Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кыргызская община в Китае: особенности формирования, социально-экономического и культурного развития Мотукеева Раушан Болотовна

Кыргызская община в Китае: особенности формирования, социально-экономического и культурного развития
<
Кыргызская община в Китае: особенности формирования, социально-экономического и культурного развития Кыргызская община в Китае: особенности формирования, социально-экономического и культурного развития Кыргызская община в Китае: особенности формирования, социально-экономического и культурного развития Кыргызская община в Китае: особенности формирования, социально-экономического и культурного развития Кыргызская община в Китае: особенности формирования, социально-экономического и культурного развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мотукеева Раушан Болотовна. Кыргызская община в Китае: особенности формирования, социально-экономического и культурного развития : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Мотукеева Раушан Болотовна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2008.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-7/314

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Предпосылки возникновения кыргызской общины в Синьцзяне 19

1.1. Миграционные процессы на территории Восточного Туркестана в древности и средневековье 19

1.2. Пребывание Кыргызстана в составе царской России. Восстание 1916 г. как этап формирования кыргызской нации

1.2.1. Политика России в Кыргызстане. Социально-экономические и политические причины восстания 1916 г 36

1.2.2. Ход восстания 44

1.3. Бегство в Китай: разделение кыргызского народа 52

Глава II. Кыргызская община в Синьцзяне в 1920-1949 гг.: интеграция в социально-экономическую и политическую жизнь региона 65

11.1. Расселение, общие этнографические особенности и историческая специфика социально-экономической жизни кыргызов в Китае 65

П.2. Национальные движения Синьцзяна 1931-1934 и 1944-1949 гг. и участие в них кыргызской общины 78

II.3. Роль Советского Союза в экономическом и культурном развитии Синьцзяна 108

Глава III. Кыргызская община Синьцзяна после создания КНР: от первых социалистических преобразований к эпохе «реформ и открытости» 120

III. 1. Социально-экономические изменения в Синьцзяне в 50-е годы XX в. Образование Кызыл су-Кыргызского автономного округа 120

III.2. Кызылсу-Кыргызский автономный округ в периоды «большого скачка» и «великой пролетарской культурной революции». Результаты политики «коммунизации» и национальной ассимиляции 140

З. Ход экономической реформы в Кызылсу-Кыргызском автономном округе после 1978 г.4. CLASS Политика в отношении образования, религии и культуры кыргызов. Связи синьцзянской общины с Кыргызстаном 166 CLASS

4.1. Национально-языковое строительство 167

4.2. Развитие системы образования 170

4.3. Политика в области религии и религиозная жизнь кыргызов 178

4.4. Состояние национальной культуры 186

4.5. Связи с Кыргызстаном 194

Заключение 202

Источники и литература

Политика России в Кыргызстане. Социально-экономические и политические причины восстания 1916 г

В схватке «черногорских» ходжей с хакимбеками (в которой первые выступали за независимость Восточного Туркестана) кыргызы племени кыпчак во главе с Амир-мирзой оказали действенную помощь Юсуф-ходже. По данным М.А. Салехтдиновой, которая привела цитату Мухаммада Садыка Кашгарского «...прибывшие в это время в Кашгар киргизы взяли на себя также обязанность хадимов (хакимбеков) и освободили ( убили - P.M.) бывших хадимов. Весь народ был удивлен». 87 Юсуф-ходжа призвал на помощь и других кыргызов из ближайших мест, в том числе андижанских. Сопротивление хакимбеков «черногорцам» не было сломлено. В этой ситуации прибытие из Джунгарии в Восточный Туркестан Бурхан ад-Дина - представителя «белогорцев», гонимых джунгарами, в сопровождении цинского отряда и ратовавшего за свержение власти «черногорцев», нарушило планы последних. Видимо призывы Юсуф-ходжи уже не находили понимания у местного населения. Получилось так, что «черногорцы», объявившие «газават» - религиозную войну против неверных - ойратов, на самом деле пытались сохранить свое прежнее господствующее положение, которое они занимали во времена джунгаров, что не имело ничего общего со стремлением основной массы населения к независимости. Вот почему Юсуф-ходжа опасался открытого сражения с Бурхан ад-Дином.89 И на этом этапе он уже не без основания проявлял недоверие к кыргызам, находившимся в лагере «черногорцев», ибо в отряде Бурхана, кроме восточнотуркестанцев и китайцев, находилось немало кыргызов.

Во время наступления на Аксу к Бурхан ад-Дину примкнули некоторые хакимбеки, противники Юсуф-ходжи, а после первых военных столкновений у г.Уш (совр.Уч-Турфан) - подданные хакимбеков и некоторые представители кыргызского племени мунку.90 После этих событий 1755 г. в Кашгар из Андижана прибыл, откликнувшись на призыв Юсуф-ходжи, Кубат-мирза - бий кыргызского племени кушчу. Он был с почетом и подарками встречен подданными Абдулаха, сына умершего к этому времени Юсуфа-ходжи. Но, оценив положение в стране, Кубат первоначально не хотел вмешиваться в дела противоборствовавших сторон. Однако во время наступления Бурхан ад-Дина на Кашгар он все-таки оказал последнему действенную помощь. За это Кубат-мирза был назначен белогорцами хакимбеком г. Кашгара. Затем, возглавив многочисленное войско Бурхан ад-Дина, в составе которого были и кыргызы из племен кушчу, мунку, чонбагыш, тогуз кыпчак, находившиеся под началом Суфий-мирзы и Хаким-мирзы, Кубат-бий двинулся на Яркенд и подчинил его «белогорцам». В стране установилась власть Бурхан ад-Дина, выступавшего от имени Цинской империи.

В январе-феврале 1756 г. в Восточный Туркестан прибыл остававшийся в качестве заложника у Цинов Хан Ходжо, родной брат Бурхан ад-Дина. Первоначально, Хан Ходжо, направляясь из бассейна р. Или на свою родину для организации восстания, также заручился военной поддержкой северокыргызских племен. 92 Однако вскоре, прочно обосновавшись в Яркенде, Хан Ходжо, стремившийся установить безраздельное господство в стране «белогорцев», постепенно стал принимать меры по устранению кыргызов от власти. После весны 1757 г. у Бурхан ад-Дина и Хана Ходжо обострились отношения с кыргызами, и тем самым они лишились поддержки северокыргызских племен, в частности Кубат-бия.

Летом. 1757 г. народы Восточного Туркестана открыто выступили против политической гегемонии в их стране Цинской империи. Активное участие в этом движении приняли и восточнотуркестанские кыргызы. О наличии кыргызов в войсках Хана Ходжо сообщается и в сочинении «Дай Цин личао шилу» («Праведные записки о правлении всех государей династии Цин. Токио, 1937.Гл.574, л.Юб)94. Китайский генерал Чжао Хуэй в докладе от 1758 г., приводя сведения пленных уйгуров, указывал, что «в Яркенде у Хоцзи Чжана в городе было 5 тыс. с лишним человек, имеющих лошадей ойратов, бурутов, илийских уйгуров, очень много пехотинцев». Весной 1758 г. цинское правительство начало активные военные действия против повстанцев в Восточном Туркестане и, «руководствуясь выработанным тысячелетиями правилом дружить с отдаленными, чтоб с двух сторон напасть на ближайших», 9 прежде всего попыталось лишить восточнотуркестанцев поддержки северных соседей - кыргызов. Во второй половине XVIII в. у тянь-шаньских кыргызов, находивщихся под начальством Маматкулу бия, наблюдался рост политической сплоченности и военной активности, сопровождавшийся успешной освободительной борьбой против ойратов за свою самостоятельность и независимость.97 Поэтому в свою очередь, цинские власти придавали немаловажное значение позиции кыргызов во время подавления восстания народов Восточного Туркестана. Они хорошо осознавали, что открытая агитация кыргызов против уйгуров не даст желаемых результатов, так как вся предыдущая история их взаимоотношений указывала на общность исторических судеб, особенно наглядно проявившаяся в период их борьбы против ига Джунгарского ханства. Именно для этой цели цинский двор вступил в официальные дипломатические сношения с кыргызами.

К концу 1759 г. маньчжурское завоевание Кашгарии завершилось. Кашгария была поставлена под власть маньчжурского главноуправляющего, подчинявшегося наместнику Джунгарии и Кашгарии, и разделена на шесть округов во главе с маньчжурскими правителями. В городах и кишлаках власть оставалась в руках мусульманских феодалов - беков, помогавших держать местное население в повиновении. Беки получили высшую власть над населением на землях, пожалованных им в наследственное владение. В свою очередь беки контролировались командирами гарнизонов и вышестоящими цинскими чиновниками. Территории Джунгарии и Кашгарии получили название Синьцзян, т.е. «Новая граница».

Национальные движения Синьцзяна 1931-1934 и 1944-1949 гг. и участие в них кыргызской общины

Точка в вопросе о происхождении фуюйских кыргызов была поставлена хакасским ученым В.Я. Бутанаевым, который, проведя лингвистический анализ с привлечением историко-этнографического материала, показал этногенетическую преемственность фуюйских кыргызов и хакасов от енисейских кыргызов.203 Однако до сих пор окончательно не решен вопрос об исторической судьбе енисейских кыргызов в составе Джунгарского государства и обстоятельствах их переселения в Маньчжурию.

В мае 1997 г. польская исследовательница Гундула Салк совместно со специалистом по кыргызской поэзии от Синьцзянской академии общественных наук Мамбетом Турду совершили поездку к фуюйским кыргызам, результатом которой стала их совместная работа «Фуюйские кыргызы согласно современной ситуации и легендарному прошлому», 2 где были даны сведения об основных этапах бытования фуюйских кыргызов в Хэйлунцзяне. Была проведена работа по сбору и анализу сохранившихся устных преданий о прошлом фуюйских кыргызов, произведен анализ современной культурной ситуации, представлен широкий историографический обзор изучения данной этнической группы. Как выяснилось, к переселению енисейских кыргызов в Хэйлунцзян привел комплекс неблагоприятных для них обстоятельств, главными из которых являлись, во-первых, угроза со стороны монголов - подданных Цинской империи, во-вторых, позиция властей Джунгарского ханства, в-третьих, непрекращающиеся столкновения с русскими, поводом к которой, как приводит в своей статье В.Я. Бутанаев, послужил инцидент, произошедший в 1606 г., когда во время переговоров с местным воеводой в Томске была ограблена жена кыргызского князя Номчи.

Первоначально енисейские кыргызы переселились в Джунгарию, где составили отдельный оток - административно-хозяйственную единицу, находившуюся в личном подчинении джунгарского хана. Причем в Джунгарии из 24 отоков было только два неджунгарских, иноплеменных по этническому составу: кыргызский и теленгутский отоки. Управлялся кыргызский оток четырьмя зайсанами и состоял в середине XVIII в. из 4 тыс. семей. Нередко енисейские кыргызы привлекались для личной охраны контайши и его ставки, что говорило не только о высокой боеспособности кыргызских воинов, но и имело тот смысл, что они были иноплеменниками и соблюдали известный нейтралитет в межродовой борьбе за ханский престол.

После разгрома Джунгарского ханства цинский император переселил енисейских кыргызов в Маньчжурию. Целью переселения было рассредоточение сил бывших союзников джунгаров, а также усиление воинских подразделений на северо-востоке для противостояния России.

Об этом переселении у фуюйских кыргызов сохранилось такое предание: «Цинский офицер понял, что кыргызы сильные и храбрые люди. Поэтому он выслал тех кыргызов, которые были захвачены цинскими солдатами, и поместили их под Ба-Ци (Ва Qi - т.е. их включили в маньчжурскую систему знамен - маньчжурские военные формирования) и распределили в пять областей в Хэйлунцзяне: Айхуэй, которая охватывает уезд Фуюй и Покуй (г. Цицикар), Хайлар (Хуламэнь), Хулайи и Баянсийсу. Поэтому кыргызы прибыли в уезд Фуюй близ Покуя (Цицикара) в 20-м году правления цинского императора Цяньлуна (1755)».

Уезд Фуюй, где ныне живут кыргызы, расположен в 300 км к северо-западу от г. Харбина, на левом берегу реки Нэньцзян в провинции Хэйлунцзян, расположенной на северо-востоке КНР. На востоке уезд граничит с уездом Иань, на юге - с уездом Линьдян и г. Цицикар, на западе -с окраинами г. Цицикар и отделен от уезда Ганьгань рекой, на севере граничит с уездом Нэхэ. Кыргызы проживают также в Хайларе, вблизи уезда Фуюй. Географические координаты уезда - 124 - 1252 восточной долготы, 47 Г - 48 16 северной широты. Протяженность с севера на юг 74,4 км, с востока на запад 74 км, общая площадь - 4 026 кв. км 739,26 кв. км занято под земледелие, 1025,64 кв. км - пастбища, в экономическом плане уезд считается земледельческо-скотоводческим.207

Согласно официальной переписи, в 1952 г. в уезде Фуюй было зарегистрировано 455 кыргызов. Местная перепись в 1979 г. показала 614 человек. Финский ученый Ю. Янхунен, сообщая об официальной переписи 1982 г., указывает, что, в то время как 788 кыргызов проживало в районе уезда Фуюй, 65 кыргызов жило в г. Цицикаре и приблизительно 21 фуюйских кыргызов было рассеяно по Северному Китаю. В 1990 г. кыргызов в Хэйлунцзяне насчитывалось до 1451 человек, в число которых, возможно, входят представители тянь-шаньских кыргызов, проживающих в западных районах Китая. В 1997 г. число кыргызов в уезде Фуюй достигало 1200 человек.

За время пребывания в Маньчжурии, в изоляции от остального тюркоязычного мира, фуюйские кыргызы сохраняли на протяжении четверти тысячелетия свой язык. Живя в иноязычном, преимущественно монголоязычном окружении, кыргызы к середине XX в., когда к ним стали прибывать первые исследователи, стояли на стадии «координатного (согласованного) двуязычия», который переходил в типичное «подчиненное двуязычие».209 Во второй половине XX в., с распространением китайского образования и роста численности собственно китайцев (ханьцев) в уезде, фуюйские кыргызы стали стремительно утрачивать родной язык. Язык фуюйских кыргызов бесписьменный.

Кызылсу-Кыргызский автономный округ в периоды «большого скачка» и «великой пролетарской культурной революции». Результаты политики «коммунизации» и национальной ассимиляции

Они открылись в октябре 1945 г. одновременно с началом переговоров между Гоминьданом и КПК о прекращении военных действий. Центральное правительство представлял генерал Чжан Чжичжун, руководство ВТР -Ахметжан Касими. Переговоры шли довольно трудно и полностью завершились лишь в июне 1946 г. подписанием «Соглашения из 11 пунктов» и двух приложений к нему. Основные пункты соглашения предусматривали: изменение состава нового провинциального правительства, в которое предполагалось ввести 15 представителей уйгурского народа и 10 представителей других национальностей по усмотрению центрального правительства; равенство местных языков и китайского языка при ведении дел во всех звеньях административного аппарата провинции, свободу слова, печати, собраний и организаций; свободу развития внутренней и внешней торговли; право сохранения национальной армии (правда, ограниченной численности - 11-12 тыс. человек). Вопрос не только о предоставлении независимости Синьцзяну, но даже о предоставлении автономии в соглашении не ставился.289

1 июля 1946 г., когда «Соглашение из 11 пунктов» и приложения к нему вступили в силу, было сформировано и новое коалиционное правительство в Синьцзяне. Председателем правительства был назначен генерал Чжан Чжичжун, первым заместителем председателя - Ахметжан Касими. В качестве заместителя председателя от ВТР также вошли Абдукерим Аббасов, Сайфудин Азии, Рахимжан Сабирходжаев.290

Однако коалиционное правительство просуществовало недолго. Непрекращающиеся волнения по всему Синьцзяну, противостояние группировок в самом правительстве и явное нежелание правительства Чан Кайши обсуждать вопрос не только о независимости, но даже и об автономии Синьцзяна, предопределили судьбу нового органа власти. В мае 1947 г. центральным правительством на должность председателя провинциального правительства был назначен Масуд Сабри, в связи с чем коалиционное правительство распалось. 26 августа 1947 г. Ахметжан Касими и другие представители Илийской фракции заявили о своем выходе из состава правительства и выехали из Урумчи. Вслед за ними столицу провинции покинуло большинство членов консультативного комитета Синьцзяна, которые также выехали в Кульджу. Синьцзян оказался вновь расколотым на две враждебные зоны.291

В последующие 1948-1949 гг. Советский Союз занял отстраненную позицию в отношении синьцзянского руководства. В СССР были убеждены в верности прогнозов о скором поражении гоминьдановского правительства и победе сил КПК, и поэтому вопрос о восстановлении торгово-экономических отношений всячески оттягивался. Экономическая помощь лишь усилила бы позиции Гоминьдана в регионе, тогда как приход к власти в Китае коммунистического режима должен был обеспечить возврат прежнего влияния СССР в Синьцзяне. Тем не менее, советские руководители продолжали активно сотрудничать с освобожденными округами, оказывая им материальную и техническую помощь. Кроме того, на территории именно этих округов находились разработки наиболее ценных и необходимых советскому государству полезных ископаемых. Поддержка освобожденных округов позволяла советскому правительству сохранять на территории провинции своеобразный плацдарм, а малейшее усиление освобожденных районов подтачивало силы гоминьдановского правительства в Синьцзяне, что отвечало интересам СССР.

Успехи КПК в борьбе с гоминьдановским правительством становились все ощутимее. Смена политической ситуации в Китае оказала влияние и на события в Синьцзяне. Непрекращающиеся массовые репрессии, осуществляемые правительством Масуда Сабри, и продолжавшееся обнищание населения вызвало огромный поток беженцев, переходивших на территорию советских республик. В справке «О реэмигрантах из Китая в Киргизию» говорилось, что «22 июля с.г. пограничным нарядом заставы «Торугарт» (112 км юго-западнее горы Нарын, Киргизской ССР) задержаны при переходе из Синьцзяна в СССР начальник Туюнского полицейского поста в Синьцзяне Сабитходжаев, с ним командир отделения и четверо солдат этого поста, его жена и двое детей, всего 9 человек. Все задержанные по национальности уйгуры и киргизы». Со своей стороны, советское руководство шло на встречу реэмигрантам, выделяло им земельные наделы, скот, инвентарь и освободило на два года от каких-либо денежных взносов.

С начала 1948 г. руководством освобожденных округов было принято решение о создании единой общественно-политической организации. С этой целью в июле 1948 г. в Кульдже была проведена конференция представителей всех демократических организаций и общественных деятелей Синьцзяна. Ее результатом стало создание Союза защиты мира и демократии в Синьцзяне, возглавил его Ахметжан Касими, а в Центральное бюро, состоявшее из 29 человек, вошли Абдукарим Аббасов, Исхакбек Мониев, Далельхан Сугурбаев и др.294 К середине 1949 г. в организации уже насчитывалось более 50 тыс. человек, имелось три окружных организации, 27 уездных отделений, филиал в воинских частях и 755 местных ячеек. Руководители Союза ставили своей задачей искоренение среди населения провинции идей панисламизма, пантюркизма, местного национализма.

Политика в области религии и религиозная жизнь кыргызов

Такому распространению системы производственной ответственности в деревне, особенно в форме семейного подряда и специализированных дворов, способствовали документы ЦК КПК и Госсовета КНР, принятые в тот период. Во-первых, был законодательно решен вопрос о положении народной коммуны и производственной бригады. В соответствии с новой Конституцией КНР 1978 г., первые ликвидировались, а вторые получали статус юридического лица. Во-вторых, подрядный договор стал регулировать экономические отношения между органами власти и бригадами, бригадами и крестьянином-подрядчиком, между крестьянскими дворами. Именно в тот период, особенно после принятия «Документа № 1» ЦК КПК за 1984 г., подтвердившего ключевые положения аналогичного документа за 1983 г. и существенно расширившего часть из них, отдельному крестьянскому двору были предоставлены важные экономические права. п Двор мог продлевать срок подряда, получал право наследования подрядного участка, разрешение на приобретение в личную собственность основных средств производства; расширялись права двора на занятие торговой деятельностью и перевозку грузов; двор мог выйти из бригады и вступить в добровольные объединения и т.д. Крестьянин из члена коммуны превращался в полноправного товаропроизводителя, чьи экономические интересы охраняются законом.

Однако распределение скота между специализированными хозяйствами и самостоятельными семьями-подрядчиками и выделение им пастбищных угодий существенно сократило доходы кочевых хозяйств. В сложившихся экономических условиях их продукция стала менее конкурентоспособной. Вся экономическая реформа была направлена на поддержание и развитие оседлых хозяйств. Руководство Кызылсу Кыргызского округа взяло курс на перевод кочевников-кыргызов к оседлому образу жизни.

В 1985 г. окружное правительство организовало Комитет по разграничению в сельском хозяйстве, в функции которого входило: исследование животноводческих ресурсов и экономических условий в скотоводческих районах, ознакомление с проблемами в сфере животноводческого производства. Комитет выдвинул следующие рекомендации: 1. Совместными усилиями реорганизовать отстающие кочевые низкодоходные хозяйства. 2. Идти по пути объединения оседлых крестьян и кочевых скотоводов. 3. Осуществлять государственную поддержку совместных предприятий оседлого и кочевого населения, чтобы первые помогали осесть кочующим скотоводам. Однако перевод кыргызов на оседлый образ жизни шел со значительными затруднениями, которые обусловлены прежде всего традиционным жизненным укладом, обычаями, наличием родовых и племенных связей. Одной из основных проблем была профессиональная невостребованность осевших кочевников вследствие их низкого образовательного уровня.

В 1990 г. население округа составляло 375 771 человек, из них 316 183 человека проживало в сельской местности, из общего числа населения области 160 239 человек являлись несовершеннолетними и, следовательно, нетрудоспособными. В большой сельской семье, как правило, был один кормилец - глава семьи, подросших детей родители забирали из школы и приобщали к семейному делу.

К таким выводам можно прийти, анализируя статистические данные по округу за 1990 г. в сфере образования. Количество учеников, закончивших младшую школу, составляло 5 686 человек, в то время как закончивших высшую ступень средней школы было всего 1 666 человек.420 По данным за 1990 г., 85 % населения было занято в сельском хозяйстве, к субъектам разного рода деятельности (торговля, перевозки, коммерция) относились 15,7 % населения, доля представителей умственного труда составляла всего 3,8 %.421

Пополнение кадрового состава происходило в основном за счет прибывших ханьцев. Если в 1980 г. их общее число составляло 14 811 человек, то в 1990 г. достигло уже 19 072 человек. О численном преобладании ханьцев в кадровом составе говорят окружные газеты, в которых повсеместно встречаются статьи о достижениях местных ученых, как правило ханьцев, в различных сферах науки и сельского хозяйства.

В 1987 г. народное правительство округа премировало работников сельскохозяйственного филиала Научно-исследовательского института Думай Бао Чжиюаня и Абылая за вклад в техническое развитие сельского хозяйства, а именно за исследование методов борьбы с солончаками. Еще один ученый, Ван Цзисюань, добился выдающихся результатов в той же области и получил премию и грант на дальнейшие исследования. В 1997 г. работники Ахчинского сельскохозяйственного отделения Цзян Цзинфа и Чжан Цзюнь также были премированы за вклад в повышение урожайности яровой пшеницы.423

С внедрением новейших технологий необходимость в квалифицированных кадрах возросла, а среди национальных меньшинств отсутствовали специалисты с должным уровнем подготовки. Все это обусловило дальнейший приток ханьцев в Кызылсуйский округ.

Данные третьей переписи населения (1982 г.) показали, что темпы прироста населения среди неханских национальностей намного превышают темпы прироста ханьского населения. В связи с чем, «в декабре 1982 г. на 5-й сессии ВСНП 5-го созыва был утвержден 6-й пятилетний план социально-экономического развития КНР, в котором содержалось положение о том, что «в районах компактного проживания национальных меньшинств также следует проводить планирование рождаемости».

Похожие диссертации на Кыргызская община в Китае: особенности формирования, социально-экономического и культурного развития