Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Церковно-государственные отношения в Болгарии в 1944-1947 гг ...і 27
1.1 Митрополит Стефан и борьба за повышение статуса Болгарской православной церкви 27
1.2 Позиция БПЦ в отношениях с правительством Отечественного Фронта 56
1.3 Изменение роли и места церкви в жизни болгарского общества 79
Глава 2. Взаимоотношения церкви и государства в Болгарии в 1947-1953 гг 108
2.1. Отделение церкви от государства 108
2.2. Экуменический вопрос, Болгарская православная церковь и Московское совещание глав православных церквей 138
2.3. Восстановление болгарского патриархата (1953 г.) 174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 216
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников и ЛИТЕРАТУРЫ 222
ПРИЛОЖЕНИЕ 238
- Митрополит Стефан и борьба за повышение статуса Болгарской православной церкви
- Отделение церкви от государства
- Восстановление болгарского патриархата (1953 г.)
Введение к работе
Актуальность темы. События 9 сентября 1944 г. оставили неизгладимый след в истории болгарского народа и народов той части Балканского полуострова, где сохраняет свое влияние православная церковь.
Проблемы отношения церкви и государства в этих регионах особенно актуализировались, поскольку православная церковь, сыгравшая большую роль в процессе освобождения от турецкого гнета, становления национальнокультурной идентичности и формирования самосознания балканских народов, имела особое значение в жизни общества. События 1944 г. стали отправной точкой нового периода в развитии Болгарии. Страна встала на путь кардинальных изменений, затронувших основы прежнего общества.
Изменения коснулись всех сфер жизнедеятельности Болгарии, затронули они и церковь. На протяжении многих веков Болгарская православная церковь (БПЦ) играла важнейшую роль в жизни болгарского народа. В период османского владычества именно церковь стала последним оплотом самосохранения болгар как нации. Церковь помогала сохранить самосознание народа. Именно Болгарская православная церковь стала первым легитимным национально-политическим институтом, способствовавшим консолидации болгарского народа. Церковь стала одним из центров борьбы за независимость Болгарии, способствовала формированию болгарского народа, смогла уберечь народ от греческой и турецкой ассимиляции в период пятивекового османского владычества. Все эти обстоятельства определили особую роль и место церкви в жизни болгарского общества. Она обладала высоким авторитетом среди населения, выступая для него хранителем основ болгарской государственности и народной культуры.
В период бурных событий в Болгарии середины - второй половины 1940-х гг. церковь по-прежнему оставалась значимым фактором общественного развития страны. Она занимала важное место в образовательном процессе, влияя на формирование мировоззрения болгарского народа. Церковь активно участвовала в решении острых социальных проблем общества, занимаясь благотворительной деятельностью. Церковь являлась фактически государственной структурой, получая от государства субсидии и жалование для священнослужителей.
Основы такого положения церкви были сформированы с образованием независимого болгарского государства. С приходом к власти Отечественного Фронта в 1944 г. произошёл пересмотр отношений между государством и церковью. Это было время формирования новых церковно-государственных отношений в Болгарии, становления нового статуса церкви, определившего развитие страны на многие десятилетия. Изучение этого вопроса даст нам возможность понять все аспекты формирования общественной мысли в Болгарии во второй половине XX в.
После распада системы социализма в странах Восточной Европы, происходит возрождение притесняемой ранее церкви. Церковь вновь становится значимым общественным фактором. С,,изменением роли церкви в обществе происходил пересмотр церковно-государственных отношений.
Изучение взаимоотношений двух институтов актуально в связи с формированием новых церковно-государственных отношений в современной Болгарии. После падения социализма в Болгарии происходит переосмысление ценностей и поиск новых путей развития общества. Церковь в сложившейся ситуации является не только одним из важных факторов формирования нового пути современной Болгарии, но и одной из альтернатив её дальнейшего развития. Распад социалистического лагеря привёл к повышенному интересу к реальной истории стран «народной демократии», без идеологических окрасов и цензурных ограничений.
Стремление понять причины и ход событий периода социализма в Болгарии заставляют пересмотреть прежние оценки и характеристики. Изучение церковно-государственных отношений в социалистической Болгарии было сильно ограничено. Исследование отношений двух институтов позволит пересмотреть их роль в формировании новой болгарской государственности, расширит круг анализируемых проблем. История проводит ревизию взглядов на роль церкви в развитии государства, особенно это относится к Болгарии, где церковь являлась важнейшим фактором формирования национального самосознания народа. Церковь для болгар нечто большее, чем просто церковь. Историческая роль Болгарской православной церкви определяет интерес к её истории. Таким образом, актуальность проблемы определяется интересом исследователей к формированию исторического аспекта православия, взаимодействию церковных структур с государственными, схожестью моделей церковно-государственных отношений Болгарии и России. Анализ сфер коммуникативности между государством и церковью позволяет пересмотреть их роль в формировании новой болгарской государственности. Исследовательская значимость проблемы обусловлена развитием российско-болгарских отношений в наши дни на базе позитивного развития исторических связей этих братских народов. Тема церковногосударственных отношений в Болгарии представляет большой интерес с точки зрения изучения становления и развития этих взаимосвязанных институтов на протяжении нескольких столетий.
Объектом изучения данного исследования является религиознополитическая ситуация в Болгарии в период формирования социалистической государственности.
Предметом исследования являются отношения между церковью и государством в 1944 - начале 1950-х гг., действия государства, направленные на подчинение церкви своим политическим интересам и деятельность церкви, подчинённая задачам сохранения её внутренней самостоятельности.
Хронологические рамки исследования - период с 9 сентября 1944 г. по 10 мая 1953 г. Данный хронологический период выбран автором работы в соответствии с предметом исследования по следующим причинам:
1. Нижняя хронологическая граница обусловлена тем, что антифашистское восстание 9 сентября 1944 г. стало отправным событием не только в процессе формирования социалистической государственности, но и становления новых церковно-государственных отношений в Болгарии. Эта дата стала началом кардинальных изменений в отношениях междуцерковью и государством, коренным образом изменивших судьбу церкви в Болгарии.
2, Верхней хронологической границей является 10 мая 1953 г. - день избрания Болгарского патриарха. Спустя многие века, этот важный момент в истории БПЦ стал окончательным оформлением новых церковногосударственных отношений в стране.
Географические рамки диссертационного исследования охватывают политические и этнические границы Болгарии, сложившиеся в указанный хронологический период.
Степень научной разработанности. Рассматриваемый период церковно-государственных отношений в Болгарии недостаточно изучен в исторической литературе. Основное внимание исследователей было направлено на изучение более ранних периодов истории болгарской церкви.
Историографию проблемы можно разделить на отечественную и зарубежную.
Отечественная историография не обошла вниманием историю болгарской церкви. Большинство работ этой тематики принадлежит дореволюционным исследователям. Главным образом изучалась борьба болгарской церкви за свою независимость от Константинопольского патриарха. В этом ключе особое внимание уделялось вопросу о болгарской схизме, наложенной Вселенским патриархом. Первые работы были опубликованы сразу после образования Болгарского экзархата в 1870 г. Это публикации Т. И. Филиппова,' П. Тесовского"^ и Е. Голубинского'^. Между исследователями Т. И. Филипповым и П. Тесовским развернулась дискуссия по вопросу о праве болгарской церкви на самостоятельное развитие. В ' Филиппов т. и. Вселенский патриарх Григорий и греко-болгарская распря. СПб., 1882.
^ Тесовский п. Греко-болгарский церковный вопрос. Петроград, 1871.
' Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории православных церквей: болгарской, сербской и румынской или молдо-валашской. М., 1871.
частности П. Тесовский настаивал на праве болгарского народа на самостоятельную церковь. Т.И. Филиппов эту точку зрения не разделял. Идея П. Тесовского была продолжена в работах Т. А. Курганова*^.
Одной из первых работ по изучению взаимоотношений церкви и государства в Болгарии стало исследование И. Пальмова. Работа посвящена устройству болгарского экзархата, но в ней рассмотрены и церковногосударственные отношения в период экзархата. Автор попытался показать проблемы формирования отношений двух институтов^.
В начале XX в, появились работы, посвященные личности болгарского экзарха Иосифа. В 1915 г. увидела свет статья В. М. Верюжского, написанная по случаю кончины болгарского предстоятеля «Памяти блаженнейшего Иосифа, болгарского экзарха».^ Статья В. М. Верюжского «Историческая роль болгарского духовенства в народной и политической жизни Болгарии» была посвящена роли церкви в жизни общества в Болгарском княжестве. В статье имеется краткий обзор церковно-государственных отношений начала События 1917 г. и смена власти в России изменили направления исследований отечественных историков. Работа по изучению истории Болгарской церкви была прекращена. Это было обусловлено антирелигиозной политикой советского руководства. Ситуация частично изменилась в 1943 г., когда И. В. Сталин ослабил давление на церковь.
Работы по истории болгарской церкви стали появляться в конце 1940-х гг., после освобождения Болгарии советскими войсками. В это время вновь поднимается вопрос о снятии схизмы с БПЦ, что нашло отражение в религиозной печати^.
•* Курганов т. А. Исторический очерк тзеко-болгарской распри. Православный собеседник. Казань, 1873. Ч. * Папьмов и. Болгарская экзархийская церковь. Первоначальное и современное ея устройство. СПб., 1896.
*" Верюжский В. М. Памяти блаженнейшего Иосифа I, болгарского экзарха. Пг., 1915.
^ Он же. Историческая роль болгарского духовенства в народной и политической жизни Болгарии. Пг., 1916.
^ Шабатин И. И. Константинопольская патриархия и балканские славяне в 50-70-е гг, XIX в. // Журнал Московской патриархии. 1948. № 6.; Верюжский В. М. Происхождение греко-болгарского вопроса и болгарской схизмы //Журнал Московской патриархии. 1948. № 7, 10, 11, 12.
в последующие десятилетия непосредственное изучение истории церкви прекращается. Единственным аспектом, касавшимся церковногосударственных отношений, стало изучение проблем «культурной революции» в Болгарии после 1944 г. При рассмотрении этого вопроса исследователи обязательно касались необходимости проведения атеистической пропаганды, борьбы с религиозной идеологией, не совместимой с идеологией социализма. Культурная революция была призвана создать нового человека, свободного от «оков» религии. Работы подобного содержания выходили в 50-70-е гг. XX в. Среди них - Исследованием проблем в области науки, образования и культуры в НРБ занимался В. В. Бойко'^. Участник многих исторических для Болгарии событий, секретарь Софийской партийной организации К.Д. Дмитров, после переезда в СССР в 1925 г. занялся изучением строительства социализма в Болгарии . Сфера образования и культура были точкой соприкосновения церкви и государства в Болгарии в конце 1940-х гг.
Непосредственным изучением истории болгарской церкви в советский период историки не занимались, т.к. это не «приветствовалось» политическим руководством СССР. Единственными разрешёнными темами по истории церкви были темы, связанные с участием церкви в национальноосвободительной борьбе болгарского народа против османского ига. Редкими были статьи по современной истории БПЦ, написанные священниками и опубликованные в церковной печати. Однако глубокого анализа болгарской ' Авдеев В. А. Из истории борьбы Болгарской компартии за развёртывание культурной революции в НРБ (сентябрь 1944-1953). Дисс. насоиск. уч. степени к. и. н. М., 1956.
'" Касюн Р. П. Культурная революция - составная часть строительства социализма и коммунизма в НРБ. " Попов г. Н. Болгарские коммунисты в борьбе за осуществление культурной революции. (1944-1948 гг.).
Харьков, 1966.
'^ Бойко В. В. КПСС и БКП во главе братского сотрудничества советского и болгарского народов в развитии социалистической культуры. 1975.
'•' Дмитров К.Д. Строительство социализма в народно-демократической Болгарии. 1944-1960. М., 1964.
церкви в них не проведено. Среди авторов статей были архиепископ Григорий , архимандрит Антоний,'^ протоиерей В.И. Шпиллер'^ и т.д.
После распада Советского Союза в 1991 г. ситуация изменилась, появилась возможность свободного изучения церковной тематики, однако интерес исследователей в основном был сориентирован к проблеме грекоболгарских отношений. По данной проблематике работали такие отечественные исследователи как В.И. Косик, Г. Б. Кремнев,'^ Е. Павленко'^.
В середине 1990-х гг. выходит работа К. Е. Скурата «История православных поместных церквей», в которой имеется раздел, посвященный Болгарской Православной Церкви. Здесь прослеживается история от крещения болгар и до начала 1990-х гг. Рассмотрен в работе и социалистический период истории болгарской церкви. В целом работа носит обзорный характер'^.
Изучением болгарской церкви после Второй мировой войны занимается известный отечественный историк Т. В. Волокитина. Её перу принадлежит ряд публикаций по данной проблематике . В своих работах Т.В. Волокитина уделяет большое внимание внешнему фактору, влиявшему на формирование церковно-государственных отношений в Болгарии.
Статья доктора исторических наук В. И. Косика «Послевоенное церковное строительство в Болгарии и СССР» затрагивает проблему церковно-государственных отношений в конце 40-х гг. XX в."'. Учёный Григорий архиепископ. Московская церковная делегация в Болгарии // Журнал Московской патриархии.
1945. №5.
' ' Антоний, архимандрит. Болгарская православная церковь // Журнал Московской патриархии. 1959. № 5.
'* Шпиллер В., протоиерей. Болгарская Церковь и Московское совещание // Журнал Московской Патриархии. 1948. № II.
" Косик В. И. Кремнев Г. Б. Греко-болгарский вопрос // Леонтьев К. И. Восток, Россия и Славянство. М., '* Павленко Е. Ересь филетизма: история и современность (история Церкви, экклесиология) // Вертофад, 1999. №9.
'^ Скурат К. Е. История православных поместных церквей. М., 1994.
восприятия советской модели государственно-церковных взаимоотношений в 40-е гг. XX вв.) // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958.Дискуссионные аспекты. М., 2003.; Она же.
Русская церковь и православные автокефалии на Балканах после Второй мировой войны (за кулисами
интеграции) // Человек на Балканах в эпоху кризисов и этнополитических столкновений. XX в. М., 2002.
'^ Косик В.И. Послевоенное церковное строительство в Болгарии и СССР // http: //www.inslav.ru/konf_rubg05.html рассматривает процесс подчинения церкви государственным интересам и показывает роль в этом Советского Союза.
Глубоким исследованием церковно-государственных отношений в последней четверти XIX в. является кандидатская диссертация краснодарского исследователя В.В. Бондаревой «Болгарский экзархат в 1878- 1897 гг.». Автор проанализировал основные аспекты политики правительства по отношению к экзархату в начальный период существования Болгарского княжества, рассмотрел основы государственно-церковного законодательства в последней четверти XIX в., изучил процесс взаимодействия церкви с правительственными структурами Болгарского княжества^^.
Среди зарубежных исследований по данной проблематике наиболее объёмной является болгарская историография. Болгарских историков привлекал в первую очередь период церковной истории страны в последней четверти XIX в. С начала XX в. происходит смещение акцентов в изучении БГЩ. И если ранее приоритет отдавался духовным задачам церкви, то с началом XX в. усиливается изучение политических аспектов церковной истории . Популярной темой исследований болгарских учёных в начале XX в. была роль церкви в формировании болгарской государственности и сохранении национального самосознания. Учёные, прежде всего, обращали своё внимание на личность митрополита Климента, который несколько раз становился во главе болгарского правительства. Исследования по такой проблематике проводились, главным образом, церковными историками, работы которых отличаются тенденциозностью"'*.
Большой след в изучении истории БГЩ оставил профессор богословия Цанков. Цанков на протяжении долгих лет являлся протопресвитером и имел огромное влияние на многих болгарских митрополитов. По долгу ^^ Бондарева В.В. Болгарский экзархат в 1878-1897 гг. Дис... уч. степ, канд.ист.н. Краснодар, 2006.
^^ Радев Строителите на съвременна България. София, 1910-1911. Т. 1-2.; Иванов А. Иосиф I екзарх български. Пловдив, 1902. Чилингиров Добруджа и нашето Възраждане. София, 1917.; Он же. Сръбскобългарские отношения от най-старо време до днес. София, 1918.
^^ Бобчев И. Митрополит Климент// Българска сбирка.1901. Кн. 7.; Пашев Г. Митрополит Климент Търновски // Църковен вестник, 1926. Бр. 30. Жеков А. Басил Друмев - Митрополит Климент // Църковен вестник, 1937. Бр. 28.
службы он имел доступ к документации Св. Синода, что позволило ему глубоко исследовать проблемы церкви" . Он был идеологом экуменизма в Болгарии в 1940-е гг. Цанков находился в близких отношениях с Софийским митрополитом Стефаном и оказывал на него влияние. Вместе с экзархом Стефаном он вёл скрытую борьбу против вмешательства правительства в дела церкви. Его личность вызывала раздражение и негодование со стороны власти в виду его оппозиционности к правительству ОФ. Таким образом, он сам был непосредственным участником формирования церковно-государственных отношений в Болгарии после сентября 1944 г., и в этом отношении его исследования представляют большой интерес.
В 1920-е гг. выходит исследование А. Гиргинова «Государственное устройство Болгарии», в котором автор рассматривает структуру болгарского государства. В своей работе он частично затрагивает и церковногосударственные отношения в Болгарии^ .
В 1930-е гг. происходит сдвиг в изучении церковно-государственных отношений в Болгарии. Это явилось реакцией на события второй половины 1930-х гг., когда болгарское правительство предприняло ряд шагов в сторону изъятия из-под юрисдикции БПЦ некоторых важных процессов, в частности, был введен гражданский брак наряду с церковным. В этот период выходят новые работы - П. Никова «Отношения между болгарским государством и болгарской церковью в 1887 г.», Г. Пашева «Отношения между болгарской церковью и государственной властью», Цанкова «Государство и церковь».
В своих работах исследователи рассмотрели проблему церковногосударственных отношений в историческом аспекте^''.
^^ Цанков Измененията на Екзархийския устав н участието на митрополит Симеон в тях // Сборник в чест на Варненский и Преславский митрополит Симеон послучай 50-годмшното му архиеренско служение.
София, 1922.
^^ Гиргинов А. Държавното устройство на България. София, 1921.
"' Ников П. Отношенията между българска държава и българска църква през 1887 г. // Известия на историческо дружество в София. София, 1932, № 11-12,; Пашев Г. Отношението между Българска церква и държавна власть // Сборник в честь на Пловдивския митрополит максим по случай 60 години от рождението му и 30 години от приемане духовно звание. София, 1931.; Цанков Държавата и църква//Годншник на софийския университет, Богословский факултет. София, 1931. Он же. Българската православна църква от После прихода к власти Отечественного Фронта изучение церковногосударственных отношений практически прекращается. Во второй половине 1940-х гг. выходят работы Г. Пашева, в которых были рассмотрены политические взгляды митрополита Климента Тырновского, его отношение к церковно-государственным отношениями^. Формирование нового общества на основе новой идеологии шло вразрез с религией. Официальные власти Болгарии не приветствовали разработку церковной тематики историками.
Редкими были издания по истории БПЦ, в которых присутствовал анализ взаимоотношений церкви и государства. Такими были работы К. Динкова «История болгарской церкви» и Т. Събева «Автокефальное устройство и патриаршее достоинство Болгарской православной церкви»^^.
Характер отношений церкви и государства в монархический период изучал исследователь И. Снегаров. Однако глубокому и объективному анализу проблем мешала политическая обстановка . Выход работ И. Снегарова стал возможен благодаря тому, что в 1946 г. в Болгарии на референдуме решался вопрос о дальнейшей судьбе монархии, поэтому любая критика монархического правления была выгодна правительству ОФ. Позже И. Снегаров опубликовал ещё одну свою работу по изучению роли БПЦ в судьбе болгарского народа - «Болгарская экзархия». В ней он уделил внимание и церковно-государственным отношениям Болгарии в Средние века" '^.
Больше всего работ по истории церкви было написано главой БПЦ - патриархом Кириллом. Однако его работы не затрагивали период, связанный с приходом к власти ОФ. Правительство зорко следило за деятельностью Освобождението до настоящее время // Годишник на Софийский университет, Богословский факултет.
София, 1939. т. 16.
^^ Пашев Г. Търновският митрополит Климент Като русофил и славянофил // Славянска мисъл. 1946. Кн. 3-
4.; Он же. Търновският митрополит Климент, Църква и държавата // Годишник на Софийския университет, Богословски факултет. София, 1949. Т. 26.
^^ Динков К. История на Българската цьрква.София, 1954.; Събев Т. Автокефална уредба и патриаршеско достоинство на Българската православна иърква // Десет годинн Българската патриаршия. 1 Омай 1953 - 10 май 1963. София, 1963.
•'"Снегаров И. Цар Фердинанд (1887-1918) н Българска църква//Духовна культура. София, 1946. Кн. 8.
•" Он же. Българска екзархия. София, 1969.
церкви, в том числе и за публикациями по этой проблематике. Основное внимание патриарх Кирилл уделял церковным деятелям и работе церкви в области просвеш,ения . Необходимо отметить, что патриарх Кирилл получил свой сан благодаря поддержке правительства и своему согласию провести изменения в БПЦ, на которых настаивало правительство. Фактически до последних своих дней бывший Пловдивский митрополит был проводником правительственной линии в церкви, сделав её инструментом государственной политики. Как следствие, его оценка характера взаимоотношений церкви и государства не носила объективный характер.
Краткий обзор церковной истории присутствует в работе Л. Кирковой «Борьба народных учителей против религиозного воспитания в училищах в 1900 г.», в которой изучалась система образования Болгарии на рубеже XIX — XX вв. и борьба против насаждения вероучения в образовании. Кроме того, автор отметил отношение церкви к политическим изменениям в стране"'^.
В 1962 г. вышла статья Т. Стойчева, в которой он пишет о необходимости «преодоления» религии, которая мешает строительству социалистического общества. По мнению Т. Стойчева, религия должна уйти из жизни людей как устаревший элемент, и для её устранения необходимо вытеснить все проявления религии из повседневного быта общества, освободить его от религиозных наслоений. Автор пишет, что против религии необходимо вести с помощью научно-атеистической пропаганды и предлагает необходимые меры по борьбе с церковью^"^.
О враждебности религии социализму пишет в своей работе «Культурная революция в Болгарии», вышедшей в Софии 1980 г., П. Аврамов. Религия Кирилл, патриарх Български. Панарет, митрополит Пловдивский (1805-1883). София, 1950. Он же.
Нафанаил, митрополит Охридский и Пловдивский (1820-1906). София, 1952. Он же. Экзарх Антим (1816- 1888). София, 1956.
" Киркова Л. Из борбите на българските народни учители срещу религиозното възпитание в училищата през 1900 г. // Исторически преглед. София, 1960. Кн. 4.
•'* Стойчев т. Борьбата за преодоляване на религиозните огживелицы в социалистичеко общество // Изграждане и развитие на социалистическото общество в България. София, 1962.
предстаёт у него как одна из главных помех на пути культурной революции в Болгарии"^ .^ Политические перемены в болгарском обществе в конце 1980-х гг.
привели к изменению ситуации с изучением церковной проблематики.
Постепенное ослабление идеологического давления со стороны государства позволило расширить тематику исследований по вопросам церкви.
Оживление деятельности БПЦ в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. также способствовало повышению интереса к церковной истории. Выходят в свет работы таких известных болгарских исследователей как 3. Маркова и Р. Попов^^ Проблему церковно-государственных отношений в Болгарии частично рассматривает в своей работе «Государственно-политическая система в Болгарии» Л. Огняков. В исследовании показан сложный характер взаимоотношений двух институтов в период строительства социализма. Л. Огняков указывает на активное вмешательство правительства ОФ во внутренние дела церкви, в частности ультиматум, предъявленный БПЦ, который повлёк отставку экзарха Стефана .
В конце XX в. вышла новая работа Л. Огнякова, в которой он рассматривает историю развития Священнического союза в Болгарии в период с 1944 по 1955 г.^ .^ Эта организация в рассматриваемый период контролировалась ОФ и была инструментом правительства по воздействию на БПЦ. Таким образом. Священнический союз непосредственно участвовал в строительстве новых отношений церкви и государства.
Другой болгарский исследователь - Асенов Бончо Станоев - изучает религию и церковь с точки зрения её взаимоотношений с наукой и формирования национализма^^.
Аврамов П. Культурната революция в България. София, 1980.
^^ Маркова 3. Българска екзархия. 1870 1879 гг. София, 1989.; Попов. Р. Българска православна църква и държавната власт в периода на Регенството (1886-1887) //Исторически преглед. София, 1992. Кн. 11-12.
•" Огняков Л. Държавно-политическа система на България. 1944-1948. София, 1993.
^^ Он же. Священнический союз в Българии. 1944-1955. София, 1999.
•" Асенов, бончо Станоев. Наука. Религия. Национализъм. София, 1994.
Исследование церковно-государственных отношений в Болгарии в период «бархатных революций» провёл А, Краев в работе «Государственноцерковные отношения в современной Болгарии в контексте общечеловеческих ценностей», изданной в 1991 г. в Москве'*^.
Особое место в изучении церковно-государственных отношений в Болгарии в период, рассматриваемый автором данной работы, занимает исследование Д, Калканджиевой'*'. Вызывает интерес её обобщающая работа «Болгарская православная церковь и государство. 1944-1953». В этом исследовании представлена достаточно подробная картина церковногосударственных отношений, однако, на наш взгляд, болгарский исследователь не отметил ряд важных моментов. Так, не в полной мере освещено участие и влияние и участие Советского Союза на формирование церковно-государственных отношений в Болгарии в рассматриваемый период, обойдены вниманием многие важные моменты, касающиеся деятельности экзарха Стефана в рассматриваемый период. Не нашло отражение в работе Д. Калканджиевой влияние экуменического вопроса на отношения правительства и Св. Синода, хотя известно, что вопрос участия БПЦ в экуменическом движении фактически спровоцировал открытый конфликт между болгарским правительством и церковью. Личность экзарха Стефана представлена в исследовании Д. Калканджиевой односторонне, экзарх преподносится как искренний защитник церкви, стремящийся оградить БПЦ от вмешательств правительства. Отставка экзарха Стефана представлена в её работе как результат давления правительства, а сам экзарх оказался жертвой заговора, вместе с тем, в этих событиях исследователем не отображены такие события как двойная игра экзарха Стефана и отсутствие Краев Севдалан Атанасов. Государственно-церковные отношения в современной Болгарии в контексте общечеловеческих ценностей. М., 1991.
•" Калканджиева Д. Акт за свяляне на схизмата и въстановяване пълната автокефалия на Българската православна цьрква // власт. 1993.Кн. 4.; Она же. Българска екзархия и Студёната война // Демократически преглед. 1994. Кн. 9.; Она же. Отделянето на църква от държавата в България (Исторически и политически
аспекти) // Власт. 1995. Кн. 26.; Она же. Изборът на Софийски митрополит Стефан на Екзарх Български // Минало. 1995. Кн. 4.; Она же. Кризата в Българската православна църква - вчера и днес // Родина. София, 1996. Кн.2.
единства среди митрополитов в борьбе против вмешательства правительства в церковные дела. Экзарха Стефана стремились использовать в своих интересах западные дипломатии и сделать БПЦ объектом внимания мирового общественного мнения, что вызывало негодование болгарского руководства. Экзарх Стефан был честолюбивым человеком и часто действовал согласно своим личным интересам, вопреки церковным интересам. Ярким примером честолюбия экзарха является решение вопроса о патриаршестве. Экзарх ради сана патриарха фактически отступился от интересов церкви, согласившись идти в фарватере политики ОФ. Договорённость эта была достигнута в ходе личной беседы экзарха Стефана, Г. Димитрова и В. Коларова, а будущее патриаршего сана экзарха было предрешено поведением Стефана на Московском совещании православных церквей. Эти важные события и моменты не нашли отражения в работе Д. Калканджиевой. Нет в работе и освещения противоречий между разными группами митрополитов, боровшихся за власть в Св. Синоде. Эта борьба ослабляла БПЦ и не давала возможности духовенству сконцентрироваться на защите свободы внутреннего развития церкви от вмешательства государства'*'^ . Тем не менее, исследование Д. Калканджиевой является ценной работой по проблеме церковно-государственных отношений в Болгарии после событий сентября 1944 г. На основе широкой базы документов Синода и правительства ОФ она подробно осветила развитие духовных училищ, установление государственного контроля над церковью.
Калканджиева изучила национализацию церковной собственности и события, связанные с отставкой экзарха Стефана. Ею подробно освещены совместные действия церкви и правительства ОФ. Последнее десятилетие XX в. отмечено было ростом интереса к участию священнослужителей в деятельности законодательных органов власти Болгарии. Исследование Чепкановой-Станевой освещает работу духовенства в Учредительном собрании Болгарии, которое работало над ''^ Калканджиева д. «Българската православна църква и държавата. 1944-1953». София, 1997.
проектом будущей конституции страны. Конституция призвана была оформить правовой характер взаимоотношений церкви и государства в Болгарии"* .^ В 1990-е гг. выходят работы таких болгарских авторов, как Шивачёв'*'* и Груйчев'^ ^. Шивачёв посвятил свою работу бывшему патриарху Кириллу, а Груйчев затронул ранее малоисследованную проблему репрессии против духовенства.
Следующей работой по проблеме репрессий стала статья Чурешки «Репрессии над церковью в первые годы коммунизма - статистический опыт» . Автор представил малоизвестные сведения о пострадавших священниках в первые годы власти Отечественного Фронта.
Весомым вкладом Чурешки в изучение церковно-государственных отношений стало его исследование «Православие и коммунизм в Болгарии».
1944 - 1960 г.» . Автор ставит в работе следующие вопросы: преследования священнослужителей — это «идеологическая ошибка или геноцид», «возмездие или революционная ярость». Фактически автор сразу занимает сторону церкви, осуждая действия государства.
Западные исследователи основное внимание уделяли средневековому периоду истории болгарской церкви, возрожденческой тематике и вопросам кирилло-мефодиевской проблематики'^^.
Изучение положения церкви в период народной демократии осуществлялось главным образом исследователями из стран социалистического лагеря. Польские историки занимались следующими Чепканова-Станева Участие на высшего българско духовенство в Учредительною събранне // Известия на Исторический музей - Велико-Тырново. Велико-Тырново, 1993. № 8.
•*•* Шивачёв Сборник в чест на Кирилл патриарх Български по случай 100 години от рожднението и 30 години от кончина. Пловдив, 2001.
^^ Груйчев Священомъченици на Българската православна църква, жертви на коммунизма в Българии.
София, 2002.
^^ Чурешки Репресити над Църквата през първите години на комунизма - опит за статистика // http://pravos!avie.bg/index.php?option=com_remository&Itemid=327&func=rileinfo&id=723 •'^ Он же. Православието и комунизмът в България: 1944-1960 г. // http://www.veren.org/search.php •'^ Clarke J. Serbia and the Bulgarian Revival (1762-1872) // American Slavic and East-European review. New Yori< 1945. Dec. Он же. Father Paisi and Bulgarian history Teach of History // Essays in honor of Laurence Bradford Packard. Itaka, New York проблемами: Я. Якович (J. Jakovicz) исследовал внешнюю политику Болгарии и болгаро-польские отношения после Второй мировой войны,''^ К. Козеский - проблемы социалистического строительства в Болгарии^', М. Змигродски - установление народной демократии в Болгарии и роль БКП в социалистическом переустройстве страны^^. Работа чехословацкого учёного Аморта посвяш;ена отдельным проблемам новой и новейшей истории Болгарии . Церковно-государственные отношения в Болгарии в рассматриваемый период в работах перечисленных^ учёных-славистов не отражены.
Среди западных исследований можно выделить работы R. Keussen, А. Аг. Runestam, Е. Brunner, в которых анализируются проблемы отношений между церковью и болгарским правительством в период экзархата, т.е. в последней трети XIX — начале XX в. Эти работы вызвали интерес болгарских учёных и были опубликованы в разные годы в софийских изданиях '^*.
Анализ отечественной и зарубежной историографии, проведённый в данном диссертационном исследовании, позволил автору сделать следующие вывод о том, что наибольшее внимание проблемам истории БПЦ уделяют болгарские историки. Особый интерес болгарских учёных вызывает церковно-просветительная деятельность экзархата, крупные церковные деятели, в частности, личность Иосифа I.
Работ же по изучению церковно-государственных отношений в 1940-е - 1950-е гг. недостаточно. Исследования Д. Калканджиевой и Чурешки не охватывают всех аспектов данной проблемы. Вместе с тем в последние годы наметился рост интереса среди болгарских учёных к проблеме Jakovicz J. Traktat pokojowy z Bulgaria z 1947 r. Warszawa, 1974.
*' Koseski A. Fazy i etapy budowy socializmu w Ludovvej Repubiice Bulgarii. Warszawa, 1980.
^^Zmigrodzki M. System partyiny Ludowej Repubiice Bulgarii. Warszawa, 1977.
*' Amort С Pokrokove tradice ceskoslovensko-bulharskeho pratelstvi. Praha, 1978.
^* Keussen R. Отношение и границы между естественно право, държава и църква // Духовна култура. София, 1935. Кн. 53.; Runestam Аг. Християнство и държава // Духовна култура. София, 1935. Кн. 59.; Brunner Е. Църква и държава//Духовна култура. София, 1935. Кн. 60.
взаимоотношений церкви и государства в социалистический и постсоциалистический периоды истории Болгарии.
В европейской и американской историографии исследований церковногосударственных отношений по рассматриваемому периоду нет.
Отечественная историография на протяжении многих лет занималась изучением греко-болгарских церковных отношений, роли церкви в эпоху болгарского национального Возрождения и проблемой болгарской схизмы. В последнее десятилетие XX в. наметился рост исследований церковногосударственных отношений периода народной демократии.
Таким образом, анализ историографии показывает, что проблема церковно-государственных отношений в Болгарии в первое десятилетие после Второй мировой войны изучена недостаточно.
Целью данной работы является анализ процесса формирования церковно-государственных отношений в Болгарии, сложившихся после событий 9 сентября 1944 г., и характера взаимоотношений БПЦ и социалистического государства в 1944-1953 гг.
Для достижения цели диссертационного исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Осветить церковно-государственные отношения в Болгарии в 1944-1947 гг. (до принятия новой конституции);
2. Охарактеризовать основные мероприятия, осуществлённые в целях повышения статуса болгарской церкви в рассматриваемый период;
3. Изучить роль и место церкви в укреплении новой власти в Болгарии в первые послевоенные годы и показать изменение положения церкви в болгарском обществе в первые годы правления Отечественного Фронта;
4. Проанализировать отношения между церковью и государством в 1947- 1953 гг. (после принятия конституции до окончательного формирования взаимоотношений двух институтов в Болгарии);
5. Рассмотреть процесс отделения церкви от государства и выявить отношение двух институтов к этому процессу;
6. Исследовать влияние экуменического вопроса и международной ситуации на формирование новых церковно-государственных отношений в Болгарии;
7. Реконструировать события, связанные с восстановлением патриархата и завершением формирования новых отношений между церковью и государством в Болгарии;
8. Изучить влияние противоречий внутри БПЦ на церковногосудартсвенные отношения.
Методологической основой данной работы являются принципы историзма и объективности. Принцип историзма позволяет рассмотреть исследуемое явление или событие в процессе их возникновения, развития и изменения в конкретно-исторической обстановке. Используя этот метод, автор данной работы изучил становление отношений церкви и государства с учётом развивающихся событий в Болгарии в первое десятилетие после Второй мировой войны.
Принцип объективности помог автору исследования получить реальную картину действительности, избежать субъективного подхода при рассмотрении отношений церкви и государства.
В ходе данного диссертационного исследования автор использовал следующие методы:
1. Метод системного анализа, согласно которому события изучаются на основе компонентов, функций и структуры. Согласно данному методу, автор выделил следующие структурные единицы в деятельности правительства ОФ в отношении церкви:
• реформы в социальной сфере (введение обязательного гражданского брака, запрет церкви заниматься благотворительностью, секуляризация народного образования)
• политические изменения (отделение церкви от государства, принятие закона о вероисповеданиях, принятие нового устава
• ограничение экономической самостоятельности церкви (изъятие церковного имущества, прекращение субсидирования)
2. Детерминистско-генетический, предполагающий изучение церковногосударственных отношений в Болгарии, исходя из причинно-следственных связей;
3. Историко-генетический метод, который позволяет последовательно раскрыть свойства, функции и изменения изучаемого объекта в процессе её исторического движения, что помогает в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта;
4. Статистический, предусматривающий использование статистических
(количественных) показателей при анализе исследуемых явлений и процессов; Источниковую базу работы составили разнообразные по видам и степени информативности источники, которые можно разделить на опубликованные и неопубликованные.
Основой источниковой базы данного диссертационного исследования являются архивные материалы. В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) автор использовал фонд, предоставляющий возможность изучить положение болгарской церкви и её взаимоотношения с государством (фонд Архива Совета по делам Русской православной церкви и Совета и по делам религий). Из этого фонда автором были извлечены такие документы как письма экзарха Стефана, Московского патриарха, справки о положении дел в БПЦ, составленные Советом по делам Русской православной церкви, отчёты советских дипломатических работников в Болгарии о происходящих в стране событиях, докладные записки высокопоставленных чиновников и «Материалы по православной церкви в Болгарии»^^ содержат сведения о положении церкви в первые месяцы после прихода к власти ОФ, дают Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 6991. Оп. I. Д. 16.
представление о роли РПЦ в снятии схизмы с болгарской церкви. Документы позволяют сделать вывод о задачах церкви и государства в новых условиях.
Сведения о поддержке БПЦ в укреплении власти ОФ включают в себя «Материалы по православной церкви в Болгарии»^^. Вызывает интерес справка о положении БПЦ, в которой содержится информация об её отношениях с правительством ОФ. События, связанные с Московским совещанием 1948 г, и участием в нём болгарской церковной делегации, освещают «Материалы по подготовке и проведению совещания глав и представителей православных церквей»^^ и «Материалы по подготовке и проведению Московского совещания глав и представителей православных церквей»^^. Документы указанных дел позволяют выявить разногласия между церковью и государством, проанализировать характер сложившихся на тот момент отношений между ними. Использованные документы дают представление о поведении главы БПЦ - экзарха Стефана, которое непосредственно отразилось на дальнейших отношениях церкви и государства, ярко рисуют роль внешнего фактора в формировании церковно-государственных отношений в Болгарии.
Документы, освещающие связь Совета по делам РПЦ и МИД СССР и позволяющие оценить влияние советского руководства на отношения ОФ и церкви в Болгарии, содержит дело «Переписка с MИД»^^.
Подробные сведения о положении БПЦ в 1948 г. и её отношениях с правительством содержит дело «Материалы по православной церкви в Болгарии» . Особую ценность представляют документы, показывающие истинные причины отставки экзарха Стефана, освещающие борьбу между митрополитами за власть в БПЦ. Сведения о церкви за 1949 г., позволяющие изучить отношения церкви и государства в течение указанного года содержатся в деле «Материалы по *^ ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. д. 132.
" Там же. Д. 289.
*^ Там же. Д. 290.
'^ Там же. Д. 412.
*" Там же. Д. 418.
православной церкви Болгарии» '. Особую важность представляет Закон о вероисповеданиях, определивший правовое положение церкви в Болгарии.
Документы, имеющие важные сведения о БПЦ за 1950 г., содержатся в деле «Материалы по автокефальной православной церкви Болгарии» . Эти материалы позволяют изучить не только борьбу церкви за самостоятельное развитие, но и борьбу групп внутри БПЦ за руководящие посты.
Картину отношений церкви и государства в 1951 г. раскрывают документы дела «Материалы по православной церкви Болгарии»^^ Здесь содержатся сведения об изменениях в руководстве БПЦ, её проблемах и развитии.
Дело «Материалы по автокефальной церкви в Болгарии»^'* содержит письма наместника-председателя Св. Синода БПЦ митрополита Кирилла, Московского патриарха Алексия, докладные записки сотрудников Совета по делам РПЦ, справки о положении дел в БПЦ на 1952 г. Данные документы позволяют иззд1ить ситуацию, сложившуюся в отношениях между церковью и государством в 1952 г., выявить причины разногласий между двумя институтами.
К группе опубликованных источников относятся законодательные акты, принятые после 9 сентября 1944 г., сборники документов, резолюции Московского совещания православных церквей и интервью экзарха Стефана.
Важнейшими законодательными актами являются конституция НРБ 1947 г. и закон о вероисповеданиях 1949 г.^ .^ Большое количество использованных автором данной работы законодательных актов содержится в сборнике «Конституция и основные законопроекты НРБ»^^, в частности Закон о референдуме по вопросу о ликвидации монархии и провозглашении народной республики, о созыве "^'ГАРФ. Ф. 6991.0П. 1.Д. 576.
"Там же. Д. 731.
" Там же. Д. 855.
•^' Там же. д. 988.
^^ Конституция Народной Республики Болгарии 4 декабря 1947 г. // Конституция и основные законопроекты НРБ. М., 1952.
^^ Конституция и основные законопроекты НРБ. М.,1952.
Великого народного собрания, Закон о трудовой земельной собственности, Закон о ведении лесного хозяйства и о пользовании лесами, Закон о народном образовании.
Программа правительства Отечественного Фронта, принятая 17 сентября 1944 г. содержит важные положения, определившие дальнейший ход церковно-государственных отношений в Болгарии*"^.
Важным разделом источниковой базы исследования является документальный сборник «Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958», изданной в 2003 г. учёными Института славяноведения РАН , в котором представлены документы, отображающие положение Болгарской православной церкви в середине 1940-х гг.
Интересные сведения о Болгарской православной церкви содержатся в сборнике документов «Восточная Европа в документах российских архивов 1944-1953»^^.
К источникам личного происхождения относится интервью экзарха Стефана, рассказывающего о своей жизни и взглядах'^.
Таким образом, широкий круг опубликованных и неопубликованных источников позволил автору провести анализ поставленных задач.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Пересмотрена роль и место экзарха Стефана в формировании новых отношений церкви и государства.
2. Показана роль экуменического вопроса в формировании взаимоотношений двух институтов
3. Впервые процесс формирования церковно-государственных отношений показан как результат борьбы стран на международной арене при образовании биполярного мира.
Из профаммы правительства ОФ Болгарии от 17 сентября 1944 г. // Советско-болгарские отношения и связи. Документы и материалы, т. II. Сентябрь 1944-декабрь 1958. М., 1981.
*^ Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958. М., 2003.
*^ Восточная Европа в документах российских архивов 1944-1953. Т. I. 1944-1948. М., 1997 ™ Разговори с Экзарх Стефан. 127-129. //Япов П. Тр. Костов и И. Гешев: процесите през 1942 и 1949 г.
София, 2002.
4. Отражено изменение роли БПЦ в болгарском обществе после прихода к власти правительства Отечественного Фронта.
5. Выявлено влияние внутренних разногласий болгарских митрополитов на формирование церковно-государственных отношений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. После смены политического режима в сентябре 1944 г. новая власть в Болгарии стремилась поставить церковь себе на службу для решения внутриполитических задач;
2. Первое десятилетие после Второй мировой войны"в истории Болгарии содержит два периода церковно-государственных отношений: период сотрудничества и период противоборства, которые кардинально отличались по своему содержанию. Период сотрудничества стал вынужденной мерой, как для церкви, так и для государства. Период противоборства характеризуется обострением противоречий между церковью и государтсвом.
3. В процессе формирования новых церковно-государственных отношений изменилась роль церкви в болгарском обществе за счёт усиления позиций государства в этой области;
4. Отделение церкви от государства не сделало её независимой от правительства, этот акт был более в интересах правительства, нежели церкви;
5. Закон о вероисповеданиях определил новый правовой статус церкви, ущемивший её права. Этот законодательный акт поставил деятельность церкви под контроль правительства;
6. Внутри Св. Синода были существенные разногласия между митрополитами. Противоречия основывались на разных видениях дальнейшего развития церкви и её месте в обществе;
7. Экуменический вопрос сыграл негативную роль в формировании новых церковно-государственных отношений в Болгарии;
8, Выборы болгарского патриарха прошли благодаря согласию правительства и в интересах правительства, мнение и воля церкви при решении этого вопроса практически не учитывались; Теоретическая и практическая значимость данного диссертационного исследования заключается в возможности использования её положений в научных разработках специалистов, занимаюш,ихся проблемами развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы, в рассмотрении вопросов развития культуры и идеологии в Болгарии во второй половине XX в. Данная работа может быть использована при исследовании аналогичных проблем в соседних странах в этот же период, т.к. там проходили схожие процессы.
Исследование также может быть использовано в учебном процессе ВУЗов при чтении лекционных курсов по истории южных и западных славян, в специальных курсах по истории Восточной Европы, в исследовательской работе студентов.
Апробация диссертационного исследования. Материалы диссертационного исследования послужили основой для докладов на 6 конференциях различного уровня: международных (научно-педагогические Кирилло-Мефодиевские чтения в 2006-2008 г. в Армавире, научнопрактическая конференция памяти профессора Кубанского государственного университета Д.П. Песчаного в октябре 2008 г.), региональных и краевых, а также на научно-практической конференции, посвященной 130-летию окончания русско-турецкой войны и освобождению Болгарии от османского владычества (в марте 2008 г. в Краснодаре).
Основные положения и выводы диссертации отражены в 10 статьях общим объёмом 4,9 печатных листа.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, словаря терминов, списка использованных источников и литературы.
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В БОЛГАРИИ В 1944 - 1947 гг.
Митрополит Стефан и борьба за повышение статуса Болгарской православной церкви
Болгарская Православная Церковь является одной из самых старых церквей, причем она приобрела высокий статус патриархата в начале своего развития. История БПЦ очень богата"событиями и уходит-своими корнями в-те далекие времена, когда христианство только стало распространяться на территории Восточной Европы. В 865, г. болгарский князь Борис принял христианство, после чего оно стало официальной религией Болгарии. Князь Борис хотел с помощью новой религии укрепить молодое государство. Необходимо было обеспечить государственную независимость, поднимать престиж и, что немаловажно - укрепить народное единство. 4 марта 870 г. на Представительном форуме была образована отдельная церковная область и созданы основы болгарской церкви, которые связали ее с православием. Таким образом, болгарская церковь является одной из самых древних православных церквей. Старше ее только Константинополькая, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская патриархии, а также Кипрская, Синайская и Грузинская Архиепископии. Первоначальным статусом болгарской церкви была автономная Архиепископия, подчинявшаяся юридически Константинопольскому патриарху.
Внутренняя крепость болгарского государства дала возможность князю Симеону вести активную внешнюю политику. В 917 г. болгарский правитель нанес сокрушительный удар византийским войскам и значительно расширил пределы своих владений. Князь Симеон объявил себя после этого «царем болгар и ромеев». Последние обстоятельства явились важной предпосылкой к провозглашению автокефалии Болгарской Православной Церкви и возведению ее в ранг Патриархата, что и произошло в 919 г. на Церковно Народном Соборе в Преславе, Константинополь вначале не признал этих новшеств и лишь 28 октября 927 г. болгарский царь Петр (927 - 969) заключил с Византией мирный договор, согласно которому Петр был признан царем, а глава Церкви - архиепископ Доростольский Дамиан — Патриархом. Отсюда 28 октября 927 г. и считается началом болгарского патриаршества71.
В 1018 г. болгарский народ потерял государственность, войдя в состав Византийской империи. В новых условиях потеряла свой статус и Болгарская -Православная-Церковь: теперь-она была не патриархатом, .а-автокефальной--.-. ._-_= Охридской архиепископией.
После восстания болгар в 1185-1186 гг. было образовано Второе болгарское царство. Болгарский народ вновь стал развиваться в своем собственном независимом государстве. Это событие послужило предпосылкой-для восстановления патриархата БПЦ, что и произошло в 1235 г. в городе Лампсак на церковном соборе под председательством Вселенского патриарха Германа II. При согласии всех православных ; патриархов БПЦ вновь обрела статус патриархии.
С падением Второго болгарского царства в- 1393 г. и заточением болгарского патриарха Евтимия Болгарская Православная Церковь была подчинена ведению Константинопольской Патриархии на правах митрополии. Таким образом, вместе с утратой политической свободы похоронена была и автокефалия Тырновской Патриархии. Средоточием духовной жизни болгар осталась лишь Охридская архиепископия, которая находилась под строгим контролем греков. В 1767 г. и она прекратила свое существование. Болгары остались без своего1 духовного центра, вверенные попечению нежелательной для них греческой иерархии.
Во второй половине XVIII в. ускорилось экономическое развитие болгарского народа. В это же время преподобный Паисий Хилендарский написал книгу «История славяноболгарская», что послужило одним- из толчков народного возрождения болгар. В своей книге преподобный Паисий утверждал, что восстановление независимости БПЦ тождественно признанию Османской империей болгар отдельным от греков народом, чего не было ранее. Это было, по мнению преподобного Паисия первым необходимым условием восстановления независимости болгарского государства. Эта идея нашла широкое распространение среди болгарского народа. Началась борьба болгар за восстановление церковной независимости болгарской церкви. Кроме того, эта борьба способствовала формированию "национального самосознания болгар72.- -- _ _- К началу второй половины XIX в. болгары формулировали свое требование перед греками так: восстановить хотя бы их церковную автономию, не автокефалию, причем не возражали против названия их предстоятеля Экзархом Константинопольского Патриархата. Но греки сначала не соглашались пойти даже на это. Но когда и эти требования были отклонены греческим духовенством, епископы болгарского происхождения решили сами провозгласить свою церковную независимость. После настоятельных требований болгарского духовенства турецкое правительство обнародовало 28 февраля 1870 г. султанский фирман, согласно которому образовывался независимый Болгарский экзархат для болгарских епархий, а так же для тех епархий, православные жители которых в своем большинстве пожелают войти в его юрисдикцию. Православные болгары созвали в феврале 1871 г. в Константинополе Первый Болгарский Церковно-Народный Собор, составившийся из виднейших участников национально-освободительного движения, таких как епископы Макариопольский Илларион, Пловдивские Панарет и Паисий, Видинский Анфим, Ловчанский Иллариона и другие духовные и светские лица. Этот Собор выработал Устав Болгарского Экзархата7 .
Отделение церкви от государства
Со сменой политического режима в Болгарии в сентябре 1944 г. изменилось и положение церкви в стране. Радикальных изменений в первые недели правления ОФ церковь не испытала, но о таковых было заявлено в программном документе нового правительства, 17 сентября 1944 г. В разделе, посвященном внутренней политике правительства Отечественного Фронта, была статья, посвященная отношениям государства с церковью. В этой статье говорилось, что будет принято положение о церкви и произойдет отделение церкви от государства. Здесь же говорилось и о свободе вероисповедания и терпимости по отношению к верующим .
В программе ОФ были прописаны официальные цели и задачи правительства в отношении церкви. Но таковые были ещё и не официальные, о которых говорили только в узком кругу людей, определявших политику Болгарии. Главной целью нового болгарского правительства было установление контроля над церковью. Церковь предполагалось использовать для решения внутри- и внешнеполитических задач правительства ОФ. Для реализации своей цели власти использовали разнообразные методы: от запугивания и террора до заключения соглашений. В первые месяцы власти ОФ духовенство испытало на себе «гнев народа», мстившего ему за сотрудничество с профашистским режимом. Позднее, с укреплением позиций новой власти, карательные органы стали действовать решительнее, проводя репрессии среди священнослужителей. Наряду с «кнутом» правительство использовало и «пряник»: оказывало помощь в решении важных церковных задач. Свой курс правительство проводило неумолимо, церковь постепенно лишалась всех своих привилегий и источников финансовой самостоятельности, а также способов влияния на болгарское общество. Эти действия осуществлялись для ослабления позиций церкви и установления над ней контроля со стороны государства.
Таким образом, правительство Отечественного Фронта собиралось открыть новую страницу в церковно-государственных отношениях Болгарии. Что должна была ожидать от таковых изменений церковь? Как должно было отразиться будущее отделение от государства для БГЩ? С формальной точки зрения новые изменения могли иметь только положительные последствия. Если церковь не отделена от государства, то она фактически подчинена ему в той или иной степени. При отделении церкви от государства религиозные организации получали юридическую независимость. Устранялись законные основания для вмешательства государства во внутренние дела церкви, которая могла самостоятельно определять свое дальнейшее развитие. А законодательное подтверждение свободы совести гарантировало бы свободное развитие церкви. История знает несколько форм церковно-государственных отношений. В странах, где государственной религией было христианство, характерны три формы отношений: цезаропапизм, папоцезаризм и «симфония властей». В православном мире доминировала «симфония властей», т.е. взаимодействие властей, не стремящихся к подчинению друг друга. Однако, в каждой отдельно взятой стране характер церковно-государственных отношений имел свои особенности. Общей закономерностью являлось то, что в странах, где доминировало православие, церковь повторяла судьбу государства209.
Однако, модель отношений «симфония властей» включала в себя некоторые аспекты «цезаропапизма», т.е. содержала в себе элементы подчинения церкви государству. История подтверждает, что в православном мире церковь так или иначе в определенной степени зависела от государства. Эта степень зависимости формировалась в определенных исторических условиях. Поводом для влияния на православную церковь являлось объявление этой религии государственной, что характерно для
Средневековья. Приобретение статуса, государственной религии автоматически делало церковь элементом государственной системы. При таком положении дел государство могло вмешиваться во внутренние дела церкви, мешая ее свободному развитию как самостоятельному институту. Конечно, у такого вмешательства был свой предел. В Болгарии церковь сыграла роль консолидатора нации, что привело к огромному влиянию на болгарский народ. Это обстоятельство помогало церкви долгие годы сохранять достаточно большую независимость от государства. Тем более, что в XIX в. БПЦ обрела независимость раньше, чем само болгарское государство210.
Несмотря на, казалось бы, положительный эффект от предполагаемого отделения церкви от государства, Св. Синод БПЦ был против таких действий правительства ОФ. В первые месяцы правления новой власти, болгарское духовенство действовало нерешительно, опасаясь возможных карательных мер со стороны правительства в связи с законом о Народном суде над теми, кто сотрудничал с фашистами и профашистским режимом. Были и опасения репрессивных мер по аналогии с Советским Союзом.
Отделение церкви от государства должно было быть закреплено в новой конституции. До ее принятия в Болгарии действовала Тырновская конституция, т.к. никаких постановлений новой власти о приостановке ее действия не было. Согласно статье № 39 Тырновской конституции Св. Синод БПЦ находился в подчинении государства211. Наверняка, Св. Синод рассчитывал на исключение подобной статьи при принятии новой конституции, и поэтому внимательно следил за деятельностью правительства в вопросах отделения церкви от государства и принятия новой конституции.
Восстановление болгарского патриархата (1953 г.)
Одна из первых попыток восстановления патриархии была предпринята Св. Синодом БПЦ в 1942 г. после присоединения к Болгарии Эгейской Фракии и Македонии. Фактически болгарский народ был объединён в одном государстве. БПЦ на присоединённых территориях образовала четыре епархии. В связи с произошедшими событиями болгарское церковное руководство видело повод для восстановления патриархата. Но болгарское правительство ответило отказом, не разрешив провести преобразование365.
Формально для преобразования болгарского экзарха в патриархию необходимо было вместо старого Экзархийского устава принять новый Устав патриархии и провести выборы патриарха согласно новому уставу. Этот устав должен был быть утверждён болгарским правительством, т.е. для преобразования фактически необходимо было согласие политического руководства Болгарии. Старое болгарское правительство на протяжении многих лет не шло навстречу болгарскому духовенству в этом вопросе. Очевидным являлось то, что стремление БПЦ восстановить патриархат было продиктовано и стремлением церкви добиться более независимого положения от государства. Новое правительство - правительство ОФ — заняло в первые месяцы своего правления иную позицию. Оно было заинтересовано в повышении международного авторитета БПЦ и, как следствие, авторитета новой Болгарии. Кроме того, подобное сотрудничество с БПЦ могло помочь в решении задачи постановки духовенства на службу правительству ОФ.
С приходом новой власти болгарское духовенство надеялось на принятие правительством ОФ Экзархийского устава, разработанного ещё в 1921-1922 гг. Вторым церковно-народным собором. Конечно, его необходимо было переработать с учётом новых политических реалий. Над новым уставом работало две комиссии: синодальная и от НК ОФ. В короткие сроки комиссии не смогли достичь согласия по проекту устава. По настоянию болгарских коммунистов решение этого вопроса было отложено до укрепления позиций власти. По их мнению, принятие устава до отделения церкви от государства будет использовано оппозицией против ОФ366.
С сентября 1944 по сентябрь 1948 г. вопрос о восстановлении патриархата обсуждался непосредственно с болгарским экзархом Стефаном. Он и рассматривался как кандидат номер один для избрания в патриархи. Несмотря на то, что экзарх Стефан выражал свою поддержку правительству ОФ, он не был сторонником новой власти. Он осознавал, какие перемены грозят церкви в Болгарии. Поэтому он старался в максимально короткие сроки провести преобразования церкви, направленные на повышение самостоятельности и независимости БПЦ от государства. Среди этих мер было и восстановление патриархата.
Готовя почву для восстановления патриархата, митрополит Стефан в письме Ленинградскому митрополиту Алексию от 22 ноября 1944 г. писал: «Нынешнее Болгарское правительство по политическим и чисто церковным причинам не находит возможным дальше оставлять нашу Церковь не возглавленную должным образом. Название главы Болгарской церкви экзархом его не удовлетворяет. Главе автокефальной церкви целого православного государства со свыше пятимиллионным православным населением приличествует носить сан патриарха, каким саном уже облечены главы соседних православных церквей - Сербской и Румынской. Нам хочется, более того — мы считаем необходимым, чтобы избрание и вступление и вступление избранного на кафедру патриарха нашей Церкви совершилось с благословения Московского и Всея Руси Патриарха» . Ленинградский митрополит был будущим Московским патриархом, и об этом было хорошо известно. Именно по этой причине Софийский митрополит писал именно ему. Он пытался найти влиятельного покровителя в решении важного для Стефана вопроса. А 17 августа 1945 г., в беседе с корреспондентом газеты «Земледельческое знамя» экзарх Стефан заявил, что назрел вопрос о превращении Болгарской экзархата в патриархат. БПЦ, по его мнению, должна восстановить это положение .