Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественный идеал как объект информационной политики Маркелов Кирилл Вячеславович

Общественный идеал как объект информационной политики
<
Общественный идеал как объект информационной политики Общественный идеал как объект информационной политики Общественный идеал как объект информационной политики Общественный идеал как объект информационной политики Общественный идеал как объект информационной политики Общественный идеал как объект информационной политики Общественный идеал как объект информационной политики Общественный идеал как объект информационной политики Общественный идеал как объект информационной политики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маркелов Кирилл Вячеславович. Общественный идеал как объект информационной политики : дис. ... д-ра полит. наук : 10.01.10 Москва, 2006 350 с. РГБ ОД, 71:07-23/19

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общественный идеал в системе научного познания 22

1. Методология исследования общественного идеала 22

2. Коммуникативная природа общественного идеала 44

3. Специфика и структура общественного идеала в России 62

4. Факторы формирования российского общественного идеала 85

Глава 2. Историко-коммуникативное развитие общественного идеала в России 104

1. Влияние западноевропейских социальных идей на судьбу России 104

2. Социально-политические последствия либеральных реформ в России 141

3. Русская культура XIX века в формировании российского общественного идеала 157

4. Ценностные ориентиры общественного сознания современных россиян 171

Глава 3. Общественный идеал как объект воздействия государственной информационной политики

1. Социально-информациологический подход к формированию механизмов воздействия информационной политики на общественный идеал 196

2. Влияние идеалов гражданского общества и сильной государственности на информационную политику в современной России 207

3. Значение журналистики и государственной информационной политики в формировании негативных и позитивных социальных установок 228

4. Социальные тенденции XXI века как фактор формирования российской государственной информационной политики 247

5. Принципы построения и механизмы реализации государственной информационной политики 268

Заключение 301

Литература 311

Введение к работе

Актуальность темы исследования обуславливается:

презумпцией вхождения человечества в информационное общество, характеризующееся тенденцией эскалации влияния информационных технологий на материальную и идеальную стороны общественного бытия;

исторической необходимостью современной России выживать и развиваться в условиях геополитической, идеологической, информационно-психологической борьбы между ведущими державами мира;

духовным и материальным расколом власти и общества в России и, как следствие, острой необходимостью консолидации политических интересов элиты и народа на основе общих ценностей и идеалов;

- необходимостью формирования единого информационно-
коммуникативного пространства страны, без которого возникает опасность
утраты национального суверенитета и распада государства;

отсутствием стратегических целей социального развития и четкой государственной идеологии, сформулированных на основе ценностных ориентиров, менталитета, общественного идеала российского народа;

демографическим коллапсом, упадком нравственности, коррупцией власти, другими негативными факторами, связанными с отсутствием научно обоснованной государственной информационной политики в отношении идеальной (духовной) стороны общественной жизни, базовым компонентом которой является общественный идеал.

Как показывает опыт выведения США из Великой депрессии, восстановления Японии после Второй мировой войны, а также опыт социально-политических реформ конца XX века в Китае, без учета фактора общественного идеала, выражающего представления народа о совершенном общественном устройстве, невозможно осуществлять эффективное управ-

4 ление государством, особенно если оно находится в состоянии кризиса -

экономического, политического, идеологического или духовного.

Сегодня становится очевидным, что в информационную эпоху одним из наиболее эффективных инструментов воздействия властных структур на духовную сферу общества и ее ядро - общественный идеал - является система средств массовой информации и коммуникации, а важнейшим субъектом такого рода воздействия становится государственная информационная политика, под которой понимается способность и возможность государства оказывать определяющее воздействие на информационно-коммуникативную сферу общества.

В данной работе поставлен вопрос о формировании и реализации трех основных целей воздействия государственной информационной политики на общественный идеал: 1) защита от разрушающих информационных воздействий; 2) реабилитация после такого рода воздействий; 3) корректирование в соответствии с требованиями эпохи.

Краткое обоснование указанных целей воздействия сводится к следующим тезисам:

1) Обобщение работ по информационным войнам1 позволяет сделать вывод, что устранить геополитического конкурента с мировой арены можно двумя основными способами: начать с ним тотальную «горячую» войну, последствия которой непредсказуемы, или можно действовать более надежным и малозатратным способом, например, создать условия для разрушения его ценностных ориентиров, менталитета, общественного идеала, без которых нация превращается в аморфную массу, неспособную ощущать себя как единое целое. В условиях информационных войн одним из основных инструментов уничтожения общественного идеала является социально-политический институт масс-медиа, способный быстро и эффек-

1 См.: Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. М.,2005; Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М.,1999; Почепцов Г.Г. Информационные войны М ,2000, Расторгуев СП. Информационная война М.,1998; Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России М ,2002.

5 тивно оказывать деструктивное информационное воздействие на психику

личности и социума. Поэтому одной из важнейших целей государственной

информационной политики следует признать цель защиты общественного

идеала от разрушающих информационных воздействий.

  1. Поскольку общественный идеал россиян находится в условиях цивилизационных, экономических, информационно-психологических войн и, как следствие, подвергается различного рода деформациям, то возникает необходимость проводить его восстановительную терапию. В данной работе ставится вопрос о восстановлении ценностного ядра общественного идеала, при критической деформации которого возникает опасность разрушения духовной сферы общества и гибели российской нации. В информационном обществе роль информационной политики и журналистики как инструмента социальной реабилитации общественного идеала становится приоритетной.

  2. Процессы глобализации оказывают значительное влияние на формирование духовной и материальной сфер жизнедеятельности современной России. Именно поэтому цель корректирования общественного идеала в соответствии с требованиями эпохи следует считать одной из важнейших для российского государства. Под корректированием понимается частичная и осторожная адаптация ценностных ориентиров под быстро меняющиеся условия окружающего мира. В диссертации ставится вопрос о необходимости искусственной активизации адаптационных качеств нации. Катализатором этого процесса может стать журналистика как практическая сфера деятельности и политическая наука, субъектом - государственная власть, информационная политика государства.

В связи с взрывным развитием средств массовой информации и коммуникации, мультимедийных технологий, Интернета, государственная информационная политика приобретает сегодня особую значимость, сопоставимую со значимостью ядерной реакции, которая может давать свет и тепло, но может уничтожать целые регионы планеты. Чем обернутся масс-

медиа для народа: оружием уничтожения, фактором защиты, - зависит от содержательной стороны информационной политики, проводимой государством.

Обоснование актуальности темы исследования основано на мотива-ционной теории поведения, объясняющей психическое состояние личности и общества в зависимости от наличия позитивных целей развития, а также в зависимости от наличия информации о возможностях и путях достижения этих целей (Г.Селье, М.Селигман, Э.Фромм, П.В.Симонов, А.С.Панарин). Социальные исследования показывают, что причины сверхсмертности и спада рождаемости, наблюдаемые в современной России, не сводятся исключительно к медицинским или материальным факторам риска (нехватка лекарств, питания, наличие стрессов)1. По мнению И.А.Гундарова, главным деструктивным фактором депопуляции является чувство закрытой перспективы, порождающее историческую безнадежность2. Ученые констатируют: российский социум теряет смысл жизни, у него нет стратегических целей развития; все это приводит к апатии, тревоге, агрессии, разочарованию, страху за будущее, психическим, экзистенци-

альным заболеваниям личности и общества . Эти негативные социальные тенденции и процессы являются прямым следствием игнорирования современной российской властью общественного идеала, отсутствия стратегической управленческой парадигмы и четкой государственной информационной политики в отношении идеальной (духовной) сферы общества.

Как считают многие видные российские мыслители XX века (П.И.Новгородцев, С.И.Булгаков, Н.С.Трубецкой, В.В.Налимов), как показывают современные социологические опросы, общественный идеал - яв-

См.: Качество жизни Россиян: концептуальные подходы, исследования и практика /Под ред. Д.СЛьвова. М.,2003. С.40.

2 См.: Гундаров И А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа //Об
щественные науки и современность. 2001. № 5. С.58-65.

3 См.: Попов В Д Тайны информационной политики: социальный психоанализ инфор
мационных процессов М.,2003; Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI
веке. М.,2003.

7 ление реальное, он «живет» в душе народа и является важнейшим духовным продуктом социума. Тем не менее он адекватно и полноценно не отражен ни в программах современных политических партий и общественных объединений, ни в других нормативных документах, проектирующих и регламентирующих жизнь государства и общества. Он недостаточно разработан учеными-теоретиками и, как следствие, плохо изучен государственными управленцами. С точки зрения практики государственного управления такая ситуация представляется достаточно опасной.

Научно-практическая проблема диссертации фокусируется в следующих проблемных ситуациях, имеющих отношение к теме диссертационного исследования:

глубокого противоречия между идеалами российского народа и властной элиты;

латентного социально-политического конфликта, спровоцированного актуализированной потребностью россиян в реализации общественного идеала;

практической необходимости разработки механизмов информационного воздействия на общественный идеал с целями его защиты, реабилитации и корректирования.

Из обозначенной научно-практической проблемы вытекает научная задача исследования, которая состоит в формулировке основных положений теории общественного идеала как объекта информационной политики.

Степень научной разработанности темы. Анализ литературы по теме исследования осуществлен на теоретико-философском и научно-практическом уровнях.

Теоретико-философский уровень. Постановка и разработка вопроса об идеальном общественном устройстве имеет глубокие исторические корни. В Древнем Египте этот вопрос затрагивался в «Мемфисском богословском трактате», других произведениях, на Дальнем Востоке освещался в трудах великих мыслителей Древнего Китая: Конфуция, Лао-Цзы, Лао-

8 Си. Важнейшими древнеиндийскими трактатами о структуре идеального

общества являются «Законы Ману», в которых декларировалась кастовая социальная система, а также более поздняя «Наука политики» Каутильи. В Древней Греции этой проблемой занимался Демокрит («Политика»), Платон («Государство», «Законы»). Об идеальном общественном устройстве писал в своих работах Аристотель («Политика», «Этика»). В Древнем Риме об общественном и государственном идеале с акцентом на факторе социальной справедливости писал Цицерон («О государстве», «О законах»). В V веке, с утверждением Христианства, большую известность получил труд богослова Св.Августина «О граде Божием» с идеей происхождения государственной власти от Бога; в период средневековья на Арабском востоке - «Гражданская политика» А.Аль-Фараби (X в.); в Киевской Руси - «Слово

0 законе и благодати» митрополита Илариона (XI в.), в Московском царст
ве - концепция «Москва - третий Рим», выдвинутая монахом Филофеем
(XVI в.); в Западной Европе - труд «Сумма теологии» одного из основопо
ложников религиозной схоластики Ф.Аквинского, считавшего идеальным
обществом такое, где светская власть подчиняется духовной (XIII в.)1. Пе
речисленные рукописные и печатные памятники Древности и Средневеко
вья предоставили возможность исторически обосновать необходимость
научного изучения общественного идеала как важнейшего фактора разви
тия государства и общества.

В период Ренессанса философской проблемой идеального социаль-ного устройства занимались Н.Кузанский, Н.Макиавелли ; в этот же исто-

1 См.: Тураев Б А Египетская литература. СПб.,2000; Конфуций. Уроки мудрости. М.,
2002; Законы Ману. М.,1960; Артхашастра, или «Наука политики». М.,1993; Демокрит
в его фрагментах и свидетельствах древности. М.,1935; Платон. Государство. Законы.
Политика. М.,1988, Аристотель. Этика Политика. Риторика. Минск, 1998; Цицерон. О
государстве; О законах. М ,1999, Августин Св. О граде Божием. М.,2000; Аль-Фараби
А. Гражданская политика //Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973; Иларион.
Слово о законе и благодати //Антология мировой правовой мысли. Т.4. М.,1999; Фило-
фей. Послание к Великому Князю Василию Ивановичу //там же; Аквинский Ф. Сумма
теологии. 4.1. Киев, 2002.

См.: Кузанский Н. Об ученом познании Об уме. О неином. О бытии возможности. М., 1937; Макиавелли Н Государь СПб ,2000.

9 рический период появляется жанр социальной утопии - Т.Мор, Т.Мюнцер,

Т.Кампанелла1; произведения указанных авторов помогли проанализировать причины возникновения в Западной Европе идей утопического коммунизма, раскрыть предпосылки зарождения марксисткой философии.

Эпоха Просвещения породила в Западной Европе таких известных
мыслителей, как Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Руссо, Дж.С.Милль, И.Кант,
Г.Гегель, К.Гельвеций, Р.Оуэн, А.Сен-Симон, П.Прудон2; в России -
М.М.Сперанский, П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, Н.Я.Данилевский,
А.С.Хомяков, К.Д.Кавелин, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин,

Н.К.Михайловский, Вл.С.Соловьев, П.И.Новгородцев3. В XX веке в русской эмиграции об общественном идеале писали Н.А.Бердяев, П.Б.Струве, СЛ.Франк, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, в Советской России -П.А.Флоренский4. Научно-философские произведения перечисленных авторов предоставили возможность исследовать влияние западноевропейских социальных идей на судьбу России, проследить динамику развития

См.: Мор Т Утопия. М.,1978.; Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская Война М ,1955; Кампанелла Т. Город солнца. М.,1954.

2 См.: Гоббс Т. Левиафан М.,2001; Локк Дж. О гражданском правлении //Избр. филос.
произведения в двух томах. Т.2. М.,1960, Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре.
М.,1938; Милль ДжС Размышления о представительном правлении. СПб.,1993; Кант
И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. К вечному миру. Алматы,
1999; Гегель Г. Философия права. М.,1990; Гельвеций К. Бог - природа - человек.
Курск, 1923; Оуэн Р. Из книги о новом нравственном мире //Избранные сочинения. В
2-х томах. Т.2. М.-Л.,1950; Сен-Симон А. О теории общественной организации
//Избранные сочинения В 2-х томах. Т.1. М.-Л., 1948; Прудон П. Что такое собствен
ность? М., 1998

3 См.: Сперанский М М План государственного преобразования. М.,1905; Чаадаев П.Я.
Философические письма //Статьи и письма. М.,1987; Герцен А.И. Русский народ и со
циализм. Берлин, 1921, Данилевский НЯ. Россия и Европа. М.,1995; Хомяков А.С.
Православие. Самодержавие. Народность. Минск, 1997; Кавелин К.Д. Наш умственный
строй. М.,1989; Бакунин М А Анархия и порядок. М.,2000; Кропоткин П.А. Хлеб и во
ля; Современная наука и анархия. М.,1990; Михайловский Н.К. Герои и толпа: В 2-х
томах. М.,1998; Соловьев ВлС. Оправдание добра //Соч. в 2-х томах. Т.1. М.,1990;
Новгородцев П.И Об общественном идеале. М.,1991.

4 См.: Бердяев НА. Русская идея. М.,1997; Струве П.Б. Исторический смысл русской
революции и национальные задачи //Из глубины. М.,1991; Франк С.Л. Духовные осно
вы общества М ,1992; Булгаков С.Н. Два града: Исследования о природе обществен
ных идеалов. СПб., 1997; Ильин И А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее
России. В 2-х томах М ,1992; Флоренский П.А. Предполагаемое государственное уст
ройство в будущем //Сочинения в 4-х томах. Т.2. М ,1996.

10 российского общественного идеала в контексте столкновения западноевропейских и традиционно российских социальных идей.

Важнейший вклад в разработку данного направления внесла марксистская философия XIX - XX вв., активно развивавшая социальные утопии Возрождения и Просвещения и создавшая методологические предпосылки для воплощения этих утопий на практике. Произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина помогли проанализировать причины победы в начале XX века в России коммунистической идеологии, выявить причины ее последующего краха1.

В конце XIX - первой половине XX вв. к изучению идеальной сферы общества подключаются социологи и социальные философы, исходившие из понимания общества как объекта, который может и должен корректироваться в режиме текущего времени, что было наиболее полно выражено в теории «социальной инженерии» К.Поппера, в теориях других зарубежных и отечественных ученых, использованных в диссертации при разработке механизмов воздействия информационной политики на общественный идеал2.

Разработка теории общественного идеала активно продолжалась в советскую эпоху (В.Г.Яценко, А.К.Уледов, В.Е.Давидович, С.В.Туманов,

См.: Маркс К, Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. М.,1999; Плеханов Г.В. Утопический социализм XIX века. М.,1958; Ленин В.И. Государство и революция. М,1984.

2 См.: Поппер К Открытое общество и его враги. В 2-х томах. М.,І992; Вебер М. Избранное: Образ общества. М,1994; Дюркгейм Э. Социология. М.,1995; Лосский И.О. Характер русского народа Франкфурт, 1957; Миллс Р. Властвующая элита. М.,1959; Парсонс Т. О социальных системах. М ,2002; Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.,1997; Турен А Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М.,1998; Ролз Дж Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М.,2001; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.,1989; Зиновьев А А На пути к сверхобществу. М.,2000; Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М,1993, Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.,2003; Попов ВД Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. М.,1997; Жовтун Д Т. Проблемы взаимодействия государства и гражданского общества //Социология власти 2001. № 2.

Е.М.Амелина, Н.И.Ропаков1). В постсоветский период существенный вклад в данную проблематику внесли М.К.Горшков, А.В.Скоробогатько, В.Н.Жуков, Т.Б.Иванова, А.В.Карташов, И.М.Ненина, А.В.Трухан2. Научные работы указанных авторов предоставили обширный материал для анализа различных концепций общественного идеала, помогли осмыслить основные исторические этапы формирования российского общественного идеала.

Научно-практический уровень. Из зарубежных авторов, вплотную подошедших к необходимости исследования и решения проблемы воздействия информационной политики на общественный идеал, следует назвать Д.Белла, М.Кастельса, Н.Лумана, С.Московичи, Ю.Хабермаса, Ф. де Сос-сюра, П.Бурдье3. Из отечественных авторов эту проблему в различной степени освещали А.А.Зиновьев, А.С.Панарин, С.Г.Кара-Мурза, В.К.Егоров, М.Г.Анохин, Ф.Д.Демидов, О.И.Карпухин, Э.Ф.Макаревич, В.Л.Романов, А.П.Федоркина, В.Н.Дахин, Б.А.Душков, Т.Г.Добросклонская, Н.Д.Казакова, Л.Н.Тимофеева, М.Ю.Мартынова, Т.Г.Богатырева,

1 См.: Яценко В Г. Категория нравственного идеала в марксистко-ленинской этике.
Дисс... канд. филос. наук Киев, 1966; Уледов А.К. Структура общественного сознания.
М.,1968; Давидович В.Е Теория идеала. Ростов-на-Дону, 1983; Туманов СВ. Диалек
тика развития общественного идеала Дисс... канд. филос. наук. М.,1982; Амелина Е.М.
Общественный идеал как категория исторического материализма. Дисс... канд. филос.
наук. М.,1983; Ропаков НИ. Цель и целеполагание в общественном развитии. Дисс...
докт. филос. наук М ,1984

2 См.: Горшков М К. Трансформация ценностного сознания Россиян //Массовая ком
муникация в современном мире. Сб. статей. М.,2003; Скоробогатько А.В. Проблема
общественного идеала в русской социальной философии. Дисс... докт. филос. наук.
СПб.,2004; Жуков В.Н Общественный идеал России в социальной философии славя
нофильства Дисс . докт. филос. наук. М.,2000; Иванова Т.Б. Общественный идеал в
русской социальной мысли начала XX века: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков,
П.И.Новгородцев, С Л.Франк. Дисс... канд социол. наук. СПб.,1998; Карташов А.В.
Социальный идеал в системе духовных факторов развития общества. Дисс... канд. фи
лос. наук. Саранск, 2000, Ненина И.М. Социальный идеал и утопия в культурно-
исторических ситуациях общественного развития. Дисс... канд. филос. наук. Красно
ярск, 2004; Трухан А В. Общественный идеал в структуре идеократического сознания:
реконструкция и интерпретация. Дисс... канд. филос. наук. М., 2003.

См.: Белл Д Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования М ,1999, Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М,2000; Луман Н. Власть. М.,2001; Московичи С. Машина, творящая богов. М.,1998, Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.,2000; Соссюр Ф Труды по языкознанию. М.,1977; Бурдье П. Практический смысл. СПб.,2001.

12 О.А.Митрошенков1, теоретики и практики журналистики

С.Г.Корконосенко, А.И.Соловьев, М.Ф.Ненашев, М.В.Шкондин,

Е.П.Прохоров, Л.Г.Свитич, А.А.Тертычный, И.И.Засурский, П.Н.Киричёк,

В.В.Силкин, Б.Н.Головко, С.В.Коновченко, А.Г.Киселёв , специалисты в

сфере теории и практики информационной политики В.Д.Попов,

В.В.Воробьёв, А.В.Шевченко, Е.П.Тавокин, С.Г.Маслюк, О.В.Коротеева,

Т.П.Сухомлинова3. Труды перечисленных авторов оказали существенную

помощь при изучении общественного идеала как фактора формирования

См.: Зиновьев А А. Идеология партии будущего. М.,2003; Панарин А.С. Искушение глобализмом. М ,2002; Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. В 2-х книгах. М.,2002; Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М.,2002; Анохин М.Г. Политические системы, адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). М.,1996; Анохин М.Г., Демидов Ф.Д, Кононенко А.В. и др. Технологии в политике и политико-административном управлении. М.,2005; Карпухин О.И., Макаревич Э.Ф. Влияние на человека: Историко-социологический взгляд. М.,2000; Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность. М.,2003; Федоркина А.П. Феномен сознания в контексте психоаналитики. М.,1997; Дахин В.Н. Формирование дуализма общественно-политической жизни в России. М.,1994; Душков Б.А. Ноопсихосоциоло-гия народов и эпох (архитипическая классификация). М.,2001; он же. Социологическая психология М ,2005; Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиа текстов. М.2000; Человек и социум на рубеже тысячелетий: Сб. науч. статей /Отв. ред Н.Д.Казакова. М.,1999; Тимофеева Л.Н Власть и оппозиция: взаимодействие, взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникация. М.,2004; Мартынова М.Ю. Политическая элита России на рубеже XXI века Архангельск, 2001; Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие. М,2001; Митрошенков О.А. Политическая эпистемология. М.,2004.

2 См.: Корконосенко С.Г Основы журналистики. М.,2004; Политические коммуникации
/Под ред. проф А И Соловьева М.,2004; Ненашев М.Ф. Вопросы читателя - ответы из
дателя. М.,1989, Шкондин М.В. СМИ как коммуникативная и информационно-
производящая система М ,2002; Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. М.,2005; Сви-
тич Л.Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов.
Дисс... докт. филол наук. М ,2002; Тертычный А.А. Расследовательская журналистика.
М.,2002; Засурский И И. Реконструкция России: Масс-медиа и политика в 90-ые.
М.,2001; Киричек П Н., Федотова О В. Этика журналиста. Саранск, 2004; Силкин В.В.
Информация и коммуникация в системе государственной службы (социально-
информациологический анализ) Саратов, 2005; Головко Б.Н. Информационный ме
неджмент массовой коммуникации. М.,2005; Коновченко СВ., Киселёв А Г. Информа
ционная политика в России М ,2004.

3 См.: Попов В Д Информациология и информационная политика. М.,2003; он же. Со
циальная информациология - наука XXI века (проблемы становления и развития).
М.,2004; он же. Коммуникативно-ментальная идентичность в судьбе российских ре
форм. М ,2005; Воробьев В В. Менеджмент в социальной информациологии. М.,2005;
Шевченко А В. Информационная устойчивость политической системы. М.,2004; Таво-
кин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России.
М.,2005; Идеология и практика государственной информационной политики в совре
менном российском обществе /Под ред проф. С Г.Маслюка. М.,2004.

13 государственной информационной политики, при разработке принципов и

механизмов воздействия информационной политики на общественный идеал. Резюмируя изложенное, следует отметить, что обозначенная тема при всей своей актуальности и практической значимости в политической науке, социологии, журналистике остается слабо сфокусированной, недостаточно изученной и разработанной.

Гипотеза научного исследования. Для решения обозначенной научно-практической проблемы и вытекающей из нее научной задачи автором предлагается теория, в основе которой лежит представление о синкретизме общественного бытия и общественного сознания на основе включенности в поле их взаимодействия феномена общественного идеала как фактора социального целеполагания. Качественные аспекты этого взаимодействия напрямую зависят от содержательной стороны информационной политики, проводимой государством с помощью средств массовой информации и коммуникации. Невключенность общественного идеала в управленческую деятельность высших эшелонов государственной власти приводит к возникновению противоречия между интересами политической элиты и народа, которое в социальной практике трансформируется в негативные явления в политике, экономике, культуре, провоцирует разрыв информационно-коммуникативного пространства, не позволяет обществу и государству полноценно функционировать и развиваться. Важным теоретическим шагом к преодолению противоречия интересов, ценностного раскола и коммуникативного разрыва между властью и обществом является разработка концепции государственной информационной политики. Предлагаемая диссертантом концепция состоит из трех компонентов: теоретической базы, принципов формирования и механизмов воздействия на идеалы общества и элиты.

В рамках выдвинутой гипотезы формулируется концептуальная модель оптимального «присутствия» общественного идеала в системе государственного управления, детерминированная следующими постулатов-

14 ными положениями: общественный идеал является мотивационным ядром

жизнедеятельности социума, управленческой парадигмой государственной власти, важнейшим информационно-политическим ресурсом трансформации российского общества, ключевым фактором формирования государственной информационной политики и - одновременно - объектом ее воздействия с целями защиты, реабилитации и корректирования в современных условиях социального развития.

Цель диссертации состоит в разработке теории общественного идеала как объекта информационной политики.

Для достижения этой цели были определены следующие исследовательские задачи:

теоретически обосновать необходимость исследования общественного идеала как объекта воздействия государственной информационной политики;

выявить коммуникативную природу общественного идеала;

изучить структуру общественного идеала;

выделить основные факторы формирования общественного идеала в России;

обосновать необходимость исследования социальной дестабилизации как негативного фактора общественного развития; предложить пути вывода российского общества из этого состояния;

выявить тенденции развития мирового социума, позволяющие выстраивать российской государственной власти адекватную информационную политику в условиях глобализации;

определить концептуальные подходы формирования и реализации государственной информационной политики в отношении идеальной сферы общества;

сформулировать теоретическую базу для разработки принципов и механизмов воздействия российской государственной информационной политики на общественный идеал;

- разработать принципы и механизмы воздействия российской государственной информационной политики на общественный идеал.

Объект исследования: общественный идеал в информационно-коммуникативном пространстве России.

Предмет исследования: объектно-факторное взаимодействие общественного идеала и информационной политики.

Методологические основания исследования. Разработка теории общественного идеала как объекта информационной политики велась с применением социально-информациологического подхода, акцентирующего внимание на изучении информационно-коммуникативных отношений, возникающих в процессе взаимодействия между властью, СМИ и обществом. Поскольку предлагаемое исследование носит междисциплинарный характер, то методологические основания включали в себя различные научные подходы, парадигмы, принципы, законы, представленные в контексте социально-информациологического подхода. В работе использовались: системный, субстратный, онтологический, аксиологический, функциональный, культурологический, психолого-социологический, социально-психологический подходы; синергетическая, немарковская, рефлексивная, мотивационная парадигмы; принципы целостности, дополнительности, методологического плюрализма; законы диалектики.

Теоретические основания исследования. При решении обозначенных исследовательских задач диссертант использовал общественно-научные, гуманитарные теории, концепты, модели: политологические: общественного договора и гражданского общества классического, неклассического и постнеклассического периодов развития науки, социальной инженерии К.Поппера, коммуникативной природы власти Ю.Хабермаса и Н.Лумана, социальной и социально-информациологической аномии А.С.Панарина и В.Д.Попова; социально-философские: общественного идеала Вл.С.Соловьева, П.И.Новгородцева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.Е.Давидовича, общественного сознания А.К.Уледова, идеалоправства

Н.С.Трубецкого и П.Н.Савицкого, сверхобщества А.А.Зиновьева; исторические и культурологические: культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, «осевого времени» К.Ясперса, смены культурных эпох П.Сорокина, этногенеза Л.Н.Гумилева, «глобальной деревни» М.Маклюена, постиндустриального общества Д.Белла, иерархического персонализма Н.О.Лосского, габитуса П.Бурдье, симулякров Ж.Бодрийяра; социально-экономические, капиталистического производства К.Маркса, информационного капитализма М.Кастельса, либертаризма Ф.Хайека и М.Фридмана; экономической глобализации Дж.Стиглица; психологические: стресса Г.Селье, «обученной беспомощности» М.Селигмана, самоактуализации А.Маслоу, психологических типов К.Г.Юнга, информационную теорию эмоций П.В.Симонова. В диссертации использовался категориальный аппарат политологии, социологии, социальной философии, культурологии, социальной психологии, социального психоанализа, журналистики как политической науки, других наук и научных направлений.

Эмпирическую базу работы составили материалы всероссийских социологических исследований, получившие авторскую интерпретацию в соответствии с целью и задачами диссертации. Исследования проводились на территории России в период с 2001 по 2005 гг. по репрезентативным (от 1500 до 3000 человек) выборкам, по темам:

«Новая Россия: десять лет реформ». Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук. 2002 г.

«Богатые и бедные в современной России». Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук. 2003 г.

«Ценности социальной справедливости в массовом сознании россиян». Социологический центр Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 2004 г.

«Российский средний класс: динамика изменений (1999-2003 гг.)». Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук. 2004 г.

«Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? (1998 - 2004 гг.)». Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук. 2005 г.

«Собственность в жизни Россиян: домыслы и реальность». Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук. 2005 г.

«Бюрократия и власть в новой России: позиция населения и оценка экспертов». Центр комплексных социальных исследований. Институт социологии Российской академии наук. 2005 г.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Глубокий системный кризис, катастрофическая демографическая ситуация, в которой находится современная Россия, стагнация экономики, упадок нравственности, фактическая деградация социальной сферы, коррупция на всех уровнях государственной власти, другие негативные социально-политические факторы предопределили необходимость создания теории, связывающей историческое выживание российской нации с реализацией на практике ее общественного идеала, на основе которого - через государственную идеологию и информационную политику - целесообразно выстраивать систему эффективного государственного управления.

  2. Общественный идеал в явной или скрытой форме присутствует у каждой нации без исключения. Задача науки - выявить истоки и объективную обусловленность общественного идеала, описать его структуру, особенности формирования и перспективу развития. Задача государственной власти состоит в том, чтобы в критический для нации период времени создать условия для максимально возможной практической реализации общественного идеала в виде позитивной идеологии, в основе которой находятся единые для нации, поддержанные и одобренные большинством, стратегические цели развития.

3. Общественный идеал выполняет две важнейшие социальные
функции: мотивационную и коммуникативную. С одной стороны, он от
ражает ценностные, смыслообразующие ориентиры общества, является

18 фактором социального целеполагания (показывает возможное, желаемое

направление эволюции социума), с другой - способствует осуществлению

в обществе конструктивной социально-политической коммуникации на

всех уровнях, но только в том случае, если он одинаково «властвует» над

всеми слоями общества, включая элиту.

  1. В современной России между собой борются две стратегические идеи общественного устройства: 1) либерально-индивидуалистическая, в значительной степени отражающая взгляды верховной власти, элиты; 2) коллективистско-патерналистская, отражающая мировоззрение и мироощущение народа. Каждая из идей провоцирует создание автономного информационно-коммуникативного пространства, вследствие чего возникает разрыв единого информационно-коммуникативного пространства страны, что не позволяет государству и обществу полноценно функционировать и развиваться.

  2. Для преодоления коммуникативного разрыва необходимо, во-первых, скорректировать курс развития страны в сторону практической реализации традиционных для России фундаментальных ценностей (но с учетом общецивилизационных законов) и, во-вторых, разработать концепцию государственной информационной политики, основное предназначение которой состоит в формировании и информационном сопровождении новой консолидирующей государственной идеологии, отражающей общественный идеал России и учитывающей глобальные социальные тенденции. Новая государственная идеология призвана помочь восстановлению единого информационно-коммуникативного пространства страны, способствовать эффективной коммуникации между властью и народом, различными элементами общества.

  3. Концептуальная модель оптимального «присутствия» общественного идеала в системе государственного управления предполагает следующее: общественный идеал является мотивационным ядром жизнедеятельности социума, управленческой парадигмой государственной власти,

19 важнейшим информационно-политическим ресурсом трансформации российского общества, фактором формирования государственной информационной политики, но одновременно он является и основным объектом воздействия государственной информационной политики. Выделяются три основные цели воздействия информационной политики на общественный идеал: 1) защита общественного идеала от негативных информационных воздействий; 2) восстановление ценностного ядра общественного идеала после негативных воздействий; 3) корректирование общественного идеала в соответствии с требованиями сохранения целостности, суверенитета России при вхождении в глобальное сверхобщество, а также в соответствии со стратегическими социальными прогнозами.

7. На основе социально-информациологического подхода постулируются теоретико-прикладные принципы формирования государственной информационной политики и в качестве важнейшего механизма информационно-политического воздействия на общественный идеал предлагается создание специальной государственной структуры, состоящей из двух блоков: а) информационно-аналитического, назначение которого - разработка государственной информационной политики; б) журналистского, призванного реализовывать эти разработки на практике.

Научная значимость исследования обуславливается необходимостью разработки теоретических основ стратегии развития российского социума - как в целом, на уровне универсальных концептуальных подходов, так и в частности, на уровне специализированных методик, пригодных для использования в современной России. Другим важнейшим научным направлением, где могут быть использованы результаты исследования, является методология исследования информационно-коммуникативного пространства социума. И наконец, третьим научным направлением, в котором могут быть задействованы материалы исследования, является социальная информациология, активно разрабатываемая современными учеными-обществоведами (политологами, социологами, социальными психолога-

20 ми). Результаты исследования могут быть использованы в социальной философии, политической философии, политологии, истории, других общественно-научных дисциплинах.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его результаты в различных сферах и на различных уровнях государственного управления, в первую очередь, в государственном управлении информационно-коммуникативной сферой общества, которая в значительной степени определяет содержание социальной психики, призвана способствовать развитию духовной сферы, культуры социальных отношений. Сегодня остро встает вопрос о выработке государственной информационной политики, адекватной ценностным ориентирам, менталитету, общественному идеалу россиян, глобальным вызовам последних десятилетий. Предложенная концепция государственной информационной политики содержит практические рекомендации, направленные на сохранение и корректирование общественного идеала россиян, адаптацию российского общества к процессам глобализации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ по специальности «Государственное и муниципальное управление», предназначенных для повышения профессиональной квалификации государственных служащих.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечены применением общепризнанных в науке методов, принципов, подходов, ключевых положений политологии, социологии, социальной психологии, социального психоанализа, социальной информацио-логии; использованием законов ментальной, экономической, информационной идентичности; репрезентативностью эмпирической базы исследования, представленной всероссийскими социологическими опросами по темам, имеющим отношение к проблематике диссертации; высокой корреляцией выводов автора с результатами исследований наиболее видных философов, ученых, специалистов-практиков в сфере общественного идеала и информационной политики.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на международной научно-практической конференции «Информационные факторы динамического развития общества» (Москва, 2004 г.), всероссийских ежегодных научно-практических конференциях, проводимых факультетом журналистики Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (2002, 2003 гг.), межкафедральных методологических семинарах и «круглых столах» Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, 2001 - 2005 гг.). Рекомендации и предложения, сделанные автором в составе научно-преподавательских коллективов РАГС, учтены при разработке ресурсного обеспечения государственной службы в рамках федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)». Результаты исследования использованы при разработке и преподавании учебных дисциплин «Государственное управление и информационные процессы», «Теоретико-методологические основы журналистики как политической науки», «Основы теории политической коммуникации», «Система масс-медиа и журналистика», а также авторского спецкурса «Служебная карьера специалиста по работе с информацией».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Методология исследования общественного идеала

Отечественная теория общественного идеала началась с философии «серебряного века». Понять, что такое общественный идеал пытались такие выдающиеся философы, как Н.К.Михайловский, Вл.С.Соловьев, С.Л.Франк, П.И.Новгородцев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев.

Н.К.Михайловский под общественным идеалом понимал главный, основополагающий ориентир общественного развития. Как мыслитель он поставил для себя следующую важную задачу: создание целостной системы правды, объединяющей действительность и идеал, правду-истину и правду-справедливость1.

Согласно Вл.С.Соловьеву, человечество, утроенное по началам справедливости и всеобщей солидарности, живущее no-Божьи, и есть идеал. В отличие от более позднего С.Н.Булгакова, который занимался преимущественно общественным идеалом России, Соловьев акцентировал внимание на общественном идеале всего человечества, которое должно жить по общим универсалиям2. Впоследствии эта концепция получила название «философии всеединства»3.

С.Л.Франк являлся одним из представителей философии всеединства. Согласно его концепции подлинным идеалом общественной жизни может быть только «живая полнота духовного бытия». Любой отвлеченный отдельный принцип: идеал свободы, солидарности или порядка, - не вмещая в себе полноты всеединой духовной жизни, не может служить идеалом. В своей работе Франк разработал «принцип иерархизма» общественного идеала, согласно которому первичными являются начала служения, солидарности и свободы, вторичными от них - начала иерархизма и равенства, консерватизма и творчества, планомерности и спонтанности1.

П.И.Новгородцев определил общественный идеал как «общая и обязательная норма», «требование вечного совершенства», «тоска по безусловному совершенству», имея ввиду, конечно же, совершенство общественного устройства, к которому можно прийти только через совершенствование личностное2. Правовед Новгородцев в своем построении теории общественного идеала в первую очередь исходил из интересов личности, которые в совокупности формируют интересы общества и государства.

С.Н.Булгаков определял идеал как «судящий и обличающий закон», как «императив, указывающий должное»3. Исходя из религиозного понимания общества Булгаков разрабатывает свою концепцию общественного идеала путем соединения православия с социалистическими идеями («христианский социализм»)4.

Н.А.Бердяев вообще не проводил различия между понятиями «социальная утопия» и «общественный идеал». Он писал: «Я употребляю слово «утопия» совсем не для обозначения неосуществимости, а лишь для обозначения максимального идеала»5. В одной из своих ключевых работ он писал: «В иерархии духовных ценностей первое место принадлежит личности, второе место обществу и лишь третье место государству»1. Тем не менее, Бердяев считал, что идеальным обществом является такое, где общественные блага будут достоянием каждого, и все будут жить счастливо, опираясь на взаимную помощь. Позднее его концепция общественного идеала была обозначена как «персоналистический социализм»2.

В советскую и постсоветскую эпоху разработка теории общественного идеала получила свое естественное продолжение.

В.Е.Давидович определил этот термин как «манящий ориентир, на который равняются люди в своей деятельности». По Давидовичу, идеал -это «та цель, которая детерминирует направленность деятельности, задает ей вектор», «цель, понимаемая как высшее благо», «идея, представленная как цель и ценность», «форма предельного целеполагания». Исследователь выделял несколько типов идеалов - научный, политический, нравственный, правовой, эстетический, философский, а также религиозный и атеистический3.

Р.Е.Селеверстов определяет общественный идеал как «образ совершенного состояния общества, в котором находят свое разрешение коренные противоречия социальной действительности»4, а также как «образ гармоничного общества и присущих ему гармоничных отношений, взятых в единстве»5.

С.В.Туманов определил общественный идеал как «образ совершенных общественных отношений, взятых в их совокупности»6. Ученый выделил несколько функций общественного идеала: а) прогнозирования меры объекта; б) оценочную; в) нормативно-систематизирующую; г) программную, а также несколько исторических типов общественного идеала: 1) раннехристианский, обещающий блаженство на небе; 2) буржуазный, декларирующий равные возможности для частного преуспевания; 3) коммунистический, связывающий благополучие общества с обеспечением всестороннего и гармоничного развития каждого его члена1.

Согласно Т.Б.Ивановой, по своему содержанию общественный идеал представляет собой «набор ключевых ценностей, характеризующих конечную цель общественного развития, достижение которого осуществляется через структуру общественного идеала, формируемого на основе интересов, запросов и социальных ожиданий конкретных членов общества, различных социальных групп, классов и слоев»2.

Коммуникативная природа общественного идеала

Авторский тезис о власти общественного идеала над жизнью социума и жизнью отдельных людей, положенный в основу данного параграфа, вытекает из анализа работ классиков евразийства (Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий) о необходимости идеи-правительницы, идеалоправства, идеократии в жизни общества, и в первую очередь общества российского1, исследований Н.Лумана и Ю.Хабермаса о коммуникативной природе власти, А.С.Панарина о духовной власти общества.

Н.С.Трубецкой в 1935 году в одной из своих статей высказал предположение, что общая мировая тенденция предполагает смену демократического строя на строй идеократический. Под демократией он понимал строй, в котором правящий слой (элита, чиновничество) отбирается по признаку популярности в широких кругах населения, причем основными формами отбора являются избирательная кампания в политике и конкуренция в экономике. Под идеократией Трубецкой понимал строй, в котором правящий слой отбирается по признаку преданности одной общей идее-правительнице (общественному идеалу). При этом широкая популярность властной элиты не обязательна1.

Если эту тенденцию наложить на мировую историю, а также на историю Россию, то прогноз Трубецкого подтверждается: демократия все больше подменяется идеологией, и происходит это в первую очередь в странах Запада, где принципы демократического устройства, получили наибольшее практическое воплощение. Известный российский исследователь Запада А.А.Зиновьев пишет о глубокой идеологизации современного западного общества, которая по своим масштабам и силе не уступает, а в чем-то даже и превосходит пропагандистскую машину сталинской эпохи. И эта идеологизация с каждым десятилетием только усиливается, что хорошо иллюстрируется всякого рода информационными кампаниями против стран «оси зла», «недемократических режимов», «тоталитарного прошлого» России и других «иных» стран и цивилизаций. У западной цивилизации, во главе которой стоят США, есть четкая идея-правительница, которая подчиняет себе политическую и культурную жизнь общества - развитие либерализма и насаждение «колониальной демократии» во всем остальном мире. Эта идея, по мнению Зиновьева, значительно усиливает си-лу и могущество Запада .

Идея либерализма властвует над западным обществом и стремится властвовать над всем миром. У России на настоящий момент нет идеи-правительницы, которая являлась бы объединяющим и целеполагающим фактором для правящей элиты и для всего российского общества. Современная Россия находится в состоянии идеологического безвластия - этот факт признается как лево-патриотической, так и демократической оппозицией, и с этим фактом приходится считаться и самим властям, и народу.

Как отмечал в свое время Н.С.Трубецкой, без «идеи-правительницы» невозможно осуществлять эффективное управление обществом, цель которого - «сбережение народа» (А.И.Солженицын) и «приумножение богатств нации» (А.Смит). Если данная цель не осуществляется, то управление можно считать неэффективным. Или наоборот, его можно считать сверхэффективным, - при условии, что управление осуществляется извне, и его целью является уничтожение иной цивилизации. Сегодня ни один здравомыслящий политик не может дать гарантию, что Россия в ближайшее время не попадет или уже не попала в так называемую «ось зла», к которой администрация США относит страны с неугодными политическими режимами.

Еще раз подчеркнем: общественный идеал мы рассматриваем как власть, организующую жизнь социума и, как следствие, жизнь отдельных людей. Власть как социальный механизм осуществляет целый ряд общественных функций, но одна из важнейших функций власти, по мнению немецкого философа Ю.Хабермаса, является функция коммуникации1. Как отмечают В.Д.Попов и В.С.Фёдоров, власть, с одной стороны, имеет коммуникативную природу, а с другой, - сама есть источник и средство коммуникации2. Н.Луман пишет: власть есть «управляемая кодом коммуникация». Ученый отмечает: «Приписывание власти тому, кто ею обладает, регулируется данным кодом с такими далеко идущими последствиями, которые требуют усилия мотивов подчинения ей, ответственности, институа лизации, обращения к ней с требованиями перемен и т.д.»1

Согласно теории Лумана: 1) власть может существовать только как коммуникация; 2) коммуникация осуществляется посредством кодирования и декодирования информации; 3) общество не может существовать вне властных институтов именно потому, что эти институты вынуждено обеспечивают в обществе коммуникацию.

Из этих причинных детерминант вытекает три основных следствия: 1) при отсутствии власти или при ее ослаблении в обществе нарушаются коммуникативные связи; 2) при нарушении или разрыве коммуникативных связей общество перестает существовать как единое целое; 3) если власть не способна обеспечить в обществе коммуникацию, она, по сути, перестает быть властью этого общества, - возникает состояние, которое А.С.Панарин назвал «аномией» - состояние автономного существования властных структур и народа: власть сама по себе, народ сам по себе .

Общественный идеал, на взгляд автора, есть форма духовной власти народа, обеспечивающая следующие важнейшие социальные функции:

- создает единое пространство коммуникативных кодов, дешифруе мых, понимаемых всеми членами общества;

- способствует осуществлению массовой и специализированной коммуникации на горизонтальном и вертикальном уровнях, оптимизирующей процесс обмена информацией между различными ветвями и этажами власти, между властью и обществом, при условии, что власть не игнорирует общественный идеал, не считает его враждебным, порочным или чуждым.

Влияние западноевропейских социальных идей на судьбу России

В России всегда было сильно влияние западноевропейских социальных идей. В первую очередь это такие крупные идеи, как идея просветительства (на основе которой впоследствии развилась идеология Просвещения), идея либерализма и идея марксизма (в более мягкой форме - идея социал-демократии), очень тесно между собой взаимосвязанные, в своем синтезе породившие идею демократии западного типа, наиболее полно выраженную в идеологии гражданского общества и правового государства. Именно эти три фундаментальные западные идеи оказывали и продолжают оказывать значительное влияние на формирование общественно-политического и экономического устройства современной России.

Идея просветительства всех социальных слоев населения, включая самые низшие слои, напрямую связана с зарождением и развитием на Западе науки современного типа - способа познания окружающего мира, предполагающего обязательную проверяемость постулируемых тезисов на практике. Идея научного просветительства зародилась как социальный антитезис к религиозным догматам и христианской схоластике и была самым непосредственным образом связана с развитием в Европе капиталистических отношений (XVI - XVIII вв.), разрушающих феодальный уклад в экономике и обеспечивающих этот уклад идеологией христианской государственной теологии.

Идея просветительства по своей глубинной сути была очень проста. Она сводилась к трем основным пунктам: 1. Мир познаваем, все тайны природы подлежат разгадке, а для этого нужна наука, а не религиозная схоластика. 2. Перед истиной все равны. 3. Каждый гражданин имеет право на образование, собственность и карьеру.

Среди европейских просветителей были как атеисты (К.Гельвеций, Вольтер, Д.Дидро), так и люди верующие (Х.Вольф, М.Мендельсон). Но общая установка на приоритет научного познания была единой. Наука представлялась как универсальная панацея от религиозного фанатизма и массового невежества - как методологическая основа строительства нового общества свободных предпринимателей, не скованных христианской традицией нестяжательства и правовыми нормами феодального строя.

Идеология Просвещения стала активно вытеснять сакральное мироощущение эпохи средневековья. М.Вебер в своем фундаментальном труде «Протестантизм и дух капитализма» пишет: «Спасение не в церкви, а в Боге, и чем меньше посредников между Богом и человеком, тем лучше»1. С Богом как всевышней инстанцией появилась возможность выстраивать индивидуальные договорные отношения, не прибегая к услугам церкви и работающих в ней посредников между Богом и человеком.

Идея просветительства, как идея разрушения сакрального, явилась идеологическим тараном средневековой иррациональной веры в ценности бытия, проповедуемые Христом - ценности нестяжательства, мира и общего людского братства. Этот секулярный поворот от сакрального к обыденному, от священного к договорному определил путь развития Западной цивилизации на многие столетия вперед.

Идея либерализма (от лат. liber - свободный), под которой в первую очередь понималась свобода предпринимательства и частной собственности, а также идея устранения государственного вмешательства в рыночные отношения (что являлось сутью классического капитализма по А.Смиту), была тесно связана с идеей просветительства. Эти две идеи были взаимозависимы: идея просветительства проливала «благородный свет» на идею либерализма, придавала ей в глазах общественности легитимность. Идея либерализма в свою очередь давала надежду любому без исключения члену общества через образование и личную инициативу сделать карьеру, поучаствовать в управлении государством или просто разбогатеть.

Мысль о том, что «каждый чистильщик сапог может стать миллионером» зародилась в эпоху буржуазных революций, прокатившихся по Европе в XVI - XVIII века (сам термин «либерализм» появился лишь в начале XIX века). Идея всеобщей свободы, братства и равных возможностей, наиболее ярко воплощенная в идеологии Французской революции, была настолько пленительна, что увлекла за собой миллионы людей самых разных сословий. Это был политический Ренессанс поздней Античности, когда раб мог превратиться в вольноотпущенного, а вольноотпущенный - в полководца, крупного торговца или трибуна. И было вовсе неважно, какой процент от общей массы «чистильщиков сапог» действительно становился миллионером. Было важно наличие самой возможности «человеку с улицы» проникнуть в иные, более высокие слои общества - если не в аристократы, но хотя бы в купцы или промышленники. Крестьянину хотелось быть купцом, ремесленнику - свободным предпринимателем, владельцу промышленного цеха хотелось быть политиком и участвовать в управлении государством. Революция все это обещала. Она предлагала новый план социального устройства, согласно которому каждому гражданину разрешалось шагать вверх по социальной лестнице. Это было настолько пленительно, что к концу XVIII века практически вся Европа стала буржуазной.

Социально-информациологический подход к формированию механизмов воздействия информационной политики на общественный идеал

Важнейшим научным подходом к формированию механизмов воздействия информационной политики на общественный идеал является со-циально-информациологический подход.

Как отмечалось в первой главе, социальная информациология - общественная наука, специализирующаяся на исследовании влияния информационных потоков на структуру и динамику развития социума и акцентирующая внимание на изучении информационно-коммуникативных отношений, возникающих в процессе взаимодействия между различными элементами социума, властью, народом и СМИ.

Объектом социальной информациологии является «социальная информация и коммуникация, отражающая, прежде всего информационно-коммуникативные отношения в социуме с помощью «логоса», и законы, выражающие сущностные связи данных отношений», предметом - «тенденции, закономерности и законы развития информационно-коммуникативных отношений и механизмы их проявления, методы сознательного использования в практике управления, прежде всего в государственном менеджменте»1.

Таким образом, спецификой предмета социальной информациологии является исследование информационно-коммуникативных отношений, которые есть порождение всей человеческой культуры, начиная с тех древнейших времен, когда человек через мифологическое творчество осознал себя как некую субстанцию, способную познавать и творить.

Диссертант исходит из методологический презумпции единства классической, неклассической и постнеклассическои моделей познания социума. На основе данной презумпции, автором делается вывод, что информационно-коммуникативные отношения, возникающие между властью и обществом, имеют аналогичную «тройную» природу: - классическую (субъект-объектную, тоталитарную, идущую исключительно от власти); - неклассическую (субъект-объектную, манипулятивную, допускающую наличие не только прямых, но и обратных связей между субъектом и объектом управления - властью и обществом); - постнеклассическую (субъект-субъектную, спонтанную, синерге-тическую, идущую не только от власти, но и от общества, может быть, даже в первую очередь от общества).

Любое управленческое решение в сфере информационной политики должно просчитываться с точки зрения единства трех моделей. В противном случае можно получить социальную дестабилизацию, последствия которой могут быть не только неприятными для властей, но и губительными для социума.

Подробнее остановимся на алгоритмах социальной дестабилизации и механизмах ее преодоления при помощи государственной информационной политики с использованием социально-информациологического подхода.

Социальную дестабилизацию можно охарактеризовать, как состояние отсутствия устойчивого позитивного развития общества, сопровождающееся частичным или полным параличом социально-политических институтов, социальными болезнями, стагнацией экономики, недовольством населения, другими негативными социальными факторами. Соответствен но, социальную стабилизацию следует трактовать, как состояние устойчивого позитивного развития общества.

Социальная дестабилизация имеет два противоположных варианта: пассивный и активный. На начальных этапах социальной дестабилизации эти варианты могут принимать идентичные формы, на последующих этапах они радикально расходятся, что будет показано в соответствующей схеме.

Общественный идеал мы относим к прескриптивной информации, поскольку он предписывает предполагаемые нормы общественной жизни. А та информация, которую человек получает в процессе восприятия окружающей действительности, относится к дескриптивной, описательной информации. Если соотношение между идеалами и реалиями (дескриптивной и прескриптивной информацией) не равно единице, то возникает социальная аномия (средства не оправдывают ожидания). Как следствие - теряется «сцепление» между властью и народом, возникает разрыв коммуникатив ного пространства; народ утрачивает конкретные механизмы воздействия на власть1.

2. Социальная аномия, если с ней не бороться, неизбежно порождает социальную фрустрацию, представляющую собой стадию разочарования властью и исходящими от нее инициативами, по принципу: «ничего хорошего от властей не жди».

3. Далее, если ситуация не меняется, наступает социальная апатия, которая характеризуется нежеланием людей участвовать в политической и общественной жизни страны, поскольку такое участие реально их жизнь к лучшему не меняет (люди перестают ходить на выборы, уходят в алкоголизм и наркоманию, бросают всякую попытку делать карьеру, «плывут по течению» и пр.)

4. Социальная атрофия - это предпоследняя и во многом необратимая стадия, наступающая вследствие отсутствия грамотной «социальной инженерии». Данная стадия характеризуется неспособностью значительного числа граждан занимать активную гражданскую позицию, участвовать в политической и общественной жизни, а также неспособностью предпринимать какие-либо попытки радикально менять свою судьбу и судьбу своей страны. М.Селигман такое состояние людей обозначил как «обученная беспомощность»2. Наиболее яркими приметами этой фазы являются хронические безработные, бомжи, а также люди, приспособившиеся к существованию в самом низу социальной пирамиды, смерившиеся с нищетой и бесправием (среди таких людей могут быть люди с высшим образованием и даже с учеными степенями).

Похожие диссертации на Общественный идеал как объект информационной политики