Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие. Айзенберг Александр Григорьевич

Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие.
<
Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие. Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие. Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие. Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие. Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие. Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие. Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие. Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие. Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Айзенберг Александр Григорьевич. Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие. : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 Москва, 1988 208 с. РГБ ОД, 61:89-10/735-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Концептуально-теоретические основы глобализации мировой экономики 7

1.1. Причины и сущность глобализации. Общая характеристика 8

1.2. Глобализация как качественно новый этап в интернационализации мирового хозяйства 19

1.3. Теоретические аспекты глобализационных процессов 36

Глава II. Глобализация мирового хозяйства: проблемы и противоречия на современном этапе развития 52

2.1. Полемика вокруг проблем и противоречий экономической глобализации 52

2.2. Основные противоречия современных глобализационных процессов 62

2.3. Структурный анализ противоречий 82

Глава III. Влияние противоречий глобализации на организационно-функциональные взаимосвязи в мировой экономике 100

3.1. Государство как субъект глобальной экономики и трансформация его функций в современных условиях 101

3.2. Роль международных экономических организаций в условиях глобализации 114

3.3. Россия в системе глобальных мирохозяйственных связей 126

Заключение 147

Библиография 154

Введение к работе

Стремительно летит наше Время. Новые и новые факты, события, свершения становятся документами эпохи. Утверждается новая социальная атмосфера: дух правды, взыскательности, поиска. Советское общество вступило в этап своего развития, одним из непременных условий которого становится решительное расширение социалистической демократии. Партия, подлинный авангард советского народа, выдвинув на своем ХХУП съезде важнейшие положения внутренней и внешней политики страны, определив коренные стратегические направления экономического роста, повышения благосостояния лвдей, развития самоуправления народа, неразрывно связывает эти процессы с задачами расширения партийной пришпшиальности, гласности, укрепления связи с жизнью идеологической работы, решительного обновления ее методов и форм. Как писал В.Й.Ленин, "... когда обстановка изменилась и мы должны решать задачи другого рода, то здесь нельзя смотреть назад и пытаться решить вчерашним приемом. nJ- Эта мысль в полной мере относится к деятельности средств массовой информации и пропаганды. Подчеркивая, каким серьезным экзаменом для всей партийной журналистики стал период перестройки социально-политической, экономической и культурной жизни страны, КПСС обращает пристальное внимание на необходимость дня средств массовой информации быть инструментом созидания, выразителем общепартийной точки зрения.

В наиболее концентрированном виде задачи средств массовой информации и пропаганды были сфорцулироваш в новой редакции

Программы КПСС, утвержденной ХХЛІ съездом партии:

1 Ленин В.й. Поли.собр.соч. - Т.44. -С.324

2 См.: Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. -С, 1987. -.89

"В жизни общества усиливается роль средств массовой информации и пропаганды ... Работа печати, телевидения и радиовещания должна отличаться политической ясностью и целеустремленностью, глубиной содержания, оперативностью, информационной насыщенностью, яркостью и доступностью выступлений. "-1 При этом особое внимание партия и государство будут уделять развитию телевидения, всемерному расширению охвата населения телевизионными программами, повышению их идейно-художественного уровня, содержательности и увлекательности.

Однако в основополагающих партийных документах не только определены перспективы развития, но и обозначены особенности современного состояния телевещания. Развивая опережающими темпами телевидение ж радио, которые стали всеобъемлющими средствами информации, пропаганды и утверждения наших нравственных ценностей и культури, партия вправе ожидать именно от этих информационно-пропагандистских средств наибольшей отдачи - и в сфере идейно-политической, и в сфере художественной. Б Политическом докладе ЦК КПСС ХХУП съезду партии тов.M.G.Горбачев прямо указал на необходимость в нынешних условиях повысить эту отдачу: "У нас быстро развиваются, обретая современный технический уровень, телевидение и радио... Но можно ли сказать, что наши средства информации и пропаганды в полной мере реализуют свои возможности? Пока нет."

Практические требования, выдвигаемые перед всем телевидением как целостной многофункциональной системой, разумеется, проецируются и на каждую из его подсистем и, далее, на отдельные

Материалы ХШІ съезда Коммунистической партии Советского союза. -М., 1987. -С.166

Там же. -С.89 виды и жанры телевизионной журналистики. Резкое повышение их действенности - задача не только практиков; помочь ее решению призваны также теоретические исследования.

Документальный телевизионный фильм - одна из тех форд экранной публицистики, научное изучение которых представляется сегодня чрезвычайно важным.

Актуальность данного исследования обусловлена, как нам представляется, прежде всего, тем обстоятельством, что проблемы становления телевизионной кинопублицистики, ее специфики, а также тенденции развития пока еще недостаточно осмыслены. В известной мере это затрудняет возможность более полно реализовать потенциал документального телекино как инструмента идеологической, политико-воспитательной работы в массах.

Между тем, документальный телевизионный кинематограф дал достаточно примеров, свидетельствующих о том, что именно в этой сфере творчества удается с наибольшей эффективность решать важные общественно-политические темы на уровне выдвигаемых партией задач, воплощать их в яркой публицистической форме. Этому служит накопленный за десятилетия значительный опыт телекино, богатый арсенал творческих методов и выразительных средств.

Тенденция к увеличению количества создаваемых на телевидении фильмов, рост их популярности - дополнительный аргумент в пользу актуальности изучения закономерностей этого вида телевизионного творчества. Сегодня студиями Гостелерадио GCCP производится свыше трехсот документальных телефильмов в год общим объемом, приблизительно, 1000 частей.

1 По данным Главного управления местного телевидения и радиовещания годовой объем производства документальных телефильмов на периферийных студиях в 1987 г. - 123 часа, шш 738 частей. Это, приблизительно. 280-300 фильмов. Около ста фильмов в год создается в "Экране", В недельной сетке вещания ЦТ документальные ленты занимают • от двенадцати до шестнадцати часов. Хотя постоянная аудитория у документального фильма невелика (3,8$ телезрителей), однако спорадически она возрастает во много раз - до 30-34$. По данным 3-летней давности,іфедночитали смотреть документальные фильмы до телевизору 31,2 процента опрошенных (в кинотеатре - лишь 8,8 про-цента), Б последнее же время, по нажим наблюдениям, в структуре интересов телезрителя кинодокументалистика занимает еще более существенное место, становясь заметным компонентом духовной жизни общества.

Пель исследования - рассмотрев эволюцию документального телекино, попытаться составить его жанрово-видовую классификацию, определить специфические задачи телевизионного іру&щцистического фильма в системе средств массовой информации и пропаганды, а также наметить практические пути повышения его эффективности, идейно-художественного влияния на зрителя.

На протяжении последних десятилетий советскими и зарубежными исследователями предложено немало вариантов классификации документальных фильмов. Признавая несомненную правомерность точек зрения, высказанных в трудах З.Кракауэра, С.Дробашенко, С.Муратова и некоторых других, мы, тем не менее, полагаем, что каждая из них не вполне пркложима к современному документальному теле кино. Скажем, С.Дробашенко в 1972 г.

В отдельные дни недели, по нашим подсчетам, суммарное время показа документальных лент значительно колеблется: от одного до четырех часов (2,5-10$ общего объема вещания), т.е. 3-7 фильмов. За год ТВ показывает около 1800 документальных фильмов.

2 См.: Воронцов Ю., Вильчек Б. ТВ и судьба документального филь-ма//В сб.: Фильм в кино ж на телевидении. -М., 1987. - С. 92.

См.: Воронцов Ю. Форяула взаимовлияния//Телевидение вчера, сегодня, завтра. -М., 1985. - Вып. 5. - С. 143.

4 См.: Дробашенко С. Феномен достоверности. Очерки теории докум. фильма. - М., 1972. - 184 с; Муратов С. Принципы и методы рассматривая лишь фильмы "большого" экрана, выделяет ленты "событийные" и "тематические";во втором случае "авторская шсль развивается на разрозненных, выборочных фактах?1 Такая "схема" представляется сегодня ограниченной. Встречаемся мы и е тенденциозными позициями: например, З.Кракауэр негативно оценивает фильмы, где "мысль господствует над физической реальностью11, и документалистов, видящих в фильме "средство массовой информации" Классифицируя документальные фильмы, авторы нередко исходят из противоречивых принципов, критериев; особая природа кинодокументалистики - стык публицистики и пространственно-временного искусства, синтез иконической и вербальной знаковых систем отражения - позволяет теоретикам использовать терминологию и теории журналистики, и теории живописи, и литературоведения, и собственна но киноведения. В итоге здесь нередко допускается путаница.

Нельзя не отметить и тот факт, что в большинстве исследований анализируются фильмы не менее чем десятилетней давности.

На наш взгляд, учитывай особенности "среды бытования" документального телефильма, его функционирование в.системе ередетв массовой информации и пропаганда, целесообразно использовать при исследовании телекино принцип классификации, традиционно используемый в теории публицистики, то есть рассматривать ш оряацион-но-нуолипистические, аналитические и художественно-нуолщисти-ческие жанры телевизионного кинематографа.

(продолж. сноски со стр. 5)

прямого наблвдения в экранной журналистике: Автореф.дис. канд. филол.наук. 4а., 1973. - 23с; Кузнецова їй. Нроолема телевидения как искусства (функционирование и структут телевизионного образа): Автореф.дис.канд.филос.наук. -С, 1979. - 22с: Фроль-цова Н. Телевидение: хроника, документ, образ. -Минск, 1977. - I2Gc. и т.д.

1 Дробашенко С. Феномен достоверности... 4а., 1972. - С. 121.

2 См.: Кракаузр 3. Природа фильма. 41., 1974. - С. 254, 277.

3 См.: Власов М, Виды и жанры киноискусства. 43., 1976. - 112 с. Подчеркнем: телефильм - не объект деятельности ТВ, но ее субъект; он, таким образом, составной элемент советской партийной публицистики, а уж затем - киноискусства.

Мы, разумеется, понимаем, что и предложенное нами структурное деление не может претендовать на универсальность. Практика показывает, что фильм нередко сочетает в себе различные жанровые и видовые признаки; собственно, большинство документальных теле т

фильмов строится на "диффузии жанров".

В соответствии с обозначенной целью автор ставил перед собой ел едущие основные задачи:

- исследовать процесс становления и развития публицистического телекино на примере творческого объединения "Экран", показав основные направления творческого поиска теледокументалистов; определить влияние общих тенденций развития средств массовой информации и пропаганды на формирование советского документального телевизионного кинематографа;

- проанализировать основные содержательные и формальные особенности телефильмов различных видов и жанров, их социально-политические и эстетические характеристики, методы использования аудиовизуальных средств; 

- изучить важнейшие аспекты функционирования студии документальных телефильмов как целостного производственно-творческого организма.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертации послужили документальные телефильмы, созданные в творческом объединении "Экран"; предметом - основные тенденции развития публицистического телекино. Исследуем мы их

Это явление в публицистике подробно рассмотрено в кн.: Черепахов М. Проблемы теории публицистики. -М., 1973. -С, 260. на материале деятельности крупнейней в стране студии документальних телефильмов, поскольку на других происходили аналогичные процессы. Большие объемы производства Студии документальных телефильмов т/о "Экран" делают эти процессы здесь особенно заметными, более явственно выраженными Впрочем, некоторые явления телевизионной документалистики свойственны лишь данной студии, но вполне возможно предположить возникновение в будущем подобных тенденций в рамках всего телекино страны.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с января 1968 по декабрь 1987 года. Эти два десятилетия время наиболее бурного развития документального телевизионного кинематографа, организационного оформления значительного числа самостоятельных фильмощюизводящих студий (либо редакций) телевидения.

Состояние научной вазт?аботанности темы

Проблемам становления и развития публицистического телекино посвящено немного теоретических трудов В основном в них рассматриваются те или иные конкретные, узкие вопросы, такие, например, как снеадфическн-теяевизионные средства выразительности; отдельные периоды иетории телекино публи-циотики; направления жанрового поиска; элементы киноязыка; этапы творческого процесса создания фильма; природа соотношения факта и образа в кинодокументалистике и т.п.

1 См.: Кияница Д. Проблема формирования художественного образа в документальном телефильме: Автореф. дис... канд.фидол.наук. -1971. - 21с; Вру ев Ф. Телекинонублицнстика в системе общественно-политических программ телевидения (І965-І97І гг.): Автореф. дис... канд.ист.наук. -д., 1972. - 20 с; Щуратов С. Принципы и методы прямого наблюдения в экранной журналистике: Автореф. дис... канд.филол.наук. -!, 1973. - 23 о.; Его же. Выносится на обсуждение... -М.р 1985. - 56 с; ЗДенко А. Пределы видимости. Заметки о документальном телефильме. -Н , 1973. - 144 с; Б некоторых работах исследуются специфические группы произведений кшопублипистики: надример, монтажный фильм, документальний видеофильм.

Единственное известное нам исследование, в котором комплексно анализируются особенности и структ?рно-эстетйческие признака документального телекино, его эволвдкя как "исторически сложившейся системы1 , место в системе средств массовой инфоріааншг и пропаганды, - работа А.Дробашенко "Типологические особенности документального телевизионного фильма. При этом автор вводит в круг изучения фильмы разных студий страны»

Многочисленные статьи, опубликованные на протяжении двух десятилетий в журналах "Телевидение t радиовещание", "Журналист", в газетах "Правда", "Известия", "Советская культура" и некоторых других изданиях, в большинстве случаев не носят общетеоретического характера, но отражают непосредственную реакцию на то или

(продолж. сноски со стр.8)

Йечай G. Фильм у нас дома. -Минск, 1975. - 239 с: Элъманович Т. Образ ©акта. -С, 1975. - 152 с; Безклубенко С. Телевизионное кино: Очерк теории. -Киев, 1975. - 277 е.; Гаврилова И. Документальное и художественное в современном телевизионном фильме: Двтореф. дис... канд.искусствовед. -М., 1975. - 22 с: Копнлова Р. Кинематограф плюс телевидение, -М., 1977. - 133 с; Бровченко Г. Методика работы телевизионного журналиста. -®., 1982. - 61 е.; Кузнецов Г. Журналист на экране. -М., 1985. -208 с. и др.

1 См.: Баркая Н. Современный документальный монтажный фильм, его

место в экранной публицистике; Автореф. дис... канд.филол.наук.

-Ш.$ 1975. - 21 с; Бедянинов С. Публицистический документальный видеофильм. Эстетика и режиссура: Автореф. дие... канд.ие кусствовед. -М., I98G. - 17 с; Романовский И. Оеобенностире жиесуры документального видеофильма. -М., 1983. - 101 с; Шо

же. Без права на дубль: Записки режиесера телевидения. -М.,

Х986. — XXI с.

2 Автореф. дие... канд.филол.наук. -41., 1982. - 25 о. иное произведение, в том числе на фильмы творческого объединения "Экран". (В журналах "Искусство кино" и "Советский экран" отделов телекино не существует).

Тем не менее, и такие отклики помогают сделать некоторые обобщения, связанные с тенденциями развития телекино.

Отметим, что в ряде статей, опубликованных в периодической печати, содержатся интересные и глубокие теоретические идеи. Эти работы принадлежат перу как ученых-исследователей, так и практиков. Мы имеем в виду, в частности, статьи И.Беляева, М.Голдовской, С.Дробашенко, С.Зеликина, В.Лисаковича, Д.Лунькова, С.Муратова, В.Никиткиной, Л.Рошаля и др. Как правило, выдвинутые авторами положения нашли затем развитие в их книгах, в сборниках, посвященных творчеству телевизионных документалистов.

Теоретическую и методологическую ОСНОВУ диссертации составили марксистско-ленинское учение о журналистике, документы КПСС и Советского государства, в которых дан анализ социальной природы и функций средств массовой информации и пропаганды, раскрыты характерные черты публицистики как рода общественной и творческой деятельности.

Исследования в области документального телекино были бы невозможны без использования трудов по теории публицистики. В этой связи автор считает необходимым отметить произведения А.Ф.Бережного, Е.А.Блажнова, В.М.Горохова, С.М.гуревича, Е.И. рбиной, В.М.Здоровеги, А.В.Западова, Я.Н.Засурского, Г.В.Колосова, Р.П.Овсепяна, В.Д.Пельта, Е.П.Прохорова, В.В.Ученовой, М.СЛере-пахова и других. Автор привлек также труды в области эстетики и искусствоведения. Они представлены сочинениями Аристотеля, В.Г.Белинского, Н.ГЛернышевского, Ю.Н.Тынянова, М.С.Кагана, М.И.Андрониковой и др.

II

Пристальное внимание, разумеется, было уделено самому близкому к избранной теме разделу искусствоведения - киноведению, в особенности работам, посвященным докумегаальному кинематограф. Здесь следует выделить труды СМ.Эйзенштейна, В.И.Нудовкша, основоположника "киноправдн11 Дзиги Вертова, Э.И.Щуб, В.Б.Шкловского, G.И.Юткевича, М.И.Ромма, С.В.Дробашенко, Н.А.Дебедева, А.Я.Ма-черета, Д.М.Рошаля; книги зарубежных авторов - А.Базша, З.Кракауэ-ра, А.Монтегю и др.

Обширную группу исследование, на которые мы опирались яри подготовке настоящей работы, составляют труды, посвященные истории и теории телевидения - в нерву© очередь, теленублициетжки. Они написаны Э.Г.Багировым, Р.А.Боренкш, Г.Н.Бровчекко, В.М.Вильче-ком, Л.Н.Джулай, Г.В.Кузнецовым, Р.Д.КопыдовоЙ, С.А.Муратовым, В.С.Саппаком, А.Я.Юровским и др.

Эштжческая: основа и методика работы

Автор стремился проанализировать максимально возможное количество телефильмов, созданных в т/о "Экран1 в исследуемый не-ркод. Разделяя точку зрения ряда теоретиков о том, что типологические свойства телефильма, наиболее эффективные и характерные его конструкции и методы особенно концентрированно проявляются в выдающихся, значительных произведениях, новаторских ж своеобразных, мы, тем не менее, сознательно расширяем еферу нашего внимания, исходя из того, что в "He3aMeTHHXtt работах, обойденных вниманием критики, а порой и зрителя, могут быть заложены типические или плодотворные элементы; а также из того, что составить представление о тенденциях развития телекино можно лишь на основании анализа всей совокупности продукции Студии документальных телефильмов.

Это никак не означает, что количественные характеристики возводятся наши в абсолют. Приводя их (и это возможный материал дал последующего контент-анализа), мы как основной используем метод качественного исследования фильмов, традиционный для филологии. По справедливому замечанию А.Я.Юровского, недостатком многих исследований было рассмотрение телекино вне эволюции или изучение лишь отдельных его сторон и особенностей -поэтики или профессионального мастерства, тогда как "научное исследование не может быть полноценным, если осуществлять его на од т ном уровне" .Исходя из этого, мы пытаемся применить системный иод-ход к телефильму, связывая воедино генетический, типологический и функциональный аспекты развития телекино. История развития телефильма, его природа, эффективность функционирования неотделимы друг от друга в той же степени, в какой проблемы телевизионной кинодокументалистики неотделимы от общей теории телепуолииистики.

Основным источником материала для исследования стали документальные телефильмы (за двадцать льт работы в т/о "Экран" автором просмотрено более тысячи фильмов); монтажные листы фильмов; "дела" картин, хранящиеся в архиве Студии; тематические планы Студии разных лет, другие документы, связанные с фидьмопроиз-водством.

В ходе исследования автор использовал собственный опыт работы в качестве редактора и автора телефильмов, а также одного из руководителей сценарного отдела Студии, Некоторые обобщения и выводы сделаны на основании многочисленных личных встреч и бесед с ведущими мастерами документального телекино: И.К.Беляевым,

См.: Юровский А. Советская телевизионная журналистика. Проблемы становления и развития: Автореф. дно... д-ра филол.иаук. -М., 1973. - С. 5.

ІЗ М.Е.Голдовской, С.М.Зелакиянм, В.И.Лисаковичем, А.Н.Садковш и другими.

Теоретическое и практическое значение работы состоит, го нашему мнению, в том, что она в известной мере восполнит пробел г комплексном изучении публицистического телекинематографа.

Многие фильш, циклы фильмов, сведения, касающиеся их производства, впервые вводятся в сферу научного анализа. Это позволяет составить целостную картину развития кинопуолицистики в т/о "Экран", тогда как ранее в большинстве исследований анализировались отдельные группы фильмов, жанровые направления ж т.д. Результаты, полученные автором, могут быть применены для совершенствования творческого и производственного процессов создания документальных телефильмов, выработки системного подхода к планированию филъмопроизводства в рамках Гостелерадио СССР, а также к использованию юшопублшгдстики в программах телевидения. Наши многолетние наблюдения показывают, что подавляющее большинство практиков имеет, к сожалению, весьма неотчетливое, далекое от научной объективности представление о перспективах телевизионной документалистики, ее наиболее актуальных задачах. Выводы диссертационной работы можно также использовать при разработке методических пособий для студентов факультетов журналистики и лекций ждя слушателей курсов переподготовки кадров Института повышения квалификации Гостелерадио СССР. 

Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том, что в ней впервые рассматривается деятельность крупной студии документальных телефильмов во всем ее тематическом, жанровом, функциональном многообразии; делается попытка определить специфическую роль телевизионной кинодокументалистики в системе средств массовой информации ж пропаганды на современном этапе. Рид статистических данных о деятельности Студии документальных программ впервые вводится в научный оборот. Таблицы, включенные в тексты глав, позволяют более наглядно представить динамику процесса развития документального телекино. Кроме того, в процессе работы над диссертацией автором подготовлены полные списки документальных телефильмов т/о "Экран" за 1968-1987 годы, проведена их предварительная систематизация. Однако в силу большого объема этого материала он не приложен к диссертации.

Яра ЦгПИ основных идей, положений п выводов диссертации осуществлена в печатных публикациях в журнале "Телевидение и радиовещание" (1977-1988 гг.), информационном сборнике центра научного программирования Гостелерадно СССР, сборниках сценариев документальных фильмов, составленных автором для издательства "Искусство", а также при проведении занятий по курсу "Теория и практика тележурналистики" со студентами спец- и вечернего отделений факультета журналистики МГУ им. №.В.Ломоносова.

СТТЗУКТУШ щооертатта обусловили цель и задачи исследования. Она включает введение, три главы, заключение, биолиографнчее-кий список.

В первой главе - "Инфоршшоннекнублвдиетический телевизионный фильм" - анализируются факторы, определившие необходимость создания и развития телевизионного кинематографа; социальные, политические, эстетические предпосылки формирования крупной филь-мопроизводящей организации в системе Гоетелераддо. Основное внимание автор уделяет здесь начальному периоду существования Студии документальных телефильмов, когда во многих фильмах преобладало инфоаяационно-пуолицдотическов начало, наблюдался "дефицит" авторской позиции; когда продолжались начатые во второй половине 60-х годов дискуссии о специфике телекино, а многими создателями ФИЛЬМОВ ЭМПЕрИЧеСКИ ПОСТИГаЛЖСЬ ВСЄ НОВНЄ ВОЗМОЖНОСТИ КИН0ТЄЛ9 визионного языка; когда велись интенсивные поиски репертуарной политики Студии - методом проб и ошибок. Рассматриваются путж преодоления хроникальной информационности, выработки специфически телевизионных средств выразительности и действенности публицистического фильма. Отмечено значительное, многоаспектное влияние на деятельность Студии этого периода сериала "Летопись полувека" .

Вто-рая глава - "Публицистический анализ средствами телекино" - посвящена аналитическому телевизионному фильму, преобладание которого становится все более ощутимо но мере накопления опыта телевизионной кинопублицистики, постижения возможностей синхронной камеры (середина 70-х - начало 80-х годов). При этом необходимо иметь в виду, что каждый из рассматриваемых периодов характеризуется появлением фильмов различных видов и жанров, равно как и разного идейно-художественного уровня Тем не менее, анализ всей совокупности фильмов определенного времени позволяет выявить те или иные рубежи, Гранины, пусть не всегда четко выраженные ж безусловные.

в тре?1 ffiffi? - "Бути художественного освоения действительности в телевизионной кинопублицистике" - основное внимание уделено художественно-публицистическим жанрам телекино, іівтор пытаетея выявить влияние общих тенеденций развития телевидения на процессы, происходящие в телекино - преимущественно на современном этапе; определить специфические функции телевизионной кн-нопублицистнки в системе всего телевещания. Достоверность и еубъек-тивно-авторское начало; документ как непременная основа кинопубли-цистики ТВ; особенности формирования документального образа в публицистике "малого экрана" - анализ этих и некоторых других проблем также дан в последней главе.

Исследование коммуникации "телефильм - зритель", сочетающее социологический, психологический, философский и другие аспекты, было бы весьма актуально. Но материалы по этой проблематике, к сожалению, малочисленны, разрознены, а главное, не всегда достоверны. Названное обстоятельство столь существенно, что мы решились оставить проблему реакции телезрителя на произведения документалистов "Экрана" за рамками предпринятого нами исследования.

В заключении сделаны теоретические выводы - о границах жанров публицистического телефильма, возможных перспективах его развития, а также даны некоторые практические рекомендации, цель которых - наметить творческие пути повышения эффективности воздействия телевизионной кинопублицистики на зрительскую аудиторию. 

Причины и сущность глобализации. Общая характеристика

Процесс глобализации экономической деятельности сегодня является одной из главных тенденций в развитии современного мира, оказывающей значительное влияние на экономическую жизнь как отдельных стран и регионов, так и мирового хозяйства в целом. Затрагивая практически всех участников международных экономических отношений, этот процесс влечет за собой далеко идущие последствия по самым разным направлениям. Не случайно, что современная глобализация стала предметом острых дискуссий в академических и деловых кругах, на международных политических и экономических форумах, где часто сталкиваются самые различные взгляды, оценки, прогнозы. Проблемы и перспективы современной цивилизации, наряду с вопросами науки и техники, культуры и образа жизни в немалой степени вращаются вокруг проблем экономической глобализации. Поэтому анализ этого всемирного процесса имеет не только теоретическое, но и чрезвычайно важное практическое значение.

Экономическая глобализация - многоплановое и внутренне противоречивое явление с множеством прямых и обратных связей, в которых участвуют многонациональные и национальные коммерческие структуры, национальные государства и их учреждения, региональные многонациональные объединения, формальные и неформальные международные организации, чьи отношения характеризуются сочетанием острой конкуренции с растущими элементами взаимодействия и сотрудничества.

Глобализация заставляет все страны приспосабливать свои экономические институты к новым требованиям. Можно говорить об усиливающейся конвергенции в экономической политике среди стран, втянутых в этот процесс. Либерализация торговой политики, отсутствие контроля над вывозом капитала, открытие финансовых рынков для иностранных инвесторов и сокращение роли государственного сектора - таковы общие политические предписания для эффективного участия в глобальной экономике. Под влиянием глобализации в развитых странах наблюдается частичный отказ от курса на поддержку «государства благосостояния», а в развивающихся странах - широкомасштабная либерализация экономики.

Итак, что представляет собой глобализация как наиболее важная качественная характеристика современного мироустройства, его общецивилизацион-ного и экономического развития?

«Глобализация, - замечает французский экономист Э.Перро (E.Perrot), -до сих пор не имеет четкого определения» [Глобализация: контуры XXI века, ч.І, 2002, с.76]. Он приводит три собственных варианта трактовки этого понятия.

Во-первых, глобализация воспринимается как размывание власти государства. Многие исследователи видят суть глобализации в формировании мировой экономики особого типа. Отличие этого типа экономики от прежних международных экономических режимов состоит в том, что она в несравненно большей степени ограничивает свободу национальных органов власти при разработке и осуществлении ими экономической и социальной политики. Большую роль в этом играет развитие коммуникаций: на смену легко контролируемой государственной администрацией почтовой связи пришли эфирная, проводная, электронная, спутниковая связь, появилась сеть Интернет; все они гораздо труднее поддаются контролю. Кроме того, глобальный феномен информатизации в большинстве стран мира приводит к ограничению самобытной, народной культуры. Во-вторых, глобализацию приравнивают к наднациональной солидарности, главным образом, в области экологии. В массовом сознании в последние десятилетия, благодаря развитию космонавтики, сформировалось более целостное представление о планете, как о компактном биологическом ареале, едином для всего человечества. Сводя глобализацию к идее солидарности, исследователи акцентируют внимание на рассмотрении деятельности международных институтов: политических - Организация объединенных наций (ООН), экономических -Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), многочисленных неправительственных организаций и т.д.

Третий подход заключается в том, что глобализацию ограничивают сферой коммуникационных инфраструктур (распространение информации, перемещение людей и товаров). В русле этой концепции была выдвинута идея «планетарной деревни», когда любой житель планеты с помощью средств массовой информации может стать очевидцем отдаленных мировых событий.

Э.Перро предлагает рассматривать глобализацию не как сложившийся феномен, а как процесс - процесс интеграции разнообразных культур в единую рыночную логику, причем преобразованные культуры являются одновременно и результатом глобализации и условием се дальнейшего развития. В процессе глобализации создается однородность социально-экономических условий и в то же время наблюдается рост индивидуализма.

Как и в отношении других новых терминов, получивших впоследствии широкое обращение в экономической литературе, здесь накопилось немало популярных, но далеко не бесспорных суждений, требующих критического подхода и анализа.

Глобализация как качественно новый этап в интернационализации мирового хозяйства

Как мы уже обозначили данную проблему, в настоящее время часто встречаются утверждения, что сама по себе глобализация отнюдь не новое явление, и что на отдельных этапах истории человечества уже существовали разные формы глобализации. Например, ряд ученых относит к ним существование огромных территорий еще в рамках Римской империи, под эгидой которой находилась большая часть античного мира, и где имело место сильное нивелирование социальных институтов.

Термин «глобализация» часто используется также для характеристики развития международных экономических связей, существовавших еще в конце XIX - начале XX века. Тогда, в течение нескольких десятилетий, предшествовавших Первой мировой войне, наблюдались процессы, на первый взгляд весьма схожие с нынешними: увеличивался объем международных потоков товаров, капиталов и людей, сокращались тарифные барьеры и нетарифные ограничения, развитие железных дорог и судоходства вело к понижению транспортных издержек.

Экономическое объединение мира началось благодаря промышленной революции, в результате которой была создана первая в истории британская фабрично-заводская индустрия.

Промышленная революция придала мощный импульс мировой торговле, поставила все страны в необратимую зависимость от международного географического разделения труда. Считается, что «эпоха свободной торговли» началась в 1846 г., с отменой хлебных законов в Великобритании, крупнейшей экономической державе мира, ослабившей в то время традиционную ей политику протекционизма. Снятие ограничений дало мощный толчок развитию всей международной торговли. Скачкообразное ускорение роста мирового рынка было подготовлено всем предшествовавшим развитием капитализма, успехами фабричной промышленности и транспорта, приобщением новых стран к международному товарообороту и снятием ограничений во внешней торговле. Происходит «внезапное сильное расширение мирового рынка» [Мендельсон Л., 1949, с.304-305].

С середины XIX в. и до начала Первой мировой войны в сфере международных экономических отношений преобладал либеральный мировой порядок, основанный на золотом стандарте. На 40-60-е годы XIX в. приходятся самые высокие темпы роста мировой торговли на всем протяжении XIX и первой половины XX вв. Мировая торговля устойчиво росла с 1870 по 1914 г. в среднем на 3,4% в год, в то время как мировое производство - на 2,1%. С 1850 г. по 1914 население земного шара увеличилось лишь немногим более чем в 1,5 раза, а оборот международной торговли - в десять раз [Синцеров Л., 2000, с.57].

С середины 70-х годов XIX в., наряду с товарным экспортом, важное значение приобрел вывоз капитала. Переливы капитала из страны в страну стали одним из главных факторов мирового экономического развития. В последней четверти XIX в. обороты международной торговли увеличились в 2,1 раза, а иностранные капиталовложения - в 2,3 раза. В 1900-1913 гг. мировое производство выросло более чем на 40%, физические обороты мировой торговли - на 62%, а объемы иностранных капиталовложений удвоились. За рубежом в то время инвестировалась значительно большая доля сбережений развитой европейской страны, чем в конце XX в [Синцеров Л., 2000, с.57].

Масштабы миграции того времени также впечатляющи: на рубеже веков за счет эмиграции Европа ежегодно теряла 19,5% прироста населения [Синцеров Л., 2000, с.58]. Паспорта и разрешения на трудоустройство иностранцев не требовались.

Развал системы свободной торговли начался в годы Первой мировой войны с введением ограничений, свойственных экономике военного времени, и усилением автаркических процессов, разрушивших все прежние экономические связи, а вслед за тем, особенно в условиях кризиса 1929-1933 гг., наступил период протекционистских ограничений в торговле и движении капитала.

Для России «эпоха свободной торговли» закончилась в 1917 г. Октябрьская революция резко сократила значение внешнеэкономических связей для российской экономики. В 1913 г. отношение экспорта к национальному доходу Рос- сии составило 10,4%, для СССР в 1930 г. этот показатель равнялся 3,5, в 50-е годы - примерно 2% (по другим источникам - 13,8 в 1913 г. и 4,9% в 1957 г.) [KuznetsS., 1966,р.315].

После Первой мировой войны таможенные барьеры между государствами резко поднялись, в результате чего обороты международной торговли сильно сократились; новое очень сильное сокращение этих оборотов принес с собой кризис 1929 г. Весь характер международной торговли резко изменился [Баранский Н.Н., 1980, с. 122]. Между 1929 и 1932 гг. мировое производство сократилось на 20%, а внешняя торговля - более чем на 40%. К началу Второй мировой войны удельный вес внешней торговли в мировой экономике снизился более чем вдвое относительно 1913 г [Синцеров Л., 2000, с.59].

После окончания Второй мировой войны многое в международной экономике пришлось начинать с чистого листа. Практически все правительства ввели контроль над потоками капиталов в свою страну и из нее. Только шесть стран мира имели в 1950 г. свободно конвертируемую валюту, к 1957 г. таких стран стало восемь.

Кроме того, после Второй мировой войны начался распад колониальной системы. Если политика колониализма способствовала интеграции экономики, то с переходом колоний в разряд суверенных государств их зависимость от внешней торговли заметно снижалась. Ведь мировая торговля до того времени базировалась именно на колониальном статусе большинства слаборазвитых стран мира.

Полемика вокруг проблем и противоречий экономической глобализации

Анализ довольно обширного массива литературы по проблемам экономической глобализации, появляющейся сейчас за рубежом и в России, позволяет рассмотреть аргументацию и систематизировать различные критические оценки, а также подойти к формулировке присущих рыночной глобализации противоречий и форм их конкретного проявления.

Можно выделить следующие положения, характеризующие противоречивость развертывающихся на глобальном экономическом пространстве процессов, обсуждаемые в научной литературе:

Первый проблемный аспект относится к международным финансовым рынкам, общие масштабы которых к настоящему времени несоизмеримо выросли не только по сравнению с началом XX века, но и продолжают демонстрировать существенный рост год от года в течение последних лет. Процесс глобализации за последние два десятилетия привел к резкому увеличению числа всевозможных форм международных потоков капиталов (прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции в различные финансовые инструменты). Отсутствие должного контроля над этими международными потоками капиталов стало причиной повышения уровня мировой финансовой нестабильности. Разрастание финансово-банковского сектора в экономике многих стран, особенно в течение 90-х годов, угрожает стабильности экономического развития, вызывая финансово-экономические кризисы в разных регионах мира практически каждые два года. Свободный мировой финансовый рынок, на котором происходит ничем не ограниченная миграция огромных сумм краткосрочного спекулятивного капитала в рамках единой общепланетарной системы биржевых рынков, усиливает неоднородность глобальной экономики и в целом мирового общественного порядка.

Другим важнейшим фактором нестабильности макроэкономической ситуации в этой сфере является лавинообразное нарастание панических настроений на мировых финансовых рынках. Эти настроения возникают, когда достаточно большая группа кредиторов неожиданно принимает решения изъять свои кредиты у заемщиков из-за опасения, что аналогичные действия других кредиторов вызовут массовое банкротство должников. Стремление как можно скорее спасти свои капиталы порождает массовые переливы заемных средств, что является причиной крушения финансовых рынков в отдельных странах и регионах. Подобные панические ситуации возникают на различных финансовых рынках мира.

Глобальный рынок за последние два десятилетия возродил ряд отрицательных социальных явлений, которыми характеризовался капитализм XIX столетия: продолжающуюся дифференциацию доходов, образование «карманов» нищеты и голода, подрыв систем социального обеспечения, т.е. тех самых систем, ликвидация которых вывела капитализм XIX века из «дикого» состояния в высокоцивилизовапные общества промышленных стран Западной Европы и Северной Америки. Из таблицы 3 (см. стр. 55) видно, что сложившееся на протяжении последних 20 лет неравенство в доходах большинства этих стран практически не уменьшается, а во многих даже растет. Динамика коэффициента Джини только в двух из приведенных в таблице стран демонстрирует некоторое снижение, в остальных же случаях этот показатель или демонстрирует рост, или остается неизменным.

Такие явления, как массовая безработица, обнищание, отчуждение, маргинализация рассматриваются сегодня как прямое следствие реализации на практике логики свободного рынка.

Возникает противоречие между социальными системами отдельных стран. Глобализация порождает конкуренцию не только между наемными работниками, но и между национальными структурами социальной поддержки и механизмами распределения социальных благ. Предприятия, свертывая производство в одних странах и расширяя его в других, снимают с себя ответственность за возможные осложнения в социальной сфере, вызванные такими перемещениями производства. Так, предприятия могут отказаться от обязательств по финансированию пенсионного обеспечения работников, которые у них проработали много лет. Если такая практика примет широкие масштабы, то повлечет за собой рост государственных расходов по пенсионному обеспечению, а следовательно, задолженности государства. Таким образом, весь груз социальных проблем возлагается на бюджеты национальных государств. К тому же, вступая в глобальную конкуренцию, сами правительства пытаются повысить «чувствительность» рынка труда, сокращая гарантии социальной безопасности.

Более того, жесткие условия соревнования на мировом рынке будут, по-видимому, и в дальнейшем диктовать как развивающимся, так и развитым странам неминуемо жертвовать социальными гарантиями своих граждан, а тем государствам, которые не желают этими гарантиями поступаться, уготована роль аутсайдеров в гонке за экономический рост. В числе стран, которые наиболее близки к оптимальному разрешению этой дилеммы, называются Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония, а также Малайзия и Сингапур (характерно, что последние две не пользуются репутацией демократичных, а США не рассматриваются в этом списке как передовая страна).

Государство как субъект глобальной экономики и трансформация его функций в современных условиях

Главной проблемой, вокруг которой ведутся дебаты, является проблема влияния формирующейся новой международной экономической системы на политический суверенитет отдельных государств. Это влияние, прежде всего, выражается в значительном сокращении сферы компетенции национальных органов власти при принятии ими решений в экономической и социальной областях. И в этой части дискуссия по глобализации смыкается с дискуссией о сущности современного института государства, а также тех метаморфозах, которые оно претерпевает в последние годы, а также о возможных перспективах его дальнейшего развития [Hirst P. and Thompson G., 1995, р.412]. В последние годы в развитых странах появился целый ряд работ, в которых утверждается, что экономическая глобализация неизбежно ведет к свертыванию многих функций государства. В обоснование своей позиции исследователи чаще всего приводят следующие аргументы.

Современный институт государства (государство благосостояния) в западных странах достиг своего расцвета в послевоенный период, когда экономическая политика многих правительств строилась на «кейнсианской платформе». Эти правительства проводили политику, которая создавала условия для процветания экономики, повышения ее эффективности и в то же время обеспечивала относительно справедливое распределение результатов процветания между предпринимателями и наемными работниками. Наемные работники получили практически полную занятость и социальные гарантии. Прибыли предпринимателей непрерывно увеличивались, экономика бурно развивалась, производительность труда росла, заработная плата регулировалась коллективными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами и работодателями, стабильность в экономике позволяла корпорациям осуществлять строгий контроль над производством и инвестициями.

Однако компромисс между трудом и капиталом носил временный характер. Сложившуюся гармонию подорвал первый нефтяной кризис 1973 г. А в конце 70-х гг. развитые страны столкнулись и с другими серьезными экономическими проблемами, такими как резкое снижение производительности труда, экономическая стагнация, высокая инфляция. Неудачи в решении этих проблем стали списываться на чрезмерно активное присутствие государства в экономической жизни, нарушающее естественные принципы рынка, которые, как утверждалось, обладают способностью самостоятельно вывести экономику из кризиса. Действительно, расширение полномочий государства в экономической и социальной сферах вызвало рост его расходов, что сопровождалось внушительными дефицитами бюджета в большинстве развитых стран, нарушениями пропорций денежного обращения и, как следствие, снижением эффективности государственной политики.

Поэтому, можно сказать, что период конца 70-х - начала 80-х гг. стал временем фундаментального переосмысления экономических функций государства. Наступила эпоха либерализма, которую проводили консервативные правительства Р.Рейгана (R.Reagan), М.Тэтчер (M.Thatcher), а также политические силы других стран.

В разных своих национальных вариантах политика «дерегулирования» функционировала в большинстве развитых экономик вплоть до конца 80-х гг., т.е. до того периода, когда процессы глобализации стали проявляться все очевиднее и набирать силу.

Экономическая глобализация послужила стимулом для более углубленного исследования проблем, касающихся сущности и перспектив развития института государства. «Одной из центральных тем дискуссий и публикаций в области глобализации является вопрос о судьбе государства. Разброс мнений здесь простирается от точки зрения о закате эры национального государства и его отмирании до точки зрения о том, что государство является истинным глобализа-тором» [Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России, 2002, с.26].

Некоторые исследователи делают далеко идущие выводы о неминуемом отмирании национальных государств в ближайшем будущем. К примеру, Р.О Брайен (R.O Brien) в книге «Глобальная финансовая интеграция. Конец географии» пишет: «Нация делается неуместной, хотя она еще и существует. Чем ближе мы подходим к глобальному интегральному целому, тем ближе мы к концу географии» [R.O Brien, 1992, р.5]. Это утверждение представляется весьма сомнительным. Стихийные процессы глобализации не превращают мировую экономику в интегральное целое, а наоборот, нередко усиливают ее диспропорции. Увеличивается контраст между высокоразвитым центром, в котором проживает менее 1/6 населения, и периферией, сосредоточивающей основную массу жителей нашей планеты.

Похожие диссертации на Публицистический телевизионный фильм. Становление и развитие.