Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Ван Лэй

Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг.
<
Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ван Лэй. Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Ван Лэй; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2010.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1182

Содержание к диссертации

^

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Основные этапы становления и развития китайского

телевидении 16

1.1. Рождение и период расширения рынка китайского ТВ (с 1958 г. по

1980-х гг.) Т.. С-J 18

1.2. Период преобразования ТВ, появление различных жанров и программ

тележурналистики в контексте концепции диалогической телекоммуникации

(90-х гг.) Л....^ 25

1.3. Наступление эпохи теленовостей, приближенных к потребностям

f /4 ^^
аудитории (с начала нового тысячелетия) . 39

Глава II. Творческая конкуренция и новаторство как фактор

современного развития китайского телевидения 46

2.1. Место и роль CCTV (Центральное ТВ) в системе национального

телевидения Китая 48

2.2. Особенности жанров телепублнцистики на китайском телевидении... .56

$2.3. Конкуренция на рынке китайского ТВ на рубеже ХХ-ХХІ веков 93

2.4. Народные новости - путь новаторства и развития местного телевидения

Китая 108

Глава ПІ. Экстраординарность события в качестве стимулятора новых тенденцивй телекоммуникации

(землетрясение и Олимпиада 2008 г.) 127

3.:. КнтайскоеТВ во время землетрясения в провинции Сычуань 128

3,2. КнтайскоеТВ в освещении Пекинской Олимпиады 2008 года 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 156

^

Введение к работе

Телевидение, как молодое средство массовой информации, восприняло функции, методы и формы творчества своих предшественников кино, печати и радиовешания, значительно обогатив их со временем. Среди функционирующих сегодня СМИ телевидение имеет наибольшее влияние на аудиторию, обладает большими возможностями для удовлетворения информационных и рекреативных потребностей человека, эффективно влияет на формирование общественного мнения.

Уже в начале 1960-х годив Вл. Саппак одним из первых ииныюяся объяснить истоки и природу ТВ и определить те качества, которыми так привлекает нас телеэкран. В своей извесгноЙ книге «Телевидение и мы» он разглядел большое будущее телевидения как уникального средства информации и как удивительного, синтетического искусства. Он полагал, что, во-первых, ТВ создает «эффект присутствия», поскольку с его помощью зритель становится свидетелем события в момент его свершения; во-вторых, ТВ достоверно, поскольку, видя воочию событие на экране, зритель может сауостоятельно судить о нем и делать выводы; в-третьих, ТВ интимно, поскольку каждый из зрителей испытывает ощущение, будто именно к нему в дом пришло изображение, именно к нему обращаются с экрана .

Телевидение способно отобразить реальную действительность на экране посредством движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком. Сравнив ТВ с другими средствами художественного выражения и родами публицистики, А. Я. Юровский подтверждает, что в процессе становления и развития ТВ обрело свои собственные, специфические средства и .методы художественного и публицистического отображения действительности: вездесущность, экранность и одновременность . Многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности

1 Саппак R;i. Телевидение и мы. - М: Искусство, 1988. С. 7.

1 Юровский А. Я, БорецкнП Р. А. Основы телевизионной журналистики. - М: Изд-во МГУ,

1966. С. 10

^

телевидения зависят от этих признаков. Г. В. Кузнецов считает, телевидение приобретает следующие социальные функции: информационные, культурно-просветительские, интегративные, социально-педагогические, организаторские, образовательные и рекреативные . По мпеиито китайского специалиста И Юн, ТВ выполняет следующие функции: информационную, пропагандистскую политики власти, просветительную и развлекательную .

Актуальность исследования обусловлена подъемом Китая в экономической области и активными действиями на мировой арене. На таком политико-экономическим фоне и.шиш.и;л облик кміайсміл СМИ, и особенно іелевидения, который необходимо сравнить с их уровнем в предыдущие годы и исследовать в новых условиях.

Телевидение в Китае является основной национальной медиасистемой. Внедрение рыночной экономики в сферу китайского телевещания привело к бурному развитию многопроіраммности китайского телевидения. Появилось значительное число новых телеканаюв, что создало для аудитории ситуацию выбора телепросмотров. Это также является актуальным полем исследования.

Сейчас китайское телевидение является важной частью мировой телгвизионной системы и оказывает влияние на развитие международной коумуникации. Исследования китайского ТВ в этом контексте также актуально необходимы.

В настоящее время существует проблема для СМИ Китая и ТВ как составной его части - это попытка гармонично увязать развитие экономической и идеологической составляющих СМИ, то есть предоставление экономических свобод без утраты идеологического контроля, либерализация r сфере экономики и духовной культуры. Хотя в Китае такой широкой свободы, особенно во втором случае, еще полностью не

См. Телевизионная журі гал истика: учебник. 5-е изд., персраб. и доп./ рескоя,: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, АЛ. Юровский. - М.: Изд-во Моск. Ун-та: Наука, 2005. С.40-52. 2 И Юн. Классификация телевизионных программ // «Телевизионное искусство». 2002. No. 1.С. 15. (на кит. яз.: И Юн. Дяньши цзгмудэ лэйенн. //«Даньши ишу»).

предоставлялось, ее пытаются постепенно вводить. Вместе с тем в китайских средствах массовой информации также постепенно обнаруживается немало изменений, связанных с открытостью информации и повышением степени свободы слова в журналистике, что влияет и на повышение общего уровня духовной культуры при условии устранения крайних проявлений либерализации в тематике, а также некритического заимствования западных жанровых форм.

Объект исследования. Объе:<том исследования является китайское іслсвидєшіс с 80-л j і. XX иски ни иасюищее прем».

Предмет исследования* Предметом исследования являются проблемы программирования, тематических и жанровых изменений телепередач, которые проявляются в последние 30 лет, в контексте экономических и политических реформ, происходящих в стране, а также в условиях интенсификации процессов глобалшации.^^^

Степень научной разработанности темы. Во время работы над диссертацией автор использовала многочисленные российские, китайские, и другие зарубежные источники, связанные с данной темой.

В первую очередь, в данной диссертации историческая и теоретическая база в области тележурналистики связана с трудами видных русских учёных: Вл. Саппака , Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского, Р. А. Борецкого (под общ. ред., «Телевизионная журналистика») г , Е. Л. Вартановой, М. И. Гутовой, В. Л. Иванинкого (пол общ. ред., «Энциклопедия мировой индустрии СМИ») J , Н. А. Голядкина ' ,

1 Сшінак Вл. Телевидение и мы. -М: Искусство, 1988. - 167 с.

1 Телевизионная журналистика: учебник. 5-е изд., лерераб. и доп./ редкая.: Г.В. Кузнецов,

ВЛ. Цвнк, А.Я. Юровский. - М: Изд-во Моск. Ун-та: Наука, 2005. - 368с.

3 Энциклопедия мировой индустрии СМИ: Учеб.пособме для студентов вузов /

&JI. Вартанова. М.И. lymoea, ВЛ. Ивапвцшп; Под ред. ЕЛ. Вартапотй. - М.: Аспект

Пресс, 2006.-376 с.

Гояядкин НА. История отечественного и зарубежного телевидения. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 144 с.

А. А. Грабельникова , В. M. Горохова (под ред., «Методы журналистского творчества») .

егских и

Теоретические исследования в области телевидения сов российских учйных оказали большое воздействие на развитие научной мысли китайских теоретиков в этой области. Так, например, большое значение имеют работы китайских специалистов: Го Шэньчжи \ Фан Ханьци 4. Чжао Юймин s. На исследования развития современного китайского ТВ оказали влияние следующие китайские авторы: Цао Пэн , Кун Линшунь , Пэн

I [,:;.-:!: і ( ХуШІ ІДліНЙфші , Bdtl ЛшіЬЧЖу , ЛзЙ ЮСЦЗС

Для изучения подходов к применению теории массовой коммуникации, концепций современной телекоммуникации в практике китайского

1 Граоеяытков А. А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать
литспустя: Моної-рафия. -М.: Изд-во РУШ, 2008. -341 с.

2 Методы журналистского іворчесгва Под ред. В.М. Горохова. ~ М.: Изд-во Моск. Ун-та.
1982.-150 с.

3 Го Шэньчжи. История китайского ТВ. — Пекин: Изд-во культура и искусство, 1997.

- 320с. (яа хим. яз.: Го Шэньчжи. Чжунго цяньшнши. - Пекин: Вэньхуа ишу чубаншэ).

4 Фай Ханьци. История СМИ Китая. - Пекин: Изд-во Универсіпет Народов Китая, 1995.

- 530с (на кит. яз.: Фан Ханьци. Чжунго зиньвэнь чуаньбошн. - Пекин: Чжунго жэнминь
дасюе чубаньшэ).

Чжао Юйлтн. История телсрадиовацания Китая. - Пекин: Изд-во Пекинского института радиовещания, 2004. - 594 с {на кит. яз.: Чжао Юймнн. Чжунго гуаіібо дян>и: і-, тунши. - Пекин: Бэйцзин гуанбо сіоеюаиь чубаншэ).

6 Цао Пэн. Исследование «пульса» китайских СМК. - Пекин: Изд-во китайского телерадиовещания, 2008. -326 с. (на кит. т: Цао Пэн. Бамай чжунго чуаньмэй. - Пекин: Чжунго гуанбо дяньшн чубаншэ).

Кум Линшунь. Культурная миссия китайского ТВ. - Пекин: Изд-во Китайского Ун-та Медиа, 2010. - 217 с. (на кит. яз. Куч Линшунь. Чжунго дяныпндэ вэньхуа цзэжэнь.

- Пекин: Чжунго чуаньмэй дасюе чубаншэ).

в /7jw Цзисян. Кігтайское ТВ в цифровой эпохе. - Пекин: Изд-во Пекинского Университет!, 200S. - 388 с. (на кит. яз.: Пэн Цзисян. Шуцзы цзишу шидай дэ чжунго дяньшн. -- Пекин: Бэйцзин дасюе чубаншэ).

Хуан Цзюифан. Кіггайскке СМИ в чрезвычайных событиях. - Пекин: Изд-во «Демократия и право Китая», 2009. - 270 с. (на кит. яз.: Хуан Цзюифан. Дашнцзянь сядэ

чжунго чуаньмэй. - Пекин: Чжунго миньчжу той фачжи чубаньшэ).

10 Ван Ланьчжу. Ежегодник рейтинга просмотра ТВ Китая: 2008. - Пекин: Изд-ао Китайского Ун-та Медиа, 2008. -755 с. (на кит. яз.: Ван Ланьчжу. Чжунго дяньшн шоушн няньцзямь: 2008. - Пекин: Чжунго чуаньмэй дасюе чубаншэ).

1 Лэи Юецзе. Медиа-критика. - Пекин: Изд-во Пекинского Унноерсігтета, 2007. - 279 с.

на кит. яз.: Лэй Юецзе. Мэйцзс пипин. - Пекин; Бэйцзин дасюе чубаншэ).

телевидения были использованы работы русских ученых: В. М. Березина , Л. И. Федотовой 2; американских специалистов: Уилбура Шрамма, Уильяма

Е. Портера 3, П. Лазарсфсльда, Р. Мертона ". Автор опирался тг работы китайских авторов в этой облает: Дай Юаныуана, Шао Пэйжэнь 5, Жань Хуа 6.

Исследование жанров и тематики телепрограмм является одной из важных задач в этой диссертации. Основные взгляды и мнения по проблеме жанров тележурналистики и телепублицистики мы нашли в трудах российских аітшрои: Н. Богданова, Б. Внзслчжиіи , В. М. Горохова, Е. П. Прохорова 8, В. И. Дубовика, В. Т. Жарко *, П. С. Карасева 10, Е. Лазебника ",М. Лукина 13, С. А. Муратова ' , А. А. Тертычного и ндр.

1 Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. - М.: Изд-во РУДЫ,
2002. -183 с.

2 Социология массовой коммуникации. -СПб.: ПИТЕР, 2003. -400 с.
Wbur Schramm. William Е. Porter. Men, Women, Messages, and Media: Understanding

Hunan Communication. New York. 19S2. - 313 с

A Лйзарсфельд П., Мерточ 1\ Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное

социальное действие //МакаровМ. М. Массовая коммуникация в современном мире. - М.,

2000.

Дай Юаньгуан, Шао Пэйжэнь, Основа і: практика массовой коммуникации. -Ланьчжоу: Изд-во. Университет Ланьчжоу, 1988. - 350с. (на кит.яз.: Дай Юаньгуаи, Шао Пэйжэнь. Чуаньбосюе юаныш юй шок. - Ланьчжоу: Ланьчжоу дасюе чубаныиэ). 6 Жань Хуа. Телевюиониая коммуникация и телевизионная культура. - Ухань: Изд-во Ухапский Универсіггет, 1998. (на кит. яз.: Жань Хуа. Дяньши чуаньбо юй дяныиа вэньхуа. - У>ань: Ухань дасюе чубаныиэ).

БогікшовН., Вяісмскліі L>. Справочник журналиста. Изд. 2-е Л., Ленігздат, 1965. С. 795.

Метолы журналистского творчества. Под ред В. А/. Горохове. — М.: Изд-во Мсск Ун-та 1982. С.12. / . П. Прохо/мт. Раздел I: Глава I. методологические основы публицистического творчества.

0 Дубовик В. И., Жарко В. Т. Современные исследования о публицистике. - Вести. Моск. Уни-та, 1968 Сер. «журналистика», No.2. С. 37.

10 Карассв П. С. Проблемы теории публицистики. - М.: Изд-во Ленинградского Университета. 1973. -40 с. 1 ЛазебникЕ. И мысли, и эмоции. -«Сов. печать», !965,No.8,C. 16.

3 ЛукичаМ. Технология интервью. —М.: Аспект Пресс. 2003,- 191 с.

13 Муратов С. А. Телевизионное обтеше в кадре и за кадром: Учеб. пособие для студентов вузов. —М.: Аспект Пресс, 2003.- 201с.

Тертычньф А. А. Аналитическая журналистика: познавательно - психологический подход.-М.; «Гсндальф», 1998. -25бс.

Особое внимание исследованию телевизионных жанров и программ уделяли китайские авторы Сун Баого , Ху Чжпфэн 2. Чжан Хайчао ', Ду Цзюньфэй, Ху Ицинь 4, Сунь Юйшэн 5. Следует особенно отметить, что Сунь Юйшэн, как главный создатель и продюсер многих погулярных программ Центрального ТВ, опираясь на свой практический опыт, высказал в своем исследовании много ценных суждений, имеющих реальное, практическое значение для развития китайской тележурналистики.

Развитие информационного вещания и конкурентное состояние рынка іслснооисісй на рубеже ірсіьею іьісячелеіил о дииіаіичиий пилиш ий исследовано в работах китайских авторов: Цуй Баого 6, Сюй Хаожань 7. Следует отметить автора Ши Юнгана , который в своей книге анализирует особенность развития и успешный опыт молодой Гонконгской телекомпании Фсіикс-ТВ в бурной конкуренции в рамках телевизионного рынка.

Для изучения «народных новостей» на местном телеэкране Китая и его сравнения с «публичными новостями» в США были использованы труды

1 Cm Баого. Исследование типов и жанров тележурналистики в Китае. - Пеквн: Иэд-во Сиььхуа, 2008. - 279 с. {на кит. яз.; Сун Баого. чжунго дяньши синьвэнь цзеиу сиитаИ яньїізю. —Пекин: Спньхуа чубаншэ).

Ху Чжифон. Содержание главнее: анализ китайских жанровых телепрограмм - Пекин: Изд-во Китайского международного радіо, 2006. - 409 с. {на кит. яз.: Ху Чжифэн. Нэпжуи вэЙ ван: чжуню дяньши лэйсин цзему цзелу. - Пекин: Чжунго гошм гуанбо чубаншэ).

Чжан Хайчао. Система жанров тслепро"рамм Китая. - Пекин: Изд-во Китайского Ун-та Меша, 2007. ~ 191 с. {на кит. яз.: Чжан Хайчао. Чжунго дяньши цзему фэпьлзй тиси. -Пекин: Чжунго чуаньмэй дасюе чубаншэ). л Ду Цзюньфэн, Ху Ицинь, Принцип глубошх репортажей, - Пекин.: Изд-во Спньхуа, 2001.

- 353 с. {на кит. т.: Ду Цзюньфэй, Ху Ицинь. Шэньду баодао юаньлн. - Пекин.: Спньхуа
чубаныиэ).

s Сунь Юншэн. Десять лет - начиная с изменения обращения и языка телекоммуникации.

- Пекин.: Изд-во Сань Лянь. 2003. -- 523с. {на кит. яз.: Сунь ІОтпон. ГЛинінь - цун
і-айбянь дяньши дэ юйтай Кайши. - Пекин: Санлянь шудчнь).

" Цуіі Баого. Доклад о развитии индустрии средств массовой информации Кшая в 2009 году. Пекин. 2009. - 535с. {на кит. яз.: Цуй Баого. 2009 нянь чжунго чуаньиэй чанье фачжань баогао. - Пекин: Изд-во Шехуэн ессюс вэнсянь чубаньше).

Сюй Хаожань. Исследование конкурентного состояния кіггайских телеканалов. - Пекин: Изд-во Китайского Ун-та Медиа. 2007. -253 с. {на кит. яз.: СюнХааясань. Чжунго дяньши пинэдао цзинчжэнлн пинцзя яньцзю. - Псшн: Чжунго чуаньмэй дасюе чубаншэ). ' Ши Юнган. Открытие тайн «Феникса». - Пекин: Изд-во Писатель, 2004. {не кит. яз.:

Ши Юнгаи. Цземи фэихуань. - Пекин: Изс-во Писатель).

американских авторов Theodore L, Glasser ed и Thomas F. Blazier, James B. Lemert2. Практический анализ телепрограмм народных новостей можно

найти во многих статьях китайских авторов.

При написании данной работы также были изучены многие другие книги, материалы печатных и электронных СМИ, тематически имеющих отношение к теме диссертации, в том числе: журналы на русском языке: «Проблемы Дальнего Востока», «Партнер», «Китай». Использованы китайские :курналы «Современная коммуникация» («Сяньдай чуаньбо»), «Исследование тияияидинми» («Дяньши мньшии»), «Академический ту [ІНШІ ридии и телевидения Китая» («Чжунго гуанбо дяньши сюэкань»), «Китайские журналисты» («Чжунго цзичжэй»), «Аудиовизуальное искусство Шаньдун» («Шапьдун шитин»), «Южное ТВэ («Наньфан дяньши»), «New Weekly», «China Newsweek».

Использовались материалы Интернет-сайтов:

(газеты «Женьминь жибао»)

(Агентства «Синьхуа»)

(Китайского Международного Радио)

(Китайского Центрального ТВ)

(Китайского Олимпийского Комитета).

www. (газеты «The Wall Street Journal» — онлайн)

. (газеты «The Financial Times» - онлайн)

Методологическая основа диссертации Методология и методы исследования определяются в основном теорией и историей журналистики и массовой коммуникации, сочетанием теоретического и эмпирического уровней анализа. В процессе исследования использовался исторический

1 '/bcodore L, Glasser ed The Idea of Public Journalism. New York, the Guildord P.-ess, 1999. C. 23. /Идея публичной журналистики.

1 Thomas К Blazier, James В- Lemert. Public Journalism & Changes in Content of Ihe Seattle Time. Newspaper Research Journal, 2000. C.58. / Публичная журналистики и изменение содержания Сиэтла Тайма.

метод в обозначении значительных этапов преобразования китайского телевидения, сравнительный метод в анализе влияния современной концепции коммуникации тележурналистики на китайское телевидение, также применялись принципы системности и комплексности.

Особенно следует отметить, что в работе приводится целый ряд примеров китайских новостных телепрограмм, жанров и типов тележурналистики, новых явлений и изменений, повествующих об особенностях развития китайского телевидения.

Нііучішм ііпг.іі які нсслелишш им. Ди ніісіонщєі и времени ь Рос и и и

исследователи в ряде работ обращались к анализу истории китайского ТВ и
его роли в социально-экономическом и культурном развитии страны, однако
проводилось очень мало исследований китайской телевизионной
журналистики в области тематичесхих и новостных программ, особенно со
стилевой и лингвистической точки зрения. Данная работа обобщает
значительные этапы преобразования китайского телевидения, особенно в
области программирования. Впервые изучается реформирование китайской
тележурналистики в контексте обновления (и технического и
содержательного) современной телевизионной коммуникации.

Рассматривается генезис жанров тележурналистики в Китае за последние 25 лет, а также анализируется состояние и тенденции развития конкурентных субьсктов на телевизионном рынке Китая в начале третьего тысячелетия.

В научный оборот включается ранее не исследованные источники, связанные с чрезвычайными событиями, такими как землетрясение в Кигас и Пекинская Олимпиада 2008 года.

Хронологические рамки данного исследования - это период, начиная с 80-х гг. XX века и последующие 30 лет, которые привели к значительным изменениям в развитии китайского телевидения. Более серьезное внимание делено 90 гг. прошлого века и периоду, следующему за 2000 годом.

Цель исследования состоит в том, чтобы определить основные черты преобразования и современного состояния развития китайской

телевизионной журналистики за последние 30 лет. Проследить влияние концепции современной массовой коммуникации на организацию ТВ-вещания, а также проанализировать специфическое выражение и использование жанров и проірамм китайского телевидения в практике глобальной тележурналистики. Выявить исторические и глобальные причинно-следственные связи развития китайской телевизионной индустрии-Для реализации этой цели были поставлены следующие заде чи:

  1. Показать краткую история развития телевидения Китая, определить политику, этапы и социальные условия, которые направляют последовательное развитие китайской телевизионной журналистики и оказывают влияние на него.

  2. Показать изменение китайского телеэфира под влиянием концепции современной телевизионной коммуникации (конкретность, доверительность, персонификация информации) на примерах анализа основных телепрограмм, новых типов передач, жанров тележурналистики на китайском экране.

  1. Исследовать конкурентное состояние и тенденции развития китайской тележурналистики на рубеже третьего тысячелетия. Сравнить и проанализировать действия и специфику субъектов конкуренции рынка китайского ТВ (центральное, провинциальное, местное ТВ). Подчеркнуть важность и место «новостей» и новостных программ для телеканалов в конкурентной борьбе.

  1. Отметить в качестве ведущей тенденции в развитии массовой телевизионной коммуникации сегодняшнего Китая появление на местных телеканалах «народных новостей», тематика которых ориентирована на обыденную, рядовую жизнь простых людей и их проблемы.

  2. Рассмотреть особенности китайского телевидения в оезещении

трагедийного события - землетрясения в Сычуани в 2008 году. Обозначить

изменения, произошедшие в китайских СМИ перед освещением

чрезвычайного события в связи с расширением открытости информации и

круга свободных выступлений журналистики,

6. Исследовать особенности телевизионной трансляции и освещения
Пекинской Олимпиады в 200S году. Проследить достижения и проблемы,
возникающие при участии китайсгого телевидения в освещении главных
международных событий и в интеграции масс-медиа Китая в глобальную
систему СМИ.

7. Ввести в оборот новые российские, китайские и английские
источники литературы, которые ранее не были в научном обороте.

На защиту выдвигаются следующие положения:

  1. Научный подход к полувековой истории национального телевидения Китая позволяет' выделить четыре основных этапа его развития: рождение и первоначальный период развития в 60-х и 70-х гг. прошлого века; период оживления и расширения рынка телевидения в 80-х гг.; период преобразований и создания современной концепции телекоммуникации, системы многообразных жанров и программ тележурналистики в 90-х гг.; период расцвета и конкуренции теленовостей с начала нового тысячелетия.

  2. В 90-х гг. китайское ТВ изменило своё лицо, появилась новая концепция и новые идеи в телекоммуникации и тележурналистике. Многие жанры современной тележурналистики такие, как комментарий, ток-шоу, интервью, телевизионный журнал получили своё распространение именно в этог период. Следует отметить, что самое большое изменение в данный период претерпело отношение журналистов к телезрителям, углубилось их взаимодействие, интересы и психология аудитории всё более и более влияют на производство телепередач и на их критическое осмысление.

  3. Глубина проработки телерепортажей в первую очередь происходит от степени владения фактами, а не только от хорошего изложения или выражения. Чем большими фактами владеет журналист, тем более глубоко он может' раскрыть тему реноргажа. Это принцип известного китайского телевизионного продюсера Сун Юйшэна. Китайские авторы Ду Цзюньфэй и Ху Ицннь подчёркивают, что фактами в журналистике являются не только сами новостные события, но и связи между событиями и обществом,

событиями и людьми, т.е. на развитие «глубокого» репортажа влияет совокупность отношений в обществе. В этом контексте исследована концепция «глубокого» репортажа.

  1. Средства массовой информации обладают большой властью, и она может действовать и получить идеальный результат, но только тогда, когда соединена с правовой и исполнительной властью.

  2. Теленовость - самое чувствительное звено телевизионной продукции, сб изменение отражает позицию, норму ценностей и суждений телеканалов. В последние годы увеличение числа телеканалов привело к усилению конкурентной борьбы на китайском телевизионном рынке. Для некоторых ведущих телекомпаний, таких как CCTV, Phenix-TVfOemiKC-TB), Восток-ТВ, Хунань-ТВ и др. «полем конкуренции» стали новостные программы. сообщения прямого эфира о чрезвычайных событиях внутри страны и за её пределами.

  3. Начиная с 2002 года, один тип новостных телепрограмм, а именно -

«Народные новости», схожий с американскими «public jounalism»

(публичная журналистика), стал более популярным в местных ТВ (провинциальных и городских). Они выражают моральные ценности низших

и средних, то есть самых массовых, слоев общества. Появление такого типа

преграмм в Китае выражает политическую потребность для поддержания

стабильности в государстве, показывает актуальность охвата рынка ресурсов

и поиск пространства развития местного телевидения.

7. В мае 2008 года произошло мощное землетрясение в провинции
Сычуань Китая. В этот период были отмечены быстрая реакция,
всесторонние и объективные сообщения китайских СМИ об этой трагедии, а
также огкрыюсть кшайекиги правительства в отношении информации. И
хотя неподконтрольный канал информации несет в себе некоторую угрозу
для власти государства, замалчивание очевидных фактов может привести к
подозрениям, небылицам, злословиям, а также к беспорядкам, особенно если
они спровоцированы дезинформацией из других источников.

8. Пекинская Олимпиада 2008 года стала для китайского телевидения серьезным экзаменом и неплохим шансом для реализации своих возможностей на практике. Успешная телевизионная трансляция игр Олимпиады говорит о наличии необходимого технического уровня и способностей китайского телевидения в освещении глобальных международных спортивных событий. Вместе с тем, были выявлены проблемы, такие, например, как нехватка прямого эфира для охвата всего необходимого телевизионного материала, недостаточный профессиональный уровень и качество некоторых спортивных журналистов.

Научная и практическая значимость исследования определяется, в первую очередь, введением в историю тележурналистики большого количества ранее не известных в России источников, связанных с современным состоянием китайской телекоммуникацией и историей её раззития. Собранные, обобщенные и систем атнзированные в ходе исследования материалы раскрывают научные представления о процессах, происходящих в телевизионном пространстве Китая. Материалы и выводы диссертации возможно использовать в учебном процессе на факультетах журналистики, а также при чтении спецкурсов, посвященных тележурналистике стран Юго-Восточной Азии.

прогр и ком китай

Апробация исследования. Основные положения диссертации легли в основу научных докладов, сделанных автором в Московском государственном университете. Российском университете дружбы народов, Самарском государственном университете. Результаты исследовании данной работы были опубликованы в сборниках научно-пракгической конференции МГУ «Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды» (Паи JIjU, Основные цифровые программы Китая), «Журналистика з 2008 году: Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ» (Bait Jloii, Четыре этапа преобразований

ского ТВ), в сборнике II Всероссийской научно-практической конференции в Самаре в 2008 году «Жанровая палитра современная

масс-медиа» (Ван Лэй, Самое известное телевизионное ток-шоу в Китае). Статья «Китайские СМИ во время землетрясении в провинции Сычуань» опубликована в «Вестнике РУДН», серия «Литературоведение и журналистика», входящем в перечень научных журналов ВАК. Диссертационная работа прошла обсуждение на кафедре массовых коммуникаций РУДН. Результаты диссертационного исследования отражены в научных выступлениях автора во время поездок на родину.

Объем и структура диссертации обусловлены сформулированными

целями и задачами маешмщего исследовании. РаОої.і сосіииі из введеним,

которых перечисляются

трех глав, заключения и списка использованной литературы. Все главы сопровождаются выводами, г которых перечисляются результаты исследования.

#

$

Похожие диссертации на Новые тенденции телекоммуникации в Китае : 1980-2010 гг.