Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право Казбекова Елена Валерьевна

Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право
<
Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казбекова Елена Валерьевна. Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2004 372 c. РГБ ОД, 61:05-7/137

Содержание к диссертации

Введение

Часть I. Создание Новелл

Глава 1. Значение Новелл для развития канонического права. Тематика Новелл

1. Значение Новелл для развития канонического права. Отличия Новелл по тематике от других сводов декретального права 109

2. Изменения тематики Новелл от свода к своду. Влияние политической конъюнктуры на создание сводов Новелл 157

Глава 2. Анализ текста Новелл

1. Прототипы Новелл сводов "В" и "С". Папские litterae и формулярии папской курии 173

2. Анализ словоупотребления, синтаксических конструкций и стиля в тексте Новелл свода "А". Различия в принципе формирования трех сводов Новелл и обстоятельства их создания 192

3. Использование приемов ритмизированной прозы (cursus) в Новеллах свода "А". Выявление следов вмешательства в текст свода "А", редакторской правки 226

Глава 3. Комментарии Иннокентия IV к Новеллам Оговорки "quidam / alii I aliqui dicunt" в комментариях к Новеллам в "Apparatus". Критерии отбора постановлений Новелл. Направленность и социальный заказ Новелл: чьи интересы защищал папский сборник общецерковного права 283

Часть II. Распространение и применение Новелл: перспективы исследования

Глава 1. Распространение Новелл. Рукописи 374

Глава 2. Рецепция Новелл в церковном праве Рецепция Новелл в местном провинциальном законодательстве, в локальном праве римской курии, в общецерковном папском декретальном праве 412

Глава 3. Применение Новелл: перспективы исследования 453

1. Вводные буллы: "in iudiciis et in scholis" 455

2. Extravagantes 468

3. Комментирование Новелл канонистами 506

Заключение 521

Приложения

Введение к работе

Тринадцатый век является временем, когда власть и влияние римских пап в западном христианском мире достигают наивысшего выражения. Деятельность Иннокентия III, Григория IX, Иннокентия IV, Бонифация VIII способствовала значительному расширению прерогатив папского престола в Церкви, увеличению его власти над местными епархиями и влияния на светских правителей. В этот период активно развивается и воплощается в жизнь концепция* папского примата, формируются теории папской монархии1. Расширение папских прав в Церкви и их обоснование, выработка упомянутых концепций осуществлялись в рамках церковного права церковными юристами - канонистами. Созданные в так называемый классический период развития канонического права со второй' половины XII - до начала XIV вв. своды папского декретального права составили, наряду с Декретом Грациана, костяк Corpus Iuris Canonici - действующего права католической Церкви до 1917 г. Однако наиболее известные* памятники декретального права, Liber Extra и Liber Sextus, равно как и составляющие славу канонической юриспруденции сочинения1 декреталистов Иоганна Немецкого, Бернардо Пармского, Иннокентия IV, Энрике Сузанского, созданные именно в XIII в., до сих пор мало изучены2.

О концепциях папского примата см.: Ullmann W. Law and Politics in the Middle Ages. L.; Ithaca N. Y., 1975 (The Sources of History I ed. G. R. Elton); Benson R. L. Plenitudo potestatis: Evolution of a Formula from Gregory IV to Gratian II Studia Gratiana. T. 14. Bononiae, 1967 (Collectanea Stephan Kuttner, IV). P. 195-217; TierneyB. Foundations of the Conciliar Theory. Cambridge, 1955. P. 141-149; Watt J. A. The Theory of Papal Monarchy in the Thirteenth Century. N. Y., 1965. P. 75-105; Pennington K. Pope and Bishops. The Papal Monarchy in the 12th and 13 th Centuries. Philadelphia, 1984; MelloniA. Innocenzo IV. La concezione e l'esperienza della cristianita come regimen unius personae. Genua, 1990 (Istituto per le Scienze religiose di Bologna. Testi e ricerche di scienze religiose. Nuova serie, 4) и другие работы.

До сих пор эти сочинения существуют лишь в старопечатных изданиях XV-XVII вв. Только глосса Иоанна Немецкого на постановления IV Латеранского

Новеллами называются своды декретального права, состоящие из постановлений пап середины - второй половины XIII в. Часть из них была составлена в римской курии и официально обнародована папами (таковы Новеллы Иннокентия IV, Григория X, Николая III), другие были созданы частными канонистами и не имели папской санкции (Новеллы Александра IV, Климента IV). Все Новеллы являлись дополнениями к Liber Extra Григория IX, вышедшему в 1234 г. Содержащийся в них материал был переработан и включен в свод Liber Sextus Бонифация VIII, с выходом которого в 1298 г. Новеллы потеряли действующую силу как самостоятельные своды права.

Новеллы папы-юриста Иннокентия IV, знаменитого декреталиста Синибальдо Фиески, являются первыми и самыми обширными в ряду папских Новелл3.

Законодательная деятельность этого папы очень мало изучена; в основном, специалисты по церковному праву уделяют внимание его комментариям как ученого-декреталиста к Liber Extra. Широкому же кругу медиевистов Иннокентий IV известен, в основном, как противник императора Фридриха II Штауфена, организатор посольства к татарам и благодаря своей поддержке инквизиции.

Синибальдо Фиески (после 1200 - 1254) происходил из гибеллинского рода генуэзских графов де Лаванья, многие представители которого занимали высокие церковные и светские должности в Северной Италии. Он изучал каноническое и римское

собора 1215 г. оп>бликована К. Пеннингтоном, но его главный труд, ординарная глосса к Декрету Грациана, остается неизданным. Для ординарной глоссы к Liber Extra Бернардо Пармского, "Apparatus" Иннокентия IV, комментариев на Liber Extra Энрике Сузанского, кардинала Остийского (Hostiensis), а также для ординарной глоссы на Liber Sextus и комментариев крупнейшего канониста первой половины XIV в. Джованни дАндреа не выявлены все рукописи, отсутствуют критические издания.

3 В окончательной редакции они содержат 41 постановление, против 31 во вторых по объему Новеллах Григория X (Schulte J. F. von. Die Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechts von Gratian bis auf die Gegenwart. 3 Bde. Stuttgart, 1875-1880. Bd. 2. S. 31).

право в Париже и Болоньє, сделал карьеру юриста при римской курии, был судьей - аудитором Audientiae Iitterarum contradictarum4 в 1226-1227 гг., вицеканцлером при Григории IX (июнь-сентябрь 1227 г.), судьей курии (1227-1235), ректором Анконской Марки (1235-1240)5. Будучи избран папой после более чем полутора лет вакации, он принял имя Иннокентий в память об Иннокентии III, могущественном папе начала XIII в., и продолжил политику своих предшественников Иннокентия, Гонория III и Григория IX по отстаиванию интересов папского престола.

Вступив в конфликт с Фридрихом II, Иннокентий IV бежал от него под защиту Людовика IX Святого в имперский город Лион на границе с Францией, где влияние Фридриха было минимальным (1244 г.). Там папа провел собор из прелатов Франции, Испании, Англии и представителей государств крестоносцев (28 июня - 17 июля 1245 г.), на котором отлучил и низложил императора (I Лионский собор). Это положило начало активной борьбе, которую Иннокентий IV вел против Фридриха II в Германии и Италии, объявляя против негог крестовые походы и накладывая интердикты на владения и города его сторонников. Ухудшившееся положение государств крестоносцев, вызванное взятием хорезмийцами Иерусалима в 1244 г., завоеваниями татар на Ближнем Востоке и усилением Никейской империи, а также угроза нового татарского нашествия подтолкнули Иннокентия IV к объявлению новых крестовых походов в Святую Землю (1245 г.), сбору

4 Об этом суде папской курии см.: Herde P. Audientia Iitterarum contradictarum:
Untersuchungen uber die papstlichen Justizbriefe und die papstliche
Delegationsgerichsbarkeit vom 13. bis zum Beginn des 16. Jhs. Tubingen, 1970.
(Bibliothek des Deutschen Historischen Instituts in Rom. 31-32); Казбекова E. B.
Audientia II Православная энциклопедия. Т. 3. M., 2001. С. 692-693 со ссылками на
дальнейшую литературу.

5 MelloniA. Op. cit. P. 61-63; Paravicini Bagliani A. Cardinali di curia e "familiae"
cardinalizie dal 1227 al 1254. Padova, 1972 (Italia Sacra. Studi e documenti di storia
ecclesiastica, 18-19). P. 61-67; EngelsO. Von den Staufern zu den Anjou. Von
Honorius III. bis Nikolaus IV. II Das Papsttum I. Von den Anfangen bis zu den Papsten in
Avignon. Stuttgart; В.; Кбіп; Mainz, 1984 (Gestalten der Kirchengeschichte I hrsg. v.
M. Greschat, Bd. 11). S. 208-228: S. 214-216.

7 средств с духовенства на помощь Латинской империи и оборону против татар (1245 г.), организации посольств Джованни дель Плано Карпини (1245-1247), Андре из Лонжюмо (1245-1247) и доминиканца Асцелина (1245-1248) к татарскому хану.

После смерти императора в 1250 г., папа, укрепивший свои позиции в Италии, вернулся из Лиона в Рим (1251 г.). В последние годы понтификата Иннокентий IV уделял особое внимание инквизиции, усилившейся за время его правления во многих регионах Европы6. В 1252-1254 гг. он упорядочил и унифицировал инквизиционную процедуру, взяв за основу Ordo processus Narbonnensis, ввел буллой "Ad extirpandae" в 1254 г. пытку и дал доминиканцам и францисканцам право, наравне с епископами и аббатами, проводить инквизиционные расследования7.

Бурная- политическая деятельность Иннокентия IV всегда отодвигала для медиевистов на второй план его законодательные инициативы, тем более, что, за исключением буллы низложения императора Фридриха II, ни его политические решения, ни постановления, касающиеся инквизиции, не были включены папой в свод собственных litterae, которым он хотел придать силу общецерковного законодательства. Вместе с тем, Иннокентий IV является самым крупным ученым-канонистом на папском престоле. Он единственный из пап-юристов развитого и позднего Средневековья создал большой труд, "Apparatus" на Liber Extra, имевший большое значение для развития канонического права и оказавший значительное влияние на последующих декреталистов XIII в.8 Составление свода

6 FlicheA., Thouzellier С, AzaisY. La Chretiente romaine (1198-1274). P., 1950.
(Histoire de l'Eglise depuis les origines jusqu'a nos jours / Fondee par A. Fliche,
V. Martin, 10). P. 324-340 passim, особ. 334-335.

7 Ibid. P. 326, 329,335-336,340.

8 Иннокентий IV также является автором маленького трактата об эксцепциях
(Tractatus de exceptionibus); ему ошибочно приписываются "Ordo iudiciarius"
(Fowler-Magerl L. Ordo iudiciorum vel ordo iudiciarius. Begriff und Literaturgattung
(Ius commune. Sonderheft 19). Frankfiirt/M., 1984. S. 216-218) и политический

8 Новелл является еще одной стороной деятельности Иннокентия IV как юриста и как папы, поэтому Новеллы заслуживают самого пристального внимания как медиевистов, изучающих политическую деятельность Иннокентия IV, так и специалистов по каноническому праву.

*

Предметом данного исследования является история развития декретального права в середине - второй половине XIII в. и, в первую очередь, ее аспекты, связанные с законотворческой деятельностью римских пап, институциональной историей папства, а также вопросы, касающиеся источниковедения сводов декретального права. Объектом изучения являются Новеллы Иннокентия IV - свод общецерковного папского декретального законодательства, созданный в период с 1245 по 1253 гг. Многие важные вопросы истории этого сборника, касающиеся его создания, распространения, рецепции, применения остаются неизученными (подробнее см. разделы по историографии и источниковедению).

В связи с этим основными задачами, настоящего исследования являются:

анализ значения Новелл для развития канонического права, выявление их новизны и отличий от предыдущих и последующих сводов декретального права;

установление причин, подтолкнувших Иннокентия IV к созданию Новелл, критериев отбора постановлений для сборника, причин обращения папы к этим темам, выявление направленности и "социального заказа" Новелл (то есть, чьи интересы они защищали);

памфлет против императора Фридриха II (Schulte J. F. von. Die Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechts von Gratian bis auf die Gegenwart. 3 Bde. Stuttgart, 1875-1880. Bd. 2. S. 93-94; DolciniC. "Eger cui lenia" (1245/46): Innocenzo IV, Tolomeo da Lucca e Guglielmo d'Ockham II RHCL. 39. 1975. P. 127-148); Melloni A. Op. cit. P. 146-154).

9 установление обстоятельств подготовки и обнародования Новелл, выяснение вопроса об их авторстве, месте и времени создания. Помимо решения этих основных задач, в работе также намечаются перспективы исследования процессов распространения, рецепции и применения сборника Иннокентия IV, разрабатываются комплексы задач и проблем, связанных с этими сюжетами (подробнее см. в разделе "Задачи и перспективы исследования Новелл").

Исследование этих вопросов истории Новелл является необходимым условием подготовки их критического издания, так как публикация их текста как единого памятника до сих пор отсутствует. Кроме того, решение поставленных научных задач позволит не только лучше изучить этот источник, но и прояснить вопросы, касающиеся такого важного аспекта концепций папского примата, как выпуск общецерковного законодательства. Рассмотрение этих вопросов с учетом общеисторического и социокультурного контекста позволит изучить место и значение законотворческой деятельности во внутрицерковной политике папства в середине - второй половине XIII в., исследовать проблему усвоения папского права в Церкви, взаимоотношения папского общецерковного законодательства и локального права местных епархий; этот ракурс открывает новые аспекты в изучении становления теорий папского примата и папской монархии, формирования верховной папской власти в католической Церкви. Изучение социально-политических и социально-культурных аспектов истории папского декретального права создает также новые перспективы исследования истории университетов и развития средневековой юриспруденции.

Значение Новелл для развития канонического права. Отличия Новелл по тематике от других сводов декретального права

Говоря об оригинальности правового мышления Иннокентия IV и о его большом вкладе в развитие канонического права, в учения о юридическом лице, о корпорации (в частности папа разрабатывал понятия "universitas", "collegium", "capitulum", "corpus", "societas", "res incorporalis", "persona iuridica", "fictio", "restitutio in integrum"), о папской plenitudo potestatis , ученые обычно имеют в виду его деятельность как комментатора-канониста и ссылаются на "Apparatus". Вклад папы в развитие права как законодателя еще практически не изучен. Исследователи рукописной традиции не касались этого вопроса. К. И. Хефеле и X. Вольтер, описывая историю I Лионского собора, пересказывали содержание Новелл свода "А" - постановлений собора3. Но анализ Новелл как единого правового памятника, исследование их тематики, взаимоотношений с другими сводами канонического и римского права, их значения для развития церковного права еще не проводились.

Исследование тематики постановлений, входящих в сборник Иннокентия IV, требует их соотнесения с предыдущей и последующей правовой традицией. Взаимоотношения Новелл с основными предшествующими (Декрет Грациана, Liber Extra) и последующими (Liber Sextus) сводами канонического права можно проанализировать через сопоставление тематики соответствующих титулов в Новеллах и в упомянутых сводах церковного права, через выявление их сходства, свидетельствующего о продолжении создателем Новелл определенных тенденций в законодательстве, или же их различия, означающего появление новых тем и отказ от рассмотрения старых. Большое значение имеет исследование рецепции норм римского права в Новеллах. Однако на данном этапе я не касаюсь этих проблем и оставляю на будущее сравнительный анализ Новелл и сводов юстиниановского права.

Вопрос об обусловленности тематики Новелл потребностями правовой практики неоднозначен. Отражение реального положения дел в большей степени присутствует в Новеллах свода "А", где упоминаются конкретные злоупотребления, а не в составленных из почти целых декреталий сводах "В" и "С". В последних детально рассматриваются конкретные казусы, но нет никаких данных о том, насколько эти казусы были типичны, а разбираемые в них проблемы актуальны для практики, а не для законодателя. Как уже отмечалось, Новеллы и другие привлекаемые мною своды канонического права отображают реальное положение дел, в основном, за счет критики конкретных злоупотреблений. В Новеллах достаточно много подобных упоминаний: злоупотребление рескриптами с использованием клаузулы "quidam alii" (С 1), упоминание о превышении полномочий папскими специальными делегированными судьями — conservatores (С 9), злоупотребление эксцепциями о захвате (С 15) и об отлучении (С 21), злоупотребления арбитров (С 26), злоупотребление необоснованным вынесением отлучения и интердикта (С 35), повторяющиеся во многих Новеллах косвенные ссылки на злоупотребление апелляциями, ограничить которые было призвано введение дополнительного наказания в виде выплаты издержек другой стороне и штрафов (С 3, С 4, С 15, С 16, С 21, С 22, С 25), упоминание в Новелле С 31 об опасностях и унижениях, которые претерпевают magnates по вине сеньоров, содержащих шайки наемных убийц (об интерпретации содержания этой Новеллы см. ниже).

В ряде случаев в Новеллах используется нестандартная, по сравнению с Декретом и сводами декретального права, терминология. Некоторые термины заимствованы из Дигест (aestimatio litis, taxatio, relatio). Такие понятия как "irregularitas", "temporalis iurisdictio", "maledicium" употребляются в summae confessorum XIII в. (например, в "Summa de paenitentia" Рамона Пеньяфортского4). Происхождение других терминов ("diffidatio", "locus desertus", "specificatio criminis", "indago") и причины их выбора еще предстоит выяснить.

Параллели Новелл с Corpus Iuris Civilis Юстиниана прослеживаются не только в терминологии и заимствуемых нормах, но и в оформлении: Новелла С 25, принадлежащая к числу восьми дособорных постановлений, имеет сходное Arenga и то же Incipit "Cordi nobis", что и constitutio Юстиниана, которой был обнародован в 534 г. окончательный вариант Кодекса5.

Сорок одна Новелла предназначалась Иннокентием IV для включения в 27 титулов Libri Extra. За исключением пяти Новелл, касающихся церковных выборов и папской юрисдикции над светскими государями, все они посвящены церковному судопроизводству и относятся к сфере forum externum, гражданского, а именно процессуального и уголовного права. Хотя в Новеллах и не упоминаются прямо проблемы cura animarum, определения виновности и греховности деликвента, а соответственно наложения и исполнения покаяния, однако в трактовке некоторых вопросов и в обосновании постановлений в Новеллах просматривается влияние (возможно, опосредованное) литературы fori interni7 - предположительно "Summa de paenitentia" Рамона Пеньяфортского, которая в середине XIII в. являлась основным компендиумом норм и правил, определяющих деятельность исповедников8.

Распространение Новелл. Рукописи

Как же реализовывались на практике планы Иннокентия IV по рассылке своего сборника в университеты? Как шло распространение Новелл? Частичный ответ на этот вопрос может дать исследование сохранившихся кодексов со сводом Иннокентия IV.

Наиболее изученным аспектом истории Новелл, как уже отмечалось, является традиция их рукописной передачи. И. Ф. фон Шульте, Э. Фурнье, С. Куттнер, П.-И. Кесслер выявили и ввели в научный оборот более 200 рукописей Новелл. Главная заслуга в исследовании рукописей Новелл принадлежит П.-Й. Кесслеру. В своих работах "Untersuchungen uber die Novellen-Gesetzgebung Papst Innozenz IV" (1942-1944) и "Wiener Novellen. Supplementum Novellisticum I" (1967) он называет 231 манускрипт, содержащий этот правовой сборник. Он также предпринял попытки вычленения редакций Новелл на основе количества и порядка Новелл в рукописях и сходных групп exravagantes.

Несмотря на большой задел, оставленный исследователями сборника Иннокентия IV, изучение рукописной традиции передачи Новелл находится еще на начальном этапе:

1) все еще нет полной картины рукописной передачи Новелл, выявлены еще не все манускрипты. Данные, приводимые исследователями, касаются, в основном, кодексов из Германии и Австрии, в меньшей степени -Франции и Италии. Данные о рукописях Новелл в Англии и Восточной Европе носят явно отрывочный и фрагментарный характер, а по библиотекам Пиренейского полуострова, где в развитое и позднее Средневековье существовала сильная школа канонистики, они вообще отсутствуют (см. также в разделе по историографии).

2) Совершенно не проясненными остаются такие первостепенные для анализа любого юридического, и не только юридического сочинения, вопросы как датировка этих рукописей с Новеллами (ее исследование позволило бы выяснить период хождения и применения Новелл и скорость их распространения);

3) происхождение рукописей с Новеллами и места их хранения или их владельцы в развитое и позднее Средневековье (эти данные позволили бы сделать выводы о направлениях, характере и широте рецепции Новелл в Церкви. О направлениях распространения Новелл могут дать сведения также и вводные буллы к отдельным сводам Новелл, адресованные в Болонский и Парижский университеты, но данные о них исследователи приводят лишь для очень малого числа рукописей (см. ниже));

4) состав этих кодексов, в которые помимо Новелл входило еще, как правило, по несколько других текстов. Исследования состава рукописей позволяют судить о цели создания и преимущественном использовании этих кодексов для обучения или для юридической практики университетскими или монастырскими учеными-юристами, судьями, адвокатами, нотариями, юрисконсультами.

5) Также не для всех манускриптов исследователями приведены данные о том, какой именно свод Новелл в них содержится, в каком составе и последовательности даны постановления, отмечены форма включения Новелл в рукопись, наличие extravagantes и другие особенности передачи сборника Иннокентия IV;

6) не исследованными остаются и более специальные источниковедческие вопросы: установление редакций Новелл, определение принципов их научного издания.

7) Не прояснена также история распространения и рецепции, и отсутствует научное издание сводов Liber Extra и Liber Sextus, составными частями которых Новеллы являлись в разное время. Непроясненность столь многих первоочередных для истории Новелл вопросов объясняется тем, что изучение применения Новелл на практике, их распространения и известности в средневековой Европе еще не ставились учеными, занимавшимися сборником Иннокентия IV, в качестве самостоятельной исследовательской задачи. П.-Й. Кесслер не рассматривал данные своих изысканий с этой точки зрения, хотя опубликованный им и его предшественниками материал позволяет высказать некоторые предварительные замечания в этой области.

В 36,4 % случаев (84 из 231) П.-Й. Кесслер ограничивается лишь упоминанием о наличии в той или иной библиотеке определенной рукописи, не давая более о ней никаких сведений. Данные о самих манускриптах (происхождение, датировка, тип сводов Новелл, данные о том, где хранились рукописи на протяжении Средневековья) и о наличии extravagantes и глосс, форме передачи Новелл (как приложение или вставки) он приводит лишь в 148 случаях (из них данные собственно о сводах присутствуют к 138 кодексам). В значительной степени это, очевидно, связано с состоянием описей рукописных отделов библиотек: в 40-е гг. XX в., когда работал П.-И. Кесслер, палеографический анализ и описание многих рукописей еще не были проведены, и такая ситуация отчасти сохраняется и поныне (например, до сих пор не издан каталог юридических рукописей Гессенской земельной библиотеки в Фульде)1. Тем не менее, даже на основании тех разрозненных данных о местонахождении рукописей с Новеллами, о том, какие своды Новелл в них содержатся, о наличии extravagantes и глосс, о форме записи Новелл в манускриптах, которые приводит П.-Й. Кесслер, можно сделать некоторые выводы о распространении, особенностях бытования и применения Новелл.

Следует также учитывать, что исследователям Новелл были доступны не все существующие рукописи постановлений Иннокентия IV. Как уже указывалось, такие регионы Европы, как Испания, Англия, Скандинавия, Восточная Европа практически не упоминаются среди мест хранения манускриптов с Новеллами, однако вряд ли это свидетельствует об отсутствии там этого сборника. Субъективным фактором объясняется и преобладание германских рукописей: трое из четырех исследователей Новелл были немцами, и фонды немецких и австрийских библиотек были для них наиболее доступны. Однако и здесь они указывают не все сохранившиеся рукописи.

Например, в каталоге Городской библиотеки Бамберга упоминается по меньшей мере еще два кодекса с Новеллами Иннокентия IV (1) Can. 58 (P. II. 8) XIV в. из библиотеки кафедрального капитула с глоссами Бернардо Компостельского Младшего или Бернардо Монтмиратского (Abbas antiquus) (fol. 100-105); 2) кодекс Can. 48 (P. II. 23), созданный в Болонье в 1295-1297 гг. с добавлениями XIV в., из библиотеки кафедрального капитула (на fol. 85rv идет список Incipit Новелл)) и несколько манускриптов с комментариями канонистов на этот сборник, в частности, с "Apparatus" Иннокентия IV в кодексах Сап. 50 (P. 1.24) и Сап. 51 (Р:1.23) fol. lr-225v, оба манускрипта датируются XIV в.3 Комментарии Иннокентия IV сохранились и в рукописи из Университетской библиотеки Фрайбурга в Брайсгау с сигнатурой Hs. 176 первой половины XIV в. (fol. 2r-242v)4, в Баварской Государственной библиотеке в кодексе с сигнатурой Clm 3892 (Aug. eccl. 192) XIV в. из библиотеки Аугсбургского собора5, в Карлсруэ в Баденской земельной библиотеке в кодексах с сигнатурами 1036 (датируется XIV в.6) и cod. XVII (XIVB.; fol. lr-238v)7.

Рецепция Новелл в церковном праве Рецепция Новелл в местном провинциальном законодательстве, в локальном праве римской курии, в общецерковном папском декретальном праве

В отличие от достаточно широкого для средневековых юридических памятников распространения рукописей с Новеллами, масштаб выявленной рецепции сборника Иннокентия IV не столь значителен. Рецепция, то есть включение положений свода в другие законодательные памятники, совершавшееся, как правило, с изменением и трактовкой этих положений в соответствии с условиями времени и места совершения такого заимствования, является важным аспектом распространения, бытования и использования юридических памятников и содержащихся в них норм. В развитое Средневековье положения папского декретального права реципировались, по преимуществу, в рамках церковного права: 1) в других официальных папских сводах декретального права; 2) в сводах частного характера, составленных по личной инициативе канонистами и завоевавших популярность в университетах и в среде юристов1; 3) в локальном церковном законодательстве — синодальных и епископских статутах, статутах папской курии.

Как уже отмечалось, большая роль университетов в процессе распространения и рецепции папских постановлений является одной из особенностей развития декретального права. Появление в XII в. первых сводов папских декреталий из-под пера университетских канонистов, приватный характер таких сочинений и их циркуляция в schola, ученой среде университетов, повлияло на все дальнейшие пути распространения декретального законодательства. Первый из получивших официальную папскую апробацию сводов декреталий XIII в., Compilatio III (1210 г.), был послан Иннокентием III в Болонский университет. Этому примеру следовали папы Гонорий III и Григорий IX, выпуская свои сборники декретального права.

Заимствование папских постановлений в местном законодательстве в развитое Средневековье по преимуществу обусловливалось политикой римского престола по проведению церковной реформы и осуществлялось через провинциальные соборы под руководством папских легатов. На такое заимствование влияло также включение в декретальное право постановлений папских concilia generalia, вселенских соборов, которые с первых веков христианства распространялись в Церкви путем рецепции, подтверждения их решений, на синодах духовенства различных церковных провинций.

В развитое Средневековье эти постановления из-за контроля папы над созывом таких соборов и его обязательной санкцией для их решений, являлись по своей сути папскими установлениями, хотя и были оформлены как соборные декреты, и их можно отнести к памятникам папского законодательства. В эпоху папских concilia generalia с XI в., но особенно в XII—XIII вв. основным способом распространения их декретов продолжала оставаться их рецепция местными епархиями3. Она проходила при активном участии папского престола, легаты которого в диоцезах начинают специально созывать местные соборы для информирования клира о постановлениях папских вселенских соборов и подтверждения на диоцезном уровне их решений4, то есть включения их в той или иной форме в провинциальные или диоцезные соборные или епископские статуты.

По примеру сборников декретального права предыдущих пап, все три свода Новелл были разосланы Иннокентием IV в университеты с сопроводительными буллами. Второй и третий своды были составлены из папских декреталий, однако первый свод "А" был сформирован на основе постановлений I Лионского собора. Статус постановлений собора мог способствовать рецепции Новелл на местных синодах, поэтому при изучении истории распространения и заимствования положений сборника Иннокентия IV вопрос о роли I Лионского собора и его участников в этих процессах имеет особую актуальность.

Из сообщений источников по истории I Лионского собора, в первую очередь, "Chronica maiora" Мэтью Пэриса, следует, что Новеллы свода "А", возможно, в какой-то форме зачитывались перед участниками на последней сессии собора5. Содействовали ли вернувшиеся с собора архиепископы и епископы ознакомлению клира в своих диоцезах с постановлениями собора, выносили ли они эти постановления на утверждение синодами в своих епархиях? Когда началась эта рецепция Новелл на соборах, как интенсивно и как долго она протекала? Ответы на эти вопросы требуют масштабных исследований декретов соборов по всей Европе, что наталкивается на проблему доступности этих источников.

Многие соборные постановления все еще не опубликованы, что связано с общей неизученностью юридических рукописей Средневековья. Не отвечающее требованиям критического издания и содержащее большое количество ошибок многотомное издание Ж. , f uc СИ.ТСКЛЯ І ОСУЯ чРСТ ЗГ.ННЛЯІ

Д. Манси до сих пор остается единственным проектом, позволяющим провести такого рода исследование, несмотря на то, что современные публикации декретов отдельных соборов критикуют и существенно корректируют его.

Похожие диссертации на Новеллы папы Иннокентия IV (1243-1254) и их воздействие на каноническое право