Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.) Свирида, Иннеса Ильинична

Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.)
<
Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.) Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.) Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.) Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.) Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.) Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.) Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Свирида, Иннеса Ильинична. Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.) : Дис. ... д-ра исторические науки : 07.00.03.-

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ СТР-3

Глава І.ПОЛЬСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ КАК СОСТАВНАЯ. ЧАСТЬ

ЕВРОПЕЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА НОВОГО ВРЕМЕНИ.

§1.Основные тенденции художественно-культурного процесса нового времени 41

§2.Особенности художественно-культурного развития региона

Центральной и Юго-Восточной Европы. Место в нем Польши 56

Глава П.ИДЕЙНО-ЗСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

§Г. Художественная деятельность в культурной программе польских просветителей 82

§2,Складывание романтической концепции национальной художественной культуры 105

Глава Ш.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

§1.В Речи Посполитой /вторая половина ХУШ в./ 125

§2.После разделов Польши 153

Глава ІУ.ХУДОЖШК В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.

§1.Утверждение представлений о художнике как творческой личности 183

§2.Социальный генезис художников. Профессионалы и любители. 200

§З. Пути получения художественного образования 211

§4.Особенноети профессиональной карьеры 222

§5.Иностранцы и поляки 234

Глава У. ИСКУССТВО В ПОЛЬСКОМ. ОБЩЕСТВЕ.

§1. Коллекционерская деятельность , 245

§2.Искусство в быту 269

§З. Художественные выставки 276

§4.Частный салон и пресса как факторы художественной жизни 286

§5.Развитие художественного рынка 293

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 307

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА  

Введение к работе

Переход Польши от феодализма к капитализму, формирование польской нации, происходившие в условиях многократных разделов польских земель, падения польского государства, возникновения и расширения национально-освободительного движения, преобразили условия существования польского общества, привели к смене культурных эпох. Одним из выражений этого стали изменения характера польской художественной жизни, начавшиеся около середины ХУШ в. и четко обозначившиеся к тридцатым годам следующего столетия.

Выступая как следствие внутрипольских процессов, совершавшиеся изменения вместе с тем были проявлением общих закономерностей, которые определяли развитие культуры различных европейских народов в годы формирования их национальной общности, зарождения и утверждения буржуазных отношений.

Художественная жизнь общества - это область духовной деятельности, охватывающая создание, распространение, освоение, накопление художественных ценностей, приобретающая в каждую историческую эпоху особую структуру, формы и содержание, которые зависят от уровня цивилизации, социального состава, идеологических установок общества, характера художественно-эстетического познания действительности.

Художественная жизнь неразрывно сопряжена со всеми другими сторонами общественной жизни. Историческая действительность воздействует на характер творчества и тип его восприятия, определяет судьбы произведений и их создателей, пути взаимосвязи мастера и общества, произведения и публики. Из объективной реальности художественной жизни вытекает необходимость ее рассмотрения как части общественно-исторического развития. Вместе с тем, стре - 4 мясь к полноте исследования самого исторического процесса, нельзя не принимать во внимание и художественную сферу, без изучения которой трудно понять,например, такую историческую категорию, как нация. Историческая наука, писал В.И.Ленин, изучает развитие человеческого общества, этого "единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречии, процесса" (I. 14, с.58). Органическим компонентом этого единого и разностороннего процесса является художественная жизнь общества.

В последние годы история культуры все больше утверждается как важная область гуманитарного знания и рассматривается учеными как полноправная часть исторической науки. Она имеет и свою специфику, требуя междисциплинарного подхода к ее изучению. Это со всей определенностью обнаруживается и при исследовании художественной жизни, которая выступает как явление многомерное, объединяющее компоненты художественно-эстетического, философского, социально-политического, идеологического, экономического плана.

Комплексный подход к исследованию общественных, в том числе культурных, процессов все шире утверждается в современной науке, лежит в русле методологически актуальной научной проблематики. Изучение художественной жизни представляется методологически актуальным и в том плане, что позволяет использовать опыт трактовки культуры как системы. Системный подход отражает взаимосвязь элементов окружающего мира, служит средством его научного диалектико-материалистического познания, организующим фактором, благодаря которому стремление осветить явления культуры в комплексном плане приобретает не случайный, субьектив - 5 -но-произвольный характер, а становится качественно определенным принципом организации и изучения материала, позволяющим раскрыть явление в его целостности, внутренних и внешних взаимосвязях, что в полной мере отвечает задачам историко-культурного исследования.

Историко-культурное изучение художественной жизни основывается на разработанном классиками марксизма-ленинизма понимании художественной деятельности как части духовного производства и противостоит тенденциям буржуазной науки, как правило, противопоставляющей ее социальные и эстетические функции.

Тенденция к историко-культурной интерпретации явлений художественной культуры складывалась постепенно. С одной стороны, к ней вело расширение проблематики искусствоведческих исследований, стремление выйти за рамки изучения отдельных видов искусства и перейти к параллельному анализу их типологических свойств, желание показать их историю в глубокой взаимосвязи с общественно-историческими и культурными явлениями. С другой стороны, в результате философско-социологического осмысления художественной деятельности становилось все более ясно, что художественная культура не сводима лишь к творчеству, что это сложно функционирующая система, изучение которой вызывает необходимость использования опыта различных наук - искусствоведения, истории, философии, социологии, психологии. Историко-культурный подход имеет богатую и собственно социологическую традицию36 .

Теоретическим исследованием вопросов художественной жизни явилась книга Ю.В.Перова (І.І09). В ней дана общая характеристика эволюции художественной жизни по формационным эпохам. Автор остановился на вопросах социологического анализа художественной жизни, подчеркнув его близость к культурологическому (Ш.Ю9,с.60-61).

В целом,вопрос о соотношении предмета социологии и истории (в том числе истории культуры) является одним из дискутируемых в науке, он поднимался на страницах работ М.А.Барга, Ю.В.Бром-лея, А.В.Гулыги, В.А.Дьякова, Е.М.Жукова, М.С.Кагана, М.П.Кима, Э.С.Маркаряна, Б.Ф.Поршнева, Е.Б.Черняка и других исследовате - 7 лей.

Активное развитие социологии вызывает стремление не только использовать ее возможности в интересах различных наук, но и размежеваться с ней. Такое "размежевание", однако, особенно трудно в сфере изучения культуры, которое предполагает стремление к синтезу исторического, философского,-социологического, искусствоведческого, этнографического знания, к междисциплинарно сти. Вместе с тем и исторический, и социологический подход отражают объективно существующую взаимосвязь художественно-культурных и общественных явлений, социальных и эстетических функций искусства.

Впрочем, дело не в том, по какому "научному ведомству" зачислить проблемы художественной жизни, а в утверждающемся понимании необходимости и теоретико-социологического, и конкретно-исторического подхода к ее проблемам, изучения общего и особенного в художественной жизни отдельных эпох и народов, типологии ее форм и их исторической эволюции.

Понятие "художественная жизнь" в научной литературе употребляется или относительно области пластических искусств, До аналогии с понятиями "музыкальная жизнь", "литературная жизнь" (Ш.ІЗЗ, 134, 309), или применительно ко всем областям художественной культуры. В данном исследовании оно берется в первом смысле.

При изучении художественной культуры, как нам уже приходилось отмечать (Ш.І22, с.62), целесообразно различать две сферы: собственно творческие процессы, которыми занимается искусствоведение, и систему отношений, институтов, обеспечивающих творческую деятельность, взаимосвязь искусства с обществом.

- 8 -Именно этот второй круг явлений привлекает специальное внимание при историко-культурном изучении художественной жизни. Вычленение этих двух сфер в исследовательских целях целесообразно как по характеру их внутреннего содержания, так и по особенностям их соотнесения с системами культуры и общества в целом / Эти сферы между собой неразрывно связаны. Нельзя рассматривать первую из них как средоточие художественных идей и ценностей, а вторую лишь как "обслуживающую", выполняющую подсобную роль трансляции и распространения этих ценностей в обществе. Характер художественных произведений и способы их создания и бытования в обществе взаимообусловлены, находятся в системной взаимосвязи. Между ценностными нормативами и типом культурных институтов каждой эпохи существует соответствие. Новые художественно-культурные идеи, общественные сдвиги, проявляясь в творчестве, ведут и к преобразованию форм художественной жизни, к изменению облика художника, культурной аудитории. Формы художественной жизни, как и характер художественного творчества, сопряженные между собой, вместе с тем связаны с социальным, политическим состоянием общества. Однако в художественном творчестве это проявляется в опосредованном виде, корреляция форм художественной жизни и общества носит более открытый, более жесткий характер.

Своей задачей автор считал дать анализ художественной жизни польского общества второй половины ХУШ-первой трети XXX в. как комплексного явления, как составной части польского национального историко-культурного процесса. В связи с этим исследуются следующие проблемы: взаимосвязь государства, общества и искусства в процессе формирования польской нации; становление идейно-эстетических основ польской художественной жизни в ходе взаимодействия художественно-эстетических факторов с политическими и идеологическими, с развитием национального самосознания; эволюция положения художников как часть процесса формирования польской интеллигенции; становление национальной системы художественной коммуникации.

Изучение указанных вопросов имеет целью показать, как отмирали или трансформировались изжившие себя формы художественной жизни, свойственные феодальному времени, и рождались новые, отвечающие потребностям формирующейся нации, восходящей капиталистической эпохи Польская художественная жизнь развивалась в ходе широких взаимодействий с культурами народов Западной и Восточной Европы. После утраты Польшей независимости пути развития ее культуры значительно сблизились с регионом Центральной и Юго-Восточной Европы. Учитывая это, автор счел необходимым рассмотреть польский материал как в контексте художественно-культурного развития этого региона, так и европейских культурных процессов нового времени.

Изучение художественной жизни в связи с национальными процессами представляется особенно важным для такой культуры, как польская, развитие которой в новое время неотделимо от национально-освободительного движения. Проявления национального самосознания часто в большей степени, чем социально-экономические сдвиги, совершавшиеся здесь замедленно, служили предпосылками многих существенных изменений в художественной культуре, которые, в свою очередь, самым активным образом воздействовали на общественное сознание. 

Анализ художественной жизни позволяет с большей точностью фиксировать принципиальные сдвиги, происходящие в культуре, чем рассмотрение только художественного творчества, допускающего более субъективные толкования. Изучение художественной жизни существенно и для познания самого творчества, его характерных сторон.

Поставленные задачи оказываются важными и для решения комплексных проблем, затрагивающих другие области культуры. Освещаемые в работе такие вопросы, как роль государства и различных социальных слоев в художественной жизни, воздействие на нее социальных, политических сдвигов, переживавшихся польским обществом, развитие художественного образования, складывание художественного рынка и проч. показательны не только для сферы пластических искусств. Процессы, происходившие в этой области, во многом аналогичны развитию научной, литературной, музыкальной или театральной жизни, точно так же положение художников свидетельствует о существенных моментах состояния польской интеллигенции в целом, служит познанию более широких социальных процессов, в частности показывая разложение феодальных сословий, формирование социальной структуры нации, характеризуя уровень социальной и пространственной мобильности общества.

Исследование художественной жизни представляет интерес и для рассмотрения отдельных сторон таких общеисторических процессов, как формирование нации, национального самосознания, общественного сознания, роль государства в общественной жизни и др. Анализ художественной жизни дает некоторые аргументы для

- Ы оценки темпов перехода Польши от феодализма к капитализму.

Исследование художественной жизни важно и для углубления теоретических представлений о структуре, путях развития художественной деятельности, о ее месте в системе культуры и общества. Поставленные в работе задачи сопричастны разработке методологических принципов историко-культурных исследований.

Изучение поставленных вопросов актуально не только в научном, но и идеологическом плане. Их объективное рассмотрение помогает противостоять тенденциозным взглядам на прошлое Польши, на историю польской культуры, в которой порой абсолютизируется национально особенное, подчеркивается польская исключительность, идеализируются шляхетские традиции как единственные носители свободолюбивых, нонконформистских, толерантных тенденций.

Вместе с тем, наш анализ направлен против распространенной в буржуазной науке интерпретации истории культуры в Европе главным образом как истории западноевропейской культуры. Выявление подлинной картины польской художественной жизни, ее общеевропейских черт, а также своеобразия поможет объективно определить место польских процессов в европейской культуре, показать их как ее неотъемлемую и важную часть.

Избранная тема имеет значение и для анализа взаимосвязи русской и польской культур, она включает некоторые существенные аспекты русско-польских культурных взаимодействий.

Для исследования взяты вторая половина ХУШ-первая треть XIX в., которые были временем складывания в Польше структуры национальной художественной жизни нового времени. Хотя формирование польской нации завершилось в 60-е гг. XIX в., избран - 12 -ные хронологические рамки позволяют выявить то принципиально новое, что принесла в польскую художественную кизнь эта эпоха.

Рассматриваемые годы - часть переходной эпохи от феодализма к капитализму. Переходные эпохи в последние годы все больше привлекают внимание ученых, как в теоретическом, так и конкретно-историческом аспекте (1.5, с.35,91). При этом подчеркивается их особый характер, своеобразная "двуединость" (определение В.А.Дьякова), требующая особого научного подхода (Ш.35, с.17). Эта "двуединость", внутренняя противоречивость избранной нами эпохи заключает особую привлекательность для исследователя. В переходные эпохи "социологические и исторические закономерности, - как пишут М.А.Барг и Е.Б.Черняк, -оказываются наиболее скрытыми за пестротой явлений, сочетаний разнотипных отношений" (1.5, с.44). Увидеть за "пестротой явлений" закономерный исторический процесс - не менее интересная задача.

В польской культуре изучаемые десятилетия охватывают время Просвещения и становления романтизма. Хронологические границы этих культурных эпох являются предметом постоянных дискуссий. Всякая периодизация, как подчеркивал В.И.Ленин, условна. В живой и многообразной материи исторического процесса всегда можно найти факторы, ставящие под сомнение то или иное его условное членение. Тем не менее познавательная потребность в нем все же существует, позволяя представить качественные сдвиги.

Отказ в современной научной литературе от однозначных датировок, согласно которым эпоха Просвещения начиналась в 1764 г., с вступлением на трон Станислава Августа, а романтизма с 1822 г. когда был издан первый том "Поэзии" Мицкевича, несомненно, сви - ІЗ детельствует о прогрессе научной мысли, а выдвижение встречных дат - о разработке новых пластов материалов, позволяющих вскрыть противоречия процесса, яснее представить его истоки и угасание. Замедленный характер социальных преобразований на польских землях, по сравнению с западноевропейскими странами, способствовал" растягиванию переходных явлений, размыванию четких границ отдельных этапов, чем, в частности, объясняется столь резкое расхождение в определении как нижней, так и верхней границ эпохи польского Просвещения, которая в первом случае колеблется от 1730 до 1764 г., а во втором от 1795 до 1830 г.

Объяснение этому можно видеть также в различных критериях, которыми руководствуются представители отдельных областей знания. Так, для литературоведов основанием продлить эпоху Просвещения до 1830 г. является длительная живучесть классицизма и сентиментализма (Ш.229, с.444). Правда, для искусствоведов расцвет неоклассицизма в архитектуре 20-х гг. XIX в. вовсе не служит поводом для перенесения границ Просвещения за пределы ХУШв. (Ш.268, с.31, 216, оДО). Восемнадцатым столетием ограничивает эпоху Просвещения и большая часть историков (Ш.І98), некоторые доводят ее до 1815 г. (Ш.307).

Состояние отдельных видов творчества, в развитии которых всегда есть внутренняя специфика, не может служить критерием для определения границ культурных эпох. Их смена сопровождается перестройкой всей системы духовной жизни, что обусловлено сдвигами социально-исторического плана.

В Польше они были связаны с событиями конца ХУШ в. Национально-освободительное восстание под руководством Т.Костюшко впервые пробудило к активной политической жизни столь широкие слои населения, обнажив не только национальные, но и социальные проблемы, вызвав глубокие изменения в общественном сознании. "Три великих гетмана повешены - это конец целой эпохи", - писал крупнейший писатель польского Просвещения Игнаций Красицкий о казни, которую совершил восставший народ над изменниками национальному делу (П.І68, с.285). События восстания заставили переосмыслить важнейшие моменты общественно-политической и культурной истории страны. Падение польского государства и разделы его земель определили принципиально иную историческую ситуацию развития польской культуры. Действительность выдвинула перед польским обществом новые проблемы: идеологически оно уже не могло ограничиваться концепциями реформ, их сменили все более сближавшиеся со временем программы социальной и национально-освободительной борьбы; в основу этических норм должны были лечь не сословные критерии, а интересы нации; художественное творчество уже не могло пониматься лишь в качестве морального воспитателя общества, что было свойственно просветителям, вера во всемогущество разума и образования была подорвана. Необходимость национального освобождения придала новые функции художественной культуре - выступить активной хранительницей национальных традиций, вдохновлять к национально-освободительной борьбе, стать фактором, объединяющим разделенный на части народ. Тем самым изменялось содержание всех сфер культуры.

Не прошел бесследно для поляков, как и для всей Европы, опыт Великой французской революции. Она принесла переоценку мировоззренческих категорий, что в сильнейшей степени затронуло и сферу эстетическую» Осмыслением итогов революции было связано становление романтизма в польской, как и во всей европейской культуре.

Правда, нерешенность крестьянского вопроса (проблема земельной собственности) продлила значение просветительских антифеодальных идей до второй половины XIX в. Тем не менее как доминирующий тип культуры эпоха Просвещения замыкается в Польше все же восемнадцатым столетием. За его пределами происходит распад просветительской системы ценностей, затухание движущей силы просветительских идей.

Вместе с тем между Просвещением и романтизмом в Польше существовала преемственная связь, которая до сих пор не получила достаточного раскрытия. Изучение Просвещения и романтизма остается, как правило, разграниченным: исследовательские задачи формулируются применительно к одной из эпох. О них пишут разные авторы - специалисты по той или иной из них. Как отдельные замкнутые сюжеты они трактуются в большинстве случаев и в работах общего характера. В результате внимание сосредоточивается прежде всего на анализе их отличительных, а не общих черт.

Примечательной тенденцией научных исследований последних лет является стремление проследить не только различия этапов,

но и преемственность культурного процесса3 . Эта тенденция от-х; так, если в предшествующей литературе подчеркивалось прежде всего то, что отличало культуру первой половины ХУІ в. от Просвещения, то сейчас акцентируются моменты, их сближающие (Ш.376). В этом свете иначе интерпретируется и проблема так наз. "романтического перелома" (Ш.7, 75). Аналогичную тенденцию можно проследить и в освещении истории русской культуры, в частности, отказ от оценки роли петровских реформ как скачка.(Ш.78), и задачам данной работы - выявить прежде всего то, что позволяет говорить о едином процессе формирования польской национальной художественной жизни. При этом не игнорируется специфика отдельных эпох, которая очень четко выступает, например, в художественно-эстетической мысли. По отношению к Польше, впрочем, как и региону Центральной и Юго-Восточной Европы в целом, такой подход имеет особый смысл, так как национально-просветительные, а затем национально-освободительные идеи давали единый стержень культуре этих народов на протяжении обеих эпох (ІН.89, с.31). Вместе с тем, в художественной жизни есть целый ряд аспектов, непосредственно связанных не с просветительскими или романтическими идеями, а с социально-экономическими процессами (источники финансирования творчества, формирование художественного рынка и др.), а также политическими (государственная культурная политика), что делает важным рассмотрение ее не только в категориях Просвещения и романтизма, а в контексте более широких социально-дсторических, национальных процессов. 

Временем зарождения в Речи Посполитой форм культурной жизни нового времени, получивших в Европе распространение в ХУП-XIX вв., была середина ХУІ в. Ранее это проявилось в школьном, библиотечном, книгоиздательском деле, литературе, театре. В сфере изобразительного искусства они дольше сохраняли сословно феодальный характер, позже вычленились из общекультурных институтов. Однако уже тогда обнаружилось несоответствие многих из них потребностям польского общества, были осознаны национальные задачи, стоящие в этой области. Эпоха Просвещения важна идейной подготовкой, позволившей польской национальной культуре после потери государственной независимости и разделов страны сохранить свою цельность.

Эпоха Просвещения принесла и практические сдвиги. Начавшиеся социальные перемены, распространение просветительских идей способствовали изменению положения художников, утверждению их авторитета как воспитателей общества, разрушению цеховой организации. Происходят, хотя и очень постепенные, изменения в среде заказчиков произведений искусства и его потребителей, зарождаются некоторые новые формы распространения искусства, коллекционирования и т.п., впервые серьезно можно говорить о роли государства в развитии художественной культуры, широкую популярность приобретает меценатская деятельность.

Отмеченные моменты свидетельствуют, что вторая половина ХУШ в. ознаменовалась в польской художественной жизни новыми по характеру тенденциями, связывающими ее непосредственно с процессами, развернувшимися в XIX в. В свете этого, в частности, нельзя согласиться с точкой зрения, согласно которой становление культуры нового времени датируется эпохой романтизма (Ш.29І, с.59), как и с переоценкой роли ХУП в. в этом процессе (Ш.29І, с.9-36).

Следующий этап их развития - конец ХУШ- середина 1810-х годов. Он не был естественным продолжением предыдущего, ибо разделы Речи Посполитой нарушили нормальное развитие. Польские земли были разрезаны на три части, политические границы воздвигались и на пути дальнейшей национальной культурной консолидации. К рубежу веков просветительская культурная программа, предпосылки для реализации которой сложились в атмосфере Великого сейма (1788-1792), не была полностью осуществлена. В художествен - 18 ной жизни задачами на будущее осталось создание провозглашенных лишь в проектах Академии художеств, национального музея. Рубеж веков был тяжелым временем в истории польского народа, центральные земли которого оказались под прусской оккупацией. Годы существования Варшавского княкества, занятого военными проблемами, также не были благоприятны для развития художественной жизни» Однако новые явления вопреки этим условиям прокладывали путь.

Указанные годы отличались неустойчивостью ситуации, ярко выраженными чертами переходности, когда старые основы художественной жизни начинали разрушаться (ликвидация королевского двора, ослабление роли магнатских родов в художественной жизни, отмирание института придворного мастера и т.д.), а новые еще не имели возможности утвердиться. В художественно-эстетической мысли ему было присуще совмещение черт, свойственных Просвещению и романтизму. Выделение этого переходного периода, характерного для польской культуры в целом, дает возможность по-новому подойти к определению хронологической грани между Просвещением и романтизмом.

I8I5-I83I гг. ознаменовались активным разрастанием структуры художественной жизни, которая и по форме, и по содержанию приобретает значительную автономность в общекультурном процессе, что находило соответствия в изменении ее эстетическо-фило-софских основ. В это время расширяется социальная база художественной жизни, Возрастает Роль государственного, публичного начала в ее организации, создается система профессионального художественного образования, организуются выставки, развивается коллекционерство, зарождается музейная деятельность, появляется художественная критика. Это позволило ослабить роль частного меценатства. Рождаются формы коллективной поддержки творчества.

Новые явления наблюдаются в профессиональной биографии польских мастеров, утверждается их положение "свободных художников" - представителей формирующейся национальной интеллигенции. Изменя.&сся и непосредственный "потребитель" искусства, который из заказчика все более превращается в собственно зрителя, его художественные вкусы.

Существенно трансформируются представления о функциях художественного творчества, что было связано с распространением романтизма. Именно тогда польская эстетическая мысль осознает существование этого направления в польском творчестве. В жизненной и творческой практике, художественном мышлении утверждается новый тип личности, это касается как личности творящей искусство, так и его воспринимающей, а также являющейся героем художественных произведений. На протяжении 20-х годов складываются и основные черты романтической концепции национальной художественной культуры, которые стали важной частью польской художественной жизни, отражая ее уровень и в то же время направляя ее развитие. В целом, в польском обществе происходит формирование структуры художественной жизни нового времени.

Комплексный характер изучаемой проблемы вызвал необходимость обращения к научной литературе различного профиля - это сочинения классиков марксизма-ленинизма, теоретические работы по вопросам культуры, исследования по истории и культуре Польши, труды, характеризующие процессы в европейской культуре нового времени, в том числе в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы.

Классики марксизма-ленинизма заложили основы изучения духовной деятельности в неразрывной связи с социально-экономическим и политическим развитием общества. Маркс, рассматривая материальную и духовную сферу как подчиняющиеся всеобщему закону производства, углубляя эту мысль, подчеркивал специфичность духовного производства, несводимость его к материальному; он указывал на необходимость рассматривать духовное производство и его взаимодействие с материальным в "специфической исторической форме" (I. 6, с.279). Относительно области искусства Маркс особо отмечал, что "определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего" (I. 4, с.736).

Чрезвычайно существенна подчеркиваемая классиками идея, что в процессе духовного производства создается не только "предмет для субъекта, но и субъект для предмета" (1.8, с.28). Она открывает путь для рассмотрения в системном единстве таких важнейших "действующих лиц" художественной жизни как "мастер", "публика", а их взаимодействие как один из важнейших источников самодвижения системы культуры.

Принципиальную роль для историко-культурного изучения художественной жизни играет марксистско-ленинская теория классового характера культуры, позволяющая увидеть социальную неоднородность художественно-культурных процессов, воздействие на них социальных сдвигов. Важное методологическое значение для разработки поставленных вопросов имеют высказывания Маркса, Энгельса, Ленина, касающиеся непосредственно Польши.

Для изучения искусства первой половины XIX в. принципиальное значение имела выставка произведений того времени, состоявшаяся в 1936 г. в Варшаве и появившиеся в связи с ней работы Ежи Сенкевича (Ш.340; П.І76). В них в значительной мере была преодолена выраженная афоризмом Мицкевича концепция, согласно которой считалось, что есть искусство в Польше, но нет польского искусства. Е.Сенкевич показал отечественные истоки творчества того времени, поставил его в преемственную связь с искусством предшествующих столетий. Для искусства первой половины XIX в. пересмотр традиционной позиции облегчался тем, что в это время в Полые не работали столь крупные иностранные мастера, как в эпоху Просвещения, и их фигуры не затмевали собственно польского начала в творчестве.

50-60-е гг. XX в. знаменовали новый этап в изучении польской культуры. Он был отмечен распространением марксистской методологии в польской науке, а также усилением внимания к вопросам польской истории и культуры советских ученых. Это способствовало углублению научных исследований. Анализ общественно-исторических предпосылок развития отдельных областей культуры стал характерной тенденцией в развитии советской и польской научной мысли тех лет. Первоначально имела место известная прямолинейность в трактовке зависимости художественно-эстетических явлений от социально-политических. Однако постепенно определилась более гибкая интерпретация их взаимосвязи.

Для объективно-научного изучения польской истории и культуры важное значение имела марксистская интерпретация и периодизация исторического процесса, которая была дана в "Истории Польши", изданной Институтом славяноведения АН СССР (Ш.52). Здесь также содержится общая характеристика культуры интересующего нас времени, разделенного на два периода - П-ая половина ХУДІ в. и первая треть XIX в. - авторы И.Ф.Бэлза, И.С.Нарский, Б.Ф.Стахеев, Л.И.Тананаева, Е.З.Дыбенко. Появились и работы, посвященные отдельным областям культуры. На материале истории музыки преемственность культурного развития Польши, отечественные истоки классических достижений ее культуры, их место в мировой культуре получили раскрытие в трудах И.Ф.Бэлзы, внесшего также большой вклад в изучение путей развития русско-польских культурных отношений (Ш.16-21, 156). Они были отражены также в работе Б.Д.Суриса, касающейся связей польской художественной культуры с Петербургской Академией художеств (Ш.І36). Л.И.Тананаевой принадлежит первая обобщающая работа, посвященная искусству польского Просвещения (Ш.І38), где рассмотрены такие его существенные аспекты, как становление портретного жанра, исторической и национально-освободительной темы. Философская и общественно-поли тическая мысль той эпохи исследована И.С.Миллером, И.С.Нарским (П. 133), Е.В.Осиповой (ШЛО ).

Развитие литературного процесса раскрыто в коллективном труде "История польской литературы" (Ш.5І). Вопросы романтической эстетики на материале литературы и искусства получили освещение в работе О.Острой (Ш.І07). Все эти исследования расширяли представления о художественно-культурном развитии Польши, готовили почву для его комплексного изучения. 

- 25 Возвращаясь к польской историографии 50-60-х годов,необходимо отметить важную роль, которую сыграла научная сессия, посвященная Гуго Коллонтаю (1951). Там получил освещение вопрос о социально-исторических истоках культурного перелома, произошедшего в Речи Посполитой во второй половине ОТІ в. (Ш.230). В докладах Ст.Лоренца и Ю.Стажиньского понятие "эпоха Просвещения" впервые было отнесено и к области искусства (Ш.230, с.250-263; с.174-178), что открыло новые возможности его интерпретации, позволило более широко увидеть общественно-исторические предпосылки его развития, многообразие его стилистического облика. Это нашло воплощение в трудах ряда польских ученых. Ст.Лоренц в статье "Архитектура века Просвещения в свете изменений экономической и интеллектуальной жизни" (Ш.259) проследил новые тенденции в архитектуре той эпохи в их связи с социальными и культурными сдвигами в польском обществе, Ст.Козакевич в обширной статье "Варшавская живопись І8І5-І850. Основы развития" (Ш.238) осветил вопросы организации творческой деятельности в области живописи, ее основные направления. А.Рышкевич в книге "Начало торговли картинами в Варшаве" (Ш.ЗЗО), воссоздал историю формирования художественного рынка и связанные с этим процессом изменения в положении художников, уделив, как и С.Козакевич, преимущественное внимание 30-40-м годам ИХ в. К вопросу о положении варшавских художников он вернулся в одной из позднейших своих работ (Ш.ЗЗЗ), в которых были исследованы также вопросы, касающиеся коллекционерской деятельности, в частности А.Ходке-вича, Ю.К.Оссолиньского, Л.Паца (Ш.336), а также польско-французских художественных связей (Ш.329).

Знания об искусстве рассматриваемых лет расширили научные сессии польского Общества историков искусства, посвященные рококо, классицизму, романтизму, которые состоялись в 60-е гг. (Ш.228, 322, 323). Они принесли освещение и отдельных аспектов художественной жизни, среди них работу Б.Маевской-Машковской о меценатстве Изабеллы Любомирской, развитую в дальнейшем в книгу (Ш.267), а также статью З.Жигульского о романтических тенденциях в коллекционерстве (ШЛІ6), основанную на материалах его монографического исследования о пулавском собрании (Ш.4І5).

Вопросам художественной жизни было уделено внимание в трехтомной "Истории польского искусства", вышедшей в 1962 г. под редакцией Т.Добровольского и Вл.Татаркевича (Ш.209). Она не ограничивалась рассмотрением лишь собственно творческих явлений, а содержала вводные разделы, в которых дана общая оценка общественно-исторических условий развития искусства в отдельные периоды, его эстетических основ. Здесь имеется и характеристика народного творчества, вопросы которого получили специальное освещение в работах К.Пивоцкого (Ш.305, 306), Р.Райнфусса (Ш.ЗІ9), Ю.Буршты (Ш.І69), а также советской исследовательницы О.Ганцкой (Ш.29).

В дальнейшем картина польской художественной жизни обогатилась сведениями, которые дали монографические исследования, посвященные польской живописи нового времени (Ш.І82), деятельности ведущих живописцев (Ш.І74, 226), архитекторов (Ш.381,248, 217), графиков (щ. 354).

Ее отдельные важные стороны получили отражение в работах К.Бартницкой "Польское художественное образование на рубеже ХУШ-ХІХ века" (Ш.І48), Е.фрыча "Реставрация и охрана памятников архитектуры в Польше в I795-I9I8 годах" (Ш.І93), И.Тессаро-Ко - 27 -симовой "История варшавской литографии" (Ш.389).

Для изучения художественной жизни ваяны труды, в которых исследуется структура польского общества, процесс разрушения сасловных перегородок, зарождения классов буржуазного общества (Ш.ЗІ4, 352, 353). Они позволяют соотнести социальные сдвиги с изменением культурной активности отдельных социальных слоев, их долю идейного и материального участия в художественной жизни. Особый интерес в этом отношении представляют работы, касающиеся эволюции шляхетского сословия - ведущего в Речи Посполитой на протяжении длительного периода ее истории, идеология которого определяла многие особенности польской культуры как эпохи Просвещения, так и последующих десятилетий (III.219, 410, 96). Для понимания художественно-культурных процессов эпохи существенны также исследования о состоянии польских городов (Ш.409), положении мещанского сословия, формировании буржуазии (Ш.І89).

Вместе с тем важно отметить, что польская художественная жизнь эпохи формирования нации как целостное явление не была предметом обобщающего историко-культурного исследования, проблема изучения художественной жизни общества в эпоху формирования наций не формулировалась и на материале других стран. Отдельные стороны польской художественной жизни освещались фрагментарно, изолированно, а также вне той преемственности, которая существует между эпохой Просвещения и ХЕХ веком. Эволюция форм художественной жизни не анализировалась в плане соотношения с художественно-эстетическими представлениями эпох Просвещения и романтизма, не рассматривалась она и как часть становления системы польской культуры нового времени. Не предпринимались попытки сравнительно-типологической характеристики польской художественной жизни в контексте художественно-культурных процессов нового времени.  

Похожие диссертации на Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.)