Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Официальные и частные культы Херсонеса Тавриче ского в I - IV веках нашей эры 28
Глава II. Верования населения Херсонеса Таврического в первых веках нашей эры 125
Глава III. Проникновение христианства в Херсонес Таврический 163
Заключение 184
Приложения
- Официальные и частные культы Херсонеса Тавриче ского в I - IV веках нашей эры
- Верования населения Херсонеса Таврического в первых веках нашей эры
- Проникновение христианства в Херсонес Таврический
Официальные и частные культы Херсонеса Тавриче ского в I - IV веках нашей эры
Требуют разработки вопросы, касающиеся частных культов и верований жителей Херсонеса. Нужно, в частности, определить их место в системе религиозного миропонимания, их взаимосвязь с официальной религией полиса.
Не могут считаться окончательно решенными такие важные вопросы как время появления христианства в Херсонесе, пути проникновения новой религии в город, образование и организационное оформление херсонесской христианской общины, переходной период как время сосуществования и борьбы христианства и "язычества" и некоторые другие,
С учетом изученности проблемы религии Херсонеса в 1-1У вв. н.э. и наличия источников автор поставил перед собой слддующую цель: обобщить и проанализировать все имеющиеся по теме материалы и на этой основе дать характеристику религиозной жизни населения Херсонеса Таврического в 1-ІУ вв. н.э., выявив специфические черты в развитии религиозных воззрений жителей города, обусловленные социально-экономическими, политическими и культурными процессами, имевшими место в Херсонесе в первые века н.э. Одна из задач работы - попытаться реконструировать официальный пантеон богов херсонесского государства, объяснить причины происходивших в нем изменений, связав их с конкретными событиями истории Херсонеса. В задачу автора входит также освещение вопросов, относящихся к сфере частных культов и верований. Наконец в диссертации делается попытка определить время появления в Херсонесе христианской религии, проследить пути проникновения в город христианства, дать анализ первоначальной христианизации жителей Херсонеса и показать реакцию основной массы населения на распространение новой веры.
Указанной целью и вытекающими из нее задачами обусловлена структура диссертации, которая состоит из введения, трех глав, - заключения и приложений. Научная новизна работы состоит в следующем: - диссертация является первой обобщающей работой по исто рии религии Херсонеса Таврического в І-ІУ вв. н.э., в которой на основе комплексного изучения исторических источников рассматриваются все основные аспекты религиозной жизни населения этого центра в первых веках нашей эры; - впервые в историографии античного Херсонеса предпринята попытка дифференцированно подойти к исследованию религиозных явлений, выделить из системы религиозных представлений официальную религию херсонесской гражданской общины, частные культы и верования; - в работе выявляются и характеризуются основные верования и суеверия, занимавшие важное место в религиозном мировоззрении жителей Херсонеса; - в исследовании в значительной мере пересмотрена пробле-ма проникновения и становления христианства в позднеантичном Херсонесе, поставлен вопрос о переходном периоде, являвшемся для Херсонеса эпохой длительного сосуществования и острого столкновения немногочисленной христианской общины и "языческого" большинства населения города; - впервые вводится в научный оборот целый ряд вещественных источников, хранящихся в фондах музеев; - в диссертации заново пересматриваются некоторые утвердившиеся в литературе положения, в частности о таврской основе культа херсонесской Девы, о времени появления практики провозглашения Этой богини "царицей" Херсонеса и причинах упразднения магистратуры царя-эпонима, о составе официального пантеона богов, о времени учреждения в городе культа римских императоров, oN влиянии Рима на религиозную жизнь населения Херсонеса и другие.
Практическая значимость диссертации. Собранные в работе материалы, обобщения и выводы могут быть использованы при чтении университетских курсов лекций по истории Древней Греции и Древнего Рима /разделы "Северное Причерноморье в античную эпоху", "Религия античного общества" и пр./, истории СССР и УССР /раздел "Античные рабовладельческие государства на территории Северного Причерноморья"/, а также спецкурсов на кафедрах древней и всеобщей истории /например, "Античные государства Северного Причерноморья", "Идеология и культура античного мира", "Источниковедение древней истории" и др./ и курсов лекций по научному атеизму.
Перспективным представляется использование некоторых положений работы для ведения научно-атеистической пропаганды по линии общества "Знание" и в атеистических брошюрах, издаваемых этим обществом. Приведенный в диссертации конкретный материал позволяет, в частности, окончательно развеять миф об исключительном положении Херсонеса в христианском мире, выдуманный в свое время клерикально настроенными историками, чтобы подчеркнуть значимость Херсонеса - "колыбели христианства" на Руси.
Материалы исследования могут быть привлечены для оформления соответствующих экспозиций в античных отделах Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Музея истории религии и атеизма /г. Ленинград/, Херсонесского государственного историко-археологического заповедника, Одесского и Керченского археологических музеев. Крымского /г. Симферополь/ и Евпаторийского краеведческих музеев. Археологического музея Харьковского госуниверситета.
Верования населения Херсонеса Таврического в первых веках нашей эры
Яркое отражение в источниках І-Ш вв. н.э. нашел катахтони-ческий аспект частного культа Афродиты в Херсонесе. В погребальных комплексах этого времени постоянно встречаются металлические пластинки, бляшки, подвески и т.п. с изображением Афродиты и персонажей ее свитьґ . Эроты с гирляндами - излюбленный мотив рель - 96 ефов на саркофагах П-ІІІ вв. н.э. В состав погребального инвентаря нередко включались геммы и светильники с изображениями Эро-та или эротов372. Такого рода предметы, независимо от функциональной нагрузки во время их прижизненного использования, попадая в могилы могли иметь определенный сакральный смысл, выполняя в частности роль апотропеев. Таким образом и в первые века н э АЙБОЛИТа в религиозном сознании многих жителей Херсо-неса продолжала оставаться покровительницей умерших.
Один интересный памятник лапидарной эпиграфики свидетельствует, что в первых веках н.э. культ Афродиты отправлялся не только частными лицами, но и от имени всей гражданской общины херсонесцев. Мы имеем в виду надпись на известняковом карнизе, найденном А.С. Уваровым в 1853 г. при раскопках христианской базилики: "Авр/елий/ Гермократ, сын Мирона, а по природе Тимофея, пожертвовал /оставшиеся/ из расходных сумм агораномии 3000 денариев на храм Афродиты"3 3. Можно лишь гадать, что подразумевалось под словами "на храм": то ли речь идет о постройке этого храма, то ли о его ремонте, восстановлении, реконструкции, украшении и т.п. В любом случае это не частная благотворительность, так как три тысячи денариев внесены городским магистратом из государственной казны 74. Сумма пожертвования велика, она в шесть раз превышает максимальный взнос частных лиц, жертвовавших деньги "на колонны" . В литературе памятник датируется П-Ш вв. н.э.376. По нашему мнению, надпись относится к первой половине Н в. н.э. В нашему такни датировки свидеттльствуюр палпографичеШкие н.обенности /ктакратдат омега формы сигмы тсп емикрон и скиы/ и нокращенное написание имефо Аврелий времени импсратора Каранапиы и еоимнее /напримерх р надписи 185-186 ггп раэ. амя Аврелий иано полностью, м р надписях Ш в. н.э. - в сокращении-78/. Итак, где-то в начале Ш вв н.ээ культ Афродиты имел в Херсонесе официальный характер. Не исключено, конечно, отправление этого культа от имени херсонесского государства и в I-n вв. н.э., но бесспорных данных для подтверждения подобной гипотезы нет. О причинах, побудивших херсонесцев включить Афродиту в состав государственного пантеона богов, можно только гадать. На наш взгляд, культ Афродиты перешел в разряд официальных под влиянием Рима. Известно, что данный культ в первые века н.э. был очень распространен в Риме и провинциях. Со времени Августа богиня почиталась как родоначальница римского народа и особенно рода Юлиев . Я. Тодоров отмечает, что в им-ператорскую эпоху изображение Афродиты впервые появляется на монетах некоторых городов Западного Понта, в частности Томи и Кал-латиса380. Возможно, учреждение официального культа Афродиты и связанное с ним строительство храмов богини в Херсонесе и других центрах следует расценивать как проявление сервилизма по отношению к римским властям со стороны проримской правящей верхушки греческих городов. В этой связи интересно подчеркнуть, что де-дикантом в херсонесской надписи выступает городской магистрат, обладавший правами римского гражданства . Если же допустить, что культ-Афродиты в Херсонесе стал отправляться от имени государства уже в Х-П вв. н.э. /а в Ш вв ..ээ .рам богиин ибы перестроен, отремонтирован и т.п./, то нужно констатировать влияние Боспора, с которым Херсонес в I в. до н.э. - первой половине И в. н.э. состоял в отношениях симмахии, Афродита Урания, владычица Апатура, была главной богиней официального пантеона Боспор-ского царства, покровительницей царской династии и введение ее культа Б Херсонесе расценивалось бы как акт политической лояльности. Впрочем, натянутые отношения Херсонеса с Боспором, посто - SB янное стремление херсонесцев освободиться от боспорской опеки и расторгнуть симмахию тоже нельзя сбрасывать со счетов, в этих условиях Херсонес вряд ли стал бы демонстрировать лояльность по отношению к боспорским правителям. Наконец, возможно еще одно объяснение. Выше говорилось об усилении катахтонических элементов в культе Афродиты в Херсонесе первых веков н.э. Поэтому не исключено, что херсонесский храм богини был подобен римскому храму Либитины, идентичной Афродите Могильной, Темной, Надгробной и т.п. В таком случае перед нами беспрецедентный для Херсо-неса факт включения в состав официального пантеона богов государства катахтонического божества. Может быть, отсутствие изображений Афродиты на херсонесских монетах первых веков н.э. как раз и намекает на преобладание в ее официальном культе катахтонических элементов? Ранее мы убедились, что приобретение Аскле-пием и Гигиеей новых для них функций богов - "градодержцев" сразу же нашло яркое отражение в монетных эмиссиях П-Ш вв. н.э. Думается, что учреждение государственного культа Афродиты в какой-нибудь ипостаси защитницы и покровительницы полиса /например, Урании, Навархиды, Понтии и др./ должно было ознаменоваться хотя бы одним выпуском монет с ее изображением, однако, такого выпуска нет. Учреждение же официального культа катахтонической Афродиты - покровительницы умерших и не должно было отразиться в монетной типологии, ибо изображения катахтонических божеств -чрезвычайно редкий монетный тип, не характерный для античной чеканки вообще.
Проникновение христианства в Херсонес Таврический
В литературе существует мнение, что со времени Константина Херсонес стал главным очагом христианства в Северном Причерно СП морье . Но материалы раскопок показывают, что процесс христианизации населения Херсонеса шел довольно медленно, христианская община оставалась сравнительно небольшой и многие жители города продолжали почитать богов традиционного античного пантеона.
Показательно, что никаких данных о христианском храмовом строительстве в первой половине 1У в, 150 лет археологического изучения Херсонеса не дали. В 1896 г. у входа в один из склепов найдены христианское надгробие У-УП вв. /крест грубой работы из местного известняка/ и обломок мраморной плиты с рисунком и надписью. Сюжет рисунка обычный для христианской иконографии: Христос с юным безбородым лицом, окруженный нимбом, подает правую руку апостолу Петру, стоящему в лодке; справа виднеется часть поднятого паруса. Над изображением сохранилась часть надписи: "Господь Иисус, подающий /помощь св. Петру/"68. В,В. Латышев, публикуя этот памятник, отнес его ко времени не ранее У в., но позже отказался от такой датировки усмотрев в плите архитектурную принадлежность храма св. Петра, постройку которого "Жития св. епископов херсонских" связывают с деятельностью Капитона во второй четверти 1У вг С последней датировкой нельзя согласиться, Перед надписью и в середине ее вырезаны кресты. До последней четверти 1У в. изображение креста в иконографии встречается крайне редко, тем более в сочетании с изображением Христа, Кроме того, безбородый тип Христа характерен именно для J-УІ вв
Недавно С.А. Беляевым высказано мнение, что так называемая "Базилика на холме" построена не позднее середины 17 в. Датировка исследователя базируется на общей стратиграфии участка, изучении археологического материала, нумизматических данных и анализе общеисторической обстановки в Херсонесе в первой половине ІУ в. Стратиграфия участка не позволяет, однако, определить ТОЧНУЮ дату постройки базилики: бесспорно лишь то, что в IX-X вв. яа месте этой азилики ыла построена другая - азилика . сут-ствие же хронологического разрыва между га елы, построек античного времени и строительством ранней христианской азилики не может считаться доказанным. Археологический материал обнаруженный в слое, предшествовавшем христианскому храму, С.А. Беляевым пока , РД Р -у рму, не опубликован. Две монеты императора Липиния, найденные не в У Р ра загурытом комиЛ-слис, о, в заОЁШИ, на наш Hoi ЛЯД, псЛЬол UjJnotlaть своего двухэтажную, богато украшенную базилику, располагавшуюся к тому веским аргументом для датировки, так как они могли попасть в слой случайно, из более ранних слоев /С.А. Беляев отмечает, что грунт для засыпи был взят или с городской свалки, или же из слоя около базилики/. Что касается "общеисторической обстановки", то она как раз противоречит выводам и.А. ьеляева: в первой половине в. херсонесские христиане, с трудом добившиеся права на легальное отправление своего культа, вряд ли могли построить огромную, двухэтажную, богато украшенную баз; не на самом высоком месте городища.
Подавляющее большинство находимых вХерсонесе христианских надгрииии может быть отнесено к 7— лі вв лишь три памятника такого рода датируются концом 1 У - началом У вв. К этому же времени относятся две строительные надписи с крестами древнейшей формы74, форма для отливки христианских амулетов с изображением федикан,а и мадписьо лГоспохри помоги хосящему. вмииь"75, бронзовый перстеньн на щитк" котодого выргзано аналогичная надпись
Концом ІУ в. датируются фрагменты статуарных групп "Жертвоприношение Исаака" и "Чудовище, пожирающее рыбу"7 , Остальные христи-анские скульптуры и рельефы относятся уже к 7-УІ вв. Краснола-ковая керамика с графическими или штампованными изображениями христианских символов появляется в Херсонесе во второй половине ІУ - начале 7 вв. К этому времени относятся, например, миски, на дне которых изображен юный Христос с крестом в руке, над головой у него - голуби ; патера с граффито в виде креста с перекрыти-ем ; фрагмент горла краснолакового кувшина с граффито в виде буквы В , перед которой -равносторонний крест с листочками слева и справа ; обломки двух патер с рельефным изображением креста между двумя кипарисами . ри раскопках херсонесского городища иногда находят фрагменты привозной краснолаковой керамики с штампованным изо ражением креста с удлиненным концом и расширяющимися перекрестиями . тот тип керамики хорошо известен в еверном и ападном ричерноморье и датируется второй половиной - началом З ввO Краснолаковая посуда со штампом в виде монограм-атиче7кого креста н лакрытым завдаком ш ампе "во" е кружками или буксами "кльфа" с оОмега" м углах перевечения горсз кнтакьной и вервикил"Аой часте" креата устречающаяся в яерсонесе в большом кр-тикестве85ч стносится ужв к У-УІ вв.8я
Еще ,ДНУ rDvnnv памятников имеющих отношение К ПЄЇШОЛУ nDO— никновЕния днустианствп м Хетэсонес роставлявт КУиеТОЯпе иодуJTOTT»» ный оосуд конца иУ - вачвла У вв с рельефным икображением хрлстиансоих скмволо1 начпаа о7оі) русера ІУ—У вв найденный в ти73 г. в райоле е,тла88 и стекрунныа лампадки эного же времени8? 1налог.чныр лампатки раорой половины еУлУ ввд изэедка жстречаюти А на Боспоре. обратимс. теперь к материалам некрополя. Уверенно фиксируе - 177 мые христианские погребения начинают появляться в Херсонесе только с середины ІУ в., причем до рубежа ІУ-7 вв. их сравнительно мало. Необходимо оговорить методику выявления христианских захоронений. Отличить их от "языческих" в ІУ-7 вв, сложно, ибо тенденция к отсутствию погребального инвентаря в христианских комплексах начинает проявляться не ранее УТ в. Задача исследователя облегчается в тех случаях, когда в составе инвентаря, сопровождавшего умершего, имеются атрибуты христианства, например, кресты древнейших форм, предметы христианской утвари и т.п. Важное значение имеет анализ конструкции погребальных сооружений. Отметин в этой связи, что восемь херсонесских склепов второй половины ІУ - начала 7 вв. были внутри расписаны фресками. Как показал МИР от и М.И. мстовцев, роспись имела христианский характер . Несоннен ной христианской чертой являлся обычай замуровывать ниши-леяанки в склепах каменными шинами, буі илым камнем на г цуше или кирпи— чом. Известно, что раннехристианские погребальные сооружения, в отличие от языческих , служили не только для захоронений, но бы— ли также местами отправления заупокойного культа. Так, один из херсонесских позднеантичных склепов, в котором, судя по характеру росписи, был похоронен почитаемый христианин, со временем иухівратлйся в церковку . иоращают на себя внимание различные скамейки, вырубленные или сложенные из камня в нескольких явно христианских склепах середины - начале 7 вв. Наличие этих скамеек свидетельствует, что христианские погребения посещались единоверцами и ыли местами отправления культа. Поэтому погребения в христианских склепах либо замуровывались, либо закрывались различными загородками