Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интервью-портрет как тип коммуникации Сыченков Владимир Владимирович

Интервью-портрет как тип коммуникации
<
Интервью-портрет как тип коммуникации Интервью-портрет как тип коммуникации Интервью-портрет как тип коммуникации Интервью-портрет как тип коммуникации Интервью-портрет как тип коммуникации Интервью-портрет как тип коммуникации Интервью-портрет как тип коммуникации Интервью-портрет как тип коммуникации Интервью-портрет как тип коммуникации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сыченков Владимир Владимирович. Интервью-портрет как тип коммуникации : 10.01.10 Сыченков, Владимир Владимирович Интервью-портрет как тип коммуникации (на материале российских печатных еженедельников 1985-1996 гг.) : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.10 Казань, 2007 221 с. РГБ ОД, 61:07-10/980

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические осиовы интервьюирования в коммуникационной системе СМИ 16

1.1 Анализ современного состояния проблемы интервьюирования в СМИ как коммуникативного процесса 16

1.2. Интервью как форма коммуникации в СМИ 25

1.3. Жанрообразующие признаки, критерии и методы интервью в системе коммуникации СМИ 35

ГЛАВА 2. Типические черты интервью-портрета в контексте коммуникации 69

2.1. Исторические предпосылки развития жанра интервью в контексте коммуникации 69

2.2. Интервью-портрет как процесс и результат коммуникации родов искусств 84

2.3. Становление интервью-портрета как художественно-публицистического жанра журналистики 111

ГЛАВА 3. Модель интервью-портрета в российских печатных еженедельниках (1985-1996 гг.) 127

3.1. Каналы коммуникации и интервью-портреты 1985-первой половины 1992 \т 129

3.2. Каналы коммуникации и интервью-портреты второй половины 1992 -1996 гг 145

Заключение ; 167

Список использованных источников и научной литературы 173

Приложения 216

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный этап развития журналистики предполагает модернизацию всей системы средств массовой информации. Перестроечные процессы, начавшиеся в России в 1990-е годы» изменили отношения внутри коммуникационной системы "действительность - автор - произведение - аудитория". Вместе со старой системой организации СМИ заметно изменилась система классификации жанров, глобальное расширение коммуникационного пространства создало предпосылки для диффузии жанров.

На уровне действительности исчезла цензура, автор получил большую свободу на высказывание собственного мнения и прогноз, которые, с одной стороны, способствовали становлению самостоятельных жанров, например, авторской колонки, с другой, - привели к массовой тенденциозности при отражении позиции собственника СМИ, развитию заказных и рекламных текстов.

На этом фоне на первый план среди произведений стали выходить тексты "диалогичной природы": интервью, беседа, "круглый стол" и т.д., в которых представлены разные точки зрения на проблему, но первоисточник информации при желании всегда возможно отделить от "вторичного комментария",..

Таким образом, современная журналистика стала более свободна по мысли и стилю, более персонифицирована и заработала в реальном режиме диалога с аудиторией.

Также существенным фактом является смена роли самой аудитории в обществе: от пассивного потребления медийного продукта к равноправному участию, со-участию, в обмене информации.

Все это отражает тенденцию перехода от процесса информирования к коммуникации как взаимодействию.

Происходящие процессы опосредованно влияют на развитие жанров: В этой связи нередко слышим о жанровом кризисе. Однако корректнее говорить о пересмотре границ жанров, многие из которых в условиях партийной печати были искусственно редуцированы. В частности, это произошло с жанром интервью, которое до первой четверти XX века имело заметный потенциал для развития в России.

Современная журналистская практика, ориентируясь на западные модели, перенимает особенности подготовки и формообразования интервью у известных журналистов США, Англии, Франции и не учитывает специфику существовавшего и существующего журнализма в России, Это приводит к общим противоречиям между:

- развитием отечественной журналистской теории и экспансией западных
опытных образцов;

ярко выраженным акцентом прагматичности текстов и неучета требований теории;

отсутствием фундаментальных исследований и широким спектром практических разработок.

Частные противоречия выражаются между:

активным внедрением в практику СМИ информационно-компьютерных технологий и отсутствием теоретической базы и практического опыта, в которых отражается специфика интервью-портрета;

бурным развитием коммуникативистики и отсутствием внедрений;

- общими характеристиками интервью, которые не пересекаются в
современной теории и практике с современными условиями работы
интервьюеров (нет ситуативных моделей),

В связи с этим нарастает потребность в комплексных исследованиях жанра, учитывающих современные научные подходы и открытия, при этом отвечающих современным потребностям практической деятельности разных видов СМИ, Эти положения делают актуальность заявленной темы очевидной.

Степень изученности проблемы. Интервью-портреты или, как их чаше

называют, портретные интервью, широко распространились в журналистской практике в конце 1980-х-начале 1990-х гг., в период перестройки и гласности, когда мнение каждой личности стало вызывать в обществе интерес и формироваться как общественная ценность.

Выразителями настроений аудитории тогда стали два не-журналиста, У.Отт1 и А,Караулов2, которые, тем не менее, внесли заметный вклад в популяризацию интервью как у практиков, так и у теоретиков, Попытки самоанализа своей работы, предпринятые ими в начале 1990-х гг, стали несомненным шагом вперед в публицистическо-теоретическом освоении жанра. Но не хватило системного анализа и сформулированных концепций»

В теоретическом плане до 1980 года едва ли не единственной работой по теме было исследование В.А. Тищенко "Интервью в газете; теория и практика развития жанра", в котором автор обращал внимание на отсутствие специализированных исследований, посвященных жанру интервью и его разновидностям.

В том же году теоретик советского телевидения ГЗ. Кузнецов задал направление в определении "интервью-портрета", обозначив целью жанра раскрытие личности собеседника в экранном очерке. Эволюция понимания интервью надолго остановилась на - предназначенной для распространения в печати, но радио и телевидению беседе в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом по актуальным вопросам. Портрет человека в подобном жанре интервью-беседе носил всего лишь вспомогательный характер.

Впрочем, советская литературная и медиакритика сама же подготовила почву для противоречий. В 1964 году вместе с выходом книги Н.Мара «50

1 Отт, У,И. Вопрос + ответ- интервью/У.И.Отт.- М.; Московский рабочий, J99L-3K2 с,

2 Караулов, А.В, Вокруг Кремля. Книга политических диалогов / А,В,Караулс-в. - М; Новости, 1990, -
473 с.

3 Тищенко, ВЛ, Интервью в газете: теория и практика развития жанра / В.АТищснко, - М.: Автореферат

дисс. насоиск. уч. степ. канд. фил. наук, 10.01 Л0, 1У80. - 23 с.

Кузнецов Г,В, Журналист и собеседник / Г.В. Кузнецов /' ТВ-журналист. - М: Изд-во Моек, ун-та* 1980,-256 с.

7 интервью»1 в практике утвердилась форма интервью-зарисовки или интервью-рассказа. Особенность вида состояла в том, что наряду с литературным пересказом мнения человека давался его штриховой портрет.

Понятие "интервью-портрет" впервые использовал в 1967 году исследователь жанров советского радио И, Триккель2, ссылаясь на практику эстонского радио, где в обычной форме беседы репортерам удалось создать портреты людей,

К настоящему времени сложилось несколько подходов к изучению интервью-портрета, которые оказывают заметное влияние на науку и практику.

Сильная сторона методико-технологического подхода (Т.В, Шумилина3, Г.В. Лазутина4, МШІІостак5, М.М Лукина6, СВ. Белановский7) - системная и глубокая проработка интервью как метода, опираясь на которую исследователи подчеркнули психологический характер портретного интервью и дали беглую характеристику некоторым видам портретного интервью.

Представители другого, содержательно-исторического подхода, (В.В.Ученова3, ААРоот9, НЗорина10, ВДПельт", Т.Л.Каминская1,

1 Map, H. 50 интервью /Н.Мар,-М.: Советская Россия, 1964,-60S с. Триккель, И. Специфика радии комму ни нации, ее выразительные средства и жанры / И, Триккель // Автореф. канд. дис.-Тарту: Типограф-я им. Х- Хейдель манна, 1967.-28 с.

? Шумилина, Т,В, Не могли бы вы рассказать... /Т.В, Шумилина. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 137 с.

1 Лагутина, Г.В. Технология и методика журналистского творчесіна / Г.В, Лазутина. - М.: Иэд-вп МГУ, (9&8.-79с,

5 Шостак, МИ. Неориторикц и журналистика / МИ. Шостак ft Средства массовой информации в сопремеином мире. СПб.; Лао~, операт, печати фак-та жур-киСП6ГУ, I99S.-C.9-10-

* Лукина, М.М, Технология интервью/ ММ,Лукина.-М.: Аспект пресс, 2003, - 192 с.

' Белановский, С,А. Методика н техника фокусированного интервью/ С,А,Белановский, - М: Наука, 1993,- 349 с.

яУченова, В.В. Публицистика и политика/В.В. Ученова, -М.: Политиздат, 1979.-271 с,

У Роот, АЛ, История жанра передопой статьи/АГА. Роот. - Катань: Ичд-во Качан, -го ун-та, 1980,- 144 с,

10 Зорина Н.Г, О жанровых особенностях «Вопросов к сочинителю «Былей и небылиц» Д.И. Фонвизина. (У истоков интервью)/ Н Г, Зорина// « Вестник МГУ», сер. жури., 1969, — N4. - с.23-32.

" Пельт. В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики / В.Д. Пельт. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1984,-47 с.

8
М.И.Стюфляева2, ЛМ.Пивоварова , И. Триккель ? Б.В.Стрельцов ) однозначно
определили интервью-портрет в арсенал информационных форм

журналистики. Одновременно жанр мог выполнять функции "первого помощника" портретного очерка и в этом ученые не усматривали противоречия.

Последователи коммуникативно-познавательного подхода (А.А. Тсртычный*, Л.Е. КройчиК7, С.Н. Ильченко8, Г.С. Мельник и А.Н.Тепляшина^ Л.В.Ухова10) подчеркивают интеграционные процессы, лежащие в основе современного жанрообразования, обозначают линии взаимоотношений жанров, выделяют публицистические формы, природа которых наиболее полно раскрывается в эпоху коммуникации.

Малоисследованной оказалась методологическая область

жанрообразоваиия, природа взаимопроникновения друг в друга жанров разных типов СМИ, которую попытались раскрыть представители феноменологически-

1 Каминская, ГЛ, Сообщение информации в интервью посредством вопроса/ TJL Каминская //Средства массовой информации в современном мире,-СПб.: Лао\ операт. печати фак-та жур-ки СПбГУ, 1999. - СЛ62-163.

1 Стюфляена, МИ. Человек в публицистике / М,И. Сгюфлчева. - Воронеж: Иід-во Воронежск, ун-та, L989.- 146 с.

3 Пивоварова, Л,М. Русский очерк 80-90 годов XIX века / Л.МПивоварова. - Казань: Изд-во Каз.-го ун
та, 1 918,- 112 с.

4 Триккель И. Специфика радиокомму кикаим, ее выразительные средства и жанры / И. Триккель //
Автореф. канд. дис.-Тарту; Типограф-я им. X. Хсйдельмажт, 1967,-28 с.

5Стрелышв, S,B. Основы публицистики. Жанры /Б.В. Стрельцов. -Mil: Университетское, 1990. -239 с, Тертычный, А.А, Аналитическая журналистика; познавательно-психологический подход / А.А. Тертычный,-М: Гендшіьф, 1993. -256 с.

7 Кройчик Л.Е, Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчнк // Основы творческой деятельности
журналиста,-СПб: Знание, СП6ИВЭСЩ 2000.-CJ25-167.

8 Ильченко, С.Н, Интервью в журналистском творчестве / С,Н. Ильченко. - СПб.: Лаборатория
оперативной печати факультета журналистики СПйГУ, 2003. - 93 с,

9 Мельник, Т.С. Интервью и его виды / ГС.Мельник, А.И, Тепляшша // Основы творческой деятельности
журналиста. - СПб.; Питер, 2006. - С.124-128.

'" Ухова, Л.В, Речевое поведение телеведущих: эмоционально-экспрессивная лексика (на материале нроірамм КЛрошутинекой «Мужчина и жєні^>інеі» и А.Кнраулива ^Момент истины») / Л,В,Ухова. — Ярославский педагогические вестник.-2003.-№2 (35).

9 коммуникативного подхода.. Исходная установка работ этого типа -систематизация и обобщение опыта функционирования интервью в синкретизме рационального и случайного в его исторической неоднородности.

Ведущие теоретики посмотрели на интервью с точки зрения интеграции интервью в печати, радио и телевидения и впервые заговорили о межвидовом (М.С.Черепахов) и электронном происхождении (М.К.Барманкулов") жанра. М.Н. Ким3 подвел под интервью методологическую основу, а идеологию подхода в журналистике оформил Б.Я.Мисонжников4.

Таким образом, самые известные "системы интервью" на сегодня разработаны в рамках информационно-технологического и содержательно-исторического подходов, но наибольшие результаты дали коммуникативно-интегрированные подходы. При этом интервью-портрет в этих подходах рассматривался фрагментарно, без учета его положения в системе современных жанров, вне контекста межвидовых и межродовых процессов жанрообразвания.

Цель диссертационного исследования. Определить место интервью-портрета в системе современных журналистских жанров и разработать модель интервью-портрета применительно к газетной полосе, опираясь на феноменологическо-коммуникативный подход.

Задачи исследования:

1) проанализировать подходы к анализу коммуникации и концепции интервью, выявить критерии видообразования и выстроить методологию интервью;

Черепанов М.С,Проблемы теории публицистики/ М.С, Черепанов.-М.: Мысль, 1973.-272 с.

7 Барманкулов, MX Жанры печати, радиовещания и телевидения. Сравнительный анализ /' М.К, Барманкулов, — Алма-Ата; КазГУ, 197*1. ^ І2Я с.

1 Ким, М.11. Журналистика: методология профессионального творчества / М.Н. Ким. - СПб,: Изд-во Михайловского П.Л., 2004, 496 с.

4 Мисонжников, Б,Я, Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания: авторсф. лис. доктора филолог, наук/Б.Я Мисонжников.-СПб.: Лаб-Оїісрат.печатич200Г-4І а

2) выявить исторические предпосылки развития жанра интервью-портрета
в контексте коммуникации и проследить становление интервью-портрета как
художественно-публицистического жанра журналистики;

  1. рассмотреть интервью-портрет в контексте канала коммуникации, провести анализ источников за исследуемый период;

  2. на материале печатных еженедельников разработать универсальную модель интервью-портрета.

Объект исследования: система интервью-коммуникаций СМИ, включающая в себя взаимодействие с аудиторией на уровнях коммуникативного процесса и коммуникативного результата.

Предмет исследования: типологические особенности жанра интервью-портрета в контексте коммуникации СМИ.

Исследовательская проблема. Выявить, каковы типологические особенности интервью-портрета в условиях современной модернизации жанровых форм.

Гипотеза исследования. Интервью-портрет как тип коммуникации в условиях трансформации коммуникативного пространства России представляет собой уникальный и открытый жанр? динамичный характер которого обеспечивает его межвидовая и межродовая природа и является эффективным средством современной коммуникации, придавая ей универсальный характер.

Теоретико-методологическая основа исследования. Ее составили труды В.В. Ученовой, ЕЛ. Прохорова, В.МГорохова, М.С Черепахова, МИ. Стюфляевой, С.Г.Корконосенко, Б .Я Мисонжникова, АЛ, Тертычного, Л.Е. Кройчика, Л.М, Земляновой, М.К. Барманкулова, М.Н. Кима, В.Д. Пельта, JLB. Уховой, С.А.Белановского, Б.КЕсина, РЛШвсепяна, Г.Г.Почепцова и

Др.

Методы исследования. Спектр используемых методов достаточно широк: от эмпирических (наблюдение, интервью с экспертами и собственных интервью с героями) до теоретических (анализ и синтез, сравнительно-

сопоставительный анализ), методы информационно-технического, ірансакционного и коммуникативно-психологического анализа, а также метод моделирования.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе системного анализа современного состояния и подходов к интервью впервые определено место интервью-портрета в системе современных художественно-публицистических жанров, выявлены критерии видообразования интервью, раскрыта межродовая природа и авторская модель интервью-портрета.

Теоретическая значимость работы заключается в нескольких положениях:

систематизирован и обобщен опыт становления жанра интервью-портрета в реальном синкретизме рационального и случайного в его исторической неоднородности и выявлены критерии эффективности интервью-портрета; обозначены исторические предпосылки развития жанра в коммуникации н сформулированы его признаки в новых, современных условиях;

определено место и функции интервью-портрета в условиях новой коммуникативной среды в рамках печатного еженедельника;

описаны методологические и теоретические основы интервью-портрета как жанра, что позволило уточнить определения;

построена концептуальная, универсальная модель, сочетающая феноменологические и коммуникативные признаки жанра - с выделением структурных элементов,

выявлены сущностные свойства и качества интервью-портрета, свидетельствующие о наличии возможности управления аудиторным интересом, путем воздействия на тематические потребности целевой аудитории.

Практическая значимость работы. Полученные результаты могут применяться в практической деятельности журналистов и интервьюеров периодических изданий, при обучении студентов факультетов журналистики

12 и учащихся смежных коммуникативных специальностей, а также индивидуально - для разработки авторских моделей интервью самими журналистами.

Хронологические рамки исследования. Период с 1985-1996 гг.- один из самых ярких в истории становления российской прессы на постсоветском пространстве. По классификации ряда исследователей (Я.Н.Засурский, А.АЛебедев), он делится на ряд подэтапов: 1985-1992 гг. - «гласность», 1992-1996 гг. - «приватизация», 1996-2000 - «концентрация и монополизация».

Рассматриваемый нами период, таким образом, затрагивает периоды «гласности» и «приватизации» и частично начало «концентрации и монополизации», охватывая наиболее важные события становления новой системы СМИ и смены парадигмы от информирования к информационно-коммуникационной модели работы с аудиторией.

Территориальные рамки исследования. Используя метод сплошное выборки, нами выявлено около 300 интервью-портретов ведущих российских еженедельников в 1985-1996 п\ Мы считаем это число интервью-портретов достаточным и корректным для масштаба сформулированных выводов.

Поскольку сами СМИ - есть сообщения (М.Маклюэн), мы взяли для анализа еженедельники трех, по классификации Я.Н.Засурского, типов: консервативного, эволюционного и нового для журналистики РФ 1985-1996 тт. Из консервативных - это «Литературная газета» и «Неделя», из эволюционных - «Собеседник» (начинавшийся как приложение «Комсомольской правды»), из новых СМИ - «Аргументы и факты» и в качестве дополнительного источника-«Независимую газету».

В качестве сопоставительного канала коммуникации мы также пользуемся интервью-книгами, то есть такими сборниками интервью одного и того же автора (а иногда и одного и того же героя), которые вышли с уровня информационно-сиюминутного на коммуникативно-вневременной.

13 Эмпирическая база исследования. Мы остановили свой выбор на еженедельнике как носителе информации и канале коммуникации с аудиторией, исходя из нескольких предпосылок;

  1. Еженедельники - наиболее консервативные даже среди печатных СМИ - и работают с тем, что уже точно утвердилось в журналистской практике.

  2. В еженедельниках мы находим зафиксированные текстуально образцы интервью-портрета, здесь нагляднее видны характерные черты и тенденции развития жанра;

  3. Еженедельники - это письменная и устная коммуникация, нуждающаяся в перекодировке в невербальную сферу.

Основные положения, выносимые на защиту;

  1. В условиях модернизации жанров интервью достигает видового разнообразия в информационной группе жанров, перемещается в аналитическую группу и активно используется как художественно-публицистическая форма при интервьюировании известных личностей.

  2. Интервью-портрет - уникальный жанр, который феноменологически определяется характеристиками, составляющими его межвидовую и межродовую природу.

  3. Интервью-портрет - художественно-публицистический жанр,

  4. Универсальная модель интервью-портрета включает в себя принципиальные составляющие: герой-формат СМИ-периодичность-документальная основа-автоиортрет-драмагизм.

Апробация работы. Основные положения диссертации и теоретические аспекты обсуждались на международных и российских итоговых научно-практических конференциях факультетов журналистики МГУ, СПбГУ, КГУ (1997-2007 гг.), методологических и методических семинарах факультета журналистики и социологии КГУ и Набережночелнинского филиала КГУ (2000-2005 гг.), по итогам которых опубликовано около 20 научных статей.

Положения диссертации получили проверку в практической деятельности автора (1992-2007 тт.), в лекционных курсах и специализированных тренцнгах «Искусство профессионального общения в сфере массовой коммуникации», «Влияние как инструмент управления людьми в условиях медиапроекта», «Управление карьерой в медиабизнесе», (1999-2007 гг.), впервые реализованных в КГУ и Набережночелнинском филиале КГУ для журналистов.

Результаты исследования послужили основным и вспомогательным материалом для обучения профессиональному общению и работе с жанром интервью журналистов-практиков на семинарах-тренингах в Баку (Азербайджан), Душанбе (Таджикистан), Екатеринбурге, Челябинске, Казани и Набережных Челнах (Россия).

Результатами внедрения принципов интервью в научно-практическую и педагогическую деятельность стало создание Мультимедийной учебно-производственной лаборатории при кафедре теории и практики электронных СМИ, которой и руководит автор. Здесь проходят мастер-классы интервью-портрета как электронного жанра, разрабатывался коммуникационный модуль учебного сайта факультета - базы знаний МедиАрт.ру, входящую в сто самых востребованных из 3000 имеющихся web-ресурсов России по образованию. На материалах автопортретных коммуникации форумов МедиАрт.ру опубликована книга известного российского публициста Л.Овруцкого «Татарский национал Harendez-vous».J

Структура диссертации. Работа состоит и:і введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложения. Первая глава «Теоретические основы интервьюирования в коммуникационной системе СМИ» посвящена анализу современного состояния проблемы интервьюирования в СМИ как коммуникативного процесса, а также исследованию интервью как формы коммуникации в СМИ

1 Овруцкий, Л.М. Татарский национал на rendez-vous / Л,М,Овруцкий. - Казань: Издательский дом Ла13, 2006. - 344 с.

15 с выявлением жанрообразующих признаков, критериев и методов интервью в системе коммуникации СМИ.

Во второй главе «Типические черты интервью-портрета в контексте коммуникации» рассматриваются исторические предпосылки развития жанра интервью в контексте коммуникации, выявляются жанры-предшественники интервью-портрета, прослеживаются этапы его становления как художественно-публицистического жанра журналистики»,

В третьей главе «Модель интервью-портрета е российских еженедельниках (1985-1996 гг.)» детально анализируются три типа еженедельников, на основе чего выстраивается универсальная содержательная модель интервью-портрета.

В приложении представлены рисунки, схематично представляющие основные положения диссертации.

Анализ современного состояния проблемы интервьюирования в СМИ как коммуникативного процесса

Слово икоммуникация" происходит от латинского слова "communico", что означает "делаю общим, связываю, общаюсь", поэтому наиболее близким к нему по значению в русском языке будет слово "общение". От слова "коммуникация" происходят слова; "коммуникабельность" (способность к общению, общительность), "коммуникабельный" (общительный человек), "коммуникативный" (относящийся к коммуникации; например, коммуникативный тип высказывания).

Другое значение слова "коммуникация" - пути сообщения, транспорта, связи и т.д. В этом смысле говорят о системах коммуникаций, в том числе о системе массовой информации и коммуникации (СМИ и СМК).

В нашей работе мы будем чаще рассматривать коммуникацию на первом уровне, но в рамках второго, В этом случае целесообразно разделять коммуникацию на результат (итог) общения и на процесс (происходящий здесь и сейчас).

С точки зрения результата (итога) коммуникация - успешный обмен информацией, выраженный в продукте (тексте, сообщении). А общение можно считать успешным, в ходе его были взаимно переданы, получены, и, главное, восприняты те или иные сообщения.

Другими словами, результативная коммуникация всегда включает в себя ответное действие того, на кого было направлено воздействие (односторонняя + обратная связь). В практике СМИ тексты ориентированны на отсроченную и заочную коммуникацию, тем не менее являются коммуникативными, если несут в себе альтернативные взгляды.

Исторически коммуникацией было принуждение одного человека другим к выполнению того или иного действия. Для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действию Другого. Этот процесс в коммуникации называется кодированием и декодированием некого сообщения.

Код - это инструмент передачи и восприятия информации, у каждого человека свой код, обусловленный особенностями его характера, социально-экономическими предпосылками его развития, психологическими установками и т.д. Кодирование и декодирование соотносятся как отправленное и полученное сообщение, два разных понимания одной и той же информации. Отсюда главная проблема любой коммуникации - несовпадение кодов: кода-входа, того, кто воздействует, и кода-выхода, того, на кого воздействуют.

Сами эти "процессы перекодировки вербальной информации в невербальную и невербальной - в вербальную сферы"1, осуществляемые обоими участниками общения, также называются коммуникацией, коммуникацией как процессом.

Главная цель коммуникации - обмен информацией различного рода. В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку подразделяются на вербальные и невербальные. Вербальная коммуникация -общение с помощью слов, невербальная - передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков.

Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации о эмоциональном, физиологическом состоянии человека; взгляд, мимика, жесты, интонация, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

Важно отметить, что вербальная коммуникация строится на лексически выделенных единицах, соответствующих реалиями мира. Это приводит к большому числу единиц словаря, из которых складывается бесконечное число сообщений.

Невербальная коммуникация не обладает подобным набором заранее установленных единиц, но это отсутствие делает процесс восприятия более универсальным, не требующим предварительных знаний для понимания сообщения.

Вербальная и невербальная коммуникация часто существуют параллельно и соотносятся друг с другом на уровнях содержания и метакоммуннкации. На содержательном уровне происходит формальная передача информации, на метакоммуникативном уровне задается модус сообщения, то есть выдается вектор отношения к нему со стороны инициатора коммуникации, часто -косвенно.

Адекватная оценка невербальной коммуникации приходит с опытом человека и зависит от уровня развития его интуитивной сферы. Адекватная оценка вербальной коммуникации связана с развитием интеллектуальной сферы человека, на обыденном уровне доступна любому взрослому и ребенку.

Выделяют также звуковую и письменную вербальные коммуникации. В данной работе большее внимание будет уделено письменной вербальной коммуникации при сохранении понимания, что в практике СМИ результату письменной коммуникации всегда предшествует процесс устной коммуникации.

В современных исследованиях1 интервью рассматривается как межличностная вербальная коммуникация, то есть как процесс передачи содержательно-формальной информации от человека к человеку, "опубликованный" устно и зафиксированной письменно.

Сам процесс интервьюирования в идеале - путь нейтрального запрашивания интервьюером информации у интервьюируемого. Сам запрос при этом, разумеется, не свободен от субъективности запрашивающего, но задача журналиста минимизировать свое влияние в процессе коммуникации, подчеркнув в итоговом тексте ту невербальную часть ответов интервьюируемого, которые предстаапяются важными для понимания метакоммуникации и которые нашли свое отражение вербально, в языке интервьюируемого, на уровне оговорок, описок, пауз, примечаний и т.д.

Различаются интервью, в которых аудиторию интересуют только факты (факт-вопрос и такой же факт-ответ) и интервью, в которых метакоммуникационные моменты для аудитории едва ли не важнее вербальных: вопросов и вербальных ответов на них.

Процесс интервьюирования как межличностной вербальной коммуникации - это социальное взаимодействие партнеров на заданную тему. Как итог этого общения журналист обязан представить аудитории грамотный, формально безукоризненный письменный текст. Профессиональная удача - если журналист сверх того предъявляет в итоговом тексте невербальную сторону общения, но вербальными средствами.

Итогом межличностной вербальной коммуникации становится ролевой диалог - текст состоявшегося общения по заранее согласованному или непредсказуемому сценарию, в котором представлены люди, исполняющие социальные роли (журналист и эксперт, спрашивающий и отвечающий).

Поскольку оба участника коммуникации вполне отдают себе отчет в ее последующей "публикации", осознанно или нет, они разыгрывают перед потенциальной аудиторией их общения спектакль, интервью также откладывает свой отпечаток сама массовая коммуникация как разновидность человеческого общения. Ее признаками, согласно исследованиям, являются:

- опосредованность общения техническими средствами;

- общение больших социальных групп;

Исторические предпосылки развития жанра интервью в контексте коммуникации

Интервью-портреты или, как их чаще называют, портретные интервью, широко распространились в журналистской практике в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в период перестройки и гласности, когда мнение каждой личности стало вызывать в обществе интерес и формироваться как ценность.

Выразителями настроений аудитории тогда стали два не-журналиста, У.Отт и А.Караулов, которые, тем не менее, внесли заметный вклад в популяризацию формы как у практиков, так и у теоретиков- Попытки самоанализа своей работы, предпринятые ими в начале 1990-х гг, стали несомненным шагом вперед в публицистическо-теоретическом освоении жанра. Но не хватило системного анализа и оформившихся концепций.

Свою лепту в развитие жанра внес и классик отечественной публицистики RMap, выпустивший в 1964 году книгу «50 интервью». Про нее писали, что автор выступил в жанре интервью-зарисовке или интервью-рассказе. "Это синтезированная форма состоит из интервью-беседы и компонентов образной информации. Наряду с литературным пересказом мнений, взглядов, суждений человека создается его штриховой портрет".1

Понятие "интервью-портрет" впервые использовал в 1967 году исследователь жанров советского радио И. Триккеля, Со ссылкой на практику Эстонского радио он, в частности, пишет о передачах, "где в обычной форме беседы репортерам удалось создать портреты людей..,"[

В теоретическом плане до 1980 года едва ли не единственной работой по теме интервью было исследование В.А. Тищенко "Интервью в газете: теория и практика развития жанра", в котором автор обращал внимание "на отсутстрие специализированных исследований, посвященных жанру интервью и его разновидностям... "2

В том же году теоретик советского телевидения Г.В. Кузнецов задал направление в определении "интервью-портрета", обозначив целью жанра «раскрытие личности собеседника в экранном очерке».3

Вместе с тем к концу Л 980-х интервью-портрет отличался от портретного очерка принципиальными качествами: диалогичной структурой, акцентом на первоисточник информации и на само общение с человеком, намеренное избегание проекции интервьюера на собеседника.

Представитель феноменояогическо-коммуникативного подхода,

М.К.Барманкулов попробовал посмотреть на интервью с точки зрения интеграции типов СМИ, печати, радио и телевидения. Эта попытка была не просто продуктивной, она, опередив Б.В. Стрельцова на 16 лет (который связал развитие жанра портретного очерка с газетой), фактически подтвердила "электронное происхождение" интервью-портрета.

"Обратное влияние телевидения и радио на жанр [интервью] заключается именно в том, что этот жанр раскрывает подразумевающиеся в нем черты, заложенные в природе жанра, но не проявившиеся ранее. Или же заставляет печать обращаться к тем граням жанра, которые не могут быть использованы экраном или эфиром. В первом случае интервью из жанра монолога стало жанром диалога, в котором важны как ответы, так и вопросы. Во втором перераспределение признаков пошло следующим образом: газеты стали развивать в интервью их проблемную/ умозрительную сторону, в них усилилась аналитичность, они стали перерастать в развернутые суждения, в них возникло критико-полемическое начало. Телевидение и радио, в свою очередь, использовали эмоционально-психологические стороны, возможности характеристики лиц, участвующих в интервью, их портреты, насколько JTO возможно в столь короткое время"1

Открытия М.С.Черепахова и М.К.Барманкулова оказались малозаметными, пока в 1998 году А.А. Тертычный в книге "Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход", неожиданно для многих не отделил "интервью" от "беседы" и не отнес оба жанра в группу аналитических. Примечательно, что взглянуть на интервью свежим взглядом автору удалось, выйдя за рамки информационного и методико-технологического подходов.

Таким образом, А.А.Тертычный принципиально поддержал М.С. Черепахова в вопросе существования "межвидовых форм", к которым оба отнесли интервью.

В первой главе мы уже подробно останавливались на вкладе, который внесли в науку исследования интервью Л.Е. Кройчик и М.Н.Ким. Здесь важно отметить, что новой системе жанров, предложенной Л.Е.Кройчиком, интервью может быть представлено много шире»

А вот теоретическая разработка М.Н.Ким по такому жанрообразующему признаку как методы работы с информацией открывают жанру интервью-портрету большой простор для развития и углубленного изучения.

В своих дальнейших рассуждениях мы будем пытаться исследовать интервью в рамках коммуникативно-интегрированного подхода, но с углублением в жанр интервью-портрет, где использовать достижения представителей содержательно-исторического подхода. 10 декабря 1993 г. газета "Труд" опубликовала материал Г.Явлинского

"Интервью с самим собой" . Материал этот знаменателен тем, что затрагивает семь базовых положений (на правах гипотез), без которых понимание интервью-портрета невозможно.

1) Интервью-портрет живого человека всегда диалогичен. Монолога в принципе нет там, где есть живой человек. Исследования психологов доказали, в любом монологе содержится скрытый диалог. Даже оставаясь наедине с самим собой человек продолжает интервью, просто роли собеседников играют уже внутренние субличности (термин итальянского психолога Р. Ассаджиолли.) Мы подробно останавливались на этом в статье "Техника психологического интервью". Демонстрация этого процесса, пусть косвенно, часть процесса портретирования.

В качестве примера приводился отрывок из интервью с А.Розенбаумом, где на вопрос "Жалели ли Вы о чем-нибудь в прошлом?", певец отвечает: "Нет. Ну, может быть, мог перед смертью навестить бабушку. А, в принципе, жалеть не о чем", В данном примере каждая из фраз ответа принадлежит субличностям Родителя, Взрослого и Ребенка (теория Э.Берна), формально оставаясь в рамках монолога:

Реб: "Нет.

Род.: Ну, может быть, мог перед смертью навестить бабушку.

Взр,: А5 в принципе, жалеть не о чем".

Неслучайно любой театральный монолог - рассчитан на мощный психологический эффект публичного беспощадного диалога героя с собой, а также с залом, который переживает схожие чувства.

Становление интервью-портрета как художественно-публицистического жанра журналистики

Журналистская практика с первой трети XIX века много внимания стала уделять детальным описаниям. Развитие наук, прежде всего естественных, открыло новые, неожиданные горизонты для познания мира, И публицисты старались активно пользоваться «увеличительным стеклом научных открытий» для более тщательного изучения недостатков общества. Так проявился интерес к доказательно-описательной журналистике, например, «физиологическим очеркам». Так жанр биографии быстро набрал популярность, но она так же скоро пошла на спад. Стало понятно, что, с одной стороны, за документальной основой - будущее, а, с другой, одних документов для передачи явления явно недостаточно.

В приведенном выше примере с корреспондентом «Телескопа» перед нами зачатки нового документально-художественного жанра - отчета о встрече. Заметно, что при сопоставлении жанров биографии и живой встречи преимущество последней очевидно. Даже в таком неряшливом, импульсивном исполнении, отчета о встрече для буржуазного периодического издания, можно отметить силу воздействия живого разговора с великим человеком на читательскую аудиторию.

Достоверности и красоту публицистическому тесту добавляет автограф мастера, помещенный тут же, До конца XIX века, когда появится фотография, это было самое наглядное и весомое документальное подтверждение состоявшейся встречи.

Беглый просмотр других периодических изданий за первую треть XIX века подводит нас к мысли, что жанр отчета еще не сформирован окончательно, а интерес общества к роли личности в истории и исторической личности выражен не так явно.

Повлиял на интервью-портрет и жанр портретного очерка, оформившийся в 60-х годах XIX века. «Ранее портретный очерк входил как составная часть в путевые очерки (вспомним, например, портреты политических деятелей у А.И. Герцена). Связь портретного очерка можно установить и с «физиологиями», в котором тоже изображался портрет типичного представителя определенной социальной группы. Но портретный очерк описывал реальных людей, тогда как в «физиологиях» и беллетристических очерках И.С. Тургенева действовали вымышленные герои» При всем при том следует добавить, что вопреки устоявшемуся мнению вездесущности портретного очерка, он не был непосредственным прародителем интервью-портрета (о разной жанрообразуюшей природе мы уже рассуждали). Жанры скорее имеют родственную связь одного уровня, и развивались параллельно (не забудем, что зачатки интервью-портрета встречаем еще в XVIII веке). На развитие обоих жанров заметно повлияло открытое выражение общей тенденции времени - нарушение к концу XIX века «традиции изображать реально существовавших людей под вымышленными именами».

«В России газетное интервью с наиболее значительными лицами, политического или литературного круга стало повседневностью лишь с 80-90-х годов XIX века. Газеты существовали и при Пушкине, Гоголе, Лермонтове, но никто бы не вздумал брать у них интервью. Не давали газетам интервью и Достоевский, Тургенев. Некрасов. Сама эта форма еще не прижилась и не казалось законной или общеинтересной. Но со второй половины 80-х годов живая беседа с писателем, отчет о встрече с ним стали пробивать себе дорогу на страницы русских газет, и первым из «интервьюируемых», конечно, стал Лев Толстой» Портрет Льва Николаевича наиболее близкий к современному варианту интервью-портрета, построенному по принципу «вопрос-ответ», фиксирующему личностные характеристики героя в автопортрете, впервые встречаем в 1903 году у Скрибы, До критика ЕЛ. Соловьева (Скриба из псевдоним) были и интервью, и беседы, и встречи, отчеты и репортажи о них, но раскрыть Толстого через разговор, беседу и интервью почти никому не удавалось. Отчасти это было связано с привычкой Льва Николаевича оставаться лидером в любой коммуникативной ситуации, чтобы контролировать ее ход и нежеланием рассказывать что-либо о себе,.. Иллюстрацией этих характерных черт служит пример из названного интервью:

«Остановившись на секунду во время прогулки на одном из поворотов из поля в парк, Л.Н. сказал мне: - Это не хорошо, что я заговорил о себе: надо было лучше взять в пример какого-нибудь N.N. ...Ну, уж раз начал - кончу. Мне хорошо, ужасно хорошо, слишком хорошо. Никакого отчаяния, никакой тоски и уныния. И вот одного жаль, что я не пострадал и вообще, что я мало страдал... пострадай я за свои мысли, они производили бы другое впечатление.,. Этого вот, действительно, жаль. А остальное все хорошо, слишком хорошо...

При этих словах мне показалось, что перед мной в самую жизнь Толстого, в его психологию открывается какой-то большой, яркий просвет. Сам Толстой чувствует, что он прежде всего судия, а не пророк, а ему хотелось бы, надо было бы быть пророком, надо бы запечатлеть, освятить в пределах человеческого разумения суровостью своего учения, суровостью своей личной жизни и страданием - свой путь, свою критику, свое отрицание и свою любовь...».

Как видим текст представляет из себя как бы две части: первая -диалогичная, где Толстой дает на себя автопортрет, а вторая - авторская трактовка портрета писателя со стороны журналиста. В данном примере журналиста не упрекнешь в отсутствии компетенции, его вывод выглядит достаточно убедительно. Но в общей массе журналисты, комментирующие поступки и слова великих современников, выглядели куда непригляднее.

Вместе с тем, репортаж и отчет о встрече по сравнению с очерковыми ортретами конца XIX века делали значительный шаг к современному газетному интервью, становясь все более компактными, динамичными, достоверными, учитывающими массовые интересы публики.

Не противоречим ли мы здесь сами себе, говоря одновременно о достоверности и массовости? Ничуть, потому что речь идет не о бульварной прессе - тот же Толстой при всей общедоступности был нрава сурового и не спускал газетчикам никаких интервью откровенно вымышленных. К тому же сошлемся на В.Я. Лакшина, собравшим в одну книгу 106 интервью, бесед, репортажных отчетов, исходя из принципа достоверности: то, что опубликовано при жизни Льва Николаевича, то, что он видел, чем был доволен или, по крайней мере, с чем молча соглашался. Кстати сказать, в этой достоверности, по Лакшину, громадное преимушество газетного интервью над жанром мемуаров или биографий известных личностей. Если мемуаристов нередко вводит в заблуждение собственная память и непомерно раздутое тщеславие, биографов - пристрастие и предубеждение, то «интервьюер поневоле чувствует дополнительную ответственность: «герой» его интервью всегда может прочитать описанную в газете встречу и резко реагировать на возможные неточности».

Тем не менее, в принципе, и мемуары, особенно дневниковые записи, несущие сильное личностное эмоциональное воздействие, и биографии, опубликованные при жизни человека и позволяющие взглянуть на нее со стороны, наравне с репортажем, направленном на описание окружения героя, обстановки, где он жил и развивался, и отчетом о встрече, вбирающем по крупицам все, что только что сказал или сделал «интервьюируемый», - все то уместно отнести к непосредственным предшественникам современного интервью-портрета.

И еще важная деталь. На рубеже XX века публицистику все более начинает интересовать личность и лицо творца. Л.Н- Толстой был первым, за противоречивой жизнью которого общество следило с такой ненасытностью со страниц газет. Этим не преминули воспользоваться некоторые периодические издания. В частности, одной из первых, кто почувствовал и отразил этот интерес читателей к исторической личности, была газета Суворина «Новое время». Корреспонденты «Нового времени» осаждали Толстого не реже одного-двух раз в месяц. Отчеты, заметки, репортажи, беседы, касающиеся личности и деятельности великого русского современника - на любой вкус -могли насытить любого, самого любопытного читателя.

В начале XX столетия, вместе с развитием техники фотоаппарата, Толстого журналисты учились раскрывать все лучше и лучше. Однако, обилие посетителей в итоге сыграло с Львом Николаевичем злую шутку - он замкнулся, затворился от публики в Ясной Поляне на долгих восемь лет. Революцию 1905 года Толстой встретил весьма прохладно. На вопросы писателя и публициста Н. Шебуева, одного из немногих, сумевших попасть в ту пору к Льву Николаевичу на прием, Толстой ответил кратко:

Каналы коммуникации и интервью-портреты второй половины 1992 -1996 гг

Осенью 1991 года в общественно-политической жизни России возникла качественно новая ситуация. После запрета деятельности КПСС и ее печати, распада СССР и создания СНГ радикальным образом изменилась не только политическая карта, но и структура российской журналистики. Выходившие в Москве газеты потеряли статус центральных, иным стал круг издателей. Потом они стали всероссийскими, под юрисдикцию Правительства РФ перешла и телестудия «Останкино» - 1 канал. Заметно выросли целенаправленность и многообразие информационного потока.

На начало ноября 1991 года Министерством печати и массовой информации РФ было зарегистрировано 1269 газет, журналов, информационных газет. В целом, в 1991 году в России издавалось 4863 газеты.1

Появляются новые типы изданий, например, группа газет, главной темой которых становится политика, а главным принципом - серьезный подход к ней («Независимая газета», «Известия», «Общая газета», «Коммерсантъ» и «Коммерсант- Дейли»).

В условиях демократизации и финансово-экономической инициативы стало возможна ситуация, при которой СМИ переходило в собственность редакции. Так произошло с «Московским комсомольцем».

Другая тенденция - переоценка аудиторией представлений о СМИ, Газетный мир расширялся, газеты выходят на 40 языках проживающих в России народов, а тиражи падают. Кроме экономического фактора-роста цен на подписку, сказался и другой - стремление читателей найти свою газету.

В 1992 г. из 40 массовых изданий 33 потеряли читателей. У газеты «Труд» тираж сократился на 6 млн., у «Комсомольской правды» - на 5 млн. экз. Однако 7 изданий увеличили тиражи: среди ежедневных - это «Российская газета», «Сельская жизнь», среди еженедельных - «Мегаполис-Экспресс», «Коммерсантъ», «Экономическая жизнь», «Бизнес и банки». Заметим, что процветают еженедельное «желтое издания» и сугубо деловая пресса.

В 1993 г. ситуация на рынке прессы продолжает ухудшаться: резко возросли цены на бумагу, полиграфическое исполнение, доставку. СМИ все больше ощущали экономическую зависимость от правительства и финансовых структур. В середине 90-х гг. положение на газетно-журнальном рынке несколько стабилизировалось, хотя государство по-прежнему оказывало серьезное финансовое давление на СМИ. В январе 1996 г. в Российской Федерации выходило 14 тыс. газет.

Типологическое разнообразие предложения конкурентов повлияло на исследуемые еженедельники. «Аргументы и факты» запустили приложение «Я молодой», который отчасти вошел в конкуренцию с «Собеседником», Были и внутренние разногласия. В газете «Комсомольская правда» в результате раскола часть коллектива ушла, основав «Новую ежедневную газету».

В журнальной периодике тенденции таковы: толстые литературные журналы переживают кризис, новые глянцевые издания о стиле жизни элиты, напротив, набирают вес.

Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпаний. В борьбе с монополией на технику Всесоюзной телерадиокомпанией рождается «вторая кнопка»: с 16 мая 1991 года стала выходить в эфир РТР «Вести», сначала 1 раз в день, потом - 3 и 4. Постепенно в систему теле и радиовещания вошли «НТВ», «ТВ-6- Москва» и др., возникли не-государственные (альтернативные) организации телевещателей.

Среди программ, прочно занявших место в эфире, большинство -информационные. Вместе с тем набирают обороты тематические передачи «Момент истины», «Час пик», «Тема», «Человек и закон».

Широкие возможности выбора программ не только все больше превращают ТВ в средство массового воздействия, но и индивидуализируют его воздействие. Этому способствовало техническое пополнение к середине 90 147 х гг. телевидения новой техникой: стали использоваться микроинформатика, кабельное телевидение, спутниковая связь, лазерная пресса.

В условиях роста телевидения радио не только не потеряло своих позиций, но и нашло пути для ее увеличения. В начале 90-х гг. на территории РФ осуществляли вещание 89 местных гостелерадиорганизаций и 203 городские редакции радиовещания со средним объемом 170 часов по ТВ и 350 часов по радио, что составляло более 80 % общего республиканского объема телерадиовещания.

В августе 1990 г, вышло в эфир первое негосударственное московское радио «Эхо Москвы». А в январе 1991 года стала работать еще одна коммерческая станция - «М-Радио-новая волна». Так в 1993 году в эфире только Москвы работало 23 частных радиостанции. Через год в столице их стало 30, в Санкт-Петербурге :10.

Рост доходов от рекламы в СМИ и открывающиеся возможности влияния медиа на целевые аудиторию оценили деловая и политическая элиты страны. К середине 90-х гг. журналистика, как сфера бизнеса, испытала на себе все проявления новых экономических взаимоотношений, столкнувшись с проблемами приватизации и акционирования.

Рост влияния промышленных и банковских группировок совпадает с недоверием населения к власти, осуществляющего реформы по стихийному сценарию.

В 1995 г. крупнейшая в Европе телекомпания «Останкино» осталась без средств к существованию. В результате преобразований появилось Общественное Российское Телевидение (ОРТ), в котором причудливо соединились государственный и частный капитал.

Усиление государственной власти в РФ не сопровождался развитием официальных СМИ. Напротив, властные структуры постсоветского периода попытались подчинить себе уже «свободные» частные СМИ,

В рамках политических противоречий в судах стали чаще рассматривать иски об учредительстве СМИ, известность получил случай, когда Союз писателей через суд попытался вернуть себе право на владение «Литературной газетой», которое он утратил после ее самостоятельной регистрации в не в союзном, а в российском Мининформпечати.

Особенно острое развитие получил конфликт между телевидением и российскими депутатами, который, в конечном счете, привел к открытой конфронтации исполнительной и законодательной власти и роспуску в сентябре 1993 г. Верхового Совета РФ,

На фоне попыток восстановления цензуры и открытых конфликтов в нач. 1990-х в структуру медиа России вошли Интернет-СМИ, которые оказали заметное влияние как на становление новой журналистики открытого типа, так и на образование индивидушіьной и «народной журналистики», которая получит свое развитие в новом, XXI веке,

В середине 90-х гг. практически все ведущие телекомпании и центральная пресса имели он-лайн версии своих «материнских» СМИ. В начале 1998 г. в России имели доступ к Интернету более 600 тыс. чел. В мае 1998 г. Б.Н. Ельцин впервые даст интервью в сети, в режиме реального времени.

Похожие диссертации на Интервью-портрет как тип коммуникации