Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Сарабьев Алексей Викторович

Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв.
<
Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сарабьев Алексей Викторович. Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Сарабьев Алексей Викторович; [Место защиты: Ин-т востоковедения РАН]. - Москва, 2008. - 196 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-7/80

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. СИРИЙСКИЕ И ЛИВАНСКИЕ ХРИСТИАНЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Христианские конфессии на сирийских территориях Османской империи к началу XX в 15

1.2. Возрождение ближневосточных христианских общин 18

1.3. Участие сиро-ливанских христиан в общественно-политических организациях в Османской империи конца XIX - нач. XX вв 42

Глава 2. ПРИЧИНЫ И ХОД МИГРАЦИИ ХРИСТИАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СИРИИ И ЛИВАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ДО ВВЕДЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО МАНДАТА

2.1. Факторы миграционных процессов второй половины ХIХ в 64

2.2. Ход сиро-ливанской эмиграции во второй половине XIX в. и до мандатного периода 81

2.3. Внутренняя миграция и иммиграция христиан на сирийских территориях до мандатного периода 105

Глава 3. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИРИИ И ЛИВАНЕ В 20-40-Е ГОДЫ XX В. И ИХ СЛЕДСТВИЯ

3.1. Эмиграция 123

3.2. Иммиграция и внутренняя миграция на французских подмандатных территориях 138

3.3. Следствия миграционных процессов 147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 171

ПРИЛОЖЕНИЯ 185

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Тема настоящей диссертационной работы действительно актуальна теперь, когда внимание мировой общественности вновь приковано к ближневосточному региону. Современные события - затянувшийся политический кризис в Ливане, проблемы межконфессиональных отношений, вопросы многостороннего участия Сирии в региональных политических процессах - вызывают интерес к научному анализу явлений, повлиявших на формирование общественно-политической ситуации в этих странах уже во второй половине XX в.

Признавая важность учета поликонфессионального устройства сирийского и ливанского обществ при подходе к изучению современных процессов на Ближнем Востоке, следует обратить особое внимание на такой важный фактор развития региона, как миграционные процессы, носившие в рассматриваемый период массовый характер, и в высокой степени затронувшие христианские общины бывших сирийских территорий.

Степень разработанности проблемы. Ввиду повышенного внимания востоковедного сообщества к проблемам межконфессиональных отношений на Ближнем Востоке, существуют многочисленные исследования, посвященные различным аспектам истории христианских конфессий этого региона. Из работ на русском языке ХГХ в., написанных на основании дипломатических документов и личных наблюдений авторов, можно назвать книги таких авторов, как К.М. Базили [26], А.Е. Крымский [44], К.Д. Петкович [56]. Они дают представление об общественном положении христианских общин Сирии и Горного Ливана, содержат данные о конфессиональном составе населения региона и о деятельности среди сиро-ливанских христиан зарубежных миссий. Ценные сведения о пастве православной Церкви Антиохийского патриархата, а также сведения о развитии образования в Сирии имеются в работе 1914 г. И.И. Соколова [77] и в Сообщениях Императорского православного палестинского общества [76].

В работах по новой и новейшей истории арабских стран советскими учеными В.Б. Луцким [49, 50] и Л.Н. Котловым [42, 43] таюке затрагивалось положение христианских общин в связи с общественно-политическими процессами в регионе. Основной задачей названных ученых было показать развитие национально-освободительного двюкения в арабских странах, поэтому их внимание было сосредоточено преимущественно на факторах и следствиях народных восстаний в локальном и региональном масштабах, на деятельности патриотических арабских организаций, а таюке на участии различных социальных слоев и религиозных общин в борьбе за независимость. Проблемы ближневосточных конфессий (например, борьба за «арабизацию» иерархов Антиохийского патриархата в конце XIX в.) таюке рассматривались под этим углом зрения.

Весомый вклад в изучение межконфессиональных отношений в Ливане внесла книга И.М. Смилянской [73], посвященная маронитско-друзским столкновениям в 40-50-х годах XIX в. Работа содержит подробный анализ экономической, общественной и политической ситуации в Ливане в первой половине XIX в., детально описывает ход событий и дает целостную картину жизни христианских общин в этот период. Весьма ценной для выявления социально-экономических и политических причин христианской миграции является также другая работа названного автора [75], очень подробно описывающая социально-экономическую структуру сирийского общества XVIII-XIX вв.

Отечественная востоковедная школа всегда придавала большое значение периоду реформ в арабских вилайетах Османской империи в XIX в., которые повлияли на гармонизацию общественных, в том числе межконфессиональных, отношений и сделали возможным такой исторический феномен, как «арабское Возрождение», становление национальной сиро-ливанской интеллектуальной элиты, развитие арабской общественной мысли. Различными аспектами указанной проблемы занимаются такие отечественные ученые, как Е.И. Зеленев [36, 37], Н.А. Дулина [30], Д.Р. Жантиев [34] и др.

Истории отдельных христианских конфессий посвящен ряд работ современных исследователей. Работы, затрагивающие историю православных ближневосточных общин написаны К.А. Панченко [54], Н.Н. Лисовым [48] и др. По истории маронитов на русском языке есть небольшие работы Н.М. Горбуновой [29], А. Булекова [27] и М.А. Родионова [60, 61]; подробные сведения по истории несторианской общины содержатся в работах Л.М. Сарги-зова [67] и Н. Селезнева [69].

В целом ряде работ российских ученых был произведен анализ политических процессов и общественно-политической мысли периода французского мандата и первых лет после достижения Сирией и Ливаном независимости. Анализу идейных течений в арабских странах, развивавшихся не без участия сиро-ливанских эмигрантов и отражавшихся на межрелигиозных отношениях, посвящены работы З.И. Левина [46, 47]. Политическое развитие многоконфессиональной Сирии в середине XX в. было отражено в книгах историков Э.П. Пир-Будаговой [57], Б.Г. Сейраняна [68] и др.

Ценные материалы, касающиеся участия ближневосточных христиан в политической жизни региона содержатся в работе Г.Г. Косача [41], посвященной развитию коммунистического движения на Ближнем Востоке.

Демографические вопросы и экономика Сирии и Ливана новейшего периода анализировалась в работах В.А. Исаева, А.О. Филоника [68] и В.И. Дятлова [31, 32].

Проблема эмиграции сирийцев и ливанцев всегда учитывалась в работах отечественных ученых по новейшей истории арабских стран. Однако из специальных исследований, где бы ставилась цель проанализировать аспекты миграционного движения в Сирии и Ливане, на русском языке можно назвать лишь работы М.А. Родионова [60, 61] и диссертацию Х.А. Слеймана [79]. Уже более четверти века в российской науке нет работ по указанной теме.

Над проблемой внешней и внутренней миграций активно работали и работают ученые Ливана и Сирии. Специальная работа, посвященная эмиграции сирийцев и ливанцев в Египет была написана ливанским историком М.

Дагером [229]. Кроме того, автор посвятил несколько книг историческому анализу проблемы межконфессиональных отношений в ливанском обществе и социальному развитию Ливана [227, 228].

Подробнейшее исследование по миграции сирийцев-яковитов было предпринято ливанской ученой-историком Р. Джабер-Муаввад [139].

Новая книга также ливанского ученого Дж.Н. аль-Акля [221] по эмиграции ливанцев охватывает период с 1860 по 2000 гг. Автор является директором департамента по делам эмигрантов и миграции МИДа Ливана, и в своей работе приводит богатый фактический материал и статистические данные.

Проблему сиро-ливанской миграции разрабатывает сирийский историк М. аль-Аллиюви [222]. Его работа, охватывающая период с 1832 по 1916 гг., содержит анализ по эмиграции и иммиграции населения Сирии и Ливана, а также приводятся некоторые сведения по внутренней миграции на территории «Великой Сирии». Работа интересна еще и тем, что в ней прослеживается миграция различных национальных и религиозных групп по-отдельности. Например, большое внимание уделено миграции на территории Сирии армянских христиан.

Вопросы, связанные с эмиграцией и начальным этапом создания сиро-ливанских диаспор во многих странах мира освещались в книге ливанского ученого Н. Харфуша [249]. Специальное исследование (на арабском и португальском языках), посвященное ливанской эмиграции в Бразилию было предпринято ученым ливанского происхождения Р. Хатлабом [150].

Весьма ценным для настоящего исследования представляется деловой справочник, изданный на арабском (и частично на английском) языках в 1907 г. в Вашингтоне (составитель - Н. Абдо) [84], призванный дать потенциальным арабским иммигрантам исчерпывающую информацию о текущей коммерческой и предпринимательской деятельности арабских диаспор в странах Северной и Южной Америк.

На арабском языке имеется также работа 1924 г. ливано-американского историка Ф. Хитти [250] об арабской эмиграции в США и о положении сиро-

ливанских диаспор, которая содержит многочисленные исторические факты по исследуемой проблеме.

Среди многочисленных работ арабских ученых по истории Сирии и Ливана следует выделить те, которые дают возможность выявить факторы миграционных процессов, а также следствия сиро-ливанской миграции. Это книги таких ученых, как Ю. аль-Хаким [240-244], К. Салиби [66], Н. аль-Кайяли [233], В. Каусарани [234, 235], А. Ханна [247, 248], Н. Зияде [231] и др. Подробный анализ политической истории Ливана мандатного периода содержится в книге ливанского историка А.А. Шайба [252]. Можно привести также работы по истории и историографии Ливана османского и мандатного периодов ливанского ученого И.К. Халифы [246].

Без сомнения, проблема миграции сирийцев и ливанцев нашла свое отражение в работах западных ученых и арабских историков, пишущих на европейских языках. Так, при Университете св. Иосифа в Бейруте Э. Сафой [194] еще в 1960 г. была подготовлена книга, содержащая всесторонний анализ миграции ливанцев.

Проблемой ближневосточных диаспор в США занималась американская исследовательница Б. Асуад [88], объединившая для работы над темой целый коллектив ученых, среди которых, например, Ф.М. Кайяль [146], изучавший проблему религиозной самоидентификации сиро-ливанских иммигрантов в США и их ассимиляции. Сходные проблемы, только в отношении сиро-ливанской диаспоры Ворчестера, ставил в своей работе Н.Е. Салиба [196]. Автор, кроме прочего, приводит уникальные данные по эмиграции сирийцев и ливанцев различных конфессий во многие страны мира.

Детальное исследование становления ближневосточных диаспор США содержится в работе американского историка А. Наффа [180]. Многочисленные воспоминания арабских иммигрантов в США приведены в книге Э. Бу-сахды [100], также посвященной этапу формирования арабских диаспор в США.

По проблеме арабской эмиграции в страны Латинской Америки суще-

ствует специальный выпуск сборника «Immigrants and Minorities» [155], куда вошли работы ученых Т. Велкампа, И. Клиха, Дж. Лессера и др. по экономической и социальной адаптации арабских и еврейских иммигрантов в отдельно взятых латиноамериканских государствах.

Эмиграции в Бразилию, в том числе арабских христиан, посвящена работа Ф. Бастоса-де-Авилы [92]. Также на французском языке существуют работы Е. Бьонди-Ассали [97], посвященные сиро-ливанской эмиграции в Аргентину.

Объемное англоязычное издание под редакцией А. Хаурани и Н. Ше-хади [131] включает исследования ряда авторов по ливанской эмиграции и сиро-ливанским диаспорам по всему миру.

В тесной связи с социальными процессами в Ливане стоит проблема эмиграции в работе Ф.А. Хатера [149]. В книге рассматриваются вопросы социальной структуры, отношения полов и экономические проблемы в связи с ливанской эмиграцией с 1870 по 1920 гг.

Небольшая работа голландского ученого Г. Тойле [204] дает обзор хода сиро-ливанской эмиграции и современного состояния ближневосточных конфессиональных общин в Европе.

Отдельные работы касаются мигрантов какой-либо определенной конфессии. В качестве примера можно привести книгу Б. Лабаки [158-159] по положению маронитской диаспоры в США.

Что касается общих работ по истории ближневосточного христианства и положению в мусульманских государствах, то некоторые из них дают богатый материал для того, чтобы проследить развитие причин, побуждавших сирийских христиан выезжать за рубеж. Среди общих работ можно выделить книги таких авторов, как Д. Эттвотер [90], А. Хаурани [132-133], А. Атийя [89], П. Рондо [192], Дж.П. Спаньоло [202], Дж. Хаддад [122], Р. Хаддад [123, 124],Е.Абушдид[81].

Большое внимание экономическим процессам в изучении развития сирийского социума уделяли такие авторы, как Ж. Велерс [28], Ш. Иссави [136-

138], Г. Менасса [175]. В книгах названных авторов содержатся данные, позволяющие сделать некоторые заключения относительно взаимовлияния экономического развития и сиро-ливанской миграции.

Вопросы, связанные с историей отдельных христианских ближневосточных конфессий также разрабатывались европейскими исследователями. Например, французский ученый Ж. Хаджжар [125, 126] посвятил несколько книг развитию католических и униатских ближневосточных общин, а Д. Хопвуд в своей работе [130], посвященной влиянию России на христиан Ближнего Востока, обстоятельно излагает различные аспекты церковной и общественной жизни сирийской и палестинской православных общин.

Наконец, существует целый ряд работ, которые интересны тем, что были написаны в рассматриваемый период, и которые содержат оценки (правда, зачастую субъективные) политического и экономического развития Сирии и Ливана в первой половине XX в. Это книги таких авторы, писавших на французском языке, как А. Ламменс [163, 164], Ж. Самнэ [197, 198], Э. Раббат [187-189], Р. О'Зу [182], П. Ля-Мазьер [157], Р. Боплан [93], Б. Абуссуан [82].

Итак, проблема миграции сиро-ливанских христиан, ее причин и влияния на жизнь сирийского и ливанского обществ рассматривалась в мировой исторической науке только в отдельных ее аспектах. Хотя некоторые работы содержат подробнейший анализ некоторых сторон проблемы, полной работы, охватывающей в целом проблему миграции сиро-ливанских христиан в указанный период, не существует не только на русском, но и на других языках.

Следует добавить, что в настоящей работе использованы ранее неопубликованные архивные материалы из Архива внешней политики Российской империи, опубликованные документы, тематические отчеты английского и французского МИДов за некоторые годы, ежегодные отчеты МИД Франции в Лигу Наций в мандатный период. В работе также вводятся в научный оборот работы начала века, содержащие данные по численности сиро-ливанских диаспор в разных странах.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор попытался

собрать воедино различные аспекты проблемы миграции христиан в указанный период, которые либо рассматривались прежде по-отдельности, либо в связи с другими проблемами. Комплексный анализ миграционных процессов в связи с изучением их факторов, с одной стороны, и их влияния на формирование общественных отношений и политических процессов в регионе, с другой, раньше не производился. В отечественной и зарубежной науке отдельно рассматривались экономические процессы и положение христианских общин, участие христиан в национально-освободительной борьбе арабов против османского господства, существует множество работ, освещающих ход политических процессов становления сирийской и ливанской государственности и пути к достижению независимости этих стран. Изучались отдельно некоторые исторические события, связанные с национально-освободительной борьбой сирийцев и ливанцев в османский, младотурецкий, мандатный периоды. Безусловно, и в России и за рубежом большое внимание уделялось проблемам эмиграции сирийцев и ливанцев в различные периоды, а также иммиграции и внутренним миграционным процессам на сирийских и ливанских территориях. В данной работе сделана попытка осуществить комплексный подход к проблеме миграции христиан в тесной связи с бурно меняющимися политическими и социальными процессами.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данной работы является анализ хода сиро-ливанской миграции в указанный период и взаимосвязи с социально-политическими и процессами, протекавшими в регионе.

В задачи исследования входят: рассмотрение динамики изменения статуса ближневосточных христиан в течение XIX в., их материального, общественного и культурного уровня к началу массовой миграции во второй половине ХГХ в.; всестороннее изучение миграционных процессов среди сиро-ливанских христиан - выявление их причин, закономерности изменений факторов миграции, анализ хода эмиграции, иммиграции и внутренних миграционных процессов; комплексный анализ политических и социальных изменений как в сирийском и ливанском социумах, так и внутри самих христиан-

ских общин, вызванные миграционными процессами, а также связанные с этим вопросы межконфессиональных взаимоотношений.

Объектом диссертационного исследования являлись доступные данные по миграции христиан Сирии и Ливана, отраженные в официальных документах организаций и ведомств, отчетах, статистических сборниках, письмах исторических деятелей, путевых заметках, статьях и книгах современников и участников описываемых событий. Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на относительную недавность событий, прямых документальных данных доступно весьма немного ввиду закрытости многих архивных данных, особенно непосредственно в Сирии и Ливане. Однако имеющиеся данные вполне позволяют раскрыть ход миграционного процесса и сделать определенные выводы. На основании собранных сведений автор анализировал исторические факты по миграции и их взаимосвязь с историческими процессами в указанный период.

Методологическая основа исследования построена на разработках современных отечественных востоковедов, ведущих свои исследования с учетом комплексного подхода к анализу того или иного региона. За основу взят конкретно-исторический метод исследования общественно-политических процессов, широко представленный в работах российских историков. Использовались также некоторые подходы к исследованию различных аспектов истории конфессиональных меньшинств зарубежных ученых.

В работе анализируется миграционный процесс, который в современной науке может рассматриваться с различных позиций. Так, существует юридический подход, когда в центре внимания находится правовой статус разных категорий мигрантов и проблема правового регулирования миграционного процесса; социологический подход уделяет основное внимание проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни; демографический подход рассматривает миграцию с точки зрения воспроизводства и демографического роста человеческих популяций, а различные виды миграции являются составляющими демографических изменений среди прочих

показателей; экономический подход не выделяет миграцию из контекста локальных, региональных и мировых экономических процессов. Исторический подход позволяет анализировать историю миграционных движений того или иного региона на основе исторических исследований, описывающих миграцию в контексте демографических изменений.

Применяемый в работе комплексный конкретно-исторический метод позволяет охватить историческую проблему целиком. На основе комплексного анализа процесса миграции и сопровождавших его экономических и общественно-политических процессов в указанный период создается развернутая картина причин сиро-ливанской миграции, процессов, ее сопровождавших, и следствий в экономической, социальной и политической сферах. При этом учитываются многие показатели, свойственные всем указанным выше подходам.

Различные виды миграции классифицируются в работе по нескольким признакам. По территориальному признаку выделяются внешняя (связанная с пересечением границ государства) и внутренняя (перемещение масс населения внутри страны) миграции. Внешняя включает в себя эмиграцию (переселение физических лиц в другую страну), иммиграцию (переселение на территорию данного государства) и ремиграцию (повторное переселение, включая возвращение, связанное с пересечением границ). По временному признаку выделяются безвозвратная (или, постоянная) и временная (долгосрочная, сезонная, маятниковая, транзитная) миграции. В работе миграции иногда характеризуются по признаку доминирующего фактора: экономическая (или, трудовая), социальная, политическая. Поскольку в диссертации анализируется миграция только христиан Сирии и Ливана, последние два вида тесно увязываются с социальным статусом христианских общин, с межконфессиональными отношениями, а также с вопросом политического участия сиро-ливанских христиан в жизни своих стран.

Апробирование результатов диссертационного исследования. Многие положения работы обсуждались в рамках круга специалистов Центра араб-

ских исследований. Материалы и основные выводы диссертационного исследования были изложены в докладах на конференциях (в том числе, международной), а также в виде статей в научных сборниках и журналах.

Значимость и область применения результатов диссертационной работы заключаются в возможности применения полученных выводов при научном анализе исторического процесса в более широком охвате. Фактические данные, изложенные в работе, могут быть использованы при подготовке учебных курсов по истории и географии арабских стран, по социальной истории Ближнего Востока, по новой и новейшей истории христианских конфессий и др.

Значимость работы заключается также в некоторых собственных методологических наработках, которые применимы и к анализу других исторических явлений, происходивших на Ближнем Востоке.

Проведенный исторический анализ миграционных процессов может способствовать корректировке современных подходов к решению актуальных проблем общественного характера в странах арабского Востока.

Публикации. Некоторые результаты работы были отражены в публикациях в научных сборниках и журналах в виде статей и тезисов докладов, общим объемом более 4 п. л.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения; в конце работы приводятся список использованной литературы и приложения. В работе содержится 33 таблицы; приложение содержит графики, диаграммы, а также копии исторических документов.

Христианские конфессии на сирийских территориях Османской империи к началу XX в

История ближневосточных христианских Церквей была подробнейшим образом исследована как отечественными, так и зарубежными учеными. В рамках данной работы представляется необходимым дать схематический обзор существовавших к началу XIX в. христианских конфессиональных общин Сирии.

Изначально единая христианская Церковь - ее Антиохийский патриархат на территориях современных Сирии и Ливана - претерпевала периоды в своей истории, когда в результате стечения обстоятельств разногласия по различным богословским проблемам приводили к выделению мощных направлений в той или иной сфере богословия. Иногда такие течения, охватившие большие массы населения, при определенных условиях выделялись в отдельные Церкви. Так, христологические споры IV-V вв. привели к появлению самостоятельных Церквей - несторианской и яковитской (условно годами их отделения можно считать 431 и 451 гг. - даты Ш и IV Вселенских соборов соответственно.)1.

Монофелитская доктрина VII в. была воспринята маронитской общиной, взявшей свое название, вероятнее всего, от монастыря недалеко от Хамы, носящего имя подвгокника IV в. св. Марона, откуда община была вытеснена вскоре в Ливанские горы. Уходу маронитов способствовали гонения Мута-ваккиля и других халифов на христиан халифата, а также временное возвращение византийцев в Сирию в X веке. В Ливанских горах марониты поселились рядом с остатками мардаитов, и здесь заложились основы будущей эт 1 См. схему в Приложении 1. но-конфессиональной группы маронитов .

После разделения в XI в. единой Церкви на Католическую и Православную начался период противостояния двух Церквей, особенно негативно сказавшийся на положении Антиохийского патриархата в период Крестовых походов и военных действий на территории Сирии.

Впоследствии возросшая власть Римского престола и возникшие в Европе различные монашеские ордена, обладавшие значительным влиянием и материальными возможностями, позволили осуществлять на территории Сирии и Палестины активную миссионерскую деятельность. Так, начался период образования униатских ближневосточных Церквей.

Что касается маронитов, то сами они не называют даты присоединения к Риму, заявляя, что никогда не отходили от нее и не были привержены ереси монофелитства. Однако по многочисленным историческим свидетельствам можно установить, что вхождение Церкви маронитов под юрисдикцию Рима относится еще к ХШ в.

Относительно других униатских общин Востока можно назвать достаточно точные даты. Пять восточно-католических Церквей были основаны как новые Патриархаты «католиков восточного обряда»: Халдейская Католическая Церковь (отделившаяся от Ассирийской, или несторианской, Церкви Востока) в 1552 г.; Греко-католическая, или Мелькитская, собравшая христиан, отколовшихся от Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского Православных Патриархатов, в 1724 году; отошедшие в унию с Римом от своих исторических Церквей Армянская Католическая Церковь (1740 г.), Сирийская Католическая Церковь (1773 г.) и Коптская Католическая Церковь (1824 г.).

При том, что указанные христианские общины на Ближнем Востоке развивались по-разному, в целом, судьбы их членов практически не отличались от судеб членов доминировавшей в Сирии и Палестине православной общины в условиях мусульманского окружения. Mahfouz J. Short History of the Maronite Church 1987, c.87-97 Многочисленные ограничения для немусульман, сохранявшиеся в условиях мусульманских государств еще со времен первых халифов (VII в.), не могли не создавать условий для низведения ближневосточных христиан в низшую страту общества. Только с периода правления османского султана Абдул-Меджида (1839-1861) инициатива установления социального равноправия для членов всех конфессиональных общин империи начинает исходить от центральной власти.

Кроме традиционных ограничений для христиан в экономической и социальной сферах, по инерции сохранявшихся и в ХГХ в., весьма затруднительным также являлось и получение образования. Уже в XVIII-XIX вв. важную роль в деле образования сыграли школы при различных христианских миссиях. Образовательная и культурная деятельность миссионеров в немалой степени способствовала «пробуждению» христиан, достижению готовности к тем процессам социального и культурного подъема сирийских христиан, который имел место в XIX в. в период Нахды, или Арабского возрождения.

В контексте исследования миграционных процессов среди ближневосточных христиан разных конфессий в связи с общественно-политическими изменениями в регионе предстоит уделить особое внимание изменениям правового и социально-экономического статуса христиан, их взаимоотношениям с представителями других религий, участию в арабском национально-освободительном движении и вкладу в экономическое и политическое развитие сирийского и ливанского обществ.

Факторы миграционных процессов второй половины ХIХ в

Приступая к анализу причин и развития миграционного процесса среди населения сирийских провинций и Горного Ливана, его хода и влияния на многие стороны жизни сирийского и ливанского обществ, следует выделить три основных составляющих этого комплексного явления:

- эмиграция, то есть, отъезд с территории постоянного проживания за пределы страны;

- иммиграция - въезд на территорию рассматриваемого государства. Оба названных понятия входят в общее понятие внешней миграции. В рамках последнего выделяют различные виды в зависимости от рода причины (политическая, экономическая), временных характеристик (временная, сезонная, долгосрочная, постоянная) и т.п. виды, связанные с пересечением государственных границ.

- внутренняя миграция, связанная с перемещением по территории одного государства. Причины внутренней миграции также весьма разнообразны, в зависимости от которых можно выделить различные ее виды.

После анализа и систематизации общих факторов миграционного процесса описание хода и характеристика миграций, а также трансформация факторов будут произведены по указанным трем направлениям.

Процесс миграции населения арабских провинций Османской империи шел в тесной связи с изменениями в социально-политической и экономической сферах, в соответствии с которыми следует рассмотреть причины, вызывавшие это явление. В предыдущей главе в ходе анализа общественно-политического развития христианских общин Сирии во второй половине ХЕХ - начале XX вв. уже были названы некоторые факторы всплеска миграционaной активности в регионе. Представляется необходимым изложить весь комплекс факторов миграции, зачастую взаимосвязанных, что даст возможность представить феномен массовой миграции сиро-ливанских христиан как явление системного порядка.

Османская империя на протяжении двух веков вплоть до середины XIX в. демонстрировала медленную деградацию всей социально-экономической и политической системы. По мнению отечественного тюрколога М.С. Мейера, это привело к структурному кризису «в империи, которая в XIX в. превратилась в «больного человека» Европы»1. Этот структурный кризис затронул все сферы жизни государства2 - экономическую, политическую и социальную, и отрицательно сказался на положении жителей нетурецких провинций империи, прежде всего самых уязвимых в правовом отношении - религиозных меньшинств.

С одной стороны, миграционный процесс среди арабских христиан коренился в сложном состоянии многих сфер жизни Османской империи, сложившемся к середине XIX в., но с другой стороны, начавшееся развитее капиталистических отношений, активизация контактов с более развитыми государствами Европы и Америки, а также реформы, во многом опиравшиеся на опыт европейских институтов власти и экономики, означали растущую интеграцию османского социума в пространство развитых стран, что не могло не повысить мобильность и миграционную активность населения.

Хотя внешние обстоятельства и исторические события, безусловно, влияли на всплески миграционной активности, именно накопившиеся экономические и социально-политические проблемы и противоречия обусловили эту активность. Как замечает сирийский исследователь проблемы миграции М. аль-Аллиюви, «причиной того, что, словно кто-то отпустил поводья эмиграции из Сирии, послужило именно то, что эти [политический, экономиче ский и социальный] факторы достигли своей критической массы и в определенный момент прорвались»1. Чтобы представить сложившееся к середине ХГХ в. положение в регионе, следует рассмотреть каждую группу причин миграционного процесса отдельно.

Экономические факторы. Причины экономического характера заключались в сложном положении экономики, в частности, в низком уровне развития промышленности, сельского хозяйства и торговли по сравнению со многими странами. Абсолютное снижение основных экономических показа-телей отмечалось в арабских областях империи вплоть до середины ХГХ в.

Косвенным свидетельством упадка османского общества к XIX в. являются показатели падения численности населения. За два столетия - к 1800 г. - население Сирии сократилось с 2,8 до 1,5 млн. чел.3 По другим данным за тот же период до 1800 г. отмечался нулевой прирост населения в целом по Юго-Западной Азии. Только на протяжении ХГХ в., преимущественно, во второй половине столетия численность населения в регионе стала расти, достигнув к 1900 г. 33 млн. чел. (по сравнению с 13 млн. чел. в 1800 г.).4 Что касается сирийских провинций Османской империи, то только за период с 1878 по 1896 г. численность населения Сирии выросла более чем на четверть и составила около 3,2 млн. чел. при среднегодовом приросте в 1,4% 5.

Эмиграция

По примеру США, Бразилия ввела иммиграционные квоты, закрепленные в законе 1934 г. и подтвержденные в 1937 г., ограничивающие иммиграцию двумя процентами от числа иммигрантов по странам, въехавших в страну с 1884 по 1934 гг.2

Указанные меры по ограничению квотирования иммиграции в некоторых странах снизили темпы сиро-ливанской эмиграции. Кроме того, они повлияли на изменение преобладающего направления эмиграции сирийцев и ливанцев - наибольший процент эмиграции приходился теперь на южноамериканские государства - Аргентину, Бразилию, Уругвай и др.

Следующим фактором, серьезно ограничившим эмиграционный процесс на французских подмандатных территориях, был разразившийся в 1929-1933 гг. мировой экономический кризис. Кризис спровоцировал сильное снижение эмиграции ввиду того, что принимающие страны отказывались принимать иммигрантов с Востока, а также тем, что материальный уровень эмигрантов резко снизился, о чем они сообщали в письмах своим родственникам на родине. В это время констатируется прекращение регулярных высылок финансовых средств от эмигрантов их семьям в Сирии и Ливане,3 и даже наоборот - нередки были случаи, когда эмигранты нуждались в средствах, чтобы прокормиться или вернуться на родину, и просили о помощи свои семьи.4

Указанные факторы вели к тому, что, как показывают предоставленные мандатными властями в Лигу Наций данные, в некоторые годы (например, 1931 и 1932) число вернувшихся превосходило число выезжавших за рубеж1 (см. Приложения б, 7). Максимальный показатель эмиграции из Ливана - 8 614 чел. в 1923 уменьшился к 1931 г. до 1 387 чел., в 1932 г. достиг уровня 1 171 чел., а перед войной - в 1938 г. - составлял 1 439 чел.; в то же время в 1931 г. зафиксирован 2 361 чел. вернувшихся из-за рубежа, в 1932 г. - 1 944 чел., а в 1938 г.-1715 чел2

С началом Второй мировой войны эмиграция фактически прекращается. Это было связано с трудностями отъезда за рубеж в условиях военного времени (тем более, через океан - на Американский или Австралийский континенты, где военные действия не велись). Поэтому, вопреки тяжелому экономическому положению населения, а также несмотря на некоторые опасения христианских общин в регионе, связанные с возможностью скорой отмены французского мандата и вывода французского контингента, в какой-то степени сдерживавшего межконфессиональные трения, сколько-нибудь существенного эмиграционного процесса в период войны не наблюдалось.

Что касается направления сиро-ливанской эмиграции, то в мандатный период, как и до войны, приоритетным являлось американское направление -прежде всего, Бразилия и Аргентина. Эмиграция в США в результате квотирования после 1924 г. стала незначительной, однако стабильной на протяжении второй половины 20-х и 30-х гг.

Следующая сводная таблица дает представление о распределении В течение 30-х гг. распределение эмиграции существенно не менялось, за исключением того, что значительная доля эмигрантов к концу десятилетия стала направляться в Сенегал и Судан (на 1937 г. - соответственно 1 276 чел. и 167 чел.)1.

В Бразилии в начале 20-х годов в области Сан-Пауло и Сантос проживали около 130 тыс. левантийских арабов, около 20 тыс. - в Пара, около 15 тыс. - в Рио-де-Жанейро, а также в других городах Бразилии2. Это была седьмая по численности этническая иммигрантская группа в стране. К 1926 г. в бразильская сиро-ливанская диаспора насчитывала 162,2 тыс. чел.3

В Аргентине арабоязычная диаспора была третьей по численности и уступала лишь испанской и итальянской. Все арабоязычные выходцы с бывших османских территорий в документах обозначались, как правило, как «азиатские турки», реже как «сирийцы». К началу мандатного периода численность диаспоры в Аргентине составляла 65 тыс. чел. (на 2,5 млн. общей численности населения)4. В 1926 г. она насчитывала уже 148,3 тыс. чел.5

Похожие диссертации на Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв.