Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История теории конфуцианской цивилизации в Китае Хуан Лилян

История теории конфуцианской цивилизации в Китае
<
История теории конфуцианской цивилизации в Китае История теории конфуцианской цивилизации в Китае История теории конфуцианской цивилизации в Китае История теории конфуцианской цивилизации в Китае История теории конфуцианской цивилизации в Китае История теории конфуцианской цивилизации в Китае История теории конфуцианской цивилизации в Китае История теории конфуцианской цивилизации в Китае История теории конфуцианской цивилизации в Китае История теории конфуцианской цивилизации в Китае История теории конфуцианской цивилизации в Китае История теории конфуцианской цивилизации в Китае
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хуан Лилян. История теории конфуцианской цивилизации в Китае : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Хуан Лилян; [Место защиты: Ин-т Дал. Востока РАН].- Москва, 2007.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/1044

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Китайское, российское и в целом мировое востоковедение в последние два десятилетия все больше внимания уделяет изучению генезиса и эволюции конфуцианской цивилизации По общему признанию западных и восточных ученых потребность изучения конфуцианской цивилизации выросла в проблемное поле и задала сразу несколько новых исследовательских направлений в социологической, исторической и философской дисциплинах В ракурсе этого и избрана тема настоящей диссертационной работы

Актуальность темы исследования обосновывается прежде всего практическими и теоретическими запросами исторической науки современного Китая В настоящее время в Китае принята официальная программа построения общества сяо кан, базирующегося в своих мировоззренческой, психологической, гуманитарно-образовательной, твор-ческо-производительной составляющих на цивилизационных основах конфуцианства В условиях глобализации, открытости и модернизации Китая конфуцианство становится мощным внутренним и внешним фактором стабилизации и интеграции Конфуцианский цивилизационный принцип «человек есть средостение Неба и Земли», зафиксированный еще в трактате «Ли цзи» («Записи ритуалов»), способствует выработке цивилизационной максимы «государственной нации» и «общественной морали» при сохранении и гарантии самобытности культурного бытия этносов внутри Китая Вовне цивилизационные конфуцианские принципы служат способами культурной и политической интеграции стран Дальневосточного региона Все это повышает своевременность изучения избранной темы Кроме того, сама историческая наука требует кропотливого изучения истории теорий конфуцианской цивилизации, вливающихся в общую теорию, призванную в процессе «возвышения Китая» и занятия им одного из ведущих мест в мире сыграть первостепенную роль. А это, несомненно, диктует необходимость изучения всей полноты теоретических модификаций конфуцианской цивилизации, начиная с первых, самых ранних теорий Этому и посвящается данная "диссертация

Степень научной разработанности проблемы

Любое серьезное синологическое исследование, где фигурирует конфуцианство, неизбежно касается теории конфуцианской цивилизации. Поэтому сюда можно включить весь громадный арсенал мировой синологии Однако, если иметь ввиду прямую постановку диссертационной темы, то работ, посвященных именно истории теории конфуци-. анской цивилизации, оказывается не так много Тема остается новой и как предмет исследования, и как синологическое направление Но, несомненно, китаеведческая гуманитарная наука подготовила фундамент и определила сущностное содержание и проблематику подобных диссертационной тем

В российском китаеведении пальма первенства в изучении конфуцианской цивилизации по праву принадлежит Н Я Бичурину, В П. Васильеву, П С Попову, В М. Алексееву, Н.И Конраду, Ю К Щуцкому, сделавшим первые переводы конфуцианской философской и исторической классики и давшим глубокий научный анализ конфуцианского самосознания и практики жизни

Следующее поколение российских китаеведов Л.С Переломов, А С Мартынов, В С Колоколов, М Л. Титаренко, В Ф Феоктистов, В Г Буров и их последователи В В Малявин, А.И Кобзев, И И. Семененко, А Е Лукьянов сделали новые переводы конфуцианских канонов и развили идеи предшественников

Л С Переломов в монографических исследованиях и научных сать-ях (Конфуций «Лунь юй» М., 1998, «Четверокнижие» - путь к постижению конфуцианства // Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») М, 2004, Из истории идеологемы сяо кан IIПДВ. 2003. №3 в соавт., и др ) непосредственно поставил вопросы теории конфуцианской цивилизации и вывел изыскания на проблематику современных концепций сяо кан - да тун, китайского конфуцианского социализма и капитализма, тайваньского конфуцианства и ареала стран конфуцианской культуры В энциклопедических статьях Л С. Переломовым освещены вопросы «конфуцианской духовной культуры», «государственной нации», «общественной морали», «нового человека»

Значительный вклад в мировую синологию по изучению цивилизаций, в том числе и конфуцианской цивилизации, внес акад. М Л. Титаренко (Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение М, 1985 Россия и Восточная Азия Вопросы международных и межцивилизаци-онных отношений М, 1994, Россия лицом к Азии М, 1998, Китай ци-

вилизация и реформы М, 1999, Россия, безопасность через сотрудничество Восточно-азиатский вектор М., 2003 Б Н Кузык, М Л Тита-ренко Китай - Россия 2050" стратегия соразвития. М, 2006) Автором разработана новая евразийская концепция симфонического согласования культур и цивилизаций, в рамках которой теория конфуцианской цивилизации обрела стратегические континентальные масштабы. На первое место выдвинулась актуальнейшая задача взаимопонимания и соразвития Китая и России. Одним из значительных шагов в этом направлении явилось осуществляющееся под руководством и авторством МЛ. Титаренко издание многотомной энциклопедии «Духовная культура Китая», в которой отображены и результаты изучения истории теории конфуцианской цивилизации в российском китаеведении.

Специальные вопросы теории конфуцианской цивилизации освещены в работах А С. Мартынова (Конфуцианская утопия в древности и в средневековье // Китайские социальыне утопии М, 1987), А И Кобзева (Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии), А Е. Лукьянова (Война и мир цивилизаций // ПДВ 2002 № 1-2)

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования - аналитическое рассмотрение истории теории конфуцианской цивилизации в хронологическом диапазоне от древности до современности

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи (для первой главы)

Q проследить формирование системы универсалий и категорий теории конфуцианской цивилизации, выявить их различие, определить способ их формирования в «первичной» и «вторичной» космогонии и космологии,

раскрыть содержание словаря диалога конфуцианской цивилизации с другими цивилизациями на основе архетипа культуры Дао-Дэ,

определить понятия «культуры» 0С вэнь) и «цивилизации» ~$СЩ вэнъ мин), обосновать их автохтонность,

провести типологию теорий конфуцианской цивилизации на основе конфуцианской канонической литературы,

Q дать мировоззренческую квалификацию теоретическим концепциям конфуцианской цивилизации, осуществить теоретическую реаби-

литацию концепции да тун — сяо кансяо кан - да тун с точки зрения ее «утопичности» или «действительности»,

Q выявить теоретические реминисценции первых теоретических концепций конфуцианской цивилизации в современных программах и доктринах построения развитого общества в Китае.

Методологическая основа и источники исследования

При анализе избранного предмета автор руководствовался методами и подходами, выработанными в мировой синологии в области изучения истории теоретической мысли Китая. Основанием исследования послужили оригинальные классические (свод «Сы шу У цзин» - «Четыре книги и Пять канонов») и постклассические конфуцианские тексты на китайском языке, переводные источники на русском и английском языках, критическая синологическая литература на восточных и западных языках

Научная новизна исследования

Новизна исследования определяется предметной областью впервые в зарубежной синологии поставлена актуальная тема истории теории конфуцианской цивилизации в хронологическом масштабе от древности до современности В предмет исследования введены доконфуци-анские и параллельные раннему конфуцианству идейные образования (миф, мифология, даосизм), вследствие чего предмет исследования предстает, во-первых, в полноте своей истории и логики развития, во-вторых, в аналитическом сравнении, способствующем четче выразить сущностные стороны теории конфуцианской цивилизации В работе использованы результативные традиционные и новые методы: ключевые категории конфуцианства рассматриваются порознь в их содержательном становлении и в совокупности в архетипических моделях у син, у чан, у шу. Эти модели служат основной методологической единицей, сводящей теорию конфуцианской цивилизации к единому исследовательскому основанию и обеспечивающей критерий научности. В диссертации впервые осуществлена попытка воспроизведения всего цикла исторических трансформаций теории конфуцианской цивилизации с проекцией на современную практику построения в Китае духовной цивилизации Рассмотрение не замыкается на этом и открывает новые исследовательские перспективы и направления, в том числе междисциплинарного круга проблем

Положения, выносимые на защиту:

  1. Понятие «теория конфуцианской цивилизации» теоретически и исторически оправдано и с необходимостью может быть включено в методологию исследования истории китайского общества

  2. Научное историческое самосознание китайцев располагает автохтонными понятиями «культуры» и «цивилизации» 0С вэнъ, ЗСШ вэнь мин), конкретизирующими теорию истории культур и цивилизаций в мировой науке

  3. Теория конфуцианской цивилизация укоренена в гармоничной культуре Дао-Дэ и отвечает требованиям экологической гармонии физического, духовного и интеллектуального бытия китайцев

  4. Конфуцианская цивилизация обладает системами универсалий и категорий, образующими словарь ее адекватного понимания, открытый для диалога с другими цивилизациями

  5. Теория конфуцианской цивилизации выработала принципы адекватного отражения истории синоцентрического человечества Архети-пичность основ теории, их системность способствуют построению смысловых, параллелей правильного (прямого) освещения истории восточных и западных цивилизаций (Дао и Логос) и, конкретно, истории китайской и русской цивилизаций (Дао и Глагол) Теория конфуцианской цивилизации обладает полем цивилизационньгх концепций, которые могут применяться в зависимости от исторических потребностей китайского социума, то есть, придает мобильность китайскому обществу в своевременных ответах на запросы современности

  6. Концепция да тун — сяо кансяо кан — да тун не утопия, а теория, реализующаяся в практике жизни современного китайского общества Теория конфуцианской цивилизации проявила исключительную жизнестойкость на всем протяжении истории Китая Она не раз подвергалась спекулятивной критике, как в общем, так и в частных составляющих Но сегодня вновь эта теория творчески отреставрирована и вмещает в себя весь положительный потенциал духовных традиций

  7. В настоящее время (XX — нач XXI вв ) теория конфуцианской цивилизации имеет первостепенное значение как тип самосознания китайцев и народов стран конфуцианского культурного региона Теория рационалистически вбирает в себя (логически снимает) предшествующую историю Китая и указываетлрогрессивную перспективу в будущее Теория открывает Китай миру с экономической, политической и культурологической сторон, она оптимизирует планетарное состояние и

служит в геополитике и конфликтологии одним из важнейших принципов гармоничного мироустройства Теория конфуцианской цивилизации вырабатывает тип человека, отвечающий критериям планетарного человека, несущего общечеловеческие ценности

Теоретическая и практическая значимость исследования

Тема диссертации отвечает теоретическим и практическим запросам китайской и европейской современности Программа построения общества сяо кан и духовной цивилизации, воспитание нового человека и создание общественной морали на материале высоких духовных традиций, содержание учебных программ школ и вузов свидетельствуют о возрождении в модернизированном виде конфуцианской цивилизации в Китае в ее теоретическом и практическом срезах Неизбежно перед современной общественной наукой Китая встает задача изучения истории теории конфуцианской цивилизации Более того, вокруг Китая складывается ареал стран конфуцианской культуры, что вызывает необходимость изучения и различных модификаций теории конфуцианской цивилизации и критериев их согласования. Китай проводит политику реформ и открытости, он обращен к миру ликом конфуцианской духовности Для решения проблемы взаимопонимания и построения продуктивного диалога европейской науке необходимо изучать конфуцианскую цивилизацию, а китайской науке - европейскую Интерес в равной степени взаимен и чрезвычайно актуален в условиях глобализации Значимость теории и практики темы диссертационного исследования повышается необходимостью поиска способов устранения глобальных и локальных этнических и цивилизационных конфликтов. Наконец, изучение конфуцианской цивилизации открывает путь симфонического согласования различных культур (концепция академика М Л Титаренко) с образованием их единства и сохранением самобытности

Апробация работы

Основные результаты работы апробировались автором в научных докладах на XI и ХП Всероссийских конференциях «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (г Москва 2005 и 2006 гг ), на XVI Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир» (Москва, 2006 г.), на Ежегодном семинаре молодых ученых «Человек и духовная культура Востока» в Центре Сравнительного изучения цивилизаций Восточной Азии ИДВ РАН в

2006 и 2007 гг (статья в печати), в докладе «Распространение конфуцианства в современной России» на научной конференции в Хунаньской Академии общественных наук (г Чанша пров Хунань, июнь 2006 г, отзывы в китайской периодической печати), в научных публикациях автора - в статье «О. Иакинф (Н.Я Бичурин) вьщающийся русский китаевед», в переводах и комментариях эссе сунского неоконфуцианца Чжоу Дуньи в совместной с китайскими учеными коллективной монографии (Изд-во Хунаньской Академии общественных наук)

Структура и объем диссертации

Похожие диссертации на История теории конфуцианской цивилизации в Китае