Содержание к диссертации
Стр.
ГЛАВА 1. Источники и литература 10
1. Характеристика источников 10
2. Степень изученности проблемы в научной литературе 32
ГЛАВА 2. Проблемы отношений Церкви и государства в светской
консервативной публицистике 40
ГЛАВА 3. Церковно-государственные отношения в церковной периодике
50-90-х гг. Х1Хв 91
1. Профессора духовных академий об отношениях Церкви и государства.91 2. Интерпретация церковно-государственных отношений во взглядах
церковных иерархов 126
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 166
Введение к работе
Определение Россией собственной цивилизадионной идентичности является одной из важнейших задач исторического бытия российского суперэтнического социума. Его ключевым структурным компонентом является русский народ, несущий целый ряд государство- и культурообразующих функций. Многие из них остаются подлинной terra incognita, нуждаясь в специальном глубоком исследовании, тогда как другие изучены поверхностно либо неполно. Одной из таких, мало изученных тем, является весьма многогранный вопрос о связи и взаимоотношениях высшего сакрального Идеала с прагматической действительностью, наиболее организованными носителями которых являются, соответственно, Церковь и государство в российской цивилизационной традиции.
Особенно значимой становится проблема конкретизации и сохранения идентичности становится в контексте современных глобализационных процессов. Реализующийся в настоящее время вектор глобализации несёт в себе прямую угрозу для России как самостоятельного субъекта мировой истории, В этой связи как никогда важным представляется укрепление в национальном сознании тех базовых моментов, которые являются основой российской самобытности. Российская политическая традиция всегда имела в своей основе своеобразный духовный опыт, включающий в себя специфические формы церковно-государственных отношений, ведущих своё начало от Византии. Пренебрегать этим опытом нельзя. Потому-то, с точки зрения дальнейших задач строительства российской государственности, изучение опыта прошлого при осмыслении церковно-государственных отношений приобретает особую актуальность.
Важная роль Православной Церкви в становлении и развитии русской государственности и культуры как самостоятельных субъектов всемирной истории является достоверным фактом исторической науки. Несмотря на существование в настоящее время ряда исследовательских работ, в этой области по-прежнему можно обнаружить многочисленные пробелы.
Правильнее будет сказать об отсутствии исследований, которые бы освещали данную проблему комплексно и на всём протяжении её исторического развития. При внимательном рассмотрении мы столкнёмся с большим количеством исследований, освещающих отдельные грани и исторические периоды данной проблемы, но не найдём работ, посвящённых истории церковно-государственных отношений в рамках православного ареала от возникновения христианства до Нового времени и в которых бы, помимо собственно исторической проблематики, серьёзно рассматривались бы источниковедческий, историографический и культурософский аспекты данной проблемы.
При этом история интерпретаций самой проблемы церковно- государственных отношений представляет собой не только академический интерес. Значимость религиозного фактора для судеб как мировой, так и Российской цивилизации в настоящее время общепризнанна и сомнений не вызывает. Следовательно, существует и настоятельная необходимость к выстраиванию чёткой схемы взаимоотношений государственных структур, институтов и органов власти с различными религиозными институтами. В силу упоминавшегося важного значения Православной Церкви в культурно- цивилизационном пространстве России, модель взаимоотношений властных структур Российского государства с РПЦ должна созидаться на прочном фундаменте, с учётом накопленного отечественного опыта осмысления и воплощения рецептов решения данной проблемы.
Между тем, вопросы истории и возможных перспектив развития взаимоотношений Православной Церкви и Российского государства поднимались в русской общественной и исторической мысли в качестве самостоятельной проблемы ещё в XIX веке. Особенно большое внимание ей было уделено в рамках консервативного направления. Причём, обсуждение вопросов отношений Церкви и государства было в этом случае не кабинетно- кулуарным, а гласно-публичным, т. е. было изначально рассчитано на привлечение внимания широкой публики. Общество как бы приглашалось к участию в обсуждении проблемы и выработке возможных вариантов решения вопросов высшего церковного управления, соотношения и прерогатив светской и церковной власти, возможного восстановления Патриаршества и церковных соборов. Мыслители консервативного направления призывали общество и власть опираться на исторический опыт России и Вселенской Церкви - можно сказать, что их призыв не утратил своей значимости вплоть до настоящего времени.
Источниковую базу диссертационного исследования составляют разнородные по своему происхождению и особенностям содержания группы источников. Первостепенная роль принадлежит публицистическим источникам - периодическим изданиям (газетам и журналам), а также публицистическим сборникам и брошюрам, в которых консервативными (светскими и церковными) авторами рассматривалась в различных ракурсах тематика церковно-государственных отношений. Также значимое место принадлежит архивным источникам (главным образом, из ГАРФ и РГАЛИ) из фондов личного происхождения, связанным с именами консервативных деятелей. Наконец, к исследованию привлекались также опубликованные ранее источники мемуарного и эпистолярного характера, хотя их роль сравнительно с первыми двумя группами в связи со спецификой исследования и представляется несколько меньшей.
Степень разработанности темы в научной литературе вплоть до настоящего времени явно недостаточна. Тема взаимоотношений Церкви и государства неоднократно затрагивалась в историческом аспекте в период до 1917г., но весьма избирательно, а также и в советской исторической науке, но с идеологически предвзятых позиций. Изучение же консервативных подходов к решению проблемы церковно-государственных отношений вообще находится в начальной стадии. Большинство исследований по истории русского консерватизма носят обобщающий характер, тема взаимоотношений Церкви и государства не выделяется в них в самостоятельном значении и потому рассматривается весьма кратко, в контексте общих рассуждений о политических идеалах отечественных консерваторов.
Поэтому, несмотря на весьма значительные усилия по освоению консервативного наследия русской мысли, едва ли правомерно будет утверждать, что оно изучена полностью. В этом отношении наблюдается явный дисбаланс в распределении научных усилий и субъективного интереса авторов, исследующих национальную общественную мысль. Явное предпочтение в научной литературе последних полутора десятилетий, т. е. с момента снятия идеологических ограничений отдаётся трудам русских консерваторов рубежа XIX - ХХвв., причём даже в их творческом наследии анализируются, прежде всего взгляды на проблемы внешней и внутренней политики, социально-политического и хозяйственного реформирования, национального вопроса и конспирологической тематики, тогда как вопросам церковно-государственных отношений отводится явно периферийное место. Таким образом, данная проблема, как бы выпадает из нашего поля зрения сразу по двум причинам: во-первых, тема взаимоотношений Церкви и государства проходит как второстепенная; во-вторых, предпочтение отдаётся консервативной мысли рубежа позапрошлого и прошлого столетий, тогда как чрезвычайно важный с точки зрения становления консерватизма, период второй половины XIX столетия отодвигается в тень, что приводит к искажённому восприятию истории духовной культуры России: русский консерватизм начала ХХв. предстаёт почти спонтанным явлением, порождённым исключительно ситуацией общественно-политического и духовно-идеологического кризиса Российской империи этого периода, т. е. конъюнктурным феноменом политизированного общественного сознания, не имевшим глубоких корней в отечественной богословской, философской, исторической и общественной мысли. Вполне закономерно, что тема церковно-государственных отношений при подобном восприятии специально не исследуется. Наконец, поскольку внимание как исследователей, так и читателей оказывается сконцентрированным, главным образом, на фундаментальных работах, ставших своеобразными символами русского консерватизма, постольку публицистическое наследие отечественных консерваторов 2-й половины ХГХв.оказывается не просто невостребованным, а кажется чем-то малозначимым и потому не несущим сколько-нибудь серьёзной мировоззренческой и аксиологической ценности. Более того, при таком подходе вне поля зрения оказывается целый ряд консервативных авторов, чьи взгляды и идеи излагались исключительно на страницах газет и журналов, никогда не будучи оформлены в виде отдельных изданий. Также необходимо учитывать, что работы славянофилов и церковных мыслителей, по основному комплексу своих идей и взглядов относящихся к консервативному крылу, часто вообще не являются объектом научного анализа.
Таким образом, актуальность избранной темы диссертационного исследования проистекает из следующих моментов:
возрастания роли Церкви в социально-политических процессах и цивилизационной значимости взаимоотношений Российского государства и Православной Церкви;
необходимости осознанного противостояния антинациональным и ассимиляционным тенденциям глобализационных процессов в сфере российского политического сознания и государственного строительства;
роста общественного интереса к проблеме духовно- национальной идентичности России в русле причастности к национальной духовно-культурной и политической традиции и, в этом русле - к творческому наследию русских консервативных мыслителей;
недостаточной изученности как самой проблемы церковно- государственных отношений, так и её интерпретаций и путей
возможного решения с учётом исторического опыта, предлагавшихся во второй половине Х1Хв. авторами консервативного направления. На основе доказанной выше актуальности темы диссертационного исследования можно сформулировать цель настоящей работы: это выявить общие и особенные черты во взглядах авторов консервативного крыла русской общественной мысли 2-й половины Х1Хв. на проблемы церковно- государственных отношений, высказанных в русских публицистических изданиях указанного периода.
Из сформулированной цели вытекают задачи исследования, заключающиеся в следующем:
сравнить взгляды отечественных публицистов на различные грани и проблемы церковно-государственных отношений в ходе исторического развития Русской Православной Церкви и Российского государства в различные периоды их истории;
проанализировать концептуальные подходы в публицистических выступлениях отечественных традиционалистских мыслителей к теоретическим и практическим вопросам прошлого и настоящего церковно- государственных отношений;
реконструировать консервативные модели взаимоотношений Православной Церкви и государства, предлагавшиеся авторами русскому правящему слою и широким слоям россйского общества в публицистических изданиях середины - второй половины Х1Хв.
возможность привлечения проанализированного в диссертации публицистического материала в качестве источниковой базы для дальнейших исследований в сфере отечественной традиционалистской мысли и истории церковно-государственных отношений;
использование работы как вспомогательного учебного пособия для студентов исторических, политологических и теологических специальностей;
применение материалов и выводов работы при решении современных вопросов взаимоотношений Церкви и государства в русле традиционализма и восстановления историко-культурной преемственности в российском социуме;
задействование данных диссертации в качестве информационной базы для теоретической и практической подготовки административных работников в процессе сотрудничества светских и клерикальных структур и институтов.
Объект исследования: публицистика России второй половины Х1Хв Предмет исследования: взгляды консервативных публицистов на проблемы истории, современности и перспектив церковно- государственных отношений.
Методология исследования основывается на принципах историзма, комплексного подхода, компаративизма и герменевтического анализа, в той степени, насколько последний применим к изучению публицистических текстов.
Научная новизна исследования заключается в изучении актуальной проблемы общественно-политической и духовно-культурной жизни России, ранее не являвшихся объектом комплексного анализа в данном ракурсе и не изученной как отдельная тема с привлечением обширного круга источников. В работе впервые предпринимается попытка анализа публицистики консервативного направления по вопросам церковно- государственных отношений.
Практическая значимость диссертации сводится к следующему: