Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие мусульманских общин Великобритании : вторая половина XX - начало XXI вв. Аюпова, Асия Ряхимовна

Формирование и развитие мусульманских общин Великобритании : вторая половина XX - начало XXI вв.
<
Формирование и развитие мусульманских общин Великобритании : вторая половина XX - начало XXI вв. Формирование и развитие мусульманских общин Великобритании : вторая половина XX - начало XXI вв. Формирование и развитие мусульманских общин Великобритании : вторая половина XX - начало XXI вв. Формирование и развитие мусульманских общин Великобритании : вторая половина XX - начало XXI вв. Формирование и развитие мусульманских общин Великобритании : вторая половина XX - начало XXI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аюпова, Асия Ряхимовна. Формирование и развитие мусульманских общин Великобритании : вторая половина XX - начало XXI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Аюпова Асия Ряхимовна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т].- Москва, 2011.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/553

Введение к работе

Содержание научной проблемы и ее актуальность.

Современный мир претерпевает серьезные трансформации в социально-экономической сфере, культуре и религии. В подавляющем большинстве государств в глобальном сообществе обнаруживаются значительные внутренние дифференциации, основанные на этничности, расе и религии. Во все увеличивающемся числе регионов мира мусульмане сосуществуют с представителями других религий.

Массовая иммиграция мусульман во второй половине XX в. привела к формированию в ряде европейских государств многочисленных диаспор. При этом численность мусульманских общин Европы быстро растет. Предполагается, что число мусульман на европейском континенте удвоится к 2025 г., и это без учета возможного присоединения к членству в ЕС почти 80-миллионной Турции. Великобритания занимает шестое место в Европе по доле мусульман в общей численности населения (2,6%). В тройке стран с наибольшим процентом мусульман значатся Франция (10%), в основном это выходцы из бывших французских колоний в Северной Африке; Голландия (5,4%) турки, выходцы из Марокко и Индонезии; Германия (3,7%), главным образом, выходцы из Турции. В каждой из этих стран ислам становится второй по числу последователей религией после христианства.

В последние десятилетия отношения между принимающими государствами Европы и мусульманскими общинами обострились. Некоторые политологи даже заговорили об исламской угрозе, нависшей над всем «цивилизованным миром». Таким образом, изменение роли ислама в общемировом контексте подталкивает исследователей к анализу реальной ситуации в регионах проживания иммигрантов-мусульман и изучению процессов их интеграции и самоидентификации.

В этой связи оказывается чрезвычайно актуальным специальное исследование проблем формирования и развития мусульманских общин Великобритании, что может способствовать не только более глубокому пониманию своеобразия исторического развития Соединенного Королевства, но и оказаться актуальным для понимания основных тенденций развития европейского континента. Вместе с тем, изучение опыта Великобритании может оказаться полезным для осмысления российской ситуации, поиске общего и отличного, выработке национальной стратегии с учетом как достижений, так и ошибок, допущенных в Британии.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период с середины ХХ столетия по первое десятилетие XXI в . Начальный рубеж обусловлен периодом распада Британской колониальной империи и резким притоком в страну мигрантов-мусульман.

Историографическое основание диссертационного исследования.

История формирования и развитие мусульманских общин Великобритании является предметом пристального внимания различных национальных историографий. Из зарубежной литературы при подготовке диссертационного исследования был проанализирован значительный массив англоязычной литературы, которая в наиболее полной мере отвечает целям и задачам настоящего исследования. В работах английских (англоязычных) исследователей затрагивается самый широкий круг вопросов, связанных с развитием мусульманских общин Великобритании – от исторического аспекта до проблем социальной адаптации и участия мусульман в общественно-политической жизни страны. Однако в качестве приоритетного направления можно выделить исследования социально-политических тенденций развития мусульманских общин. В известном смысле, тон этим исследованиям задает монография британского ученого Х. Ансари «История мусульман в Британии» (Лондон, 2004), в которой анализируются основные этапы миграции мусульман на Британские острова, законодательство страны и его эволюция на протяжении последних лет, процессы институализации ислама, а также участие мусульман в общественной жизни.

В трудах датского ученого Й. Нильсена «Мусульмане в Западной Европе» (Эдинбург, 1995) подробно рассматриваются причины «исхода» мусульман в Великобританию и другие страны Западной Европы, а также приводится статистика увеличения численности мусульман на территории Соединённого Королевства с середины и вплоть до 1990-х гг.

В работах британского исследователя К. Пича дается оценка миграционным процессам в категориях этничности, особое внимание уделено проблемам сегрегации и обособления этнических меньшинств.

Анализу политических и социальных аспектов развития мусульманских общин посвящены исследования М. Анвара.

Политико-правовые коллизии, связанные с политикой мультикультурализма и этнокультурным многообразием, порождаемым иммиграцией, становились предметом внимания таких ученых, как Я. Алибай-Браун, З. Лейтон-Генри,

Р. Майлз, Б. Парех, Дж. Рекс, А. Фавелл.

Вопросы социальной политики, взаимосвязь миграции с национализмом и расизмом изучались в работах А. Брауна, Р. Хансена, К. Джонс, П. Панаи.

Другая группа исследователей, среди которых следует отметить Н.Матара, Р. Гивса, Д. Виткуса, Б. Робинсона, М. Диммока, сконцентрирована на анализе европейских и английских представлений об исламе и мусульманах на материале текстов различных жанров, в том числе эпистолярного, публицистического и художественного, тем самым выводя изучение феноменов ориентализма и постколониализма на качественно новый уровень. В частности, Н. Матар в своей книге «Ислам в Британии, 1558–1685 гг.» (Кембридж, 1998) делает акцент на том, что, вопреки расхожему мнению, исламо-христианские отношения не ограничивались лишь военной сферой, а носили характер интенсивного интеллектуального и культурного обмена.

Д. Виткус в монографии «Ислам и английское Возрождение» (Лондон, 2004) рассматривает историографическую и литературную традицию изображения мусульман в Средние века и анализирует, как образ «Другого» влиял на процессе формирования национальной английской идентичности.

Отечественная историография характеризуется небольшим количеством исследований, посвященных формированию мусульманских общин в Великобритании. При этом отдельные аспекты рассматриваемой темы анализировались в работах многих специалистов. Наиболее фундаментальными в освещении различных аспектов жизнедеятельности мусульманских общин Соединенного Королевства следует признать исследования И.Ю. Котина. Однако главной темой его исследований является миграция населения индийского субконтинента за пределы Южной Азии и формирование «узлов» южноазиатской диаспоры, в том числе на территории Великобритании. Хотя выходцы из Южной Азии и составляют большинство мусульман страны, тем не менее, во-первых, не все южноазиаты исповедуют ислам, во-вторых, мусульманское сообщество Великобритании далеко не ограничивается выходцами из индийского субконтинента.

В монографии «Ислам в Южной Азии и Великобритании» (СПб, 2003) И.Ю. Котин рассматривает процессы миграции мусульман из Южной Азии в Великобританию, формирование там новых этнических и конфессиональных меньшинств, а также дает описание идеологическим «толкам» и организациям мусульман. В ряде своих статей, например, «Под знаком Брэдфорда. Конец политики мультикультурализма в Британии?» автор затрагивает вопросы интеграции мусульман в британское общество и дает краткий анализ политики мультикультурализма.

Усиление за последнее десятилетие исследовательского внимания к проблемам ислама и мусульманским общинам на европейском континенте вылилось в появление ряда диссертационных работ. Среди них работа

Ф.О. Плещунова на тему «Мусульманские общины Великобритании: проблема адаптации (вторая половина ХХ – начало XXI вв.)» (2009 г.). В работе изучались проблемы адаптации мусульманских общин к политическим, социальным и культурным условиям в Соединенном Королевстве, а также процессы радикализации исламской молодежи страны. Один из главных выводов работы заключался в том, что отсутствие должного внимания к этно-культурной и религиозной специфике иммигрантов-мусульман с одной стороны, и фактическое поощрение их отличий от коренного населения с другой, привело к образованию на территории страны мусульманских гетто, в которых в начале XXI в. активно идут процессы радикализации и обособления, а также к резкому увеличению среди коренного населения проявлений расизма и дискриминации. Некоторые выводы и замечания Ф.О. Плещунова опубликованы также в ряде его статей.

Большую ценность для исследователя «британского» ислама представляют работы Р.Г. Ланды. В своих статьях «Мусульмане в Великобритании» и «Мусульманские партии и организации в Великобритании» он анализирует предпосылки формирования мусульманских диаспор страны и их участие в общественно-политической жизни.

Что же касается формирования мусульманских диаспор в государствах Западной Европы, то в отечественной историографии по данной проблематике анализируются самые разные аспекты взаимодействия между мусульманами и принимающим обществом. Социально-политические изменения, обусловленные усилением позиций ислама и мусульманских общин в Западной Европе, являются предметом исследований таких отечественных ученых, как: А.О. Колобов,

З.И. Левин, А.В. Малашенко, Г.А.Мирский, Д.А. Нечитайло, В.К. Носенко,

Л.В. Перепелкин, О.Н. Четверикова.

Проблема исламского радикализма освещается в работах И.П. Добаева,

А.А. Игнатенко, Р.Г. Ланды, В.В. Наумкина, Д.А. Нечитайло.

Одним из аспектов изучения мусульманских общин стала интеграционная проблематика. Вопросами интеграции мигрантов в принимающее общество в странах Запада занимались Е.Б. Деминцева, В.С. Малахов, М.В. Зелев,

В.В. Константинов, И.С. Семененко, И.П. Цапенко.

Неоднозначность восприятия мультикультурализма в Великобритании и анализ тенденций последнего десятилетия в осуществлении правительством страны попыток приблизить мультикультурализм к категории национальной политики содержится в работах В.К. Антоновой, И.Ю. Котина, Е.В. Пинюгиной,

Ф.О. Плещунова. В качестве дискуссионного ставится вопрос о том, послужит ли противоречивый британский мультикультурализм в форме социальной политики созданию гармоничного общества.

Историческим особенностям формирования мусульманских сообществ и социальным аспектам интеграции в странах Европы в отечественной науке посвящены сборники научных трудов – «Мусульмане на Западе» (М., 2002), «Мусульмане в Европе: существуют ли пределы интеграции?» (М., 2008) и «Ислам в Европе и России» (М., 2009).

В работе также привлекались современные работы историков и социологов, посвященных проблемам кросс-культурной коммуникации и этнической психологии меньшинств. К настоящему моменту вышел ряд научных работ, посвященных таким общетеоретическим проблемам диаспор, как условия их возникновения и эволюции, идентифицирующие признаки диаспоры и процессы ее интеграции. Эти вопросы рассматривается в трудах отечественных авторов З.И.Левина «Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ)» (М., 2001), Т.С. Иларионовой «Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры)» (М., 1994) и «Социальная психология этнических миграций» Н.М. Лебедевой (М., 1993).

В последнее десятилетие российские исследователи все чаще обращаются к миграционной проблематике в связи с ее растущей актуальностью для нашей страны. В России транснациональные миграционные процессы изучают

Г. Глущенко, В. Иноземцев, И. Цапенко. Анализу постсоветских миграций посвящена книга, написанная группой ученых России, Казахстана, Германии и Великобритании, «В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии» (М., 1999).

Международной миграции и иммиграционной политике западноевропейских стран, в том числе и Великобритании, посвящены работы Н.В. Блинниковой,

О.Г. Бурсовой, Г.Г. Гольдина, Ю. Д. Квашнина, Т.С. Кондратьевой, Э.Г. Плетнева и Г.И. Старченкова. Однако в большинстве из них основной акцент делается на этническом характере миграции. Религиозный аспект иммиграционных процессов затрагивается в монографии Г.И. Старченкова «Рост исламской диаспоры в странах Запада» (М., 2001).

Комплексных научных работ российских авторов по иммиграционной политике индустриально развитых стран пока сравнительно немного. В их числе можно назвать сборник «Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России» (М., 2002) под редакцией Г. Витковской. В работе коллектива авторов «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада» (М., 2003) рассматривается иммиграционная политика Великобритании и законодательная база в этой сфере.

Различные аспекты постколониальной иммиграции в Великобританию, а также этнорасовые проблемы анализируются в фундаментальной работе

В.И. Козлова «Иммигранты и этнорасовые проблемы в Британии» (М., 1987). Один из главных выводов работы заключался в том, что у Великобритании существует позитивный потенциал для создания качественной системы миграционного регулирования и оптимальной модели межэтнического взаимодействия.

Проведенный историографический анализ свидетельствует о том, что в отечественной литературе проблема формирования и развития мусульманских общин Великобритании анализировалась в связи с отдельными аспектами рассматриваемой темы, в то время как в западной историографии она получила гораздо более полное отражение. Вместе с тем в научной литературе комплексно не проанализированы исторические факторы и условия, повлиявшие на формирование и развитие мусульманских общин Великобритании.

Цель диссертационной работы – изучение процессов становления мусульманских общин Великобритании, а также анализ тех условий и факторов, которые определили их развитие.

В соответствии с целью исследования и спецификой его предмета были решены следующие исследовательские задачи:

Определены основные предпосылки и исторические условия формирования мусульманских общин на территории Великобритании;

Выявлены основные этапы массовой мусульманской миграции в Соединенное Королевство в ХХ в.;

Исследована эволюция британской иммиграционной политики во второй половине ХХ начале ХХI вв.;

Рассмотрено этническое и конфессиональное своеобразие мусульман Великобритании;

Изучены формы участия мусульманских общин в политической жизни страны, а также установлена их роль и место в современном британском обществе;

Проанализировано формирование концепции «мультикультурализма» и ее применение в отношении мусульманских общин страны.

Объект диссертационного исследования – процессы формирования и развития мусульманских общин Великобритании.

Предметом исследования являлись основные факторы, повлиявшие на становление и эволюцию мусульманских общин.

Источниковедческое основание диссертационного исследования.

Для раскрытия поставленных целей и исследовательских задач был изучен и использован широкий круг источников, которые условно можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, это литература по религиозно-богословской проблематике. К этой категории следует отнести труды и речи мусульманских религиозных деятелей Британии, в которых излагаются теоретические основы различных течений, а также ведется полемика с оппонентами. Например, в ходе работы над диссертацией были проанализированы лекции и тексты выступлений одного из лидеров движения деобанди в Великобритании Рияд ул-Хака, основавшего духовную академию «Ал-Кяусар». Были также рассмотрены работы Хамзы Юсуфа и Абдаль Хаким Мурада. Именно эти фигуры возглавили стратегию дискредитации полититизированных интерпретаций ислама. Х. Юсуф, по замечанию английского издания «Гардиан», является «наиболее влиятельным исламским ученым, живущим на Западе», а труды кембриджского профессора А. Мурада формируют один из самых популярных англоязычных ресурсов в Интернете по «традиционному исламу».

Среди британских мусульман-суннитов существенной поддержкой пользуется движение «Джамаат ат-Таблиг». В качестве источника информации о нем, в частности, были использованы материалы «Марказ ат-Таблиг ар-Руси».

Ко второй группе относятся официальные документы и источники статистического характера: опубликованные данные переписей населения Бюро национальной статистики (Office for National Statistics) и различные сборники, где в цифрах и таблицах находит свое отражение современная история страны, в том числе, иммиграционная и демографическая ситуации. Официальные документы правительства Соединенного Королевства, касающиеся внутренней и внешней политики можно найти на сайтах Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел и по делам Содружества. На сайте канцелярии премьер-министра страны доступны тексты выступлений и пресс-конференций первых лиц государства.

Третью группу источников составили различные британские законодательные и нормативные акты и документы, касающиеся регламентирования иммиграции в страну, вопросов образования и учреждения религиозных организаций, а также материалы выступлений и пресс-конференций представителей британских институтов власти. Информация, содержащаяся в данных источниках, позволила исследовать процесс эволюции иммиграционной политики Великобритании и становления общественных институтов мусульман страны.

В четвертую группу источников вошла английская и арабоязычная пресса. Условно ее можно разделить на три части. Первую составляют общебританские печатные издания такие как, «Гардиан» (The Guardian), «Таймс» (The Times), «Дэйли телеграф» (The Daily Telegraph) и др. Вторая часть включает мусульманские СМИ. Одними из крупнейших в стране являются электронные журналы «Муслим Уикли» (The Muslim Weekly), «Кью-Ньюз» (Q-News), и «Муслим Дайректори» (The Muslim Directory), освещающие большинство событий и процессов, происходящих внутри мусульманского сообщества британских островов. И, наконец, в третью группу входит арабоязычная пресса. В диссертационном исследовании использовались следующие издания: Ар-Рияд() , Шарк-Аль-Аусат ( ) и Аль-Хаят () . Эти источники позволили получить дополнительную информацию о жизнедеятельности мусульманских общин страны.

Теоретические и методологические основания диссертационного исследования. Исследование основано на принципах историзма и научной объективности. В применении к данной работе эти принципы выразились в изучении процессов формирования и эволюции мусульманских общин Великобритании на протяжении заданного хронологического периода, широком охвате источников и литературы, системном методе в их обработке и группировке. Исследование основано на активном применении междисциплинарного подхода.

Основным методом был выбран историко-генетический, направленный, прежде всего, на анализ развития и позволяющий рассмотреть генезис мусульманских сообществ Великобритании, выявляя причинно-следственные связи между составными частями объекта исследования на каждом историческом отрезке его функционирования. Применение же методов анализа, синтеза и обобщения позволило упорядочить и проанализировать обширный фактический материал, касающийся исследуемых в работе проблем.

Научная новизна диссертационной работы обусловлена следующими положениями:

  1. Впервые в отечественной историографии реализован комплексный подход к изучению процессов формирования и развития мусульманских общин на территории Великобритании, что позволило выявить основные факторы и исторические условия их становления и эволюции.

  2. Наиболее полно в отечественной науке исследовались направления и течения ислама в Великобритании, получившее развитие в последние десятилетия такие, как салафизм и джихадизм, наряду с анализом «традиционных» для страны форм ислама. Это позволило выделить характерные особенности в развитии мусульманского сообщества Великобритании, в частности, тенденцию радикализации мусульманской молодежи страны.

  3. Впервые в отечественной историографии исследована структура и характер расселения мусульман Великобритании. На основании анализа различных данных можно утверждать о том, что выбор районов и городов компактного проживания мусульман Великобритании определялся занятостью большинства иммигрантов в промышленности, меньшей стоимостью жилья в данных районах, а также отсутствием продуманной политики властей в сфере распределения жилья.

4. Введены в научный оборот труды мусульманских лидеров Великобритании, новейшие источники и материалы периодической печати, относящиеся к тематике настоящего исследования, что позволило проанализировать современную мусульманскую интеллектуальную среду. В качестве источников были привлечены официальные документы британского правительства, в том числе статистического характера, а также доклады, подготовленные общественными группами и комитетами.

Практическая значимость диссертационной работы.

Фактический материал и теоретические выводы исследования могут быть применены в дальнейшей научной работе при исследовании социально-экономической и политической ситуации в современной Европе с мусульманскими общинами, при подготовке специальных учебных курсов по новейшей истории Европы, стран Азии и Африки, а также спецкурсов этноконфессионального профиля.

Основные положения и результаты исследования могут быть использованы для выработки более адекватной национально-государственной политики, направленной на снижение межконфессиональных трений. Для целого ряда стран становится актуальным поиск оптимальной модели отношений как со «своими» мусульманами, так и необходимость в разработке многокультурных стратегий с учетом интересов бывших иммигрантов.

Апробация выводов, выносимых на защиту.

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры современного Востока Российского государственного гуманитарного университета в 2009–2010 гг., а также были изложены в публикациях автора, в том числе в журнале «Восток. Афро-азиатские общества: история и современность» и в сборниках научных трудов. Некоторые теоретическое проблемы, социально-политические аспекты и результаты исследований были представлены автором на конференциях, в том числе на международной конференции «Мир ислама: история, общество, культура».

Структура исследования.

Диссертационная работа состоит из введения, в котором дается обоснование исследования, сформулированы цели и задачи, отмечена научная новизна; трех глав, в которых решаются основные исследовательские задачи, и заключения, дополненного списком использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Формирование и развитие мусульманских общин Великобритании : вторая половина XX - начало XXI вв.