Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Белоусова, Марина Николаевна

Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры
<
Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белоусова, Марина Николаевна. Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Белоусова Марина Николаевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2012.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1010

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Характер воздействия новых цифровых технологий на телевизионную индустрию

1.1. Динамика развития зарубежного цифрового вещания 15

1.2. Специфика и необходимые условия для перехода российского телевидения на цифровое вещание 20

1.3. Особенность современных телевизионных технологий как определяющее условие журналистской деятельности

1.3.1. Технологический фактор в деятельности телевизионного журналиста 26

1.3.2. Конвергенция медийной системы как следствие дигитализации ... 35

1.3.3. Роль и место журналистики в цифровом телевидении 58

ГЛАВА II. Современное развитие выразительных средств экранного и мультимедийного производства

2.1. Влияние усовершенствования технологий на художественно-выразительные средства экрана 71

2.2. Отражение новых технологий на изобразительную эстетику телевидения 88

2.3. Способы создания интерактивного и мобильного контента 94

ГЛАВА III. Тенденции развития жанров тележурналистики с учетом цифровых технологий

3.1. Классификация телевизионных жанров 104

3.2. Видоизменения телевизионной жанровой системы 114

3.3. Тенденции развития телевизионных жанров 133

Заключение 144

Библиография 157

Введение к работе

За последние двадцать лет телевидение в России существенно изменилось, из шести телеканалов выросла настоящая многоканальная и многовещательная среда, способная удовлетворить разнообразные запросы зрителей. В диссертации сделана попытка рассмотреть новый этап телевизионного развития: внедрение цифровых стандартов как наиболее важной проблемы в области современного ТВ.

В процессе перехода на цифровые технологии сочетаются политические, экономические, технологические и творческие факторы, а это, в свою очередь, создает условия для развития медиасреды, дополняя к привычному «телесмотрению» продвижение информации и общение людей посредством интерактивного телевидения, мобильной телефонии, в среде Интернета. Дигитализация становится основным трендом технических преобразований на телевидении, в тоже время следует отметить, что определенная доля телевизионной аудитории постепенно отказывается от традиционного ТВ в пользу просмотра телепередач на Интернет-порталах и сайтах телеканалов. Это довольно устойчивая тенденция, которая, скорее всего, неизбежно приведет к перераспределению приоритетов внутри всей системы телевидения. Появление новых каналов коммуникации обеспечивает глобальный доступ к прессе, ТВ, радио, информационным агентствам, что способствует качественным изменениям не только системы информационной коммуникации, но и различных областей профессиональной деятельности журналистских кадров.

Уже сегодня ясно, что телевизионным специалистам предстоит научиться работать в новых, непривычных для них условиях как с технической стороны, так и с творческой. Постоянные изменения телевизионных технологий производства журналистских материалов, касающиеся, в частности, изобразительно-выразительных средств, приводят к видоизменениям даже жанровой палитры. Наступает время качественного преобразования телевидения и нашего представления о нем, открываются новые возможности получения и передачи информации.

В процессе разработки темы рассматривались два аспекта особенностей телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий, а именно, тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры. Эти стороны тесно связаны между собой, поскольку специфические средства изображения и выражения, присущие

телевидению, имеют прямое отношение к техническим средствам, используемым для создания изображения и звука. Конечно, всякая технология является лишь средством достижения цели. Но в таком виде творчества, как телевидение, технические и технологические приемы играют особую роль, поскольку в значительной мере влияют на аудиовизуальное решение произведения.

Новые виды подачи телевизионного контента и все ускоряющийся темп жизни информационного общества в XXI веке неизбежно порождают новые и видоизменяют существующие ТВ жанры, возникают мультимедийные и синтетические жанры, а также изобразительно-выразительные средства, с помощью которых журналисты доносят информацию до зрителей. Все это создает обширную почву для наблюдений, дискуссий и исследований.

Актуальность исследования определена постоянными

функционально-содержательными и формообразующими изменениями информационного пространства, а также приобретением современной журналистикой как формой коммуникативной практики ряда качественно новых свойств (в частности, мультимедийности, гипертекстуальности, интерактивности).

Степень научной разработки темы. Обстоятельный анализ проблем в исследовании показал, что изменения, происходящие в современной журналистике, носят масштабный системный характер, однако тема изменения творческой составляющей журналистских материалов под влиянием технических факторов, и в частности внедрения новых цифровых технологий, на наш взгляд, пока остается недостаточно исследованной. Для определения направлений работ по телевизионной журналистике был взят каталог авторефератов и диссертаций Российской Государственной Библиотеки за 2009-2011 гг. Исследования последних лет были посвящены и российским телеканалам в целом, и их региональным представителям, и телевидению стран ближнего и дальнего зарубежья, и отдельным каналам (например, Пойтахт, Аль-Джазира). Ряд работ затрагивает различные аспекты рекламно-информационного пространства и PR-компаний на ТВ. Значительное число диссертаций посвящено исследованиям карьеры телевизионных журналистов, их коммуникативной компетентности, профессиональной морали. Одни авторы рассматривают отдельные жанры тележурналистики (интервью, минисериал, ток-шоу, анонс), другие касаются программных и структурных особенностей музыкального, развлекательного, образовательного ТВ и телевидения религиозных организаций. К примеру, С.Н. Ильченко занимался вопросом эволюции системы жанров отечественного телевидения и ее трансформации в

условиях глобализации информационного пространства. Есть исследования, посвященные мультимедийной среде и созданию журналистских текстов в трансформирующейся среде массовой коммуникации. Докторская диссертация А.А. Калмыкова посвящена вопросам Интернет-журналистики в системе СМИ. Е.Н. Короткова уделяла внимание медиапорталу как средству создания качественного контента, а О.Б. Шергова изучала коммуникативные и лингвистические компоненты медиаобразования и журналистики. Л.П. Шестеркина рассматривала гуманитарный и технологический аспекты в формировании инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ. Но вопросы влияния современных цифровых технологий на творческую деятельность журналистов исследователи затрагивают лишь вскользь.

Разным аспектам этой темы посвящаются круглые столы, семинары, конференции, где диалог ведут и российские профи медиарынка, и их зарубежные коллеги, но в своих выступлениях и научных работах специалисты единого мнения пока не выявили. Среди исследователей следует назвать В.М. Березина, Е.Л. Вартанову, В.А. Волкоморова, А.А. Грабельникова, О.А. Дмитриева, Я.Н. Засурского, А.Г. Качкаеву, К.И. Кукка, Г.В. Лазутину, М.М. Лукину, Л. Шибаеву.

Тема жанровых трансформаций на современном экране довольно часто рассматривается в информационном издании Института повышения квалификации работников ТВ и РВ «Вестник электронных и печатных СМИ». Различные аспекты цифровизации обсуждаются и в специализированных изданиях, где имеются рубрики «Цифровое телевидение». К примеру, внедрению цифрового телевидения и его отражению на журналисткой деятельности посвящены серии статей в журналах «Broadcasting», «625», «Digital Magazine», «Теле-Спутник», «Журналист», «Медиатренды», «Телецентр». Кроме того, нами был исследован ряд новостных и тематических сайтов таких, как официальные сайты телеканалов, телекомпаний, Интернет-ресурсы, где предоставляются историческая и статистическая информация.

Объектом исследования является современная телеиндустрия России в условиях мирового перехода на цифровое вещание. Предмет исследования - специфика создания и распространения телевизионного контента в условиях цифровизации, в меняющейся среде массовой коммуникации.

Цель исследования - показать плодотворность взаимного влияния художественных и технологических идей при создании аудиовизуального произведения, оптимизировать творческий процесс создания

журналистского произведения в условиях новых цифровых технологий при помощи полученных результатов.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- проследить исторический путь развития и зарубежный опыт
внедрения цифрового телевидения, а также обозначить специфику перехода
российского телевидения на цифровое вещание;

- определить влияние цифровизации на производство и
распростанение телевизионного контента
;

выделить взаимозависимость и взаимовлияние творческого замысла экранного произведения и технико-технологических средств, используемых для его реализации;

выявить современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры.

систематизировать и обобщить знания об особенностях создания телевизионного контента, его содержательной и выразительной частей в условиях новых цифровых технологий.

Для осуществления заявленной цели нами было рассмотрено, как переход на цифровое вещание влияет на производсвенную деятельность телевизионной отрасли. Было отмечено, что структурные изменения, происходящие в последние десятилетия в СМИ, основываются, в первую очередь, на изменениях в технологической сфере. Процессы реформ в индустрии электронных медиа напрямую влияют на развитие изобразительно-выразительных средств и жанровой палитры информационных продуктов.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что:

- современные цифровые технологии, способные конвергироваться и
интегрироваться, изменяют информационно-коммуникационную среду, это
выдвигает перед профессиональным сообществом ряд проблем, в том числе
содержания и выразительного оформления контента;

- непосредственное участие потребителей информации в создании
контента - одна из принципиальных особенностей цифрового времени,
когда на первый план выходит персонализация и интерактивность новостей.

Методологическая база. Для осуществления цели работы и решения комплекса поставленных задач нами были использованы теоретические методы исследования, которые включают в себя описательный, сопоставительный, сравнительно-исторический методы, интерпретацию и обобщение существующих точек зрения.

Методологической базой диссертации служат работы крупнейших российских исследователей, таких как Р.А. Борецкий, Ю.П. Буданцев,

Е.Л. Вартанова, М.Е. Голдовская, Н.Л. Горюнова, Я.Н. Засурский, Л.Е. Кройчик, Г.В. Кузнецов, А.А. Тертычный, В.В. Тулупов, В.В. Ученова, В.Л. Цвик, Л.П. Шестеркина, А.Я. Юровский и других.

По тематике новых технологий СМИ использовались работы А.А. Калмыкова «Интернет-журналистика» (2005 г.), В.А. Карякина «Цифровое телевидение» (2008 г.), В.В. Кихтана «Информационные технологии в журналистике» (2004 г.), А.В. Смирнова «Цифровое телевидение: от теории к практике» (2005 г.).

Конвергентной журналистике посвящена работа под редакцией А.Г. Качкаевой, «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» (2010 г.). Исследуя данный аспект, авторы подчеркивают, что перемены в традиционных редакциях СМИ неизбежны, и к ним надо готовиться. На страницах книги также размышляют о «конвергентном» скачке и переходе к мультимедиа и практики, участвующие в процессе перестройки традиционных редакций. На вопросы об эффективной организации и оптимальном содержании мультимедийного СМИ ищут ответы крупные информационные агентства и региональные издательские холдинги.

Национальная Ассоциация Телерадиовещателей (HAT) подготовила работу: «Цифровизация телерадиовещания: опыт перехода в России и мире». Данное издание не только зафиксировало исторически революционную веху в развитии телерадиовещания России, т.е. начало перехода на цифру, но в ней определены основные принципы перехода на цифру в Европе, проанализированы особенности этого процесса в отдельных странах, систематизирован опыт российских регионов, где уже внедряется цифровое ТВ.

Также автор диссертации для подготовки своей работы использовал отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Эмпирическую базу исследования составили программные сетки федеральных российских телеканалов («Первого», «России-1», «России-К», НТВ, СТС, ТНТ и РЕН ТВ), проанализированные диссертантом за период с 2007 по 2011 год. Таким образом, конкретным материалом, рассмотренным в диссертации, послужил опыт, накопленный отечественным телевещанием в течение последних нескольких лет. Этот опыт изучался с помощью подсчетов, а также методом наблюдения: внешнего (зрительского) и внутреннего (сопровождаемого анализом телепередач, проведением интервью, обсуждений и бесед с работниками телеканалов, осмыслением публикаций периодической печати). Кроме того, привлечены статистические и социологические данные, извлеченные с сайтов

специализированных служб, занимающихся исследованием телевизионной аудитории.

В рамках проведенного исследования соискатель посещала семинар «Кадры для СМИ», который проводился в рамках социально значимого проекта Институтом повышения квалификации работников телевидения и радиовещания и HAT. Деятельность данного семинара была направлена на получение новых знаний для работы в современных электронных СМИ и массовых коммуникациях, в том числе на особенности производства контента в конвергентных и мультимедийных редакциях.

Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий в последнее время активно обсуждаются на различных медийных конференциях и форумах. Новые технологии вещания и доставки цифрового контента постоянно рассматриваются на Международных конгрессах HAT и Международных выставках «NATEXPO», на ежегодных конференциях в ТТЦ Останкино «Развитие цифрового вещания в России» и многих других. Следует подчеркнуть, что специальные сессии и секции конгрессов главным образом касаются экономической модели перехода на цифровое вещание, проблем производства и распространения контента в мультимедийном телевидении, правовых основ отношений субъектов индустрии. Однако содержательный аспект недостаточно глубоко обсуждается, хотя является, на наш взгляд, основополагающим. По текстам выступлений докладчиков и пост-релизам этих мероприятий можно составить объективную картину «цифровизации» России.

Многие исследователи высказывают мнение, что полноценный переход на новые цифровые стандарты невозможен без новых законодательных актов. Поэтому вопросом внедрения и развития цифрового производства и вещания надо не только заниматься медийным специалистам, но и ставить задачи на правительственном уровне. Итогом правительственных совещаний и круглых столов стало принятие Концепции ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы».

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении знаний об особенностях создания телевизионного контента, его содержательной и выразительной частей в условиях новых цифровых технологий.

Практическое значение диссертации в том, что она делает акцент на те средства и методы создания телевизионного контента, которые могут быть использованы журналистами и другими медийными специалистами для создания актуальных и востребованных материалов. Ведь в такой прикладной области научные исследования для нас не самоцель. Они

должны быть направлены на решение задач, важных для телевидения как средства информации, как области культуры и искусства. Результаты, приведенные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики, а также специалистами в области образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор ставит вопрос о тесной взаимосвязи творческого и технологического аспектов при создании телевизионного контента, что расширяет существующие границы знаний в теории журналистики. В работе формулируются новые научные представления об особенностях содержания и производства современных телевизионных материалов в условиях новых цифровых технологий, а также осуществляется попытка их проанализировать.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

В условиях перехода российского телевидения на цифровые стандарты наблюдается увеличение числа ТВ каналов, рост потребностей в контенте, колоссальный разброс в подходах, приемах и в самой организации журналистики, кардинально изменяется сам процесс журналистской деятельности.

С внедрением новых цифровых технологий на телевидении проявляется тенденция расширения творческих возможностей не только журналистов, но и специалистов смежных специальностей.

В нынешнем состоянии тележурналистика приобретает черты конвергентности, интерактивности, гипертекстуальности, мультимедийности и мобильности.

Выделение понятия «содержание», отдельного от носителя, позволяет найти общие черты в природе технологически различных СМИ и выявить общие черты в их творческой составляющей.

Постоянные трансформации телевизионных технологий производства журналистских произведений (в частности, изобразительно-выразительных средств) приводят к видоизменениям жанровой палитры.

Апробация работы. По теме диссертации автором подготовлены и опубликованы ряд статей в журналах «Вестник ЧелГУ», «Вестник РУДН», основные положение обсуждались на международных и межвузовских научно-практических конференциях.

Специфика и необходимые условия для перехода российского телевидения на цифровое вещание

Журналистика - это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.) . Статьи, заметки, телевизионные репортажи - это работа корреспондентов. Но к числу журналистов относятся также и другие специалисты, работающие в издательствах, на радио, телевидении и Интернет-редакциях. Все они - участники информационного процесса, и совершенно ясно, что с переходом России к 2015 году на цифровое вещание существенно изменится и подход к самой журналистике. В период технологического обновления средств массовой информации за счет внедрения в них цифровых технологий происходит процесс дигитализации , т.е. перевод аналоговых данных в цифровую форму, доступную для обработки в цифровой машинной среде или хранения на машиночитаемых средствах с помощью дигитайзеров.

Первый отечественный опыт создания аудиовизуальной программы, полностью смонтированной «в цифре» и выпущенной в эфир с жесткого диска, относится к 1994 году. Именно с этого времени на нашем телевидении начинается постепенный переход от частичного, дискретного применения отдельных компьютерных программ в процессе монтажа передачи или видеофильма - к системному использованию цифровых технологий, начиная от видео- и аудиозаписи и заканчивая нелинейным монтажом изображения и звука.

Известно, что разным этапам истории журналистики соответствовали определенные информационные технологии и коммуникации. Здесь можно выявить несколько составляющих: технологическую, содержательную, информационную, социальную, культурологическую, политическую10.

Важнейшие даты в истории журналистики — это изобретение Гутенбергом книгопечатания с помощью подвижных литер в середине XV века, радио Маркони и Попова, кино братьев Люмьер в конце XIX века, телевидения и Интернета в XX веке.

По мнению исследователей СМИ, в конце XX века в традиционной системе массовой информации - печати, радио, телевидении - «окончательно сформировались новейшие средства коммуникации, связанные с телевизионными и компьютерными технологиями. Это, прежде всего кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегаканального» телевидения, основанные на современных способах распространения и хранения информации»11.

Хранение, трансляция и просмотр видеоконтента в Интернете требуют высокого уровня технологического оснащения как производителя и поставщика контента, так и потребителя. Поэтому хронологически телевидение было последним типом СМИ, пришедшим в Интернет. Первым телеканалом, осуществившим в качестве эксперимента трансляцию в Сети, был американский канал ABС. Начало трансляции через Интернет программы «Мировые новости» датировано 1994 годом.

В России первые эксперименты с Интернет-телевещанием были годом позже и связаны с компанией «Телеком-центр». В 1998 г. на ее базе был создан проект «Руссмедиа», который транслировал спортивные мероприятия, используя текстовую справочную информацию, озвученную спортивным комментатором и проиллюстрированную слайд-шоу из фотографий с мест событий. Во время визита в Институт космических исследований в 1998 г. тогдашний премьер-министр РФ С.Кириенко дал интервью, трансляция которого осуществлялась на базе «Руссмедиа» методом потокового вещания. Камеры телекомпаний в зал допущены не были, и эксклюзивная запись интервью была доступна только пользователям Интернета. Это интервью принято считать символической датой рождения Интернет-телевещания в Рунете12.

Цифровая эра создала для журналистов абсолютно новую среду. Нынешние журналисты, как и их коллеги в первые дни существования радио и телевидения, осваивают новые условия работы.

В журналистских кругах признается трансформация профессии, расширение ее границ, что вызвано объективными факторами: кардинальным ускорением передачи информации, беспрецедентным в истории увеличением объемов информации, появлением новых носителей информации, доступностью информации большему числу зрителей.

Чтобы оценить масштабность перемен, достаточно вспомнить, какими были инструменты журналистской деятельности еще два десятилетия назад. Из технических средств коммуникации журналисту были доступны телефон, почтовая связь и факс. Мобильная телефония появилась в нашей стране лишь в начале 1990-х, а широкое распространение получила в конце века. Чтобы добраться до источника информации, журналисты традиционно использовали собственные ноги и лишь иногда - редакционный транспорт. Сейчас только в старых фильмах можно увидеть, как журналист, получив сенсационную информацию, бежит к ближайшему телефону, стремясь любой ценой опередить соперников. Такая картина, скорее всего, вызовет недоверчивую усмешку у современного журналиста, который вооружен сегодня мобильным телефоном и портативным компьютером с доступом в Интернет.

Конечно, чтобы сделать настоящий репортаж или взять эксклюзивное интервью, все равно придется ехать и бежать. Однако потоки информации сегодня таковы, что успеть высказаться по каждому значимому поводу журналист не в состоянии. Да и нет в этом реальной необходимости.

В книге В.В. Кихтана «Информационные технологии в журналистике» приведены результаты опроса журналистов, работающих в центральных и региональных изданиях России. Целью исследования было выяснить, как новые технологии входят в профессиональную деятельность журналиста. Результаты показали, что специалисты в области средств массовой информации, которые могут сочетать профессиональный журналистский подход с навыками работы в телекоммуникационных сетях, принципиально отличаются от своих предшественников — «чистых» гуманитариев. Владея большим объемом гуманитарного знания, они в то же время умеют работать с телекоммуникационными системами, постоянно расширяя их возможности в использовании СМИ, формируя поле новой журналистики.

Конвергенция медийной системы как следствие дигитализации

За прошедшие два десятилетия российское ТВ не раз переживало пики популярности, поскольку оставалось единственным СМИ, организующим целостное информационное пространство страны. Также по объему времени, которое среднестатистический россиянин тратит на ТВ - около четырех часов в сутки, с телевидением не сравнится ни одно СМИ. И все же сегодня даже этот медиаколосс пошатнулся: сначала эрозия проникла внутрь самой системы ТВ, когда появление платных специализированных каналов начало размывать принципы эфирного универсального вещания70. Теперь новые медиа разрушают принципы пассивного телесмотрения и быстро фрагментируют аудиторию.

Все чаще в выступлениях специалистов, на страницах электронных и печатных изданий можно встретить выражения: «интерактивное содержание», «on-line контент», «Интернет-магазин» и т.д.

Интерактивность - сравнительно новый термин и общего, устоявшегося определения этого термина не существует. В нашем понимании, интерактивность - это владение информационным пространством и умение анализировать, принимать действенные меры и меняться на основе анализа этого пространства. До сих пор телевидение было средством односторонней доставки видео- и телепродукции зрителям, и единственным намеком на интерактивность долгое время оставалась возможность переключиться на другой канал. Однако вещательными компаниями давно овладела идея привлечь телезрителей к участию в том, что происходит на экране. Телевизионные опросы и прямой эфир, общение с телезрителями через пейджинговую связь и электронную почту, а также Интернет-чат (применяемый, например, Дмитрием Дибровым в программе «Антропология» на канале НТВ) - это стало только началом: все равно каждый зритель видел одно и то же. Но суть интерактивного телевидения не сводится к расширению традиционного телевидения до двусторонней системы передачи информации. Главное - это переход от широковещательных (broadcasting) технологий к узконаправлейным (narrowcasting) и индивидуальным. Из пассивных потребителей общедоступной теле- и видеоинформации зрители превращаются в активных участников процесса формирования и распространения телепрограмм. Прогнозируется, что со временем телевидение станет универсальным поставщиком новых форм информирования, общения, электронной коммерции и развлечений, а телевизор - универсальным средством доступа к глобальным ресурсам Интернета и новому поколению бытовых устройств71.

Современные возможности телевидения, сопряженные с интерактивностью, в большей степени позволяют проявиться индивидуальным потребностям человека, и максимальное их удовлетворение является одной из главных задач телевизионной отрасли, в том числе за счет творческого вклада со стороны создателей контента (имеется в виду многообразие программ по тематике, форме, степени соучастия аудитории и т.д.).

Так российская компания «Рикор» создала не имеющую аналогов в мире технологию Интернет-ТВ, которая дает возможность пользователю самому заниматься телепрограммированием. Специальная приставка позволяет фильтровать программу передач и оставлять для показа только то, что хочет смотреть телезритель. Назвали этот вид интерактивной коммуникации персональным телевидением. Приставка круглосуточно записывает передачи одновременно с нескольких телеканалов - в соответствии с предпочтениями владельца. Затем анализирует, что и когда смотрит пользователь. Изучив его пристрастия, начинает самостоятельно делать подборку передач с разных телеканалов - и с каждым разом все точнее и точнее. Человеку только остается, придя с работы, просмотреть список передач и выбрать то, что интересно в данный момент. При этом разработчики предусмотрели возможность каждому члену семьи зарегистрировать и настроить свой собственный персональный канал - для главы семейства, для жены и для ребенка. Другая особенность новой разработки - интерактивность. Например, чтобы задать вопрос ведущему, нужно набрать текст на клавиатуре (текст появляется прямо на экране телевизора) и нажать кнопку «Отправить». Можно получить подробную информацию о заинтересовавшем товаре или анонсах передач, ведущих и т.д. Управление телевизионным контентом - и есть главный принцип персонального телевидения72.

А ведь об огромных возможностях телевидения говорили еще на заре его становления. В 1935 году после посещения студии на улице 25 Октября в Москве Анри Барбюс писал: «У меня было впечатление, что я нахожусь одновременно у истоков и на вершине нового средства общения людей». Время все расставляет по своим местам. Грядущее телевизионной отрасли в наши дни видится многим экспертам как расширение, в первую очередь, интерактивных услуг. Аудитория получит возможность возвращаться к архивам просмотренных передач, самостоятельно программировать сеансы, обмениваться между собой мнениями о просмотренной программе и т.д.

Будущее голубого экрана - это телевидение по заказу, считает писатель Александр Фельдман. Оно «сделает ненужным каналы и программные сетки». А президент компании «Амедия» Александр Акопов прогнозирует, что интерактивные возможности на ТВ проявятся, прежде всего, в жанре новостных программ и каналов. Не успел зритель увидеть тот или иной информационный выпуск - пришел, отмотал передачу назад и благополучно посмотрел74.

«Интернет сокращает дистанцию между медиа и зрителем», — считает гендиректор компании Tvigle Media Егор Яковлев. Он полагает, что для глобальной паутины характерны более короткие и персонифицированные истории, чем на телевидении. И некоторые его западные коллеги с ним согласны. В частности, Tvigle Media не так давно подписала с компанией «Уолт Дисней Компани СНГ» соглашение о сотрудничестве в области Интернет-прав на показ сериалов и мультфильмов пользователям Рунета.

Отражение новых технологий на изобразительную эстетику телевидения

Так, многие из наших телевизионщиков, создавая новую программу, без особых раздумий присваивают ей высокое жанровое наименование и не очень-то заботятся о соблюдении норм и правил выбранного жанра.

Об этом свидетельствуют данные конкретных социологических исследований аудитории. Эти данные были опубликованы в 2003 году в «Вестнике телевизионной информации». РИА-Новости привели рейтинги основных передач, сгруппировав их по жанрам: «художественные фильмы», «сериалы», «ежедневные информационные программы» и т.д. Наряду с «публицистическими программами в форме интервью», «документально-публицистическими», были представлены и «публицистические программы в форме ток-шоу». Довольно условная жанровая градация, которую применяет НИСПИ для фиксаций с помощью электронных приставок-аудиометров с максимальной полнотой и точностью размеров телеаудитории оказывается весьма показательной.

Всецело можно согласиться с А.Вартановым, который, касаясь жанра ток-шоу, отмечал, что «художественные фильмы, юмористические передачи, «мыльные оперы» лидируют в параде зрительских пристрастий. Так и должно быть. Но вот дальше бесстрастные приставки обнаруживают довольно неожиданные тенденции. Ток-шоу уступают в рейтингах не только информационным программам, но и документально-публицистическим передачам, а также и телевизионным интервью. Ниже них стоят только программы, посвященные серьезной музыке. В двадцатку самых популярных передач недели ни одно ток-шоу не вошло. Уже одних этих цифровых показателей достаточно для того, чтобы установить безрадостный диагноз: жанр ток-шоу сегодня серьезно болен. Не берусь быть врачом-целителем жанра, тут, вероятно, нужен целый консилиум компетентных специалистов»11 .

В.Б. Шкловский в своей книге «Тетива. О несходстве сходного», посвященной теории жанра, отмечает, что устойчива только внутренняя форма текстов, написанных в одном жанре. Внешняя форма лишь в некоторых случаях закрепляется надолго. Такие ее черты, как разговорный язык в интервью, наличие обращения в начале открытого письма, употребление глаголов в настоящем времени, свойственное репортажному стилю - постоянны и легко узнаваемы. Но тот же репортажный стиль легко перекочевывает в корреспонденцию. С обращения к читателю (или к антигерою) может начинаться памфлет, разговорная речь «звучит» в колонках комментаторов. Подобные факты многочисленны, они служат аргументом для утверждений о «размытости» жанров. Жанры то и дело смешиваются, вбирают в себя чуждые элементы, видоизменяются до полной неузнаваемости.

Шкловский пишет только о газетных материалах, но и на современном телеэкране этот процесс необратим. Например, о взаимопроникновении жанров свидетельствует включение в интервью черт репортажа (для увеличения зрелищности), а репортаж привлекает приемы художественного письма вплоть до образности очерка, когда проявляется авторская позиция, что для репортажа в чистом виде нехарактерно. Или в программе «Открытые новости» (РТР), которые делали Э. Сагалаев и С. Сорокина в форме ток-шоу, было внове, что авторы соединили информационное содержание с формой ток-шоу. В студии находились зрители, которые участвовали в движении эфирного материала, причем делали это не как привычные «производители улыбок и аплодисментов», но как заинтересованные соавторы журналистов-ведущих. Передача шла в режиме прямого эфира и, тем самым, совсем не редактировалась. Но и это еще не все; авторы шли совершенно новым творческим приемом, который придал свежести сразу двум жанрам, встретившимся здесь: информации и ток-шоу.

Логически возникает вопрос о чистоте жанра. Ведь если идеальной чистоты жанра нет, то может получиться, что «все позволено». В подтверждение этому В.Б.Шкловский говорит: «Мне кажется, чистых жанров вообще не существует. Правда, иногда какое-нибудь жанровое явление телеинформации в целом. Однако манера, в которой работали в те далекие времена, когда выходил в свет тележурнал «Искусство», была весьма серьезной. По нынешним понятиям даже чрезмерно пафосной. Нынешнее поколение журналистов предпочитает ироническое отношение ко всему и вся: серьезное, тем более пафосное, им кажется излишне сентиментальным, старообразным, идеологизированным.

Таким образом, мы видим, что одни функции жанров отмирают, и на смену им приходят другие. К старым способам решения познавательных задач добавляются новые, нередко заимствуемые «по соседству» - у науки, искусства. Эти движения в каждом из жанрообразующих факторов серьезно изменяют жанр в целом, но не «отменяют» его. Тогда речь идет уже или о выделении особого вида жанра, или о смешивании его с другими жанрами (возникновении гибрида). Сегодня, к примеру, мы видим на экране пока еще с трудом классифицируемые исповеди, светские хроники, телеказино, домашние видео, зрительские мобильные телерепортажи, телеверсии периодических изданий, Интернетовской информации и многое другое. Стали привычными жанровые синтезы. К примеру, как отмечает Л.Е. Кройчик, «интервью захватило смысловое пространство очерка, перестав быть только новостью из первых уст и явив несомненный интерес к личности собеседника»115. Вполне возможно, что на экраны телевизоров вернутся и относительно забытые сегодня сатирические жанры: фельетон и памфлет. Возможно, родятся и совершенно новые. Есть мнение, что шире будут использоваться жанры философской, эстетической литературно-критической публицистики - эссе, и жанр, в котором образность преобладает над информационностью - зарисовка.

На процесс «гибридизации» обратила внимание В.В. Ученова на примере репортажа. Она заметила, что в начале 1980-х гг. происходило заметное движение репортажа к аналитике. Конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж, но возникали и другие его формы. Ведь сквозь телеобъективы видно достаточно подробностей, и нередко человеческий мозг просто не успевает осмыслить увиденное. В результате появились гибриды, которые сами авторы по привычке называли репортажами, а редакции нередко представляли их как очерк.

Теоретический вывод по Шкловскому таков: «Осознавая и творчески осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне наглядными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приемов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие «секреты» эволюции традиционных жанровых форм» .

Видоизменения телевизионной жанровой системы

Оптимальная продолжительность видеосюжета для новостного конвергентного СМИ - 60-90 секунд. Видеосюжет может содержать рекламу и заставку. Может быть размещен как отдельный самодостаточный материал (на него могут вести гиперссылки из мультимедийного материала), так и в теле мультимедийной статьи124. В отличие от традиционного телевидения, Интернет-СМИ позволяет предлагать пользователям несколько прямых эфиров одновременно, конечно, если это имеет смысл. Плеер с потоковым видео может стать главной иллюстрацией сайта, иллюстрацией в разделе, в теле статьи. Он может быть отнесен в специальный раздел или стать дополнительной картинкой в сюжете. Потоковое видео можно использовать и в репортаже с места происшествия, и с пресс-конференции, и массовых мероприятий, создавая эффект максимального присутствия, синхронизации события и информации о нем. Потоковое видео позволяет организовывать «ток-шоу в прямом эфире». Оно имеет несколько «жизней» - как прямой эфир события и служит сырьем для производных: видеоиллюстраций, видеосюжетов, мультискрипта и прочее.

Трансформация видео в Сети неизбежна: так же как телевидение аккумулировало в себе свойства и эстетику предшественников - газет, радио и кино, так теперь видео в Сети пользуется короткометражными жанрами традиционных медиа и усиливает их интерактивность. С учетом активного «управления контентом», когда возможность отложить просмотр, выключить/включить, перемотать становится естественной формой взаимодействия потребителя с содержанием на все более универсальном носителе. Исследователь американской журналистики в Интернете М.И. Макеенко пишет: «Образование многочисленных разветвлений сетей и масштабных альянсов, главным результатом которого стал широкий обмен информационными и публицистическими материалами между вовлеченными в них службами, оказалось одним из факторов важной для электронного

Но уже и сейчас понятно, что требования к профессиональным элементам жанров - репортажу, интервью - останутся. Уместность стендапов и отсутствие «говорящих голов» - это требование не только к видеорепортажу на сайте, но и к хорошему телевизионному репортажу. Так же, как и на телевидении, в видеорепортаже на сайте важны детали, отсутствие панорам и мелких объектов, а эмоциональные крупные планы пользователь видео на сайте заметит, так же как и зритель традиционного экрана. В видеоколонке «говорящая голова» должна прилично выглядеть, органично существовать в кадре, уметь работать на камеру, т.е вести передачу и «пробивать экран». Поэтому традиционное «снимай так, чтобы было интересно» актуально для всех медиаплатформ и всех медианосителей126.

Существует и противоположное мнение. Некоторые специалисты отмечают, что для журналиста главное — создать интересный для зрителя или читателя материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Бытует и такое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров разработана в целом недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. А.А. Тертычный пишет, что согласиться с подобными утверждениями нельзя, так как тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Нарушение этого порядка приводит либо к полной нелепости, либо к необходимости подделывать внешнюю форму, имитировать жанр. Попробуйте, например, сделать рецензию на нехватку минеральных удобрений или интервью с собеседником, у которого ни о чем нет собственного мнения: разбить кучу банальностей на вопросы - не сложно, но ведь не будет никакой новизны. И зритель получит только видимость интервью, а на деле - ноль информации. Законы жанра знать нужно, но для того, чтобы они служили творческому началу журналиста, а не наоборот.

Итак, теория жанров находится в постоянном развитии, видоизменяется вместе с жизнью. В нынешнем состоянии тележурналистика приобретает черты конвергентности, интерактивности, мультимедийности. Появляется возможность отражения происходящих событий в режиме онлайн и непрерывного обновления информационных ресурсов. К известным способам подачи информации добавляются новые. В результате телевизионные жанры то и дело смешиваются, вбирают в себя чуждые элементы, видоизменяются до полной неузнаваемости (например, программы с весьма неопределенными характеристиками: информационно-развлекательные или информационно-музыкальные). Новые тенденции в каждом из жанрообразующих факторов серьезно изменяют жанр в целом, но ни в коем случае не «отменяют» его совсем.

Похожие диссертации на Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий : современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры