Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Григорьева Анна Александровна

Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв.
<
Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Григорьева Анна Александровна. Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Григорьева Анна Александровна; [Место защиты: Иркут. гос. ун-т].- Иркутск, 2010.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/586

Введение к работе

Актуальность темы панславизма и его региональных вариантов в Европе во второй половине XIX в. обусловлена общеисторическими и политологическими причинами.

Становление славянской государственности, как второй волны после оформления наций-государств в Западной Европе, протекало трудно и противоречиво, столкнувшись со многими внутриполитическими и внешнеполитическими проблемами. Эти процессы в полной мере отразили идеология панславизма и ее эволюция, причем теоретическая противоречивость региональных вариантов панславизма была неразрывно связана с противоречивостью славянского национально-государственного становления.

Идеальные и иллюзорные проекты панславизма (культурно- политическое сообщество всех славян, вопреки их языковым и конфессиональным различиям, нерешенности внешнеполитических проблем, ментальной неприязни) пе исключали теорий, в которых объективно и на перспективу оценивался геополитический и политический потенциал двусторонних и иных межславяиских контактов. Данный анализ ориентировал па упрочение основ славянской государственности в Европе. И тогда панславизм объективно являлся способом и направлением поиска национально- государственной идентичности славянства. Вне панславизма невозможно исследовать направленность развития Европы и международно- политических отношений во второй половине XIX - начале XX вв., включая отношения народов и государств южных и западных славян со своим восточным соседом — Российской империей. Введенный в историю и политологию в 1826 г. чехом Я. Геркелем термин «панславизм», превратился в неотъемлемую часть коифессиопальпо-культурпой и политической жизни Европы.

Идеология панславизма имеет и политологическую актуальность. Проблемы перехода славянских стран из постсоветского пространства в глобальный мир, выбор между иптегративпостыо и идентичностью, порождают теории «славянского национального возрождения», которое мыслится через цивилизационную консолидацию народов и государств. Тем самым, идея Н.Я. Данилевского об особом славянском культурно- историческом типе имеет продолжение в современную эпоху.

Известно, что многие славянские страны входят в ЕС и НАТО, но существует и мнение о противостоянии Запада и Славянства, что объективно ведет к возрождению идей панславизма. В 1994 г. была создана Международная ассоциация славянских вузов. В 1998 г. в Праге проходил Международный Славянский съезд, приуроченный к 150-лсшю первого Славянского съезда; за ним последовали аналогичные съезды в 2002 и 2009 гг. Действует созданный в 1998 г. Славянский Парламентский союз. В 2001 г. в Соборе Славянских пародов приняли участие Россия, Украина и Белоруссия.

Истоки и потребность в общеславянской консолидации лежат не только в нерешенности социальных и политических проблем, в незавершенности экономической модернизации России, Чехии, Польши, Болгарии, Сербии и др.

У славян много общего в истории XX в.: борьба с фашизмом во время второй мировой войны, включая деятельность Всеславянского комитета (создан в 1941 г. в Москве), вхождение в «социалистический лагерь» с экономической интеграцией в рамках СЭВ и воеппо-политической - в рамках ОВД.

Современные, реальные и взаимовыгодные перспективы расширения культурных и политических контактов дополняются панславистской утопией относительно обладания славянскими пародами «высшими духовными ценностями» и их мессианской ролыо в решении глобальных проблем человечества. От этой «исторической миссии» коротким оказывается путь к лозунгу культурного, экономического, военного и политического Славянского союза во главе Россией, вписанного, скорее, в геополитические иллюзии, чем в реалии конструктивного сотрудничества. Потенциал российской цивилизации в современном мире нередко рассматривается с позиций имперского возрождения и тогда панславизм, как и в XIX в., выходит за рамки добровольного сотрудничества и приобретает откровенно политический, нередко агрессивный политический контекст, восходящий к лозунгам о «руководящей роли» или «старшем брате». 

Похожие диссертации на Панславизм: идеология и политика : 40-е годы XIX - начало XX вв.