Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.) Стояновская Ирина Павловна

СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.)
<
СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.) СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.) СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.) СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.) СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.) СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.) СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.) СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.) СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стояновская Ирина Павловна. СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : Москва, 2004 170 c. РГБ ОД, 61:04-10/718

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Основные этапы развития итальянских СМИ 10

1. Зарождение итальянской журналистики 10

2. Журналистика Италии от «реставрации» до объединения страны 28

3. Журналистика Италии от начала XX века до падения Фашизма 35

4. Итальянские СМИ с середины XX в. До начала XXI в. 43

ГЛАВА II. СМИ и политика в современной Италии: особенности функционирования «империи» Берлускони 56

1. Особенности взаимоотношений СМИ и власти в современной Италии 56

2. «Феномен» Берлускони 77

3. «Империя» Берлускони и его политическая деятельность 89

4. Основные принципы либеральной идеологии Берлускони 95

ГЛАВА III. Язык современной итальянской прессы 105

1. Основные проблемы языка современной итальянской прессы 105

2. Проблема неологизмов в современном итальянском языке 114

3. Анализ речей сильвио берлускони 129

Заключение 137

Приложение 140

Библиография 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Италия, занимающая одно из ведущих мест в мире по экономическому развитию, является демократическим государством, пережившим в 80-е гг. XX века глубочайшие политические изменения, затронувшие государственные структуры, сложившиеся в послевоенные годы. Эти изменения были связаны с общей политической трансформацией, охватившей Европу в середине восьмидесятых годов прошлого века.

Объединение Европы из миража и утопии постепенно становится реальным процессом. Другими словами, распад социалистической системы ознаменовал собой начало новой эпохи в развитии мирового сообщества. Процесс глобализации ускорил обороты и стал необратимым. В этой ситуации европейские страны, и в частности Италия, где были сильны коммунистические позиции, отреагировали на новые вызовы современности. Следует вспомнить, что так называемый «еврокоммунизм» зародился и развивался именно в Италии. И приход коммунистов к власти мог повлечь за собой серьезные последствия не только для Италии, но и для всей Европы. Все эти процессы имеют все большее значение, если вспомнить, что они совпали по времени с падением крупнейших итальянских политических партий, в результате чего образовался своего рода вакуум, который открыл путь к власти перед коммунистически настроенными силами и мог стать шагом к построению нового типа «еврокоммунизма».

Заметные изменения происходят во всем мире: новые масс-медийные технологии совершенствуют и меняют стиль и технику коммуникации и информации, Интернет позволяет ускорить доставку

новостей. Непосредственно в самой Италии к власти приходит новый тип лидера - предпринимателя, ставшего премьер-министром Итальянской Республики, Сильвио Берлускони, глава государства и основатель одной из крупнейших «медиаимперий» Италии и Европы.

Изучение истории прихода частного предпринимателя к власти в начале третьего тысячелетия дает возможность рассмотреть узел противоречий, возникающий из-за конфликта интересов между СМИ и политикой. Это новое явление в мировой журналистике и политике. Если раньше могла быть полная монополия государства на СМИ, то подобная ситуация складывается впервые. «Феномен» Берлускони еще до конца не изучен, и современная история это показывает.

Эволюция Берлускони из предпринимателя в медиамагната, а затем в политика не случайна, а закономерна, она стала результатом всей его жизнедеятельности. Благодаря личным качествам и умению использовать предыдущие успехи, он смог создать свою «медиаимперию», возможностями которой и воспользовался в нужный момент. Все вышесказанное обостряет интерес не только к личности Берлускони, но и к изучению тех рычагов, которые помогли ему прийти к власти, а также роли СМИ в сфере большой политики. Это «классический» пример для изучения, каким образом можно использовать СМИ для достижения своих политических целей и укрепления экономических интересов, как бы не нарушая при этом закон.

Анализ прихода Сильвио Берлускони в политику, споры по поводу конфликта интересов, возникающих вследствие сосредоточения таких полномочий в руках одного человека, совмещение частного предпринимательства с государственным управлением, сочетание владения СМИ и политической деятельности представляют собой

большую ценность для науки. Этим определяется актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности темы. В последние десять лет личность Берлускони и созданная им «медиаимперия» вызывают огромный интерес исследователей из различных областей наук, как в самой Италии, так и за ее пределами. Личность Берлускони многогранна в силу того, что сочетает в себе предпринимателя, медиамагната и политика. В этом кроется одна из причин неоднозначности оценок его личности.

Некоторые авторы обращали особое внимание на формирование самой личности Берлускони, выделяя в ней прежде всего его актерский талант1. Другие видели в нем в основном политического деятеля2.Третьи - финансового гения3, четвертые анализировали главным образом сочетание в нем политика и медиамагната4. Все эти исследования неравноценны с научной точки зрения, но они в целом проливают свет на различные аспекты его жизни и деятельности.

Для более обстоятельного научного анализа «феномена» Берлускони была изучена предыстория возникновения так называемой

'Ленер Д., Синицина М. Эффект Сильвио Берлускони. М., Олма-пресс, 2002.; Ceccarelli F. II Teatrone della politica. Milano, Longanesi, 2003.; Montanclli I., Ccrvi M. L Italia di Berlusconi. Milano, Rizzoli, 1995.; D'Anna S.E., Moncalvo G. Berlusconi in Concert. London, Orzium, 1994.

Ginsborg P. Berlusconi. Ambizioni patrimoniali in una democrazia mediatica. Torino, Einaudi, 2003.; Vespa B. 1989 - 2000. Dieci anni che hanno sconvolto Г Italia. Milano, Mondadori, 1999.

3 Fiori G. II venditore. Storia di Silvio Berlusconi e della Fininvest. Milano, Garzanti,
1995.

4 Novelli E. Dalla tv di partito al partito della tv. Telcvisione e politica in Italia 1960-1995.
Firenze, La Nuova Italia, 1995.

«империи» Берлускони. Автором были использованы различные источники по истории итальянской журналистики1.

Важным аспектом для более адекватного понимания «феномена» Берлускони является исследование истории соотношения СМИ и политики в современной Италии.

Несмотря на определенные научные достижения вышеуказанных работ и авторов, все же отсутствуют комплексные труды по изучению соотношения политики и СМИ в современной Италии, как вообще, так и применительно к Берлускони. Таким образом, данная диссертация представляет собой попытку комплексного исследования вышеуказанных аспектов.

Целью данной диссертации является изучение феномена мультимедийной «империи» Берлускони и анализ взаимоотношений СМИ и политики в современной Италии. Для достижения этой цели автором были поставлены следующие задачи:

исследовать основные этапы развития итальянской журналистики;

рассмотреть особенности СМИ Италии, сосредоточив внимание на последних 10 годах развития Италии вообще, и итальянской журналистики, в частности;

Берлин П. Очерки современной журналистики // Периодическая печать на Западе. СПб., 1904.; Лабриола А. Периодическая печать Италии // Периодическая печать на Западе. СПб., 1904.; Урина Н.В. Средства массовой информации Италии. М., 1996.; Урина П.В. Итальянская журналистика в 1945-1990 гг. М., МГУ, 1999; Bellocchi U. Storia del giomalismo italiano. Vol. 1. Bologna, Edison, 1974.; Castronovo V., Tranfaglia N. Storia della stampa italiana. Roma, 1980.; Castronovo V., Ricuperati G., Capra C. La stampa italiana dal Cinquecento all Ottocento. Vol. 1. Roma — Bari, Laterza, 1976.; Gozzini G. Storia del giomalismo. Milano, Bruno Mondadori, 2000.; Storia del giomalismo italiano. Torino, UTET, 1997.

- проанализировать особенности соотношения СМИ и политики в современной Италии;

раскрыть «феномен» Берлускони и особенности его функционирования в СМИ и политике Италии;

систематизировать и проавіализировать особенности либеральной идеологии Берлускони и созданной им партии Forza Italia;

рассмотреть особенности СМИ Италии, сосредоточив внимание на последних 10 годах развития Италии вообще и итальянской журналистики в частности;

выделить основные проблемы языка современной итальянской журналистики;

изучить и систематизировать основные приемы и особенности языка Берлускони.

Объектом исследования данной диссертации являются СМИ современной Италии, предметом - соотношение СМИ и политики в современной Италии, а также феномен «империи» Берлускони.

Хронологические рамки данного исследования ограничены периодом с 1978 г. по 2004 г. Этот выбор обусловлен тем, что начиная с конца 70-х гг. происходит закладка основ «медиаимперии» Сильвио Берлускони.

Теоретико-методологическую базу исследования составила совокупность исторических и теоретических работ по истории итальянской журналистики, а также специальных научных трудов по проблемам СМИ и политики в современном мире. В работе были использованы положения и выводы, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями, занимавшимися рассматриваемыми в диссертации проблемами. В диссертации также

были использованы непосредственно работы самого Берлускони и материалы его биографии.

В диссертации были применены следующие методы и принципы:

метод системного и комплексного анализа исследуемой темы;

метод сравнительно-исторического анализа;

метод герменевтического анализа;

принцип историзма и объективности.

Научная новизна работы заключается в выработке целостной картины соотношения СМИ и политики в современной Италии на примере мультимедийной «империи» Берлускони.

В диссертации получен ряд результатов, обладающих научной новизной:

впервые на русском языке был поставлен и решен ряд проблем, связанных с соотношением СМИ и политики в современной Италии;

систематизирована в соответствии с общей тематикой диссертации история журналистики Италии от зарождения до начала XXI века;

выявлена и дана объективная оценка «классическому» примеру создания мультимедийной компании Берлускони - Fininvest;

определен и проанализирован «феномен» Берлускони, под которым подразумевается сочетание в одной личности предпринимателя, медиамагната и политика;

поставлены и проанализированы различные аспекты проблемы, вытекающей из концентрации в одних руках нескольких ветвей власти, что противоречит традиционным нормам и канонам современной западноевропейской демократической культуры;

сконструирована идеология нового либерализма Берлускони, то есть идеология, в которой сочетаются и синтезируются традиционные принципы буржуазного либерализма и европейской социал-демократии;

проанализированы и систематизированы различные проблемы языка современной итальянской прессы, в том числе совокупность приемов и особенностей языка Берлускони.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке актуальной научной темы, связанной с соотношением СМИ и политики в современной Италии на примере возникновения и функционирования мультимедийной «империи» Берлускони, что способствует расширению и уточнению анализа данной проблемы.

Практическая значимость результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов по истории современной итальянской журналистики, а также в общих курсах по истории современной европейской журналистики.

Апробация результатов исследования. Отдельные проблемы данной темы нашли отражение в выступлении автора на конференции молодых ученых на тему: «Актуальные проблемы журналистики начала XXI в.». 23 мая 2003 г., РУДН, а также в нескольких публикациях в Альманахе кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН «Журналистика и общество».

Диссертация обсуждена на кафедре теории и истории журналистики 14 января 2004г. и рекомендована к защите.

Структура работы. Данная диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии.

Зарождение итальянской журналистики

Рим является колыбелью европейской цивилизации, что во многом предопределило различные тенденции развития общеевропейской культуры. Поэтому Италия стала не только одним из основных источников государственного и правового сознания различных европейских стран и народов, но и образцом европейской словесности и красноречия. И в этом смысле анализ истории возникновения и развития итальянской журналистики представляет собой важнейший элемент адекватного понимания происходящих событий в современной Италии. Дело в том, что история не повторяется, однако она воспроизводит саму себя в различных областях, в том числе и в журналистике. По мнению различных историков итальянской журналистики, у ее истоков была рукописная новость. История Древнего Рима охватывает около 13 веков (753г. до н.э. - 510г. н.э.), а история собственно периодической рукописной новости приходится лишь на последние шесть столетий.

Европейская журналистика, а, точнее, «протожурналистика», берет свое начало в древнеримских «анналах», так называемых pontifex maximus («анналах жрецов»), существовавших почти с самого основания Рима. Они воскрешали картину происшедших событий и являлись чем-то вроде «газеты-ежегодника»1. В I веке до н.э. наряду с правительственной публикацией Acta senatus (Дела Сената) начали выходить Acta publica (Общественные дела), имевшие более частую периодичность. Они освещали работу римского сената и были своего рода письменным отчетом о парламентских дебатах. В них фиксировались имена консулов, выборных особ, освещались основные политические события и государственные церемонии, помещались новые законы, печаталась военная хроника. В течение долгого времени «Анналы» являлись единственной письменной историей Римской державы.

Деловые люди, купцы, прежде всего, быстро поняли ценность информации самой по себе и всю пользу, которую можно было извлечь из нее. Acta publica стали ежедневными, когда распространение их возросло и они стали содержать сведения разного рода.1

При Юлии Цезаре (101-44гг. до н.э.) Acta publica превратилась в ежедневную публикацию Acta diurna populi romani (Ежедневные дела римского народа). Acta diurna предлагала римлянам разнообразные сведения о жизни государства, событиях дня, войнах или играх, отводя место подробностям новостей, способным вызвать какой-либо общественный интерес. В ее репертуар входил «обычный материал, публикуемый в теперешних официальных органах, официальные указы императора, распоряжения сената, всяческие назначения, награждения, заметки о жертвоприношениях, свадьбах, зрелищах и наиболее крупные факты текущей жизни» .

По инициативе Цезаря в Риме выпускалась также еженедельная газета Commentarius rerum novarum (Записки о новых событиях). Эту «газету» тиражировали 300 рабов-переписчиков, каждый из которых должен был ежедневно делать пять экземпляров-копий, а суммарный тираж издания достигал 10,5 тысяч экземпляров.

«Кодекс Юстициана» установил статус профессии «журналистика» еще в Древнем Риме в 434г. Еще в эпоху античности в Италии сложились серьезные литературные традиции. Именно благодаря им Италия стала мировым центром письменности и культуры, а затем -христианства и католицизма.

В Италии к предшественникам журналистики относят монастырские исторические хронологии, охватывающие целые столетия раннего средневековья, авторы которых, как правило, неизвестны. Во Флоренции, самом могущественном из городов Италии XIH-XVBB., появился такой своеобразный феномен средневековой итальянской прозы, как рукописная «литература купцов», которую можно считать предшественницей журналистики в Италии1.

Итальянские mercatori (купцы), имевшие торговые и промышленные предприятия во многих городах Западной Европы, часто занимались «сочинительством». Типичным образцом такого торгово-литературного жанра являются ricordanzi (воспоминания). Одними из наиболее известных представителей этого жанра являются Лапо ди Джованни Николлини и Джованни ди Морелли. Воспоминания Боннакорсо Питти, охватывающие целых 22 года (1374-1396), именуются учеными «хроникой». Исключительный интерес вызывают также «хроники» Дино Компани и Джованни Виллани.

Наиболее оптимальные условия для появления рукописной журналистики в Италии возникли уже в позднее средневековье. Несмотря на отсутствие единого национального централизованного государства в этой западноевропейской стране возникли многочисленные города-государства. Итальянское Возрождение, расцвет которого приходится на XV век, явилось мощным стимулятором для зарождения журналистики.

Журналистика Италии от «реставрации» до объединения страны

Вместе с крушением I Империи во Франции перестало существовать и наполеоновское Итальянское королевство. В Италию вернулось прежнее австрийское господство, продержавшееся до 1860-х гг. Эта фаза политической истории Италии получила название Реставрации (1814-1870гг.). С осуществлением в соответствии с Венским договором 1815г. восстановления австрийского режима в Италии произошло следующее: австрийцы возвратились в Ломбардию, Папа в Рим, а Бурбоны - в Неаполь. Свобода печати исчезла, и печать снова попала в рабское оложение. Снова политика сделалась запрещенным плодом, и цензура стала преследовать прессу1.

Как новое качество, приобретенное итальянской журналистикой в годы французского присутствия, Таланте отмечает общее повышение ее «общественной роли»1. Подобно тому, как это имело место в Германии и во Франции, в Италии борьба между консервативным и либеральным направлениями в рассматриваемый период (1810-1848гг.) выразилась в виде борьбы между классиками и романтиками, между органом классиков Biblioteca italiana (Итальянская библиотека) и органом романистов Conciliatore (Посредник).

Главным печатным бастионом литературного классицизма и политико-идеологического консерватизма во всей системе итальянской журналистики этих лет стал журнал Biblioteca italiana, созданный по образцу французского Bibliotheque universelle и рассчитанный на интеллектуальную публику. Его первый номер вышел в Милане 23 января 1816г.

Более подробного упоминания заслуживает газета Conciliatore, несмотря на краткий срок ее существования (сентябрь 1818 - октябрь 1819). Ее считают первым зародышем итальянской оппозиционной журналистики; в ней сотрудничали ведущие ученые и писатели Италии. Ей было присуще энциклопедическое содержание, она также выступала за объединение всех патриотических сил страны, что вызвало реакцию австрийских властей. Так редакция сама была вынуждена закрыть издание. Среди наиболее известных общественно-литературных изданий эпохи необходимо упомянуть издававшийся в 1830-е гг. ежемесячный журнал Antologia straniera (Иностранная антология), являвшийся итальянским аналогом парижского ежемесячника Eco de la presse etrangere, и болонский журнал Nuova collezione di opuscoli scentifici (Новая коллекция научных брошюр), выходивший в 1820-е годы.

В целом, эпоха Реставрации носила временный характер в истории Италии, так как процесс становления современной национальной идеи на Континенте приобрел всеобщий масштаб. Что касается Италии, то здесь этот процесс вылился в национально-освободительное движение. Другими словами, реставрация австрийского режима в Италии не уничтожила идеи республиканизма на Апеннинском полуострове. Начали возникать тайные патриотические общества. Карбонарии организовывали восстания против Австрии в Неаполе и Пьемонте в 1820-1821 и 1831гг. Общество Молодая Италия, возглавлявшееся Джузеппе Мадзини, вдохновило тысячи молодых итальянцев на борьбу за освобождение страны2. Молодая Италия выпускала газеты и листовки, которые, начиная с 1834г. печатались в Марселе (Giovine Italia - Молодая Италия), Париже (Italiano - Итальянец), Лондоне (Apostolata popolare - Миссия народа) и других городах Западной Европы. Главным лозунгом в них был лозунг национальной независимости.

После революции 1848г. Мадзини переезжает в Рим и начинает издавать газету Italia del popolo (Италия народа).

Также были созданы ежедневные газеты Osservatore della Repubblica Italiana (Обозреватель Итальянской республики) и Corriere Milano (Миланская почта).

К середине 1849г. австрийская армия подавила последние очаги восстания, однако стремление итальянцев к национальному освобождению подавить было невозможно. По мере освобождения страны войсками Гарибальди стремительно растет число газет, выходивших под освободительными лозунгами.

В 1850-1860-х гг. выделяются среди других туринские газеты Gazzetta del popolo (Народная газета), Stampa (Печать), миланская Secolo (Век), Popolo dltalia (Народ Италии) - в Неаполе и Giornale di Sicilia (Газета Сицилии) в Палермо. В 1861г. Ватикан основал в Риме свой официальный печатный орган, газету Osservatore romano (Римский обозреватель).

В результате короткой войны в 1859г. Наполеон III аннексировал у Австрии Ломбардию и передал ее сардинскому королю Виктору-Эммануилу II, заодно присоединив Савойю и Ниццу к Франции, а в 1859-1870-х гг. Виктор-Эммануил II вместе с премьер-министром Кавуром подготавливают объединение Италии.

Особенности взаимоотношений СМИ и власти в современной Италии

Современные средства массовой информации работают в условиях подчинения многочисленным, подчас противоречивым требованиям, исходящим от общества в целом, от непосредственной аудитории, а также от их экономических партнеров и спонсоров. В свое время Дж.Гербнер убедительно показал, что работа СМИ осуществляется под постоянным давлением со стороны различных «могущественных факторов», к которым относятся клиентура (например, рекламодатели), конкуренты (другие СМИ) и, конечно же, органы государственной власти. К этим «могущественным факторам» также следует отнести и непосредственных владельцев СМИ, инвесторов и поставщиков информации - агентства новостей, авторов и адвокатов, защищающих их авторские права, группы давления и PR-службы.

Государство, политические партии и другие влиятельные социально-политические институты имеют в данном отношении «двойное могущество»: они могут добиваться своих целей, используя для распространения необходимых сведений как собственные права и возможности, так и независимые от них СМИ1.

Политика не существует вне конкретной политической деятельности и различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных носителей, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. Сущностной стороной политической коммуникации выступает информационный обмен - целенаправленная передача и избирательный прием сведений, которыми в процессе конкретной общественно-практической деятельности обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) «источники» и «потребители»-взаимодействующие в обществе индивиды, социальные группы и выражающие их интересы организации.

Вплоть до недавнего времени эта деятельность нередко трактовалась как специфическая разновидность политических отношений, посредством которой доминирующие в политике субъекты осуществляли производство и контролировали распространение общественно-политических идей по принципу: «правящие элиты -управляемые массы».

Однако сегодня, на рубеже XX и XXI веков, развитие компьютерной техники и новых электронных средств связи резко расширило возможности альтернативного, не контролируемого правящими элитами производства и восприятия политической информации. Становятся все более доступными и привычными услуги телекоммуникационной сети, позволяющей своим пользователям свободно обмениваться сообщениями как личного, так и социального характера1.

В глобальном плане наметившаяся тенденция к смене моделей политической коммуникации, переходу от «вещания» к подлинному демократическому диалогу между «управляющими» и «управляемыми» предполагает равноправный обмен точными, полными, завершенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, фундаментальными правами и свободами личности.

Возвращаясь к идее Дж.Гербнера, следует заметить, что для Италии наиболее характерно проявление третьего фактора, а именно - влияние государственной власти на СМИ, которые, как пишет современный российский историк Кара-Мурза, стали главным инструментом воздействия на общественное сознание1.

Так как чрезвычайно сложно охватить все стороны взаимовлияния СМИ и власти, в данном параграфе объектом исследования стали итальянские телевидение, радио и реклама, как наиболее значимые инструменты воздействия на аудиторию. Италия имеет свою специфику, объясняющуюся культурно-историческими и социально-политическими особенностями.

Общеизвестно, что за последние 30 лет в странах Европы заметно возросла роль телевидения. Оно выполняет свою задачу как в плане информационном, так и развлекательном, что имеет социальное и политическое значение. Для огромного количества граждан телевидение является связующим звеном между ними и обществом. Рост количества телевизионных каналов в целом шел параллельно с появлением и разрастанием частных телеканалов, с переходом от государственной монополии на телевидение к появлению коммерческого, частного.

В этом процессе среди стран Европы особенно выделяется Италия, где даже появился термин «видеократия» как характеризующий влияние телевидения на жизнь итальянцев. Еще в 80-х годах Римский Папа Иоанн Павел II писал о «видеозависимости», о том, что следует тщательно изучить этот феномен, установить реальные последствия его влияния на аудиторию, которая еще не созрела морально для правильной критической оценки происходящего. И вопрос не только во времяпрепровождении перед экраном, но и в психологической культурной обусловленности, во влиянии на поведение молодежи.

Основные проблемы языка современной итальянской прессы

Как известно, человек в промышленно развитых странах живет в среде, предельно насыщенной информацией, которую несут радио, телевидение, газеты, журналы, рекламные и пропагандистские плакаты, книги и т.д. Каждое из этих СМИ пытается привлечь внимание как можно большего числа зрителей, слушателей, читателей, первым сообщить им важную новость, дать самые яркие подробности, обойти в этой гонке соперников.

Одним из последствий этого является своеобразная информационная усталость: люди все меньше читают. Дойти до массового сознания можно лишь постоянно повышая броскость, насыщенность материала, пробуждая не только интеллектуальный, но и эмоциональный интерес. Для этого СМИ используют данные социологических исследований, достижения психологии и опыт рекламы.

Исследование газетно-публицистического стиля итальянской прессы позволяет сделать синхронный срез сразу многих сфер употребления языка: общественно-политической, экономической, культурной, языка спорта, кино, театра, разговорного языка. Именно СМИ и пресса, в частности, наиболее оперативно откликаются на новые явления жизни, в ней проходят апробацию различные неологизмы, заимствования, конструкции, возникают и закрепляются новые фразеологизмы, штампы, популяризуются многие научно-технические термины.

В условиях огромного количества печатных изданий на рынке определяющим для потенциального читателя часто оказывается его первое впечатление от газеты или журнала. Особую роль в этом играют оформление первой страницы и обложки, характер и форма заголовков. К их информативной насыщенности, ясности и лаконичности, способности эмоционально воздействовать на читателя предъявляются особые требования.

Необходимо, однако, подчеркнуть, что для солидных и широко читаемых изданий очень важен круг постоянных читателей, подписчиков, которые ценят привычное расположение рубрик, знакомых авторов, саму возможность быстро найти интересующую их информацию. Таким образом, важна не броскость сама по себе, а контраст на фоне привычного, постоянного, т.е. оптимальное соотношение между имеющимся стереотипом и новизной.

Обложка или первая страница - лицо номера. На ней может помещаться одна или несколько больших фотографий, представляющих самый яркий, сенсационный материал, и набранный самым крупным шрифтом его анонс и основные тезисы. На обложке же анонсируются другие важные новости, помещенные в номере. Цель ее - привлечь внимание покупателя, поэтому заголовки и краткие тексты часто носят не только сенсационный, но и скандальный характер для того, чтобы пробудить любопытство и интерес своей недосказанностью и броской формой. В синтаксическом плане они разнообразны: простое предложение, слово и т.д.

На современном этапе общественного развития средства массовой информации не только отражают языковое состояние, но и выступают как мощнейший фактор формирования языка. Жанры периодической печати различаются не только по объему, содержанию, месту на газетной странице, но и по функции воздействия на читателя. Разница состоит в задаче, а также ориентации на различные слои населения и различных языковых средствах. Наиболее однозначную функцию выполняют короткие информационные жанры. Их лексика отличается простотой, однозначностью, отсутствием стилистических фигур, сравнений.

Умберто Эко писал, что в наше время в Италии самым распространенным в газетах жанром стало интервью1. Интервью является единственным диалогическим жанром периодической печати, и это определяет такие его черты, как близость к устной - ораторской или разговорной - речи, а также многотемность.

Помимо вышеуказанных проблем, современная журналистика Италии испытывает новые проблемы, как чисто профессионального, так и технического характера. Например, журналисты, которые в новых условиях сами набирают тексты своих материалов, не всегда справляются с этой новой для них задачей. Таким образом в тексте часто появляются орфографические и синтаксические ошибки, неправильное употребление слов, несоблюдение правил согласования времен, тавтология, опечатки и другие несоответствия. Подмена профессионалов дилетантами проводит к концептуальным ошибкам в тексте и отражается на его качестве, а следовательно, на отношении к изданию. Подобная проблема характерна практически для всей современной журналистики.

Похожие диссертации на СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони (Конец 70-х гг. XX в.-начало XXI в.)