Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I: Общественно-политические программы как основа местного радиовещания 13
1 Содержание и форма пропагандистских программ первых десятилетий существования Воронежского радио 13
2 Воронежское радио в годы Великой отечественной войны и в восстановительный период: пропаганда идей патриотизма и трудового героизма 30
3 Передачи экономической и просветительской направленности: причины появления и формы преподнесения материалов 60
ГЛАВА И: Просветительская и воспитательная роль программ, адресованных отдельным группам аудитории 92
1 Программы для молодежи в Воронежском радиоэфире 92
2 Детское радиовещание как специфический фактор, способствующий развитию личности ребенка 106
3 Просветительская роль литературных радиопрограмм 124
4 Эстетическая, воспитательная и рекреативная функция музыкального вещания 148
Заключение 165
Список литературы 169
- Содержание и форма пропагандистских программ первых десятилетий существования Воронежского радио
- Передачи экономической и просветительской направленности: причины появления и формы преподнесения материалов
- Программы для молодежи в Воронежском радиоэфире
- Просветительская роль литературных радиопрограмм
Введение к работе
В мае 1995 года в нашей стране отмечалось столетие со дня изобретения А.С. Поповым средства беспроводной связи - радио. Заговорив человеческим голосом, радио стало самым оперативным средством массовой информации. Примерно полвека тому назад появились первые исследования по истории отечественного радиовещания, прежде всего -общегосударственного, к их числу следует отнести труды А.И. Воробьева, М.С. Глейзера, П.С. Гуревича, Т.А. Казакова, А.И. Мельникова, В.Н. Ружникова. Исследовались отдельные периоды деятельности советского радиовещания, в частности, период Великой Отечественной войны2. Особенное внимание уделялось изучению истории отдельных видов вещания, в первую очередь таких, которые наиболее активно и многосторонне использовали специфические выразительные средства радио. К ним можно отнести детское, молодежное и литературно-драматическое вещание. Авторы этих работ - радиожурналисты, режиссеры, дикторы, актеры, принимавшие участие в создании радиопрограмм3.
В конце прошлого - начале нынешнего века стали отмечать юбилеи отдельные вещательные каналы, например, в 2004 году в столичном издательстве «Варгиус» вышел под редакцией Г.А. Шевелева солидный (527 страниц большого формата) фолиант «Позывные тревог и надежд. "Маяк" 40 лет в эфире».
Дошла очередь и до изучения истории местного радиовещания. Первой крупной работой была монография ростовчанина В.В. Смирнова «На
Воробьев А.И., Казаков Г.А., Мельников А.И. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. 4.1.1917-1941. -М.: Мысль, 1972; Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. 1917-1963.-М.:ГКРТ, 1965; Гуревич П.С, Ружников В.Н. Советское радиовещание. - М.: Искусство, 1976; Ружников В.Н. Так начиналось. -M.: Искусство, 1987.
2 Куденко О. Подвиг народа. - М., 1970; Палладии П.А., Зегер М.Г., Вьюник А.А. Ленинградское радио: от
блокады до «оттепели». -М.: Искусство, 1975; РубашкинА.И. Голос Ленинграда.-Л.: Искусство, 1980.
3 Андроников И.Л. Слово написанное и сказанное IIЯ хочу рассказать вам... - М.: Искусство, 1965; До
встречи в эфире / Сост. Э.М. Сагалаев. - М.: Искусство, 1986; Ляшенко Б.И. Радио без тайн. - М.:
Искусство, 1985; Марченко Т.А. Радиотеатр. Страницы истории и некоторые проблемы. - М.: Искусство,
1970; Меньшикова А.А. Радио - детям. - М.: HMO ПСРТ, 1966; Музыря А.А. В эфире - радиостанция
«Юность».- M.: Искусство, 1979; Музыря А.А. Искусство слышать мир.- М.: Искусство, 1989; Плятт Р.Я.
Без эпилога. - М.: Искусство, 1991; Турбин B.C. Режиссер радио- и телетеатра. - М.: Искусство, 1983;
Шергова Г.М. Эхо слова. - М.: Искусство, 1986; Шерель А.А. Рампа у микрофона. Театр и радио. Пути
взаимного влияния. - М.: Искусство, 1985.
донской волне: очерк истории Ростовского радио»4. В настоящее время ведутся исследования истории радиожурналистики Белоруссии, Дагестана, Иркутской и Пензенской областей России5, однако состояние научной разработанности проблемы, особенно в части истории регионального радиовещания, нельзя считать удовлетворительным.
Представляется интересным проследить черты сходства и различия в процессах развития радиовещания на территориях, отстоящих на тысячи километров друг от друга.
В новой исторической и политической ситуации по-новому встают вопросы организации вещания, творческой компетентности, политической толерантности радиожурналистов, их правовой защищенности, этической и профессиональной ответственности.
Исчезают из сферы постоянного употребления некоторые понятия, например, определение «вид радиовещания» все чаще заменяют не совсем синонимичными словами «формат радиостанции», почти не задумываясь о том, что влечет за собой исчезновение из структуры радио таких его видов, как детское, молодежное и даже музыкальное вещание. Эфир полон музыки, но эстетическая, воспитательная, познавательная функции музыкальных радиопрограмм отступают на задний план, остается только рекреативная.
Отмена цензуры, казалось бы, предоставила радиожурналистам полную свободу творчества, но из эфира почти исчезли самые, казалось бы, привлекательные для работы, хотя и трудоемкие жанры: радиоочерк, радиокомпозиция, радиоплакат. Необдуманный перевод местных ГТРК в
4 Смирнов В.В. На донской волне: очерк истории Ростовского радио. - Ростов-на-Дону, Изд-во: Старые русские, 2000.-208 С. Плавник А. Белорусская радиопублицистика 60-х годов XX столетия: предпосылки бурного развития // Журналістика - 2004. - Мінск, 2004. - С. 251 - 253; Тихонова О. Радиогазеты в республике Беларусь // Там же. - С. 328 - 330; Ибрагимова П.А. Становление национального вещания (на примере РГВК «Дагестан») // Журналистика-2004.4.2. - М., 2005. - С. 19-20; Чиненная Т.Ю. Радиовещание в многонациональной республике (на примере Дагестана) // Журналистика 2003.4.2. - М., 2004. - С. 259-261; Ткачев ОТ. История регионального радиовещания: проблемы изучения на примере Пензенского областного радио // Медиаальманах. - 2004. - № 4-5. - С. 80-84; Ткачев О.Г. Пензенское радио в системе радиовещания России // Журналистика в 2004 году. Ч.І. - М., 2003. - С. 177-178; Шестопалова Е.В. Становление радио- и телевещания в Иркутской области // Журналистика 2004. СМИ в многополярном мире. 4.2. - M., 2005. -С.68-69; Добчинский А.А. Городское радиовещание: Ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. - Автореф. дисс.... канд. филол. наук. - М., 1996. - 32 с.
информационный режим завершил этот процесс. Еще один парадокс: компьютерная техника фактически исключила трудности при использовании всего богатства специфических выразительных средств радио, но сегодня мы почти не слышим в эфире звуков события - только голоса журналистов, в результате чего информация о событиях кажется радиослушателям менее достоверной.
Актуальность исследования диктуется стремлением дать подробный, обстоятельный анализ развития Воронежского областного радио за первые 66 лет его существования, на фоне политической, экономической, культурной ситуации того времени, что важно не только для истории, но и для сохранения творческого потенциала воронежской радиожурналистики (мы уверены, что многие ее достижения еще будут востребованы новыми поколениями работников радио), а также и для того, чтобы избежать ошибок, случавшихся в прошлом.
Методологической основой исследования стали историко-культурный и сравнительно-исторический методы при системно-функциональном подходе. Мы опирались на широкую источниковедческую базу, включающую в себя документы Государственного и Партийного архивов Воронежской области, местные газеты и журналы, посвященные радиовещанию всего исследуемого периода, и другие эмпирические источники: беседы с ветеранами Воронежского радио, радиосценарии и записанные на магнитофонную ленту передачи из архива радио.
Системность исследования подразумевает широкую теоретическую базу, создающую масштаб подхода к изучаемому предмету. Такую теоретическую базу составили труды по философии, эстетике, истории и теории журналистики. Труды исследователей истории журналистики А.И. Акопова, А.Г. Беспаловой, Б.И. Есина, Г.В. Жиркова, Е.А. Корнилова, А.П. Короченского, И.В. Кузнецова, Ю.В. Лучинского, Р.П. Овсепяна,
В.Н.Ружникова, В.В. Смирнова, А.И. Станько, Д.Л. Стровского6 и др. помогли автору определить место Воронежского областного радио в системе средств массовой информации в разные отрезки продолжительного по времени изучаемого периода. Обозначенный круг проблем относится и к сферам исследований по теории журналистики Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, Е.И. Пронина, Л.Г. Свитич, М.И. Стюфляевой, В.В. Тулупова, М.В. Шкондина7.
Особо выделим труды исследователей радиожурналистики - ее функциональных и жанровых особенностей, выразительных средств -Ю.Д.Бараневича, Ю.М. Гальперина, В.В. Гаспаряна, Д.И. Любосветова, В.П. Олейника, В.В. Смирнова, А. А. Шереля8.
Эмпирическую базу исследования составили, в первую очередь, архивы. С микрофонными материалами, первый из которых датирован 4 января 1943 года, автор познакомился в Государственном архиве Воронежской области. Довоенный архив Воронежского радио, к сожалению, был утрачен вследствие пожаров 1937 и 1942 годов. Чудом сохранились в краеведческом отделе областной научной библиотеки лишь программы радиопередач за 1936-37 годы, выходившие тогда отдельной брошюрой. Некоторые документы этого периода найдены в Облгосархиве и краеведческом отделе областной научной библиотеки.
6 Акопов А.И. Методика типологических исследований периодических изданий. - Иркутск, 1985; Беспалова
А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. -
Ростов-на-Дону, 2000; Есин Б.И., Кузнецов И.В. Три века московской журналистики. - М., 1997; Жирков
Г.В. Журналистика двух России: 1917-1920гг. - СПб., 1999; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной
журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов). - М., 1996; Ружников В.Н. Так начиналось. - М., 1987;
Смирнов В.В. На донской волне: очерк истории Ростовского радио. - Ростов-на-Дону, 2000; Стровский
Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода. - Екатеринбург, 1998.
7 Засурский Я.Н. Журналистика в буржуазном обществе. - М.. 1976; Пронин Е.И. Выразительные средства
журналистики.- М., 1980; Прохоров Е.П. Журналистика. Государство. Общество.- М., 1996; Свитич Л.Г.
Феномен журнализма. - М., 2000; Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2004; Стюфляева М.И.
Человек в публицистике. - Воронеж, 1989; Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. -
Воронеж, 1996. -112 с; Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М.,
1995.
8 Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. Проблемы становления, формирования, развития. - Киев-Одесса,
1978; Гальперин Ю.М. В эфире слово. - М., 1977; Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста. Технология
творчества. - М., 2000; Любосветов Д.И. По законам эфира. О специфике творчества радиожурналиста. -
М., 1979; Олейник В.П. Радиопублицистика. Проблемы теории и мастерства. - Киев, 1978; Смирнов В.В.
Жанровая система радиожурналистики. - Ростов-на-Дону, 2006; Шерель А.А. Там, на неведомых
подмостках. Радиоискусство. Проблемы истории и теории. 1922-1941. - М., 1993.
Фонотека Воронежского радио располагает пленками с записями передач, начиная с 1955 года. Исследование местного вещания «золотого периода» развития (1956 - 1985 годы) велось нами с использованием звуковых архивов фонотеки, а также с помощью личных архивов автора диссертации и радиожурналистов Н.А. Сычиной, Е.Н. Фоминой, Л.И. Пискаревой, Т.В. Нюхиной, СВ. Сынорова, А.И. Кривоносова и других.
Заметную часть источников составляют материалы местной периодической печати: ежегодные отчеты председателей Облрадиокомитета, отзывы слушателей на передачи, критика тех или иных выступлений. Прошедшее в 2005 году 80-летие Воронежского радио вызвало поток публикаций в прессе, касающихся зарождения, истории и различных этапов развития радиовещания в нашем городе. Почти все они написаны действующими или недавно ушедшими на заслуженный отдых радиожурналистами.
Все эти архивные материалы - объект нашего исследования.
Предметом исследования явилась деятельность Воронежского радиокомитета с момента его создания до распада Советского Союза в 1991 году. Такие хронологические рамки исследования обусловлены позициями, с которых мы считаем необходимым оценивать Воронежское радиовещание. Дело в том, что до конца 1980-х годов определяющим направлением в деятельности всех общественных структур и в особенности средств массовой информации было идеологическое влияние партии. С началом демонополизации радиовещания, появлением негосударственных радиостанций Воронежская ГТРК (и в ее составе Воронежское областное государственное радио) стала переходить на самоокупаемость и самофинансирование, вследствие чего основополагающими явились принципы рентабельности, рейтинги популярности программ. Именно жизнеспособностью Воронежского радио на информационном рынке с начала 1990-х определяется его содержательное наполнение и информационная политика. Поэтому мы считаем возможным остановить
наше исследование на том времени, когда вышеперечисленные факторы еще не имели сильного влияния на работу местного радио.
Обозначенные хронологические рамки исследования, охватывающие период в 67 лет, определились наличием данных от первых упоминаний воронежской радиостанции имени Профинтерна, которая заработала 3 ноября 1924 года, до последних микрофонных материалов перестроечного периода. Периодизация любого явления строится с учетом как его определенных характерных черт, так и диалектического взаимодействия с историческими, прежде всего - политическими, событиями века. В истории Воронежского радиовещания было несколько исторических вех, которые оказывали существенное влияние на его деятельность. Первой такой вехой стал 1934 год, когда была полностью завершена радиофикация ЦЧО и ее разукрупнение на четыре области: Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую. Вторая и третья вехи - начало Великой Отечественной войны и восстановление Воронежского радио после освобождения города от фашистов (летом 1944 года Воронежская радиостанция заработала на полную мощность). Последующие 12 лет характеризуются расширением технических, а с ними - и творческих возможностей радиожурналистов, переходом к бестекстовым записям, активному использованию выразительных средств радио, в первую очередь - нелинейного монтажа. Большой период с 1956 года до времени «перестройки и гласности» отличался стабильностью развития всех структурных подразделений местного радио. Мы бы не хотели именовать его «тоталитарным» и «застойным»9, для Воронежского радио это были, наоборот, самые интересные и плодотворные десятилетия. Журналисты честно выполняли возложенную на них миссию и старались делать интересные передачи.
9 Радиожурналистика / Под ред. А.А. Шереля. - M.: Наука, 2005. - С. 447.
Таким образом, предлагаемая нами периодизация деятельности Воронежского радио несколько отличается от представленной другими авторами10:
1924 - 1934 - Организация и становление Воронежского регионального радиовещания;
1934 - 1941 - Период полной радиофикации ЦЧО и ее разукрупнения. Переход от радиогазетного периода к тематическим студийным передачам.
1941 - 1944 - Период Великой Отечественной войны. Прифронтовое вещание из Борисоглебска. Восстановление Воронежской радиостанции и выход ее на полную мощность.
1944 - 1956 - Период значительного расширения технических возможностей и творческой инициативы.
1956 - 1985 - Период стабильного развития радиовещания и совершенствования структуры программ.
1985 - 1991 - Период «перестройки и гласности».
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы представить целостную картину возникновения и развития областного радиовещания, выявить традиции в работе редакционного коллектива, особенности его творческого лица, которые, по нашему убеждению, должны быть сохранены в настоящем и будущем.
Исходя из этой цели, автор поставил перед собой следующие задачи:
соотнести выделенные нами основные периоды деятельности местного радиокомитета с периодизацией общегосударственного радиовещания;
изучить структурные, функциональные и жанровые особенности Воронежского радиовещания;
проследить преемственность в деятельности журналистов, работавших на радио в разные периоды и отметить появившиеся новации.
10 Воробьев А.И., Казаков Г.А., Мельников А.И. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. Часть I. 1917-1941. - М.: Мысль, 1972. - С. 247; Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание. -М.: Искусство, 1976. - С. 382; Радиожурналистика / Под ред. А.А. Шереля. - М.: Наука, 2005. - С. 447; Смирнов В.В. На донской волне. - Ростов-на-Дону: Старые русские, 2000. - С. 207.
Научная новизна диссертации обусловлена комплексным рассмотрением всей истории Воронежского государственного радиовещания с его начала по 1991 год, которое до нас не проводилось. В периодических изданиях запечатлены только отдельные моменты деятельности Воронежского радио. Книг, брошюр и даже больших статей в сборниках на избранную тему нами обнаружено не было. Значимость работы в том, что вводится в научный оборот большое количество новых исторических фактов, ранее не доступных исследователям.
На защиту выносятся следующие положения:
В становлении и развитии Воронежского радиовещания находят отражение как общие тенденции функционирования отечественного радио, так и специфические черты, определяемые особенностями регионального вещания вообще и условиями функционирования ВГТРК в частности (ориентация на узкий аудиторный сектор определила акцентуацию в сетке вещания детских, молодежных и литературных радиопрограмм, специфика региона способствовала развитию сначала программ с сельскохозяйственной, а потом и с промышленной тематикой;
Основу местного радиовещания составили общественно-политические программы, которые на всех этапах развития Воронежского радио исследуемого периода эффективно реализовывали информационную, коммуникативную, просветительскую, рекреативную, утилитарную и пропагандистскую функции при явном доминировании последней;
При этом политическая агитация и пропаганда не ограничивали жанровое и тематическое разнообразие программ Воронежского радио. Творческий потенциал журналистов нашел воплощение в структуре радиогазет, радиожурналов, новостных выпусков, бесед, репортажей, очерков. Пропаганда нередко выходила за границы политической сферы в область просвещения, медицины, права, религии, и даже
осуществлялась через отбор для эфира художественных и музыкальных произведений;
Особенности функционирования воронежского радиовещания позволили выделить шесть основных периодов в его развитии. Несмотря на переход от одного периода развития к другому, радио сохранило традиции, сформированные еще на этапе его становления. Вместе с тем, специфичность регионального вещания, ярко выраженный авторский характер ряда радиопрограмм, масштаб личностей журналистов, работавших и продолжающих работать на Воронежском радио, предопределил появление целого ряда новаторских проектов. Попытки искусственно ограничить радиовещание информационным режимом работы в ущерб программам традиционно высокого уровня неизменно приводят к потере Воронежским государственным радио своего индивидуального лица;
Близость к аудитории, оперативное реагирование на наиболее значимые события позволило Воронежскому радио оказывать серьезное влияние не только на информационную, но и на культурную сферу жизни региона, что подтверждается активизацией радиовещания в наиболее сложные периоды жизни общества.
Научная апробация положений диссертации реализована в статьях, опубликованных в журналах и сборниках научных публикаций, главах трех учебных пособий. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и сообщениях на Международных и Российских конференциях в Воронеже (2001-2006 гг.), Ростове-на-Дону (2004 г.), Старом Осколе (2005г.). Тезисы всех девяти конференций опубликованы в сборниках. Общий объем публикаций 6 печатных листов.
Научные публикации автора используются при чтении лекций по курсам «Выпуск учебной радиопрограммы», «Методика и технология подготовки радиопрограмм», «Аудио-видеомонтаж», «Звукооператорское
мастерство», «Реклама на радио и телевидении», «История аудиовизуальных СМИ», «Техника и технология СМИ».
Цели и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава, названная нами «Общественно-политические программы как основа местного радиовещания», состоит из трех параграфов, в первом из которых говорится о содержании и форме пропагандистских программ, во втором рассказывается о деятельности Воронежского радио в годы Великой Отечественной войны и в восстановительный период, в третьем анализируются программы экономической и просветительной направленности. Вторая глава посвящена просветительной и воспитательной роли радиопрограмм Воронежского радио, адресованных отдельным группам аудитории. В ней четыре параграфа, первый из которых определяет место молодежного вещания в структуре местного радиовещания, второй рассматривает детское вещание как фактор развития личности, третий выявляет просветительную роль литературно-художественных программ, а четвертый обосновывает эстетическую, воспитательную и рекреативную функции местного музыкального вещания.
В заключительной части диссертации содержатся выводы и даются рекомендации по дальнейшему изучению истории местного радиовещания и по использованию наиболее ценного опыта, накопленного журналистами за многие десятилетия XX века.
Содержание и форма пропагандистских программ первых десятилетий существования Воронежского радио
Противостояние зарубежной, в первую очередь, антикоммунистической и религиозной, пропаганде долгое время считалось основной задачей не только радиовещания, но и СМИ в целом. В 1925 году в Москве вышло два постановления ЦК РКП(б), которые определяли политические установки вещания. В документе «О радиоагитации», принятом 26 февраля, Центральный Комитет партии признавал, что «организация радиоагитации дело крайне необходимое и важное в качестве нового орудия массовой агитации и пропаганды»11. Во втором постановлении шла речь о контроле над содержанием эфирных передач. Признавалось необходимым осуществлять «общее наблюдение за всеми органами, занимающимися радиоагитацией политико-просветительского характера»12.
Партийной агитации и пропаганде в воронежском эфире было отведено ведущее место с первого дня вещания. Неслучайно уже в первой радиопередаче, которая состоялась 6 ноября 1925 года в 18.00 , прозвучали приветствия трудящимся губернии от различных организаций в связи с восьмилетием Октябрьской социалистической революции.
«Алло! Алло! Говорит радиостанция имени Профинтерна!» - именно с этих слов началась история Воронежского радио. Сигнал этот услышали радиолюбители не только в губернии, но и за ее пределами - радиус его распространения на средних волнах был около 800 км. На тот момент широковещательные радиостанции имелись в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, Иваново-Вознесенске и Ростове-на-Дону14.
Однако архивные документы свидетельствуют, что передающая радиостанция заработала раньше - 3-го ноября 1924 года15. Об этом писали также в «Воронежской коммуне»16. А планы по созданию радиостанции в Воронежской губернии появились еще задолго до 1924 года. Но Гражданская война, а после нее недостаток средств мешали осуществлению этих планов. Все же 15 декабря 1923 года на заседании Президиума Воронежского Губисполкома было решено приступить к подготовке строительства радиостанции в Воронеже. Это связано, в первую очередь, с тем, что предстояла организация Центрально-Черноземной области, центром которой должен был стать город Воронеж. Образовывалась огромная территория, которая включала современные 6 областей (тогда - губерний) - Липецкую, Тамбовскую, Орловскую, Воронежскую, Белгородскую, Курскую - и необходима была быстрая, устойчивая и надежная связь областного центра как с низовыми административными единицами, так и с объединяемыми областями и Москвой. В соответствии с заданием Президиума Воронежского Губисполкома от 15 декабря 1923 года Воронежский округ связи, обследовав условия местности, нашел, что для установки мачт и размещения радиостанции более всего подходит дом №3 по Проспекту Революции. Это был один из корпусов медицинского факультета Воронежского государственного университета. Здание располагалось на месте нынешнего Главного корпуса Технологической Академии.
Планировалась постройка радиостанции по последнему слову науки и техники, закупалось самое современное на тот момент оборудование. 5 мая 1924 года состоялось заседание Президиума Воронежского Губисполкома, на котором была утверждена смета в сумме 10 тысяч 886 рублей 91 копейка на постройку в Воронеже приемно-передаточной радиостанции. Тогда же утвердили и план местности, предназначенной для установки станции. Сметой предусматривалось выделение средств на ремонт и приспособление помещения, для чего завезены были «столбы дубовые длиной 15 аршин и рельсовые основания для них; ламп генераторных пятисотваттных без охлаждения - 3 шт. на сумму 360 рублей; конденсаторы, арматура, медные клеммы щитовые - 10 шт.; вольтметры на 100,6 вольт постоянного тока», и т.д . Подписан этот документ начальником Воронежского округа связи Богданником.
Торжественное открытие Воронежской широковещательной передаточной радиостанции РВ-25 имени Профинтерна было проанонсировано в губернской газете «Воронежская коммуна» . Уже на следующий день после официального начала вещания, 7 ноября, партийный лектор прочел слушателям короткий доклад о роли Великого Октября в судьбе страны и ее народа19. Поначалу передачи из Воронежа шли нерегулярно, а с 28 ноября перешли на ежедневное вещание. Объем его постепенно увеличивался с 5 минут до 4 часов в сутки. Причем работа шла в двух направлениях. Первое - широковещание. Это передачи, которые шли тогда только в прямом эфире, так как никаких средств записи не существовало. Второе направление - передача служебной информации в виде радиограмм.
В циркулярном письме Управления связи Губисполкому от 27 ноября 1925 года говорится: «С устройством и открытием в Воронеже широковещательной радиотелефонной станции имени Профинтерна представляется широкая возможность повести из Воронежа культурно-просветительную, научную и агитационную работу путем передачи по радиотелефону докладов и лекций на любую тему, коммерческих бюллетеней и объявлений, газетных сведений и концертов. Широковещательная работа Воронежской радиотелефонной станции достигает самых отдаленных уголков Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской и соседних с ними губерний, будет слушаться и приниматься, во-первых, всеми уездными городами и промышленными центрами, которые уже теперь имеют не только приемные радиостанции, но и громкоговорительные установки для массового слушания с аудиторией до 1000 человек, и, во-вторых, значительный числом сел и деревень, где к настоящему времени установлены профессиональными советскими органами и радиолюбителями приемные радиостанции, и где число радиостанций неуклонно и быстро растет» .
В Воронеже стала развиваться «печать без бумаги и типографских красок». Появилась областная радиогазета, которая была вызвана к жизни не только развитием радиовещания, но также малыми тиражами печатных изданий и необходимостью оперативно информировать область о происходящих в ее пределах событиях.
Передачи экономической и просветительской направленности: причины появления и формы преподнесения материалов
Вплоть до послевоенных десятилетий Воронежская область считалась своеобразным демографическим заповедником: количество сельского населения превышало городское. Величина области, эталонные черноземы, позволяющие выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных культур, сильные научные кадры селекционеров, почвоведов, микробиологов - все это способствовало тому, что сельскохозяйственная тематика стала (первоначально - наряду с политической) занимать лидирующую позицию в радиоэфире Воронежа.
Первая после освобождения Воронежа специальная сельскохозяйственная передача вышла 14 февраля 1943 года и длилась 20 минут. Открыла ее передовая статья о Борисоглебском зерносовхозе, его передовиках и взаимопомощи между работниками. Дальнейший состав выпуска следующий: интервью со старшим агрономом Новохоперского района; корреспонденция из Богучарского района об убытках, причиненных захватчиками; интервью с представителем Наркомзема Подгоренского района, заметка о завершении ремонта тракторов в Таловской МТС и еще несколько коротких сообщений.
Вместе с тем, как работа этой отрасти начала входить в привычное русло, вновь набирали силу и сельскохозяйственные передачи: устанавливалась периодичность, увеличивалось время их звучания, снова стало уделяться должное внимание сезонным проблемам.
В апреле сельскохозяйственные передачи выходили 1-2 раза в неделю по 15 минут. Так, 15 апреля прозвучала статья директора Института экономики сельского хозяйства т. Горшкова «Индивидуальная сдельщина -путь к высокой производительности труда в колхозе». В «Последних известиях» была введена «Посевная хроника», представлявшая собой четырех-восьмистрочные вести с полей. В период с апреля по октябрь 1943 года данная тема вновь постепенно становилась одной из ведущих, как и в довоенном эфире.
Осенью 1943 года стали появляться сообщения уже не о «добровольной сдаче», как раньше, а о продаже колхозниками государству своей продукции. Наиболее полно освещаемой проблемой стало восстановление сельского хозяйства в освобожденных районах.
В середине 1944 года появилась программа «Социалистическое земледелие», где два раза в неделю звучали актуальные в текущее время года корреспонденции и статьи. Материал поступал из одноименной газеты и читался зачастую прямо с полосы. Осенью того же года введен еженедельный «Сельскохозяйственный радиокалендарь». Составитель его -старший агроном Областного управления агротехники И.И. Никитин. Кроме этого, научные сотрудники дважды в неделю выступали с беседами о снегозадержании, подготовке тракторов и зерна к севу, об оплате труда колхозников и др. Восстановленная редакция сельскохозяйственных передач выходила теперь ежедневно по будням с программами продолжительностью 5-20 минут, до или после которых передавалась и административная информация для селян (например о введении паспортов в колхозах и совхозах).
По объему эфирного времени и количеству выходов эта редакция занимала одно из лидирующих мест, однако почти полтора десятилетия передачи были довольно скучны по содержанию и однообразны по форме: в основном, статьи, беседы и доклады. Тогда как в радиокомитете уже освоили звукозаписывающую технику, и можно было оживить эфир с помощью интервью и репортажей.
Поиском новых форм характеризуется рубеж 50-х - 60-х годов. Подача информационного материала для работников сельского хозяйства становится более разнообразной, расширяется круг участников программ. Так, Воронежское радио, наряду с Украинским республиканским и Кировоградским, в 59-60 годах знакомило слушателей с делами двух прославленных механизаторов страны А. Гиталова и Н. Мануковского путем широко практиковавшегося в 30-х годах жанра радиоперекличек. Этот жанр был интересен тем, что вместо функции пропаганды, рассчитанной на длительное по времени убеждение, использовал агитацию, способную сразу зажечь слушателя идеей. Заинтересованный, страстный, взволнованный диалог механизаторов привлекал внимание аудитории. В стране появились сотни их последователей.
В 1962 году из общего объема будничного вещания полтора часа в сутки программы для работников села звучали 25 минут, что составляет почти треть. Только за 4 первых месяца вышло около ста передач. Выступая в 1962 году на страницах журнала «Советское радио и телевидение» старший редактор сельхозпрограмм Всесоюзного радио А. Годник104 разделил их на три типа:
1) обзоры хода сельскохозяйственных работ, репортажи в дни страды из лучших хозяйств области, очерки о людях села - т.е., материалы, которые могут быть интересными для всех радиослушателей; Годник А. Место в строю // Советское радио и телевидение. -1962. - №10. - С. 18-19.
2) передачи под рубрикой «Для тружеников села», именно этой категории слушателей и адресованные, в которых, кроме распространения передового опыта, могли рассматриваться и иные вопросы, например, социальные;
3) специальные передачи, предназначенные для определенной группы аудитории: механизаторов-свекловодов, зоотехников молочных ферм и т.п.
А. Годник отметил, что большим интересом у аудитории пользуются очерки о людях сельскохозяйственной науки, в частности, он особо отметил очерк кандидата сельскохозяйственных наук М.В. Афанасьева о жизни и деятельности академика А.Н. Прянишникова, который начал свою работу в Воронежской губернии, в имении Гордениных. Творческий поиск автора позволил перекинуть мостик из прошлого в настоящее, в частности, побывать в тех местах, которые описаны в трудах академика. В это время по всей стране проводится курируемая Н.С. Хрущевым активная кампания по повсеместному внедрению в число приоритетных сельхозкультур кукурузы, чему мешала созданная академиком B.C. Вильямсом травопольная система земледелия, рассчитанная на постоянную смену сельскохозяйственных культур на полях. Создатели передачи попытались изобразить Прянишникова противником Вильямса и его учения и в какой-то мере приверженцем идей, внедряемых Хрущевым.
Впрочем, очерки об ученых-биологах, связанных с Воронежским краем, звучали довольно часто, к примеру, в том же 1962 году в эфир вышли очерки об ученых Докучаеве и Тулайкове.
Программы для молодежи в Воронежском радиоэфире
Известно, что на начальном этапе развития Воронежским радио выпускалась радиогазета «Комсомолец». Материалы ее, к сожалению, не сохранились. Однако сам факт существования такой передачи говорит о том, что данной категории слушателей изначально было уделено должное внимание.
В программировании эфира в 30-х годах у местных радиокомитетов (в том числе и у Воронежского) были существенные проблемы, среди которых замена и отмена ранее объявленных передач, вследствие чего становилось невозможным организовать коллективное радиослушание. Об этом свидетельствует, в частности, передовая статья журнала «Радиофронт» за апрель 1934 года122.
И действительно, в передачах 1936-37 годов, предназначенных для молодежи, трудно усмотреть систему. Если детское радио присутствовало в сетке вещания 3 раза в неделю, то молодежное не встречалось вовсе. Исключение составляет «младший комсомольский возраст» старшеклассники. Программы для них выходили относительно регулярно и описаны во втором параграфе второй главы. Очевидно, в Воронежском радиокомитете считали, что комсомольцы не нуждаются в отдельном вещании и вполне могут довольствоваться передачами для взрослых.
Такая ситуация не была случайной и характерной только для Воронежа. Известно, что в России первый детский журнал появился в 1785 году123, а первый молодежный - в 1921-м124. Объяснение было именно таким: «вырастая» из детского журнала, ребенок все чаще заглядывает во взрослый и постепенно «перетекает» в его аудиторию. То же - с радио. В так называемый «радиогазетный период» (1924-1932 гг.) «Пионерская правда по радио» и «Комсомольская правда по радио» существовали параллельно, выпускаемые в эфир отделом пропаганды, но для детей существовали и отдельные программы - литературно-драматические, музыкальные, создаваемые в соответствующих редакциях Всесоюзного радиокомитета. Это позволило в 1943 году (в разгар Великой Отечественной войны - так велико было убеждение о необходимости многосторонне использовать радио для воспитания юношества. - М. Ц.) собрать все детские передачи в единый комплекс - «Детское радиовещание». «Пионерская правда по радио», вскоре ставшая «Пионерской зорькой», дожила до этого события, а «Комсомольская правда по радио» с окончанием радиогазетного периода вместе с десятками других радиогазет канула в небытие. «Радиочас молодежи» (1929 год) тоже был сугубо пропагандистской программой и не заинтересовал слушателей. Перед великой Отечественной войной, когда вопросы работы с призывниками и допризывниками требовали информационной поддержки, начали выходить «Красноармейские» и «Краснофлотские известия», но, разумеется, хотя бы фундаментом для создания молодежного вещания их считать не приходится, тем более что с лета 1941 года их поглотил вновь созданный «Военный отдел».
О создании единого молодежного радио- и телевещания в Москве задумались накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года. У телевидения с его «Вечером Веселых Вопросов» это получилось, а у радио с его «Репортером Молодежным», наигранно-весело рапортовавшим о новостях комсомольской жизни - нет. Это поняли по полному отсутствию писем в адрес «Молодежного». Потребовалось еще несколько лет и перетряска всей структуры редакций, чтобы в эфире зазвучала радиостанция «Юность», нашедшая отклик в сердцах миллионов молодых радиослушателей.
В Воронеже тема жизни, труда, учебы молодежи лишь иногда поднималась в пропагандистских программах, где в таких случаях звучали молодые голоса. На фоне всеобщей партийной пропаганды и агитации столь малое внимание, уделяемое наиболее мобильной и восприимчивой категории населения, представляется нам явным упущением со стороны руководства областного радио.
Тематические передачи, посвященные молодежи, во второй половине 30-х годов чаще всего создавались редакцией «Последних известий». 28 января 1936 года в получасовой передаче «Лучшие ударники комсомола» герои программы доложили о том, как они выполняют финплан125. Первой областной конференции ВЖСМ в феврале 1936 года было посвящено два новостных спецвыпуска . Сразу после конференции в области началась подготовка к X съезду ВЖСМ, о чем 22 февраля говорилось в выступлении секретаря обкома этой организации Губмана . Часовая молодежная музыкальная передача, подготовленная вокальным ансамблем Областного радио, прозвучала 17 февраля128.
После февральского «всплеска» программ о молодежи, обусловленного съездом ВЖСМ, наступило почти полуторамесячное затишье. Лишь 2 апреля состоялся часовой показ самодеятельности ВГУ129. Таким образом и была решена проблема освещения молодежной жизни на воронежском радио в апреле 1936 года. В вещании последующих четырех месяцев передач, специально адресованных молодежи, не было.
Еще один подобный «всплеск» в 1936 году приурочен к Международному Юношескому Дню (так раньше назывался День Знаний): за двое суток - 31 августа и 1 сентября - прошло семь передач общей продолжительностью около шести часов, среди которых 3 концерта, одна литературная, одна литературно-музыкальная, одна познавательная передача и один доклад130. 5 сентября журналисты отправились на призывной пункт и сделали оттуда получасовую внестудийную передачу131. Через 9 дней прозвучала еще одна внестудийная программа, теперь с допризывного пункта . Позволим себе предположить, что предыдущий эфир вызвал много откликов, и решено было продолжить столь актуальную осенью тему. На этом также не ограничились, и 20 сентября допризывников пригласили в студию для 15 минутного выступления .
И снова затишье до весны, 27 марта 1937 года прерванное выступлением самодеятельности студентов Сельскохозяйственного института134. Май 1937-го - очередной «всплеск»: 4-го числа к микрофону пригласили молодых специалистов - выпускников Военной академии (хотя тема этого эфира, связанная с предстоящей службой молодых офицеров, формально молодежной не являлась); 10-го - 15-минутный концерт молодежных песен в исполнении хора Облрадиокомитета; 15-го в спецвыпуске «Последних известий» лучшие молодые музыканты, актеры и художники рассказывали о своей работе; 28-го студенты воронежских вузов и техникумов говорили о своих планах на лето135.
Просветительская роль литературных радиопрограмм
Воронежское радио появилось в год, когда Центральное отечественное радиовещание начало производить литературные передачи, приобретало опыт создания литературно-музыкальных монтажей и тематических радиовечеров. В конце 1925 года вышел первый радиоспектакль «Вечер у Марии Волконской». Воронеж влился в общий процесс эстетического просветительства местными художественными программами. Передачи сразу старались делать ориентированными на запросы различных сегментов аудитории - детские, для рабочих, для крестьян.
Известно, что во время своего вынужденного пребывания в Воронеже (1934-37 годы) О.Э. Мандельштам работал литконсультантом в Облрадиокомитете. Среди его работ - радиокомпозиция о жизни классика немецкой поэзии «Молодость Гете» (1935 год). Это единственный сохранившийся сценарий из числа тех, над которыми работал поэт во время ссылки (апрель-май 1935 года), он опубликован в журнале «Театр»187.
Во вступительной статье к публикации приводятся слова вдовы поэта Н.Я. Мандельштам: «В Воронеже мы вместе делали радиопередачу о юности Гете, положив в основу автобиографическую повесть Гете. Я заметила, что он (О.Э. Мандельштам. - М.Ц.) подбирает эпизоды из жизни Гете, которые считает характерными для становления каждого поэта, поскольку и сам пережил нечто подобное. Гете пережил юношескую неврастению, преодолевая которую ходил в анатомический театр и поднимался на колокольню Кельнского собора. Мандельштам испытал юношескую тоску и неврастению в те два года, когда учился в Париже и в Гейдельберге, а особенно - в Италии, где был на положении даже не студента, а туриста. У Гете рассказано про встречу с Готшедом. Молодые люди, пришедшие навестить мэтра, были и почтительны, и насмешливы. Так относились к старшим и Ахматова с Мандельштамом» .
В той же передаче есть место, не имеющее никаких соответствий в текстах Гете, и хотя Мандельштам говорит о немецком классике, оно явно относится к нему самому: «...Нужно также помнить, что его дружба с женщинами, при всей глубине и страстности чувства, была твердыми мостами, по которым он переходил из одного периода жизни в другой...»189
Радиокомпозиция «Молодость Гете» в современном понимании этого жанра скорее напоминает радиофильм. Она состоит из девяти эпизодов.
Авторский текст ничем не выделяется, и напечатан так, как его печатают в обычных рассказах. Музыкальное оформление прописано в опубликованном сценарии не до конца. В Девятом эпизоде звучали «Времена года» Генделя, но неизвестно, какой именно фрагмент. Точно так же обозначены и менуэты, а в середину Четвертого эпизода автор ввел песенку на музыку Шуберта «Мельник» (она короткая, поэтому могла прозвучать и целиком). Мандельштам предполагал использование натуральных выразительных средств радио - шумов: «стук в дверь», «сапожник забивает гвозди в подошву», «рожок почтальона»; большое значение придавал паузе.
Мы можем судить о пребывании Мандельштама в Воронеже еще и по воспоминаниям Н.Е. Штемпель. В этих мемуарах подробно описано все, что касается поэзии, пересказаны многие разговоры О.Э. и Н.Я. Мандельштамов с воронежской учительницей, но нет ни слова, которое как-либо касалось работы Осипа Эмильевича на радио. Дело в том, что когда Штемпель познакомилась с поэтом и его супругой (это произошло после их поездки в Задонск осенью 1936 года), сотрудничество Мандельштама с радиокомитетом уже закончилось. Об этом сказано в воспоминаниях Штемпель, где приводятся слова Н.Я. Мандельштам: «Осенью 1936 года радиокомитет упразднили, централизовав все передачи»190 (документальных свидетельств «упразднения» воронежского радиокомитета в 1936 году нами не найдено. - М.Ц.). Вследствие этого семья поэта осталась без средств к существованию. Разговоров у Мандельштама с Натальей Штемпель о работе над радиосценариями не было - очевидно, вспоминать о потерянной последней работе поэту было неприятно, теперь его занимали лишь стихи. Да и в недолгий период сотрудничества с радиокомитетом Мандельштам считал свою деятельность на радио и в Воронежском драматическом театре второстепенной1 .
Мандельштам поставил радиоспектакль для детей «Гулливер», записал радиокомпозиции о Торквато Тассо и об Александре Блоке. Им написано вступительное слово к опере Глюка «Орфей и Эвридика». Но в фонотеке ВГТРК нами не обнаружено ни одного радиопроизведения поэта - все печатные и аудиоархивы были тщательно очищены от следов его деятельности бдительными работниками НКВД.
А между тем литературное вещание продолжалось. Литературно-драматические, литературно-музыкальные и музыкально-литературные передачи второй половины 30-х годов передавались по выходным дням, их продолжительность - от 40 минут до полутора часов. Среди литературно-драматических были:
1) постановочные чтения. В феврале 1936 года воронежцы услышали произведение Василия Каменского «Иван Болотников» в исполнении заслуженного артиста республики Полякова , многократно повторяли «На Пресне» А. Серафимовича и отрывки из повести М. Горького «Мать». Зачастую чтение сопровождалось музыкой. Это могли быть известные и малоизвестные произведения как отечественных, так и зарубежных композиторов. Редко, но все же случалось, что музыка писалась для передачи специально. В частности, «Годы презрения» Мальро, прочитанные артистом Большого советского театра Бассановым, были оформлены музыкой воронежского композитора К. Массалитинова, специально написанной к этому произведению и разученной оркестром Облрадиокомитета (эта передача также неоднократно повторялась);