Введение к работе
В диссертации исследуется литературная критика и эссеистика писателя, ученого, публициста Андрея Донатовича Синявского (1925-1997 гг ) Поскольку многие произведения Синявского - прежде всего те, в которых автор скрывался под литературной маской Абрама Терца, -долгое время оставались объектом ожесточенной полемики, представляется целесообразным рассмотреть творчество А Д Синявского через призму оценок, полученных им в отечественной (как непосредственно российской, так и русской зарубежной) и западной (англо- и франкоязычной) печати
Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами-
1. Конец XX - начало XXI века - период расцвета жанра эссе Начиная со второй половины прошлого столетия он стремительно укреплял свои позиции, и сегодня, по мнению М Н Эпштейна, мы живем в эпоху «эссеизации» культуры Особенно динамично этот процесс протекает в России, где жанр эссе на протяжении десятилетий считался периферийным и оставался в тени очерка В связи с этим актуальным является обращение к творчеству АД Синявского, который одним из первых в современной отечественной культуре осознал самодостаточность эссеистики и раскрыл в своих произведениях все многообразие предоставляемых ею возможностей.
2. Россия, ее культура и судьба всегда были одной из центральных тем творчества Синявского Он много писал об особенностях русского национального характера («Мысли врасплох», «Голос из хора», «Отечество Блатная песня» и т д), изучал народные верования и фольклор («Иван-Дурак Очерк русской народной веры»), одним из первых начал детальное и непредвзятое исследование советского периода отечественной истории («Что такое социалистический реализм''», «Основы советской цивилизации») Перечисленные работы Синявского и сделанные в них выводы сегодня представляют большой интерес.
3. Исследуя эссе «Прогулки с Пушкиным» и «В тени Гоголя», автор диссертации обращается к вопросу о границах и характерных признаках литературоведения, специфике познания в этой науке и - шире - в гуманитарных дисциплинах в целом Эссе Синявского написаны в соответствии с основными положениями концепции специфичности гуманитарных наук, популярной среди западных философов, в то время как российские критики оценивали их, исходя из концепции
методологического единства науки, доминировавшей в Советском Союзе и предъявлявшей к литературоведческим исследованиям более жесткие формальные требования (именно поэтому многие соотечественники Синявского отказались признать научную ценность «Прогулок с Пушкиным» и «В тени Гоголя») На протяжении последних десятилетий в отечественной философии науки происходят серьезные перемены, в частности, в ней началось переосмысление и усвоение зарубежного опыта Этим объясняется актуальность сравнительного анализа разных точек зрения на гуманитарные дисциплины
4. Полемика вокруг «Прогулок с Пушкиным» актуализирует вопросы о культуре ведения дискуссии в СМИ и культуре чтения художественного текста, в значительной степени относящиеся и к современному состоянию российской печати.
Степень научной разработанности проблемы
Теории жанра эссе в зарубежном литературоведении посвящено огромное количество работ К этой проблеме обращались такие исследователи, как Т Адорно, Г. Лукач, Р. Скоулз и К. Клаус, Ч Уитмор, Р. Шампиньи и многие другие На протяжении последних десятилетий стремительно растет интерес к эссе российских ученых Стоит отметить такие отечественные исследования теории жанра эссе, как трактат МН Эпштейна «Законы свободного жанра Эссеистика и эссеизм в культуре Нового времени», статья Т Ю Лямзиной «Жанр эссе. К проблеме формирования теории», диссертации АЛ Дмитровского «Эссе как жанр публицистики» и ОБ Иванова «Эссе в европейской философской и художественной культуре». Однако, как отмечает большинство исследователей, несмотря на обилие сочинений, посвященных теории эссе, она остается плохо разработанной.
Как и жанр эссе, творчество АД Синявского нуждается в дальнейшем научном исследовании Процесс АД Синявского и ЮМ. Даниэля и сопровождавшая его травля в прессе, настороженное, а порой и открыто враждебное отношение к писателю, сформировавшееся в ходе полемики об эссе «Прогулки с Пушкиным», разумеется, не могли не сказаться на степени изученности наследия Синявского Много интересных работ посвятили ему зарубежные слависты В России в настоящий момент опубликованы все основные произведения Синявского-Терца, однако большинство из них должным образом не прочитано, не осмыслено Двум-трем неожиданным сочинениям, подписанным именем
Абрама Терца, посвящены сотни статей, в то время как десятки других произведений Синявского, целые этапы его творческого пути преданы забвению Почти ничего не написано об эссе, литературно-критических и литературоведческих статьях, культурологических исследованиях, созданных Синявским в эмиграции, о раннем, новомирском периоде его творчества
Обращает на себя внимание практически полное отсутствие книг и монографий, где содержался бы комплексный анализ творчества Синявского-Терца Одно из редких исключений - книга американской славистки К. Теймер-Непомнящи «Абрам Терц и поэтика преступления» (Екатеринбург, 2003), в которой произведения Синявского вписываются в западный философский и литературный контекст, излагается оригинальная научная концепция (с точки зрения Теймер-Непомнящи, Синявский-Терц стремился изменить характерную для отечественной культуры парадигму взаимоотношений между писателем и читателем, в чем и состояло его главное преступление) Однако в данном исследовании, во-первых, анализируются только произведения, подписанные именем Абрама Терца; во-вторых, К Теймер-Непомнящи останавливается только на самых известных, обсуждаемых текстах, что вносит в монографию отрывистость, «пунктирность», не позволяет читателю составить представление о творчестве Синявского-Терца как органическом целом К тому же многие замечания К Теймер-Непомнящи представляются очень спорными Писатель и исследователь принадлежат к разным культурам, и в своих выводах Теймер-Непомнящи не всегда учитывает особенности русского менталитета Одно из последних исследований, посвященных творчеству Синявского-Терца, — диссертация Накано Юкио «Творческая биография А Д. Синявского сквозь призму литературного амплуа Абрама Терца» (защита состоялась в 2007 году на филологическом факультете МГУ им MB Ломоносова) В ней собран обширный фактический материал о жизни Синявского и судьбе его произведений, но, к сожалению, не содержится анализа конкретных сочинений
Научная новизна исследования заключается в-
-последовательном и разностороннем анализе широкого круга произведений Синявского-Терца, созданных на разных этапах творческого пути Автора диссертации в равной мере интересовали тексты, публикация которых вызвала широкий резонанс, и сочинения, зачастую считающиеся второстепенными,
— изучении оценок, данных отечественной и зарубежной печатью
всем произведениям писателя, а также в самой попытке анализа творчества
Синявского в неразрывной связи с многообразными - как научными, так и
публицистическими - откликами на его тексты,
— рассмотрении творчества Синявского-Терца в контексте как
собственно российской культуры, так и культуры русской эмиграции 70-
80-х годов,
-исследовании характера и динамики взаимоотношений между Синявским и его alter ego Абрамом Терцем на протяжении нескольких десятилетий - с «рождения» Терца в середине 50-х годов прошлого века до смерти его создателя в 1997 году,
-демонстрации философского, идейного единства литературно-критических и эссеистических работ Синявского разных лет,
-акцентировании значимости для творчества Синявского-Терца жанра эссе,
-выявлении взаимосвязей между литературоведческими эссе, подписанными именем Абрама Терца, и концепцией специфичности гуманитарных наук
Целью исследования является анализ литературно-критического и эссеистического наследия А Д Синявского, его значения для современного этапа развития отечественной культуры, а также соотношения творчества Синявского с советскими и - шире - традиционными российскими культурными стереотипами, моделями поведения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие исследовательские задачи'
-провести детальный анализ стилистических особенностей и философской, содержательной составляющей сочинений Синявского-Терца,
-выявить в анализируемых текстах (за исключением критических статей, опубликованных в журнале «Новый мир», и эмигрантских общественно-политических материалов Синявского) характерные признаки эссеистического типа мышления,
рассмотреть феномен Абрама Терца;
выявить причины резкого неприятия ряда сочинений, подписанных именем Абрама Терца, российскими и русскими эмигрантскими критиками,
-сопоставить оценки, данные сочинениям Синявского-Терца отечественной и зарубежной печатью,
-исследовать разработанную Синявским-Терцем концепцию «чистого искусства», ее истоки, ее развитие и уточнение в произведениях, написанных в лагере и в эмиграции,
-изучить применяемые Синявским-Терцем методы борьбы со штампом, культурным стереотипом
Объектом исследования в данной работе стало творчество А Д Синявского в восприятии современников писателя
Предметом исследования являются литературно-критические и эссеистические произведения АД Синявского 1950-1997гг, а также оценки, данные им в отечественной и западной печати
Эмпирическую базу исследования составили как публиковавшиеся в СМИ («Синтаксис», «Континент», «Новый мир», «Вопросы литературы» и тд), так и выходившие в виде отдельных изданий произведения Синявского-Терца, а также все виды посвященных им материалов (в диссертации анализируются монографии, материалы из научных сборников, статьи из российских, западных и эмигрантских периодических изданий. «Вестник РХД», «Континент», «Время и мы», «Вопросы литературы», «Октябрь», «Новое литературное обозрение», «Независимая газета», «Литературная газета», «Наш современник», «Quinzame htteraire», «Slavic and East European journal» и т д, а также ряд публикаций в сети Интернет)
Рамки исследования
В диссертации анализируются литературно-критические и эссеистические произведения А Д Синявского. Здесь не рассматриваются академические научные исследования, созданные Синявским в ранний период творчества, и беллетристика, подписанная именем Абрама Терца Подобное разграничение позволяет составить более полное представление о Синявском-философе и теоретике искусства, выявить идеи и представления, лежащие в основе всех его сочинений, в том числе и беллетристических. Автор диссертации анализирует произведения Синявского-Терца и отзывы на них, опубликованные в период с начала 50-х годов, когда в печати появились первые материалы Синявского, до настоящего времени
Теоретико-методологической базой диссертации стали такие работы исследователей творчества А Д Синявского, как упомянутая монография
К Теймер-Непомнящи «Абрам Терц и поэтика преступления» и научные статьи Л М Баткина, М Н Эпштейна, Дж Грэйсон, В Колоновского, X Мурав, С Сэндлер, Б Холмгрена, труды Ф Шлейермахера, В Дильтея, Э Гуссерля, М М Бахтина по философии науки, исследования современной отечественной литературы и литературной критики Б Менцель и И С Скоропановой В процессе работы над диссертацией ее автор также обращалась к работам БИ Есина, ИВ Кузнецова, РП Овсегоша, Е П Прохорова по теории и истории отечественной журналистики, к учебным пособиям С М Гуревича, А А Тертычного и М И. Шостак по теории жанров периодической печати
На защиту выносятся следующие положения:
в ранний, новомирский период творчества Синявский-критик и литературовед не выходил за границы дозволенного в официальной советской культуре Тем не менее, в период с 1950 по 1965 гг. он прошел длинный путь от «правоверного» советского автора до независимого в суждениях исследователя, а главное - выработал уникальный стиль;
Абрам Терц представляет собой одну из первых удачных попыток создания литературной маски в отечественной культуре послереволюционного периода,
в лагерных эссе началось взаимопроникновение художественных миров Синявского и Терца, своего апогея этот процесс достиг в эмиграции - именно непрерывный диалог между ученым и художником придает произведениям 1973-97 гг. динамику, драматизм и оригинальность;
эссе «Прогулки с Пушкиным» и «В тени Гоголя» написаны в соответствии с основными положениями философской концепции специфичности гуманитарных наук,
эссе, в котором органично соединяются научное исследование, художественное изображение и философские размышления, было одним из любимых жанров Синявского В эмиграции, когда терцевское начало проникает практически во все тексты Синявского, завершается процесс эссеизации его творчества, Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что
в ней собраны материалы и сделаны выводы, которые могут быть использованы в учебном процессе при чтении спецкурсов, посвященных
истории отечественной литературы и журналистики XX века, философии науки и философии творчества, теории и истории литературной критики
Апробация диссертации
Работа обсуждалась на заседаниях кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики Московского государственного университета им MB Ломоносова Основные положения диссертации изложены в ряде научных публикаций, а также представлены в виде докладов на международных конференциях