Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Становление женской прессы в Палестине 10
1.1 Исторические этапы развития палестинской журналистики 10
1.2 Положение палестинской женщины до 1967 г.: политические и социокультурные аспекты 18
1.3 Женская журналистика в Палестине: историко-типологические аспекты 27
Глава 2 Проблематика женской прессы в Палестине 45
2.1 Местная пресса и проблемы палестинской женщины 45
2.2 Феномен женской прессы в Палестине 57
2.3 Просветительская деятельность газеты «Все женщины» 65
Глава 3. Газета «Голос женщин» (Саут ал-Ниса) в информационном пространстве палестинской периодики 89
3.1 Тематическая палитра газеты 87
3.2 Проблема положения женщины в современном палестинском обществе 101
3.3 Особенности функционирования газеты «Голос женщин» 120
Заключение 125
Библиографический список 129
- Исторические этапы развития палестинской журналистики
- Положение палестинской женщины до 1967 г.: политические и социокультурные аспекты
- Местная пресса и проблемы палестинской женщины
- Тематическая палитра газеты
Введение к работе
Последние десятилетие двадцатого века прошло под знаком больших перемен в жизни палестинского общества, которые охватили все стороны его жизни. Эти изменения были очень контрастны. Народ, который на протяжении прошлых веков, находился под игом оккупации, начиная с турецких завоевателей и кончая израильтянами, получил свою власть на территории Палестины. Однако эта власть была не полной и не стабильной, поскольку израильтяне вновь оккупировали большинство палестинских земель за период последней интифады. Несмотря на это палестинский народ смог избрать президента и законодательную власть.
Палестинские СМИ, как составная часть социокультурной модели общества, также прошли через серьезные изменения. Одной из составляющих прошедших изменений - проявление большего внимания и интереса к женской прессе. Особенно, если учесть тот факт, что за три четверти века, начиная с конца XIX века и по 1967 г., среди более чем двухсот изданий мы не можем найти ни одного женского (118. С.214).
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью определения места и роли женской прессы в арабском мире. Поиски новых оценок места женщины в социуме и семье дает основание для более активного изучения периодических изданий, представляющих интересы женщин.
Палестинская женская пресса очень молода. А потому пока еще не привлекла к себе пристального внимания со стороны специалистов-прессоведов. Основное внимание исследователей уделяется общественно -политической прессе, которая освещает только политические и национальные проблемы и редко затрагивает социальные.
4 Степень научной разработанности темы
Научные исследования в области изучения женской прессы пока еще малочисленны. Некоторые ученые косвенно затрагивали эту тему, изучая специализированную прессу. Однако, профессор Фарук Абу Зейд в своей книге «Специализированная пресса» уделяет теме женской прессы всего несколько страниц, а профессор Ибрагим Исмаил в монографии «Женская пресса в арабском мире» посвятил женской палестинской прессе лишь четыре страницы.
Образ женщины в арабских СМИ привлекал более пристальное внимание исследователей, нежели собственно тема женской прессы. Женская проблематика стала предметом обсуждения на конференциях и конгрессах, проводимых женскими организациями и некоторые СМИ в арабских странах, в том числе в Палестине, а также университетами и управлениями по делам женщин в министерствах.
Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что настоящее исследование - одно из первых в данной области. Его научный пафос отражает реалии женской прессы в Палестине, а также образ женщины и ее положение в СМИ.
Палестинские университеты остро нуждаются в таком исследовании, так как они включили в свои программы курс, посвященный проблемам женщин, а на отделениях журналистики в обязательном порядке читается курс, посвященный женской журналистике.
Объектом исследования является женская пресса Палестины как составная часть палестинской периодики в динамике ее развития.
Предмет исследования - функционирование и развитие женской прессы, ее информационно-культурных ценностей, механизмов взаимодействия с обществом в контексте рассмотрения таких периодических изданий как «Все женщины», «Голос женщины», «Женщина», «Источники».
5 Теоретическую базу исследования составили как работы в области
истории и теории журналистики, так и специальные работы в области
тендерной тематики.
Из российских работ в данной области в первую очередь следует выделить теоретические разработки А.И. Акопова, Я.Н. Засурского, Е.А. Корнилова, С.Г. Корконосенко, недавно вышедшую монографию Е.В. Ахмадулина, а также коллективную монографию «История мировой журналистики» (А.Г. Беспалова, Е.А. Корнилов, А.П. Короченский, Ю.В. Лучинский, А.И. Станько).
Теоретические построения западных ученых также представляют определенный интерес. Стоит упомянуть работы М. Маклюена, У. Липпмана, Г. Ласуэлла, С. Сиберта, У. Шрамма, Т. Питерсона.
Конечно же нельзя рассматривать выбранную тему без опоры на работы арабских исследователей. Тему женской прессы Палестины рассматривали египетские ученые профессор Фарук Абу Зейд и профессор Ибрагим Исмаил, а также палестинские специалисты Али Ахмад Абделла («Реалии палестинской прессы на западном берегу р. Иордан и в секторе Газа с 1967 года по 1987 год»), Гази Аль Халили («Палестинская женщина и революция»), Мейсун Аль Вахиди Аль Атауни («Палестинская женщина и израильская оккупация»), Хадиджа Абу Али («Женщина и группы сопротивления»), а также Ислах Джад в своей диссертации о женщине и политике. Использовались также труды сирийского исследователя Адиба Хаддура («Образ женщины в СМИ») и йеменского ученого Фадзия Фагима («СМИ и женщина»).
Однако эти исследования в большинстве случаев были посвящены либо только проблемам женщин, либо исключительно СМИ. Что касается исследований, рассматривающих проблему взаимоотношения женщин и СМИ, а также женской прессы, то они очень малочисленны.
В последнее время катарский спутниковый канал Аль Джазира начал освещать проблемы женщин в передаче «Только для женщин». В каждом выпуске рассматривается определенная тема, имеющая отношение к женщине и ее роли в обществе.
Из работ, посвященных тендерной проблематике, особый интерес для нас представили исследования Л. Беннета, С. Беннета, Э. Клейн, С. Уэлш, Д.Хибин, а также фундаментальная работа К. Стивере, посвященная феминистским подходам к госуправлению, отдельные положения которой можно применить и к описанию функционирования женской прессы.
Целью данного исследования является рассмотрение и изучение процесса становления и развития женской прессы Палестины, типология изданий и основные характеристики.
Основные задачи. Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являлись:
описание основных этапов развития женской прессы в Палестине и места прессы в обществе;
изучение типологических признаков отдельных женских газет и журналов;
определение отношения женской прессы к политическому движению в целом, и к женскому движению в частности;
описание издательской модели газеты «Голос женщин», самой «долгоживущей» в Палестине и выходящей по сей день. Методологическая основа. Методы исследования включают в себя
историко-теоретический подход к изучению проблем женской прессы в Палестине, а также элементы социологического и компаративистского подходов к тендерным проблемам.
7 Палестинские периодические издания общего характера и
специализирующиеся на проблемах женщин газеты подверглись анализу с
точки зрения социокультурного подхода.
Был задействован также и метод включенного наблюдения, связанный с собственной работой автора в женской прессе, а также методы анкетирования и развернутых интервью с ветеранами прессы и журналистами, имеющими большой опыт работы в данном типе изданий.
Научная новизна исследования заключается в том, что
1) впервые в науке о журналистике детально рассматривается история
возникновения женской прессы Палестины;
2) исследованы особенности становления и развития всех
представителей данного типа изданий в Палестине;
исследованы и описаны типологические характеристики каждого женского периодического издания, включая условия их создания, описаїшя формы и содержания, редакционной политики и причин закрытия.
на конкретном примере редакторской политики газеты «Голос женщины» проанализирована тематика и проблематика женской прессы Палестины.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается собой изучение функционирования женских периодических изданий Ближнего Востока, определение специфики выстраивания их издательско-тематических моделей.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью применения ее положений в университетских программах по журналистике, в спецкурсах по истории зарубежной журналистики, феминистской прессы и т.
д.
8 и изучения проблем женщины.
Материалы, использованные в диссертационном исследовании, могут
так же быть использованы в рамках разработки лекционных курсов
школьных учебных программ.
На защиту выносятся следующие положения:
Палестинская пресса прошла сложный этап своего развития от первых официальных газет «Аль-Кудс Аш-Шариф» и «Аль-Газаль», появившихся в 1876 году, до современной тематической палитры, представленной не только собственно мужскими изданиями, но и женской периодикой.
Историческими предпосылками возникновения первых женских периодических изданий в Палестине стали политические и культурные изменения в палестинском обществе и рост самосознания его женской составляющей.
Сложившуюся к настоящему времени женскую прессу Палестины можно условно разделить на традиционную, национально-патриотическую и «новую» женскую прессу.
При всем разнообразии женская пресса Палестины отличается повышенной политизированностью, что связано со спецификой палестинской государственности.
5. Газета «Голос женщин» представляет собой яркий пример
современной палестинской феминистской прессы, отражая весь спектр
женских проблем в палестинском обществе.
6. Трудности, с которыми сталкивается женская пресса Палестины, в
первую очередь объясняется традиционалистским подходом к проблемам
женщин со стороны ежедневных периодических изданий.
Апробация основных положений работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на ряде международных конференций, а также на заседании кафедры истории журналистики и коммуникативистики Кубанского государственного университета.
Временные рамки исследования включают в себя период с момента появления первой женской газеты в 1967 году и по настоящее время.
Структура и объем диссертации.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя по три параграфа, заключения и библиографического списка из 170 источников. Структура работы определяется задачами и целью исследования.
Исторические этапы развития палестинской журналистики
Для понимания специфики становления женской периодической печати в Палестине, особенности ее типологии и проблематики, необходимо соотнести закономерности этого становления с общими тенденциями в развитии палестинской прессы, а также с положением и ролью палестинской женщины в обществе.
Эти два фактора в значительной степени определили условия становления и развития женской журналистики в Палестине, которая при своем появлении (с большим опозданием по сравнению с «мужской» журналистикой) столкнулась с многочисленными проблемами. Эти проблемы привели к тому, что часть газетно-журнальных проектов погибли неосуществленными, а часть - вскоре после рождения. И большое значение здесь сыграл преобладающий в обществе подход к женщине и ее роли в социуме.
Если внимательно ознакомиться с перечнем газет, журналов и прочих периодических изданий, выходивших в Палестине с конца XIX века до Июньской войны 1967 года, то получается, что из 213 зафиксированных наименований всего лишь одно издание можно охарактеризовать как продукт специфически женской журналистики.
Речь идет о журнале «Фатат Филастын» («Палестинская Девушка»), издававшийся обществом «Аль-Фатат» в Рамаллахе в 1950 году. К тому же об этом журнале сохранилось всего лишь одно упоминание, зафиксированное в перечне, приводимом Палестинской энциклопедией. Все же прочие журналы и газеты данного периода представляют издания политического и религиозного толка, в которых женская проблематика не играла существенной роли.
Учитывая общие тенденции в развитии палестинской прессы со времени ее зарождения в 1876 году и до Июньской войны 1967 года, можно выделить три исторических этапа.
Первый этап (1876 - 1914) совпал с завершающим периодом османского владычества в Палестине и продолжался до установления британского мандатного управления. Именно в это время появились первые ростки палестинской журналистики (до этого палестинцы читали в основном сирийскую, ливанскую и египетскую прессу, появившуюся раньше палестинской) (1.С.20).
Причины, помешавшие изданию газет в Палестине в более ранние периоды, заключались в неграмотности и невежестве народа, а также в угнетении его османскими властями. Важным фактором явилась политика отуречивания, навязывавшаяся Османской империей ее арабским подданным. «Закон от 1865 года (как и последующие законы) воспрещал издание газет и журналов на территории империи без разрешения османских государственных инстанций. Воспрещалась и продажа издателем своего печатного органа другому лицу без специального разрешения. Издатели и редакторы были обязаны бесплатно (т.е. за счет издания) публиковать направляемые в редакцию официальные материалы, отказ от их публикации считался нарушением закона» (11. С.5).
В результате всего этого Палестина, как и другие страны, подчиненные владычеству турок, сильно отставали в своем развитии буквально во всех областях, включая образование и издательскую деятельность. Арабский язык и литература практически не преподавались в немногочисленных государственных школах, в которых к тому же давалось лишь начальное образование.
Первыми двумя официальными газетами, издававшимися в Палестине османским правительством с 1876 года, были «Аль-Кудс Аш-Шариф» («Священный Иерусалим»), выходившая на арабском и турецком языках, и ежемесячная арабоязычная «Аль-Газаль» («Газель») (118, С.257). «Обе эти газеты печатали исключительно турецкие указы и официальные фирманы (приказы султана). А ведь технические возможности для выпуска печатных изданий появились в Палестине значительно раньше: еще за четверть века до этого, в 1846 г. в Иерусалиме в православном монастыре была открыта первая типография» (111.С.З).
Вместе с тем в XIX веке в Палестину стали проникать элементы европейской цивилизации. Сюда начали поступать западные печатные издания, открывались миссионерские школы, которые, несмотря на преимущественно религиозный характер, внесли свой вклад в развитие общего образования в Палестине.
Пресса развивалась по мере распространения частных типографий, первая из которых появилась в Иерусалиме в 1894 году. Существовавшие до этого несколько типографий, как уже упоминалось выше, принадлежали отдельным монастырям.
В 1908 году была провозглашена османская конституция, разрешавшая издание газет. Это послужило толчком к развитию прессы и распространению типографий. Уже в том же 1908 году вышло в свет несколько журналов и газет с периодичностью 1-2 раза в неделю. У каждой из четырех вновь появившихся частных газет была собственная типография. К началу первой мировой войны существовало уже 36 палестинских газет, включая, политические, литературные и юмористические издания.
Политическая пресса выражала чаяния народа, его стремление к свободе и независимости. Это, в частности, такие издания, как «Аль-Кудс», «Аль-Кармиль», «Аль-Асмаи», «Ан-Наджах», «Ан-Нафир», «Яффа» и др. В литературной прессе публиковались рассказы и новеллы, а также отдельные политические и патриотические материалы.
«Однако период бесцензурной деятельности печати был очень коротким: вскоре младотурецкое правительство восстановило институт цензуры. Изданные же в период младотурок законы о печати - от 1909 и 1914 гг. - были выдержаны в традициях ограничения и запрещения» (111. С. 8).
Положение палестинской женщины до 1967 г.: политические и социокультурные аспекты
Период британской оккупации для Палестины характеризуется сохранением отсталости, нищеты и невежества. Колонизаторы чинили множество преград на пути становления арабо-палестинской промышленности. В сфере образования они старались ограничиться лишь теми его видами, которые были необходимы колониальным властям для подготовки мелких чиновников, рабочих и т.д.
На образование выделялись ничтожные суммы, не позволявшие строить новые школы или расширять уже существующие. В школы принималась лишь половина желающих. Так, в 1935 году свыше 40% заявлений о приеме, поступивших от арабских семей, было отклонено. На 800 арабских сел имелось лишь 284 школы, причем только 15 из них были женскими (151.С.45).
Статистика говорит о том, что за время мандатного управления ситуация с образованием в Палестине ухудшилась. Так, в 1942 году на образование было выделено лишь 5% совокупного бюджета, тогда как на содержание тюрем - 26%. Процент же неграмотных среди взрослого арабского населения составлял 86% (151.С.46).
Согласно статистическим данным за 1944 - 1945 годы в городских школах доля девочек среди учащихся 1-5 классов составляла 43,56%, а среди учащихся 6-7 классов - только 31%. В сельской же местности эти показатели равнялись 8,16% и 3,21% соответственно. До завершающей стадии среднего образования в городах дошли лишь 17,93% девочек: в сельской местности школ такого уровня не было вообще (25.С.72-73).
Таким образом, вполне очевидно, что по мере приближения к завершению среднего образования ряды школьников редели. Объясняется это двумя причинами. Первая из них - дороговизна обучения и недоступность арабских школ, особенно средних школ полного цикла.
Это свидетельствует о ничтожности шансов на получение образования у палестинских девушек вообще и у селянок в частности. Сюда следует добавить влияние фактора традиций, играющего на селе более существенную роль, чем в городах, так как сельские общины обычно представляют собой «отсталые традиционалистские социумы, хозяйственная структура которых является по преимуществу аграрной, а подавляющее число населения составляют крестьяне» (25.С.71). По некоторым данным, доля жителей села в Палестине в тот период превышала 66%, т.е. практически две трети всего населения (38. С. 127).
Все эти обстоятельства сковывали женщину Палестины по рукам и ногам. Можно сказать, что она являлась жертвой невежества, отсталости и оккупации одновременно.
Большое влияние на положение палестинских женщин оказывали обычаи и традиции, со временем превращавшиеся в законы, которым должны были подчиняться все. Эти законы, как известно, ставили в неравное положение женщин и другие эксплуатируемые категории населения.
Некоторые палестинские деятели сумели разглядеть эти проблемы и подвергнуть их критике на сравнительно раннем этапе становления национальной журналистики. Так, в 1931 году Тауфик Канаан опубликовал на английском языке исследование, озаглавленное «Неписаные законы, влияющие на положение арабских женщин в Палестине» («Unwritten Laws Affecting the Arab Women of Palestine") (76.C.46).
Основываясь на личных наблюдениях, автор проанализировал преобладающие в палестинском обществе модели социального поведения и пришел к выводу, что женщина в нем подчинена мужчине и зависит от него, что предопределяет ее положение в обществе. Тауфик Канаан пишет об изоляции палестинской женщины. «Если в сельских и бедуинских сообществах женщина может свободно передвигаться и не закрывать лица, то в городах мусульманки подвергаются изоляции. Им не позволяется общаться с посторонними мужчинами. Выходя из дому, мусульманка обязана надеть паранджу» (76.С.39).
Такое положение, навязанное палестинской женщине, изолировало ее от внешнего мира, лишало ее возможностей для волеизъявления и самовыражения как свободной личности. Характерно, что и в народном творчестве образ женщины значительно искажен. Это прослеживается во многих народных сказках, где женщина представляется существом слабым и коварным, склонным к интригам и т.д. То же самое наблюдается в пословицах и песнях.
Однако, несмотря на тяжелые политические и социокультурные условия, сложившиеся для палестинской женщины, в целом некоторые палестинки все же сумели принять участие в политической и национально-патриотической деятельности. Собственно, к конфронтации с властью и к политической активности женщин подтолкнула сама колониальная администрация.
В периоды нарастания освободительной борьбы палестинского народа власти убивали и арестовывали несогласных с их политикой, разрушали дома, преследовали патриотов. В результате многие женщины лишились мужей, сынов, братьев и отцов, и нарастание ненависти к колонизаторам, стремления всячески бороться против их присутствия стало вполне естественной реакцией на это.
В 1921 году группой женщин было образовано первое женское объединение - Союз борьбы против оккупации и колонизации (25.С.77). В 1929 году прошли мощные массовые антиколониальные выступления, и 26 октября того же года впервые в истории своего народа палестинские
женщины, сформировав собственную группу, провели в Иерусалиме заседание, которое стало считаться первым съездом палестинских женщин (28.С.186). На съезде присутствовало около 300 женщин, представлявших различные районы страны. Задача съезда состояла в том, чтобы организовать работу по мобилизации палестинских женщин на борьбу против оккупации и оказание помощи пострадавшим семьям. Съезд стал отправной точкой национально-патриотической борьбы палестинских женщин. Вскоре после него стали проводиться демонстрации, подавались петиции протеста, организовывались кампании по сбору средств в пользу участников революционной борьбы и их семей (22.С.10).
Аналогичную роль сыграли женщины в ходе восстания 1936 - 1939 годов Более того, некоторые из них взяли в руки оружие. В 1936 году в сражении при Аззуне (село в северной части Западного берега) первой женщиной, принявшей участие в боях, стала Фатима Газзаль.
В 1938 году палестинские женщины провели в Каире конгресс в поддержку Палестины и создали собственное бюро в египетской столице. Принимавшие участие в конгрессе арабские женщины заявили о своей солидарности с борьбой народа Палестины против британского мандата. Было принято решение сформировать женские комитеты в арабских странах в поддержку борьбы арабского народа Палестины. Что же касается сельских женщин, принимавших активное участие в сопротивлении оккупантам, то они не были организационно объединены ни в рамках женского, ни в рамках патриотического движения (58.С.100).
Местная пресса и проблемы палестинской женщины
Прежде чем говорить об особенностях женской прессы необходимо проанализировать местную палестинскую печать, не специализирующуюся на проблемах женщины и ее деятельности в обществе. Это позволит нам увидеть характерные особенности женской прессы на общем фоне журналистики. Тогда мы сможем определить факторы, влиявшие и влияющие на специфику женской прессы Палестины.
Прежде чем перейти к тематической классификации материалов, посвященных положению женщины в социальной и культурно просветительской сферах, отметим следующие факторы, которые влияют на характер и форму подачи этих материалов: - социально-политическое положение и его отражение в повседневной жизни; - появление современных женских организаций и центров, а также их роль в жизни общества; - роль университетов в обучении женщины и, особенно, обучение на отделениях журналистики; - программы обучения в школах; - формирование современного женского мировоззрения.
Перед тем как начать разговор о характере деятельности местной прессы в отражении женских проблем, необходимо отменить следующее.
Во-первых, сама позиция прессы по отношению к проблемам женщины. В настоящее время ни одно неспециализированное издание не может претендовать на то, что имеет четкую и определенную позицию по отношению к проблемам женщины, хотя в некоторых случаях, посвященных, например, празднованию Международного женского дня и другим знаменательным женским датам.
Газеты печатают репортажи о некоторых женских проблемах или интервью с активистками женского движения. Однако это не является системой, хотя редакторы изданий полагают, что они выполнили свой общественный долг и не оставили без внимания очередную знаменательную дату.
Писательница Хадиджа Абу Али Хабащна считает, «что СМИ сыграли большую роль в закреплении таких ценностей и понятий в сознании людей, которые в общественной иерархии ставят женщину на одну ступень ниже мужчины, отводя ей второстепенные роли в социально-экономической сфере. Это прикрывается традиционной ролью женщины как хранительницы семьи и воспитательницы детей на фоне главенствующей роли мужчины в семье.
Однако это далеко от реального положения дел. Мы привыкли видеть женщину в роли игрушки для мужчины, доставляющей ему радость, или потребительницы косметики и одежды. В лучшем случае мы ее видим в роли старательной хозяйки, работающей на благо семьи и своих детей. Любая информационная политика, направленная на изменение положения женщины в обществе, остается ограниченной в своих действиях, если она не затрагивает такие проблемы как, например, возрастание доли участия женщины в производственной деятельности, развитие женского движения, подъем национально-патриотических партий - все, что несет обществу семена социально-культурных преобразований. Полагаем, что СМИ смогут сыграть в этом деле позитивную роль, как, например, это происходит сейчас в области законодательства» (148.С.105).
В департаменте планирования и развития по делам женщин при министерстве планирования и международного сотрудничества Палестины июля 1997 года состоялся семинар на тему: «Образ женщины в местных СМИ».
В докладе министерства планирования анализировались публикации в газетах «Ал-Кудс» и «Ал-Айям» за март 1997 года. Не случайно были выбраны эти две газеты: «Ал-Кудс» - наиболее распространенная газета в Палестине, а «Ал-Айям» уделяет много внимания проблемам женщины, выпуская еженедельное приложение, которое специализируется на женских проблемах, а также неоднократно публикуя на своих страницах репортажи о женщинах. (152.С.11).
Приложение к газете «Ал-Айям» называется «Саут Ан Ниса» («Голос женщины») и выпускается отделом печати для женщин, который издает его в типографии газеты «Ал-Айям». Это приложение распространяется вместе с основной газетой по договорной цене. Ценовая политика влияет на выбор материалов для публикации.
Что касается периода, выбранного для анализа материалов этой газеты, то он не дал правдивой картины положения дел, поскольку март месяц считается «золотым месяцем» для женщин, так как в этом месяце есть две важные даты: Международный женский день и день Матери, который отмечают в Палестине и других странах 21 марта. Но. несмотря на это, в докладе министерства сделаны следующие важные выводы: - большинство статей рассказывает о роли палестинской женщины на различных этапах борьбы, считая эту роль образцом для подражания; - внимание авторов к правам женщины связано с реалиями настоящего момента, поскольку специальные ведомства стараются принимать законы, регулирующие общественную жизнь; - несмотря на наличие положительных высказываний в адрес женщин, господствующее мнение связывает женщину только с ее биологическими и функциями. Что же касается анализа расследования газетных репортажей и интервью, то исследователи зафиксировали: - отсутствие должного внимания к проблемам женщин, которые составляют половину палестинского общества; - несмотря на то, что март является месяцем женских праздников, газеты не уделяли специального внимания к женским вопросам. Кроме того, была затронута и проблема рекламы и объявлений, анализ которой привели к довольно интересным наблюдениям: - все публикуемые государственные объявления, приглашающие на вакантные места, адресованы только мужчинам, за исключением некоторых министерств, таких, как министерство высшего образования, министерство здравоохранения и высшего экономического совета «Бакдар»; - объявления министерства высшего образования по представлению стипендий адресованы только мужчинам; - реклама негосударственных организаций была адресована как мужчинам, так и женщинам, за исключением двух должностей: генерального директора и директора технического центра. - в большинстве случаев профсоюзные организации обращались и к мужчинам, и к женщинам; - большинство объявлений, публикуемых университетами, адресованы мужчинам. В частных фирмах, если имелись вакансии директора или бухгалтера, то в объявлениях приглашались только мужчины, а когда было вакантно место секретаря, то приглашались только женщины.
Тематическая палитра газеты
«Голос женщин» («Саут ал-Ниса») - это первая палестинская женская газета, ставшая выходить регулярно без серьезных перерывов. Первый номер газеты вышел 25 июля 1996 года, и данное издание продолжает выходить по сей день. Газета смогла сделать себе имя благодаря оформлению и содержанию, то, чего не смогло добиться никакое другое палестинское женское издание ни до, ни после нее.
Поэтому стоит проанализировать газету «Голос женщин» («Саут ал-Ниса») с точки зрения тематики и содержания, а также рассмотреть редакционную политику газеты и те проблемы, с которыми она сталкивалась на своем пути.
Выход газеты совпал с тем периодом, когда палестинский народ делал первые шаги к демократии. Именно в этот период происходили первые президентские выборы и выборы в законодательное палестинское собрание. В это же время народ готовился к выборам в местные муниципалитеты.
Становилась очевидной необходимость освещения этих процессов в СМИ. Первоначально было решено, что женщины-журналисты будут публиковать свои материалы по этому вопросу на выделенной им полосе в газете «Аль Кудс», так как эта газета была единственной доходившей до людей, живущих на территории палестинской автономии, находящейся под контролем оккупационных властей. Редакция газеты «Аль Кудс» приветствовала наличие традиционной страницы в своем издании, так как ее присутствие способствовало лучшей распродаже газеты. Учредитель газеты заявил об этом председателю женского отдела Зухейре Кямаль и автору настоящей диссертации, которой поручили курировать данную страницу.
Однако коллективом женщин было принято решение выпускать отдельное издание. В это время начала выходить газета «Аль Айям» («Дни»), с которой была достигнута договоренность о выпуске независимого издания под названием «Женщина и выборы» («Аль Мара валь Интихабат»).
На тот момент палестинская организация «Женская бригада» финансировалась канадской организацией «Сида», и одним из направлений ее деятельности была реализация проекта под названием «Женщина и выборы». Одной из задач этого проекта был выпуск независимого периодического издания.
В дальнейшем газета получила название «Саут ал-Ниса» («Голос женщин»), поскольку проект «Женщина и выборы» уже завершился. А так как кампания по муниципальным выборам столкнулась с комплексом проблем, приведших к приостановке выборов и назначению на различные посты новых людей, то в газете стали рассматриваться не только вопросы, связанные с темой выборов, но и проблемы, волновавшие всех женщин.
Газета «Саут ал-Ниса» («Голос женщин») дистанцировалось от тематики некоторых арабских и международных женских периодических изданий, отводящих женщине роль только красивой игрушки. Она сосредоточилась на комплексе стержневых проблем в противовес проблемам, затрагиваемым традиционной женской прессой.
Каждая из этих проблем по отдельности и все эти проблемы в комплексе соотносились со стратегически важными вопросами женского движения, определяя позицию газеты по этим вопросам. Подход к их рассмотрению во многом зависел от позиции женщин - сотрудниц газеты, которые были сторонницами многополярного женского движения, противостоящего позиции исламисток и других религиозных течений. Таким образом, газета «Саут ал-Ниса» («Голос женщин») сосредоточилась на рассмотрении следующих тем: 1) палестинская женщина и ее участие в политике; 2) палестинская женщина и вопросы трудоустройства; 3) палестинская женщина и законодательство в области женской политики; 4) литература и культура; 5) образование; 6) интифада; 7) трудности, с которыми сталкивается газета «Саут ал-Ниса» («Голос женщин»).
Ни один номер газеты «Голос женщин» не обходился без публикации репортажей, расследований или сообщений, имеющих отношение к проблеме образования. Особое внимание газета «Голос женщин» уделяла вопросу учебы замужних студенток, которые продолжали учиться, несмотря на такие семейные обязанности и заботы как, например, воспитание детей и беременность. Так, в № 96 газеты было опубликовано журналистское расследование под названием: «Замужество - помеха образованию», в котором рассказывалось, как сила воли женщин помогла преодолеть эту сложную для арабского мира проблему (51.С.2).
Связь образования с возможностью найти работу и получать достойную зарплату являлась одной из основных тем для журналистских расследований, репортажей и очерков, публиковавшихся в газете. Эти материалы ясно высвечивали взаимосвязь между уровнем образования и оплатой труда.
В качестве примера можно привести репортаж о низкооплачиваемых работницах под заголовком: «Ее лишили возможности получить образование, и она стала получать 400 шекелей» (51.С.1).4 Вопросы образования стали одной из важнейших тем, привлекавших пристальное внимание газеты «Голос женщин», поскольку они неразрывно связаны с остальными проблемами жизни палестинских женщин, волнуют женское движение и считаются одной из важнейших социальных проблем. Когда речь заходит об участии женщины в политической жизни, то на первый план выходит вопрос об образовании, поскольку закон о выборах требует от кандидата в депутаты определенного образовательного ценза. А если речь идет о трудоустройстве, то вполне очевидно, что уровень образования женщины определяет размер ее заработной платы.
Проблема женского образования выходит на первый план и тогда, когда речь идет о законах и законодательных актах. И в качестве позитивного шага следует признать принятие закона об обязательном образовании с первого по десятый класс, что должно было препятствовать уходу учениц из школ и, в конечном счете, предотвращать раннее замужество.
Поэтому газета «Голос женщин» с самого начала обязалась рассматривать проблемы образования и трудности, возникающие при учебе девушек. Более того, газета и организация «Женская бригада» в ряде случаев обсуждали эти проблемы с соответствующими инстанциями для того, чтобы способствовать их разрешению.
Так, в одном из номеров газеты «Голос женщин» рассматривалась проблема, возникшая перед девушками из деревни Аль Мугир (деревня, расположенная северо-восточнее города Рамалла). Проблема заключалась в том, что в этой деревне имелась школа, в которой обучение длилось только до девятого класса, а девушки, желавшие продолжить образование, должны были или ходить пешком в школу другой деревни, или их транспортные расходы должны были оплачивать родители (49. № 9, 10, 11).
Такое положение дел вынудило большое число девушек отказаться от продолжения школьного образования. Мать одной из учениц, имевшей хорошие показатели в учебе, написала жалобу в организацию «Женская бригада». Газета «Голос женщин» подняла на своих страницах эту проблему, и этот вопрос был рассмотрен министерством образования. Для решения проблемы было предложено два варианта: Первый: Собрать необходимые спонсорские средства при помощи чиновников женского отдела, чтобы оплатить транспортные расходы девушки, от которой пришла жалоба. Решение проблемы заключалось в том, чтобы попросить некоторых состоятельных людей спонсировать нескольких девушек, нуждающихся в продолжении образования. Газета «Голос женщин» отправляла спонсорам письма и печатала призывы к помощи на протяжении нескольких номеров.
Второй: Обратиться к министерству образования, которое утверждало, что оно не в состоянии обеспечить расширение здания школы, и обсудить с чиновниками способы поиска спонсоров, которые финансировали бы расширение школы.