Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Анализ литературных ресурсов российского Интернета 19
1. Возникновение и развитие литературных ресурсов в российском Интернете (1993 - 1999 гг.) 19
2. Критический обзор публикаций, взглядов и подходов, посвященных сетевой литературе и российскому литературному Интернету 44
Глава 2. Российский литературный Интернет как система 73
1. Категориальные признаки объектов в гуманитарном Интернете 73
2. Характеристика и функции элементов российского литературного Интернета 95
3. Система российского литературного Интернета 122
Заключение 145
Список использованной литературы 152
- Возникновение и развитие литературных ресурсов в российском Интернете (1993 - 1999 гг.)
- Критический обзор публикаций, взглядов и подходов, посвященных сетевой литературе и российскому литературному Интернету
- Категориальные признаки объектов в гуманитарном Интернете
- Характеристика и функции элементов российского литературного Интернета
Введение к работе
Всемирная глобальная сеть Интернет берет свое начало с 1969 г., когда по проекту, финансируемому Министерством обороны США, была создана экспериментальная компьютерная сеть ARPANET. На тот момент она объединяла лишь две хост-машины университета Калифорнии (UCLA и UCSB), одну машину университета штата Юта и одну - Стэнфордского исследовательского института. Это событие положило начало истории становления сети Internet \ Уже в 1980 г. с внедрением протоколов TCP/IP Интернет получил технологические и организационные основания для своего окончательного оформления как самостоятельной интерсети глобального масштаба, то есть международной ассоциации компьютерных сетей, объединяющихся на основе общей технологии межсетевого взаимодействия. В последующие годы Интернет развивался ударными темпами, расширяя не только свою географию, но и охват различных групп пользователей. К началу 90-х гг. XX века благодаря основным своим службам (World Wibe Web, электронная почта, FTP, телеконференции) он превратился не только в общепризнанное средство массовой коммуникации, но и стал новым видом этой коммуникации. Более того, к концу века в работах многих исследователей Интернет характеризо-вался уже как «некое глобальное средство массовой информации» .
Фактически возникновение сети Интернет является важнейшим событием в ряду качественных преобразований цивилизации, связанных с информационно-технической революцией. Начиная с середины XX века ученые употребляют в отношении меняющейся парадигмы общественного развития
Горный Е. Интернет для журналистов // Русский журнал. - 27.05.1999. -()
См.: Cerf V. A Brief History of the Internet and Related Networks II Internet Society -(); Deuze M. The WebCommunicators: Issues in Research into Online Journalism and Journalists. - 1998. - Vol. 3. - № 12.; Ward M. Journalism Online - 2002. - 216 p.; Акопов А. И. Электронная курилка, компьютерное казино или новых вид СМИ? // Журналист. - 1997. - № 11. — с. 59-60.; Глобальное средство массовой информации // Мир медиа XXI. Новые информационные технологии. — 1999. - № 1.-С. 4-7. и др.
такие термины, как «информационное», «технотронное», «сверхиндустриальное» (Э. Тоффлер), «информациональное» (М. Кастельс) общество, «общество знания». Различные аспекты теории общества нового типа рассматриваются в трудах зарубежных ученых-футурологов: М. Маклюэна ', Н. Her-ропонте , Э. Тоффлера и др. (подробный обзор концепций информационного общества приводит Ф. Вебстер в книге «Теории информационного общества» 4). Еще до возникновения Сети М. Кастельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» говорил о наличии тенденций, ведущих к появлению новой системы электронной коммуникации. Среди отличительных черт данной системы он выделял ее глобальный масштаб, интегрирование всех средств массовой информации и потенциальную интерактивность. Кроме того, М. Кастельс отмечал, что она «уже меняет нашу культуру и изменит ее необратимо» 5.
Действительно, на пути своего стремительного развития Интернет осваивал самые разнообразные сферы деятельности: общение, взаимодействие с властью, отдых и развлечение, творчество, производство, коммерцию. На сегодняшний день трудно назвать какую-нибудь сферу человеческой жизни и деятельности, которая так или иначе не была бы представлена в Сети. Всего за несколько десятилетий Сеть сетей - Интернет — переродилась из детища программистов в реальность, существующую по ту сторону монитора, развивающуюся по собственным законам, уже не зависящим от конкретного человека или отдельных групп людей. Это заставляет нас задуматься о том, какие именно качественные преобразования под воздействием системы сетевых коммуникаций претерпевает наша культура. Однако сама по себе область культуры состоит из множества объектов, рассмотреть которые в рамках од-
1 Мс Luhan М. The Gutenberg Galaxy. - Toronto, 1996. - 326 p.; Mc Luhan M. Understanding
Media: The Extensions of Man. - Land., 1964. - 258 p.
2 Negroponte N. Being Digital. -1995. - 256 p.
3 Тоффлер Э. Третья волна - M., 1999.- 784 с.
4 Webster F. Theories of the Information Society - Routledge, London, N.Y., 1998. - 458 p.
5 Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под
науч. ред О.И. Шкаратана. - М., 2000. - С. 124.
ного, даже весьма масштабного, исследования не представляется возможным.
Актуальность темы исследования. Общепризнанной характеристикой русской культуры является ее литературоцентричность. Все заметные общественные и культурные тенденции в России, так или иначе, находили свое отражение именно в литературе. Политические, экономические, религиозные реалии российской действительности делали поэта «больше, чем поэтом», а саму литературу наделяли определенными прогностическими, воспитательными и прочими функциями. В этой связи становится очевиден тот факт, что формирование новой коммуникационной системы оказывает значительное влияние не только на русскую культуру вообще, но, в первую очередь, воздействует на литературный процесс. Таким образом, сетевая литература представляется нам именно тем явлением, которое наиболее полно воплотило в себе черты нового коммуникативного пространства. Особенно красноречиво об интеграции литературного процесса и сетевых коммуникаций говорят статистические данные. Так, по информации Rambler's Тор 100, доля литературного контента в общем тематическом составе Рунета вот уже на протяжении 2003 - 2005 гг. устойчиво составляет 2%, что сопоставимо с новостной информацией и информацией о СМИ. За этот же период стабильно 3% из общего числа поисковых запросов в Рамблере (всего поисковая система Рамблера обрабатывает более 1,1 миллиона запросов ежедневно) касаются литературы. В поисковой системе Google «Литература» является самым обширным разделом в категории «Искусство» русского сектора системы.
Комплексное изучение трансформации литературного процесса в сетевом пространстве представляется весьма актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. С одной стороны, это позволяет расширить теоретические представления о современной литературе и системе интернет-коммуникаций, с другой - сформировать предложения по формированию качественного гуманитарного контента русскоязычного сектора Сети.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется масштабом и значимостью самого исследуемого явления, а также отсутствием научных работ в этой области в силу новизны изучаемого объекта.
Степень научной разработанности проблемы. Процесс осмысления научным сообществом явлений, получивших распространение в сети Интернет, в России началось в 90-е годы. К настоящему моменту в некоторых отраслях науки, помимо технических и физико-математических, уже появился целый ряд исследований, посвященных электронным сетям. В частности, были защищены диссертации по экономике (Горенбургов Ю.М., Колотилин А.А., Петров К.А., Русавский Р.Г., и др.), педагогике (Петрущенков А.В., Сяо Мэн, Турчин В.А., Шейнис А.И. и др.), юриспруденции (Малахов СВ., Петровский СВ., Скиба В.И., Талимончик В.П. и др.), психологии (Жичкина А.Е., Шевченко И.С), социологии (Биккулов А.С, Иванченко Д.А., Лоу Жучжуан, Шеремет А.Н. и др.), культурологии (Смирнова И.А.), политологии (Акопов Г.Л., Бастрикова С.А., Дудко О.Н., Чугунов А.В. и др.) и философии (Давыдов С.Г., Журавлева Е.Ю., Михайлов СВ., Прокопенко А.Н. и
ДР-)-
Наряду с многочисленными диссертационными исследованиями в последнее время стали появляться и отдельные монографии, в которых рассматриваются различные вопросы, связанные с новым коммуникационным пространством. Среди таковых - труды Каптерева А.И., Дайсона Э., Корсун-цева И.Г., Василенко В.И., Синицына В.Е., Харатама А., посвященные информатизации социокультурного пространства, интернет-медицине, экономическим отношениям в Сети и пр.
Тематика защищенных диссертаций, посвященных Интернету в рамках филологических дисциплин, весьма обширна. В качестве объекта изучения авторы выбирали информационные интернет-технологии в системе "Паблик Рилейшнз" (Бикбаева С.А.), зарубежные средства массовой коммуникации в Сети (Кирия И.В., Полыпина Ю.А., Павликова М.М., Ткачева Н.В.), функционирование текста в новом коммуникативном пространстве (Боброва Л.Г.,
Козеренко Е.Б., Моргун Н.Л.), а также периодические сетевые издания как новый вид СМИ (Колесникова М.М., Шохин И.В.). Однако ни в одном диссертационном исследовании до настоящего момента не рассматривались вопросы, связанные с литературным процессом в сети Интернет и взаимовлиянием литературы и сетевых коммуникаций. Тем не менее, к настоящему времени уже вышли в свет работы, посвященные многим аспектам взаимодействия сети Интернет с различными культурными феноменами, в том числе и с литературой. Так, например, в 2000 г. появилось сразу два сборника статей со схожими названиями. Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова выпустил сборник «От книги до Интернета: журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия» !, в котором были опубликованы работы Мики-ладзе Н.Э. («Современная нелинейная литература: идея свободы и страхи века»), Михайловой Л.Г. («Развитие систем научно-фантастических изданий и будущее информационного общества»), Солганика Г.Я. («О русском литературном языке и языке СМИ на рубеже веков»), Богомолова Н.А. («Русское литературоведение и литературная критика накануне XXI века») и др. Большинство материалов сборника оказались посвящены современному состоянию литературы, в то же время сам факт проникновения литературного процесса в Сеть остался вне поля внимания авторов.
Одновременно с МГУ сборник статей под заголовком «Общество и книга: от Гутенберга до Интернета» выпустил Институт философии РАН. Наиболее значимыми из опубликованных на его страницах работ являются: «От Интернета к Гутенбергу» (Эко У.), «От книги к компьютеру: эволюция или революция?» (Грунвальд А.), «Книга в "информационном обществе": о чем речь? Взгляд методолога» (Рац М.), «Изменение роли книги в обществе» (Пятигорский А.) и др. В данном сборнике возникновение и развитие сетевой литературы также оказались вне поля зрения исследователей.
От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Отв.ред.: Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л. - М., 2000. 2 Общество и книга: от Гутенберга до Интернета / Общ. ред. А.П. Королевой. - М., 2000.
Большой вклад в теоретическое осмысление факта взаимопроникновения и взаимовлияния литературы и Интернета внесли сетевые деятели. В 1997-1998 гг. гостевая книга литературного интернет-конкурса «Арт-Тенета-97» и страницы проекта «Сетевая словесность» стали базой для «дискуссии о сетературе». Ее участниками стали такие видные деятели Интернета как Р. Лейбов, А. Рамаданов, Д. Манин и др. Обсуждение, длившееся два года, подтолкнуло многих участников к написанию теоретических статей, декларирующих их взгляды на обсуждаемые вопросы. Впоследствии некоторые из них были опубликованы в «Новом литературном обозрении» и «Иностранной литературе». Публикации в литературно-художественных журналах стали показателем огромного внимания традиционных литераторов к тем процессам, которые протекают в сетевом пространстве. Однако анализ литературного Интернета, представленный в многочисленных статьях членов сетевого сообщества, далек от действительно научного и не отличается полнотой изучения рассматриваемого предмета.
Значимой попыткой актуализировать исследования литературных ресурсов русского Интернета является вышедший в 2003 г. в ТК «Велби» учебник «История зарубежной литературы XX века» под редакцией Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. Глава «Научная фантастика» данного издания содержит часть, озаглавленную «Литература и Интернет». Авторы учебника сопоставляют возможности Интернета с идеями утопистов и писателей-фантастов о «всеобщей информационной сети, делающей доступными каждому богатства человеческих знаний» '. В то же время они с сожалением констатируют, что «книг на русском языке об Интернете и литературе в XX веке не появилось» .
Таком образом, изучение публикаций по теме исследования выявило наличие значительного количества работ, посвященных изучению сети Интернет в историографическом, социологическом, психологическом, фило-
1 История зарубежной литературы XX века: Учеб. / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. За
сурского. - М., 2003. - С. 506.
2 Там же. - С. 509.
софском, экономическом и других аспектах. Однако исследований в контексте литературы и массовых коммуникаций гораздо меньше, а научных исследований непосредственно по проблемам сетевой литературы в Российской Федерации еще не предпринималось.
Актуальность проблемы, а также недостаточная степень ее научной разработанности и практическая значимость определили цель и задачи диссертационного исследования, его внутреннюю логику и структуру.
Объектом исследования в диссертации являются литературные ресурсы русскоязычного сектора Интернета как компонент системы сетевых коммуникаций на современном этапе ее развития.
Предмет исследования - история становления, содержательные, структурные и функциональные особенности системы литературных ресурсов Рунета.
Под ресурсами Интернета мы понимаем информационные потоки, протекающие внутри глобальной Сети в режиме он-лайн (чаты, гестбуки, интерактивные игровые среды и т.д.), а также весь объем информации, располагающейся там в офф-лайновом варианте (архивы, почтовые рассылки, базы данных, html-страницы и пр.). Соответственно, литературные ресурсы — ресурсы, содержащие информацию о литературе, литературные произведения или сами по себе являющиеся таковыми. Поскольку эти ресурсы находятся в определенной взаимосвязи друг с другом, в данном исследовании рассматривается система литературных ресурсов Интернета. В нашем понимании термин система подразумевает «множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, которое образует определенную целостность, единство» 1.
В связи со спецификой объекта и предмета нашего исследования семантика вынесенного в название диссертации словосочетания «литературный процесс» не сводится нами до узкого представления о совокупности произведений, написанных в определенный период.
1 Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. - 3-е изд. - М., 1972. - С. 213.
Литературный процесс, по определению В.Е. Хализева , - это «совокупность общезначимых изменений в литературной жизни (как в творчестве писателей, так и в литературном сознании общества), т.е. динамика литературы в большом историческом времени». Таким образом, исследование литературного процесса далеко выходит за рамки анализа художественных текстов. Для формирования целостного представления о литературном процессе, протекающем в российском Интернете, требуется детальное изучение изменений, касающихся создания произведений, их публикации, критической оценки и восприятия массовым читателем. В доинтернетскую эпоху эти этапы были удалены друг от друга на месяцы, а зачастую и годы. В настоящее время все составляющие литературного процесса стали реализовываться одновременно, что кардинально изменило их параметры и свойства. В результате определенным трансформациям оказались подвержены и средства донесения художественных текстов до читателя, и читательская аудитория, и авторское сообщество, и способы коммуникации писателя и читателя.
Цель работы состоит в том, чтобы провести комплексное исследование литературных ресурсов Рунета с точки зрения истории формирования и функционирования системы русского литературного Интернета; определить особенности самой системы и ее взаимодействия с системой сетевых коммуникаций.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
систематизировать разрозненные представления о системе русского литературного Интернета и описать историю ее возникновения;
определить основные функции системы русского литературного Интернета и охарактеризовать особенности взаимодействия элементов и всей системы литературных ресурсов в целом с други-
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М., 2001. - С. 467.
ми явлениями действительности с точки зрения системного анализа;
выявить и классифицировать структурные компоненты системы Рулинета с точки зрения их роли в реализации функций всей системы;
определить категориальные признаки объектов в гуманитарном Интернете, в том числе свойственных Рулинету.
Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили труды по теории и истории журналистики Б.И. Есина, Я.Н. Засур-ского, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохорова, Л.Г. Свитич, М.В. Шкондина 1, работы по ряду научных направлений теории и методологии СМИ А.И. Ако-пова, А.А. Грабельникова, Е.А. Корнилова, А.А. Тертычного, В.В. Тулупова ; концептуальные положения и выводы, представленные и обоснованные в фундаментальных научных исследованиях М.М.Бахтина 3, посвященных разработке проблем методологии познания художественного творчества, трудах Ю.М. Лотмана 4 о семиотике культуры и искусства, исследованиях специфики журналистского текста Л.Е. Кройчика и Б.Я. Мисонжникова.
Логика данного исследования основывается на принципах системного подхода, теория которого представлена в работах Блауберга И.В., Винера Н.,
1 Есин Б.И., Кузнецов И.В. Триста лет отечественной журналистики (1702 — 2002): Моно
графия. - М., 2003.; Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика:
1990 - 2004. - М, 2004.; Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учеб. - М, 2001.;
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. - М., 2003; Свитич Л.Г. Фено
мен журнализма - М., 2000.; Шкондин М. В. Система средств массовой информации
(Основы орг. и хар-р структурной трансф. в условиях реф. общества). - М., 2000.
2 Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий — Ир
кутск, 1985.; Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до
информационного общества - М., 2001; Корнилов Е.А. Классификация социокультурных
моделей журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 1999. - № 1.; Тер-
тычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. - М., 2002.; Тулупов В.В. Газета: мар
кетинг, дизайн, реклама: Новые тенденции в изд.газ. - Воронеж, 2001.
3 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества - М., 1979.; Бахтин М.М. Автор и герой: К
филос. основам гуманит. наук - СПб., 2000.
4 Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. - СПб., 2001.;
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII -
начало XIX века) - СПб., 1998.
Пригожина И., Садовского В.Н., Уемова А.И. и др., а в применении к теории журналистики - Е.А. Корнилова, Л.Г. Свитич, И.Д. Фомичевой, Р.П. Ов-сепяна, Л. Л. Реснянской, М. В. Шкондина 2 и других. В этой связи в работе последовательно рассматриваются: структура системы литературных ресурсов в процессе ее формирования и совокупности элементарных составляющих, а также ее функциональный уровень во взаимосвязях с другими объектами и их влияния друг на друга. При изучении истории формирования феномена сетевой литературы применяется историко-типологический метод, разработанный в трудах Б.И. Есина, Е.А.Корнилова, А.И. Станько и др. При исследовании и описании структурных компонентов системы Рулинета используются методы классификации и типологизации. Наиболее детальную разработку применительно к сетевым периодическим изданиям данные методы получили в работах А.И. Акопова и М.М. Колесниковой.
Эмпирическая и источниковедческая база исследования. Основой эмпирической базы данного диссертационного исследования является изучение de vis и 500 ресурсов российского сегмента Интернета, имеющих литературную направленность. В зависимости от значения сайтов и порталов для понимания системных отношений между ними и их функциональной сущности применялся различный уровень анализа - от ознакомительного просмотра до систематического мониторинга с элементами контент-анализа. Для выявления данных ресурсов были использованы каталоги информационно-поисковых систем («Рамблер», «Яндекс», «Апорт» и др.). Необходимо отме-
1 Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М., 1997; Винер Н. Кибер
нетика и общество - М., 2002; Пригожий И.Р. Неравновесная статистическая механика -
М., 2005; Садовский В.Н. Становление и развитие системной парадигмы в Советском
Союзе и в России во второй половине XX века // Системные исследования: Методо л.
проб.: Ежегодник. - М., 2001. - С. 7-36; Уемов А.И. Системный подход к проблеме клас
сификации наук и научных исследований // Филос. науки. - 2000. - № 2. - С. 87-101.
2 Корнилов Е.А. Проблемы применения системного подхода к изучению журналистики. //
Методы исследования журналистики. - Ростов-на-Дону, 1984. - С. 27 -39.; Свитич Л.Г.
Указ. соч.; Фомичева И.Д. Журналистика и общественное мнение // Основные понятия
теории журналистики. - М., 1993.; Овсепян Р.П. Периодическая печать России. Система,
типология. - М., 1995; Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы
современной периодики. - М., 1996; Шкондин М.В. Средства массовой информации:
системные характеристики. - М., 1995
тить, что объем выборки не включает все без исключения литературные ресурсы Рунета. Для исследования были выбраны лишь наиболее репрезентативные интернет-проекты.
Выполнение поставленных задач, а также необходимость повышения достоверности и научной значимости результатов исследования потребовали привлечения в качестве эмпирической базы и других видов сетевых ресурсов. В частности, сайтов средств массовой информации, инновационных интернет-проектов, посвященных новым видам творческой деятельности, основанным на использовании мультимедийных свойств Сети, порталов научных и университетских библиотек. В работе также были использованы статистические данные, опубликованные в отечественных и зарубежных изданиях, материалы агентств социологических исследований (Фонд «Общественное мнение», РОЦИТ и др.), данные исследований аудитории российского сегмента Интернета, проводимые компаниями Rambler и Япсіех, а также материалы аналитического характера: научные статьи, монографии.
Работа над диссертационным исследованием велась в национальных, региональных и университетских библиотеках Российской Федерации в гг. Москве, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре, Тольятти. Специфика выбранной темы обусловила возможность использования электронных каталогов и ресурсов большинства библиотек через сеть Интернет. В частности, для решения поставленных задач были использованы электронные ресурсы Российской государственной библиотеки, Научной библиотеки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, библиотеки Всероссийского института научной и технической информации и Российского университета Дружбы народов. При формировании источниковедческой базы данного исследования особо следует выделить роль системы межбиблиотечной информации «Сигла» (), позволяющей формировать запросы и находить документы в электронных каталогах крупнейших библиотек России и зарубежных стран.
Научная новизна данного диссертационного исследования, в первую очередь, определяется его объектом и предметом. Несмотря на наличие определенного количества работ, посвященных различным аспектам сетевых коммуникаций, серьезного систематического исследования литературных ресурсов Интернета до настоящего времени не предпринималось. Существующие работы, преимущественно, посвящены рассмотрению частных вопросов, связанных с формами представления литературы в Сети, новыми возможностями для литературного творчества и т.д. В настоящей работе впервые предпринимается попытка системного анализа литературного процесса в Сети на элементарном, структурном и функциональном уровнях. Результаты исследования позволили сформировать обобщения и выявить закономерности, значимые для теории и практики современных коммуникаций. Кроме того, в процессе работы выявлены и систематизированы по функциональному признаку литературные сайты и порталы, определены характеристики и особенности функционирования самой системы Рулинета.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Литературный процесс в Интернете представляет собой уникальное явле
ние: создание литературного произведения, его литературно-критическая
оценка и восприятие происходят в непосредственном контакте с аудитори
ей.
2. Взаимоотношений автора с читателем в сетевом пространстве принци
пиально видоизменяются: отношения того и другого с художественным
текстом превращают их в паритетных участников литературного процесса.
3. В период с 1993 по 1999 гг. происходило формирование системы ли
тературных ресурсов российского Интернета и ее основных доминантных
черт:
ориентированность на самопубликацию произведений и их обсуждение с сетевым сообществом;
абсолютизация интересов аудитории при публикации произведений;
переосмысление традиционной системы жанров и изменение подачи информации в сторону ее большей эмоциональности;
рассмотрение вопросов об авторском праве, прежде всего, в этическом поле;
создание художественного текста в Рулинете в значительной степени определяется игровым началом.
4. Сетевая среда интенсифицирует и трансформирует существующие традиционные категории. В этой связи все объекты гуманитарного Интернета, в том числе российской литературной Сети обладают рядом существенных характеристик - категориальных признаков. Категориальные признаки изначально дихотомичны. Данное свойство является отражением диалектической двойственности формы и содержания самого сетевого пространства. Среди категориальных признаков различаются основные (контекст-ность, коммуникативность, процессуальность и открытость) и потенциальные (интерактивность, гипертекстовость, мультимедийность, распределенность ресурсов, автоматизированность генерации текста).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в историческое и теоретическое изучение системы массовой коммуникации в сети Интернет, в частности, определенного ее тематического сегмента, ключевой характеристикой которого является его литературная направленность. Кроме того, в работе представлена оценка масштаба и особенностей влияния сети Интернет на различные культурные феномены, к числу которых относится и русская литература, а также выявлены категориальные признаки объектов гуманитарного Интернета.
Практическая значимость работы определяется наличием в ней сформулированных функциональных основ институализации литературного Интернета, что может помочь сетевым деятелям лучше ориентироваться в вопросах создания новых литературных сетевых проектов и совершенствования существующих. Помимо этого, содержащиеся в исследовании выводы, призваны оказать определенное содействие начинающим литераторам в процессе их становления и выхода к широкой аудитории, а также издателям в
определении особенностей сетевого литературного процесса и поиске новых авторов. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при преподавании курсов отечественной литературы и журналистики на гуманитарных факультетах различного профиля.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались в виде научных сообщений на научных и научно-практических конференциях в Воронежском, Тольяттинском и Московском государственных университетах, Волжском университете им. В.Н. Татищева (г. Тольятти). Основные идеи опубликованы в сборниках научных работ и периодических изданиях Тольятти, Москвы, Воронежа, а также в периодических изданиях в сети Интернет. Результаты исследования были обсуждены на кафедре журналистики Тольяттинского государственного университета и кафедре истории журналистики Воронежского госуниверситета. Часть материалов была использована диссертантом в преподаваемых им курсах «Основы работы в Интернет» и «Журналистика электронных сетей» на факультете филологии и журналистики Тольяттинского государственного университета.
Структура работы. Основное содержание исследования изложено в двух главах, состоящих из пяти параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава - «Анализ литературных ресурсов российского Интернета» посвящена изучению сложившейся структуры российского литературного Интернета в историческом и функциональном аспектах, а также содержит обзор исследований, касающихся рассматриваемых в диссертации проблем. Она включает два параграфа: «Возникновение и развитие литературных ресурсов в российском Интернете (1993 - 1999 гг.)» и «Критический обзор публикаций, взглядов и подходов, посвященных сетевой литературе и российскому литературному Интернету».
В первом параграфе рассматривается история формирования литературных ресурсов русскоязычной Сети и основные тенденции их институали-зации. Большое внимание уделяется выделению характерных особенностей
литературного Интернета, обусловленных спецификой исторического контекста его формирования. Второй параграф посвящен изучению исследовательских работ и различных материалов по проблемам литературного Интернета, опубликованных как в Сети, так и в печатном виде. Здесь выделяется одна из специфических черт теоретического осмысления феномена сетерату-ры, заключающаяся в том, что существенную роль в данном процессе играют сетевые формы общения, далекие от привычной формы научной коммуникации.
Вторая глава - «Российский литературный Интернет как система» посвящена изучению особенностей функционирования и трансформации гуманитарных объектов и процессов в новой высокотехнологичной коммуникативной среде, а также анализу системных характеристики Рулинета с точки зрения типологии. Глава состоит из трех параграфов: «Категориальные признаки объектов в гуманитарном Интернете», «Характеристика и функции элементов российского литературного Интернета» и «Система российского литературного Интернета». Первый параграф посвящен корректировке методологии научного исследования с учетом реальных особенностей гуманитарного Интернета. В частности, предлагается новый подход к объекту исследования как обладающему определенными категориальными признаками, свойственными всем без исключения объектам гуманитарного Интернета и во многом определенными технологической природой самой Сети. Здесь же содержится обоснование выделения каждого категориального признака и рассматривается особенности их влияния на сами объекты изучения. Во втором параграфе на основании изучения мотивации пользователей Сети определяются функции, свойственные системе литературных ресурсов Интернета, а также рассматриваются формы подачи информации в рамках каждой из них. Здесь же характеризуются основные структурные элементы системы, посредством которых Рулинет получает возможность реализовывать выделенные функции. В третьем параграфе на основании изложенного в первых двух дается общая характеристика системы литературных ресурсов Рунета с точки
зрения типологии систем, определяется свойства связи между частями и целым всей системы, характер информационного обмена с внешней средой, отношение к энтропийному процессу, характер внутренней детерминации и т.д. Заключение подводит итоги всей работы и содержит выводы по теме. К диссертации приложен список научной, справочно-библиографической и публицистической литературы, а также перечень материалов и источников, использованных при работе над диссертацией.
Возникновение и развитие литературных ресурсов в российском Интернете (1993 - 1999 гг.)
Исследование российского литературного Интернета сопряжено с необходимостью внимательного изучения всей системы литературных ресурсов Сети и, в первую очередь, истории ее становления. При анализе структурных компонентов системы в их динамике появляется возможность обобщить такое количество эмпирического материала, которого было бы достаточно для убедительных выводов. С целью сохранения фокуса внимания мы сознательно ограничиваем хронологические рамки периода 1993-м и 1999 гг. Обусловлено это тем, что именно в 1993 г. простые окололитературные разговоры в телеконференциях начали оформляться в более определенный и структурированный литературный процесс. Обозначение границы - конец 1999 г. - мотивировано окончательным утверждением системы литературного Интернета, существующей до настоящего времени. Это не означает, что после 1999 г. в Сети не возникало новых литературных проектов. Однако их появление не оказало существенного влияния на всю систему, и во многом они стали повторением ранее возникших сайтов.
Изучение работ по проблемам сетевой литературы показало, что до настоящего исследования попыток анализа историко-типологического развития российского литературного Интернета предпринято не было. Чаще всего исследователи сосредотачиваются либо на описании единичных ресурсов или тенденций развития, либо на общих вопросах бытования литературного процесса в Сети. В Интернете нам удалось обнаружить несколько ресурсов, фиксирующих наиболее значимые события сетевой жизни. Наиболее содержа тельными из них являются «Летопись русского Интернета» в «Русском жур нале» - http://russ.ru/antolog/runet_hrono (составитель Е. Горный) и «Книга рекордов Н.Ж.М.Д.» - http://www.tema.ru/rrr/jirst/. Однако авторы данных проектов ограничиваются лишь перечислением событий, которые требуют дополнительных уточнений и более глубокого исследования.
В качестве фактологического материала нами были использованы указанные web-ресурсы, сохранившиеся в Сети сайты-первоисточники, интервью с редакторами существовавших ранее сайтов, статьи, опубликованные в Сети и периодической печати и отражающие те или иные события. Следует отметить, что в разговоре об истории российского литературного Интернета среди прочих событий нами будут упоминаться такие, которые, на первый взгляд, имеют к литературе самое отдаленное отношение. Как может показаться, они имеют отношения скорее к развитию технологической основы Сети или к становлению системы сетевых коммуникаций. Однако мы причисляем их к значимым событиям в истории развития РуЛиНета на том основании, что, повлияв на сетевое пространство, они естественно нашли отражение и в литературном процессе. Так, разработка сервиса WWW оказала огромное влияние на форму подачи информации, сделала общение читателя с писателем более интерактивным, динамичным и комфортным. Встреча председателя правительства Российской Федерации с представителями сетевого сообщества, в конечном итоге, вылилась в определенную «официализа-цию» литературного сегмента российского Интернета.
27 сентября 2001 г. Леонид Делицын в докладе на семинаре Регионального общественного центра интернет-технологий «Интернет-сообщества в российском Интернете» заявил, что «история литературного Рунета началась в 1993 г. с релкомовских ньюсгрупи» \
Действительно, изначально проблемы литературного процесса обсуждались в ньюсгруппе relcom.talk (достаточно полный архив данных телекон- ференций переведенный в html-код на http://sunduk.nevod.ru/qwerty/ artsaloon.html). 17 октября 1993 г. в 13:37:35 GMT Светлана Динабург — представитель Nevod LTD (Perm Region Host) - предложила создать новую конференцию relcom.arts.words, а также представила проект устава данной телеконференции. В ходе дискуссии, проходившей с 19 октября по 18 ноябр" 1993 г. в relcom.talk, было решено создать не одну, а сразу две конференции relcom.arts.qwerty (для небольших по объему произведений - до 10 Kb) и relcom.arts.epic (для крупных произведений - свыше 10 Kb), а также утвердить их устав. При голосовании за создание конференций выступило 75 человек, против - 4. Созданным конференциям был придан статус открытых, неуправляемых и некоммерческих. Их предназначение было определено следующим образом:«... для публикаций: - главным образом, оригинальных литературных произведений всех видов и жанров, критических статей, обзоров, откликов и других материалоь, имеющих отношение к литературному творчеству; - уже известных шедевров, а также находок, которыми хочется поделиться с другими; - поэтических дружеских потасовок и лирических объяснений; - криков души и излияний, спровоцированных силой искусства; - объявлений и сообщений, непосредственно связанных с искусством (кроме коммерции!)». В уставе также содержался призыв соблюдать авторское право. Параллельно с конференцией на Relcom аналогичные процессы проходили и на Usenet (soc.sulture.soviet и soc.culture.russian). Таким образом, уже на первом этапе развития литературного Рунета обозначились основные его черты, главным образом обусловленные особенностями функционирования новой коммуникативной среды: - ориентированность на публикацию собственных произведений и их обсуждение с коллегами по перу; - стремление при публикации классических произведений соблюсти не полноту охвата литературных течений и направлений, а непосредственный интерес пользователя; - отход от жанров литературно-критической статьи и рецензии в сто рону более эмоциональных и зачастую непрофессиональных заметок; - перевод вопроса об авторском праве из разряда юридических в этиче ский.
В том же 1993 г. В. Масловым был создан первый российский литературный ftp-архив, содержащий произведения братьев Стругацких. Вслед за ним были созданы и другие ftp-архивы с произведениями российских авторов, располагавшиеся также и на иностранных серверах. В определенной мере ftp-архив В. Маслова можно считать прародителем электронных библиотек, снискавших позже особую популярность.
Критический обзор публикаций, взглядов и подходов, посвященных сетевой литературе и российскому литературному Интернету
Ретроспективный анализ возникновения и развития литературных ресурсов Сети, проведенный в предыдущем параграфе, дает нам возможность утверждать, что формирование основной массы литературных ресурсов Рунета проходило с 1993 по 1999 гг. Наличие хронологических рамок формирования и особенностей функционирования литературного Интернета определяют необходимость разговора о литературных сайтах в Интернете как о системе. Кроме того, исследование системных взаимоотношений между литературными ресурсами Сети позволит нам сформировать теоретическую базу классифицирования сайтов литературной направленности.
Целостных исследовательских работ, предметом анализа которых являлась бы система литературных ресурсов Интернета, ни в Сети, ни в печатных публикациях нами обнаружено не было. В этой связи, прежде чем сформировать собственное представление о системе литературного Интернета обратимся к имеющимся в наличии публикациям для того, чтобы по крупицам восстановить .сартину уже имеющихся взглядов на исследуемую нами систему.
Для того чтобы перейти к непосредственному анализу работ, необходимо определиться с дефинициями, относящимися к этой формирующейся отрасли культуры. Г. Рябов в статье «Сете- или -тура?» отмечает следующую особенность формирования определений, описывающих литературный Интернет: «Желание высказаться нетривиально и красиво приводит к изобретению терминов раньше, чем происходит осмысление понятий. Потом в прокрустово ложе неологизма каждый пытается втиснуть собственное представление о явлении...»1. М. Константинова, исходя из основных положений работ Пьера Бурдье, обращает внимание, что «борьба за дефиниции» является основной, конституирующей силой поля российского литературного Интер-нета . Мы не ставим перед собой задачи наполнить новым содержанием возникшие в последние годы термины или ввести свои собственные определения, вступив, таким образом, в профессиональный спор. Попробуем лишь обобщить семантическое наполнение основных дефиниций, существующих по нескольку лет.
Основным и принципиально значимым для системы литературных ресурсов Интернета является понятие сетевая литература или сетература. В некоторых источниках параллельно встречается термин гиперлитература и с некоторым смысловым оттенком - кибература. Следует различать широкое и узкое понимание данного определения. Сетевая литература в широком смысле этого слова - это весь объем литературных текстов в Сети вне зависимости от формы их представления (текст, гипертекст, гипермедиа) и способа написания (индивидуальное авторство, коллективное авторство, киберлите-ратура). Сетература в узком смысле этого слова - «произведения, которые не могут быть перенесены на бумагу, либо сильно обесцениваются при таком переносе» 3. Очень часто в таких произведениях письменный текст сочетается с визуальными и звуковыми образами. Исследователи выделяют ряд свойств, которые характеризуют сетературу как отдельный жанр: 1) обязательное использование гипертекста; 2) многоавторность, возможность участия в творческом акте определенного круга авторов или всех желающих; 3) возможность автоматической обработки текста и использования компьютеров при составлении текста.
Еще одним не менее значимым понятием является определение места бытования сетературы, пространства ее распространения и институализации. Наиболее распространенное наименование литературной части русскоязычного сектора Интернета - Рулинет (русский литературный Интернет) или РуЛиНет как вариант написания. Данный неологизм, также как и его вариант Хулинет (художественный литературный Интернет), введены О Санчесом в мае 1999 г. в одной из гостевых книг конкурса «Тенета».
В феврале 2004 г. по нашему запросу поисковая система Япёех обнаружила среди ресурсов российского Интернета 9868 html-страниц и около 497 сайтов, содержащих материалы, посвященные проблемам сетературы. Среди них как дилетантские размышления на данную тему, так и достаточно содержательные научные статьи о бытовании литературы в глобальной Сети. Уже само количество публикаций является доказательством актуальности и востребованности теоретического осмысления взаимопроникновения и взаимовлияния литературы и Интернета. Следует отметить, что обнаруженные материалы не являются ворохом разрозненных мыслей, гипотез и доказательств, а лежат в русле единого дискурса, названного авторами проекта «Сетевая словесность» «дискуссией о сетературе»1.
Категориальные признаки объектов в гуманитарном Интернете
В предыдущей главе мы описали элементы системы литературных ресурсов российского Интернета, восстановили историю ее становления и определили функции элементов, входящих в ее состав. Таким образом, у нас появились очевидные доказательства не только того, что литературный процесс наличествует в российском секторе сети Интернет, но и того, что литература в Сети за эти годы успешно миновала стадии становления и институа-лизации. Фактически мы имеем возможность наблюдать, как традиционный вид творческой деятельности осваивает новое коммуникативное пространство. Кроме того, необходимо отметить, что литературный процесс в Интернете оказывает существенное влияние на сами сетевые коммуникации. Во-первых, литературный процесс в значительной мере гуманизирует данное высокотехнологичное пространство. Во-вторых, он адаптирует его для потребностей более широкой аудитории, вовлекая в число пользователей Сети все новые и новые категории населения. Мы не настаиваем на том, что все вышеперечисленное является исключительной заслугой литературы. Однако очевидно, что наряду с другими процессами она оказывает значительное воздействие на Сеть именно в этих направлениях.
Безусловно, нельзя говорить о полном перемещении литературного процесса в Интернет. Но активное включение его в систему сетевых коммуникаций не может быть проигнорировано научным сообществом. Разговор о современном литературном процессе нельзя считать полным без освещения той его части, которая в настоящий момент протекает в сети Интернет. Такой разговор обязательно должен предполагать анализ того, каким образом под воздействием системы сетевых коммуникаций изменяется литературный процесс в Интернете и литература вообще.
В то же время рассматривать сетевую литературу и в узком и в широком смысле не представляется возможным без учета тенденций традиций «печатной» литературы. Это чревато неверной оценкой многих явлений.
Таким образом, в нашем исследовании литературного процесса в Интернете появляется определенное методологическое затруднение. Связано оно с необходимостью разделения того, что считать спецификой именно литературного процесса в Сети, а что - свойством вообще любого явления, бытующего в Интернете. Эта методологическая проблема актуальна не только для исследователей литературы в Сети, но и для всех, кто так или иначе сталкивается с необходимостью описания и изучения любых сетевых явлений. В данном параграфе мы попытаемся не только охарактеризовать и сформулировать данную методологическую проблему, но и разрешить ее. Для подтверждения транспарентности наших выводов мы сознательно не будем ограничивать иллюстрирование своих рассуждений примерами, связанными только с литературным процессом в Сети.
Техническая сторона Интернета как объект исследования имеет прочное основание в виде высоких технологий. Она находится в сфере интересов программистов, кибернетиков, специалистов в области компьютерных сетей. По иному обстоит дело с изучением гуманитарного Интернета , то есть содержательной части Сети, формируемой гуманитариями или носящей гуманитарный характер. Исследователи «культурных, языковых и психологических особенностей дидактического и группового взаимодействия, ...закономерностей формирования и характеристик функционирования складывающихся виртуальных общностей, принципов самовыражения личности и изменения сетевой идентичности, парадигмы покупательского поведения пользователей Интернета и их «отзывчивости» к рекламным воздействиям...» и т. д., неминуемо сталкиваются в своей работе с некоторыми методологическими сложностями. Сеть не является непосредственной копией реальной жизни, она имеет свои функциональные доминанты, в частности, такие, как изменение субъектно-объектных отношений, особенности мотивации пользователей, включенность в процессы коммуникации лишь некоторых социальных групп, технологические детерминанты коммуникативного действия. Все они, так или иначе, обуславливают изменения любого объекта, приходящего в он-лайн из офф-лайна. Также на данном основании мы можем говорить о характерных свойствах всех явлений, которые возникают непосредственно в сетевом пространстве. Игнорирование перечисленных функциональных доминант влечет за собой прямое копирование традиционных подходов к объекту исследования, что чревато ошибочными выводами, глубокими заблуждениями, неубедительными решениями исследовательских задач.
Таким образом, очевидна необходимость корректировки методологии научного исследования с учетом реальных особенностей гуманитарного Интернета. Очевидно, что данная корректировка не может затрагивать общенаучных подходов. Классические научные методы и подходы являются гарантом доказательности результатов и убедительности выводов. Переосмыслению должен быть подвергнут сам объект исследования. Кроме того, выделение существенных характеристик, свойственных в обязательном порядке любому объекту изучения в гуманитарном Интернете, позволит исследователям четко дифференцировать особенности всех сетевых явлений и особенности, присущие исключительно их объекту анализа.
Сетевая среда интенсифицирует и трансформирует существующие традиционные категории. В этой связи все объекты гуманитарного Интернета, будь то сетевая литература, сетевая политика, интернет-СМИ и т.д., обладают рядом существенных характеристик — категориальных признаков, возводящих его в разряд специфических явлений.
Определение категориальных признаков не представляется возможным без упоминания об основном свойстве всей Сети - ее дихотомичности. Являясь родовым свойством, дихотомичность характерна для всех объектов гуманитарного Интернета. С одной стороны, Сеть имеет чисто техническое происхождение, а с другой — мы можем констатировать, что ее наполнение, основной контент, в настоящий момент формируется гуманитариями и носит именно гуманитарный характер. Это и является основой изначальной двойственности Сети.
Каждая новая возможность, открывающаяся перед пользователями Сети, каждая характерная черта того или иного объекта исследования, какой бы сугубо гуманитарной она ни была, так или иначе, связана с техническим прогрессом, развитием программного обеспечения. Началом новой вехи в развитии интертеймента в Интернете послужило появление Flash-анимации и разработка доступного для всех пользователей Flash Player. Что касается интернет-радио и интернет-телевидения, то они полноценностью своего существования обязаны именно появлению скоростных линий и быстродействующих процессоров. Это и многое другое не может не накладывать отпечаток на поведение пользователей Сети, на функционирование тех или иных сайтов, следовательно, не может не учитываться современными исследователями.
Характеристика и функции элементов российского литературного Интернета
Обзор исследований, посвященных литературному Интернету, показывает, что авторы рассмотренных нами работ чаще всего пытаются взглянуть на систему литературного Интернета лишь с одной позиции, ограничиваясь констатацией процессов, протекающих в Паутине, и более или менее полным перечислением форм существования литературных сайтов. Однако описательный характер работ не позволяет увидеть глубинных связей между субъектами литературного процесса, понять особенности его протекания и наметить перспективы развития, то есть рассмотреть литературу в сети Интернет как систему с присущими ей структурными элементами и функциональными связями между ними.
На наш взгляд, для структурно четкого описания системы российского литературного Интернета в первую очередь необходимо выделить основной институализирующий признак, на основании которого можно будет вычленить структурные элементы всей системы. По своей природе сеть Интернет является очень функциональным изобретением, так как была призвана обеспечивать непрерывную коммуникацию между субъектами даже при условии уничтожения какой-либо ее части. Очевидно, что данная функциональная ориентированность присуща ей и по сей день. Любое явление, возникающее в ней, является ответом на возникающие потребности пользователей. В этой связи мы считаем, что институализирующим признаком системы литературных ресурсов Интернета является их функциональная ориентированность. Конечно, создатели сайтов могут иметь самые разные, а, порой, и диаметрально противоположные взгляды на сетературу, осуществлять отбор произведений, исходя из своих принципиальных соображений. Однако все они, в конечном итсге, ориентируются на удовлетворение определенных потребностей сетевого пользователя. В соответствии с этим и определяется структура, внешнее оформление, система жанров, периодичность обновления, состав авторов и объем сайта.
В 2000 г. в сборнике научных статей под редакцией А.Е. Войскунско-го «Гуманитарные исследования в Интернете» были опубликованы результаты крупного исследования «Мотивация пользователей Интернета» 2. О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин и А.Е. Войскунский в ходе многоэтапной работы, включавшей в себя определение диагностических показателей, классифицирование характерных для деятельности пользователей Интернета видов мотивов, эмпирическое исследование, выделили восемь видов мотивов, лежащих в основе деятельности сетевых пользователей. Выделенные типы мотивов репрезентируют основные формы мотивационной направленности субъекта: профессиональную, социально-коммуникативную, познавательную, личностную. Полный перечень видов мотивов включает: 1) деловую мотивацию; 2) познавательную мотивацию; 3) мотивацию сотрудничества; 4) мотивацию самореализации; 5) рекреационную и игровую мотивацию; 6) аффилиативную мотивацию; 7) мотивацию самоутверждения; 8) коммуникативную мотивацию.
Безусловно, литературный сектор российского Интернета не может претендовать на полноценное удовлетворение всех перечисленных мотивов. Однако следует учитывать, что и профессиональные литераторы, и люди, просто интересующиеся литературой, включаются в сетевой коммуникационный процесс, побуждаемые именно этими мотивами. Так, например, деловая, познавательная и отчасти рекреационная мотивация пользователей являются залогом неизменной популярности сетевых библиотек. Именно библиотеки предоставляют максимально полные массивы текстов, позволяющих найти ответы на интересующие вопросы, познакомиться с произведениями, рекомендованными кем-либо, и т.д. Инновационные литературные проекты позволяют посетителям сайтов удовлетворить игровую мотивацию и мотивацию к сотрудничеству.
Анализ развития системы российского литературного Интернета и обзор ключевых исследований, посвященных сетературе, дает нам возможность выделить следующие семь функций, реализуя которые, структурные элемен ты Рулинета получают возможность отвечать потребностям сетевых пользователей: 1) представление максимально полного массива текстов, в том числе не только литературно-художественных; 2) оперативная публикация новых произведений; 3) оценка произведений, в том числе литературно-критическая; 4) ориентирование читателя в выборе произведения; 5) регламентация литературного процесса; 6) приобщение читателей к лучшим литературным образцам, формирование у них литературного вкуса ; 7) реализация рекреационной и игровой функций. Приведем основания для выделения каждой из перечисленных функций.
Литературный процесс немыслим без аккумуляции литературных произведений в каком-либо одном месте. Изначально тексты собирались в сбор ники, книги, собрания сочинений и, наконец, библиотеки. Субъекты аккумулирования являются своеобразными посредниками между авторами и их читателями. Они облегчают доступ к произведениям различной тематической и жанровой направленности, к произведениям, написанным в различные исторические периоды. Фактически такие субъекты аккумулирования выполняют функцию представления максимально полного массива текстов, в том числе не только литературно-художественных. Если бы в «печатной» литературе такую функцию не выполняли библиотеки, то трудно себе даже представить, каким образом мы могли бы познакомиться с интересующими нас произведениями, которые отсутствуют в домашней библиотеке. Очевидно, что система литературных ресурсов Рунета также имеет структурные элементы, отвечающие за выполнение данной функции.