Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бурятская диаспора в Монголии: этапы формирования и развития Ринчинова, Оюуна Санжимитуповна

Бурятская диаспора в Монголии: этапы формирования и развития
<
Бурятская диаспора в Монголии: этапы формирования и развития Бурятская диаспора в Монголии: этапы формирования и развития Бурятская диаспора в Монголии: этапы формирования и развития Бурятская диаспора в Монголии: этапы формирования и развития Бурятская диаспора в Монголии: этапы формирования и развития
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ринчинова, Оюуна Санжимитуповна. Бурятская диаспора в Монголии: этапы формирования и развития : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ринчинова Оюуна Санжимитуповна; [Место защиты: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского науч. центра РАН].- Улан-Удэ, 2011.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/19

Введение к работе

Актуальность проблемы. Бурятская диаспора в Монголии – понятие, которое недавно вошло в научный оборот. Исследование процесса формирования и развития бурятской диаспоры в Монголии как самостоятельного исторического и социокультурного явления призвано восполнить пробел в изучении истории бурятского народа в целом. Изучение особенностей современного состояния бурятского социума в Монголии позволит определиться в применимости термина «диаспора» по отношению к этому явлению.

Оно уникально тем, что буряты Монголии, принадлежа к монгольской метаэтнической общности и имея родственных по языку и культуре соседей, не утратили этническое самосознание, институализируя свою этничность в форме культурных, общественных, научных организаций.

Актуальность темы обуславливается также и тем, что в последнее время растет взаимный интерес бурят по обе стороны российско-монгольской границы, восстанавливаются прерванные связи – родственные, культурные, общественные, во многом искусственно прерванные в годы репрессий в 1930-1940-х гг. в МНР и СССР.

Изучение социально-экономических, политических причин эмиграции бурят в Монголию имеет важное значение для осмысления исторического пути бурятского народа, а также для решения проблем дальнейшего его развития, сохранения ценностей этнической культуры, традиций и обычаев. Современное положение монгольских бурят, которые находятся на стадии активной ассимиляции господствующим этносом халха-монголов, свидетельствует о возможной угрозе утраты традиционной культуры и этничности в целом. В таком контексте проблемы и задачи, стоящие перед бурятской диаспорой Монголии созвучны проблемам бурят России и Китая, и их изучение имеет большое научное значение.

Историография проблемы. Для разработки проблемы бурятской диаспоры использована 1) русскоязычная литература, которую можно условно разделить на две основные тематические группы и 2) монголоязычная литература.

1. К первой относятся исследования, в той или иной степени затрагивающие интересующую нас проблематику формирования и развития бурятской диаспоры в Монголии.

Впервые в российской историографии проблема эмиграционной активности бурят в начале XX в. была поставлена в работах известного общественного деятеля М. Н. Богданова «Хозяйство инородцев Агинской волости» (издана в газете «Кооперативное слово» в 1915 г.), «Очерки истории бурят-монгольского народа» (Верхнеудинск, 1926 г.). К числу пионерских для рассматриваемой темы можно отнести и работу И. М. Майского «Современная Монголия» (Иркутск, 1921 г.).

В советский период общепринятой стала практика умолчания по отношению к бурятскому эмигрантскому движению начала XX в. Эта проблема находила лишь косвенное, отрывочное отражение в ряде работ, посвященных истории и этнографии советских бурят, таких авторов, как Б. Н. Баторов, Б. В. Вампилов, Л. Линховоин, Ж. Т. Тумунов и др.

После снятия идеологических табу с проблемы «белоэмиграции» (а именно в таком аспекте рассматривалось бурятское переселенческое движение в советское время) в конце 1980-х – 1990-х гг., тема бурятских зарубежных общин стала пользоваться значительным интересом со стороны российских исследователей. Это было обусловлено реалиями того периода: в постсоветский период начали восстанавливаться родственные и культурные связи бурят разных стран, разорванные при коммунистических системах в СССР и МНР.

Кроме того, в круг важнейших общественно-политических проблем встала задача национального возрождения, восстановления традиционной культуры, заполнения «белых пятен» в истории народов. Исследователи получили доступ к архивным материалам, в том числе ранее закрытым, свободу в выражении своих мыслей. Упростилось и проведение полевых исследований в местах компактного проживания бурят в Монгольской Республике и КНР. В этот период новое освещение получили такие проблемы, как политические и социально-экономические причины бурятской эмиграции, национально-демократическое движение бурятского народа, этнография бурят зарубежья.

Исследованием этнодемографических проблем бурятского народа, в том числе и его проживающей за рубежом части, занимались Б. С. Санжиев, Д. Д. Нимаев, B. C. Ханхараев и др.

Деятельность бурятских общественных деятелей в Монголии в контексте российско-монгольских взаимоотношений нашла отражение в исследованиях Б. Б. Батуева, Е. М. Даревской, Е. И. Лиштованного, Л. П. Поповой, III. Б. Чимитдоржиева и др.

Другой аспект изучения деятельности бурятских национальных лидеров в Монголии связан с национально-демократическим движением монгольских народов. Важными для исследования стали работы Б. Б. Батуева, М. Н. Балдано, Л. Б. Жабаевой, К. М. Герасимовой, А. А. Елаева, Е. И. Лиштованного, А. В. Сушко, которые сосредоточили свой исследовательский интерес на деятельности представителей бурятской интеллектуальной элиты первой четверти XX в..

С изучением вопросов национально-демократического движения бурятского народа тесно переплетаются и исследования, посвященные влиянию на него идеологии панмонголизма. Эта проблема нашла подробное освещение в работах Б. В. Базарова, Л. В. Кураса, С. К. Рощина, Ш. Б. Чимитдоржиева, Ю. В. Кузьмина, А. С. Железнякова и др.

Надо отметить, что на протяжении 1990-х гг. проблематика бурятских диаспор в исследованиях российских авторов в целом не рассматривалась вне контекста общей истории и культуры бурятского народа и не становилась предметом специального изучения.

Первый в российской историографии опыт специального научного исследования проблемы бурятских диаспор сделан Д. Ц. Бороноевой. Ее труды, посвященные шэнэхэнским бурятам, проживающим в Эвенкийском хошуне Хулун-Буирского округа Автономного района Внутренняя Монголия (КНР), представляют собой всесторонний комплексный анализ этой малой части бурятского народа. Ценность историко-антропологического исследования Д. Ц. Бороноевой трудно переоценить. Благодаря ее усилиям сформировалось новое комплексное междисциплинарное направление в бурятоведении, в котором бурятские диаспоры стали предметом самостоятельного изучения.

За прошедшее десятилетие наблюдается значительный прогресс в исследованиях бурятской диаспоры в Монголии. Опубликован ряд работ, посвященных бурятам, проживающим в Монголии, выполненные С. Ж. Балдановым, Д. Ц. Бороноевой, Д. Д. Нимаевым, М. Н. Балдано, Л. Л. Абаевой, К. Ш. Збигневом, В. В. Номогоевой, Д. В. Дашибаловой, С. Д. Тубчиновым, Д. В. Цыбикдоржиевым, Л. В. Бадмаевой, М. Г. Цыреновой, И. Г. Аюшиевой, С. Б. Намсараева и др. Во многом этот прогресс связан с тем, что российские авторы начали привлекать в своих исследованиях капитальные труды монгольских коллег, вышедшие за последние десять лет, активизировали полевые исследования, инициировали ряд совместных с монгольской стороной проектов.

Вторая тематическая группа русскоязычных литературных источников связана с теоретико-методологическим рассмотрением вопросов диаспоральности в российской историографии.

Основные подходы к определению термина «диаспора», отраженные в литературе, использованной автором в методологических целях, можно условно разделить на три группы: «конструктивистский», «этнический» и «социологический».

Сторонники «конструктивистского» подхода, наиболее ярким представителем которой является известный российский этнолог В. А. Тишков, рассматривают диаспору как политическое явление, как продукт сознательного конструирования со стороны элит.

Более традиционным в российской историографии является «этнический» подход (его последователи – В. С. Агеев, З. И. Левин, А. Ю. Милитарев, Ю. И Семенов), в рамках которого ключевым моментом принадлежности к диаспоре выделяется сохранение этнического самосознания или чувства принадлежности к определенному этносу. Внешне это проявляется в форме самоназвания или этнонима, внутреннее содержание составляет противопоставление «мы-они», представление об общности происхождения и исторических судеб, связь с «родной землей» и «родным языком». Этнос в этой концепции рассматривается как объективно существующее явление.

Концентрированное выражение «этнический» подход находит в позиции С. А. Арутюнова: «Диаспора бывает не у государства, не у страны, а у этносоциальных организмов, живущих… в своем этническом доме, где идет процесс его дальнейшего развития».

Исследователи, придерживающиеся «социологического» подхода, важнейшим условием, дающим право этническим и религиозным группам, проживающим за пределами своей родины, именоваться диаспорой, называют наличие в них социальных институтов. Методология этого подхода хорошо прослеживается в статье Ж. Т. Тощенко и Т. И. Чаптыковой «Диаспора как объект социологического исследования», где дается определение диаспоры как устойчивой совокупности людей единого этнического происхождения, живущей за пределами своей исторической родины (вне ареала расселения своего народа) и имеющей социальные институты для развития и функционирования данной общности.

Среди теоретически значимых трудов в рамках социологического подхода пристальное внимание привлекают работы и М. А. Аствацатуровой.

Практически все исследователи феномена «диаспора» отмечают, что нет универсального его определения, и современные исследователи зачастую выбирают ту или иную дефиницию термина в зависимости от контекста своего исследования. В. И. Дятлов отмечает, что «…излишняя жесткость при построении исследовательских схем здесь вряд ли пойдет на пользу», «общим местом при рассмотрении диаспор является обязательное наличие исключений из правил, промежуточных, переходных вариантов, «серых зон», уникальность каждого конкретного случая».

2. Работы на монгольском языке, посвященные проблемам формирования и функционирования бурятской диаспоры.

Историографическое значение литературы на монгольском языке и ее вклад в разработку проблемы определяется тем, что монгольские авторы в 1990-2000-е гг. провели глубокие исторические, этнографические и краеведческие исследования, предметом которых является эмигрантская община бурят в Монголии, и создали значительную источниковую базу.

В монгольской историографии по названной проблеме также можно выделить несколько крупных тематических групп.

В начале 1990-х гг. основной разрабатываемой темой были вопросы этнографии. В этой связи значительную роль в историографии бурятоведения Монголии играет работа Х. Нямбуу «Монголын угсаатны зйн удиртгал» («Введение в монгольскую этнографию», Улаанбаатар, 1990), в которой впервые приводятся статистические данные, характеризующую демографическую динамику бурятского меньшинства в Монголии. Там же приводятся ценная обзорная информация этнографического характера, в частности, указывается родовой состав бурятского населения в Монголии в привязке к территории расселения.

Демократизация общественной жизни вызвала среди монгольских исследователей интерес к проблеме политических репрессий в Монголии, которая до сих пор остается существенной для общественного сознания бурятского народа. Среди многих работ, посвященных этой трагической теме, нас интересовали, прежде всего, те, что связаны с бурятской диаспорой. Основополагающими в этом аспекте проблемы являются монографии Ц. Цэрэна «Буриадуудын дрвэлт, «Лхумбийн хэрэг» гэгчид тэднийг холбогдуулан хэлмэгдуулсэн нь» («Бурятская эмиграция, репрессированные по «Делу Лхумбэ». – Улаанбаатар, 2007) и Д. Дашдавы «Монгол дахь улс трийн хэлмэгдлэлтэд буриад зон ртсн нь» («Буряты подвергшиеся репрессиям в Монголии» – Улаанбаатар, 2008), которые вводят в научный и общественный оборот бесценные архивные материалы, раскрывающие страшные страницы истории.

Много ценной информации об обыденной жизни бурятского общества, адаптации к условиям жизни в ином государстве можно почерпнуть из краеведческих работ, выполненных выходцами из бурятских сомонов Монголии Т. Галсаном, Чулуунбаатаром, С. Ишбалжиром, Ч. Дондогом, и др. В большинстве этих работ, помимо сведений этнографического характера, приводятся биографии выдающихся земляков, также являющихся ценным материалом для реконструкции жизни бурятского социума.

Важным обобщающим трудом о бурятской диаспоре в Монголии явилась работа А. Оюунтунгалаг «Монгол улсын буриадууд» («Буряты Монголии», Улаанбаатар, 2004), в которой рассмотрены причины и этапы эмиграции бурят в Монголию, описана их хозяйственная деятельность, исследованы вопросы духовной культуры и детально описаны особенности материальной культуры бурят. На сегодня эта работа, ввиду широты охвата тем и глубокой их проработки, является наиболее востребованным источником по разным аспектам бытования бурятской общины в Монголии среди российских исследователей.

Большой интерес вызывают работы, посвященные демократическим преобразованиям в Монголии и роли бурят в становлении демократии. Наибольшую ценность представляет обстоятельная работа Б. Ширнэна «Ерэн оны есн Сар. Монголчуудын нийгэм, улс трийн тхэн тэмдэглэл» («Девятый месяц 90-го года», 2010), где анализируется роль бурятской интеллигенции в становлении демократической Монголии. Этот труд особо важен также тем, что в нем приводится детальная информация о современном состоянии бурятской диаспоры.

Таким образом, ознакомление со значительным объемом исследований, в том или ином аспекте затрагивающих проблему эмиграции бурят в Монголию и бытования бурятской общины в сопредельной стране, историографический анализ отечественной и монгольской литературы по этой проблеме в целом, позволяют сделать следующие выводы:

  1. история эмиграции бурят в Монголию, вопросы формирования и развития бурятской диаспоры еще не были предметом специального комплексного научного исследования в российской историографии;

  2. теоретико-методологические вопросы в изучении диаспор продолжают исследоваться; для решения вопроса о типологии бурятской общины в Монголии необходимо специальное исследование.

Цели исследования – осуществить комплексный научный анализ и показать целостную картину формирования, становления и развития бурятской диаспоры в Монголии (начало XX в. – 2010 г.).

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

охарактеризовать исторические условия и важнейшие факторы эмиграционного движения бурят;

проследить ход миграций бурят в Монголию, установить хронологические рамки и этапность этого процесса;

выявить формы правового и административного оформления бурятского сообщества в монгольском государстве;

проанализировать основные мотивы и ход репрессий против бурятского населения в Монголии; оценить их влияние на бурятское общество;

исследовать типологические черты бурятского сообщества в Монголии на предмет их соответствия понятию «диаспора»

показать современные организационные формы бурятской диаспоры, осветить деятельность бурятских организаций.

Объектом исследования является этническая группа бурят, проживающих на территории Монголии.

Предметом исследования являются история формирования бурятской диаспоры в Монголии, история институализации бурятского сообщества в Монголии, определение социально-экономических, этнокультурных, демографических процессов, сформировавших общность монгольских бурят.

Хронологические рамки охватывают период с начала XX в. до 2010 г.

Территориальные рамки исследования ограничены территорией Монголии, в частности, районами компактного проживания бурят: Дорнодский, Хэнтийский, Хубсугульский, Селенгинский аймаки, г. Улан-Батор.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Диссертационная работа основывается на принципе историзма при рассмотрении истории бурятской диаспоры в разных исторических условиях в контексте событий, явлений, процессов, происходивших в разные периоды в России и Монголии. Она базируется на принципе объективности, требующего изучения истории монгольских бурят с точки зрения объективных закономерностей социально-экономического и политического развития России и Монголии, объективного анализа и оценки фактов;

Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:

исторический метод, способствовавший воспроизведению исторических процессов в хронологическом аспекте, позволивший выявить общие закономерности развития диаспоры;

общенаучные методы индукции и дедукции, явившиеся основой для умозаключений от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному;

системный метод, необходимый для рассмотрения динамики развития бурятской диаспоры в Монголии.

Для характеристики истоков формирования и дальнейшего функционирования бурятской диаспорной группы использованы историко-ретроспективный, историко-этнологический, историко-социологический методы анализа действительности.

Источниковая база диссертации представлена как опубликованными, так и неопубликованными архивными источниками.

При работе над диссертационным исследованием были использованы 1) архивные материалы, 2) статистические издания, 3) полевые материалы, 4) материалы периодической печати и других видов СМИ, 5) материалы личного происхождения.

1. В диссертационном исследовании использовались 5 фондов Национального архива Республики Бурятия, 6 фондов Монгольского государственного национального архива (Монгол улсын ндэсний тв архив) и 7 фондов Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН.

Дела, протоколы собраний Бурятского национального комитета, представлены в фондах: НАРБ. Ф. Р–305 «Народная дума бурят-монголов Восточной Сибири (Бурнардума). Перечень документов 1917-1922 гг.» включает в свой состав протоколы, письма, телеграммы по вопросам земельных конфликтов бурятского населения с русскими крестьянами, о тяжелом положении реквизируемых бурят и т.д.; НАРБ. Ф. 483 «Бурятский национальный комитет, 1916-1921 гг.» содержит протоколы, письма, телеграммы, повестки, распоряжения административных организаций по вопросам мобилизации бурятского населения, о налоговых повинностях, о причинах миграции бурят, о проблемах эмигрировавших бурят в Монголии.

Ценными для диссертационного исследования являются материалы, содержащие данные по этнографии, культуре бурятского населения Монголии, полученные в ходе экспедиций отечественных ученых в советское время, хранящиеся в архивных фондах ЦВРК ИМБТ СО РАН.

Значительную часть источниковой базы составляют материалы из фондов Монгольского государственного национального архива (Монгол улсын ндэсний тв архив). Фонд ТА. Ф. – 48 содержит данные по количественной характеристике бурятского народа, материальной и духовной культуре. Фонд ТА. Ф. – 37 содержит официальные документы по советско-монгольской переписке по бурятскому вопросу. Фонд ТА. Ф. – А–4, включает в себя переписку периода 1914–1918 гг. между бурятскими лидерами, принимавшими участие в создании Бурятского комитета в Урге, с монгольскими органами власти; содержит информацию по делам переселенцев, их обустройстве и проблемах; также содержится материал о деятельности барона Унгерна и связи бурят с семеновцами.

Фонд ТА. Ф. 1. содержит ценные материалы по процессу переселения и расселения бурят в Монголии, документы об организации и деятельности Бурятского хурала (протоколы, письма, распоряжения и постановления). Фонд ТА. Ф. А–29 содержит материалы по истории организации бурятских хошунов, в том числе их статистические данные. Фонд ТА. Ф. А–3 содержит документы по строительству бурятскими эмигрантами дацанов на территории Монголии.

2. В ходе работы над темой были учтены относящиеся к теме исследования опубликованные статистические данные, в первую очередь материалы Всесоюзных переписей населения 1926 г., 1979 г., 1989 г.; данные переписи Монголии 2000 г. («2000 оны хун ам, орон сууцны тооллого»). С их помощью представлены динамика численности и демографические особенности бурятского социума в исследуемый период.

3. Были использованы собственные полевые материалы, полученные в ходе проведенных экспедиционных выездов в Монголию (г. Улан-Батор) и Агинский бурятский округ в 2006–2008 гг.: фотографии событий, людей, дневники полевых наблюдений. Помимо записи устных рассказов информаторов, было проведено анкетирование 37 человек в Улан-Баторе в 2006 г. Результаты исследования позволили ответить на некоторые вопросы по самоидентификации монгольских бурят, степени их ассимиляции.

Было проведено интервьюирование участников из Монголии во время фестиваля «Алтаргана» летом 2006 г. в г. Улан-Удэ, общее число опрошенных – 30 человек. В ходе бесед был поднят широкий спектр вопросов: история бурятских семей в Монголии, причины и предпосылки переселения, особенности социальной, экономической и культурной адаптации к новым условиям проживания, сохранность языка, традиций и обычаев.

В ходе экспедиционных выездов в Дульдургинский район Агинского бурятского округа (села Дульдурга, Узон, Чиндалей, Токчин) были проведены беседы с информаторами, получены ценные сведения об исходе бурят в Монголию, о родовом составе и ареале их проживания до эмиграции и после.

4. Важной частью в работе автора стало использование материалов, опубликованных в печатных российских и монгольских СМИ, в сети Интернет, которая становится традиционным источником информации для современных исторических исследований. Их несомненным достоинством является оперативность. Диссертантом использовались сведения, размещенные на русско- и монголоязычных общественно-политических сайтах, а также официальных сайтах государственных учреждений Монголии и России.

5. Документы личного происхождения включают в себя мемуары и воспоминания бурятских деятелей Монголии, которые содержат ценную личностную оценку происходивших событий и условий, в которых развивалась бурятская диаспора.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в работе впервые проанализированы этапы формирования и развития бурятской диаспоры Монголии, дана оценка социально-экономическим процессам, сформировавшим общность монгольских бурят, выявлены основные аспекты современного состояния и развития бурятского сообщества в Монголии. На основе анализа различных подходов к определению термина «диаспора» впервые установлены понятийный аппарат этого термина и обоснованность его применения по отношению к бурятскому населению Монголии.

Анализ наиболее важных сторон формирования и развития бурятской диаспоры Монголии позволил получить следующие результаты:

установлены основные причины миграции бурят в Монголию и Китай в начале XX в. – социально-политический, экономический кризисы и военные события на территории этнической Бурятии;

определены хронологические рамки, основные этапы и количественные характеристики миграции бурят в Монголию;

подробно исследованы история взаимодействия бурятских эмигрантов с принимающим государством, формы адаптации бурятского населения, деятельность представительных организаций и административно-территориальное устройство бурят;

обобщены мотивы и масштабы репрессий, проведенных в 1930-х гг. в Монголии, показано их воздействие на самосознание и общественное самочувствие бурятского населения;

выявлены причины и предпосылки возникновения бурятских организаций в современной Монголии, освещены основные направления их деятельности.

вводятся в научный оборот неопубликованные ранее архивные источники и материалы, раскрывающие особенности формирования и развития бурятской диаспоры в Монголии.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Формирование бурятской диаспоры на территории Монголии происходило в несколько последовательных этапов, связанных с социально-экономическими, общественно-политическими трансформациями в России и Монголии первой трети XX в. При этом было велико значение идеологического фактора – панмонгольских настроений среди элит монгольских народов.

  2. Формирование и развитие бурятской диаспоры в Монголии в рамках исторического исследования необходимо рассматривать через создание и становление диаспоральных социальных институтов – представительных органов, органов самоуправления, религиозных и культурных организаций.

  3. Создание диаспоральных институтов явилось результатом целенаправленной деятельности бурятских элит: в начале XX в. – лидеров национально-демократического движения, в 1990-х гг. – деятелей культуры и научной интеллигенции.

  4. Одним из главных факторов, повлиявшим на формирование диаспорного сознания у локальных групп бурят в условиях эмиграции, является их компактное территориальное расселение в восточных и северных аймаках Монголии. Административно-территориальное устройство, предложенное Бурятским хуралом и поддержанное монгольским правительством в 1923-1924 гг., способствовало закреплению таких черт бурятской общины, как высокий уровень внутренних социальных связей и способность к самоорганизации.

  5. Трагические последствия массовых репрессий, которым подверглось бурятское население Монголии, также явились значимым фактором формирования диаспорального сознания бурят, составляя важную часть коллективной памяти.

  6. Возникновение общественных организаций, национально-культурных объединений на современном этапе обусловлено ростом этнического самосознания бурят на фоне демократизации общественной жизни в Монголии.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нем проведен комплексный анализ процесса формирования и становления бурятской диаспоры в Монголии. В связи с чем работа вносит определенный вклад в разработку проблем миграций, межнационального взаимодействия. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов, занимающихся вопросами российско-монгольских отношений. Фактические материалы и результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории Бурятии, Монголии. Выводы и материалы исследования могут быть востребованы при чтении общего и специального курсов отечественной и всеобщей истории, при разработке и публикации учебных пособий по истории, культурологии.

Апробация работы осуществлялась на международных и региональных научно-практических конференциях (2007, 2010, 2011 гг.). Основные положения диссертации отражены в 6 публикациях, в том числе, в одном журнале, включенном в список ВАК (Вестник Бурятского государственного университета, 2008). Общий объем публикаций – 3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация в соответствии с целью и задачами состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.

Первая глава «История формирования бурятской общины в Монголии» представляет собой общую характеристику миграции бурят на территорию Монголии в начале ХХ в., и освещает начальный этап формирования бурятской диаспоры в Монголии, административное устройство, и проблемы адаптации.

Вторая глава «Современное состояние и перспективы бурятской общины Монголии» посвящена изучению характерных черт диаспоральности бурятского сообщества Монголии, также в этой главе рассматривается ряд вопросов, связанных с возникновением и деятельностью социальных, культурных, научных объединений бурят.

Общий объем работы составляет 170 страниц.

Похожие диссертации на Бурятская диаспора в Монголии: этапы формирования и развития