Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Программные стратегии телеканалов в Китае и в России Ли Янь

Программные стратегии телеканалов в Китае и в России
<
Программные стратегии телеканалов в Китае и в России Программные стратегии телеканалов в Китае и в России Программные стратегии телеканалов в Китае и в России Программные стратегии телеканалов в Китае и в России Программные стратегии телеканалов в Китае и в России Программные стратегии телеканалов в Китае и в России Программные стратегии телеканалов в Китае и в России Программные стратегии телеканалов в Китае и в России Программные стратегии телеканалов в Китае и в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ли Янь. Программные стратегии телеканалов в Китае и в России : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : М., 2005 239 c. РГБ ОД, 61:05-10/1355

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Общее состояние тв в китае и в России

1.1 Состояние ТВ в Китае 18

1.1.1 Основные этапы развития китайского ТВ 18

1.1.2 Китайское законодательство о СМИ 28

1.1.3 Особенности современного китайского ТВ 36

1.2 Состояние ТВ в России 45

1.2.1 История ТВ в России 45

1.2.2 Законодательная база российского ТВ 58

1.2.3 Экономические особенности ТВ России 65

ГЛАВА II. Программная стратегия CCTV-1 (центрального телевидения Китая-1) и первого канала ( Россия )

2.1 Программная стратегия CCTV-1... 74

2.1.1 Состояние CCTV. 74

2.1.2 Характеристика категорий содержательной структуры телепрограмм (Классификация и типология в исследованиях телепрограмм) 82

2.1.3 Особенности программной структуры CCTV-1 100

2.2 Программная стратегия Первого канала 111

2.2.1 Состояние Первого канала (после 1992г.) 111

2.2.2 Структура программ: тематическая, жанровая, аудиторная 124

ГЛАВА III. Сравнение программных стратегий телеканалов Китая и России

3.1 Сравнительный анализ тематической и жанровой структуры программ двух каналов за определенный период времени 148

3.2 Сравнение программных стратегий CCTV-1 (Китай) и Первого канала (Россия) 174

Заключение 187

Библиография 197

Введение к работе

Средства массовой информации прочно вошли в жизнь современного общества. Среди функционирующих сегодня СМИ ТВ обладает наибольшим влиянием на аудиторию, возможностями для удовлетворения информационных и рекреативных потребностей человека, имеет значительный потенциал в сфере формирования общественного мнения.

Среди функционирующих сегодня средств массовой коммуникации ТВ обладает наибольшими возможностями для удовлетворения потребностей человека1. Уже в начале 1960-х годов Вл. Саппак разглядел большое будущее ТВ и как уникального средства информации и как удивительного, синтетического искусства. Вл. Саппак одним из первых попытался объяснить истоки ТВ, определить те качества, которыми так привлекает нас телеэкран. Он полагает, что во-первых, ТВ создает «эффект присутствия», поскольку с его помощью зритель становится свидетелем события в момент его свершения; во-вторых, ТВ достоверно, поскольку, видя воочию событие на экране, зритель может самостоятельно судить о нем и делать выводы; в-третьих, ТВ интимно: поскольку каждый из зрителей испытывает ощущение, будто именно к нему в дом пришло изображение, именно к нему обращаются с экрана.

Сравнив ТВ с другими средствами художественного выражения и родами публицистики, А. Я. Юровский подтверждает, что в процессе становления и развития ТВ обрело свои собственные, специфические средства и методы художественного и публицистического отображения действительности: вездесущность, экранность и одновременность.

Вездесущность - способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства. Экранность - способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Одновременность — способность отобразить в звукозрительной форме событие в момент его

1 Копылова Р. Что такое "Телевизионный диалог"? О природе явления и границе понятия.// ТВ: вчера, сегодня, завтра. -M. 1984.

совершения2. Таковы признаки ТВ как средства и канала передачи сообщения. От них зависят многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности ТВ.

Что же касается функций ТВ, отражая и формируя общественное мнение, то они определяются по-разному. Так, по мнению китайского специалиста И Юн, ТВ выполняет многообразные функции: сообщение и пропаганда политики власти, просвещение и развлечение . И. Н. Тхагушев считает, что «функция выражения и формирования общественного мнения может быть правильно понята только в системе других функций СМИП: пропагандистской, агитационной, просветительской, развлекательной»4. Несколько иного мнения о функциях телевизионного сообщения придерживается Ю. П. Буданцев. Он причисляет создание общественного мнения, информацию, образование и воспитание. Не выделяет функцию развлечения Э. Г. Багиров, считая, что функция эта не самостоятельна, а как бы пронизывает другие функции. Однако Э. Г, Багиров говорит не о самых функциях «в чистом виде», а о типах передач, классифицируемых по преобладанию в них той или иной функции5.

Нам представляется особенно интересным мнение Кузнецова Г. В, который считает, что ТВ приобретает следующие социальные функции: информационные, культурно-просветительские, интегративные, социально-педагогические, организаторские, образовательные и рекреативные6.

Знакомство с рядом различных аспектов позволяет сделать выводы о тех желательных для человеческого сообщества функциях, которые может выполнять ТВ. Так что на наш взгляд, целесообразно выделить следующие функции ТВ: информационная, образовательная, культурно-развлекательная.

1. Информационная функция. Все СМИ потому и называются так, что

2 Телевизионная журналистика. Учеб. Редколлегия. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. - M.: Изд-во МГУ, изд-во
«Высшая школа», 2002. С. 14; Юровский А. Я, Борецкий Р. А. Основы телевизионной журналистики. - М.: Изд-во МГУ, 1966.
С. 10; Юровский Р. А. Об искусстве телевидения. -M.: Знание, 1965. С. 9.

3 И Юн. Классификация телевизионных программ //Телевизионное искусство. 2002. №1.

4 Радиотелевизионная журналистика и общественное мнение. - В ки.: Методологические проблемы изучения ТВ и
радиовещания: сб. статей/МГУ им. М. В.Ломоносова, фак. журналистики, M.: МГУ, 1981.

5 Очерки теории ТВ. M. 1978. С. 98.

6 Кузнецов Г. В. Телевидение и общество. //Телевизионная журналистика. Учеб. Редколлегия. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.
Я. Юровский. - M.: Изд-во МГУ, изд-во «Высшая школа», 2002. С. 38

первым и главным их качеством была способность удовлетворить информационные потребности индивида, общества и государства. ТВ распространяет информацию более и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников. Регулярное получение социальной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни .

  1. Образовательная функция. Непосредственно не относятся к сфере журналистики, предполагая регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование. Разумеется, не только передачи для молодежи несут в себе воспитательный заряд. В принципе, все ТВ, все совокупность его программ воспитывает аудиторию, формируя его убеждения и художественный вкус8.

  2. Культурно-развлекательная функция. Телесмотрение является самым легким видом деятельности, помогающим человеку расслабиться. Его появление в значительной степени повлияло на содержание досуга, структуру ежедневного время провождения, заменив многие другие средства развлечения. Развлекательные передачи реально влияют на настроение аудитории и, что очень важно, формируют ее отношение к ТВ в целом.

Таким образом, многонаправленность выполняемых функций, легкодоступно сть и связанные с ними значительные возможности в удовлетворении широкого спектра человеческих потребностей делают это средство массовой коммуникации одним из наиболее популярных у аудитории и выгодных для производителя продуктов потребления.

Что касается дифференциации, профилирования ТВ в процессе развития многопрограммности, Вартанова Е. Л. полагает, что в современное время в мире доминируют следующие модели организации телевизионной индустрии:

частное коммерческое ТВ;

общественное некоммерческое ТВ;

7 Кузнецов Г. В. ТВ и общество. // Телевизионная журналистика. Учеб. Редколлегия. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я.
Юровский. - M.: Изд-во МГУ, изд-во «Высшая школа», 2002. С. 40-43.

8 Там же. С. 52.

государственное ТВ.

Коммерческое и общественное ТВ различаются не только программной политикой, но и экономическими основами их деятельности. По сравнению с коммерческим ТВ, финансируемым только за счет рекламы, общественное ТВ часто финансируется самыми зрителями, которые вносят в бюджет общественных телекомпаний абонентскую плату. Одним из ключевых отличий коммерческих телекомпаний от общественных является их отношение к аудитории. Для коммерческих сетей важнейшей задачей является привлечение пассивной массовой аудитории, т.е. потребителей, общественные же вещатели -в идеале - рассматриваются аудиторию как сообщество критически мыслящих граждан. Важнейшей характеристикой общественного ТВ традиционно являлось значительное внимание государства и политиков не только к сфере распределения частот, но и к выработке программной политики и к созданию организационной структуры вещательных компании. Государственное ТВ не менее, чем коммерческое или общественное, заинтересовано в массовом зрителе. Максимизация его аудитории направлена на реализацию пропагандистских, манипулятивных или мобилизующих целей государства10. В отличие от комерческого и общественного ТВ, экономика государственного ТВ не находится в прямой экономической зависимости от массовой аудитории, поскольку она финансируется централизованно и планово из государственного бюджета.

Независимо от технической и организационной базы реализации вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать одним или несколькими указанными типологическими признаками. В последние годы в России, странах СНГ, и КНР получает все большее распространение - смешанная модель финансирования: государственный бюджет + реклама + спонсорская помощь крупных корпораций, близких к государственным структурам. Это связано с

9 Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. Пособие / Елена Вартанова. -М.: Аспект Пресс, 2003. С. 177.

10 Там же. С. 179-180.

ограниченностью государственных средств, выделяемых на финансирование вещания.

Следует отметить, что здесь мы говорим об общей характеристике, функции ТВ и классификации телеканалов исходя из его физической природы, а не в конкретных странах. Однако в каждой отдельной стране существует индивидуальная система ТВ, которая связана с экономическим положением страны, и определяется внешней и внутренней политикой и социальным развитием общества.

Актуальность исследования. Значение ТВ в жизни миллионов людей сложно переоценить. По данным французской исследовательской компании Mediametrie, в настоящее время потенциальной аудиторией ТВ является не менее 1.4 млрд. человек во всем мире (и это лишь на территории участвующих в исследовании 72 стран - в действительности же цифра, без сомнения, значительно выше). При этом ТВ действительно для многих является важнейшей составляющей повседневности - каждый из телезрителей уделяет просмотру телевизионных программ в среднем 3.4 часа в день. В некоторых странах эти показатели существенно превышают среднемировые. В частности, по данным американского Бюро телевизионной рекламы (TvB) 69% людей воспринимают ТВ как первый и основной источник новостей. Кроме того, ТВ является также и наиболее авторитетным и вызывающим доверие средством массовой информации — таковым его считают 53% респондентов11. При этом среднесуточное время просмотра телевизионных программ — а, следовательно, и роль ТВ в жизни общества - во всем мире постоянно увеличивается. Так, например, по данным уже упоминавшегося исследования компании Mediametrie в 1999 году среднее время телепросмотра составило 212 минут, в 2000-2001 гг. -221 минут, в 2002 - 224 минут, а это означает, что люди все больше и больше своего свободного времени приносят на "алтарь" ТВ.

ТВ в Китае и России является основой национальной медиасистемы. За последние годы китайское ТВ существенно изменилось, его программы стали

11 Рассел Дж.Т., Лейн У.Р. Рекламные процедуры Клеппнера. - С.-П.: Питер, 2003, с.265.

более разнообразными, оперативными и многоплановыми. Исследователи отмечают общий для китайского ТВ характер этого процесса. Широкие возможности выбора у китайской аудитории создали конкурентную борьбу в этой монополизированной государством сфере. Но подобная ситуация имеет и свои положительные моменты. Она кристаллизует журналистские формы и методы повышения конкурентоспособности ТВ.

Китай как одна из развивающихся стран путем проведения рыночной реформы за последние двадцать лет продемонстрировал беспрецедентный прорыв в экономической области и начал более активно действовать на мировой арене. На таком политико-экономическом фоне облик китайских электронных СМИ сильно изменился: количество телестанций увеличилось с 32 (в 1978г.) до 363 (в 2003г.). К 2003г. телевещание охватывало территорию, на которой проживало 94.62% населения Китая. К концу 2003г. количество телезрителей в Китае составило 1300 мил12. В настоящее время Китай обладает самой большой аудиторией кабельного ТВ в мире: по статистике, в 2004г. число абонентов кабельного ТВ в стране достигло 130 млн. человек13.

С расширением сетей вещания и углублением реформы в системе китайского ТВ выросли доходы от рекламы, и она стала главным источником финансирования ТВ. По данным статистики, в 1997г. доход ТВ от рекламы в Китае составил 11.4млрд. юаней (1.37 млрд. долл.), а в 2000г. - 16.9 млрд. юаней (2.04 млрд. долл.), средний процент прироста за год составил 53.83%14. Темпы роста доходов от рекламы на ТВ опережают аналогичный показатель в других СМИ, а также значительно превосходят в процентном исчислении прирост валового национального продукта (ВНП).

Внедрение рыночной экономики в сферу китайского телевещания привело к бурному развитию многопрограммности китайского ТВ. Появилось значительное число новых телеканалов. За последнее время ТВ изменилось принципиально как в количественном, так и в качественном отношении:

12 Ежегодник ТВ и радио за 2003г. 11 14 Ши Доюй. Исследование влияния ТВ. Изд-во Синьхуа. 2001.

развитие многопрограммности китайского телевещания впервые в китайской новейшей истории ТВ создало для аудитории ситуацию выбора. По статистике, в 2002г. каждый день китаец тратит 52 минуты на просмотр сериалов, что занимает 30% общего времени, проведенного перед телевизором15.

По мере перехода китайского ТВ от плановой экономики к рыночной подчинение закономерностям рынка стало правилом выживания. В условиях Китая стремительное развитие СМИ и повышение роли экономического фактора в их развитии сопровождаются относительно жестким регулированием.

В медиа- и социопространстве российское ТВ как социальной институт также играет крайне важную роль. Так, средний объем времени, проводимого у телевизора, постоянно увеличивается с развитием самого ТВ. Увеличиваются инвестиции в создание телепрограмм. Например, по данным последнего совместного социологического исследования Аналитического Центра "Видео Интернешнл" и ВЦИОМ "ТВ глазами телезрителей - 2002", 92% городского населения России смотрят ТВ ежедневно и считают его одним из важнейших источников информации об окружающем мире16. Просмотр телевизионных передач занимает до двух третей свободного времени населения. Для работающих его средняя продолжительность составляет 3-4 часа в день, возрастная для пенсионеров и домохозяев до 6-8 часов 17. Более 53% опрошенных утверждали, что они лично потеряли бы нечто жизненно важное, если внезапно лишились ТВ18.

В России в течение последнего десятилетия XX века ТВ претерпело ряд кардинальных изменений и пережило этап существенной трансформации. ТВ интегрировалось в новые сферы общественной жизни, изменилась его социальная роль, иными стали цели, задачи, базовые принципы функционирования. Одним из важнейших среди этих изменений стало быстрое включение ТВ в контекст рыночных процессов и его стремительная коммерциализация (динамика этого процесса подробно рассмотрена во 2-ой

15 Тун Нинь. Структура телевизионной коммуникации. - Изд-во. Университета Сычуань. 2003.

16 Известия. 2 февраля 2004 г.

17 Бове К. Л., Арене У. Ф. Современная реклама. М. 1995.

18 Карпухин О.И., Макаревич Э.Ф. Влияние на человека: Историко-социологичекий взгляд.- Москва-Барнаул: Пикет, 2000.

главе настоящего исследования). В результате за очень короткий срок под воздействием рыночных факторов полностью изменилась конфигурация российского телевизионного пространства: распалась единая система государственного телерадиовещания, значительно расширилось число телевизионных каналов, активное развитие получили новые способы передачи телевизионного сигнала, сформировались новые (для России) способы институциональной организации телевизионных каналов. При этом основной доминантой в работе многих из них стало не осуществление идеологических, культурных и образовательных функций, а извлечение коммерческой выгоды — другими словами, ТВ постепенно оформлялось в качестве особого рынка. Базовой стратегией функционирования коммерческих телеканалов в новых условиях стало размещение рекламы в блоках передач, что приносило телеканалам внушительные доходы, и к концу 1990-х годов XX столетия ТВ окончательно превратилось в эффективную и рентабельную сферу бизнеса. Все это сделало ТВ крайне привлекательной отраслью для инвестиций; бизнес-институты планомерно продолжали внедрять коммерческую логику в практику российского телевещания. В результате количество телевизионных каналов (а, соответственно, и конкуренция на телевизионном рынке) продолжали возрастать, со всей очевидностью обозначились процессы дифференциации аудитории и специализации телеканалов на отдельных программных жанрах - одним словом, окончательно оформилась тенденция диверсификации российского ТВ.

ТВ в России стало основой системы массовых коммуникаций. Аудитория телевидения на несколько порядков многочисленней аудитории прессы и радио. В настоящее время в России лишь только 8316 населенных пунктов (1,75 млн. человек) не охвачены общероссийским вещанием, 5,36 млн. человек, проживающих в 18684 городах и селах принимают только один Первый канал.

Актуальность данного исследования состоит в необходимости осмысления путей дальнейшего повышения качества и эффективности телепрограмм прежде всего за счет формирования и реализации программной стратегии,

учитывающей зрительские интересы.

Программная стратегия телевизионного канала - это определение основных задач, которым должно следовать его развитие, формализация их в долгосрочных и краткосрочных планах программирования, и их реализация путем планирования и организации сетки вещания канала, в соответствии с тенденциями развития телевизионной индустрии и задачами максимального удовлетворения запросов зрителей и рекламодателей. В экономически развитых рыночных демократиях программная стратегия ТВ предполагает создание условий для широкого доступа общества к ТВ, а также создание максимально широкой аудитории для привлечения рекламодателей и обеспечения высокой доходности телекомпаний.

Анализом, изучением структуры программ, конкретных форм программной стратегии, а также широкого круга вопросов, связанных с влиянием ТВ на личность, культуру, социальную жизнь, сегодня заняты тысячи специалистов разных стран мира. Программирование — важнейший индикатор профессионализма и экономического положения современного телеканала.

В условиях того обилия передач, рубрик, блоков, предлагаемых сегодня

телевизионным экраном, каждодневная практика ТВ выдвигает настоятельную

потребность использования различных форм анализа телевизионного вещания.

Поскольку программирование телепрограмм - процесс многофакторный, для

его всестороннего изучения требуется объединение усилий ряда общественных

наук. В работах социологов, философов, искусствоведов изучаются структура и

ориентации аудитории на телепередачи; анализируются вопросы

взаимодействия различных СМИП. Поиски общих закономерностей

коммуникативного процесса ставят задачи выявления программных

особенностей телеканалов. В этом направлении в работе сделаны попытки

обосновать необходимость научного подхода в качестве важной

методологической задачи теории и практики ТВ, предпринят поиск выявления

основных параметров и специфики программной стратегии.

Телевизионные программы, с одной стороны, являются отражением

общественных процессов и важным стимулятором их планомерного развития, воздействуют на общественное мнение и ситуацию в обществе в целом, активно влияют на мировоззрение аудитории и духовный мир; а с другой, содействуют развитию массового потребления, которое в свою очередь стимулирует развитие коммерческого телерадиовещания.

Актуальность темы связана с реальной возможность ТВ выстраивать свои программные стратегии не только оказывать существенное воздействие на общественное мнение и ситуацию в обществе в целом, но и извлекать коммерческую прибыль.

В настоящее время существует общая проблема для СМИ Китая и России -попытка гармонично увязать развитие экономической и идеологической составляющих СМИ, то есть предоставление экономических свобод без утраты идеологического контроля. В Китае такой свободы не предоставлялось, ее пытаются постепенно вводить. В России стоит проблема государственного контроля за ТВ и его программной стратегии. В известном смысле в России предоставив полную свободу и теперь пытаются ее регулировать. На первых порах компромисс при построении системы многоканального ТВ, вероятнее всего, может быть найден в блоковой структуре программы. Но стремительное развитие техники и творческой практики, без сомнения, заставит искать новые проекты, новые типы построения программ.

Решение вопросов программной стратегии в каждом случае требует введения ряда условий и ограничений на исследовательскую модель в зависимости от конкретных задач. В настоящей работе задачи программной стратегии рассматриваются как стандартные задачи научного анализа, позволяющего классифицировать изучаемые объекты.

Цель настоящей работы - научный анализ и обобщение эмпирического материала, т.е., телепрограмм китайского и российского телеканалов (CCTV-1 и Первого канала), определение особенностей программной стратегии на основе анализа их содержания.

Для достижения поставленной нами цели в ходе исследования было решить

следующие задачи:

показать и проанализировать специфику функционирования и китайского и российского ТВ в общественно- политической и социокультурной жизни двух стран,

выявить тематическую направленность, содержание и жанровые разновидности телепрограмм CCTV-1 (Китай) и Первого канала (Россия);

сравнить сходство и различие программных стратегий и содержания программ общенациональных телеканалов в Китае и в России;

исследовать программные стратегии телеканалов в Китае и в России.

В соответствии с темой, задачами и целью диссертации объектом исследования стали общенациональные каналы китайского и российского ТВ, их эволюция и место в национальных системах СМИ.

Предмет исследования - это программные стратегии CCTV-1 (Китай) и Первого канала (Россия) и факторы, влияющие на их формирование в обеих странах.

Говоря о степени изученности проблемы, можно сказать, что она никогда не будет достаточной, потому что повседневная телевизионная практика, по крайней мере, в сфере телепрограммирования, неизбежно опережает ее научное осмысление.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляет комплекс методов научного анализа, включающий в себя метод исторического анализа, сравнительный метод, социокультурный метод, а также элементы контент-анализа. Целостность исследования обеспечивается применением системного подхода к изучению программных стратегий Центрального ТВ в Китае и России.

Данная работа - далеко не первое исследование проблем программной стратегии. Она опирается на прочный фундамент теоретических трудов известных исследователей ТВ, повседневный анализ практики в работах телекритиков.

Здесь прежде всего следует назвать труды одного из основоположников теории российского ТВ Э. Г. Багирова, проводившиеся в течение последних 30 лет исследования Р. А. Борецкого, ряд книг В. В. Егорова, многочисленные работы Г. В. Кузнецова, Я. Н. Засурского, Е. Л. Вартановой, С. А. Муратова и др19. Ценным для обоснования диссертации является коллективная монография под редакцией Г. В. Кузнецова «Телевизионная журналистика». В своем исследовании автор использует также труды китайских ученых Го Чжэньчжи, Лю Яньнань, Лу Ди, Шао Бэжэнь, Чжао Хуни, Гао Синь и т.д20. Укажем также некоторых зарубежных исследователей: К. Ламэй, Э. Мицкевич, Д. Рид, Ч. Файерстоун, Р. Энтман, Э. Дэннис и Д. Мэрилл, И. Фэнг.21, и др.

Практическим фундаментом диссертационного исследования стал и анализ программной структуры CCTV-1 и Первого канала, и сравнение программной стратегии на обоих каналах. Большую помощь в данном исследовании оказали архивные материалы и документы, найденные автором в различных учреждениях Китая.

Научная новизна диссертации характеризуется следующими направлениями исследования:

19 Багиров Э. Г. Очерки теории ТВ. -М.: Изд-во МГУ, 1996.; Багиров Э. Г. Телевизионная журналистика. Проблемы теории
и методологии исследования. Автореф. дис. док. филог. Наук. -М., 1976.; Багиров Э. Г. Очерки теорииТВ. -М., 1978.;
Багиров Э. Г. Кацев И. Г. ТВ, XX век: Политика. Искусство. Мораль. -М.: Искусство, 1968.; Багиров Э. Г., Борецкий Р. А.,
Глуховский Л., Гругорянц М., Кацев И. Жанр ТВ. -М. 1967.; Борецкий Р. А. Телевизионная программа: очерк теории
пропаганды. M. 1967.; Борецкий Р. А. Телевизионная пропаганда: проблемы, методологии, методики, прогнозирования:
Автореф. дис. док. филол. наук. -М., 1976.; Борецкий Р. А. Осторожно, ТВ! -M.: Икар, 2002.; Борецкий Р. А., Кузнецов Г. В.
Журналист ТВ: за кадром и в кадре. - M., 1990.; Кузнецов Г. В. ТВ - журналист. -M.: Изд-во Моск. Ун-та. 1980.; Вартанова Е.
Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации постсоветской России: учебное пособие. -М.: Аспект
Пресс, 2002. -303с; Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. Пособие / Елена Вартанова. -М.: Аспект
Пресс, 2003. -335с; Вартанова Е. Л. Национальная инфраструктура новых медиа в России//Журналистика в переходный
период: проблемы и перспективы. Материалы научной конференции. М., 1998., Вартанова Е. Л. Новые СМИ в России:
перспективы и проблемы развития // Neue Technologien und Entwicklung der Medien in Russland und Deutschland (Новые
технологии и развитие СМИ в России и Германии). Франкфурт, 1998.Кузнецов Г. В. Журналист на экране. -М.: Искусство,
1985.; Засурский Я. Н. Журналистика в изменяющемся мире // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1991. №2.,
Засурский Я. Н. Журналистика в переходный период // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. №5., Кузнецов Г. В.
Классификатор программ //ТЭФИ обозрение. 1999. -№7.; Егоров В. В. ТВ между прошлом и будущем. -М. 1999. Егоров В. В.
ТВ: теория и практика. Учебное пособие. М.: МНЭПУ. 1992.; Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения: Хроника
авт. наблюдений / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, Моск. гос. ун-т им. М. В.
Ломоносова. Фак. журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001; Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром:
Учеб. Пособие для студентов вузов. -М.: Аспект Пресс, 2003.; Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики:
Опыт эт. кодекса/Фунд защиты гласности. -М.: Право человека, 1997.;

20 Гао Синь. Телевизионное искусство. Пекин. 1998.; Го Чжэньчжи. История китайского телевидения. Пекин.: Искусство.
1997.; Лю Яньнань. Рейтинг телевидения: исследование и анализ. Пекин. 1999.; ЛуДи. Исследование стратегии развития
китайской телеиндустрии. Изд-во. Синьхуа. 1999.; Шао Бэжэнь. Менеджмент СМИ. Пекин. 2002.; Шао Бэжэнь, Лю Цань.
Экономика и менеджмент СМИ. Ханчжоу: Университет Чжэцзян. 1998.; Чжоу Хундо. Медиаэкономика. Пекин. 1997.

21 Ламэй К., Мицкевич. Э., Файрстоун 4. Автономия ТВ и государство. -М.: Знак, 1999.; Дэннис Э. Мэррилл. Д. Беседы о
масс-медиа. -М.: Вагриус, 1997.; Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства (реферат книги). -М.: ИПК,
1993.

1) До настоящего времени исследователи обращались к анализу истории
китайского ТВ и его роли в социально-экономическом и культурном развитии
страны, однако данная работа рассматривает специфику сегодняшнего
китайского ТВ, воссоздавая целостную картину деятельности ТВ Китая в
настоящее время. В диссертации вводится фактический материал, не
исследовавшийся ранее в теории и истории китайского ТВ. Это первая попытка
теоретического рассмотрения законодательства в области СМИ,
общественно-политических и экономических особенностей китайского ТВ в
системе СМИ.

2) В нашей работе впервые предпринимается попытка провести
сравнительный анализ телеканалов в Китае и в России. С этой целью
исследуется содержание и структура телепрограмм CCTV-1 (Китай) и Первого
канала (Россия), уточняются типологические характеристики
жанрово-тематической структуры телевещания, рассматривается
специфический инструментарий верстки программ.

3) В данной работе впервые проводится сравнение программной стратегии
китайского и российского телеканалов в новых социально-политических
условиях. Для этого автор исследовал сходства и различия программ двух
каналов за определенный период времени по жанру и тематике в утреннее,
дневное, прайм-тайм, ночное время, и обобщил программную стратегию
телеканалов в Китае и в России.

Важное методологическое значение для написания диссертации имели работы, посвященные общетеоретическим проблемам функционирования СМИ, различным направлениям агитационной, пропагандистской и организаторской деятельности СМИ. В решении вопросов, связанных со спецификой изучаемого объекта, автор опирался на работы в области телевизионной журналистики.

Практическая значимость работы обусловлена вышеназванными факторами. Автор надеется, что предложенные выводы будут носить прикладной характер, обладая актуальной прагматической ценностью.

Написанная на русском языке диссертации может представит интерес и для

российских специалистов, желающих ознакомится с нынешним положением и перспективами развития китайского ТВ.

Все вышесказанное предопределило композиционную логику, внутреннюю структуру исследования, которое состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Безусловно, происходящее сегодня в телевизионном вещании в России и в Китае рождается не на пустом месте. Поэтому в первой главе диссертации идет речь об общей характеристике китайского и российского ТВ. Рассматриваются история и законодательство ТВ, раскрываются особенности функционирования телеканалов в конкретной социально-политической обстановке, анализируются место и роль ТВ в системе СМИ Китая и России. На основании анализа, предпринятого в первой главе диссертации, мы попытаемся определить некоторые факторы, влияющие на формирование программной стратегии обеих стран.

Во второй главе речь идет об основных структурных и типологических особенностях программ CCTV-1 и Первого канала. Анализ, содержащийся в данной главе, базируется на фактах, почерпнутых из практики китайского и российского ТВ. Здесь рассматриваются тематика и жанры программ, их характеристика в настоящее время. Исследование программной стратегии телеканалов в России и в Китае предполагает, с одной стороны, изучение реально функционирующих типов программ, и с другой - разработку их более четкой направленности.

Третья глава посвящена сравнительному анализу программной структуры и стратегии китайского CCTV-1 и российского Первого канала за определенный период времени по жанру и тематике в утреннее, дневное, прайм-тайм, ночное время. Проведенное исследование позволило дать более полную характеристику программной стратегии телеканалов России и Китая в современное время.

Таким образом, все главы диссертационного исследования посвящены

определению стратегии развития телевизионных программ крупнейших

национальных каналов в России и Китае в новых социально-политических условиях, а также сравнительному анализу структуры содержательных программ телеканалов двух стран.

Основные этапы развития китайского ТВ

Анализ путей формирования и развития системы телевизионного вещания в Китае — предполагает выявление определенных закономерностей и тенденций, развития китайских электронных СМИ. Научный подход к истории национального ТВ Китая позволяет выделить пять этапов его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием: 1) 1958-1966гг.: деятельность первой китайской телестанции; 2) 1966-1976гг.: «культурная революция» на китайском ТВ; 3) 1977-1982гг.: период активного развития; 4) 1983-1989гп: расцвет ТВ в Китае. 5) 1990г. - настоящее время переход на цифровые технологии вещания. Можно утверждать, что из всех СМИ ни одно не имеет такой короткой, но столь насыщенной и динамичной истории. За 50 лет китайское национальное ТВ перешло от наивности к зрелости, от начала создания к расцвету.

Рождение национального ТВ Китая (1958г.—1966г.) 1 мая 1958г. была создана первая китайская телестанция — Пекинская. Первого октября этого года появилась вторая телестанция — Шанхайская, 20 декабря третья — Харбинская. Они ознаменовали рождение китайского ТВ. На самом деле еще в начале 1955г. проект о создании телестанции уже включили в пятилетний план развития страны. С декабря 1957г. до марта 1958г. делегация Пекинской телестанции находилась с рабочим визитом в СССР и Германии. После ее возвращения был создан план развития китайского ТВ. В этот период СССР и другие страны оказали большую помощь на начальном этапе становления китайского ТВ. Используя опыт изготовления телевизоров на советских фабриках, Тяньцзинская фирма «712» произвела первую партию телевизоров «Пекин». В 1958г. на китайском рынке появились импортные телевизоры из СССР.

В 1957г. Гонконгская компания «Лидэ» создала кабельное ТВ, Тайваньская телестанция тоже планировала начать работать с 10 октября 1958г, так что конкуренция в отрасли ТВ имела политическое значение. В таких условиях Пекинская телестанция поторопилась с открытием и с 2 сентября 1958г. официально начала работу. А сразу же после ее открытия Шанхайская телестанция также начала пробную трансляцию.

Теленовости начального периода были очень простыми. Подготовленные Центральной кинодокументальной студией передачи стали источником постоянных теленовостей. Их зрителями стали члены коммунистической партии, включая и лидеров Китая. В начале этого периода среди программ Пекинской телестанции фильмы занимали 75%, спектакли — 15%. В то время китайское ТВ называлось «Маленьким кино». 15 июня 1958г. Пекинская телестанция показала первый сериал «Кусочек котлеты», 4 сентября - второй «Партия его спасла». Потом Шанхайская, Харбинская, Гуанжоуская телестанции один за другим показывали собственные сериалы. Таким образом, с каждым днем их количество постепенно увеличивалось. С 1958г. по 1966г. по всей стране появилось более сотни сериалов,, большинство из которых было снято на Пекинской телестанции - около 90, а на Шанхайской и Гуанжоуской -по 30 .В сущности, первые сериалы шли в прямой трансляции, их форма была похожа на спектакль, а не на кино.

В апреле 1963г. состоялось собрание по внешней пропаганде всех телестанций Китая. Пекинская, Шанхайская, Гуанчжоуская, Тяньцзинская, и др. телестанции уже приняли в нем участие. Здесь обсуждали вопрос об улучшении качества экспортной телепродукции. В 1960г. китайские телестанции отправляли 61 телепрограмму только в 7 стран мира, а в 1965г. установили отношения по обмену передач с телевизионными организациями уже 27 стран. Пекинская телестанция послала в 30 стран мира 473 телепередачи, большинство из них - теленовости23.

С развитием китайского ТВ в 1960-ые гг. в Пекине, Шанхае, и других крупных городах были созданы телевизионные институты и университеты. Зам. премьера Госсовета Лу Диньи в 1965г. на общенациональном совещании по просвещению отметил, что «наше ТВ является инструментом образования, каждая программа должна обладать воспитательным значением, и надо открывать новые телевизионные институты» 24.

Трудности развития ТВ во время «Культурной революции» (1966г.—1976г.) Во время «Культурной революции» контроль над телепрограммами был очень строгим. Руководство запретило показывать «плохие передачи», которые изображали героев, жизнь на войне, пропаганду мира, романтическую любовь и т.д., в результате чего китайское ТВ оказалось в трудном положении. Пекинская телестанция прекратила работать с 1 января 1967г., потом большинство телестанций Китая (кроме Шанхайской телестанции) тоже было закрыто. В 1968г. телестанции провинций вернулись к нормальному вещанию.

В начале 1970г. Министерство радиовещания и ТВ Китая проводило в Пекине общегосударственное собрание по ТВ, на нем подтвердили, что наряду с созданием черно-белых телестанций во многих провинциях нужно было открывать и цветное вещание на Пекинской и некоторых крупных телестанциях. С 1971г. телевизионным вещанием были охвачены 20 городов страны. 1 мая 1973г. Пекинская телестанция начала показывать зрителям столицы цветные передачи, потом Шанхайская, Тяньцзинская и Шаньдунская телестанции также начали цветное вещание. К началу 1975г. Пекинская телестанция уже могла транслировать цветные передачи на другие города.

Законодательная база российского ТВ

В настоящее время правовая база в области электронных СМИ до сих пор окончательно не сформирована. Нет закона о телевидении и радиовещании, отсутствует специальный закон о лицензировании телерадиовещания или об органе такого лицензирования, нет обновленного Положения о лицензировании телерадиовещателей, несмотря на то, что попытки такого решения неоднократно предпринимались еще в конце 1980 - начале 1990-х гг. и принятия первых законов в сфере СМИ. Существенным в этой связи является то, что проект базового закона «О телерадиовещании», вынесенный в 1990 г. на обсуждение в Верховный Совет СССР одновременно с законопроектом «О печати и других средствах массовой информации»; в отличие от последнего так и не был принят. А между тем этот закон, в случае его принятия, должен был регулировать отношения между государством, вещателями, производителями программ, организациями, которые осуществляют техническое обеспечение их распространения. Поскольку же Закон «О телерадиовещании» так до сих пор не принят, сегодня все эти правоотношения регулируются в основном подзаконными актами, практика применения которых регулярно выявляет коллизии некоторых норм правительственных документов и действующих законов.

Развитие демократических процессов в России, появление наряду с государственным независимого вещания настоятельно выдвинули задачу разработки и принятия закона о ТВ и радиовещании. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР N-500 от 26 сентября 1991г. «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в РСФСР» решил вопрос лицензирования телерадиовещания. Согласно этому постановлению, для осуществления телерадиовещания собственными силами необходимо получить две лицензии. Выдаются и та, и другая лицензии по заключению Межведомственной комиссии по телерадиовещанию89. Таким образом, отчасти замена «управления» на «регулирование» произошла. Но было необходимо законодательное закрепление реорганизации телерадиовещания, дающее возможности для развития и становления новой системы радио и ТВ в России.

Первым серьезным шагом в области регулирования телерадиовещания стал закон РФ «О средствах массовой информации», принятый в декабре 1991г. и вступивший в действие 8 февраля 1992г., который имел своей целью дать правовое закрепление общих принципов свободы массовой информации и механизма организации и деятельности СМИ вообще. Закон о СМИ, базирующийся на балансе интересов всех субъектов правоотношений в данной сфере, дает необходимые, возможные и достаточные средства для пресечения злоупотребления свободой массовой информации и других нарушений закона. В этом законе содержатся статьи, правовые нормы которых регулируют отношения в области телерадиовещания в общем плане. Основным из необходимых условий для осуществления телерадиовещания является лицензирование, тем самым четко зафиксирован переход от административных методов управления телерадиовещанием к методам координации и правового регулирования деятельности в области телерадиовещания .

Однако в самом законе не определено юридическое понятие телерадиовещания, в нем также не определен правовой статус субъектов телерадиовещания - прежде всего вещателей различной формы собственности. Органами, призванными проводить государственную политику в области лицензирования ТВ на основе Закона, определены Федеральные и региональные комиссии по ТВ (ст. 30.). Органами, призванными проводить государственную политику в области лицензирования ТВ на основе Закона, определены Федеральные и региональные комиссии по ТВ (ст. 30.). По ст. 31 Комиссия выдает лицензии на осуществление телерадиовещания при соблюдении ряда лицензионных условий; эта же статья допускает конкурсное рассмотрение заявок на получение лицензии. Ст. 32 содержит условия аннулирования лицензии. На основе этих норм Правительство РФ устанавливало порядок лицензирования телерадиовещания. Таким образом, в российском законодательстве были заложены предпосылки и прямые указания для дальнейшего законотворчества в области ТВ, формирования прочной законодательной базы вещания.

Между тем, последние годы охарактеризовались значительными изменениями в сфере действующего законодательства об электронных СМИ и о системе органов государственного управления в сфере телерадиовещания. Эта система оставалась практически неизменной в течение 1993 — 1998 гг., после того как Указом Президента РФ № 2255 от 22 декабря 1993 г. «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации» была создана Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР) , в ведение которой передавались электронные СМИ. В соответствии с этим Положением претендентом на частоту может быть только юридическое лицо.

Характеристика категорий содержательной структуры телепрограмм (Классификация и типология в исследованиях телепрограмм)

Как показывает практика реально функционирующих программ ТВ, каждое телевизионное сообщение выполняет множество функций, присущих не только СМИ и пропаганды, но и различным произведениям искусства. Вместе с тем соотношение этих функций в структуре телевизионного сообщения может быть различным. По мнению китайского специалиста Тун Нинь, анализ содержания телепрограмм позволяет выделить 4 типа передач, различающихся по своим функциям, — информационные; общественно-просветительские; художественные (развлекательные); и сервисные .

Обобщая предложенные понятия, можно определить, что под информационной телепрограммой подразумевается совокупность различных передач с содержанием о сообщении и обозрении новостных фактов. На китайском ТВ информационные программы занимают центральное место, играя решающую роль в пропаганде политики государства и правительства. Следовательно, китайские телекомпании стремятся к тому, чтобы такие программы стали мостом общения между различными общественными классами в соответствии с руководящей идеологией.

При более тщательном анализе оказывается, что информационные вещания также содержатся в научно-популярных, художественных и других передачах. Поскольку многие художественные развлекательные и научно-образовательные программы выполняют одновременно и информационную функцию, и все структурные элементы программы несут в широком смысле слова информационную нагрузку. Итак, информационные передачи ставят перед собой задачу комплексного отражения событий действительности и мнений о них. Они представлены теленовостями и публицистикой, спортивными и передачами в формах беседы. 1. Теленовости китайского ТВ - это сообщение о случившихся и происходящих событиях в ближайшее время в виде регулярно выходящих «выпусков» или «бюллетеней» новостей. В настоящее время лозунг «углубление реформы новостей, улучшение качества новостей» является основной ориентацией теленовостей в Китае. Анализируя новостные программы, китайские специалисты полагают: Распространение информации является важной функцией ТВ; Новостные программы - это знак уровня каналов; Они прямо и сильно влияют на общественное мнение; Они представляют собой важную продукцию для знакомства всего мира с Китаем; Улучшение их качества повышает культурный уровень общества и дает возможность ТВ получить экономическую выгоду. 2. Публицистика закономерно связывает объективность новостей с субъективностью обозрения. Согласно требованиями правительства и партии Китая, в публицистике главным содержанием должна быть положительная информация для создания стабильной и сплоченной политической обстановки, а критическое обозрение играет только вспомогательную роль. В Китае публицистические программы обладают следующими особенностями: Контрольная функция. В последние годы публицистика играют существенную роль в работе партии. С помощью и поддержкой ЦК КПК и местных партийно-политических отделов, в публицистических передачах не только показывают уже решенные проблемы, из которых извлекают серьезный урок, но и сообщают о еще не замеченных и существующих злободневных вопросах с целью исправления ошибок, для уничтожения преступления и обеспечения интересов народов и партии. Диалектический характер. Методы диалектического и исторического материала для анализа проблем являются ключевыми в публицистике. Рассматривая одно и то же событие с различных точек зрения, можно получить диаметрально противоположенные выводы. Так что в публицистике нужно избегать как односторонность и субъективность, так и абсолютность. Умеренность (целесообразность). В Китае журналисты подготавливают публицистические программы по следующему принципу - «вещание о вопросах, на которые обратили большое внимание руководящие органы; о которых заботятся народные массы; которые существуют везде и всегда» пз .Под умеренностью публицистики подразумевается соотношение между общим и конкретным объемом. Например, в CCTV-1 критическое обозрение не превышает трети всех публицистических передач, главным содержанием является положительное сообщение. 3. Спортивные передачи в Китае развивались в 3 этапа: 1) с 1959г. до 1986г. ТВ еще не привлекло внимание народа в связи с ограничением количества телевизоров, спортивные передачи были неизвестны всем; 2) с 1986г. до 1994г. такие передачи быстро расширялись в связи с созданием спортивных отделов в различных телестанциях, но их качество тогда было не высоким; 3) до нашего дня стремительно увеличивается число производимых передач о спорте, прямые трансляции все чаще выходят в эфир.

Сравнительный анализ тематической и жанровой структуры программ двух каналов за определенный период времени

На китайском канале CCTV-1 время с 06:00 до 09:00 посвящено как научным проблемам, так и информационным выпускам новостей (см. Таб.12). В утреннее время китайский канал CCTV-1 ежедневно транслирует передачу «Путь к науке» (в 06:00), «Медиа-площади» (в 06:30) «Новости» (в 07:00), «Новости в 8 часов утра» и «В фокусе внимания» (в 08:35). В «Путь к науке» представлены разные научные знания по математике, физике, химии, медицине, геологии, биологии, экологии и т.п. В «Медиа-площади» ведущие рассказывают о важнейших новостях в различных газетах, представляют информацию в разных отраслях жизни.

Китайское ТВ, как правило, показывает кино - это сериал отечественного производства, где обсуждаются насущные проблемы, кроме того в утренние время (до 12-ти часов) транслируются передачи развлекательного характера, такие как «Золотой Закат» (ежедневно в 08:50), у которой целевой аудиторией являются пожилые люди, здесь рассказывают о настоящей жизни пожилых людей из разных отраслей, и предоставляют им различную услугу в общественной жизни. В передаче приглашенные гости — старые известные ученые, революционеры, имевшие блестящие успехи в различных сферах страны, рассказывают о собственной жизни и испытаниях в прошлом. Важно отметить, что аналогов подобной передачи на российском Первом канале нет, вообще следует отметить, что китайский канал характеризуется направленностью на различные категории граждан. В частности, здесь существуют как исключительно детские или молодежные передачи, так и передачи для людей преклонного возраста и даже для инвалидов, а также для солдатов, для жителей села и китайских окраин.

Программная сетка CCTV-1 показывает, что после показа сериалов в 11:10 ежедневно по CCTV-1 вещают многообразные развлекательные передачи, в том числе и ток-шоу («Угадайте спортивных звезд», «Свидание с известными спортсменами»), и игровые («Радостная встреча», «Привлечение 12»), и музыкальные («Зарубежная литература и искусство»).

По понедельникам транслируется интересная передача «Радостная встреча», которая подготовлена специально для иностранцев, сюда выступают граждане из различных стран мира, они поют китайские песни, приглашенные специалисты в данной сфере дают им оценку, победитель получает премию.

По вторникам показывают передачу о спорте - «Угадайте спортивных звезд», в начале которой ведущий рассказывает зрителям о краткой истории одного спортсмена, потом зрители в студии гадают, кто это может быть. Затем тот спортсмен войдет в студию, он с ведущим вместе разговаривают о личной жизни, о его переживании и т.д.

По средам передают «Привлечение 12», которая можно делиться на 2 часть. В первой части знакомят зрителей с различной национальную историю, культуру и искусство Китая через изготовленные документальные фильмы, в ходе показа фильмов ведущие задают разные интересные вопросы, приглашенные гости (актер, музыкант, спортсмен и др.) на них отвечают. Во второй части гости выступают с художественными номерами (песнями, танцами и т.п.).

По четвергам вещают «Свидание с известными спортсменами», в которой приглашают знаменитых спортсменов, ведущий вместе с которыми разговаривают об их собственной жизни, об успехе, о трудностях, о радости и страдании. Здесь зрители в студии имеют возможность задают вопрос спортсменам. В программе зрители узнают о том, что для получения больших успехов непременно тратят много сил и стараний.

По пятницам транслируют передачу «Зарубежную литературу и искусство», которая показывает классическую и современную музыку, живопись, скульптуру за рубежом. Эта передача удовлетворяет эстетические требования зрителей к зарубежному искусству, аудитория их становится все больше.

Первый канал (Россия). Программа российского Первого канала в утренний эфир посвящает передачи «Доброе утро» в 6 часов утра. Эта передача носит информационно-развлекательный характер, включает в себя множество сюжетов, имеющих зачастую характер беседы или интервью. Необходимо отметить, что в период с 06:00 до 09:00 и китайский CCTV-1 и российский Первый канал пытаются дать зрителю как можно более разнообразную информацию. Такая же линия прослеживается и у российского канала.

В программе «Доброе утро» - новости политики, бизнеса, искусства, спорта, науки, информация о погоде. Ведущие в студии беседуют с приглашенными гостями. В программе много разнообразной музыки, часто демонстрируются премьерные видеоклипы. В эфире с сентября 1987 года. Телеканал претерпел много изменений, как в отношении продолжительности и названия ("60 минут", "90 минут", "120 минут", "Утро"), так и в плане творческого состава. В разные годы зрителей по утрам приветствовали Владимир Молчанов, Нинель Шахова, Евгений Киселев, Михаил Осокин, Павел Огородников, Татьяна Веденеева, Ирина Зайцева, Владислав Флярковский и многие другие. На Первом канале программа «Доброе утро» включает разные по жанру и тематике сюжеты: это и обзор новостей, и мультфильмы, и спортивная гимнастика, и беседа- интервью об актуальных проблемах.

Похожие диссертации на Программные стратегии телеканалов в Китае и в России