Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Сауд Хусейн Саид Захрани

Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы
<
Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сауд Хусейн Саид Захрани. Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2000.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/68-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические условия развития культуры в до нефтяной и нефтяной периоды стр. 26

1) Объективные предпосылки формирования современных культурных структур стр. 27

2) Нефтяной фактор как основа гуманитарного и культурного развития стр. 39

3) Характерные черты социального развития саудовского общества стр. 59

Глава 2. Политика государства в области культуры в нефтяной период стр. 78

1) Внутренняя готовность саудовского общества к восприятию перемен в сфере культуры стр. 79

2) Развитие саудовской государственности как фактор воздействия на политическую культуру стр. 88

3) Государственная политика и развитие культуры и образования стр.103

Глава 3. Политика государства в сфере образования в нефтяной период стр. 129

1) Государственная стратегия развития сферы образования стр.131

2) Программы государственного образования стр. 138

3) Проблемы подготовки кадров для сферы образования стр. 159

4) Политика государства по ликвидации неграмотности и безработицы стр. 168

5) Проблемы эффективности системы государственного образования стр. 174

6) Долгосрочные перспективы развития системы образования стр. 183

Заключение стр. 198

Приложение:

Введение к работе

Исторические события находят отражение в уровне
прогресса наций. Саудовское королевство, хотя
исследователи и расходятся во мнениях относительно его
места в мировой классификации, должно по всем показателям
считаться развивающейся страной, форсирующей выход на
передовые позиции развития, осуществляющей

крупномасштабные программы, целенаправленную стратегию развития во всех сферах, в том числе и в сфере культуры.

Верное избранному направлению движения к действенному развитию, удовлетворяющему реальные нужды саудовского народа, саудовское государство, несмотря на свои нефтяные богатства, сталкивается на этом пути с многочисленными трудностями. Одна из основных трудностей состоит в нехватке подготовленных людских ресурсов для планируемого развития. Данное обстоятельство заставило государство искать опору в виде заимствования зарубежного опыта и трудовых ресурсов, что привело к возникновению ряда новых проблем.

Автор сосредоточил свое внимание в данном исследовании на анализе одной из главных проблем социального развития королевства, переживающего этап коренной модернизации. В связи с этим различные аспекты развития культуры, понимаемой в широком смысле как совокупность общественных достижений конкретного общества и одновременно как показатель общего уровня

развития общества, рассматриваются под углом зрения государственной политики в этой сфере. В данном исследовании понятие "культура"используется в широком смысле, включая в себя не только образование и науку, но и социальное обслуживание, различные искусства, охрану традиционного наследия, воспитание молодежи, средства массовой коммуникации.

В данном исследовании анализируются как исходный уровень развития в сфере культуры в донефтянои период саудовской истории, так и процессы, протекавшие в 70-90-е годы. Для этой цели используются методы получивших большое развитие в последние десятилетия социологии развития и цивилизационного подхода в рамках социальной культурологии, как части наук об обществе и культуре. "Социологический подход позволяет выявить соотношение между нормой и действительностью, механизм реализации ценностных ориентации и их роль в жизни общества, динамику и факторы культурных изменений, влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества"(160, с.З).

Одним из зачинателей комплексного рассмотрения исторического процесса с учетом не только политических и экономических, но и социальных и культурных процессов в обществе был великий арабских историк Ибн Халдун. В своем известнейшем труде "Мукаддима"Ибн Халдун рассматривает социальную жизнь современного ему арабского общества, исходя из природы этой социальной жизни, принимая во внимание систему отношений внутри общества, уровень развития науки и ремесел.

Многообразие присуще каждой самостоятельной, в том числе и саудовской, национальной культуре, хотя она может не получить одинакового с другими культурами развития по всем направлениям. Религия, наука, образование, литература и каждый культурный компонент являются подсистемой обширной системы национальной арабской культуры, имеющей свою основу в глубинах арабо-исламской цивилизации. В современной мировой науке в рамках культурно-исторической школы работали сотни ученых во многих странах мира. Однако общим для большинства было названное американским социологом П.Сорокиным выделение "реально существующих, причинно взаимосвязанных и внутренне значимых организмов, отличных от всех смешанных культурных образований и малых культурных систем, а также от государства, нации, политических, религиозных, расовых, этнических и всех иных социальных групп."По мнению П.Сорокина, "эти цивилизации или культурные суперсистемы в сильной степени определяют жизнь, организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических процессов и тенденций"(154, с. 177).

Основываясь на предложенной концептуальной схеме, можно более успешно анализировать как состояние, так и и внутреннее развитие социокультурной системы, имеющей свои собственные закономерности и включающей как материальную культуру, так и духовную жизнь. В рамках этой системы существуют свои определенные компоненты -ценностно-смысловые элементы духовной культуры (например, ислам или традиционные социальные отношения в

племени) и институциональные элементы политической культуры (власть шейха племени или традиция маджлис аш-шура). Понимание и определение перспектив развития национальной культуры боле реально только с учетом ее анализа в рамках цивилизационного, культурно-исторического подхода. Он, например, позволяет более полно проанализировать значение экономического развития в обществе для развития интеллектуальной культуры этого общества, которое опирается на традиционное наследие, но обусловлено ростом национального хозяйства.

Американский культуролог Дж.Стидмен продолжил и развил критику дихотомного подхода к развитию культур на материале сопоставления опыта стран Запада и Востока, сделав упор на выявлении внутреннего своеобразия каждой культуры в многообразии ее традиций и компонентов. Это позволило ему показать частичное сходство исторического развития различных цивилизаций при определении их содержательных отличий. Так, Дж.Стидмен оспаривает утверждение о том, что духовной жизни народов Востока свойственны статичность, мистицизм и отчужденность от реального мира, в то время, как последнему свойственны иные качества - рационализм, динамичность, научность, обращение к действительности и гуманизм, полагая, что последние качества присутствовали в некоторой степени и в культуре восточных народов (см. 155).

Например, известный исследователь ислама Г. фон Грюнебаум признавал "поразительный успех арабов-мусульман, выразившийся в установлении империи после нескольких военных походов против великих держав того

времени..."(147, с.1). Ведь "сохранение и укрепление господства, установленного на огромной и крайне гетерогенной территории сравнительно малочисленными арабскими армиями, тесно связаны с тем обстоятельством, что эти армии несли с собой особую идеологию" - ислам, в базисных основаниях которого "не было ничего, что не допускало бы ее интерпретации как универсального наследия, которое могло быть принято всем человечеством... Чем сложнее социальный организм и чем труднее политические проблемы, с которыми он сталивается, тем очевиднее функция идеологии как важнейшего средства консолидации. Идеология, сформулированная как вера, закон и правила социального поведения, нередко оказывается способной пережить политическую организацию, которая ее утверждала и развивала"(147, с.4). Это весьма приложимо к опыту Саудовской Аравии.

В настоящее время мусульмане составляют 1 млрд.чел., и их число продолжает непрерывно увеличиваться, что является важным условием дальнейшего развития исламской культуры. Общее воздействие ислама на многие элементы культуры - язык, искусство, образование, литературу, мораль, политику, социальную структуру, право и др. настолько велико, что невозможно не признавать роли ислама как определяющего фактора в развитии арабо-исламской цивилизации.

Объясняя появление европоцентристских воззрений, принижающих культурный потенциал восточных народов, египетский философ А.Абдель Малек указывал, что при такой постановке вопроса страны Востока изначально принимаются

за пассивный, не обладающий исторической субъективностью объект, не самостоятельный и не обладающий суверенной властью над собой (127, с.78). Такой подход сводит все богатство восточной культуры к прошлому и полностью игнорирует современность, когда и начался новый период развития культур. Застой и отсталость, проявившиеся в социальном развитии Аравии до начала XX в., сменяются бурным развитием не только в сфере материальной культуры, благодаря заимствованию с Запада, но и развитием в сфере духовной культуры на базе ислама, особенно с 60-х годов XX в.

Очевидно, что идеи ислама для мусульман не устарели и остаются столь же ценными, как и века назад, несмотря на огромные изменения в сфере материальной культуры. "Исламская цивилизация представляет собой целостную систему мировоззрения и поведения, выросшую на основе фундаментального импульса и охватывающую все отношения человека - к Богу, миру и самому себе. Эта система достаточно близка западному мировоззрению, чтобы сделать ее интеллектуально и эмоционально понятной. Вместе с тем она довольно далека от нас, чтобы по контрасту дать более глубокое самопознание Запада"(148, с.1).

В условиях постиндустриального общества, когда развитие наукоемких отраслей становится решающим фактором прогресса, резко возрастает роль культуры, оказывающей прямое воздействие на процесс социального развития путем развития человеческого фактора. Успешное социально-экономическое развитие любой страны уже невозможно без выполнения такого важного предварительного условия как

повышение уровня культуры и образования широких слоев населения и подготовки на этой основе квалифицированных национальных кадров для всех сфер жизнедеятельности общества. В условиях Саудовской Аравии эту важнейшую задачу в состоянии разрешить лишь государство.

Актуальность темы. Для всех развивающихся стран

оптимальным решением проблем отсталости является устойчивое развитие, в котором наряду с активизацией традиционного культурного наследия становится необходимым внедрение элементов современной культуры. Для лидеров развивающихся стран при всем различии их реалий и разнообразии спектра подходов основная цель -преодоление отсталости через поступательный рост по четким ориентирам, способным ликвидировать отделяющую их от развитых государств культурную брешь.

Анализ развития культуры и просвещения, рассмотрение итогов государственной политики в этой важной сфере, по мнению автора, позволяет дать ответ на ряд основных вопросов текущего социального развития королевства.

Развитие сферы культуры является важнейшей частью социального развития, однако относительно последнего понятия в социологии существуют различные взгляды. Одни считают его процессом социальной гармонизации, т.е. достижение членами общества социального согласия, при котором эта гармония включает в себя полное насыщение в смысле биологическом, психологическом и социальном. Другие видят в социальном развитии максимальное развитие индивидуальных возможностей личности, насыщение социальных запросов человека или возведение личности на

качественно более высокий уровень по всем показателям.
Арабский автор по проблемам развития С. Ибрагим дает такое
определение: "возникновение, полный, всесторонний и
сбалансированный рост всех возможностей и потенций внутри
данного объекта, независимо от того, будет ли данный объект
отдельной личностью, группой или обществом". М. Г. Румейхи
полагает, что "данные преобразования позволяют
общественной формации обрести собственную

производственную мощь, благодаря которой гражданин в конечном счете обретает лучший, постоянно повышающийся жизненный уровень и условия жизни"(107, с. 12). Таким образом, большинство авторов сходятся на том, что социальное развитие означает выведение человека с традиционного низкого на более высокий современный жизненный уровень. Это означает активную политику государства, подкрепляемую усилиями общества по рациональному использованию наличных возможностей и ресурсов ( см. 64; 102; 131; 146).

Отсюда можно заключить, что социальное развитие во всех своих проявлениях, в том числе и в сфере культуры, - это динамичный непрерывный процесс, идущий во всех направлениях. Как непрерывный процесс это развитие направлено на изменение общественного устройства, перемену центров притяжения в обществе, вскрытие многообразных возможностей с последующим приведением их государством в действие, с созданием новых опор современного государства для духовного и культурного преобразования масс.

Цель развития в сфере культуры - не только в ликвидации неграмотности, внедрении общего и специального образования, в повышении общего культурного уровня путем развития инфраструктуры, но также и в обеспечении государством права на труд и творчество, устранении безработицы путем повышения уровня занятости среди мужчин и женщин, улучшении питания, устранении причин преступности и развращения молодежи, в препятствовании всевозможным смутам и волнениям, в политической мобилизации всех членов общества в интересах общего блага. Эти цели должны достигаться не механически, не вмешательством внешних сил, но при сознательной деятельности государства и общества.

Противоположным развитию является процесс
консервации отсталости, который неверно было бы сводить
только к застою в экономической сфере. В широком и
универсальном смысле отсталостью является, по
определению М. Г. Румейхи, "отчужденность человеческих
коллективов, живущих в определенной историко-культурной и
экономико-географической среде, но чуждых ее естественной
атмосфере, то есть неспособных позитивно

взаимодействовать с ней для удовлетворения собственных социальных нужд, черпать ее богатства для жизни и движения вперед. Отсталость воплощает нарушение законов социально-классового равновесия, устраняет из оборота социальную гибкость, воплощая напряженность, подавленность, погубленные возможности, срыв свободного взаимодействия, утверждение замкнутости, мертвенности и застоя"(107, с. 17).

Идея развития основывается на целом ряде отправных пунктов, из которых главными видятся следующие: уравновешивание интересов нынешнего поколения с интересами поколений последующих, интересов ближайших и отдаленых; учет существующей структуры общества (классы, слои, группировки в их многообразии) с их различными позициями и запросами; общий культурный уровень общества, уровень индивидуального и общественного сознания; социальная психология, где важны степень готовности к революционному изменению и к принесению требуемых развитием жертв, степень ощущения собственной отсталости; акцент на гуманитарный аспект развития - образование, здравоохранение, социальную опеку, развитие сети культурных спортивных и других учреждений; характер существующего политического режима, степень сплочения масс вокруг него; характер идеологической ситуации в стране; позиции страны и общества в окружающем мире с учетом природных условий и традиционного культурно-исторического наследия (см. 64, с. 128).

Диссертант считает необходимым добавить к перечисленным отправным пунктам развития следующие:

наличие научно обоснованных программ и целостной стратегии, которые привязаны к конкретным условиям данного общества и учитывают его текущее состояние;

наличие в обществе человеческого потенциала, верного идее развития и совершенствования.

Дело в том, что местное общество "может сознательно отвергнуть так называемую технологию белого человека как не подходящую для его традиций, обычаев и порядков, даже

если это вызовет разрушение данных обществ...", так как, "развивающиеся страны неизбежно сталкиваются с необходимостью пересмотра время от времени собственных планов развития, особенно с обнаружением негативных сторон процесса развития"(125, с.43).

В связи с этим, важно отметить, что наряду с разными концепцией "третьего мира"в арабской политологии возникла концепция "четвертого мира" для обозначения государств Персидского залива. Обосновывается это тем, что данные государства невозможно отнести по критериям экономическим, идеологическим или философским ни к одной из выделяемых групп развивающихся стран. По мнению М. Г. Румейхи, государства Залива несут две взаимоисключающие черты: "они подобны больному человеку, у которого за внешними признаками болезни скрыта истинная. У государств Залива присутствуют симптомы типа присущих развитому миру, с одной стороны, и, с другой, недуги, характерные для развивающегося (или слаборазвитого) мира. В результате возникает парадокс: социумы Персидского залива отличает высокий уровень национального дохода и отсталость в социально-экономическом развитии одновременно, причем на фоне высокого национального дохода численность населения низка"(107, с. 12).

Стоит также учесть значение традиционного наследия -мусульманской культуры, важной частью которой всегда были образование и наука. На этапе формирования ее в VII-VIII вв. мусульмане изучали культуру и весь опыт предществовавших цивилизаций, обогащали его своим творчеством и использовали на благо развития. До второй половины XI в.

наука на арабском языке шла в авангарде мировой культуры, хотя затем ее развитие замедлилось. Тем не менее, по выражению английского исламоведа У.Уотта, между глухим европейским средневековьем и эпохой Возрождения пролегла "великая эпоха переводов", когда европейская наука черпала знания из сочинений мусульманских ученых на арабском языке (см. 157, m.V). Это был один из факторов, что позволили европейским народам совершить свой рывок и встать во главе мирового процесса развития.

Арабская культура формировалась параллельно с арабской нацией, и понять ее можно лишь в комплексе разнообразных ее составляющих. В данном исследовании преимущественное внимание обращено на одну такую составляющую - просвещение и образование. В мусульманской трактовке понятие просвещения покоится на положениях мусульманской веры как целостной системы, призванной облегчить людям жизнь. Изучение религии всегда стояло среди первейших задач обучения, однако оно не отменяло важности светского образования. Преемственность культуры осуществлялась через образование.

С возникновения арабо-мусульманской культуры сформировались традиции исламского образования как открытого для всех, включающего самообразование, свободное проявление индивидуальности, разнообразие школ и программ. Создание первого университета современного типа "Низамийя"(по другим данным "Каравийин") английский историк Дж.Хуг относит к XI в. , обращая также внимание на широкий спектр специальных предметов и лекционную форму обучения, появившиеся тогда впервые (150, с.354). Ряд

западных авторов (З.Хонке, Дж.Дауэнборн и др. - см. 150) указывают, что мусульманская педагогическая мысль внесла заметный вклад в разработку новых систем образования, в устроение этапов обучения - начального, среднего и высшего.

Важной особенностью формирования мусульманской системы образования в пору расцвета стала видная роль в этом государства. Мусульманские правители расходовали значительные средства на развитие науки и учебных заведений, привлекали ученых из многих стран, поощряли создание библиотек.

В королевстве государство взяло на себя руководство процессом социального развития, важной частью которого является развитие культуры, поскольку функцией системы образования является в широком смысле воспроизводство культуры.

Саудовская Аравия сумела сохранить многие элементы наследия традиционной арабо-мусульманской культуры, сочетая их с заимствованиями из мировой культуры. Это вызвано тем, что:

Во-первых, Саудовская Аравия - это мост между западным миром и Азией.

Во-вторых, по конституционному устройству здесь положения шариата приложены к деятельности большей части политических, экономических и социальных учреждений. Коран служит конституцией для власти и жизни. Саудовская Аравия хорошо адаптировалась к реалиям XX века, сохранив свой арабизм и мусульманское лицо, решительно утверждая собственным опытом применимость мусульманских порядков для управления, власти и политики независимо от времени и

места. Она доказывает на опыте, что исламский строй не преграждает пути прогрессу и развитию, ибо основан на принципах справедливости, равенства, прогресса и развития.

В-третьих, в недрах королевства была найдена нефть, приумножившая экономический и политический вес государства.

В-четвертых, королевство - это та точка, к которой обращаются множество верующих. Это сообщает Саудовской Аравии особый религиозный статус и повышает ее роль на международном и региональном уровнях.

В-пятых, у королевства уникальный опыт построения единой нации, достижения в переводе государства из XVIII века в XX век за короткий промежуток времени.

Особая роль Саудовской Аравии в исламском и арабском мире, а также в жизни региона, ее мощное воздействие на культурно-религиозную сферу жизни огромных масс людей обусловливают актуальность и значимость исследования внутренней социо-культурной среды королевства как существенного фактора идеологического влияния, имеющего мировое значение.

Предмет исследования. Саудовское государство

добилось небывалого продвижения вперед в целом ряде областей. Однако наряду с достигнутым высоким уровнем прогресса и роста не отрицается и наличие ряда социальных проблем. Это побудило диссертанта предпринять собственное исследование, сосредоточенное в русле ответа на вопрос: каковы основные проблемы социального развития в области культуры и народного образования, проявившиеся в ходе

реализации государством своей долгосрочной стратегии в этих сферах?

Известно, что государство - важнейший институт политики, но государство также является важнейшим компонентом развития культуры. Государство играло и играет решающую роль в развитии и формировании всего процесса развития культуры в саудовском обществе. В данной работе наряду с рассмотрением общего развития саудовской культуры исследуются такие важные ее элементы как государственность, просвещение и подготовка кадров. Развитие саудовской государственности определяется принадлежностью к арабо-исламской цивилизации. Формирование государственности оказывается важнейшей предпосылкой развития культуры, государство выступает как организатор и решающий участник культурного строительства.

Развитие культуры рассматривается в связи с ее традиционной духовной и социальной основой, а также в качестве своеобразного "духовного производства", тесно связанного с бытийной основой существования общества, его хозяйственным и социальным развитием.

Образование анализируется прежде всего в виде социокультурного института - системы образования, включающего различные учебные заведения, что составляет важный элемент развития общества. Состояние образования более непосредственно, чем иные области культуры, зависит от политики государства.

Цель и задачи исследования. В данном

исследовании поставлены следующие цели и задачи:

выяснение конкретной социальной ситуации в Саудовской Аравии в донефтяной период и социальной эволюции общества в нефтяной период;

- анализ важнейших аспектов развития культуры в
королевстве под углом зрения политики государства в рамках
пятилетних планов;

оценка политики государства в сфере образования как части социально-экономического развития и как одной из важнейших сторон национальной культуры;

уяснение основных тенденций в развитии национальной системы образования и ее перспектив;

- выработка некоторых рекомендаций теоретического и
практического свойства по преодолению ряда негативных
последствий ускоренной модернизации в области культуры и,
в частности, в сфере образования.

Научная новизна диссертации. Научная новизна

данного исследования состоит в том, что в нем впервые в научной литературе комплексно рассматриваются процессы культурной эволюции и политика государства в этой сфере под углом зрения взаимодействия культурных и социально-политических факторов развития и становления национальных институтов подготовки кадров как важного условия модернизации и трансформации королевства. Такой подход позволяет заполнть новую нишу в исследовании культурной среды королевства. В большинстве работ проблемы культуры и образования в королевстве не раскрывались в специальной связке как интегральная часть общегосударственной политики, а оценивались как самостоятельные явления, протекающие на фоне друг друга.

Научная и практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее выводов и рекомендаций для совершенствования стратегии национального развития и практического планирования в области культуры и также в сфере образования, учитывая стремление автора увязывать проблемы культурного развития с общим ходом социально-экономических преобразований в королевстве.

Методологическая основа исследования состоит в опоре на исторический метод. Пользуясь им, автор не ограничивается простым подбором информации, а анализирует исходный материал, предлагает обобщения и выводы, опирающиеся на факты. Кроме того, автор использовал некоторые подходы разработанной западными и арабскими исследователями социологии развития.

Историография темы. При работе над

исследованием использовался широкий круг национальных саудовских и арабских источников по теме, а также разнообразный статистический материал. Прежде всего, это документы Высшего комитета по образовательной политике, документы министерства высшего образования, министерства просвещения и министерства планирования Саудовской Аравии, некоторых саудовских университетов, материалы ЛАГ и других межарабских организаций. Использовались материалы саудовской печати и некоторых арабских изданий.

Конкретно по данной теме в научной литературе не
имеется специальных работ. Можно предположить, что часть
исследователей руководствовалась определенными

политическими подходами, а другая часть предпочла сосредоточить свое внимание и усилия на периоде древней и

средневековой истории, на истории ислама или на узкоконкретных вопросах социального развития Саудовской Аравии. Однако, имеется ряд важных обобщающих работ арабских, западных и российских авторов, на достижения которых опирался диссертант в ходе работы над данным исследованием.

Исследование А. Хасана Абу Алийя "Социальное реформирование при короле Абдель Азизе" (Эр-Рияд, 1976) посвящено рассмотрению основных проблем социальной эволюции саудовского общества в донефтяной период. В то время, как внимание большинства историков было привлечено к событиям политической жизни Саудовской Аравии в годы правления короля Абдель Азиза, автор избрал объектом своего исследования социально-культурную историю в период, охватывающий около полустолетия. На основе большого фактического материала автор делает убедительные выводы. В частности, он отмечает превращение общества из замкнутого, закрытого в открытое, указывает на новый принцип стратификации саудовского общества по культурным и экономическим показателям, в то время как традиционный принцип трайбализма ушел в прошлое.

Исторические условия, в которых начиналась социальная трансформация саудовского общества, детально рассмотрены в книге известного саудовского государственного деятеля X. Вахбы "Пятьдесят лет на Аравийском полуострове"(Каир, 1960). В монографии английского автора Дж. Филби "Аравийские нефтяные авантюры"(Вашингтон, 1964) содержится обильный фактический материал, относящийся к

периоду становления и развития нефтяной промышленности в Аравии.

Для верного понимания характера и значения экономического прогресса как важного фактора устойчивого развития культуры диссертант использовал работы известных арабских экономистов А. Ассаха, А. С. Дахляна, М. А. Каббани и других по разным аспектам экономического развития Саудовской Аравии

В монографии А. Н. Субеи "Воздействие открытия нефти на саудовское общество на примере Восточной провинции"(Эр-Рияд, 1989) автор убедительно и глубоко вскрывает противоречивое влияние нефтяного фактора на социальное развитие, указывает как положительные, так и отрицательные стороны его воздействия на традиции и обычаи, жизненный уклад, устройство жилья, обряды, организацию общественной жизни, народное искусство, то есть на то, что в совокупности составляет традиционное культурное наследие. Автор отмечает в своей работе, что с наступлением нефтяного периода истории аграрно-кочевое общество превратилось в промышленное общество, изменилась его структура, уровень культуры и доходов, профессиональная и бытовая ориентация его членов, исчезли многие социальные феномены, а прибывшая извне рабочая сила принесла с собой новые традиции и обычаи. Автор приводит много важных исторических сведений, но его работа лишена научного анализа и практических рекомендаций.

Использовался известный труд английского исламоведа У.Уотта "Влияние ислама на средневековую Европу" (1972), в котором показано большое положительное влияние,

оказанное арабо-мусульманской культурой, на процесс общемирового культурного развития. В книге английского автора Л. Даниеля "Развитие традиционного общества"(1958) анализируется процесс внутренних перемен в традиционном восточном обществе в ходе его модернизации, рассматривается взаимодействие внешних и внутренних факторов, их влияние на социальное развитие. Диссертант учитывал некоторые важные выводы и обширный фактический материал в труде английского историка Дж.Хуга "Политика в области образования"(1984).

Исследование С. М. Челеби "Нефтяные доходы и изменения в саудовском обществе"(Джидда, 1989) содержит две части - теоретическую и описательную. В первой части исследовательница анализирует связи между процессом роста нефтяных доходов и изменением некоторых общественных ценностей, в том числе, отношений к образованию, работе, потреблению, семейным ценностям. Автор указывает, что в саудовском обществе меняется точка зрения на развитие, становящееся теперь желанной целью в обществе, что превращает индивида-саудовца из объекта в субъект преобразований, повышает степень его взаимодействия с обществом. Во второй части приводится большой фактический материал, полученный при полевых исследованиях, объектом которых стал город Джидда с пригородами. Автор строит свое исследование на конкретных ответах респондентов на вопросы анкеты, устами которых говорит само саудовское общество. Исследование свободно от тенденциозности в освещении положительных сторон саудовского развития.

Автор сумел ознакомиться с вышедшим на русском языке
справочником "Современная Саудовская Аравия"(1998),
содержащим сводные данные по системе образования
королевства, а также с важнейшими положениями глубокой и
интересной книги российского востоковеда Б. Ерасова
"Социальная культурология"(1996) и монографии "Эволюция
восточных обществ: синтез традиционного и

современного"(1984), что существенно помогло

теоретическому осмыслению проблем развития культуры, в частности, политике государства в сфере культуры. Большое значение имели для диссертанта труды Р.Н.Андреасяна, А.М.Васильева и А.И.Яковлева, посвященные рассмотрению различных сторон новейшей истории Саудовской Аравии.

Из новейших работ на арабском языке, посвященных проблемам образования, необходимо выделить исследование А. А. Джаляля "Облегченное образование и отстающее развитие. Введение в изучение системы образования нефтедобывающих стран Залива"(Эль-Кувейт, 1985). На основе рассмотрения большого фактического материала автор сосредоточивает свое внимание на оценке эффективности существующей системы образования в нефтедобывающих странах Аравийского полуострова, в том числе в Саудовской Аравии. Много внимания уделено анализу роли образования в социальном развитии общества, при этом автор особо выделяет роль государства, которое определяет и направляет процесс культурного развития. В работе прослеживается целый ряд проблем, встающих перед образовательным процессом в нефтедобывающих странах Персидского залива, главной из которых он видит проблему

эффективности образования. Диссертант считает эту работу одним из немногих объективных исследований социального развития в его культурно-образовательном аспекте на материале нефтедобывающих стран Аравийского полуострова. В 1995 г. вышла новая книга А. А. Джаляля "Просвещение и развитие. Оценка достижений и противостояние вызовам в арабских государствах Залива", в которой содержатся сопоставительные данные и выводы по состоянию образования во всех нефтяных монархиях Залива, а также заключения о влиянии развития образования на общий процесс развития.

Отдельные вопросы развития культуры и проблемы саудовской системы образования на разнообразном фактическом материале освещаются также в работах саудовских и арабских авторов А. Васи, А. В. Ахмеда, М. С. Басама, Н. бен Абдель Азиза Дауда, С. X. Захрани, Р. А. Кильза, Ф. Т. Ибрагима, Д. Салеба и других.

Объективные предпосылки формирования современных культурных структур

Наиболее развитая в начале XX века часть Аравии -Хиджаз всегда был на особом положении. Ежегодное паломничество обеспечивало более или менее устойчивый уровень хозяйственной деятельности значительной части населения, закрепляло за ним особый статус и общественный вес в арабском мире, а также способствовало культурным контактам с внешним миром. В то же время, это не избавляло Хиджазский вилайет от внутренних неурядиц и от давления извне. Хиджаз, особенно в последний период существования Оттоманской империи, подвергался национальному гнету и культурному "отуречиванию".

До введения современной системы образования в разных частях нынешней Саудовской Аравии школьное обучение предлагалось в учебных заведениях трех типов: первый -унаследованные от прошлого традиционные куттабы, кружки при мечетях и улемах; второй - государственные турецкие школы; третий - традиционные частные школы нерегулярного режима с более широкой программой.

Согласно статистике министерства просвещения, незадолго до начала первой мировой войны число начальных школ в Хиджазском вилайете достигло 78. В задачу государственных школ входило распространение турецкого языка и подготовка для правительственных учреждений чиновников, владеющих им. Кроме того, преподавались начала арифметики. Однако антинациональная сущность этих школ, несмотря на безусловную их полезность с точки зрения распространения образования в непросвещенном обществе, вызывала скрытый протест в арабской среде. Неприятие коренным населением турецкой школы вызвало появление частных школ (116, с.9).

Один из видных граждан Джидды - хаджи М. Али Зейнал возглавил движение против запланированного турецким правительством изменения культурно-языковой ситуации. Для этого он основал в Джидде в 1905 г. и в Мекке школы, получившие название "Фалях"("Успех"). Этот шаг нашел отклик в мечетях, в семьях горожан, что привело к практическим шагам по созданию новых школ. Согласно приведенной выше классификации эти школы попадают под третий тип: в них давались дополнительные материалы по сравнению с государственными. Однако обучение в этих школах было доступно лишь детям из обеспеченных семей.

Наращивание культурно-просветительского потенциала шло не только по линии школ. Единение хиджазского общества и сплоченность его лидеров нашли отражение в создании "Молельного клуба"("Нади ас-Салят") в Джидде. Этот клуб объединял любителей культуры, литературы и спорта. В частности, в него вошли отец основателя школ "Фалях"хаджи З.Али Реда (106, с.50).

Естественные потребности развития содействовали продвижению местного общества по пути прогресса, хотя достижения эти были небольшими и охватывали ограниченные контингенты людей. Целый ряд достижений такого рода реализовывался через каналы турецкого присутствия. Так, турецкие власти основали типографию, в которой началась публикация "Ежегодника Хиджазского вилайета"на турецком языке и еженедельной газеты под названием "Хиджаз". Позднее была создана газета "Шамс аль-Хакика"("Солнце истины"). Обе газеты печатались на арабском языке в турецком оформлении, они не представляли для местных жителей большой информационной и литературной ценности. Турецкий журнал население просто игнорировало (62, с.201).

В годы пребывания на посту Великого Шерифа Мекки шерифа Хусейна из династии Хашимитов в 1916 г. в Мекке начала издаваться газета "Кибла", в 1920 г. появилась газета "Фалях", в 1925 г. выходила газета "Барид аль-Хиджаз"("Вестник Хиджаза").

Внутренняя готовность саудовского общества к восприятию перемен в сфере культуры

В мировой социологической литературе принято считать, что социумы Персидского залива отличает высокий уровень национального дохода и отсталость в общественно-политическом отношении одновременно, причем в сочетании с небольшой численностью населения. Все это служит обоснованием для отнесения данной группы стран к "зависимым странам". Ш.Битлгейм писал: "По моему личному мнению, если проблемы обездоленных народов считаются проблемами слаборазвитых стран, не получая названия научно более точного, то это фокусничество в исполнении любителей наживы, дармоедов и играющих на отсталости. Экономисты, некритически употребляющие термин "слаборазвитые страны", открыто или завуалированно исходят из того, что данные страны в настоящий момент находятся на стадии экономического роста, отставая от того, что достигнуто странами развитыми, - мысль, реальности не отражающая. На взгляд таких экономистов, низкий уровень личных доходов выступает одним из важнейших показателей отсталости. Эти экономисты очень часто замечают, что темп прироста населения в странах, называемых "слаборазвитыми", обычно очень близок к темпам прироста национального дохода в тех странах, где происходит застой или снижение среднедушевого дохода. У некоторых экономистов это называется "порочным кругом отсталости". Вот почему определение "зависимые страны"научно оправдано: данные страны переживают состояние экономической и политической зависимости от могучих сил Запада и Востока"(72, с.40).

Но названная зависимость не буквально однозначна, хотя и не ограничивается сферами политики и экономики, а распространяется и на сферу культуры, хотя и не столь прямо и непосредственно, как на первые две. Саудовский министр по делам паломничества согласен с тем, что развивающиеся страны переживают состояние унизительной зависимости. Министр задается вопросом: "Как можно говорить о зависимости, когда основная часть государств уже обрела свободу и независимость, оформившись политически, экономически и социально? Тогда какую форму зависимости мы имеем в виду? Конечно же, мы не считаем за зависимость, что народы развивающихся стран полностью лишены воли, просто эта воля скована убыстренным темпом века, эти народы поспешают за ним, стремясь добрать недостающее и сравняться с веком, будучи убеждены, что именно в этом состоит сущность современной цивилизации и путь к ней. Они закупают блага цивилизации и обставляются ими, не утруждая себя их производством и сбережением. От этого ценность благ цивилизации для них пропадает, они не умеют с ними обращаться, они ощущают беспомощность в овладении их устройством, правилами управления и методами усовершенствования. Зависимость четко проявляется в готовых социальных, политических и экономических структурах, заимствуемых развивающимися странами из-за рубежа без учета собственных традиций и культуры. Они пересаживают это в собственное тело, а потом следуют одна за другой отчаянные попытки к исправлению негативных последствий такой странной пересадки"(127, с. 12).

Определенная выше зависимость существенно осложняла принятие в саудовском обществе нововведений, но этот процесс шел не стихийно, а был планируемым государством.

Экономическая и социальная политика правительства в 70-80-е годы вызвала в саудовском обществе качественные сдвиги, выразившиеся не только в укреплении положения современных, новых социальных групп, но и в изменении отношения внутри как новых, так и старых социальных групп к традиционному наследию. Участие в современном промышленном производстве или занятость в современных административных учреждениях вызывали изменения в психологии саудовцев и в их отношении к некоторым традиционным нормам поведения, ценностям, идеалам, привычным отношениям в семье и в быту.

Государственная стратегия развития сферы образования

Конкретным проявлением государственной стратегии в сфере образования стали пятилетние планы социально-экономического развития, частью которых были тенденциозные программы народного образования. За этими планами стоит солидный набор стратегий полномасштабного развития духовной и гуманитарной культуры, науки и техники, что отвечает нуждам саудовского общества.

Во имя осуществления этой цели выделялись ассигнования на строительство новых школьных зданий и подготовку дополнительных контингентов учителей. Наличные ресурсы направлялись на разработку и проведение в жизнь усовершенствованных учебных планов, отвечающих уровню современности и потребностям национального развития. Снабженные новейшим оборудованием школы стали неотъемлемой чертой сегодняшнего саудовского общества.

Саудовское общество испытвало гнетущее влияние неграмотности, подавлявшей возможности развития, и поэтому в пятилетних планах первостепенное внимание было уделено ликвидации неграмотности. Достижения в этой области оказались велики со всех точек зрения.

Неграмотность снизилась к началу 90-х годов до 10%, а окончательная и полная ее ликвидация предусмотрена государственными планами к 2000 г.

В основных направлениях пятилетних планов предусмотрено совершенствование системы просвещения и научных исследований. Деятельность научно- исследовательских центров, возникших в рамках государственного образования, поощряется, им оказывается помощь финансами и кадрами. Создана сеть образовательных учреждений для подготовки кадров без отрыва от производства.

Государство не жалело средств на образование. Первый пятилетний план социально-экономического развития на 1970-1975 гг. был составлен так, что из объема общих бюджетных ассигнований на цели образования выделялось 666 млн.сауд.риалов или 9,8%. По шестому пятилетнему плану на 1995-2000 гг. бюджет образования определен в 27,7 млрд.сауд. риалов, что составляет 18,5% всего государственного бюджета.

Государство приняло на себя все расходы по высшему образованию, которое бесплатно на всех этапах и по всем видам. Студенты получают месячную стипендию ( на естественных и технических факультетах 1000 сауд.риалов, на гуманитарных - 850 сауд.риалов). Кроме того, по результатам окончании учебного года студентам-отличникам выплачивается дополнительно 1000 сауд.риалов. Все студенты получают единовременное пособие по 3 тыс.сауд. риалов для приобретения учебников, книг и справочной литературы. Для публикации своего научного труда магистранты получают 3 тыс.сауд.риалов, аспиранты - 4 тыс.сауд.риалов. Учащимся-иностранцам выплачивается по 900 сауд.риалов. Студенты пользуются рядом льгот (бесплатный проезд внутри королевства, питание по сниженным ценам, бесплатное обеспечение жильем и медицинское обслуживание и т.п.). Общая стоимость обучения студента университета составляет 43 800 - 58 000 сауд.риалов (48, с.95). Университеты имеют возможности для самофинансирования, как благодаря выполнению частных заказов на научные разработки и исследования, так и путем принятия даров, завещаний, пожертвований.

Важно подчеркнуть, что общая сумма, выделяемая в конце 90-х годов в государственном бюджете на университеты составляла в среднем около 14% всех расходов на образование и около 3% всех государственных расходов.

Необходимо упомянуть о том, что каждый университет самостоятельно использует свой бюджет, утвержденный королем и контролируемый Генеральной инспекцией.

Просвещение, образование и участие в культурном процессе позволяют личности успешно решать возникающие проблемы, активно включиться в процесс национального развития. Осознавая долгосрочные цели общества и видя возникающие на пути их реализации трудности, индивид, имеющий научно-культурный багаж, становится основной фигурой, рационально использующей материальные и иные ресурсы общества и восполняющей эти ресурсы по имя процветания и прогресса.

Похожие диссертации на Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы