Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете Карякина, Ксения Александровна

Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете
<
Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карякина, Ксения Александровна. Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Карякина Ксения Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2011.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/857

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концепции новых медиа и мультимедийные инструменты создания контента 12

1.1. Мультимедийные технологии и конвергенция как факторы развития новых медиа 12

1.2. Гипертекстуальность и интерактивность как основные характеристики новых медиа 23

1.3. Выход традиционных СМИ в онлайн: новые модели представления информации и взаимодействия с аудиторией 29

Глава 2. Особенности профессионального журналистского контента в Интернете 42

2.1. Мультимедийные функции Интернет-порталов газетных предприятий и механизмы взаимодействия с аудиторией 42

2.2. Британский портал «Гардиан» как новое СМИ и пример эффективного мультимедийного ресурса 47

2.3. Опыт российского делового издания «Ведомости» в развитии Интернет-портала 67

2.4. Особенности развлекательной мультимедийной модели на примере порталов крупнотиражных изданий «Дейли Мейл» и «Комсомольская правда» 79

Глава 3. Аудитория новых медиа и особенности пользовательского контента в Интернете 97

3.1. Аудитория новых медиа и роль пользователей в формировании медиаконтента 97

3.2. Реализация блогами медиафункций 120

3.3. Особенности пользовательского контента новостных порталов, построенных на основе блогов 132

3.4. Специфика интерактивной коммуникации в социальных медиа 138

Заключение 150

Библиография 157

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено развитию новых медиа в контексте трансформации современной инфраструктуры средств массовой информации и информационно-коммуникационных моделей, лежащих в основе взаимодействия профессиональных создателей медиаконтента с аудиторией.

Актуальность темы. Стремительное развитие мультимедийных технологий и их активное применение медиапредприятиями и Интернет-пользователями обусловили появление новых форм создания и распространения информации и коммуникационных моделей.

Одновременно с этим претерпел динамику образ аудитории, как с точки зрения социокультурологических характеристик и информационных запросов, так и в контексте потребления информационно-развлекательного контента и рекламы.

Интернет предоставил пользователям инструменты для создания любой информации (будь то текст, фото, аудио, видео или конвергированный контент), оперативного обмена ею и осуществления взаимодействия в режиме реального времени вне географических ограничений.

В результате развития информационно-коммуникационных технологий и становления Интернета как глобальной информационной среды индустрия СМИ также получила широкий инструментарий для распространения медиа-содержания новыми способами и с новой скоростью. Таким образом сложилась инфраструктура новых медиа, где активными участниками информационных процессов выступают не только профессиональные журналисты, но и представители Интернет-аудитории.

Генезис и популяризация новых СМИ оказали существенное влияние на так называемые традиционные, или «старые» медиа, которые, в попытке адаптироваться к актуальным технологическим условиям, были вынуждены искать иные форматы представления контента и бизнес-модели.

Само понятие «новых медиа» по-прежнему представляет собой дискуссионный концепт, который постоянно модифицируется и нуждается в науч- ном осмыслении. В связи с этим актуальность настоящего исследования во многом обусловлена потребностью проанализировать ключевые характеристики новых медиа и их аудитории, а также описать особенности контента в Интернете на основе сравнительного анализа профессионального журналистского и пользовательского содержания в сети. В центре внимания исследования при этом оказывается осуществление интерактивной коммуникации между медиапредприятием и медиапользователем.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследованию новых медиа посвящены труды крупных международных экспертов в области СМИ, ИКТ, медиаэкономики, психологии и др. наук и научно-прикладных областей. В силу новизны предмета и неразработанности универсальной методологии его анализа существует множество асинхронных, часто противоречащих друг другу научных разработок и публицистических материалов, фокусирующихся на различных аспектах развития новых медиа.

Автором использовался широкий круг источников: от научной литературы, формирующей системное представление о концепциях и экономических моделях СМИ, до отдельных экспертно-аналитических публикаций, предлагающих новаторские трактовки современного состояния и предполагаемого развития новых медиа.

В число теоретических источников вошли основополагающие труды М.Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, в которых разработаны концептуальные подходы к анализу медиа под воздействием информационно-технологического прогресса.

Огромное значение для осмысления изменения традиционной ме-диаиндустрии в контексте сетевого информационного общества представляют работы профессоров и преподавателей Московского государственного университета: Я.Н. Засурского, Е.Л. Вартановой, Л.М. Земляновой.

Развитию новых коммуникационных моделей и инстру-ментов информационного воздействия на аудиторию посвящены исследования М.А. Васи-лика, Г.Г. Почепцова, А.В. Короткова.

Важную роль в формировании у автора системного понимания теории медиаэкономики и современной медиасистемы сыграли работы Д. Маккуэй-ла и Р.Пикарда.

С точки зрения анализа концепции, характеристик и мультимедий-ной составляющей новых медиа первостепенное значение имеют труды современных зарубежных экспертов, включая Д. Гилмора, Г. Дженкинса, Л. Мано-вича, Ч. Лидбитера, Р. Бернетта, Н. Чепмена, Р. Пэкера, К. Джордана, С. Ли-вингстон, И.С. Пула, Т. Флу, Р. Сильверстоуна, А. Эверетт и др.

В области правого регулирования деятельности новых средств массовой информации основополагающими являются исследования М.Э. Прайса, работы российских правоведов В.Н. Монахова и М.Ю. Батурина.

Наряду с научными трудами нами проведен анализ газетных и журнальных публикаций и материалов электронных СМИ, включая такие авторитетные издания, как «Гардиан» (the Guardian), «Экономист» (the Economist), «Вашингтон Пост» (the Washington Post), специализированные программы «Би-би-си» (ВВС) и пр., а также ряда Интернет-источников, содержащих результаты актуальных исследований в области новых медиа. Большая часть материалов в области мультимедиа и новых СМИ не переведена на русский язык, автор ознакомился с ними на языке оригинала.

В ходе работы автором использовались методы мониторинга и комплексного анализа информационного поля; сопоставления, апроприации и систематического анализа различных источников; экспертных оценок.

В качестве эмпирической базы использовался анализ контента и мультимедийного функционала ряда интерактивных Интернет-порталов российских и британских медиапредприятий, а также отдельных россий-ских и зарубежных блоговых порталов и социальных медиа, построенных исключительно на пользовательском контенте. Одновременно с этим в основу эмпирической составляющей настоящего исследования легли материалы нескольких глубинных интервью, проведенных автором с экспертами в области ин- формационно-коммуникационных технологий, медиаэкономики и новых медиа.

Объектом исследования являются российские и британские Интернет-порталы крупных газетных предприятий, главным образом сайты ежедневных изданий «Гардиан», «Дейли Мейл» (The Daily Mail), «Ведомости» и «Комсомольская правда», а также блоговые новостные порталы (в первую очередь, «ИндиМедиа» (IndyMedia), «ОмайНыоз» (OhmyNews), «Викиньюз» (Wikinews)) и социальные медиа («Фейсбук» (Facebook) и «Твиттер» (Twitter)), где размещены большие объемы пользовательского контента. Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1999 г., когда был запущен портал «Гардиана», до конца марта 2011 г.

Предмет исследования - практика создания, публикации и распространения мультимедийного контента в Интернете вышеперечисленными профессиональными медиапредприятиями и медиапользователями, а также механизмы взаимодействия аудитории и СМИ в рамках обозначенных процессов.

Гипотезой исследования является представление о том, что под влиянием конвергенции и мультимедийных технологий, гипертекста и инструментов интерактивной коммуникации медиапользователи получили новые возможности для создания и распространения собственного контента как на площадках профессиональных медиапредприятий, так и независимо от них. Освоение инструментов создания и распространения информации в Сети стало условием освобождения аудитории от давления традиционных СМИ и появления большого количества независимых информационно-развлекательных ресурсов, поддерживаемых самими интернет-пользователями.

Результаты проведенного автором контент-анализа показывают, что непрофессиональное пользовательское содержание в большинстве случаев характеризуется новаторством и высокой информационной ценностью, при этом скорость его распространения часто выше оперативности работы про- фессиональных СМИ. Это обстоятельство превращает медиапользователеи по всему миру в активных участников информационных процессов, создающих и публикующих актуальный и востребованный контент и получающих возможность извлекать из него коммерческую прибыль.

Вместе с тем, профессиональный журналистский контент, создаваемый медиапредприятиями в сетевом пространстве, не теряет своей актуальности для аудитории. Это обусловливается в первую очередь тем, что журналистские материалы, публикуемые в Сети, создаются на высоком профессиональном уровне, соответствуют этическим стандартам и содержат тщательно проверенные данные. В то время как пользовательский контент часто субъективен и может базироваться на свидетельстве недостоверных источников или неоднозначной информации. Настоящие выводы основываются на конкретных примерах непрофессионализма гражданских журналистов, приведенных в рукописи диссертационного исследования.

Таким образом, очевидно, что пользовательские материалы в Интернете являются дополнением к профессиональному журналистскому контенту, который также активно формируется и распространяется с помощью медийных интернет-порталов, блогосферы и социальных медиа, а не стремятся полностью заменить или вытеснить его.

Цель настоящего диссертационного исследования заключается в выявлении характеристик новых медиа и медиааудитории и описании коммуникационных и технологических особенностей интерактивного взаимодействия медиапотребителей с профессиональными медиапредприятиями.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач: - Рассмотреть специфику и преимущества Интернета как глобальной интерактивной коммуникационной среды и выявить основные факторы развития медиаиндустрии в сетевом информационном пространстве;

Проанализировать и дать комплексное определение понятию «новых медиа», выявить их основные характеристики, описать ключевые подходы к изучению инфраструктуры новых медиа;

Исследовать воздействие новых медиа на индустрию традиционных СМИ, охарактеризовать процессы ее трансформации и выхода в онлайн;

Описать реализацию функций новых медиа Интернет-порталами крупных российских и зарубежных медипредприятий, изучив особенности применения ими мультимедийных технологий для создания и распространения контента и интерактивный функционал, направленный на взаимодействие с аудиторией и ее вовлечение в творческий и дискуссионный процессы;

Охарактеризовать современную медиааудиторию, определить принципы ее вовлечения в процесс формирования и распространения медиасодержания и взаимодействия с медиапредприятия-ми;

Выявить особенности формирования пользовательского контента в Интернете на примере блогов, блоговых новостных порталов и социальных медиа, обобщить основные отличия сетевого пользовательского контента от контента, создаваемого в онлайне профессиональными журналистами и медиапредприятиями.

Научная новизна исследования заключается в том, что основные особенности создания и распространения контента в Интернете проанализированы комплексно с учетом ключевых тенденций развития новых медиа и на базе сравнительной характеристики профессионального журналистского и пользовательского содержания в сети. Проведен эмпирический анализ мультимедийного контента и интерактивного функционала сайтов ряда ведущих газетных домов, результаты которого могут быть использованы в практической деятельности маркетологами, издателями и журналистами, работающими в сети.

На защиту выносятся следующие положения:

Развитие новых медиа вызвало радикальные изменения в структуре потребления информации аудиторией, с одной стороны, и ее создании подаче медиапредприятиями, с другой. В то время как пользователи Интернета получили неограниченный доступ к инструментам создания и публикации собственного контента, профессиональные журналисты и издатели, в стремлении удержать аудиторию и реализовать более прибыльные коммерческие модели, вышли в онлайн, предложив посетителям своих сайтов механизмы для интерактивного обсуждения публикуемых материалов и обмена информацией.

Профессиональный журналистский контент распространяется в Интернете посредством интерактивных мультимедийных порталов, где поддерживаются дискуссионные форумы и «комментарийные ленты», справочно-информационные сервисы и рекреативные модули, обновляющиеся в режиме реального времени блоги, а также с помощью социальных сетей и микробло-гов («Твиттера», (Twitter)). Таким образом аудитория оказывается вовлеченной в информационные процессы и взаимодействие с медиапредприятием.

Значительная часть современной аудитории новых СМИ представлена активными медиапользователями, заинтересованными не только в потреблении профессиональных журналистских материалов, но и в их дальнейшей интерпретации, а также создании и распространении собственного содержания в Интернете. Это медиапользователи, постоянно осуществляющие: поиск информации и критический анализ предлагаемого журналистами информационного поля; модификацию (дополнение и расширение), адаптацию и интерпретацию доступного медиаконтента; создание и распространение собственного мультимедийного контента посредством блогов, творческих виртуальных сообществ и социальных медиа; воздействие на состав и распространение рекламного и др. коммерческого контента в силу новых возможностей рекламодателей для комплексного изучения характеристик и покупательских потребностей аудитории, а также доставки «целевого» контента потенциальным клиентам посредством блогосферы и социальных СМИ.

Вышеперечисленные особенности поведения медиапользователей в системе новых медиа привели к появлению культуры соучастия и «облачной» культуры. Культура соучастия, предполагающая активное вовлечение интернет-пользователей в создание информации и обмен ею с помощью конвергированных платформ и интерактивных мультимедийных технологий, развивается в многопользовательских виртуальных сообществах, блогосфере, социальных сетях, на площадках видеоигр и пр. Эти процессы основываются на преимуществах гипертекста, позволяющего пользователям осуществлять постоянное обновление и обогащение доступного медиаконтента. «Облачная» культура, в свою очередь, основывается на участии медиапользователей в размещении интеллектуальных массивов в Интернете и организацию доступа к ним широкой аудитории в целях информирования, обучения, обмена опытом, развлечения и только потом уже извлечения прибыли. «Облачные» механизмы распространения контента, базирующиеся на современных компьютерных технологиях, представляются на сегодняшний день одной из наиболее актуальных стратегий развития медиабизнеса для Интернет-платформ и контентных компаний и разработчиков ИКТ.

Выводы, положения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, имеют практическую значимость, т.к. позволяют определить основные подходы к формированию и распространению контента новых медиа и анализу современной медиааудитории, а таюке направления стратегического развития инфраструктуры новых СМИ под воздействием динамики мультимедийных технологий и изменения инфраструктуры информационных потребностей и системы потребления контента медиапользователями. На основе проведенного анализа тенденции и прогнозов в международной индустрии но- вых медиа возможна выработка рекомендаций по интенсификации процесса освоения Интернет-медиарынка российскими СМИ.

Апробация результатов исследования осуществлялась на различных научных и маркетинговых конференциях, а также международных форумах, где принимал участие автор. Промежуточные результаты исследования были положены в основу информационно-коммуникационной стратегии, включающей в себя различные аспекты продвижения в Интернете и социальных медиа, для группы международных структур, занимающихся проблемами финансового мониторинга и выработкой соответствующих стандартов, где автор на протяжении трех лет возглавляла пресс-офис.

Также результаты исследования были апробированы в рамках лекций и семинаров по проблемам новых медиа для студентов факультета международной журналистики МГИМО. Основные положения и выводы диссертации положены в основу ряда научных публикаций.

Мультимедийные технологии и конвергенция как факторы развития новых медиа

Современные исследователи утверждают, что с приходом цифровой революции и эволюцией медиаиндустрии мы вступили в эпоху «конца кинематографа» (Ж.Л.Годар) и посттелевизионную эру1. Одним из последних проявлений этих новых форм культурологического контекста, основанного на технологических достижениях, стал феномен новых средств массовых информации, или «новых медиа».

Сегодня под новыми медиа мы понимаем достаточно широкий круг мультимедийных информационных ресурсов, в основе которых лежат принципы конвергенции технологий и форм создания контента, а также интерактивного взаимодействия между журналистами и аудиторией.

Показательно, что наиболее разработан термин «новых медиа» (англ. «new media») в английском языке, где различные словари и источники дают многообразные определения настоящего понятия, фокусируясь, преимущественно, на таких ключевых особенностях, как использование цифровых технологий, распространение контента через Интернет, реализация механизмов интерактивного взаимодействия с аудиторией и др.

Приступая к анализу концепции и составляющих новых медиа, необходимо определиться с хронологией настоящего феномена. Для многих журналистов, работающих в системе новых медиа, ключевой вехой, обозначившей зарождение новых СМИ, стали события 19 апреля 1995 г., когда был совершен террористический акт в г. Оклахоме (США) у одного из зданий местных властей. 168 человек были убиты взрывом (включая 19 детей), бо-лее 500 - тяжело ранены . На тот момент это был самый крупный теракт в США.

Новостные сайты в то время, как можно предположить, представляли собой не более чем хранилище отдельных заметок, перепечатанных из прессы. Ситуация кардинально изменилась в результате описываемых событий. Сразу вскоре после совершения теракта журналисты начали вывешивать в Интернете любую информацию, которая оказывалась в их доступе. К историям, рассказанным журналистами, добавлялись комментарии и свидетельства очевидцев, часто наполненные душераздирающими подробностями.

Одновременно с этим в Интернете появлялись списки людей, выживших в теракте, с контактной информацией. Образовывались также форумы, названные тогда «новостными группами» (англ. «newsgroups»), в рамках которых люди не только делились эмоциями, но и предлагали конкретную помощь жертвам трагедии. В тот день в Интернет вышли все наиболее крупные печатные издания и телеканалы Оклахомы.

Таким образом, события, последовавшие за оклахомской трагедией, положили начало отсчету новой эры в журналистике. Впервые Интернет, как было отмечено редактором «НэндОнет» (NandOnei) — онлайнового продукта газеты «Ньюз энд Обзервер» (The News and Observer) в Северной Каролине Б. Сайслоффом, составил реальную конкуренцию телевидению и радиовещанию, показав, что появился новый канал для распространения ключевых новостей .

Постепенно Интернет, как медиаплатформа, предоставил своим пользователям множество не известных ранее инструментов для обмена информацией, в основе которых лежит два взаимосвязанных процесса: использование мультимедийных технологий и конвергенция различных медиаплат-форм для создания и широкого распространения медиаконтента.

Мультимедийные технологии, позволяющие осуществлять доставку. информации конечному пользователю в новой форме и с новой скоростью, составляют сегодня основу контента новых медиа и, в силу своей доступности и многофункциональности, используются как профессиональными меди-апредприятиями, так и активными медиапользователями, размещающими в Интернете большие объемы мультимедийного содержания.

Таким образом очевидно, что мультимедийные технологии составляют основу новых медиа: в отличие от традиционных форм искусства (возьмем в качестве примера хотя бы лепку из глины, рисование маслом или даже написание текста карандашом на листе бумаги, когда автор вычеркивает лишние слова и абзацы, и пр.) новые медиаформаты невозможны без применения комплекса мультимедийных инструментов.

Показательно, что, мнению многих современных исследователей, технологии мультимедиа имеют гораздо более долгую историю, нежели период становления компьютерной техники. Например, в книге «Мультимедиа: от Вагнера к виртуальной реальности» К. Джордан и Р. Пэкер утверждают, что мультимедийные технологии поэтапно эволюционировали на протяжении последних 150 лет! Так, в числе основателей концепции мультимедиа исследователи видят группу талантливых ученых, теоретиков и деятелей искусства, среди которых композиторы Р. Вагнер, Дж. Кейдж, ученый В. Буш, художник Б. Виола, писатели У. Берроуз и У. Гибсон и многие другие.

Гипертекстуальность и интерактивность как основные характеристики новых медиа

Мультимедийность и конвергированная основа новых медиа являются основополагающими факторами создания и распространения контента, которые характерны для любых форматов и способов активности в сети. Одновременно с этим новые медиа определяются и рядом других характеристик и тенденций, которые функционально и инструментально отличают их от традиционных, офлайновьгх СМИ.

Ключевыми являются, на наш взгляд, два процесса: с точки зрения контента это гипертекстуалъностъ новых медиа (т.е. особая логика построения медиатекста), а с точки зрения взаимодействия с аудиторией, равно как и осуществления обмена информацией пользователей друг с другом - инте-рактивпостъ, нашедшая отражение в новых формах коммуникации в Интернете.

Очевидно, что оба эти процесса взаимосвязаны. Гипертексуальность (термин «гипертекст» впервые вводится уже в 1962 г. на симпозиуме по информационному поиску, проведенному Пентагоном в Вашингтоне) новых медиа основывается на гибкости (нефиксированности) и постоянной расширяемости содержания за счет участия в этом процессе множества авторов, будь то профессиональные журналисты или активные медиапользователи, которые интерпретируют и дополняют сетевой контент с помощью новой информации, мультимедиа, гиперссылок на другие доступные фрагменты и пр. Таким образом на основе одного авторского контента возможно развитие и создание новых медиатекстов, обладающих преемственностью по отношению к предыдущим работам.

Центральным фактором в данном случае является активная вовлеченность медиапользователей в формирование интерактивного медиапростран-ства, включая различные форматы обмена контентом посредством социальных сетей, его расширения в рамках виртуальных Интернет-сообществ и создания и модифицирования образов и сюжетов на платформе многопользовательских компьютерных игр, не говоря уже о формировании оригинальных текстов и изображений в блогосфере и пр.

В основу гипертекстуального повествования положена идея, во многом разработанная американским художником и романистом У. Берроузем, о том, что посредством мультимедиа создается принципиально новая логика построения сюжета, рождающая в свою очередь, иные техники написания текста. Эта логика базируется на спонтанном, фиксирующем отдельные фрагменты мышлении (что неизбежно возвращает нас к «потоку сознания» Дж. Джойса) и нелинейном повествовании, призванном расширять читательское (зрительское) представление действительности.

В своей работе «Будущее романа», написанной в 1964 г., У. Берроуз настаивает на том, что читательский опыт восприятия должен складываться из совокупности идей, образов, голосов, пространственных и временных контекстов, фрагментарно интегрированных в единое целое литературного текста. У. Берроуз видит основным элементом подобной интеграции «монтаж» и цитирование, т.е. постоянную отсылку читателя к другим текстам, из фрагментов которых, в то же время, и составлено произведение. Это был своего рода гипертекст в офлайновом пространстве8.

Развитие гипермедийной среды обеспечило беспрецедентные возможности управления информацией и коммуникационными потоками. Гипертекст позволил варьировать смысловые значения посредством переформулирования, перегруппировки и многочисленного цитирования текстов, «перемещаемых» в новые контексты.

Т. Нельсон даже предлагал идею некой «сверх» гипертекстовой интегрированной среды - «Ксанаду» (англ. «Xanadu») - представляющей собой цифровую медиасистему, в которой все формы культурной экспрессии, прошлое, настоящее и будущее, во всех своих проявлениях могли бы аккумулироваться и перекомпоновываться.

Эта система никогда не была реализована на практике, поскольку не вызвала достаточного интереса со стороны общественности и не представлялась экономически выгодной. Однако сам по себе гипертекст многократно увеличил творческий потенциал Интернета и сетевого контента. Ряд исследователей, во главе с Болтером, Лэндау, Лэнхэмем и Джойсем провозгласили гипертекст инструментом «освобождения читателя» и залогом новой пост-структуралистической системы создания текста, основанной на полилинейности, многосюжетности, ссылках и сетевом способе распространения контента .

Мультимедийные функции Интернет-порталов газетных предприятий и механизмы взаимодействия с аудиторией

С выходом традиционных СМИ в онлайн было реализовано множество интерактивных функций, направленных на создание и распространение мультимедийного контента и организацию взаимодействия журналистов с медиапользователями в режиме реального времени.

Интерактивные платформы многофункциональных порталов сегодня предоставляют возможность представителям медиааудитории задавать в он-лайне вопросы колумнистам и комментировать наиболее интересные сюжеты и материалы, отправлять в редакцию собственные фото- и видеоматериалы, включая специализированные каналы на «ЮТьюб», получать с помощью RSS актуальные новости и информацию по обновлениям на сайте, участвовать в обсуждении событий на страницах блогов ведущих авторов изданий, а также отслеживать их аккаунты в «Твиттере» и обновления в специализированных сообществах в социальных сетях. Более того, мультимедийный контент можно закачать на мобильный телефон с помощью множества разнообразных приложений или загрузить подкасты и слушать свою любимую газету в режиме «офлайн» вместо музыки в общественном транспорте или на отдыхе.

По большому счету, говоря о мультимедийных порталах традиционных СМИ сегодня, мы имеем дело не с представительством газеты (или иного ме-диапредприятия) в Интернете, а с автономным, многофункциональным новым медиа, на площадке которого создается и тиражируется разнообразный гипертекстуальный контент и реализуется множество интерактивных механизмов взаимодействия с аудиторией. Офлайновый выпуск самой газеты можно, разумеется, также посмотреть на портале, но это лишь одна из функций: ведь сайт может предложить намного больше интересных мультимедийных материалов, которые выходят за рамки контента традиционных печатных СМИ.

В связи с этим меняется и отношение аудитории к медиапредприятиям: пользователи становятся активными участниками творческого и коммуникационного процесса, получая возможность доступа к большому объему материалов для анализа (например, функционал тематического поиска по электронным архивам издания на сайте), уточнения, комментария или критики (имеются ввиду возможности реагировать на публикации портала с помощью интерактивных блогов и комментарийных лент) и наконец генерирования собственного контента в продолжение и дополнение к медийным публикациям.

Для того чтобы проанализировать реализацию вышеуказанных интерактивных функций и создание мультимедийного журналистского контента на Интернет-порталах, а также проследить, каким образом аудитория вое принимает эти функции и реагирует на них, мы обратились, в соответствии с объектом исследования, к примерам четырех крупных газетных предприятий Великобритании и России: двух наиболее авторитетных «качественных» газет - «Гардиана» и «Ведомостей» и двух крупнейших развлекательных редакций - «Дейли Мейл» (the Daily Mail) и «Комсомольской правды».

Настоящая выборка обусловлена следующими ключевыми факторами: 1) в основу положен анализ содержания порталов печатной прессы, т.к. именно в газетном деле, на наш взгляд, реализован наиболее комплексный и профессиональный процесс создания медиатекста; 2) среди большого количества представленных в сети газетных предприятий предпочтение было отдано порталам со стабильной и объемной аудиторией на международном и национальном уровнях (так, портал «Дейли Мейл» занимает второе место по посещаемости мировой аудиторией после «Нью-Йорк Тайме» (the New Your Times)31, а портал «Гардиана» незначительно уступает по численности пользователей «Дейли Мейл». Одновременно с этим сайты газет «Ведомости» и «Комсомольская правда» являются, согласно приведенным ниже статистическим данным, одними из наиболее востребованных ресурсов среди российской аудитории); 3) для контент-анализа выли выбраны порталы изданий, ориентированных на различную целевую аудиторию, реализующие широкий спектр интерактивных функций.

Аудитория новых медиа и роль пользователей в формировании медиаконтента

Развитие новых медиа и конвергенция мультимедийных технологий с традиционными средствами массовой информации обусловили изменение привычной системы взаимодействия СМИ и аудитории. Современные потребители медиаконтента не только характеризуются заметно большей активностью по отношению к предлагаемому СМИ продукту, но и самостоятельно вступают в процесс создания и распространения информации. В системе единой коммуникационной культуры, обусловленной развитием новых мультимедийных технологий, читатель, слушатель или зритель получает неограниченный доступ к механизмам интерактивного взаимодействия с медиаканалами, что мы наглядно рассмотрели в предыдущей главе. Вслед за эпохой интерактивности мы вступаем в так называемою эру «соавторства», или «соучастия» аудитории, как потребителя и создателя контента, со средствами массовой информации. Первые десять лет нового тысячелетия были ознаменованы расцветом информационно-коммуникационных технологий и масштабным выходом пользователей в Интернет. Компания «Эппл» продала более 220 млн. айпо-дов с момента запуска продукта в 2001 г., 300 млн. поисковых запросов осу- ществляются ежедневно через «Гугл», наконец, более 1,7 млрд. людей по всему миру пользуются Интернетом . Несколько лет назад Общество с ограниченной ответственностью «Эппл Бокс Продакшнз» (англ. «Apple Box Productions, Inc.») выпустило рекламу, как нельзя более удачно охарактеризовавшую образ современного ме-диапотребителя: на рекламном плакате был изображен пятнадцатилетний подросток с пультом дистанционного управления в руках, задиристо вглядывавшийся в воображаемый экран. Ему приписывались следующие слова: «У тебя есть три секунды, заинтересуй меня». По сути, эта реклама отразила не только специфику современной индустрии развлечений, но и ключевые тенденции в модификации взаимоотношений «аудитория — СМИ», в результате которой центральным игроком на медиарынке стал хорошо информированный, свободный в своих пристрастиях и многогранных возможностях выбора и, потому, более требовательный потребитель. Принципиальное отличие аудитории новых средств массовой информации от традиционного медиапотребителя заключается в том, что это активная аудитория, ориентированная не только на потребление и критическую оценку контента, но и участие в его создании и распространении. 117 http://www.guardian.co.uk/technology/2009/dec/! 6/evolution-ofechnology Большинство новых СМИ работают по принципу «pull media» (англ. «pull» -тянуть): чтобы получить информацию, её нужно найти (или вытянуть из огромного информационного потока) и интерпретировать, и эта задача реализуется непосредственно аудиторией, которая испытывает потребность в определенном контенте. Иными словами, для реализации доступа к информации по интересующей проблематике в Интернете, необходимо подключиться к сети; зайти на несколько различных информационных порталов; отследить основные ссылки по теме; посмотреть сопутствующую информацию за последние несколько дней; найти соответствующие блоги, ведущиеся с места событий; ознакомиться с доступными аудио-, видео- и фотоматериалами; наконец, сравнить полученные данные с информацией авторитетных иностранных новостных ресурсов и информационных агентств. Подобную интерактивную цепочку доступа к информации реализует сам потребитель; она варьируется в зависимости от его индивидуального уровня осведомленности, культурологического образования и информационных запросов. По иному принципу построена модель «push media» (англ. «push» - проталкивать, навязывать), в которой традиционные СМИ (печатная пресса, ТВ и др.) предлагают аудитории фиксированный контент, и информация поступает к потребителю универсально, вне зависимости от того, испытывает ли он необходимость в том или ином медиасообщении. Если ранее, в период доминирования традиционных СМИ, когда технологии печати и вещания были доступны только профессиональным медиа, журналистика функционировала по принципу «сверху вниз», т.е. «мы публикуем — вы читаете (слушаете, смотрите)», то сегодня, в эпоху новых медиа, каждый может создавать и распространять информацию.

Похожие диссертации на Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете