Введение к работе
Актуальность работы связана с растущей ролью политики в области культуры на современном этапе развития общества. Культурная политика государства в целом нацелена на защиту, сохранение и развитие национального культурного достояния и вовлечение в культурный процесс широких слоев населения. Изменения, происходящие под влияние глобализационных процессов в культурной сфере, распространение феномена массовой культуры и субкультур становятся вызовами для государства. Выявление истоков взаимодействия государства и культуры, определение и уточнение влияния государственной политики на культурную сферу приобретают на современном этапе развития общества актуальное звучание. Пример Франции дает нам возможность исследовать зарождение современных форм государственного участия в культурных вопросах.
Основы государственной политики в области культуры в современной Франции были заложены в первые два десятилетия существования Пятой республики, но и сегодня многие ее результаты находят свое воплощение в различных сферах культурной жизни французов. В этой связи важным для исследования представляется анализ конкретных культурно-политических реформ, проведенных во Франции в 60-70-х гг. ХХ в., их исторических причин и рассмотрение проблемы эффективности государственного вмешательства в область культуры. Опыт французской культурной политики, в частности, ее региональные аспекты, политика децентрализации культуры, небезынтересен и для современной России, которая стоит перед необходимостью поиска оптимальных путей развития культурной сферы.
Культурная политика развитых европейских стран находится в центре исследования многих ученых. Франция не стала исключением, однако многие проблемы, например влияние взглядов общественных и политических деятелей на формирование культурно-политического курса Франции в рассматриваемый период, роль децентрализации в культурной политике, а также проблемы отраслей политики в области культуры 1970-х гг., остаются не до конца исследованными как в отечественной, так и в зарубежной историографии, в связи с чем существует необходимость восполнить этот пробел.
Объектом исследования диссертации является внутренняя полтика Пятой республики во Франции в 1960-70-е гг., предметом исследования – государственная политика Франции в области культуры в указанный период.
Хронологические рамки диссертационного исследования определяются важнейшими событиями в истории культурной политики Франции. В качестве нижней границы исследования определены 1958-59 гг., год провозглашения Пятой республики и год основания Министерства культуры Пятой республики, от которого берет свой отсчет культурная политика во Франции в строгом понимании данного термина. За верхнюю границу принят 1981 г., время прихода к власти левого блока, кардинально изменившего основные направления культурной политики. Вместе с тем, для анализа предпосылок учреждения Министерства культуры в 1959 г., в первом параграфе первой главы приведен краткий анализ основных направлений политики в области культуры во Франции до 1959 г.
Изученность темы. Историческая литература, в которой в той или иной степени были изучены вопросы культурной политики Франции, достаточно разнообразна. Данная проблематика рассматривается французскими историками, при этом, в зарубежной историографии можно выделить несколько направлений исследования, ставящих во главу угла тот или иной аспект изучения политики в области культуры.
Известным специалистом в области государственной культурной политики является Паскаль Ори, который, будучи руководителем Национального секретариата по культуре партии социалистов, одним из первых начал изучение культурной политики Франции на рубеже 1970-80-х гг. В его работах звучит важнейшая мысль о связи политики Народного фронта и политики Министерства А. Мальро. Ори выявляет общее и особенное в их деятельности, уточняет аспекты преемственности в политике Министерства культуры в 1960-е гг.. Монографии Ори «Культурно-просветительская работа в свое время», «Французская культурная авантюра» и ряд других внесли большой вклад в изучение истории культурной политики во Франции.
Крупнейшим специалистом по истории культурной политики Франции является Филипп Пуарье. Его исследования, опубликованные в 1990 – 2000-х гг., носят глубокий аналитический характер, в тоже время основаны на богатом фактическом материале. В своих работах он анализирует культурную политику с момента основания Министерства Пятой республики вплоть до её современного состояния, однако Пуарье свойственно не достаточно критически рассматривать деятельность Министерства.
Автором большого количества интересных исследований стал Жан-Пьер Риу. Этот учёный приводит анализ организации управления культурой Пятой республики на разных уровнях. Работы Риу по культурной политике являются достаточно глубокими и взвешенными.
Весьма полно изучают связь культурной сферы с политическими проблемами Франции Ж.-М.Джиан, В.Дюбуа, Ш.-Л.Фулона. В их монографиях представлен взвешенный анализ развития культурной политики при Пятой республике и её современного состояния. В то же время, данные исследователи не всегда прослеживают влияние идей и мнений творческого сообщества на позицию государства.
Юридический взгляд на проблемы культурной политики Франции представляют исследования Андре-Юбера Менара. Монографии Менара дают возможность лучше понять многие аспекты законодательства Франции в области культуры, однако в них не достает исторического подхода.
Среди исследований, также отличающихся большой глубиной, но рассматривающих преимущественно какой-либо один аспект культурной политики Франции, отметим работы Ф. Бенаму (экономические проблемы), С. Жюнга (социалисты и культурная политика), Ж.-М. Ленио (культурной наследие), М. Сен-Пюльжан (управление и музыкальная политика), Э. Уаллона (демократизация).
Из работ, посвященных культурной политике 1960-х годов, выделяются исследования Ж.Клер, М.Мело, Г.Монье, М.Неттера, Р.Предаля, Ж.-М.Тобелем. Проблемы политики 1970-х гг. отражены в исследованиях Ж.-Ф.Шоссон, Э.Луае, Ж.Перре, Ж.-М.Понтье, Ф.Тюрио. Общей тенденцией является тот факт, что в работах по шестидесятым годам, наиболее распространены положительные оценки культурно-политических реформ, при этом в статьях по семидесятым годам преобладает критическое видение, недооценка некоторых важных шагов, предпринятых Министерством культуры, в первую очередь, в области децентрализации.
Анализ развития культурной политики в Пятой республике в целом, представленный в работах Ж.Клюзель, Л.Кормери, М.Гозер, К.Жильбера, О.Жирара, Г.Моннье, П.Мулинье, Э.Ритэна, Р.Риззардо, глубок, однако с рядом оценок деятельности Министерства культуры данными авторами можно не согласиться.
Исследования по региональной культурной политике во Франции начали проводиться с 1980-х гг. в Гренобле (группа Г. Саэза) и Бордо (Ф.Шазель). В многочисленных работах этих исследователей рассматривается проблема роли регионов в культурной политике Франции, они базируются на весьма интересном фактическом материале, однако большое его количество связано с политикой, проводившейся в регионах Рона-Альпы и Аквитания.
Из работ, освещающих феномен участия муниципальных властей в культурной политике, выделяются исследования Ж.-П.Огюстен, П.Балейно, О.Казнав. В указанных работах представлен большой диапазон мнений о политике децентрализации, общей тенденцией является опора на контекст конкретных городов, что дает возможность представить большой фактический материал, но не позволяет оценить процесс на государственном уровне.
Различные аспекты истории Франции периода Пятой республики нашли своё отражение в работах отечественных авторов. Вопросы политической борьбы были освещены в исследованиях В.И. Антюхиной-Московченко, М.Ц. Арзаканян, Н.Н. Наумовой, Г.Н. Новикова, В.Н. Чернеги, опубликованных в 1970-90-х гг., в которых рассмотрены идейные концепции правых политических партий Пятой республики, в которых можно выявить особенности их отношения к вопросам культуры.
Работы В.В. Согрина, В.П.Смирнова, Д.В.Шмелёва, анализирующие особенности политических взглядов В. Жискар Д'Эстена и французских либералов, помогли глубже понять причины изменения культурно-политического курса в 1970-х гг.
Обзор политического развития Франции в ХХ в. представлен в работах В.П. Смирнова «Новейшая история Франции 1918-1975» и «Франция в ХХ веке» и М.Ц. Арзаканян «Политическая история Франции ХХ века». В данных публикациях прослеживается история изменения политических режимов во Франции, выявляются основные направления их политики. Указанные работы дают возможность понять место культурной политики в истории Франции в ХХ веке.
Среди работ, в которых непосредственно освещается культурно-политический аспект режима Пятой республики, необходимо выделить статью М.Ц.Арзаканян «Андре Мальро», в которой помимо интересных биографических данных дается оценка деятельности Мальро на посту министра культуры и рассматриваются факторы, повлиявшие на формирование его мировоззрения.
В 2001 г. была защищена диссертация Ю.А.Толстых «Андре Мальро и голлизм». В ней были исследованы влияние идеологии голлизма на воззрения А.Мальро, прослежен его творческий и политический путь. Хотя деятельности Мальро как министра культуры уделено достаточно внимания, вопросы культурной политики Франции 1960-х гг. в работе рассмотрены не полностью.
Коллективная монография «Франция. В поисках новых путей» под редакцией Ю.И. Рубинского, изданная в 2007 г., посвящена внешне- и внутреннеполитическим, экономическим аспектам жизни Франции и её общественной жизни, однако вопросам культурной жизни в ней уделено небольшое внимание.
В ряде статей, опубликованных в конце 1990-х – 2000 гг., изучается непосредственно культурной политики Франции. Среди них выделяются статьи Г. Вовк и Е. Яценко. В работах Е Яценко рассматриваются основные направления регулирования культурной политики во Франции, затрагивается региональный компонент, что было действительно важно при анализе функционирования горизонтального уровня управления культурой во Франции. Особый интерес представляли статьи Г. Вовк, отличающиеся не только информативностью, но и глубиной анализа. Данный автор опубликовал работы по широкому спектру вопросов, связанных с французской культурой в различных её проявлениях, её регулированием, экономическими проблемами, вопросами внешней культурной политики, современными тенденциями развития культурной политики на национальном уровне. Г. Вовк отмечает и особенности нового этапа культурной жизни Франции, уделяя внимание и позиции нового французского руководства по проблемам культуры. Однако в работах указанных авторов мало внимания обращается на исторический аспект изучения культурной политики, не рассматриваются общие тенденции её развития.
Ценными при изучении культурной политики Франции и её реформирования, проблем формирования регионального компонента политики оказались публикации в журналах «Панорама культурной жизни зарубежных стран», «Культура в современном мире», «Обсерватория культуры», «Культура». В рамках рассмотрения проблемы финансирования культуры, которая особенно остро встает в политике Франции в 1970-е гг., полезными были аналитические публикации журналов «Материальная база сферы культуры» и «Культура в современном мире».
Таким образом, отечественными и зарубежными авторами был изучен ряд проблем, связанных с вопросами истории культурной политики Франции в 1960-70-е гг. Эти работы позволяют получить общие представления о политике Франции в области культуры в указанный период. Однако ряд вопросов, связанных с конкретными направлениями политики и ролью децентрализации в государственном культурно-политическом курсе, требует более всестороннего и углубленного изучения, попытка которого предпринята в данном диссертационном исследовании.
Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем анализе государственной культурной политики Пятой республики в первые два десятилетия её существования. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- анализ тенденций государственной культурной политики предшествующих режимов и уточнение влияния их наследия на основные направления культурной политики Пятой республики;
- рассмотрение и сопоставление позиций основных политических партий по вопросам культурный политики в изучаемый период времени;
- исследование реформ, проведенных в культурной сфере в 1960-70-х гг., а также причин их эффективности или неэффективности, анализ основных проблем, с которыми столкнулось Министерство при проведении реформ;
- сравнительный анализ государственного культурно-политического курса в 1960-е и в 1970-е гг., выявление новых тенденций в политике и причин их появления;
- рассмотрение регионального и муниципального компонентов культурной политики Франции в указанный период и выяснение их основных особенностей;
- изучение реакции общества и, в особенности, творческих кругов на государственную политику в области культуры в исследуемый период;
- уточнение роли отдельных политических и общественных деятелей, находившихся в государственном руководстве и управлявших Министерством, на формирование культурно-политического курса Франции в 1960-70-е гг.
Источниковую базу исследования составили различные по содержанию и характеру источники, которые можно разделить на следующие группы:
1. Первую группу использованных источников составили законодательные акты Пятой республики, регламентирующие функционирование Министерства культуры, а также отдельные отрасли культурной политики. Для изучения официальных документов неоценимым ресурсом стал недавно созданный правительством Франции интернет-портал Legifrance.Gouv, где собраны тексты всего действующего законодательства Франции и различные государственные документы прошлых лет (в оцифрованных версиях «Журналь офисьель»). Важнейшими являются Декрет 1959 г. о создании Министерства культуры, Декрет 1964 г. об учреждении Генерального реестра культурного наследия, Закон 1967 г. о реставрации памятников.
Среди официальных документов большой интерес для исследования представляют доклады различных комиссий Министерства культуры. Для изучения конкретных направлений культурной политики были также полезны информационные брошюры Министерства культуры, с информацией по отдельным направлениям деятельности (музеи, кино, музыка и т.п.).
2. Ко второй группе источников относятся речи, программные заявления, выступления в печати президентов и министров Франции, работников Министерства культуры, занимавших ведущие позиции в определении культурно-политического курса.
Для изучения политики 1960-х гг. наиболее важными оказались выступления в Национальной ассамблее министра культуры Андре Мальро (полные тексты размещены на официальном сайте Национальной ассамблеи), в которых он не просто защищал расходные статьи бюджета своего Министерства, но и развёрнуто представлял основные направления его политики. Большой интерес представляют взгляды Гаэтана Пикона, историка культуры, сподвижника Андре Мальро. По статье «Эстетическое суждение и время», а также по отрывкам выступлений, приведенных в сборнике политических речей «Культурная политика в дебатах» удалось проследить его культурно-политические взгляды и выяснить их отличие от идей Мальро.
Среди публикаций, также отражающих культурно-политические реалии шестидесятых годов, стоит отметить статьи сотрудников Министерства культуры А. Бернара и П.-Э. Тушара, а также выступления и книгу театрального деятеля Ж. Вилара. Для исследования предпосылок создания Министерства культуры Пятой республики особенно важны были выступления в печати выдающегося деятеля театральной децентрализации 1950-х гг. Жанны Лоран и руководителя службы по делам молодёжи Робера Брише.
Для изучения политики семидесятых годов знаковыми являются выступления президента Жоржа Помпиду и министров культуры Жака Дюамеля и Мориса Дрюона, а также генерального секретаря по культурным вопросам Мишеля Ги.
Весьма богатый материал для исследования представляют выпущенные сборники «Культурная политика в дебатах», «Создание Министерства культуры 1959-1969. Элементы для исследования», «Элементы административной истории», «Беседы о наследии», «Аппарат культурно-просветительской работы» и др., где содержатся наиболее важные для понимания логики развития французской культурной политики отрывки выступлений и министерских документов.
3. Третью группу источников составляют материалы французских периодических изданий, повествующие о культурно-политических реформах, излагающие мнение об этих реформах различных политических деятелей и политических сил, описывающие важнейшие культурные события эпохи и роль Министерства культуры в них. Были изучены публикации в газетах и журналах «Ле Монд», «Ле Фигаро», «Л’Эрмес», «Пари Матч», «Тэмуан», «Фютюрибль», «Коментэр», «Парадокс», «Галери» (Галерея, сад Искусств), «Девелопман культюрэль» (Культурное развитие).
4. Важным дополнением к политическим выступлениям, статьям и законам стали социологические данные о культурных практиках и участии в культурной жизни рядовых французов, составившие четвертую группу источников. Были использованы данные опросов из работ крупнейших французский социологов Жоффра Дюмазедье и Оливье Донна, посвященных культурным практикам французов. Полезными оказались и критические выступления социологов относительно влияния политики Министерства культуры на способы проведения досуга во французском обществе. Большую ценность представляет книга социолога Ф.Урфалино «Изобретение культурной политики», которая кроме чисто социологических данных содержит ряд ценнейших документов, доступ к которым либо очень затруднен, либо вообще невозможен (например, записи неизданных публичных выступлений Г.Пикона).
5. Пятую группу источников составили воспоминания сотрудников Министерства культуры, занимавших важные посты в 1960-70-е гг., Э.Бьязини, А.Олло, П.Муано, Ж. Риго. В диссертационном исследовании были также использованы мемуары президентов Ш. де Голля и В.Жискар Д’Эстена, однако следует заметить, что в них вопросам культуры уделяется совсем небольшое внимание.
Особенно интересными источниками следует признать критические статьи и книги деятелей культуры и общественных деятелей Ж.Дюбюффе, Ж.Дюранто, М. Фюмароли и др., где выражается недовольство некоторыми аспектами государственной политики, её методами, ставится под сомнение необходимость государственного вмешательства в принципе.
Привлечение источников разного характера позволило всесторонне изучить культурную политику 1960-70-х годов и оценить проведенные в то время реформы наиболее объективно.
Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании культурной политики периода шестидесятых-семидесятых годов как времени, когда закладывались основы культурной политики Франции. Культурно-политические преобразования Министерства рассматриваются в контексте особенностей культуры и общественных трансформаций того времени. В работе дается анализ культурной политики Пятой республики как сложного феномена, уточняется, в какой степени она была продуктом своего времени, детищем людей, находившихся у власти, и на сколько она унаследовала тенденции управления культурой, присущие предыдущим режимам. В работе был привлечен ряд опубликованных документов и материалов периодических изданий, ранее не использовавшихся исследователями. На основе изучения разносторонних документальных материалов в диссертации предпринята попытка преодолеть узость подхода многих исследований, в которых делается упор исключительно на каком-либо одном аспекте культурной политики в ущерб другим.
Методологической основой диссертации стали принципы историзма и объективности. В соответствии с принципом историзма, тема исследования рассматривается в своем развитии, приоритет отдается выявлению качественных изменений в культурной политике, происходивших в 1960-70- е гг. Принцип объективности дал возможность изучить исследуемый объект с разных сторон, непредвзято оценить культурно-политические реформы во Франции, проводившиеся в изучаемый период.
При анализе различных аспектов культурной политики первых двух десятилетий Пятой республики использовались следующие методы исторического исследования: историко-генетический, с помощью которого последовательно рассматриваются факты и выявляются причинно-следственные связи исторического развития государственного вмешательства в культурную сферу; историко-сравнительный, позволивший сопоставить выступления по культурно-политическим вопросам политических, общественных, творческих деятелей; историко-системный, который дал возможность проследить разработку комплекса культурно-политических мер в 1960–1970-х гг.
Практическое значение диссертации состоит в возможности использования исследованного материала в научной и педагогической деятельности. Выводы и материалы работы могут быть применены для создания спецкурсов по новейшей истории Франции, а также для разработки спецсеминаров по культурологии и страноведению. Кроме того, материалы диссертации могут применяться для дальнейшей научной разработки широкого круга вопросов, связанных с французской и европейской культурной политикой второй половины ХХ века, историей культуры Франции, позициями политических партий Франции по вопросам культуры, изменениями в культурной жизни европейского общества в 1960-70-х гг.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были отражены в публикациях автора в научных журналах Орловского, Брянского и Смоленского государственных университетов. Выводы, сделанные в результате исследования, обсуждались на заседаниях кафедры всеобщей истории Орловского государственного университета.
Структура. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.