Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Халбазыков Доржо Владимирович

Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг.
<
Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Халбазыков Доржо Владимирович. Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Халбазыков Доржо Владимирович; [Место защиты: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН].- Улан-Удэ, 2008.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-7/441

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историческая обстановка эпохи Мин 9

Глава 2. Буддизм в политической и идеологической истории Китая эпохи Мин 23

Глава 3. Буддизм в религиозной истории эпохи Мин 72

Глава 4. Буддизм в художественной культуре эпохи Мин 87

Заключение 127

Список литературы 130

Введение к работе

Актуальность исследования буддизма в истории Китая эпохи Мин
обусловлена его значительной ролью в политической, религиозной и
культурной жизни Китая исследуемого периода. Этот период имеет огромное
значение в истории Китая. В это время происходит освобождение Китая от
монгольского завоевания, сопровождавшееся восстановлением

традиционных китайских ценностей. Страна входит в продолжительную полосу экономического и политического расцвета, становится мощной, передовой державой не только в Юго-Восточной Азии, но и во всем мире. Огромные успехи были достигнуты во внешней политике и культуре. Были оформлены все основные принципы учений буддизма, конфуцианства, даосизма. Происходил своеобразный культурный синтез, основанный на взаимодействии этих направлений, при этом буддизм играл существенную роль. В эпоху Мин сформировалось течение сань цзяо (три учения), которое стало ярким явлением в китайской истории.

Усилившаяся политическая роль буддизма проявлялась в прагматическом отношении власти к буддизму. Он активно использовался в ее политических целях, особенно во внешней политике по отношению к Тибету и монгольской периферии. Буддизм имел огромное значение для развития литературно-художественного творчества, оказал большое влияние на окончательное формирование такого жанра, как роман. Его влияние обнаруживается и в минской поэзии.

Вместе с тем необходимо отметить, что буддизм минской эпохи мало изучен, в то время как конфуцианство и даосизм исследованы более тщательно. Изучение роли и места буддизма в указанный период поможет более полно воссоздать картину как истории минского Китая, так и истории Китая вообще.

Степень изученности. Среди работ, посвященных истории эпохи Мин, следует выделить работы А.А. Бокщанина, Л.С. Васильева, Л.А. Боровковой,

4 Н.П. Свистуновой, Г.С. Кара-Мурза ' , которые исследовали эпоху с исторической, социально-экономической и политической позиций.

Наиболее полное отражение истории Китая эпохи Мин представлено в работах А.А. Бокщанина «Императорский Китай в начале XV века» и «Удельная система в позднесредневековом Китае. Период Мин». В них автор рассматривает экономическое положение в Китае после падения династии Юань и воцарения 'новой династии Мин, анализирует внешнюю и внутреннюю политику империи. Большое внимание уделено экономической политике Чжу Юаньчжана и его преемников.

Работ, касающихся истории буддизма в эпоху Мин в Китае также немного. К ним необходимо отнести работы А.С. Мартынова, СЮ. Лепехова, СВ. Никольской, Д.Д. Масалимовой, И.С Лисевича, Э.С Стуловой, А.И. Кобзева .

СЮ. Лепехов в своей статье «Буддийские философские идеи в старой китайской литературе» проводит анализ буддийских мотивов, получивших отражение в литературном творчестве китайских писателей и поэтов эпохи Мин, при этом уделяет большое внимание анализу четырех великих романов: «Троецарствие», «Сон в красном тереме», «Путешествие на Запад», «Цветы сливы в золотой вазе».

А.С Мартынов рассматривает религиозную ситуацию в стране в минский период и идеологическую борьбу конфуцианства и буддизма.

1 Бокщанин А.А. Императорский Китай в начале XV века. М., 1976; Он же. Удельная система в
позднесредневековом Китае. Период Мин. М., 1986; Васильев Л.С. Политическая власть и социальный
контроль в традиционном Китае // Общество и государство в Китае: доклады и тезисы. - М., 1971; Боровкова
Л.А. О некоторых аспектах аграрной политики Чжу Юаньчжана // Аграрные отношения и крестьянское
движение в Китае. - М., 1974; Свистунова Н.П. Аграрная политика Минского правительства во второй
половине XIV в. - М., 1966; Она же. О свободной крестьянской собственности в начале правления минской
династии // Народы Азии и Африки, 1961, № 3; Кара-Мурза. Лекции по истории Китая в средние века. - М.,
1940.-Вып. 2.

2 Мартынов А.С. Конфуцианство, буддизм и двор в эпоху Мин // История и культура Китая. - М., 1974;
Лепехов СЮ. Буддийские философские идеи в старой китайской литературе // Вестн. Бурят, ун-та. Сер. 18:
Востоковедение - 2006. - Вып. 2; Никольская СВ. К вопросу о композиции романа У Чэнъэня
«Путешествие на Запад» // Проблемы восточной философии. - М., 1979; Она же. Буддийские мотивы в
романе У Чэнъэня «Путешествие на Запад» // Проблемы Дальнего Востока. - Новосибирск, 1984;
Масалимова Д. Д. Китайская литература эпохи Мин. - Улан-Удэ, 1997; Лисевич И.С. У Чэнъэнь. - КЛЭ. -
М., 1972. - Т. 7; Стулова Э.С. К вопросу о бытовании баоцзюань в эпоху Мин // Литература и культура
Китая. - М., 1972; Кобзев А.И. Ван Янмин и чань-буддизм // Философские вопросы буддизма. -
Новосибирск, 1984; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. - М., 2002.

5 Говоря о буддизме в этот период, исследователь подчеркивает, что буддизм играл роль воспитательного средства в деле управления государством.

О влиянии буддизма на минскую литературу пишет И.С. Лисевич. Статья СВ. Никольской посвящена отражению буддизма на знаменитом романе эпохи Мин «Путешествие на Запад».

Влиянию буддизма на философию выдающегося философа минского времени Ван Янмина посвящены работы А.И. Кобзева «Ван Янмин и чань-буддизм», «Философия китайского неоконфуцианства». Согласно автору данных работ, философские идеи буддийской школы Чань послужили основой учения Ван Янмина.

Среди китайских ученых историей династии Мин занимался У Хань1. В своих работах он тщательно рассматривает биографию основателя династии Чжу Юаньчжана. Значительное внимание уделено изучению причин падения династии Юань и воцарения минской империи. Также этой темой занимались Юй Дэн, Ян Гочжэнь и др.

Истории буддизма рассматриваемого периода посвятили свои работы такие китайские ученые, как Фан Литянь, Хуа Фантянь, Цзянь Цаньтэн, Фэн Юлань3 . В их работах раскрывается процесс исторического развития буддизма в этот период, а также дается характеристика идеологии буддизма. Много внимания уделено выдающимся деятелям и патриархам буддизма эпохи Мин.

1 У Хань. Чжу Юаньчжан чжуань (Биография Чжу Юаньчжана), [б. м.], 1945; Он же. Жизнеописание Чжу
Юаньчжана, М., 1980; Он же. Цзи «Мин шил у» (Записки о «Мин шил у»), - «Ду ши чжацзи» («Записки при
чтении истории, Пекин, 1956.

2 Юй Дэн. Мин Дай цзяньча чжиду гайшу (Очерк цензорского режима в эпоху Мин), - «Мин дай чжэнчжи»
(«Политика династии Мин»), Тайбэй, 1968. Сер. «Мин ши луньцун», чжи сы («Сборник статей по истории
периода Мин», № 4; Ян Гочжэнь. Лунь Мин чу тунчжи цзецзи ды нэйбу доучжэн (О внутренних
противоречиях в господствующем классе в начале эпохи Мин), - «Гуанмин жибао», 23.111.1966.

3 Фан Литянь. Фо цзяо чже сюэ. (Философия буддизма). - Чаньчунь. 2006; Фан Литянь, Хуа Фантянь. Чжун
го фо цзяо цзянь ши (Краткая история буддизма в Китае, - Пекин, 2001; Цзянь Цаньтэн. Вань мин фо цзяо
гай гэ ши. (История реформ буддизма в период Поздняя Мин), - Гуйлинь, 2006; Фэн Юлань. Чжунго чжэсюэ
цзянь ши (Краткий очерк истории китайской философии), - Пекин, 1985.

Из западных авторов, посвятивших свои труды минской эпохе и буддизму этого периода, стоит выделить работы А.Ф. Райта, К. Ченя, Э.Л. Фармера, Ч.П. Фицджералда1 и др.

Объектом исследования является буддизм в истории Китая.

Предметом исследования является место и роль буддизма в политической, идеологической, религиозной и культурной истории Китая эпохи Мин.

Целью данной диссертационной работы является всестороннее исследование буддизма в истории Китая эпохи Мин.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

- дать анализ исторической обстановки Китая периода правления
династии Мин;

- исследовать роль буддизма в политической, философской и
идеологической истории Китая эпохи Мин;

выявить особенности буддизма эпохи Мин в истории религиозной культуры минского Китая;

определить влияние буддизма на литературное творчество минских писателей.

Территориальные и хронологические рамки исследования ограничены территорией Китая эпохи Мин (XIV-XVTI вв.) и охватывают период с конца правления Юаньской династии (1367 г.) и до конца правления династии Мин (1644 г.).

Источниковую базу исследования составляют исторические сведения по истории эпохи Мин, получившие свое отражение в исторических хрониках «Мин ши» (История династии Мин); «Эр ши у ши» (Двадцать пять династийных историй); «Го цюе» (Изложение сведений о государстве); «Мин тун цзянь» (Полное отображение истории династии Мин); «Мин шу» (Книга

1 Wright A. F. Buddhism in Chinese History. - L., 1959; Ch'en K. Buddhism in China: A historical Survey. Princeton, 1964; Farmer E. L. The Princes and the Regional Military Power in Early MingK) - A paper presented at the 22 Annual Meeting of the Association for Asian Studies. - San Francisco, 1970; Fitzgerald C.P. The Southern Expansion of the Chinese People. - Canberra, 1972.

7 истории династии Мин); «Мин дай Сицзан шиляо» (Материалы по истории Тибета [династии] Мин).

Теоретико-методологические основы. Работа представляет собой комплексное междисциплинарное исследование, проведенное с помощью сравнительно-исторического метода. В центре внимания исследования — область истории китайского буддизма в эпоху Мин. Разнообразная проблематика данной диссертации анализируется в религиоведческом, культурологическом, историко-философском и литературоведческом аспектах. В работе используется системный подход, способствующий раскрытию истории буддизма Китая. Методологической базой при написании диссертации послужили также исследования китаеведов, как в сфере истории, так и в религиоведении.

Научная новизна исследования состоит в следующем: - данная работа является первым исследованием места и роли буддизма в истории минского Китая;

- проанализированы место и роль буддизма в политической,
философской, идеологической истории Китая эпохи Мин. Выявлено, что в
этот период буддизм, уступив свое место в философской и идеологической
сфере, тем не менее, активно использовался в политике минского двора;

исследованы особенности буддизма в религиозной культуре минского Китая. Показано, что в минский период особенно большое развитие получили религиозные аспекты буддизма;

дан анализ влияния буддизма на художественную культуру Китая. Выявлено, что буддизм дал большой толчок развитию литературы, определил новые мировоззренческие ориентиры ее развития.

Научно-практическая значимость. Основные положения данной диссертации могут быть использованы для дальнейшего теоретического исследования истории, культуры и религии Китая эпохи Мин. Материалы диссертации по истории буддизма Китая эпохи Мин могут восполнить пробелы в понимании истории, культуры и религии Китая. Выводы и

8 материалы диссертации могут быть использованы в разработках лекционных курсов по истории культуры Китая.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на ежегодной конференции преподавателей БГУ (2006 г.), международной научно-практической конференции «Восточное общество: интеграционные и дезинтеграционные факторы в геополитическом пространстве АТР» (2007 г.), а также на научно-практической конференции «История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии» (2007 г.). По материалам диссертации написаны 5 статей.

Историческая обстановка эпохи Мин

К середине XIV века начался распад Юаньской империи. Причиной этого распада главным образом явился крах ее экономики, вызвавший резкое понижение жизненного уровня населения, голод и разруху. В 1351 году в бассейнах рек Хуайхэ и Янцзы, расположенных в южной части Китая, поднялось восстание крестьян против монгольских и китайских феодалов. Крестьяне шли под красными знаменами. Они убивали чиновников, занимали города, раздавали зерно из хранилищ, освобождали заключенных из тюрем, сами жаловали своим соратникам титулы и звания. Это восстание вошло в историю как восстание «красных войск». В течение нескольких месяцев отряды «красных войск» появились повсеместно на территории Китая, в результате чего территория империи Юань оказалась рассеченной надвое. Так началось широкое народное движение, в результате которого пала монгольская династия Юань и которое продолжалось в общей сложности около 20 лет. Восстание крестьян было вызвано не только голодом и разрухой, но и жестокой эксплуатацией и беспощадным гнетом крестьян со стороны монгольских и китайских помещиков.

Еще одной причиной развала юаньской империи явилось также обострение противоречий внутри правящего сословия монголов. Расколы, распри и междоусобицы - все это обусловливало внутриполитическую неустойчивость монгольского правительства. Монгольский каганат состоял из нескольких ханств, полученных в уделы потомками Чингисхана, центральное положение среди них занимала юаньская империя. После Хубилая вопрос о престолонаследии в империи Юань решался войнами за захват престола между представителями знати, обладающими реальной силой, а принятие решения курилтаем стало всего лишь формальным актом, соблюдаемым ради обычая. За сорок лет после кончины императора Шицзу (Хубилай - Х.Д.) сменилось девять императоров, каждые четыре-пять лет происходили перевороты. Противоречия среди верхушки монгольской знати углублялись и обострялись, что ослабляло силы господствующего класса. Его представители вели жестокую междоусобную борьбу за власть. Восстание «красных войск» началось как война угнетенных масс против господствующих классов, но на заключительном этапе из-за участия в ней имущих представителей китайского населения она превратилась в освободительную войну китайского народа против политического господства монголов в стране1.

Между тем, падение юаньской империи было обусловлено не только этими причинами. Они восходят вглубь истории правления юаньских правителей. После завоевания Китая монголами и установления династии Юань, огромные земельные угодья достались монгольским князьям и их вельможам. Большое количество китайского населения вынуждено было стать арендаторами. Что же касается китайских чиновников перешедших на сторону завоевателей, то они не только сохранили прежние владения, но и воспользовались случаем увеличить их. Поскольку династия Юань покровительствовала религиям, буддийские и даосские монастыри нередко владели большими земельными наделами. Монгольские и китайские помещики во времена династии Юань проводили активную политику по захвату земель, что привело к резкому росту числа крестьян, потерявших землю и превратившихся в арендаторов. Все это приводило к нарастающему недовольству крестьян политикой помещиков.

Обострению борьбы способствовала и все более нарастающая эксплуатация крестьян. В некоторых местностях арендаторы продавали помещикам сыновей в услужение, а дочерей - в наложницы, при этом составляли купчие, как при торговле скотом. Крестьян продавали и покупали вместе с их же землей. Крайне сложной была обстановка на севере страны: посевные площади постоянно подвергались вытаптыванию монгольской конницей, значительная часть пахотных земель была превращена в пастбища.

Постепенно складывалась ситуация, при которой начались миграции крестьянского населения с севера на юг. Так, в 1283 году, из мест к северу от Хуайхэ, из Хэбэя и Хэнани бежало 150 крестьянских дворов1. Помимо всего прочего, надо сказать о таком явлении во внутренней обстановке династии Юань, как национальный гнет в отношении китайцев со стороны монголов. «При монголах юаньское общество было поделено на четыре сословия: первыми, благородными, были монголы, за ними шли среднеазиаты, третьими были северокитайцы, а южнокитайцы - четвертыми. Северокитайцами именовались подданные бывшей цзиньской империи, включая китайцев, корейцев, киданей и представителей других народов, южанами же называли покоренных позже всех подданных сунской империи, большинство которых составляли китайцы. Для осуществления своих планов по расколу китайского общества и укреплению своего господствующего положения монгольские правители предоставили некоторые политические преимущества северокитайским помещикам, в отличие от южнокитайских. Права и обязанности четырех сословий были неравными, а особенно жестокими были запреты и ограничения для южан-простолюдинов» .

Национальный гнет проявлялся лишь в отношении простого народа, лишенного политических прав. По существу, монгольские и среднеазиатские феодалы и китайские помещики совместно эксплуатировали, грабили и порабощали бедняков всех национальностей, и потому, в конечном счете, этот гнет по своему характеру был гнетом классовым.

«По официальным документам, население Китая до завоевания монголами, составляло около 74 млн. человек. А после завоевания Китая монголами, в 1281 году во всей стране насчитывалось только 13 200 тыс. дворов с населением 58 830 тыс. человек, включая монголов и среднеазиатов. Как видно, итогом длительных войн и разрушений было сокращение численности населения - на 15 млн. человек. В 1330 году число дворов по всей стране все еще составляло 13 400 тыс., что немногим отличалось от данных за 1281 год. За 50 долгих лет число дворов осталось практически прежним, что при ненадежности тогдашней статистики показывает убыль населения за эти годы. Таков был трагический результат классового и национального гнета при господстве монголов»1.

После завоевания Китая, юаньское правительство осуществило ряд военных экспидиций в соседствующие страны. В итоге были развязаны военные дествия с Японией, Бирмой, Тямпу. Постоянно увеличивались военные расходы, казна тратила огромные средства на плату наемным войскам, военную амуницию, оружие, а также на строительство военных кораблей, т. к. добраться до этих стран можно было только морем. Монголы, как известно, до этого не имели своего флота. Результатом возникших финансовых затруднений явилось вынужденное повышение налогов, которое огромным бременем легло на плечи простого китайского народа. «Кроме военных расходов, были еще огромные пожалования князьям и представителям знати, ежегодные подарки в определенные сроки и особые дополнительные подарки, раздаваемые на сборах при дворе и на курилтаях».

Буддизм в политической и идеологической истории Китая эпохи Мин

В эпоху Мин окончательно сложились доктринальные установки и принципы взаимоотношения трех основных религий и учений Китая — буддизма, даосизма и конфуцианства. Лидерство конфуцианцев в идеологической борьбе в этот период было очевидным, однако конфуцианство не вытеснило окончательно с политической и идеологической арены буддизм и даосизм. Статус буддизма в китайском обществе отличался некоторыми весьма существенными чертами. По словам А.С. Мартынова, его можно назвать «всепроникающим, но нигде и никогда непобеждающим учением». Всепроникающим - ибо буддизм принес в эту страну определенный комплекс идей и верований, которых в Китае либо вовсе не было, либо они были выражены гораздо слабее, и этот комплекс повлиял на всю культуру этой страны. Здесь, прежде всего, следует упомянуть о карме и идее воздаяния и о преобразовании индивидуального сознания силами этого же индивидуума. Непобеждающим - поскольку в этой стране буддийская община оказалась в подчинении у государства. Отношение минского государства ко всем трем учениям было одинаковым -они рассматривались как некое дополнительное средство в деле управления государством1.

В Китае, еще со времен династий Инь и Шан, принято было считать, что государство само по себе уже было священным. По китайским представлениям государь был наместником Неба на земле, его называли не иначе как Сын Неба. Он находился в непосредственной связи с высшими силами. «Его важнейшими функциями являлись гармонизация двух основных начал мироздания - стихий инь и Ян - и обеспечение каждому живому существу надлежащего места в мире. Естественно, подобная система взглядов не способствовала возникновению представлений о приватном и автономном характере религиозной деятельности. Буддизм же возник и развился в среде, где религиозная жизнь была более обособленной и свободной от политической власти и где священнослужители пользовались большими привилегиями. Столкновение идеалов монастырской жизни с представлениями о государственном мироустройстве в Китае не превратилось в острый конфликт. Конфликт, конечно же, был, но он был не таким острым. Это объяснялось не только способностью буддизма к адаптации, но и особенностями государственного устройства и религиозной жизни в Китае. В этой стране государство не образовывало тесного единства с какой-либо религиозной организацией. Государство здесь являлось сакральным само по себе. Здесь ситуация была совершенно иной чем в странах Европы, где светская власть не была столь сакральной, как в Китае1.

Китайская теория государственной власти, которая впоследствии была взята на вооружение в других странах Юго-Восточной Азии, считала, что государственная власть, по сути своей, является проявлением небесной воли. Небо же для китайца было высшей сакральной ценностью. Согласно этой теории, для того, чтобы в Поднебесной установились гармония и мир, необходимо наличие всего лишь двух компонентов власти: самого императора и его совершенства. Однако на практике оказывалось, что для разрешения многих конкретных политических проблем необходимы еще бюрократический аппарат, система обучения чиновников, определенная система методов управления государством. Проще говоря, нужны еще какие-то учения, дополняющие императорское поучающее воздействие. В средние века эти дополняющие средства образовывали триаду: конфуцианство, буддизм и даосизм".

«Первое место в этой триаде, определенными перерывами, занимало конфуцианство. Конфуцианство в большей степени было учением, а не религией, по сравнению с буддизмом и даосизмом. Конфуцианство никогда не пыталось сакрализовать личность своего основателя. Он навсегда остался учителем, обучавшим своих учеников нормам поведения, которые свойственны легендарной древности. Тексты, которые образовывали конфуцианский канон, не были записью новой истины, а наоборот, предлагали осваивать опыт истории. Конфуцианство составило единое целое с традиционной системой китайского образования. При этом культовая сторона в конфуцианстве имела вспомогательный характер. Всякое увеличение культа Конфуция воспринималось как отклонение от истинной доктрины. Знаменитый сунский реформатор и ученый Ван Аньши приписывал упадок образования своего времени новым веяниям, когда люди предпочитают поклоняться Конфуцию в храме, а не изучать его»1.

«Буддизм и даосизм обладали совершенно иной внутренней структурой, чем конфуцианство. Каждая из этих религий имела разработанную концепцию потустороннего мира, богатый пантеон божеств. Однако эта их внутренняя структура не проецировалась вовне. В своих отношениях с государством они трактовались так же, как и конфуцианство, т. е. как некое дополнительное средство поучения творить добро».

Буддизм в религиозной истории эпохи Мин

К моменту эпохи Мин буддизм прошел достаточно длинный исторический путь своего развития и адаптации на почве китайской культуры. К этому времени уже были сформированы все школы китайского буддизма. Существовала обширная переводная литература, были проработаны основные концепции буддизма. Следует заметить, что при Минах ничего принципиально нового в разработку философской и сотериологической концепций буддизма не было внесено. Характерной особенностью минского буддизма стало акцентирование внимания на религиозных мотивах, его сближение с традиционными китайскими учениями, его вплетенность в ткань художественной культуры. Это обусловило тот факт, что в эпоху Мин большой популярностью стал пользоваться пантеон буддийских божеств. Особенно популярны в минское время были божества Махаяны, пантеон которых разрастался особенно сильно. Многочисленные бодхисаттвы и будды, грань между которыми к минской эпохе почти стерлась, стали выполнять функции защитников, избавителей от болезней, хранителей домашнего очага, детоподательниц. С этими божествами связывались те или иные желания и надежды, им можно было молиться, прося помощи.

Для того чтобы понять религиозную доктрину буддизма минского времени необходимо сказать несколько слов об основоположениях буддизма, которые включают в себя сущность всех его доктрин. Этими основоположениями являются Четыре Благородные истины. Эти четыре истины, как известно, Будда провозгласил в своей первой проповеди.

Первая истина заключается в страдании. Ему подвержены все живые существа, включая богов; нижний уровень страдания - недовольство, несогласие, неудовлетворенность; верхний - боль, мучение, смерть. Страдание есть основополагающий принцип череды рождений и сущность первой Благородной истины. Осознав это неотъемлемое свойство жизни, приступают к поиску причин страдания, что знаменуется вступлением на Восьмеричный Путь, или, в более широком смысле, на Срединный путь, т. е. к поиску духовного освобождения по-буддийски. Согласно сутрам, существует три главных типа страдания: страдание от боли телесной или умственной; страдание от изменчивости, относительности бытия, от невозможности постоянного пребывания в состоянии счастья, радости и удовольствия; страдание, распространяющееся повсюду, присущее самой природе живых существ, обреченных рождаться и умирать. Последний тип страдания считается самым сложным и базисом первых двух типов страдания. Нет никакого способа избавиться от него, кроме как прервать череду рождений.

«В буддизме страдание - это фундаментальный принцип круговорота бытия всех видов существ сансары. Для правильного понимания этого термина нужно по возможности отстраниться от западных трактовок страдания, опирающихся на библейские традиции. Кроме того, нужно осознать, что буддийское страдание вовсе не есть противопоставление мирскому счастью, радости, удовольствию, кои преходящи, и расставание с ними доставляет новые мучения»1.

Согласно догмам буддизма прекращение страдания может произойти только при достижении состояния нирваны. Собственно, именно к достижению нирваны ведет Восьмеричный путь и этим заняты все буддийские монахи. Однако достижение состаяния нирваны чрезвычайно сложная задача. Только самым ревностным монахам удавалось достичь этого состояния и, как правило, их имена причислялись к святым архатам. Остальным же удавалось только достичь определенного уровня святости и приблизиться к состоянию нирваны. В раннем буддизме считалось, что для большинства мирян лекарством от страдания может явиться сострадание. Сострадание есть забвение собственных мук благодаря неустанному радению

Цит. по: Корнев В.И. Сущность учения буддизма // Философские вопросы буддизма. - Новосибирск, 1984. -С. 10. за других существ. Еще одним лекарством от страдания может стать оставление мира и уход в монашество, ибо только буддийские монахи способны вступить на Восьмеричный Путь и следовать Срединным Путем.

Названные признаки характеризуют и сущность Просветления Будды. Они же являются главными идеями, на которые опираются все доктрины всех направлений и школ буддизма. Эти же идеи - суть критерии истинности различных аспектов буддийской философии. Для раннего буддизма помимо идеи Страдания чрезвычайно важны также идеи невечности и отсутствия самости. На философском языке истина Страдания означает всеобщий закон изменчивости, непостоянства и отсутствия вечной души, а также пустоты самосущего .

Вторая истина заключается в причине страдания. Она включает в себя три вида желания, или влечения, привязанности: жажду страсти, жажду бытия, в том числе и существования после смерти, а также желание небытия и несуществования после смерти - все они суть движители колеса новых рождений; все они суть карма, или деяния телесные, словесные и умственные. Эти деяния могут быть добродетельными, недобродетельными и безразличными. Таковы будут и их последствия. Но более известным является другое истолкование трех видов желания: пребывание в блуде сладострастия, похоти; пребывание во мраке неведения относительно подлинных целей и ценностей жизни; испытывание ненависти, неприязни, зависти к другим существам, вплоть до того, чтобы желать им смерти.

Третья истина связанна с прекращением действия причины страдания. Она представляет собой забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними омрачений сознания. Практически это забвение страстей достигается культивированием любви, дружелюбия, милосердия, сострадания и сочувствия к другим существам. Все это - суть противоядия злой карме.

Похожие диссертации на Буддизм в истории Китая эпохи мин : 1368-1644 гг.