Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Церковь и государство в церковно-политической мысли Джона Ланкастера Сполдинга Мякшин, Василий Александрович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мякшин, Василий Александрович. Церковь и государство в церковно-политической мысли Джона Ланкастера Сполдинга : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Мякшин Василий Александрович; [Место защиты: Ин-т всеобщ. истории РАН].- Москва, 2013.- 285 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/154

Введение к работе

Актуальность и научная значимость исследования. В истории католической церкви США выделяются три ключевых «переходных» периода, в которые взаимодействие католицизма и американской культуры было наиболее глубоким и ощутимым, ознаменовав значительные изменения в системе католических ценностей.

Наиболее значимым для идеологического становления американского католицизма представляется второй период – с 1880 по 1917 гг. – время быстрых демографических, социальных, научных и интеллектуальных изменений, оказывавших влияние на жизнь не только американского государства, но и католической церкви. Он стал возможен благодаря начавшемуся в середине XIX в. поступательному развитию на территории США католицизма, превратившегося в самую крупную деноминацию страны. В результате во второй половине XIX в. католическая церковь США достигла доселе невиданного роста и нуждалась в систематизации и осмыслении своего опыта существования в условиях американского государства. Соответственно, в ту эпоху ни одна из проблем не вызывала столь значительного интереса и столь бурного обсуждения, как поиск идеальной модели взаимоотношений церкви и государства.

Систематизация накопленного на протяжении XVIII – первой половины XIX вв. опыта существования церкви в условиях американской демократии осуществлялась в трудах виднейших католических интеллектуалов того времени. На рубеже XIX–XX вв. наиболее значимым американским католическим мыслителем был первый епископ Пеории Джон Ланкастер Сполдинг (1840–1916). Сполдинг принимал активное участие в жизни католической церкви США – в ее просветительской, образовательной и синодальной деятельности. Современники Сполдинга признавали его огромный вклад в развитие американского католицизма.

Влияние первого епископа Пеории на идеологическое развитие современной ему церкви, «по-видимому, превосходило влияние любого другого американского католического прелата». По словам римского папы Пия Х, «немногие епископы оказывали столь значительное воздействие на жизнь людей, какое оказывал епископ Сполдинг – даже за пределами религии и за пределами католической деноминации».

Таким образом, актуальность и научная значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что оно посвящено наследию церковного деятеля, первостепенное влияние которого на идеологическое развитие американского католицизма конца XIX – начала XX вв. признавалось уже его современниками. Соответственно, работа может способствовать лучшему пониманию второго «переходного» периода истории католической церкви США – ключевой вехи в ее становлении.

Диссертационное исследование представляет интерес не только в связи с событиями церковной истории, но и в связи со сложившимися на территории современной России отношениями между церковью и государством. Актуальность работы обусловлена необходимостью осмысления путей развития церковно-государственных отношений в многоконфессиональном обществе, существующем в условиях Российской Федерации – молодого демократического, многонационального, федеративного государства. Это осмысление требует обращения к опыту других демократических, многонациональных, многоконфессиональных, федеративных государств, таких как США, где – подобно России – церковь отделена от государства. Таким образом, знание американской модели церковно-государственных отношений и ее оценки со стороны Сполдинга может сыграть позитивную роль в осмыслении опыта взаимодействия духовной и светской власти на территории современной России.

Объект исследования – церковно-политические воззрения Д.Л. Сполдинга.

Предмет исследования – ключевые аспекты церковно-политических воззрений Д.Л. Сполдинга на современную ему модель взаимоотношений католической церкви и государства в США; его концепция места церкви и положения католиков в государстве с демократической формой правления.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации – выявление ключевых составляющих церковно-политической концепции Д.Л. Сполдинга по вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в США.

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:

  1. Выявить ключевые факторы, оказавшие влияние на идейное формирование Сполдинга и его церковно-политические воззрения.

  2. Проанализировать содержание представленной Сполдингом модели взаимоотношений церкви и государства.

  3. Обнаружить церковно-политические истоки «американизма» Сполдинга, показав его взаимосвязь с проблемой «двойной» лояльности.

  4. Определить роль Сполдинга как церковно-политического деятеля и его вклад в идеологическое становление американского католицизма.

Хронологические рамки исследования определяются содержанием избранной темы, а именно периодом писательской деятельности Д.Л. Сполдинга, т. е. с 1866 по 1905 гг. Кроме того, охватываются как более ранний, так и более поздний периоды – с целью выявления истоков идеологического развития церковно-политической мысли Сполдинга в период его писательской деятельности и ее рассмотрения в контексте последующей традиции католической мысли.

Методологическая основа исследования – принцип историзма и историко-сравнительный метод, позволяющие системно и комплексно проанализировать церковно-политическую мысль Д.Л. Сполдинга в контексте идеологического развития современной ему эпохи.

Научная новизна исследования. Несмотря на значение XIX в. для становления католической церкви на территории США, наследие многих видных представителей американской католической мысли XIX в. все еще не изучено – ни в западной, ни в отечественной историографии.

В первую очередь это относится к трудам Сполдинга. Несмотря на значительный вклад первого епископа Пеории в идеологическое становление американского католицизма, его учение о соотношении церкви и государства остается во многом неизученным. До сих пор в западной историографии не было написано ни одной научной работы, посвященной учению Сполдинга о соотношении духовной и светской власти.

Применительно к отечественной историографии проблема изучения наследия первого епископа Пеории, равно как и истории американского католицизма в целом, оказывается гораздо более острой. Об этом свидетельствуют и сами отечественные историки.

Следствием недостаточного внимания к истории католицизма в Северной Америке являются различного рода стереотипы. Например, представление об увеличивающемся в ходе американо-филиппинской войны 1899–1901 гг. «совпадении интересов католической церкви и американских империалистов». Затрагиваемые в настоящем исследовании антиимпериалистические взгляды Сполдинга дают все основания считать слишком односторонним такое восприятие внешнеполитической позиции современного ему американского католицизма.

Таким образом, по причине неизученности тема исследования представляется актуальной и научно значимой. В отечественной историографии ХХ – XXI вв. данная работа является первым научным трудом, посвященным описанию американского католицизма на рубеже XIX – XX вв.

Научная новизна получила воплощение в следующих ключевых положениях исследования, выносимых на защиту:

  1. Церковно-политическая мысль Д.Л. Сполдинга в первую очередь является попыткой развернутого идеологического обоснования лояльности католиков США по отношению одновременно и к церкви, и к государству – наряду с их правом на полноценное участие в религиозной, образовательной, социальной и политической жизни страны.

  2. Учение Сполдинга о взаимоотношениях церкви и государства испытало двоякое влияние. С одной стороны, влияние средневековой европейской политической традиции в лице Фомы Аквинского. С другой стороны, влияние американской политической мысли XIX в. в лице его старших современников О.А. Браунсона и И.Т. Хекера.

  3. Этические утверждения Сполдинга раскрывают в нем «американиста» в церковно-политическом отношении, являясь логическим следствием учения о «двойной» лояльности католика, как члена одновременно и церкви, и государства.

Источниковая база исследования. В диссертационном исследовании предложена классификация источников на четыре основные группы. 1. Труды Сполдинга, которые принесли ему «национальное и даже международное признание». В период с 1873 по 1905 гг. Сполдингом было написано четырнадцать книг исторической, церковно-политической, образовательной и социальной направленности, в которых он неизменно обращается к обоснованию американской модели церковно-государственных отношений и лояльности католиков США по отношению к институтам духовной и светской власти.

Помимо книг, Сполдинг является автором тридцати шести статей, опубликованных на страницах авторитетных католических (“The Catholic World”, “American Ecclesiastical Review”, “Catholic University Bulletin” и др.) и светских (“The North American Review”, “The Forum”, “The Arena”, “Educational Review” и др.) периодических изданий – причем не только североамериканских, но и европейских (например, “Dublin Review”). В прессе первый епископ Пеории часто высказывался от лица американской католической иерархии и католиков США в целом в связи со злободневными проблемами общественной и церковной жизни. Фактически в ту эпоху Сполдинг во многом стал «голосом» католической церкви США в американской прессе. Значительная часть статей первого епископа Пеории имеет церковно-политическую направленность.

Учение Сполдинга о церкви и государстве также раскрывают его предисловия к книгам современных ему американских авторов, например, к написанной Д. Макговерном биографии епископа Д. Макмюллена.

Наряду с книгами, статьями и предисловиями к книгам пониманию учения первого епископа Пеории о взаимоотношениях духовной и светской власти во многом способствуют тексты его многочисленных публичных выступлений. Из выступлений Сполдинга наибольшее значение для исследования имеют: проповеди, произнесенные 16 и 27 ноября 1884 г. на Третьем пленарном синоде в Балтиморе, а также 21 марта 1900 г. в церкви Джезу в Риме; доклады, представленные 30 апреля 1899 г. на заседании Антиимпериалистической лиги США в Чикаго и 9 июля 1901 г. на заседании Национальной Образовательной Ассоциации в Детройте; речи, произнесенные в Вашингтоне по случаю закладки краеугольного камня в основание Католического Университета Америки (24 мая 1888 г.) и освящения Колледжа Святого Креста (13 октября 1899 г.).

2. Труды североамериканских и европейских предшественников и современников Сполдинга. В диссертации использованы сочинения: историков, политических и общественных деятелей XIX – начала XX вв.; видных представителей интеллектуальной элиты той эпохи – католиков, протестантов, православных.

3. Официальные документы Ватикана и католической церкви США. Из официальных документов Ватикана особое значение для исследования имеют постановления римского папы Льва XIII – в первую очередь, обнародованное 22 января 1899 г. апостольское послание “Testem Benevolentiae”.

4. Светские документы. Из официальных светских документов наибольшую важность представляют: Конституция США, «Акт о религии» (“An Act concerning Religion”) колониальной ассамблеи штата Мэриленд, Конституция штата Массачусетс.

В целом, тема данного исследования обеспечена обширной источниковой базой, создающей необходимую основу для решения поставленных задач.

Степень научной разработанности темы (историография). В отечественной исторической науке проблеме становления церковно-политических взглядов Сполдинга по вопросам взаимоотношения церкви и государства не было уделено специального внимания. Магистерская диссертация А.П. Лопухина «при благоприятных обстоятельствах могла бы стать прекрасным отправным пунктом исследований американского католицизма в России» – равно как и исследований, посвященных наследию первого епископа Пеории. К сожалению, вплоть до конца 1960-х годов в России обстоятельства для научного изучения истории католической церкви не были благоприятными. На протяжении длительного времени отечественным трудам о католицизме зачастую были присущи «догматизм и пропагандистская некомпетентность».

Лишь с конца 1960-х гг. «начинается мучительный процесс возвращения к здравому смыслу и критериям нормальных научных исследований». В результате в конце 70-х – начале 80-х гг. «происходит прорыв в религиоведческих исследованиях в отечественной американистике». В первую очередь этот прорыв оказался возможен благодаря трудам А.А. Кисловой и С.Б. Филатова. Филатов обращается к проблематике послания “Testem Benevolentiae”, справедливо усматривая в факте его опубликования церковно-политическую подоплеку и указывая на Сполдинга, как на «американиста». Тем не менее, с его утверждением относительно «антиинтеллектуализма» современного Сполдингу американского католицизма едва ли возможно согласиться.

Первостепенное значение для понимания политических реалий во времена Сполдинга имеют исследования В.В. Согрина.

В зарубежной исторической науке формирование Сполдинга как церковно-политического и общественного деятеля является предметом рассмотрения в первую очередь североамериканской католической историографии.

Вплоть до начала 1960-х гг. интерес к наследию первого епископа Пеории со стороны североамериканских историков не был систематическим.

Систематическим исследование личности и идей Сполдинга стало лишь в 1960-е – 70-е гг. – во многом под влиянием провозглашенной II Ватиканским собором идеологической «либерализации», легитимировавшей плюрализм в исторических и богословских исследованиях. До начала 1970-х гг. к многим составляющим религиозной мысли первого епископа Пеории историки вообще не обращались. В первую очередь это относится к проблеме так называемого «американизма», т. е. конкретных либеральных идей, осужденных римским папой Львом XIII в апостольском послании “Testem Benevolentiae”. Яркими образцами американской католической «ревизионистской» литературы, в которых была поставлена и рассмотрена проблема «американизма» Сполдинга, стали диссертационные исследования Д.П. Киллена и Р.Н. Баргера – написанные в десятилетие «беспрецедентной продуктивности в изучении американского католицизма».

С середины 1970-х гг. интерес к наследию первого епископа Пеории пошел на спад и возродился лишь в начале 1990-х гг. Из современных исследований наибольшее биографическое значение имеет диссертация У. Голлара.

В целом, из одиннадцати полностью или частично посвященных Сполдингу и защищенных в университетах США и Канады в период с 1930 по 2006 гг. диссертаций нет ни одной, развернуто и последовательно излагающей его учение о церковно-государственных отношениях. То же самое можно сказать и в отношении посвященных первому епископу Пеории статей.

Приводимый в диссертации обзор степени научной разработанности темы показывает, что ни в рамках отечественной, ни в рамках западной историографии не было представлено ни одного исследования, развернуто излагающего церковно-политическую мысль Сполдинга. К учению Сполдинга о церкви и государстве исследователи обращались лишь опосредованно: либо в связи с ключевыми событиями биографии первого епископа Пеории, либо в связи с его образовательными и социальными идеями.

Практическая значимость исследования. Диссертационное исследование имеет большую практическую значимость, обусловленную актуальностью проблемы взаимодействия духовной и светской власти для современной общественной жизни в России. В XXI в., «когда роль религии в постсоветском обществе значительно возросла, как никогда важно осмыслить опыт взаимоотношений церкви с государствами с различными формами правления, будь то монархия или республика, демократия или авторитарные режимы». Соответственно, важным представляется и обращение к трудам Сполдинга, раскрывающим его восприятие взаимоотношений католической церкви с демократическим государством.

Кроме того, диссертация может быть использована в качестве материала для подготовки учебных пособий, лекционных курсов и семинарских занятий.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в выступлениях на заседаниях Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН и академических семинарах, а также получили отражение в статьях, опубликованных в научных изданиях, входящих в утвержденный ВАК РФ перечень рецензируемых журналов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, подразделенных на параграфы и подпараграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Церковь и государство в церковно-политической мысли Джона Ланкастера Сполдинга