Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Социокультурная динамика профессионализма журналиста в цифровую эпоху
1.1. Трансформация функций и методов деятельности журналиста: вызовы информационной эпохи 13
1.2. Профессионализм журналиста в условиях медиаконвергенции 31
ГЛАВА 2. Методы творческой деятельности журналиста в условиях информационно-технологической трансформации СМИ
2.1. Концептуальные основы деятельности журналиста мультимедийной редакции 44
2.2. От универсализма к транспрофессионализму 56
2.3. Инновационные методы работы журналиста: краудсорсинг, облачные технологии, базы данных 69
2.4. Психологические особенности трансформации деятельности журналиста 84
ГЛАВА 3. Специфика деятельности журналиста мультимедийной конвергентной редакции
3.1. Диапазон творческой деятельности журналиста в рамках социокультурной миссии медиахолдинга (на примере издательского дома «Алтапресс»)
3.2. Реализация принципов деятельности журналиста в рамках конвергентной редакции 104
3.3. Динамические факторы функциональной модели деятельности журналиста 122
Заключение 140
Библиографический список
- Профессионализм журналиста в условиях медиаконвергенции
- От универсализма к транспрофессионализму
- Инновационные методы работы журналиста: краудсорсинг, облачные технологии, базы данных
- Реализация принципов деятельности журналиста в рамках конвергентной редакции
Введение к работе
Актуальность исследования
Технологическая революция, вызванная интенсивным развитием электронно-вычислительной техники и бурным распространением новых средств связи, отразилась на всех без исключения средствах массовой информации.
В новых условиях Интернет все настойчивее предъявляет свое право на формирование облика современных СМИ и меняет формы существования журналистики. Технологии настолько интенсивно внедряются в СМИ, что все чаще ведутся дискуссии о том, что из центра многократно возросшего информационного потока журналисты переместились на периферию коммуникационных интересов потребителей. Действительно, в текущих условиях профессия журналиста оказалась под ударом очень многих факторов. Среди них: технологизм, повысившаяся оперативность доставки информации, многоканальность коммуникаций, а также универсальность информации, которая должна быть воспринята на всех существующих цифровых платформах и на всех языках, в том числе - полиязыках, так как ведущим средством коммуникации в медиасреде в данный момент становится язык визуальной информации. Соответственно, существует потребность в осмыслении того, как совместить все это в профессии действующего журналиста, который прошел через школу классической журналистики и вынужден приспосабливаться к условиям конвергентной редакции.
Журналистика по-прежнему остается востребованной, однако изменившиеся условия массового коммуницирования предъявляют все большую потребность в универсальных журналистах. Соответственно, меняются формы, способы сбора и передачи информации. Все это и актуализирует потребность в теоретическом, научном осмыслении творческой деятельности журналистов в условиях медиаконвергенции.
Данная работа посвящена анализу особенностей журналистского процесса в современных условиях. Исследование выполнено на материалах собственного опыта автора исследования и анализа практики крупнейшего в России медиахолдинга «Алтапресс».
Степень научной разработанности проблемы
В отечественной научной литературе процессы конвергенции в СМИ подвергались теоретическому анализу, однако до сих пор отсутствуют специальные исследования практического опыта деятельности журналиста в современных условиях.
Необходимым основанием теоретического осмысления вопросов, связанных с темой диссертации, явились работы по общим вопросам организации творческой деятельности журналиста доцифровой эпохи. Среди таких исследований можно отметить работы С. Корконосенко, Е. Прохорова, Я. Засурского, И. Дзялошинского, Л. Свитич, Г. Лазутиной, В. Олешко, М. Кима, В. Мансуровой и других.
Общая теория массовых коммуникаций и информационного общества, отраженная в трудах М. Кастельса, Э. Тоффлера, М. Маклюэна, З. Баумана, П. Вирильо, А. Барда и Я. Зодерквиста и других, послужила основой для теоретического обоснования процессов трансформации, происходящих в СМИ.
Более узкие вопросы влияния конвергенции на деятельность СМИ и журналистов рассмотрены в работах зарубежных исследователей М. Дейзе, П. Брэдшоу и других.
В современной российской науке вопросу деятельности журналиста в условиях конвергентной редакции пока уделяется не так много внимания, но среди немногочисленных работ на эту тему стоит отметить исследования Е. Вартановой, М. Лукиной, С. Балмаевой, А. Калмыкова, И. Кирии, А. Качкаевой, Ю. Пургина, В. Овчинникова. Подобные исследования представляются актуальными и востребованными, но до сих пор нет комплексных работ, которые бы обобщали уже существующий опыт деятельности журналиста в условиях конвергентной редакции. В данной диссертации изучается практика внедрения конвергентных технологий в российских редакциях и последствия данных процессов для деятельности профессиональных журналистов.
Объект исследования - процессы конвергенции в средствах массовой информации.
Предмет исследования - анализ форм и методов творческой деятельности профессионального журналиста в условиях медиаконвергенции.
Цель исследования - определение универсальной функциональной модели творческой деятельности журналиста мультимедийной конвергентной редакции.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
определить новые грани профессионализма журналиста цифровой эпохи;
выявить соотношение коллективного и индивидуального в работе журналиста;
обосновать концептуальные основы деятельности журналиста мультимедийной редакции;
исследовать процессы трансформации методов творческой деятельности журналиста в условиях конвергенции;
проанализировать новые критерии творчества профессионального журналиста;
определить уровни модернизации профессионализма журналиста в условиях медиаконвергенции;
выявить инновационные методы работы журналиста;
изучить психологические особенности трансформации деятельности журналиста;
установить динамические факторы функциональной модели деятельности журналиста конвергентной редакции.
Эмпирическую базу исследования составляют:
научная литература по теме исследования;
аналитические материалы исследований, проведенных руководством издательского дома «Алтапресс», документы редакционной политики издательского дома;
публикации в профессиональных и специализированных научных изданиях, а также на электронных ресурсах Гильдии издателей периодической печати.
Методологическая база исследования
Теоретическое обоснование результатов исследования проведено в соответствии с методологией диалектико-материалистического анализа развития профессиональной деятельности журналиста. Исследование осуществлено в категориях теории деятельности: миссии, принципов, функций, значимых результатов, которые оказывают влияние на трансформацию модели деятельности журналиста. В работе использованы системный подход и структурно-функциональный анализ, что позволило рассматривать функциональную модель в диалектическом единстве составляющих ее элементов.
Для получения качественных результатов были использованы частные методики из области эмпирико-социологических исследований: анкетирование, глубинный опрос, SWOT-анализ.
Основные понятия и категории исследования
Конвергенция - процесс интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс.
Конвергентная редакция - предприятие, созданное для производства общественно значимых журналистских текстов в режиме многоканальности, интерактивности, непрерывности коммуникационных потоков.
Мультимедиа - единая информационная система, в основе которой оперирует несколько типов СМИ, чьи информационные продукты частично или полностью проникают друг в друга и могут объединять текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Модель деятельности - совокупность функциональных характеристик, навыков, знаний, ценностей и целей, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Медиаплатформа - это целостная система взаимозависимых компонентов, позволяющая реализовать целевые модели жизни общественно-значимой информации, производимой для регулярного потребления профессиональными конвергентными редакциями, а также участниками социальных сетей. Для потребителя медиаплатформа предстает как сервис, предоставляющий услуги по просмотру, прочтению, прослушиванию, комментированию и дополнению печатного, а также аудиовизуального контента. Важнейшими компонентами медиаплатформы сегодня являются: интернет-ресурс, печатный носитель, радио и телеканал.
Контент - информационно значимое содержательное наполнение какой-либо медиаплатформы.
Краудсорсинг - безвозмездная деятельность неопределенного круга лиц для достижения цели, определенной владельцем коммуникационного процесса.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Осуществлено всестороннее исследование условий и факторов формирования типизированной модели деятельности журналиста в условиях конвергенции мультимедийных технологий.
Получены результаты, подтверждающие положительную динамику трансформации профессионализма журналиста в условиях медиаконвергенции.
Обоснованы нормы и функциональные возможности журналиста, работающего в конвергентной редакции и способного производить продукцию для всех элементов медиаплатформ: печатных, телевизионных, радио и интернет.
Сформулировано определение типизированной функциональной модели деятельности журналиста.
Определены соотношения константных и динамических факторов в творческой деятельности журналиста конвергентной редакции.
Положения, выносимые на защиту:
Творческая деятельность журналиста в эпоху цифровых технологий резко изменилась по сравнению с предшествующим периодом за счет возрастания влияния информации на прогресс человечества. Особенностью данного процесса трансформации является нелинейность и скачкообразный характер. Опора на данные характеристики позволила сделать вывод о том, что современная журналистика - сложная, самоорганизующаяся, открытая система, функционирующая по законам нелинейной динамики и синергетики. Следовательно, профессия журналиста является несомненно динамической структурой, подверженной магистральным изменениям с высокой скоростью.
Цифровая эпоха растворила уникальную прежде роль журналиста в обществе, сделав эту профессию доступной не единицам, а сотням тысяч тех, кто выходит на большие аудитории со специально изготовленной информацией. Сложившаяся ситуация грозит профессиональному журналисту утратой индивидуальности, потерей статуса субъекта массмедиа.
Традиционная деятельность журналиста, когда редакционная команда состоит из автономных единиц, теперь должна перестроиться на смешанный формат с тесным взаимодействием с читателем и с техническими специалистами. Это предопределяет необходимость использования инновационных технологий работы журналиста с окружающей медиасредой, в частности, краудсорсинга, облачных технологий, баз данных.
Динамика развития медиаотрасли диктует необходимость превращения журналистов в транспрофессионалов. Базовые транспрофессиональные компетенции включают в себя специализацию в какой-либо области, способности к межпрофессиональной коммуникации и трансдисциплинарному синтезу знаний, ориентацию на сочетание фундаментальных исследований с практическим решением проблем, навыки командной работы, постоянное саморазвитие и самосовершенствование.
Базовое ядро профессии журналиста по-прежнему составляют константные функции. К ним относятся социальная ориентированность, развитое мировоззрение, талант, природная предрасположенность к журналистской деятельности, опора на навыки, знания. При этом в функциональной модели деятельности журналиста появились динамические переменные, среди которых: владение минимумом технических навыков для сбора и фиксации информации, способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно, обладание более отточенными навыками написания коротких заметок и броских заголовков, управление сообществами, продвижение контента и т.д.
6. В условиях конвергентной редакции для журналиста расширился диапазон реализации творческих возможностей. Это проявляется в расширении личной «линейки» медиапродуктов, креативном подходе к подаче материала на разных платформах, а также выводе из зоны творчества части рутинных операций.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая значимость исследования заключается в методике анализа деятельности журналиста, а также в расширении современных представлений о принципах, методах и функциональных особенностях творческой деятельности журналиста в цифровую эпоху.
Выводы диссертанта о путях трансформации функциональной модели деятельности журналиста могут быть использованы в процессе создания конвергентных редакций в отечественных СМИ. Положения, определяющие функциональный минимум деятельности мультимедийного журналиста, могут стать основой для переподготовки кадров традиционных редакций для работы в условиях конвергентных редакций.
Материалы исследования представляют интерес для преподавателей и студентов вузов России - они могут быть использованы в учебном процессе, а также при разработке новых спецкурсов (программ деятельности творческих студий и лабораторий) для студентов факультетов журналистики, медиатехнологий и медиакоммуникаций.
Апробация результатов исследования
Результаты данного исследования были использованы в развитии концепции конвергентной редакции издательского дома «Алтапресс» и при разработке внутренних регламентов работы журналистов редакции.
Кроме того, основные результаты были доложены в качестве теоретических обобщений на научно-практических и отраслевых конференциях:
- всероссийской научно-практической конференции «Образ Сибири в публицистике, литературе и фольклоре XIX-XXI вв.» (октябрь 2010, Иркутск);
международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010» (март 2010, Москва);
международной конференции студентов и аспирантов «СМИ в современном мире. Молодые исследователи» (март 2011, Санкт- Петербург);
международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2012» (март 2012, Москва);
всероссийской конференции аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации» (май 2012, Воронеж).
Результаты исследования становились предметом обсуждения в ходе работы X Московской международной научной Зимней школы по журналистике и коммуникациям «Современные тенденции в медиа» (МГУ им. Ломоносова, 2010); в ходе стажировки автора исследования в редакциях средств массовой информации США в рамках программы для молодых лидеров «Открытый мир» (2012). Основные выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, находят применение в учебном процессе на учебно-производственной кафедре «Современные медиатехнологии» факультета журналистики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», созданной на базе издательского дома «Алтапресс».
Структура исследования
Диссертация содержит: Введение, Главы I, II, III; Заключение, Библиографический список, включающий 210 наименований, Приложения. Общий объем диссертации - 173 страницы. Приложения - 20 страниц.
Профессионализм журналиста в условиях медиаконвергенции
Бурное распространение компьютеров, электронные сети и интернет, доступность мобильной телефонной связи вызвали кардинальные перемены в профессиональной деятельности большинства сфер деятельности, а также в повседневной жизни людей. Общество перешло к новому этапу своего развития, когда информация становится базовым фактором, влияющим на развитие человечества. В этих условиях объем, качество и быстрота получения информации становятся фактором стабильного функционирования социальных структур. Соответственно современная журналистика, которая развивается вместе с социальными структурами, обнаруживает в себе качественно новые характеристики. За последние два десятка лет деятельность журналистики претерпела радикальные изменения - и по методам, и по функциям. Текущая массмедийная ситуация также ведет к трансформации профессиональных и личностных характеристик журналиста.
Развитие журналистики несомненно происходит под воздействием динамических процессов. Современная журналистика - сложная, самоорганизующаяся, открытая система, функционирующая по законам нелинейной динамики и синергетики. Для нее свойственно регулярное образование в ней подсистем и связей.
По определению Дж. О Коннора, система - это «сущность, которая в результате взаимодействия своих частей порождает свое существование и функционирует как единое целое» [126, с. 24].
Субъектом этой системы выступает журналист, который и осуществляет роль выразителя социальных представлений, помогающих сориентироваться в текущих проблемах современности. С позиций синергетики журналист в данной структуре представляется главным аттрактором, который понимается как геометрическая структура, характеризующая поведение в фазовом пространстве в конце длительного времени.
Данное свойство системы является важным при рассмотрении вопроса о структуре профессионализма журналиста, которая представляется как система навыков, опыта, личностных качеств и т.д. Динамизм современного общества диктует журналисту необходимость быть адаптивным к новым видам проявлений действительности, при которых безотказно работающие прежде приемы и технологии моментально заменяются, когда прежняя структура утрачивает способность удовлетворять минимальному набору требований как внутренней, так и внешней среды, перестает интересовать потребителей продуктов СМИ.
Соответственно профессия журналиста рассматривается нами как несомненно динамическая структура, подверженная магистральным изменениям с высокой скоростью. Еще несколько десятков лет назад это ремесло считали несомненно творческим, а журналист был литературным работником. Сегодня формируется журналистика иного рода, которая из исключительно творческой профессии превращается в еще и технологическую. Это заставляет отдельных исследователей и практиков говорить о деформации профессионализма журналистов. Среди характеристик современных журналистов нередко звучат следующие: «беда с общей эрудицией» [171], «шутки ниже пояса на месте чувства юмора; бесконечное «я» как рецидив полного отсутствия интереса к непластмассовому миру» [97] и т.д. Журналистский цех считает, что времена реальной журналистики, когда она была «четвертой властыо», выразителем надежд и чаяний общества, когда она реализовывала себя в социальном служении, безвозвратно ушли в прошлое [62, с. 36].
Аналогичные упреки можно услышать и от аудитории СМИ, представители которой нередко указывают на вымывание традиционных ценностей из текущей практики средств массовой информации, низкий уровень профессионализма журналистов, их продажность, а также непонимание реальных потребностей граждан. По этому поводу В. Иваницкий отмечает, что «аудитория ждет от журналистики решения своих проблем, а журналистика практически смирилась с тем, что она ничем не может никому помочь, в том числе и себе. В итоге журналистика постепенно утрачивает кредит общественного доверия, хотя многие граждане до сих пор считают и журналистику, и журналиста своей опорой, совестью, последней инстанцией, где можно найти защиту» [62, с. 42].
Стоит согласиться, что местами критика в адрес критика журналистов справедлива. Но надо отметить, что при этом данная профессия характеризуется в том числе и состоянием общества, в рамках которого функционирует журналистика.
Для осмысления происходящих изменений дадим определение профессионализму. Согласно универсальному измерению, профессионализм - это степень овладения какой-либо профессией, характеризуемая мастерством и высокой компетентностью.
В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Как отмечает В. Дружилов, «профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентации, смысла труда для самого человека» [50, с. 153].
Применительно к зонам исследования данной работы отметим, что личность журналиста-профессионала формируется в соответствии с объективными требованиями к его профессии. Е. Прохоров попытался представить в сводном виде мир журналиста. В качестве «ядра» личности журналиста он выделяет социально-мировоззренческую позицию, а также склонности и способности. Успешную деятельность журналиста обеспечивает реализация способностей, склонностей, а также совокупность личных свойств, система освоенных знаний, полученный на практике опыт.
Особенностью профессиональной деятельности журналиста, отличием ее от любой другой деятельности, является то, что профессия эта связана непосредственно с творческим процессом. Любая творческая деятельность, в том числе и журналистика, характеризуется тем, что ее результатом является качественно новый «продукт», специфический для этого рода деятельности [137,с.125-126].
Продукт творческой деятельности журналиста - это текст, существующий в трех ипостасях: собственно текст (газета), звуковой (радио) и текст плюс картинка (Интернет, телевидение, мобильная связь). Журналистика «выходит» в массовую аудиторию со всем «ассортиментом» этих текстов.
От универсализма к транспрофессионализму
Вот конкретные примеры. Павел Черников, главный редактор сайта «Коммерсантъ»: «В «Коммерсанте» все понимают, что необходимо переходить к объединенной редакции, но тут очень много сложностей. Взять, например, простую задачу организации рабочего пространства. Ведь большой ньюсрум подразумевает, что у человека нет постоянного рабочего места. А некоторые журналисты работают в газете по 10-15 лет, у них свои рабочие места, к которым они привыкли, у кого-то на мониторе висит любимый плюшевый мишка, без которого ну никак не пишутся аналитические статьи и т.д., а тут журналиста вдруг сажают за любой свободный лэптоп» [12, с. 97].
Олеся Носова, шеф-редактор сайта «Комсомольская правда»: «Если человека не трогать, то он ничего и не будет делать. Наверно, многие хотели бы как раньше: писать два материала в месяц и получать неплохую зарплату. Сегодня в «КП» журналист должен писать, снимать, разговаривать на иностранных языках - это профессиональные требования к журналистам нашей газеты» [12, с. 97]. Владимир Сунгоркин, генеральный директор ИД «Комсомольская правда»: «Нужно преодолеть сопротивление журналиста. У меня даже 60-летний бывший полковник Советской армии (казалось бы, непрошибаемый вообще) сегодня снимет по четыре урожая со своей беседы со Степашиным, например: в газете, на сайте, на радио и на телевидении «Комсомольская правда» [117].
Как видно, журналисты даже ведущих СМИ не всегда успевают за апгрейдом, навязываемым технологиями. Учтем и то, что журналисты нового типа фактически не готовятся на факультетах журналистики: учебные планы вузов не отражают потребности нарождающейся новаторской практики. К тому же российская медиаотрасль лишена институтов аккумуляции передового опыта и его последующего продвижения. Хотя шаги в этом направлении есть: в Московском государственном университете работает кафедра «Новых медиа и теории коммуникации», а в Алтайском государственном университете - кафедра «Современные медиатехнологии» на базе ИД «Алтапресс».
Также отметим, что конвергентные процессы охватывают далеко не все издательские коллективы нашей страны. Многие издания по-прежнему творят по старым лекалам, а единственным ответом на технологические вызовы остаются интернет-сайты с оцифрованным контентом бумажных изданий - по сути, электронные архивы медиапродуктов. В основе такой ситуации лежат причины разного порядка: это и консерватизм редакционных коллективов, и технологическая отсталость региональных редакций. Еще один немаловажный фактор - нерыночный характер многих СМИ, существование которых зависит от дотаций собственника или государства. В результате жизнеспособность таких СМИ чаще связана не с удовлетворением потребностей аудитории, а с соблюдением интересов «спонсора».
Ключевая проблема также заключается в том, что многие журналисты до сих пор воспринимают интернет исключительно как дополнительный канал распространения информации. По факту речь идет о возникновении нового пространства, новой системы измерений, в которой существует человечество, и это новое пространство имеет другие фундаментальные законы. Например, меняется скорость распространения информации - благодаря отсутствию сдерживающего фактора «устройства для размножения» (будь то печатный станок, радиопередатчик или кино-видео проектор). Стирается принцип «территориальности» - во многом определяемый расстоянием от «устройства для размножения». Исчезает потребность в медийном посредничестве (между гражданином или группой граждан и государством, между рекламодателем и получателем рекламного сообщения). Устройство доступа к контенту становится и устройством обратной связи, а также дает возможность определить какая конкретно статья или рубрика пользуются популярностью и влиянием на читателя. Не существует пока и четкого понимания того, что должен уметь современный журналист конвергентного издания. Однако ключевая функция журналиста - формирование повестки дня и интерпретация происходящих событий остается неизменной. К константам профессии также можно отнести морально-этические принципы журналиста, профессиональное мастерство, стремление к совершенствованию.
Меняются скорее формы работы с информацией и каналы ее доставки читателю, а вслед за ними и ключевые компетенции. Исследователь А. Амзин выделяет следующие атрибуты современного журналиста: он должен быть грамотным, уметь искать факты в Сети, писать большие объемы в кратчайшие сроки, знать как минимум один иностранный язык, иметь навыки работы с графическими редакторами [7, с. 101]. К сожалению, эта точка зрения оставляет за пределами внимания важные принципы, которыми руководствуются профессиональные журналисты при реализации перечисленных выше технологических навыков.
Для современной теории медиа пока остаются неясными ответы на следующие вопросы: как найти оптимальную редакционную формулу производства, как журналистам успеть за происходящими изменениями и адаптировать свое творчество к новым условиям, какова роль журналиста в новом медиапространстве? Все осложняется тем, что изменения происходят драматически быстро и вроде бы найденные ответы на вышеприведенные вопросы мгновенно устаревают.
Как пишет 3. Бауман, «сегодня приносит прибыль именно ошеломляющая скорость обращения, рециркуляции, старения, демпинга и замены, а не прочность и длительная надежность изделия» [15, с.14]. Следовательно, чтобы преодолеть кризис, журналистам необходимо как можно быстрее адаптироваться к текущим изменениям. Отсюда для традиционных СМИ вытекает необходимость создания новых концепций и стратегий.
Инновационные методы работы журналиста: краудсорсинг, облачные технологии, базы данных
Деятельность журналиста - это всегда единство коллективного и индивидуального. Но в классической редакции центральное место традиционно отведено творческой яркой личности журналиста. Он имеет возможность выступить со своим мнением, сугубо отличным от общередакционного, а его творчество может не быть в гармонии с остальным содержанием издания.
Условия деятельности конвергентной редакции с одной стороны дают журналисту проявить себя в разных ипостасях, с другой - ставят в рамки миссии и стратегии, которою осуществляет медийное предприятие.
Такой подход обусловлен тем, что современная медиакомпания - это предприятие со своим жестким циклом производства. Как и любое другое коммерческое предприятие, медиакомпания нацелена на извлечение финансовой прибыли из своей деятельности, а для этого необходимы жесткие стандарты производства, которые позволяют создавать стабильно качественный продукт, который должен быть востребован на рынке.
Но кроме извлечения прибыли у нормально существующего медиахолдинга, который желает быть востребованным в обществе, есть своя социокультурная миссия. Как отмечает Ю.П. Пургин, «она позволяет увязать в единое целое идеи свободы печати, экономической независимости и охвата максимально возможной аудитории» [141, с.56]. Она очерчивает весь спектр функций подразделений конвергентной редакции. Как ни парадоксально, именно миссия медиахолдинга является дорожной картой для реализации творческого потенциала журналиста.
Очевидно, что в таком утверждении заложено противоречие. С одной стороны, журналист включен в реализацию этой стратегической миссии. Потенциально подчиненность установленным в медиакомпании стандартам может привести к построению жестких иерархических отношений, сковывающих процесс реализации свободы слова, уничтожающих творческий подход к обслуживанию информационных потребностей. С другой стороны, творческой личности надо блистать, добиваться успеха, в конце концов, у нее есть амбиции. На наш взгляд, конвергентная редакция дарит такую возможность для журналиста даже в масштабах бурной производственной деятельности.
В связи с этим логично упомянуть следующее высказывание социолога Д. Белла: «Возможность внедрения новых информационных технологий не только в промышленное производство, но и в социальную сферу определяется, прежде всего, через создание тех ли иных алгоритмов действия - принятия управленческих решений, выбора в неопределенной ситуации или в ситуации риска и т.п. Результатом этого должна стать новая рациональность грядущего информационного века, - основанная не на классической идее «общественного договора» или «социального согласия», а рациональность интеллектуальных технологий, позволяющая наконец-то осуществиться весьма почтенной по своему возрасту мечте об упорядочении социальной жизни. Любой единичный социальный выбор может быть непредсказуем, в то время как поведение совокупности может быть очерчено столь же четко, как треугольники в геометрии» [17, с. 133].
Таким образом, алгоритмы позволяют создать баланс между потребностями производственного предприятия и творческими запросами сотрудников, что выражается в создании медиапродукта, характерными чертами которого являются регулярность, качество, оригинальность. Например, в издательском доме «Алтапресс» разработана система управления творческими процессами. Руководители издательского дома IO. Пургин [141] и В. Овчинников [122] в своих диссертационных исследованиях доказывают, что процесс извлечения прибыли совместим с творческими процессами. Именно это дает журналисту, оказавшемуся между молотом и наковальней, то есть процессом зарабатывания денег и имиджем социального защитника общественных интересов. Как отмечает В. Овчинников, «понимание миссии информационного продукта, ценностей бренда, принципов общественно полезной деятельности журналистики редуцируется в развивающуюся систему владения навыками профессиональной деятельности. На этом уровне происходит трансформация стратегических подходов в журналистские технологии и практики» [122, с. 126].
Откуда возникает миссионерство? Оно возникло от того, что «Алтапресс» начал переходить к цифровым технологиям производства печатной продукции и интерактивным формам взаимодействия с аудиторией. Это потребовало не только внедрения новых технологий создания и распространения, но и сохранения миссионерских функций. Медиахолдинг не хочет опускать свою планку и терять завоеванные позиции. Ведь во многом лидирующее положение «Алтапресса» на медийном рынке региона обусловлено наличием миссии на базе демократических ценностей. Данный подход остается базовым при трансформации структуры компании, ее продуктовой линейки, компетенций персонала.
Проводниками миссии компании к уровню журналистов являются принципы. Принцип - это идейная основа, которая позволяет при наличии рутинных процессов воплощать свое творческое начало и определять последствия наших действий. На наш взгляд, принципы позволяют журналисту сохранять свои творческие функции в условиях жестких стандартов конвергентной редакции.
Реализация принципов деятельности журналиста в рамках конвергентной редакции
При этом все стандартные процедуры, которые связаны с работой с текстом и редактированием, не исчезнут. Новое время породит новые термины, уточняющие и объясняющие современным языком составляющие процесс медиапроизводства, но принципиальная структура процесса остается прежней.
Центральными фигурами этого процесса по-прежнему останутся редактор и журналист. Это, по сути, соавторы текста: редактор думает концептуально, журналист думает конкретно, исходя из тех фактов, которые есть, редактор помогает ему в фокусе, и в идеале должен быть «владельцем смыслов», который помогает журналисту эти смыслы уловить.
В этом контексте журналистика останется коллективным способом мышления. Безусловно, в будущем получат развитие индивидуальные медиа: блоги, микроблоги, человеко-бренды, которые жестко не привязаны к какой 134 либо редакции. Но главный их недостаток в том, что они не смогут заполнить собой информационную картину мира, поэтому коллективное в этом процессе будет преобладать над индивидуальным. Блог - это личная площадка непрофессионального коммуниканта, транслирующая его личный взгляд на мир, не дающая сферичного взгляда на окружающее социальное пространство. Аудитории, чтобы сформировать объемную повестку дня, придется прочитать тысячу таких блогов. СМИ как продукт коллективного труда в этом смысле могут быть альтернативой тысяче индивидуальных медиаплощадок.
В то же время остаются факторы, которые могут оказывать сдерживающее влияние на развитие. Среди нерешенных вопросов, на которые во время последующего изучения происходящих процессов, необходимо найти ответы, остаются следующие: - обучение. Еще 20 лет назад все было понятно: на факультетах журналистики точно знали, чему учить студентов, но сейчас все изменилось. Не до конца понятно, чему надо учить студентов-журналистов, когда каждые 6 месяцев в профессии происходят какие-либо изменения, уже не говоря о том, что будет через 4-5 лет, когда они окончат университет и им придется искать работу.
Однако к основополагающим компетенциям, которые необходимы каждому журналисту, следует отнести следующие:
Умение трудиться, грамотно писать, редактировать, соблюдать этику и закон. Университет дает главное в работе журналиста: систему интеллектуального поиска, которая должна быть развита у человека до совершенства. Но университет не выпускает человека, который имеет нужную сумму практических навыков. Поэтому должна увеличиваться доля практики: университетская аудитория не является единственным средством обучения журналиста. То, что он узнает в аудитории, он должен сразу же повторить на производстве.
Владение индивидуальным стилем и формой творчества. Будущее профессии зависит и от того, смогут ли журналисты в своей деятельности поддерживать параметры качественной журналистики. Текущие условия труда, когда за 20 минут журналисту надо успеть все, объективно сокращают возможности для создания качественного контента. В этих условиях не совсем понятно и что будет происходить с серьезными аналитическими текстами, которые прежде были наиболее востребованным результатом труда журналистов. Надо учиться рассказывать историю порционно, тогда люди смогут ее воспринять.
В интернете больше легких, быстрых читателей, для которых важно выхватить только суть. Поэтому журналистика становится более фрагментарной, более клиповой, как сознание нового поколения. Журналисту в условиях обезличенной информации важно выразить свое отношение к ней, что вновь делает тексты яркими, авторскими. Однако позиция, что мнения нельзя подавать как собственно информацию, остается незыблемой. Такие экспрессивные высказывания снова интересны для посетителей, они побуждают к творчеству.
В этих условиях от журналиста потребуется наличие еще больших незаурядных интеллектуальных качеств, потому что надо быстро делать то, что другие еще долго будут анализировать. Надо выдавать оригинальные формы, на что способны тоже очень немногие. Чтобы все ухватить, надо уметь быстро находить информацию везде. Это тоже элементы модели транспрофессионализма, достижение которой станет важней задачей для журналистов в ближайшее время.
Понимание социального мессианства профессии. Наиболее же болезненным и определяющим для профессии журналиста может стать экономический фактор. Сегодня средства массовой информации по всему миру находятся в сложных условиях выживания. Прежняя классическая бизнес-модель, когда издания существовали за счет продажи рекламы и подписки, становится все более исчерпанной, а новые бизнес-модели, которые позволили бы СМИ не только держаться на плаву, но и развиваться, еще не окрепли и пока не приносят сопоставимой финансовой отдачи. В результате очень многие издательские дома в России и за рубежом сегодня находятся на грани выживания. Очевидно, что крах медиандустрии повлечет катастрофические последствия для журналистов, которые являются ее основным звеном.
В жестких условиях оппортунистской экономики у владельцев СМИ есть соблазн сократить до минимума издержки на журналистов и заменить их более дешевым трудом роботов и медиакоммуникаторов. В этом случае велик риск, что редакционная деятельность как работа ныосрума будет все больше сводиться к сбору и фильтрации созданного в «облаке» контента. Расходы на собственный сбор и тем более - создание эксклюзивного контента перейдут в разряд «экстраординарных расходов». Журналисты в этих условиях могут столкнуться с требованиями «соответствовать» не принципам социальной миссии, а принципам зарабатывания денег их работодателями. Обратная сторона медали в том, что успешность медиа оценивается и с точки зрения влияния на общество, а банальным агрегированием контента этой задачи, на наш взгляд, добиться невозможно.
Кроме того, наблюдение автора исследования за состоянием медиаотрасли и положением дел в региональных редакциях, заставляют придти к неутешительным выводам. Журналисты сегодня все чаще меняют свой род деятельности, уходя из профессии в смежные специальности. Особенно эта тенденция заметна среди журналистов 30-35 лет, которые достигли определенного уровня профессионального мастерства, но не получают за это достойной (на их взгляд) материальной компенсации. Очевидно, что зарабатывать с помощью журналистики все сложнее: платят здесь мало, а количество функциональных обязанностей растет. Аналогичная ситуация была отмечена автором и в редакциях США и Европы, где зарплаты в СМИ как правило ниже, чем в других отраслях экономики.
В этой связи перед журналистами сегодня стоит задача по поиску новых способов повышения своей экономической стоимости. С одной стороны, необходимо решать вопрос снижения издержек, с другой -повышать стоимость результатов своей работы, что возможно в первую очередь за счет улучшения качества контента. Только тогда, когда качественная журналистика в цифровом мире станет деловой моделью, появится рынок и не будет никакой политически управляемой государством прессы. Но медиа по сей день не приняли решения, какая у них будет бизнес-модель и для решения этого вопроса у них осталось не так много времени.