Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Благин, Александр Андреевич

Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг.
<
Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг.
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Благин, Александр Андреевич. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Благин Александр Андреевич; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова].- Ярославль, 2012.- 256 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/580

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Холодная война – глобальная политическая и идеологическая конфронтация 35

1. Истоки холодной войны 35

2. Роль Великобритании в блоковом противостоянии (1950- начало 1970-х гг 44

Глава 2. Идеологический инструментарий английских шпионских романов 64

1. Формы воздействия на общественное мнение (1950 – начало 1970-х гг.) .64

2. Шпионские романы как часть пропагандистской деятельности .84

3. Категория образа врага в английских шпионских романах .98

Глава 3. Компоненты образа “восточного противника” в английских шпионских романах 114

1. Портретный образ врага .114

2. Тема ядерной и бактериологической войны сквозь призму образа врага 132

3. Германия – арена шпионских игр .148

4. Создатели шпионских романов об очагах напряженности в мире 177

Заключение 208

Приложения 214

Библиография 232

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдается устойчивый интерес к изучению проблемы идеологического воздействия на взаимные представления народов друг о друге. Ни у кого не вызывает сомнения также то, что особенно развита была манипуляция общественным сознанием во время холодной войны, когда капиталистический и социалистический блоки стремились к консолидации и сплочению собственных народов с целью поддержания внутреннего баланса. Происходило это различными способами, в том числе через формирование образа врага, его культивирования во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, культурной, военной, идеологической. Целое поколение людей выросло под прессом пропаганды, некоторые представители которого сегодня занимают ключевые посты в области дипломатии, экономики и культуры, ежедневно сотрудничая с теми, чей образ десятилетиями внедрялся в их сознание как образ врага. Поэтому очень важно "размагнитить" ту "магнитную ленту", которую заставила "крутиться" в головах миллионов граждан холодная война. В этой связи изучение специфического воздействия (через шпионские романы) на общественное сознание приобретает особую актуальность как в практическом, так и в теоретическом плане.

Изучение образов важно и потому, что иногда они сознательно стираются, а иногда сознательно подаются иначе. Зачастую на них ссылаются как политики, так и рядовые граждане, интерпретируя события мировой политики однобоко. Особую актуальность рассматриваемой проблеме в данном диссертационном исследовании придает факт возникновения в наши дни так называемых информационных войн, во многом позаимствовавших методы и приемы, использовавшиеся средствами пропаганды эпохи холодной войны.

Объект исследования - вымышленный мир, изображенный на страницах шпионских романов как источник по изучению интеллектуального творчества второй половины XX века.

Предмет исследования - английские шпионские романы, которые, по сути, зародились, получили широкое распространение в 1950 - 1970-е гг. и заняли лидирующее положение в разжигании шпиономании. Данные тексты можно рассматривать как источники интеллектуальной истории, содержавшие информацию о характере конкретной эпохи - периоде холодной войны. Образ "восточного противника", включавший СССР, ГДР, Китай и другие коммунистические страны, стал предметом нашего исследования, поскольку играл важную роль в консолидации британского общества в борьбе за утверждение либеральной системы ценностей Запада.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с начала 1950-х гг. и до начала 1970-х гг. Такой выбор обусловлен тем, что на обозначенное время приходится расцвет шпионского жанра и его популярности среди британского населения. Нижний хронологический рубеж является временем формирования биполярного мира, идеологических конструктов холодной войны, распространения так называемой "шпиономании" и ее проникновения во все сферы жизни. Верхняя граница определяется началом 1970-х гг., когда произошли серьезные изменения в политике, экономике и идеологии. 70-е годы XX столетия показали возможность достижения успешных переговоров, совместного поиска диалога, мирного сосуществования. В связи с этим, меняется как тематика шпионских романов, манера изложения и форма подачи материала, так и идеологическая направленность произведений.

Территориальные границы исследования охватывают государство Великобританию, а также отдельные страны Западной Европы -Федеративную Республику Германия, Германскую Демократическую Республику. Данные территории находились в центре внимания британских

писателей шпионских романов, акцентировавших внимание на проблемах шпиономании в самой Британии, ФРГ и странах социалистического блока. Подобный вопрос являлся одним из основных в указанные хронологические рамки холодной войны.

Степень изученности проблемы. Вопрос использования шпионского жанра как инструмента идеологического противоборства редко поднимается в исследовательской литературе. Подавляющее большинство работ зарубежных авторов посвящено либо общим тенденциям идеологической борьбы в Великобритании, методам и способам манипулирования общественным сознанием , либо носят литературно-исследовательский характер . Существенное значение для написания диссертации имели специализированные труды по изучению творчества конкретных авторов шпионских романов: Ле Карре, Л. Дейтона и других. Одним из них является работа Дж. Аткинса "Британский шпионский роман: вероломные стили" , в котором автор подверг литературному и историческому анализу наиболее известные детективные истории вышеуказанные английских писателей. В данном исследовании изучены аспекты создания и причины публикации книг, мнения британских писателей об их творчестве, целях написания романов и прототипах главных и второстепенных персонажей.

Среди заслуживающих внимания работ зарубежных авторов, переведенных на русский язык, можно выделить монографии болгарского

1 См. например: Chapman R. Culture Wars: An Encyclopedia of Issues, Viewpoints, and
Voices. In 2 vols. I Ed. by R. Chapman. Armonk, 2010. 768 p.; Malchow H. Special
Relationship: The Americanization of Britain? - Stanford: Stanford University Press, 2011. 392

P-

2 The Cambridge history of twentieth-century English literature I L. Marcus, P. Nicholls.

Cambridge University Press, 2004; Price Th. Popular perceptions of an ally: the special relationship in the British spy novel I Th. Price II Journal of popular culture, 1994. №(28)2. P. 49-66; Priestman M. The Cambridge campanion to crime fiction. I M. Priestman. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 287 p.

3 Atkins J. The British spy novel: Styles in treachery. - London: Riverrun press, 1984. 287 p.
Также см.: Eco U. Narrative Structure in Fleming I In E. del Buono & Umberto Eco (Eds.): The
Bond Affair. - London: Macdonald, 1966. 173 p.; Eco U. The Role of the Reader. Explorations
in the semiotics of texts. - Bloomington: Indiana university press, 1984. 273 p.

писателя и автора шпионских романов Б.Л. Райнова "Черный роман" и "Массовая культура" , в которых исследуется история развития шпионского жанра. Здесь представлены не только информационные данные об указанном литературном пласте в западной культуре, но и проводится подробный разбор произведений известных английских и французских писателей. В частности, большое внимание автор уделял романам Я.Л. Флеминга, как специфической форме идеологической борьбы Британии против Советского Союза.

В советской и российской историографии шпионским романам не уделялось большое внимание, описывались лишь общие черты шпионского жанра и биографии английских писателей холодной войны. Современный взгляд на события прошлого отражен в работах российских исследователей Г.А. Косова, Л.Н. Митрохина, В.А. Скороденко, М.А. Можейко5.

Для работы над выбранной темой были также использованы труды по общей проблематике холодной войны, исследования, дающие представления о характере внешней политики СССР и Великобритании, исследования по изучению инструментов пропаганды и образов других.

В настоящее время, благодаря открытию многих ранее недоступных для исследователей архивных документов, появилось немало специальных статей дискуссионного характера, посвященных конфронтации между западным и восточным военно-политическими блоками в 1950-х - начале 1970-х гг .

4 Райнов Б.Л. Массовая культура. - М: Прогресс, 1977.487 с; Он же. Черный детектив. -
М., 1978. 288 с.

5 Косов Г.А., Митрохин Л.Н. Предисловие к изданию "Джеймс Бонд": [Романы]/ И.
Флеминг. М.: Aspect press, 1992. С. 3-15; Скороденко В.А. Вступительная статья / В.А.
Скороденко // Английский детектив. М.: Восхождение, 1993. С. 3-16; Можейко М.А.
Детектив / М.А. Можейко // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001. С. 122.

6 Золотарев В.А. Вечна ли мерзлота "холодной войны"? // Красная звезда, 1994. 25 мая;
Зимонин В.П. Регион в огне. Узловые проблемы войны на Тихом океане / В.П. Зимонин.
М., 1993; Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. В 2 т. Т. 1 / П.
Калькокоресси. - М.: Междунар. отношения, 2000. 592 с; Маныкин А.С. Новая и
новейшая история стран Западной Европы и Америки / А.С. Маныкин- М.:Филол.о-во
"СЛОВО"; Эксмо, 2004. 607 с; Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая
ретроспектива: Сб.ст. / Рос. акад. наук. Ин-т всеобщей истории / отв. ред. Н.И. Егорова,

Говоря в целом о тенденциях в изучении заявленной темы, отметим, что главным стимулом к изучению ее как в отечественной, так и в зарубежной историографии является отсутствие полноценных исследований по конструированию различных образов в английских шпионских романах периода холодной войны. Подавляющее число работ страдают одной из двух крайностей: либо это ситуационный анализ - т.е. очень узкое изучение творчества и деятельности конкретного писателя, либо описание идеологической борьбы всех участников холодного противостояния - т.е. очень широкий диапазон, в котором теряются особенности формирования взаимопредставлений наций друг о друге.

Цель исследования - показать, как, откликаясь на животрепещущие события международной жизни, английские шпионские романы дополняли образ врага, выступая специфическим орудием идеологического противоборства между Западом и Востоком.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. Рассмотреть особенности исторического периода холодной войны и ее отдельных периодов (с начала 1950-х по начало 1970-х гг.).

  2. Изучить идеологическую составляющую каждой из противоборствующих сторон в указанный период времени.

3) Проанализировать тексты шпионских романов как важнейший
инструментарий формирования образа врага в условиях идеологического
противоборства периода холодной войны.

4) Соотнести изображаемую писателями художественную
действительность с исторической реальностью рассматриваемого периода,
чтобы определить степень идеологизированности.

А.О. Чубарьян. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 640 с; Наринский М.М. История международных отношений. 1945-1975: Учебное пособие / М.М. Наринский. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. 264 с; Холодная война и политика разрядки: дискуссионные проблемы (сборник статей) /отв.ред. Н.И. Егорова, А.О. Чубарьян. М., 2003. Вып. 2. 144 с; Феномен "холодной войны" в международных отношениях XX века: итоги и перспективы исследования // Новая и новейшая история, 2006. №6. С. 73-101.

Методология исследования. Методологической основой данного диссертационного исследования послужили принципы научной объективности и историзма. Следуя принципам историзма, события, факты и документы оцениваются всесторонне, учитывая достоверно доказанные результаты изучения происходившего, полученные другими исследователями.

Помимо общенаучных методов исследования применялись специальные методы. В качестве основополагающего методологического принципа в рамках структурно-функциональной парадигмы использовался системный подход к изучению британского общества периода холодной войны и отражения политических событий в шпионских романах. С его помощью стало возможным рассмотреть не отдельные элементы в их изолированности или их механической соединенности, а связать отдельные элементы и показать их отношение к структурному целому . В данной диссертации использование системного подхода помогло автору проследить степень влияния политической сферы жизни на художественную литературу Великобритании 1950 - 1970-х гг.

Кроме структурного, использовались и другие методы исследования: сравнительно-исторический анализ, идеографический, логический и дискурсивный анализ, метод обобщений.

Источниковую базу исследования составил широкий круг источников. На первом месте по объему и значимости представленных источников для раскрытия выбранной темы стоят английские шпионские романы указанного периода. Используя политические шпионские романы как основной материал для создания данной работы, мы придерживаемся точки зрения исследователей, рассматривающих художественную литературу как исторический источник, содержащий в себе отличительные черты периода второй половины XX в.

7 ЛотманЮ.М. Семиосфера. - СПб. 2004. С. 155-177.

Наиболее популярным автором 1950-х гг., чьи романы стали источником для диссертационной работы, был английский писатель Ян Ланкастер Флеминг. В большинстве его произведений основной мыслью писателя представала "красная угроза" Великобритании и всему Западному миру со стороны Советского Союза.

Близким по характеру изложения являлись произведения Кингсли Эмиса и Алистера Маклина. Отличительной особенностью произведений А. Маклина являлось отсутствие постоянного главного героя - представителя серии романов в его борьбе с силами зла - коммунистических государств. Для нас данная черта произведений становится особенно значимой вследствие выявления господствовавших настроений общества, наличия слухов и т.д.

Другим не менее знаменитым английским писателем был Джон Ле Карре, сотрудник британской разведки. Его произведения по содержанию и степени проработанности резко отличались от романов Я.Л. Флеминга, К. Эмиса, А. Маклина. Новым элементом, который Ле Карре внес в шпионский жанр, было стремление развернуть свое повествование на фоне серой повседневности, избегая вмешательства фантастики. Писатель, будучи связанным с разведывательной службой, обладал значительной информацией в различных областях, что нашло отражение на страницах романов в переработанном и измененном виде, однако поддающемся расшифровке.

Лен Дейтон был еще одним автором шпионских романов, заслуживших признание читательской аудитории. Новым в романах Л. Дейтона представала форма изображения образов "своих-чужих". Изображая секретные службы противоборствующих стран, автор предоставлял срез характерной для Великобритании структуры общества. Социальная стратификация в Советском Союзе рассматривалась писателем как атавизм коммунистической системы, мешавший нормальному развитию общества.

Особого отношения к изучению шпионских романов требуют произведения британского писателя Грэма Грина. Непродолжительное время Грин работал в службе МИ-6 под руководством Кима Филби, участвовал в различных операциях в Восточной Европе и Латинской Америке, что нашло отражение в книгах в виде скрытых отсылок к его биографии и контактам с официальными представителями правительства, улавливании прототипов героев, точного понятийного аппарата и широких познаниях в различных областях.

Таким образом, указанная группа источников - художественная литература, обращенная и посвященная периоду холодной войны -показывает самую разнообразную информацию о данном времени, его характере и особенностях и выступает как один из методов формирования взаимопредставлений ее противников друг о друге.

Важным источником для изучения темы диссертации стали документы, касавшиеся отдельных вопросов внешней политики Британии. Среди них особое значение приобрели политические заявления премьер-министра У.

Черчилля. В книге "Мускулы мира" собраны наиболее знаменитые речи британского политического лидера, выступавшего в разное время при различных обстоятельствах. Главным аспектом рассмотрения мемуаров У. Черчилля в контексте данного исследования является цитирование британскими писателями его речей на страницах шпионских романов. Ссылки на Черчилля не были прямыми, однако указания на наступление "железного занавеса" и "красной угрозы" становились лейтмотивом многих шпионских произведений.

Другой группой источников являются мемуары. Неоценимую помощь автору оказали, прежде всего, воспоминания премьер-министров

Черчилль У. Мускулы мира / У. Черчилль. М.: Международные отношения, 2005. 340 с. См. также другие документы, содержавшие речи У. Черчилля: Churchill W. Pease Through Strength II Encyclopaedia Britannica: a new survey of universal knowledge. - London: Encyclopaedia Britannica, 1956. Vol .21. P. 303.

Великобритании: Э. Идена, Г. Макмиллана, Г. Вильсона . Каждый из них находился у руля власти, принимая важные политические решения, порой спорные и неоднозначные. Причины тех или иных политических поступков авторы мемуаров объясняли с собственных позиций, избегая острых углов и оценок.

Материалы прессы использовались преимущественно применительно к периоду 1950-х - 1960-х гг., в момент пика идеологического противостояния. Своеобразие этого источника для раскрытия темы заключается в том, что оно являлось документальным подтверждением отраженных в романах исторических событий, формируемых образов. Речь идет, в частности, о "Дэйли Мирор", "Тайме", "Ивнинг Стандарт", "Дэйли Мэйл".

Основные положения, выносимые на защиту:

написанные в содержательном плане как детективные истории, шпионские романы (фантастического и реалистического жанров) по идейной направленности, методам изложения выступали одним из видов идеологического оружия периода холодной войны.

данный жанр формировал собственный универсум, контрастировавший с банальной обыденной жизнью читателей, и постепенно начинал функционировать как средство для эскапистских фантазий. Эскапизм как форма саморефлексии выражал стремление отдельного индивида уйти от мрачной действительности в мир иллюзий, фантазий и желаемых образов.

шпионские романы становились откликом на происходившие события. Писатели активно реагировали на происходящие события, отражая в романах Карибский кризис 1962 г., запуск первого космического спутника, "хрущевскую оттепель", разрядку при Л.И.Брежневе и т.д.

9 Eden A. Days for decision / A. Eden. - London: Faber & Faber, 1949. 239 p.; Idem. Towards peace in Indo-China I A. Eden. - London: Oxford university press, 1966. 71 p.; Macmillan H. Tides of fortune. 1945-1955 /H. Macmillan. - London: Macmillan, 1969. 729 p.; Idem. Pointing the way. 1959-1961 I H. Macmillan. - London: Macmillan, 1972. 504 p.; Idem. The governance of Britain IH. Wilson. - London: Weidenfeld & Nicolson, 1976. 219 p.

- формирование образа врага и образа другого в шпионской прозе развивалось по нескольким направлениям. Компонентами облика выступали портретный образ, тема ядерной и бактериологической войны, образ политических режимов.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

Впервые объектом специального исследования стала малоизученная тема - формирование образов других в английских шпионских романах 1950 - начала 1970-х гг. Введенные в научный оборот произведения шпионского жанра рассматриваются в историческом контексте, через призму идеологического противоборства эпохи холодной войны в мире. Анализ текстов шпионских романов, содержащих категориальные формы образа другого и образа врага в процессе формирования взаимопредставлений наций друг о друге, позволил впервые взглянуть под неизвестным ранее ракурсом на английскую художественную литературу.

Практическая значимость. Работа позволит заполнить существующие пробелы в изучении истории идеологической борьбы периода холодной войны. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в качестве дополнения при чтении как общих курсов по новейшей истории и международным отношениям, так и специальных курсов по истории XX в., при написании учебников и обобщающих трудов по истории стран Западной Европы и Америки. Полученные в ходе исследования результаты открывают перспективы дальнейшего изучения социальной истории, углубленного рассмотрения главных и второстепенных идеологических конструктов, что может быть использовано в разных дисциплинарных областях, равно как и при выработке практических рекомендаций для работников, занятых в идейно-пропагандистской области.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в докладах на 5 всероссийских конференциях в Ярославле, Нижнем Новгороде, Москве. По

материалам диссертации опубликованы 6 статей, общим объемом 3 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ - 3. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры всеобщей истории Ярославского государственного университета (20 февраля 2012 г.) и была рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация включает в себя введение, три главы, делящиеся на параграфы, заключение, приложения и список использованных источников и литературы.

Роль Великобритании в блоковом противостоянии (1950- начало 1970-х гг

Постепенно романы К. Эмиса стали отождествлять с массовой коммерческой литературой, считая главной целью получение прибыли от тиражей, а не стремление к глубокому и продуманному содержанию каждого произведения.

Близким по характеру изложения являлись произведения Алистера Маклина (1922 – 1987 гг.), бывшего военного, прошедшего всю Вторую мировую войну. Он писал романы морской, военно-морской и шпионской тематики. В начале 1960-х гг. желая показать, что популярность его книг обеспечивают захватывающие темы, а не имя автора, создал “Дьявольский микроб”52, где продолжил развивать волновавшие общество вопросы распространения опасного бактериологического оружия. Отличительной особенностью произведений автора являлось отсутствие постоянного главного героя – представителя серии романов в его борьбе с силами зла – коммунистических государств. Для нас данная черта произведений становится особенно значимой вследствие выявления господствовавших настроений общества, наличия слухов о секретных операциях разведывательных служб и рассмотрения шпионских романов как формы отражения глобального конфликта – холодной войны.

Другим не менее знаменитым английским писателем был Джон Ле Карре, сотрудник британской разведки. Его произведения53 по содержанию и степени проработанности резко отличались от романов Я.Л. Флеминга, К. Эмиса, А. Маклина. Новым элементом, который Ле Карре внес в шпионский жанр, было стремление развернуть свое повествование на фоне серой повседневности, избегая вмешательства фантастики. Писатель, будучи связанным с разведывательной службой, обладал значительной информацией в различных областях, что нашло отражение на страницах романов в переработанном и измененном виде, однако поддающемся расшифровке. В исследовательской литературе произведения Ле Карре получили высокую оценку и стали эталоном интеллектуального детектива.

Лен Дейтон был еще одним автором шпионских романов, заслуживших признание читательской аудитории. Автор книг по военной истории и кулинарии не был профессиональным разведчиком и аффелированным к данным службам лицом, однако сумел создать атмосферу вымышленной реальности 1960-х гг., где искусно сочетались художественное повествование и историческая действительность. Благодаря большому жизненному опыту и освоению многочисленных профессий, Л. Дейтон приобрел возможность выразить полученные знания на страницах шпионских романов, которые обладали высоким качеством детализаций обстановки, глубокой проработкой биографий вымышленных героев, достоверностью излагаемых исторических событий54. Новым в романах Л. Дейтона представала форма изображения образов “своих-чужих”. Изображая секретные службы противоборствующих стран, автор предоставлял срез характерной для Великобритании структуры общества, разделённого не по имущественному, а по образовательному цензу. Напротив, социальная стратификация в Советском Союзе рассматривалась писателем как атавизм коммунистической системы, мешавший нормальному развитию общества.

Особого отношения к изучению шпионских романов требуют произведения британского писателя Грэма Грина (1904 – 1991 гг.). Он работал в различных жанрах, от католических рассказов до колониальных романов. В контексте данного исследования значительный интерес представляют политические детективы второй половины XX в. Непродолжительное время Грин работал в службе МИ-6 под руководством Кима Филби, участвовал в различных операциях в Восточной Европе и Латинской Америке, что нашло отражение в книгах в виде скрытых отсылок к его биографии и контактам с официальными представителями правительства, улавливании прототипов героев, точного понятийного аппарата и широких познаниях в различных областях. Большое влияние на качество написания книг оказывало стремление Г. Грина к всестороннему изучению сюжета будущего романа: проработка исторической реальности и политической обстановки в стране, где разворачивалось место действия, нахождение реальной мотивировки поступков персонажей и их прототипов, точность в выявлении сути идеологических разногласий противоборствующих блоков. Примером автобиографичных произведений может служить достаточно большое число шпионских романов. Богатый жизненный опыт, многочисленные путешествия, ироническое отношение к действительности делали романы эталоном литературной прозы, в котором идеально сочетались юмор и сатира, реальность и вымысел, образность и историчность.

Шпионские романы как часть пропагандистской деятельности

Меморандум свидетельствовал о том, что значительная часть английских правящих кругов все более склонялась к реалистической оценке положения дел. Смысл предложений, выдвинутых Макмилланом, заключался в том, чтобы попытаться привлечь ресурсы и политические возможности основных союзников, особенно Соединенных Штатов, к решению британских проблем под предлогом укрепления “объединенного фронта свободного мира”, противостоящего “коммунистической угрозе”101.

Но не только это было причиной озабоченности Лондона обстановкой в “европейской сфере”: немало переживаний вызвало создание и укрепление “Общего рынка”. Когда в 1957 г. Франция, ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург подписали в Риме договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС)102, Англия отказалась присоединиться к нему: британские политические деятели, по крайней мере, их большинство, не верили в жизнеспособность этого объединения, они скептически относились и к перспективам западноевропейской политической интеграции. В Лондоне решили следовать традиционной линии: не присоединяясь к возникающим на континенте коалициям, стараться влиять на них с тем, чтобы нейтрализовать их возможную антибританскую направленность103. Расчеты Англии, как признавал впоследствии Г. Макмиллан, оказались ошибочными. “Общий рынок” явно не проявлял признаков скорого развала. Постепенно вместе с углублением экономической интеграции налаживалось и политическое взаимодействие входивших в него стран. Поэтому изменения в международной обстановке все более настоятельно требовали от правящих кругов Великобритании пересмотра внешнеполитической стратегии и выбора приоритетных ее направлений. Главные внешнеполитические интересы Лондона постепенно сосредоточивались в Европе. Это не могло не отразиться и на общей концепции британской политики: доктрина “трех окружностей” понемногу вытеснялась новой концепцией, получившей название доктрины “зоны сосредоточения”104. Концепция “зон сосредоточения” предполагала деление мира, с точки зрения приоритетов, на “зону сосредоточения британских интересов первостепенного значения” и на “внешнюю зону”105, где они не так велики. Зона сосредоточения включала Западную Европу, Северную Америку, Советский Союз и другие европейские социалистические страны. К внешней зоне относились развивающиеся государства Африки, Азии, Латинской Америки.

Трансформация мирового порядка после окончания Второй мировой войны оказала влияние на такой важный аспект политики Великобритании, как взаимоотношения с колониями. Постепенное сокращение финансовых, политических обязательств перед странами – сателлитами, оказавшими помощь во время войны, превратилось в один из болезненных вопросов для правящей элиты Лондона. Поддержание должного порядка и обеспечение приемлемого уровня жизни превращалось в обременительную ношу, отнимавшую от бюджета государства значительную часть средств, что вынуждало британских лидеров разрабатывать новые формы взаимодействия, связанные с отменой колониального статуса Британской Империи и развития отношений с колониями в только рамках Британского Содружества Наций. Процесс отделения от империи и получение независимости начался на ранних этапах холодного противостояния. Еще в 1947 г. Англия предоставила независимость полуострову Индостан (Британской Индии), что привело к жестокой гражданской войне и разделению территорий на два доминиона – Индию и Пакистан; потеря контроля над Палестиной в 1948 г. сопровождалась передачей мандата на управление данной территорией Организации Объединенных Наций106 и постепенной утрате влияния на Ближнем Востоке; в том же году независимость обрели Цейлон и Бирма. Предоставление свободного самоуправления Кипру в 1960 г. сопровождалось стремлением Великобритании сохранить часть военных баз на этой территории, чтобы обеспечить “западное” присутствие в Восточном Средиземноморье после потери баз в Египте. Волна антиколониальных выступлений продолжалась на протяжении всего холодной противостояния, вспыхивая в различных частях земного шара. На середину 1950-х – 1960-х гг. пал пик национально-освободительных движений в Тропической Африке, когда одна за одной получали юридическую независимость британские колонии: в 1957 г. – Гана, 1960 г. – Нигерия, Сомали, 1961 г. – Сьерра-Леоне и Танганьика и т.д107. Более остро процесс отделения от Британской Империи проходил на Юге Африке. Существовавший Южно-Африканский Союз (ЮАС), не желая уступать своим принципам расовой сегрегации, в 1961 г. принял решение об отделении от Содружества, провозгласив страну Южноафриканской Республикой.

Рост демократического движения за обретение свободы в 1950 – 1960-е гг. затрагивал различные районы мира, в том числе и Западное полушарие. Начало нового этапа конструирования континентальной системы военно-политических союзов в глобальном масштабе побуждало национальных лидеров Латинской Америки к реформированию прежнего государственно-правового устройства, получению полной независимости от метрополий и включению в международную структуру отношений в качестве

Категория образа врага в английских шпионских романах

Стержневое содержание практически любого шпионского романа определяется фундаментальным противопоставлением “свой-чужой”. Данная дихотомия служит базисом для формирования образа другого, его трансформации в сознании населения и ориентации на настроения и веяния глобальной политики. При этом описание в терминах двоичных категорий “свой-чужой”, “мы-они”, “друг-враг” не является строгим восприятием действительности, а, скорее всего, становится формой отражения мыслей, идей, стереотипов в обществе. Шпионские романы, как художественное произведение и как элемент культуры, выполняли функцию по созданию особой вымышленной реальности, коллективных представлений об “они”-группах, имевших высокую устойчивость и низкую изменяемость в общественном сознании.

В процессе развития холодной войны пропагандой создавалась новая информационная реальность – совокупность идей, символов, способов осмысления мира, которые определяли массовое и индивидуальное сознание и поведение. Британское правительство как субъект конструирования новой реальности послевоенного периода, а также главный союзник и проводник американской политики на европейском континенте, придавало первостепенное значение идеологии, как конструкту управления и регулирования нацией. Для эффективной идеологической обработки населения использовались различные приемы и методы воздействия, однако конечная цель пропаганды всегда заключалась в установлении твердой основы для политики, этики, воспитания, выработки соответствующих интересов и мнений у того или иного класса, формировании социальных представлений и образов о конкретном индивиде, коллективе, государстве. Форма изображения обликов могла быть разной – от сатирических рисунков на страницах британских газет и предупредительных брошюр до стереотипного представления в виде литературных персонажей в художественных произведениях, в большей степени, в шпионских романах. И практически единственной основой для их конструирования служила внешне- и внутриполитическая деятельность коммунистических стран, направленная на возведение “железного занавеса” с Западом. Категория образа непосредственно в шпионской прозе имела довольно сложную структуру, отличавшуюся многогранностью отрицательного героя и манерой изложения автором содержания истории. Однако для раскрытия смысла его функционирования в том или ином произведении сначала необходимо обратиться к сути образа как понятия.

Во-первых, следует отметить, что образы других народов в сознании нации и ее культуре представляли собой не только механизм понимания соседей, но также являлись “плодом” внутреннего мифотворчества, в котором другие этносы выступали в качестве одного из важных элементов конструирования собственной “Я – концепции”181. Данная концепция включала в себя три компонента: основой этой структуры являлась национальная идентичность, находящая отражение в значимых и основополагающих для нации ценностях. Вторым, более изменчивым Журавлева В. И. Образ России в репрезентациях… С. 265. элементом образа, выступал статус собственного государства. Самый подвижный, третий компонент привносило политическое руководство страны, которое по-своему понимало идентичность и статус государства и генерировало ситуативные образы – образы другого, чужого, союзника, образы врага182. Подобные образы (образы других народов) занимали крайние позиции на сравнительных шкалах, отражающих ценности, которые были важны для общества в тот или иной период времени. В положительном секторе оценочной системы располагалась собственная нация, в то время как объект воздействия воспринимался как пример отклонения от нормы. Так, “мир чужих” в британском обществе формировался, прежде всего, вокруг образов близких соседей: ирландцев, французов, голландцев. Истинно английское, национальное начало с его разумным самоограничением, следованием принципам, содержательной простотой противопоставлялось рациональности, куртуазности, изнеженности, излишней дотошности “континента”. Далее находился более широкий окружающий мир, в котором периодически возникали значимые для английского сознания первообразы “других”. Важное место в нем отводилось Российскому государству-нации. Еще в XVI в., со времени его открытия для Великобритании, Россия воспринималась как суровая северная страна, лишенная стремления к свободе, тотально зависящая от центральной власти183. На протяжении столетий, включая ХХ в., образ нашего государства представал как противоположность европейского устройства. Основной характеристикой всего связанного с “русским” являлось переходное состояние между “цивилизованным” Западом и “варварским” Востоком, неспособным к восприятию западной культуры, ее цивилизационных норм. Как подчеркивал американский культуролог Ларри Вульф, “изобретение Восточной Европы было неразрывно связано с самоидентификацией Запада”184. Именно категория образа восточного соседа доминировала в английских шпионских романах, вбирая в себя черты всех коммунистических стран (Советского Союза, Германской Демократической Республики, Китая и других). По мере развития шпионского жанра менялась форма его отображения, а также отношение автора к описываемому собирательному образу отрицательного героя, однако неизменной оставалась структура содержания каждого романа. Если в момент роста популярности подобной литературы (1950-е гг.) общество с интересом относилось к агрессивной манере текстуализации восточных соседей, допуская порой и жесткую визуализацию изображаемых персонажей, то в последующее время положение изменилось. В 50-е гг. ХХ столетия размах шпионской деятельности приобретал все большие масштабы, переходя в жестокую игру без правил185, а антикоммунистические настроения превращались в панические страхи всего населения в целом. Особенно острой была атмосфера в годы начавшейся “инфильтрации” коммунистов на государственную службу, заявлений186 британских лидеров о недопустимости распространения коммунистической угрозы к границам Великобритании. Невидимая сторона холодной война – борьба разведывательных служб – развивалась вне контекста каких-либо переговоров и дружественных отношений, а жесткость шпиономании в реальном мире отражалась на страницах романов с еще большим размахом. Образ “восточного противника” представал не только варваром и врагом, но чем-то более страшным, несшим в себе разрушительную силу.

Тема ядерной и бактериологической войны сквозь призму образа врага

Столкновению британской и восточногерманской разведок посвятил книгу “Шпион, пришедший с холода” Джон Ле Карре. Действия романа разворачиваются в начале 1960-х гг. Алекс Лимас – оперативник британской разведки теряет свою шпионскую сеть в Восточной Германии. Один за другим его агенты были ликвидированы по приказу начальника оперативного отдела восточногерманской разведки Ганса Мундта. Лимаса отстраняют от оперативной работы, некоторое время он влачит жалкое существование, начинает пить и быстро опускается на дно. Однако это есть начало рискованной операции по дискредитации в глазах правительства ГДР как агента Лондона самого опасного противника британской разведки в Восточной Германии – Мундта. Лимас знает, что с ним рано или поздно установят контакт представители германской разведки, ибо он, как бывший разведчик, обладает ценной информацией, за которую много заплатит иностранная разведка, учитывая его настоящее материальное положение. Люди Мундта связываются с Лимасом и предлагают ему перебраться в Голландию, где он сможет рассказать им все, что знает, и получить крупную сумму денег. Задача Лимаса – предоставить такую информацию, которую смог бы использовать в своих целях подчиненный Мундта Фидлер, ненавидящий своего начальника и давно уже собирающего на Мундта компрометирующие материалы. Для встречи с Фидлером Лимаса, в конце концов, перебрасывают в ГДР. Лимас дает понять Фидлеру, что у английской разведки есть в этой стране очень ценный агент, с которым Лондон поддерживает контакты. Однако Мундт узнает о происках Фидлера и арестовывает его и английского агента, последний в момент ареста в схватке убивает охранника, и теперь его должны судить по законам ГДР. В тюрьме Лимаса допрашивает Мундт, но в последний момент появляется Фидлер, который представил свои материалы в Президиум Государственного совета и нашел там поддержку. Мундт арестован, и его будет судить назначенный Президиумом трибунал. Однако адвокат Мундта приводит неоспоримые факты, из которых следовало, что Лимас намеренно ввел в заблуждение Фидлера, пытавшегося опорочить Мундта, честного члена партии, - к такому выводу приходит весь трибунал, считая, что разоблачены происки западной агентуры. Это признает и Лимас, лишь в последний момент догадывающийся, в чем состоял истинный замысел его шефов во главе со знаменитым Джорджем Смайли – руководителем британской разведки. Мундт оправдан, а Фидлера ждет наказание - именно этого и добивались в Лондоне, ибо Мундт и был тем очень важным агентом, на которого, сам того еще не зная, намекал Фидлеру Лимас. Британского агента Лимаса использовали в своих целях сначала британская разведка, а потом Фидлер для смещения Мундта и, наконец, судебная машина ГДР якобы для разоблачения происков врага, который на самом деле в лице Мундта выходит сухим из воды и помогает Лимасу бежать из тюрьмы. Однако он никому уже не нужен. Враждующие системы использовали его, и герой погибает, расстрелянный пограничниками в момент тайного перехода через Берлинскую стену, “грязное уродливое сооружение из кирпича, цемента и колючей проволоки, похожее на декорацию концлагеря…целое царство развалин, нарисованное в двух измерениях”285. Таким образом, Дж. Ле Карре как бы предупреждает, что конкретного “маленького” человека запросто может уничтожить “машина” холодной войны.

Уровень жизни государств Восточной Европы и СССР в послевоенный период отличался от уровня западных стран в пользу последних. Это также не могло ускользнуть от внимания Дж. Ле Карре. Социализм ГДР он описал в таких тонах: “Во всем сквозила какая-то заброшенность и неуютность…На всем был налет казенщины: инструкции по противопожарной безопасности, канцелярская зелень стен, тяжелые пружинные замки, а в гостиной, довольно комфортабельной по сравнению с другими комнатами, тяжелая темная исцарапанная мебель и обязательные портреты советских вождей. Для

Лимаса такие отступления от принципа анонимности были верным признаком постепенного сращения Отдела (разведки) с бюрократией”286. Нагнетание отрицательных, антисоциалистических настроений достигало кульминационного момента в речах Лимаса, подчеркивающих характер восприятия Западным обществом социалистической действительности. “Это ведь так типично для вашей ублюдочной полустраны и для вашей ублюдочной разведки…Да и какая вы страна, какое у вас, к черту, правительство – третьесортная диктатура политических неврастеников”, -восклицал Лимас287.

Особенностью романов Дж. Ле Карре была их гуманистическая направленность и психологическая проработка персонажей288. Война разведывательных служб представлялась автору такой, какой была в действительности. Изображение царившей в Германии шпиономании отличалось стремлением представить западный и восточный мир в их естественном виде, по словам писателя, изложить “жизнь такой, какая она есть на самом деле”289. Реальная борьба спецслужб, скрытая от глаз общественности, отличалась жестокостью и доминированием государственных интересов ведущих стран над какими-либо гуманистическими проблемами человечества. Каждый день, неделю, месяц, год в период холодной войны ловили одних шпионов и раскрывали заговоры других. Особенно в этом роде деятельности продвинулась на тот момент германская “Штази”. Ничто не было в ГДР окутано такой завесой тайны, как структура и методы министерства госбезопасности. Контроль над “Штази” был скорее формальным документом, но не реальным. Угроза, исходившая из этого министерства, была неопределённой и непредсказуемой, что вызывало страх не только у жителей ГДР, но и соседней Федеративной республики Германии. Ле Карре, работавший одно время в Бонне, имел иногда контакты с восточной разведывательной службой. Полученный опыт он в иносказательной форме отражал на страницах своих романов. Трагизм шпионской войны для Джона Ле Карре – это не только смерть британского агента Лимаса, это трагизм целой эпохи, в которой человеческая жизнь не представляет никакой ценности, она всего лишь мелкая фигура, которую переставляют с места на место, а иногда и жертвуют ей в большой политической “игре”. В последней главе словами главного героя автор выразил основную мысль романа, подчеркнув драматизм сложившихся обстоятельств: “Идет война. Жесткая и неприятная, потому что бой ведется на крошечной территории лицом к лицу. И пока он ведется, порой гибнут и ни в чем не повинные люди. Но это ничем не отличается от любой другой войны – от той, что была, или той, что будет…”290. Шпионская борьба действительно не прекращалась ни на минуту, тысячи человек вербовались по ту и другую сторону291, чтобы держать под контролем все сферы деятельности.

Правила игры в шпионской работе были довольно жесткими, поскольку любой неверный шаг мог привести к непредсказуемым последствиям. Следованию четкого плана действий требовала сама жизнь. Подобную атмосферу напряженности искусно создавал британский писатель. Для него весь этот конфликт под названием “холодная война” был бессмыслен и враждебен человеку, потому что в нем обе стороны вели себя одинаково антигуманно и агрессивно, нарушая все дозволенные границы морали. “Мы все одинаковы, вот что забавно. Мы все одинаковы. В работе разведки существует один – единственный нравственный закон: цель оправдывает средства

Похожие диссертации на Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства : 1950 - начало 1970-х гг.