отличался от трансляции. В нём не было ведущего (репортёра). А для того чтобы подчеркнуть, выделить в эфире некоторые звукошумовые элементы демонстрации, были выделены из числа студентов и молодых рабочих так называемые «зачинщики», которые запевали у микрофонов революционные песни, провозглашали лозунги, тем самым они структурировали фрагменты передачи. На эти призывы бурно реагировали проходившие возле микрофонов демонстранты, таким образом оказывая на звуковую картину торжеств целенаправленное действие. Это был первый приём, при помощи которого трансляция перерастала в репортаж. Так праздничные передачи с Красной площади положили начало радиорепортажу, определили его форму. За время своего существования радиорепортаж видоизменялся и приобретал характерные черты. И эти изменения обуславливались так же тем, что радиорепортаж функционировал в системе жанров, а каждый жанр в системе журналистики в чем-то повторяет более простые по содержанию и по форме жанры, но уже на другом уровне. Он приобретает новое качество. «И в этом смысле радиорепортаж самый характерный жанр вещания. Он реализует все возможности радио, использует его специфику в полной мере. В радиорепортаже сочетаются все сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста. В нем присутствуют также и элементы публицистики - оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание» [56, с.84].

Становление радиорепортажа на Ставропольском радио

Развитие радиожанров известный исследователь радиожурналистики В.Н. Ружников характеризовал как процесс движения «...от газетных жанров - через радиогазеты к жанрам современной радиожурналистики» [49, с.11]. Эти процессы освоения специфики радиожурналистики через освоение жанров шли более активно на Центральном вещании, так как на местах, в Ставрополе в частности, они проходили с заметным отставанием. В местные радиокомитеты значительно позже пришла звукозаписывающая студийная техника, портативные магнитофоны появились только в 50-е годы, а они оказали существенное влияние на освоение возможностей радио и работу журналистов в оперативных жанрах с применением документальных записей, сделанных на местах событий. В местных радиокомитетах работали менее квалифицированные кадры. На Ставропольском радио конец 30-х-40-е годы были временем доминирования газетных форм работы на радио. В газетные тексты проникали элементы «разговорности». В 50-е годы началось уже освоение специфики звучащей публицистики.

Этот процесс был длительным и непростым. В радиокомитет приходили люди из смежных областей - из печати, из творческих союзов, из сферы культуры. В конце 40-х - начале 50-х годов на факультетах журналистики в университетах ещё не было отделений радио и телевидения. «Профессиональные кадры радиожурналистов созревали непосредственно в практической работе. Первыми репортёрами Ставропольского радио были Е. Беляков, В. Рейнгольд, Г. Ляшенко, Б. Сбойчаков» [30, с.35].

Военное время (1941-1945) - особый период в истории ставропольской радиожурналистики. «Родина в опасности, все на ее защиту!» - призывало краевое радио. Сохранившиеся микрофонные материалы передач (Ф. 3003. On. 1. Л. 3-40) позволяют судить о тематике и жанрах этого отрезка вре мени. В основном использовались информационные сообщения, которые рассказывали о том, как ставропольцы уходят на фронт, воюют, трудятся в тылу. Вот подборка материалов, которые постоянно звучали в военное время.

2 января 1944 года: «Рабочие предприятий города Ставрополя подхватили призыв рабочих Ставропольского мясокомбината, которые выступили инициаторами социалистического соревнования в 1944 году. Коллектив завода «Красный металлист» рапортовал Новому году, стране и фронту 120-ю процентами выполнения годового плана. Отвечая рабочим мясдконсерв-ного комбината, коллектив завода «Красный металлист» дал слово в новом году работать еще напряженнее и организованнее, всеми силами помогать фронту в уничтожении заклятого врага» (Ф. 3003. On. 1.Д. 37. Л. 15).

Или другое сообщение, прозвучавшее 9 мая 1944 года: «Доблестная Красная армия одержала новую блестящую победу - вчера освободила крепость на Черном море - Севастополь. Столица нашей Родины Москва снова озарилась пламенем ракет и салютовала 24-я залпами из 324-х орудий в честь войск 4-го Украинского фронта, завершивших разгром и изгнание немецких оккупантов из Крыма. Весь Крым стал снова советским! Слава советским воинам-богатырям» (Ф. 3003. On. 1. Д. 54. Л. 96).

1 ноября 1944 года: «Широкую поддержку находили предложения тракторной бригады Михаила Плотникова о сдаче в фонд Красной армии зерна из личных запасов. Вслед за бригадами Петра Овсянникова и Михаила Котлова начала сдавать хлеб из личного запаса в фонд Красной армии тракторная бригада Овечкинской МТС товарища Бочкового. Обсудив обращение бригады Михаила Плотникова, они решили сдать из личных запасов в фонд Красной армии 1115 пудов хлеба. 120 пудов сдает тракторист Алексей Петров, 100пудов- ФедорРудинов» (Ф. 3003. On. 1.Д. 84. Л. 102).

Подборка информации в ежедневных выпусках новостей на краевом радио в военный период была подчинена принципу создания у слушателей уверенности в победе над фашизмом, а значит, в завтрашнем дне. Это на строение формировалось на основе примеров трудовой и боевой доблести. Именно поэтому информации военного периода носили боевой, наступательный характер. «Вопрос о степени достоверности информации, как правило, не возникал - все события рассматривались прежде всего с точки зрения их соответствия или несоответствия генеральной пропагандистской задаче. Она формулировалась лозунгами: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!» Сами эти лозунги не вызывали и не могут вызывать сомнений». [49, с.46].

Приведем сетку вещания военного и послевоенного времени : Сетка вечернего вещания 1 ноября 1944 года. Первый час вещания 1. Городские новости 17.45-18.00 2. Объявление о начале краевых передач 18.00-18.01 3. Марш гвардейцев-минометчиков 18.01-18.04 4. Краевые известия 18.04 - 18.22 5. Концерт по произведениям скандинавских композиторов. Второй час вещания 1 .Ретрансляция из Москвы 19.00- 19.15 2.Обзор газеты «Ставропольская правда» 19.15-19.37 3.Музыкальный антракт 19.27-19.41 4.Статья «Работать так, как трактористы бригады Юрченко» 19.41-19.50 5.0бъявления- 19.50-19.58 Сетка вечернего вещания 6 июля 1946 года 1. Казачья дума о Сталине 17.45 - 17.48 2. Краевые последние известия 17.48 - 18.03 3. Краевая информация 18.03- 18.05 4. Музыкальный антракт 18.05-18.12 5. Трибуна передового опыта 18.12-18.19 6. Музыкальный антракт 18.19 - 18.22 7. Беседа «Хлопчатник» 18.22 - 18.30 8. Музыкальный антракт 18.30 - 18. 9. Обзор «Ставропольской правды» 18.33 - 18.50 10. Музыкальный антракт 18.50 - 18.57 11. Кантата о Сталине 18.57 - 18.59

Из содержания программ видно, что они не отличались разнообразием. В эфире превалируют новости, обзоры газет, чтение статей на производственную тематику. В паузах звучат патриотические песни. Такая ситуация сохранялась на протяжении достаточно долгого времени.

25 января 1947 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О мерах по

улучшению Центрального вещания», ужесточавшее требования к радио как средству агитации и пропаганды. «Для партийных документов такого рода эти требования не выходили за рамки чисто формальных указаний. Ряд критических замечаний трудно признать несправедливыми, особенно в сфере организации информационного обеспечения общества. Произошла определенная перестройка сетки вещания. Ведущее место в программах заняла оперативная информация» [49, с. 211]. Эти изменения коснулись и Ставропольского радио. Его передачи стали разнообразнее по жанрам. Информационные сообщения и новости, преобладавшие в последнее десятилетие, стали дополняться другими жанрами лишь в 50-е годы.