Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепты "Война" и "Враг" в современной русскоязычной публицистике Хоруженко Валентина Алексеевна

Концепты
<
Концепты Концепты Концепты Концепты Концепты
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хоруженко Валентина Алексеевна. Концепты "Война" и "Враг" в современной русскоязычной публицистике : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Хоруженко Валентина Алексеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1215

Введение к работе

  1. Постановка проблемы

Диссертационное исследование посвящено образности и мифопоэтической символике современной русскоязычной прессы (в частности, газетной и журнальной публицистики), ее концептосфере, образно-символическим и мифопоэтическим аспектам функционирования в газетно-журнальной публицистике концептов «Враг» и «Война». Концепты «Враг» и «Война» рассматриваются нами как обладающие ярко выраженной этнической спецификой, связанной с русскоязычной картиной мира.

В диссертационном исследовании нами были проанализированы все основные виды войн, фигурирующие в современной русскоязычной прессе: «физические», «информационные», «психологические», «экономические», «финансовые», «газовые», «нефтяные», «климатические», «хакерские», «объявленные» и «необъявленные», «священные», «справедливые», «захватнические», «победоносные», «холодные», «горячие» и др. Обращение к различным аспектам «военной» проблематики, освещаемой прессой, позволяет уточнить структурно-содержательное наполнение концепта «Война» в современной публицистике. Была рассмотрена роль концепта «война» в современных русскоязычных СМИ, указано, что концепт «Война» тесно связан с концептом «Враг». Более того, было доказано, что оба эти концепта восходят к архетипу «враждебного заговора» и активно используются в современных русскоязычных СМИ.

Мифологизированные образы «врага» и «войны» активно присутствуют в современной русскоязычной прессе. В частности, мифологизированный образ «врага» внедряется в массовое сознание посредством публицистических газетно-журнальных текстов, а также целой системы мер агитационно-пропагандистского характера. Образ «врага», присутствующий в массовом сознании, сплачивает общество вокруг харизматического лидера, вождя, заставляет временно забыть или ослабить внутригосударственный конфликт по линии «власть – общество».

Наличие в массовом сознании мифологизированного «образа врага» помогает сплотить нацию перед лицом реальной или мнимой угрозы общецивилизационного, этнического или национального масштаба. Активизация в народном сознании «образа врага» всегда укрепляла существующую политическую систему. Однако мифологизированный «образ врага» представляет собой обоюдоострое идеологическое оружие. Это оружие способно поразить своих же создателей. Поэтому манипуляции с данной идеологической категорией являются чрезвычайно опасными.

При визуализации «образа врага» в массовом сознании этому реальному или воображаемому противнику приписываются звериные черты или физические уродства. Мифологизированный образ врага замещает собой в коллективном сознании реальный образ представителя другой страны или национальности.

Создание мифологизированного образа врага – популярная технология современной русскоязычной газетной и журнальной публицистики. Врагом может быть объявлен другой человек, группа людей, нация, несколько наций, объединенных в политический блок, или «несовершенная» человеческая природа. Враг может быть внутренним, внешним, личным, коллективным, его образ может быть четко «прорисован» в массовом сознании или определен только в общих чертах. «Враг» или «враги» «обслуживают» максимальное число людей, они зачастую нужны обществу или нации, чтобы сплотиться вокруг «вождя». При этом «враг» демонизируется, подчеркивается, что он носит «дьявольскую личину», является зеркальным отражением «Врага рода человеческого» (сатаны). Образ «врага» лишается человеческих черт и характеристик – напротив, усиливается его звериная или демоническая природа.

Концептосфере современной русскоязычной прессы посвящены работы С.Г. Кара-Мурзы, Г.Г. Почепцова, В.К. Мальковой, И.В. Жукова, С.А. Алиевой, В.М. Алпатова, В.П. Белянина, М.Л. Макарова и других исследователей. Однако образно-символические и мифопоэтические аспекты формирования и функционирования концептов «Война» и «Враг» в современной русскоязычной прессе не рассмотрены достаточно полно и глубоко.

В диссертационном исследовании рассматриваются методики создания мифологизированного образа врага в современной русскоязычной прессе, анализируются семантические особенности концепта «Враг», присутствующего в газетной и журнальной публицистике. Отдельное внимание уделяется в диссертационном исследовании историческому аспекту формирования в современной русскоязычной прессе мифологизированных образов «врагов народа». Подчеркивается, что мифологизированный образ «врага народа» занимал важное место в публицистике и политической риторике сталинской эпохи.

Словосочетание «враг народа» восходит к термину римского права «враг общества». Этот термин относился к лицам, объявленным вне закона. «Враг общества» приравнивался к вражескому солдату, воюющему с оружием в руках. В эпоху Великой Французской революции этот термин применялся для обозначения противников якобинского режима и для оправдания массового террора. С подобными же целями термин «враг народа» использовался во времена массовых репрессий в СССР.

Нами рассматривается также журналистские подходы к теориям «враждебного заговора», актуальные и в современной русскоязычной прессе. В диссертационном исследовании изучаются инвариантные характеристики концепта «враждебного заговора», его отражение и преломление в современной русскоязычной прессе.

Для глубокой и полной интерпретации образно-символической наполненности концептов «Война» и «Враг», функционирующих в современной русскоязычной прессе, необходимо изучить такие понятия, как лингвокультурный концепт, концептосфера, языковая картина мира. Такая задача была решена в первой, теоретической главе диссертационного исследования, посвященной анализу ключевого для данной работы общегуманитарного понятия – «лингвокультурный концепт». Изучение лингвистико-семантических, философских, психологических и этнокультурных аспектов изучаемых концептов необходимо для того, чтобы в дальнейшем выявить, какие аспекты концептов «Война» и «Враг» наиболее активно и полно реализуются в русскоязычной журналистике. Необходимо выявить также, какими средствами достигается эта реализация, на какие цели и задачи она направлена. С помощью изучения лингвокультурных аспектов концептов «Война» и «Враг» можно добиться глубокого понимания общего состояния и направления эволюции современной русскоязычной прессы и публицистики.

В контексте требований политической корректности в русскоязычной прессе используется не только мифологизированный образ врага, но и близкие, но не имеющие негативной окраски образы – такие как «оппонент», «конкурент», «соперник». Фигурирование таких понятий, как «конкурент», «оппонент» и «соперник», не подразумевает физического уничтожения «врагов» и глобального напряжения между странами и народами. Более того, использование понятий «оппонент» и «соперник» часто снимает политическую и идеологическую напряженность, вводит в современную русскоязычную прессу образ политкультурного мира, где противоречия и конфликты между странами и народами не обостряются, а сглаживаются и регулируются. Гражданские общества по всему миру сотрудничают на основе общих этических ценностей и здравого смысла. В итоге формируются общественные группы, основанные на международной, а не только на национальной кооперации.

Концепт «Война» очень важен для современной русскоязычной прессы. С этим концептом непосредственно связана мифологема «небесной войны» («небесной брани»). Эта мифологема используется в Ветхом и Новом Завете для обозначения длящейся с сотворения мира борьбы между ангельским воинством, возглавляемым Михаилом Архистратигом, и силами зла. Одна из двух сторон, участвующих в земном и вполне реальном конфликте, может в идеологических целях изображаться в СМИ как «дьявольское» или «антихристово» войско, как чудовищная, страшная сила, которая представляет собой международную опасность. Архетип «врага», таким образом, может восходить к архетипу дьявола, «Врага рода человеческого», символизирующего всемирное зло.

Информационное принуждение к войне и конфликту является на сегодня важным элементом пропагандистских акций по формированию «зазеркально-негативного» образа врага в СМИ. Информационное принуждение можно назвать составляющей информационной войны, то есть войны «необъявленной». Такая война ведется с помощью пропагандистских приемов, влияющих на общественное сознание. Мифологизированный образ «врага» внедряется в массовое сознание посредством журналистских материалов, а также с помощью целой системы мер агитационно-пропагандистского и административного характера.

Объектом нашего исследования является современная русскоязычная пресса. В качестве предмета исследования рассматривается специфика функционирования концептов «Война» и «Враг» в современной русскоязычной газетной и журнальной публицистике, их образная и мифопоэтическая наполненность.

Материалом для исследования послужили статьи и фрагменты статей из газет «Известия», «Независимая газета», «Московские новости», «Комсомольская правда» и других газет и журналов, в том числе и электронных.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы проанализировать образность и символику концептов «Враг» и «Война» в современной русскоязычной прессе. Исследование было осуществлено на материале современной русскоязычной публицистики.

Постановка подобной цели исследования определила и его задачи, среди которых можно назвать:

  1. уточнение содержания терминов «культурный концепт», «стереотип», «языковая личность»;

  2. исторический анализ процесса формирования концептов «Враг» и «Война» в современной русскоязычной прессе;

3) анализ публицистических текстов, в которых представлены концепты «Враг» и «Война»,

4) Изучение образно-символического и мифопоэтического плана данных концептов, характерного для современной русскоязычной прессы.

Поставленные задачи предопределили использование следующих методов исследования: метод общенаучного понятийного моделирования, интерпретативный анализ, метод сопоставительного и контекстуального анализа, семантический и образно-символический анализ современной русскоязычной прессы.

Актуальность выполненной работы продиктована тем, что общественно-политические понятия «Враг» и «Война» играют исключительно важную роль в образном мире современной русскоязычной прессы. Однако функционирование концептов «Враг» и «Война» в русскоязычной прессе глубоко и подробно еще не рассматривалось, не изучалась образно-символическая и мифопоэтическая наполненность этих концептов, характерная для языка современной русскоязычной прессы.

Научная новизна работы заключается в выявлении образно-символической и мифопоэтической наполненности концептов «Война» и «Враг», характерных для современной русскоязычной прессы, в уточнении семантических характеристик исследуемых концептов, в комплексном сопоставительном описании метафорических моделей анализируемых концептов в образном мире современной русскоязычной прессы. В частности, доказывается, что архетип врага, присутствующий в современной русскоязычной прессе, восходит к мифологеме «Врага рода человеческого», ведущего непрерывную войну против людей. «Враг рода человеческого» - это универсальный архетип, символизирующий мировое зло.

В диссертационном исследовании доказывается также, что в современной русскоязычной публицистике мир «врагов народа» изображается как перевернутый мир, «антимир», противостоящий миру «подлинному», «правильному». «Антимир» понимается, таким образом, как пространство «хаоса», которое находится в оппозиции миру «космоса». «Антимир» - это мир масок, скрывающих лица, мир бесовских личин. «Враги» часто изображаются журналистами как замаскированные «перевертыши», «притворщики» и «скоморохи». Концепт «Война», активно присутствующий в современной русскоязычной прессе, восходит к мифологеме «небесной брани» и включает в себя множество войн – «объявленных», «необъявленных», «физических», «духовных», «финансовых», «климатических», «хакерских», «информационных» и проч.

Концептуальные идеи диссертации сводятся к следующим положениям, выносимым на защиту:

I. Война как общественно-политический феномен находит яркое воплощение в русскоязычной прессе. Основное содержание концептов «Враг» и «Война» сводится в современной русскоязычной прессе к следующим признакам:

предметно-образная сторона концепта, понимаемая как обобщенный образ противостояния враждующих сторон;

понятийная сторона концептов «Война» и «Враг», реализуемая как обозначение характеристик войны и борьбы, поведения участников боевых действий;

ценностная сторона концепта, интерпретируемая как принятые в обществе эксплицитные и имплицитные нормы поведения.

2. Сопоставительный анализ метафорического словоупотребления концептов «Война» и «Враг» в русскоязычных газетно-журнальных материалах позволяет выделить доминантные модели универсального характера. Наибольшие различия обнаруживаются на уровне фреймовой структуры, что обусловлено спецификой национального менталитета, находящего отражение в языковой картине мира.

Теоретическую значимость исследования мы видим в исследовании образно-символических и мифопоэтических аспектов функционирования концептов «Враг» и «Война», активно присутствующих в современной русскоязычной прессе.

Практическая значимость выполненной работы состоит в том, что выводы, являющиеся результатом нашего исследования, могут найти применение в лекционных курсах по истории и теории отечественной журналистики, а также могут быть использованы при написании студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертационного исследовании составляет 156 страниц.

Похожие диссертации на Концепты "Война" и "Враг" в современной русскоязычной публицистике