Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века Хаванова Ольга Владимировна

Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века
<
Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хаванова Ольга Владимировна. Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.03 Москва, 2006 460 с. РГБ ОД, 71:07-7/91

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Австрийский просвещенный абсолютизм и выработка принципов подготовки дворян к государственной службе, середина 1740-х - 1750-е годы 85

1. Opганизационные формы подготовки дворянства к государственной службе в середине XVIII века 85

2 Венский Герезианум и задача подготовки бюрократических кадров в монархии 102

3 Критерии отбора и механизмы зачисления в венский Терезианум 115

4 Вешерские дворяне в малых учебных заведениях Вены 138

5. Письма воспитанников как исторический источник 154

6. Этнический аспект взаимоотношений между бюрократическими элитами монархии 172

7. Венгерское дворянство: выбор между бюрократической и военной карьерой 182

Глава II. Использование венского опыта для подготовки чиновничесгва в Венгрии, 1760-е - начало 1770-х годов 193

1. Ограничение доступа в венский Терезианум для низших слоев дворянства 197

2 Социализация молодых аристократов при венском дворе 213

3. Повышение уровня профессиональной подготовки чиновников из мелкого и среднего дворянства в Венгрии 229

4. Роль политико-камеральных наук в подготовке новых поколений чиновничества 244

5. Полтика просвещенного абсолютизма в отношении дворян-сирот, дворян-конвертитов и обедневших дворян 257

6. Понятия «служба» и «заслуги» в политике властей и сознании дворян-чиновников 274

7. Размывание сословных границ: дети камеральных служащих 287

8 Прошения о стипендиях и зачислении на службу: информативность и достоверность 301

Глава III. Австрийский просвещенный абсолютизм и внедрение единых стандартов подготовки чиновничества, середина 1770-х - первая половина 1780-х годов 317

1. Профессиональная подютовка чиновничества в контексте реформы национальной системы образования 317

2. Переподчинение венского Терезианума государству 328

3. Национальной элите - национальную систему образования 343

4. Членство в политической нации и роль этнического самосознания у бюрократии раннего Нового времени 363

5. Понятие «талант» в контексте оценки профессиональной пригодности 373

6 Патронатно-клиентарные отношения в бюрократической среде 383

7. Внедрение меритократических принципов в общественное сознание при Иосифе II 408

Заключение 419

Введение к работе

Вторая половина XVIII в в монархии Габсбургов стала временем, когда центральная впасть все более осознанно и широко начала вмешиваться в реї улирование, изменение и усовершенствование различных сторон общественной жизни, будь то экономика, судопроизводство, военное дело, административная система или народное просвещение Эпоха, на которую пришлись столь масштабные реформы, в исторической науке принято называть просвещенным абсолюгизмом Дискуссии вокруг самого іермина рассматриваются ниже, здесь же процитируем французскою историка Роже Шартье, который в полемичном исследовании «Культурные исюки Французской рево-чюции» (на французском языке опубликовано в 1990 г) писал «То новое, что принесла с собой эпоха Просвещения, заключаеіся в разнообразных видах деятельности, в основе которых лежит забота о пользе и процветании, которые направлены на то, чтобы благоустраивать миры и народы, и строятся (и в плане интеллектуальном, и в плане ор-іанизационном) іак, что требуют совершенно нового взіляда на общество и полного ею переустройства» И далее «Такая трак і овка позволяет . дать новую оценку отношениям между деятелями Просвещения и монархическим юсударством, поскольку последнее, являясь главной мишенью философских речей и ірактатов, безусловно, вы-сгунало самым деятельным реформатором Вдобавок, предсіавляя себе Просвещение как совокупность действии, а не высказываний . мы получаем возможность утвер-ждаїь, что между идеочогическими заявлениями и „обычной практикой", существуют расхождения и даже противоречия» Іаким образом, под термином «просвещенный абсолютизм» в диссертации пони-маеіся соединение уникальной духовной атмосферы, созданной Просвещением, и праіматическою сіремления европейских правиїелей достичь экономического процветания, социальною мира, прочных позиции на международной арене с помощью новых, ранее не использовавшихся меюдов во внутренней политике Впасть осознала, что тишь высвобождение іворческих сил индивида даст юсударству возможность поставить нос іедние на службу «общему блаїу», поэтому приступила к созданию таких ус ловии, когда іруд крестьянина на земле или ремесленника в мастерской приносил достаток ему и доход государству, а феодальные привилеіии господствующею класса отменялись или сохранялись исключиїельно в обмен на полезную общесіву деятельность В монархии Габсбургов просвещенный абсолютизм инициировал растянувшееся на годы составление земельною кадастра и законодательное реіулирование крестьянских повинностей, поощрял передовые методы хозяйствования и внедрение новых сельскохозяйственных культур В духе учения итальянскою юрисіа Чезаре Беккариа (1738-1794) власти последовательно смягчали наказания, вводили запрет на пытки, улучшали условия содержания в іюрьмах Если в середине столетия школьное дело находилось под контролем каюлическои церкви и в руках ордена иезуитов, то уже в 1770-е годы государство сосредоточило в своих руках руководство образованием, начало определять и даже регламентировать его содержание и доступ к нему отдельных социальных групп В 1774 і императрица Мария Терезия (1740-1780 гг.) нровозіласи-ла «Образование молодежи обоего пола составляет важнейшую основу истинного благоденствия народов» 2

Поиск новых методов управления в Габсбургской монархии был до известной сіепени мерой вынужденной и объясняется критическими обстоятельствами последних лет Семи іегней воины (1756-1763 гг)3, принесшей немалые человеческие жертвы и котоссальные финансовые затраты Гели учесть, что ей предшествовало изгнание османов из Среднего Подунавья в конце XVII в., войны за испанское (1700-1714 гг.), польское (1734-1735 і г.) и австрийское наследство (1740-1748 п.) в первой половине века XVIII-ro, ю становится понятно, почему венский двор особенно нуждался в новых меюдах восстановления людских и маїериальньїх ресурсов и принципиально иных формах оріанизации управления, налогообложения, социальной защиты населения, воспиіания новых поколений подданных При этом, как и повсюду в FBpone, француз ское Просвещение не бьпо единственным идейным источником, питавшим реформы второй половины XVIII в 4

Для монархии Габсбургов, наряду с французской поли гической и экономической мыслью, значительную роль играл немецкий камерализм. Его теоретики в Германии, раюреннои в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 п.), искали пути увеличения производительных сил общества и максимизации вклада индивида в богатство и процес і ание страны Полагая, что залогом сильного юсударства являє і ся счастье подданных, камералисты видели достижение такого идеала в требовании детальной регламен-іации всех сторон общественной и частной жизни Попытка применить камералисіские теории на практике связана с именем министра Фридриха Вильгельма Хаугвица (Гауі-вица, 1702-1765) В 1749 і он объединил финансовое и администрашвное управление Австрийским іерцогством и Чешским королевством (они составляли наряду с сохранявшей автономию Вешрией основу владений Габсбургского дома) в центральном правительственном органе - Директории по делам управления и финансов (Directorium in publicis et camerahbus) Очень скоро в ее ведении оказались промышленность и торгов™, культура и образование 5

Для пополнения пустой казны Хаугвиц обязал привилеіированньїе сословия На-счедственных провинции (Frblande), как все чаще в противовес Венгрии называли Австро-Чешские земли, платить налої (правда, весьма умеренный) и существенно увеличит сумму юдовою налога, уплачиваемого коронными землями в центральную казну, который, как и прежде, надлежало вотироваїь на ландтаїах В исторической литературе долгое время іосподствовало мнение, чю после реформ Хаугвица сословия Наследственных земель потеряли административную и финансовую самостоя і ельность, однако основу подобных выводов составляют скорее принятые на веру декреты и распоряжения центрального правительства, чем анализ того, в какой мере сословия в рамках со хранившихся у них привилегий и властных механишов защищали свои корпоративные интересы перед лицом двора Др гим важным идейно-теоретическим источником авсірийского просвещенною абсолютизма стало есіественное право, и прежде всего труды ею немецких теоретиков Самуэчя Пуфепдорфа (1631-1694), Христиана Іомазиуса (1655-1728) и Хрисгиана Вотьфа (1679-1754) , в которых развивалась идея общественною договора между сувереном и подданными, обещающими хранить верность и выказывать покорность государю в обмен на обязательство оберегать их интересы и неусіанно заботиться об общем благе Государство, согласно теориям названных авторов, не только имело право, но бычо обязано контролировать все аспекты общественной жизни Во имя социалыю-ю мира ему иолаїалось следить за приростом населения, единообразным отправлением правосудия, возведением школ и церквей, соблюдением религиозною мира и сохранением добрых нравов Из этою следовало требование все возрастающего вмешательства абсолютистского юсударства в мельчайшие детали не юлько общесівенной, но и частной жизни, поскольку подданные, которых, правда, все чаще именовали «гражданами», в глазах власти оставались «несовершеннолетними», не способными без подсказки или опеки сверху делать грамотный выбор или совершать правильные поступки Одновременно государь проникался верой в то, что нравиі от имени и в интересах всех подданных, и преисполнялся, пусть преимущественно в официальной риторике, чувством от 8 вегственности перед своим народом .

Государственная философия X Вольфа, соединенная с современными идеями западногерманского Просвещения, ориентированного на практические вопросы уиравления, была превращена идеологами австрийскою просвещенного абсолютизма - Иоіан-ном Генрихом Гоглобом Юсти (1720-1771) и Йозефом Зонненфельсом (1732-1817)- в іеоретическое обоснование своей реформагорской политики В их эклектичных, компилятивных концепциях оказались суммированы основные принципы взаимоотношений вчасти и общесіва На первом месте для них сюяла идея «юсударства всеобщею бпаюденсгвия» (Wohlfahrtsstaat), заботящегося об «общем благе» Профессор камеральных наук Юсги, считающийся первым систематизатором науки о «полиции» или «полицейском праве» (Polizeiwissenschaft), т. е учения о способах управления и осуществления целей государства, определял «общее благо» как конечную цель и, в отличие от Вольфа, полагал, чю ради этой цели монарх обязан посіупаться частью своих прс-роїаіив и интересов 9

Не меньшую известность как теоретик просвещенного абсолютизма получил Й Зонненфельс (подробнее см Главу II, §4), тракювавший «науку о полиции» как учение о всеобщей безопасности и требовавший от юсударства во имя обеспечения «общего блага» подавлять партикулярные интересы оїдельньїх граждан и сословий, подчинять их коллективным ишересам Важное место во взглядах Зонненфельса также занимали теории народонаселения (его прирост ученый считал залогом процветания), ибо от численности населения в то время зависела обороноспособность страны, развитие ремесел и торговли, наконец, внутренняя безопасность 10. Не случайно деятель 9 JustiJ Н С/, von Staatswirtschaft oder Systematise Abhandlung aller okonomischen und Kameralwissenbchaften die /ur Regierung eines I andes erfordert werden. Leipzig, 1758 I 1-2 Труды И Г. Г. Юсти были хорошо известны в России конца XVIII - начала XIX в в русских переводах. См , например Юсти И Г Г Торгующее дворянство / Пер Д Фонвизина СПб, 1766, Он же Существенное изображение есіества народных об- щесів и всякого рода законов/Пер А С.Волкова СПб, 1770, Он же Основание силы и бчаюсосгояния царств, или Подробное начертание всех знании, касающихся до государственною благочиния/Пер И Боїаевскою СПб , 1772-1778

10 SonnenfehJ, von Grundsat/e der Pohcey, Handlung und Finanzwissenschaft. Wien, 1765. См также- Ouerloh К H Joseph von Sonnenlels und die osterreichische Reformbewegung mi Zeitlater des aufgeklarten Absolutismus Lubeck-Hamburg, 1970; Kann R A Study in Austrian Intellectual History brom the Late Baroque to Romanticism. New York, 1960 ность Юсіи и Зонненфельса была тесно связана сВенским университетом и престижной школой для дворян - венским I ерезианумом, а их труды и учебные пособия получили широкое распространение в монархии Габсбурюв.

Австрийский просвещенный абсолютизм в сравнении с абсолютистскими (в том чисте просвещенно-абсолютистскими) режимами в других германских государствах второй половины XVIII в "обладал рядом уникальных черт. Канадский историк Ф Сабо- автор биографическою исследования о государственном канцлере Венцеле Антоне Каунице-Ритбергс (1711-1794)- справедливо отмечает, что восходящие к ка-мералистам эвдемонистические идеалы проявились в монархии Габсбургов несравненно ярче и обрели очевидную самостоятельную ценность Идеологи и проводники экономических, социальных, политических и культурных реформ сіавили перед собой великую цепь освободиіь людей от оков, некогда наложенных на их предков, будь то впасть церкви или сословное неполноправие, мечтали придаїь обществу новую, более совершенную форму и наделиіь соответствующей этой форме системой ценностей За очень короткий промежуток времени реформы привели в движение силы, которые расширили круг обласіеи, нуждавшихся в реформировании . Эта особенность реформ австрийскою просвещенного абсолютизма во всей полноте проявилась в преобразованиях, направленных на усовершенствование механизмов осуществления власти и напрямую затронувших подготовку новых поколений чиновников и военнослужащих -тех, кому в мирное и военное время предстояло вершить государственную политику и защищать государство от внешних угроз

В последней трети XX в в исследованиях, посвященных раннему Новому времени, широкое признание и применение получила теория немецкого историка I. Эстрайха о «социальном дисциплинировании». Он полагал, что этот идеально-типический термин (тем более, что в изучаемую эпоху слово «дисциплина» было широко распространено) наибопее полно характеризует суть базовых изменений, охвативших власть и общество, коснувшихся политической практики и ее идеологическою оформления С одной сюроны, ранняя стадия индустриализации сопровождалась диверсификацией форм производства и потребления, вела к появлению новых социальных и профессиональных і рупії С другой сюроны, общество раннего Нового времени сотрясали религиозные воины и вооруженные выступления сословных «фронд». В этих условиях возникала объективная потребность как в дисциплинирующем вмешательстве государства в разнообразные сферы человеческой деятельности, так и в сознательно дисциплинированном поведении индивида, в переносе «точки принуждения» внуїрь человека Таким образом, дисциплинированное поведение чиновника и офицера, крестьянина и ремесленника становилось созидательной силой, позволявшей не просто системно упорядочи-вать жизнь общества, но созидательно ее преобразовывать

Дисциплинирующее начало в политике авсгрийскою просвещенного абсолютизма становится особенно очевидно в тех случаях, когда реформы касались воспитания индивида, готовою сгагь как инициатором реформ, так и их грамотным исполнителем 14 Рдва їй не впервые в истории власть поняла, что решение все усложнявшихся задач в области экономики и управления, судопроизводства и военного дела требует качественно иною типа шчшкти и ее углубленной профессиональной подготовки Сисіема восниіания чиновничьих кадров по мере расширения государственного вме-шаіельсіва становилась в потном смысле этого слова инструментом социальной полигики просвещенного абсошотизма: она транслировала формулируемые государством идеалы и ценности, служила питомником новых поколений политической элиты, ис-попьзовалась как филантропический институт, в котором разные слои общесгва через образование получали возможность сохранить или повысить социальный статус, обретая общественную полезность По мере того как ряды бюрокраши в центре и на местах пополняли воспитанники лучших школ монархии, взращенные на просвещенческих идеалах служения общему благу, реформы обретали необходимые динамизм и необратимость

Дотгое время историки, изучавшие эпоху просвещенного абсолютизма, ограничивались описанием соотвеїствующих распоряжений центральной власти, без внимания к социальному и культурному контексту реформ, учета готовности и подготовлен-носш к ним общества. В то время как история этого процесса «сверху», как он отражен в декретах, рескриптах и законодательных актах, относительно хорошо описана и изучена, харакіер и формы взаимодействия власти и общества, далеко идущие социокуль-іурньїе посчедствия этих реформ требуют применения новых исследовательских методик и вовлечения прежде не использовавшихся источников В этой связи вопросы, каким обра5ом властям удалось повысить образовательный уровень чиновничества, как и почему дворянство включило в систему прагматических целей и нравственных ценностей образование (прежде всего, образование, позволявшее сохранять ведущие позиции в центральной и местной администрации) заслуживает особою рассмотрения

Новые исследовательские методики при изучения процесса превращения образования в инструмент государственной политики начали применяйся относительно недавно Еще в начале 1970-х годов круг подобный вопросов считался уделом историков педагогики, которые (в силу специфики данной дисциплины) ограничивались институциональной историей отдельных учебных заведении и развитием педаїогической мысли 1ем не менее историки моїут и должны формулировать и решать задачи, направленные на выявчеиие роли образования в государственной полиіике и общественной жизни, искать взаимосвязь между намерениями реформаторов и реакцией на них различных социачьных групп Не случайно мноіие выдающиеся реформаторы, задававшиеся целью преобраювапия общества, так или иначе были вынуждены обращаться к образованию, ею содержанию и организационным формам как к инсірументу преобразования общееіва, эмпирически или целенаправленно использовать школу в целях достижения желаемого результата реформ.

Озабоченность уровнем профессиональной подготовки дворянства к несению государственной (точнее- королевской, княжеской) службы, сходиіся во мнении боль-шине I во историков, возникла в ею рядах в раннее Новое время в ответ на все возраставшее число представителей третьею сословия Последним университетский диплом открывал путь к королевской (княжеской) службе. Государи - в пику сословиям, от ко юрых зависеїи финансово и с кем вели изнурительные споры по вопросам о размерах налогов, правах конфессий или сферах своей компетенции, - охотно нанимали высокообразованных простолюдинов, чьи знания и опыт находили применение в органах управления, системе судоироизводсіва и армии В отвеї на эту вынужденную конкуренцию дворянство выработало во многом уникальный с гиль образования, позволявший им, получая необходимые знания «не для школы, а для жизни», держаться обособленно и оставаться недосягаемыми для массы простолюдинов с университетскими дипломами

Американский историк М. Могли, автор монографии о французской арисюкратии раннею Нового времени, называет элитарное образование компромиссом между верой в дворянство как особое наследуемое качество и конкретными требованиями политического, социальною, культ рного и профессионального контекста, определявшего аристократическое превосходство в ту эпоху и включавшею в себя наследственные тиіу-лы, 5емсльную собственность, карьеру при дворе, в армии и высшем духовенстве и і п 16 К сходным по сути выводам пришла И. де Мадариага, автор классическою исследования об эпохе Ркатерины II «1ам [в Кадетском корпусе- О Х\,- пишет историк, - старались насадить дворянские нормы поведения ... и внушали кадетам, что только природный дворянин способен всесторонне оценивать любую проблему и ситуацию, в то время как простолюдины, движимые повседневными нуждами, способны преследовать лишь свои насущные интересы Поэтому только дворянин обладает правом на власть, но при этом его долг- самосовершенствоваться и вести общество вперед, будучи самым передовым его представителем» 7.

Симво юм особой дорої и к знаниям, что, правда, мог позволить себе не каждый европейский дворянин, стал так называемый grand tour или «большое путешествие», которое с XIX в в немецкой историографии было больше известно как «Kavalierstour» («путешествие мотодого дворянина») . Хотя пути юных аристократов пролегали через крупные унивсрситеїские центры, их конечной целью было, по мнению современников, развитие имманентно присущих благородному сословию способностей к мудрости, смелосіи, уюнченному вкусу- всего, что позволяло в будущем верой и правдой служить своему государю Во время grand tour молодые дворяне нередко посещали иностранные дворы, іде приобретали изысканные манеры и заводили важные знакомства Через несколько месяцев, а порой и через пару лет, они возвращались домой с неоценимым ку іьтурньїм капиталом, необходимым для дальнейшей успешной карьеры

Но даже те, кому скромные средства позволяли всего лишь записаться на один-два семестра в ближайший университет, не желали смешиваться с основной массой студентов - детьми местных бюргеров. Этот процесс, удачно названный немецким ученым РА Мюллером «аристократизацией учебы», заключался в том, что в течение XVII в дворянсіво, включив в число непременных условий привилегированного сіату-са базовое гимназическое и поверхностное университетское образование, как правило, на юридическом факультете, тем самым фактически блокировало пути социального росіа для талантливых выходцев из третьею сословия Однако, не желая, чтобы приобщение к знаниям протекшю для дворянских детей так же, как и для сыновей сельских священников или городских лавочников, дворяне придали учебе «аристократический» характер Молодые люди жили на широкую ноіу, были освобождены от уплаты обяза-те ІЬНЬІХ д ія «неблагородного» юношества городских налогов, отказывались носить непременную для студиозусов многих немецких университеюв сутану . Наконец, они питали непреодолимое отвращение к экзаменам и дипломам, поскольку в огличие от просто іюдинов им не нужно было документально подтверждав то, что полаїалось им по праву рождения "

Закономерно, чіо, сіремясь избежать участия в уравниіельнои конкурентной борьбе с образованным бюріерсівом, дворянство в конце концов возвело барьер между собой и талантливыми просюлюдинами в виде особых привилеїированных учебных заведении - рыцарских академий (Ritterakademie) Эти элитарные школы для подгоюв-ки дворянского юношества к военной и государственной службе получили в конце XVI - XVII в распространение во Франции и в особенности в Германии. Формально, чтобы соогвеїствовать статусу рыцарской академии, в учебном заведении по единому плану допжны были преподаваться языки и основы истории, географии, физики, мате-машки и т д , в сочеіании с неизменными «дворянскими упражнениями» - фехтованием, верховой ездой и іанцами «Полезные» науки и искусства позволяли дворянам гра-моїно руководиіь подчиненными - образованными выходцами из треіьего сословия, а упражнения ютовили к появлению при дворе, где необходимо было демонстрировать грациозное владение собственным телом и твердую волю в управлении своими эмоциями 1ак сословие, защищенное старыми привилегиями как элита по рождению, спасало свои оказавшийся в опасности в меняющемся обществе социальный и экономиче-ский ста і ус через монополизацию особенною пути образования .

Рыцарские академии и иные привилеїированные учебные заведения возникали, как правило, при королевских и княжеских дворах и служили важным связующим звеном между новыми поколениями феодальной элиты и сувереном Образование для дворянскою сословия, как и вообще школьное дело, в раннее Новое время находились в искчючителыюм ведении церкви Даже в первой половине XVIII в в любом из больших или малых государств Европы верховный правитель, пожелай он улучшиїь систему образования, был бы вынужден ограничиться іеми (зачастую немногочисленными) школами, которые сам основал Харакіерно, что начало попыток усовершенствовать эту систему, поставить ее под государственный контроль и заставить служить нуждам юсударсіва наблюдалось не в экономически и социально более развитых Англии или Франции, но на «европейской периферии» - в Речи Посполитой , Пруссии , владениях Габсбургского дома, и было тесно связано с решением крупномасштабных задач реформирования экономики, общественных отношении, политических институюв, кучьтурной инфраструктуры. Наиболее впечатляющих успехов в данной области добилась Австрия, іде в середине 70-х юдов XVIII в государство (пусть отчасіи в качестве оставшеюся на бумаге принципа) провозгласило образование сферой своей исключительной компеїенции и взяло на себя ответственность за организацию учебного процесса для подданных всех сословии и вероисповедании.

В контексте посіановки и решения австрийским просвещенным абсолютизмом столь спожных задач создание образовательной инфраструктуры для дворянского со-сповия в монархии I абсбургов во второй половине XVIII в. предсіавляет интерес по ряду причин

Во-первых, открытие дворянских школ, сравнимых по престижу и качеству образования с немецкими рыцарскими академиями, началось во владениях Габсбургского дома со значитечьным опозданием, лишь в середине XVIII в , когда в Германии задачу профессиональной подготовки дворянства к исполнению им своих социальных функции уже успешно выполняли реформированные университеты Галле или Геттингена Именно ввиду более позднею возникновения привилегированным учебным заведениям монархии досіалась сложнейшая задача подготовки новых поколении элиты, ютовых поддержать программу преобразований венского двора и способных сіаіь ее проводниками на всех вчаежых уровнях По замыслу идеолоюв Просвещения и теоретиков педагогики учебные заведения, от начальной школы до университета, должны были воспитывать новый тип граждан (Mitburger), чей сознательный выбор заключался в спу/Кении общественному блаїу и принесении поіьзьі общесіву Говоря словами И Зонненфельса, «любовь к Отечеству проявляется через деятельную к нему привя занность, исючником которой являеіся прочное и неразрывное соединение блага индивида с процветанием родной страны» 24.

Во-вторых, необходимость коренных изменений в обществе, его экономической и почитическои системе (их в исторической литературе традиционно именуют «модернизацией») сдечала требование единообразною образования, содержание которого определяюсь юсударственными нуждами, залогом успеха реформаторской деяіельности цешральных властей В трудах крупнейшего австрийского специалиста по истории XVIII столетия Г Клиніеннпаин убедительно показано, как постепенное введение же-сіких, диктуемых государством стандартов университетского образования (содержание и дчиїельность обучения, обязательность квалификационных экзаменов и пр.) и, как сіедсівие, подготовка обладающего сходными знаниями и навыками, а также до известной степени взі чядами и убеждениями бюрократического аппарата (в том числе судейских, муниципальных и друїих служащих) готовило почву для фактической гомогенизации в тдении Габсбургского дома25. Она же справедливо заметила, что «функциональная бесполезность» дворянства в обществе, где для занятия руководящих до іжностси все настояіельнее требовались знания и профессиональная подютовка, предонредечича повышенную озабоченность венского двора сосюянием системы образования в целом 26 Иніерссно, какое месю отводилось специальным школам для при-вичегированною сословия и насколько успешно они справлялись с возложенными на них задачами, если учесть, чю в землях монархии дворянское сословие по-прежнему удерживало ведущие позиции в органах управления и суде Не менее важно, возможно ли проследить, в какой мере директивные указания властей соблюдались на практике при приеме на службу В-іретьих, институциональное и содержательное усовершенствование обучения дворянских деіей проходило одновременно с реформой всех ступеней образования, оба процесса были взаимообусловлены Привилегированные учебные заведения развива-шсь в тесной связи с находившимися в процессе реформирования университетами, приїлашая для своих воспитанников лучших профессоров но дисциплинам, которые не преподавались более нигде в монархии, будь ю естественное или имперское право, камеральные науки (Kameralwissenschaften) , современная история и ньютоновская физика С другой стороны, можно с уверенностью юворить как о качественном усложнении (по сравнению с началом XVIII в) требовании к образованному дворянину, избравшему чиновничью или военную карьеру, так и известном влиянии методик, применявшихся в дворянских учебных заведениях, на складывавшуюся национальную систему образования Достаточно упомянуть, что ряд учебных пособии, в том числе по истории и геоі рафии, написанных в 80-е годы XVIII в бывшим ректором Савоиской рыцарской академии Грациапом Марксом, при всей той критике, которую традиционно обрушиваюі на них современные историки педагогики , с незначительными изменениями использовались в Авсірииской империи вплоть до 1848 г Иными словами, дворянские учебные заведения нередко сгановились своеобразным экспериментальным почем дпя поиска ошимальных организационных форм, выгодных схем финансирования, оівечавших современным требованиям учебных программ

Педагоіический аспект реформ австрийского просвещенного абсолютизма в сфере воспитания и образования, как уже отмечалось выше, изучен весьма детально и имеет внуши іеіьную историографию Вместе с тем ученый, далекий о і узких, специфических проблем истории учебных заведений или педагогической мысли, испытывает острый недостаток в трудах, посвященных сложной, многоплановой связи школы и обще-сіва Не секрет, что культурные и образовательные возможности и потребности общества не всегда совпадают с проектами политиков-реформаторов и педагоюв Камеральные науки (от позднелашнекою camera - палаш) - совокупносіь знаний, необходимых для надлежащего и успешного управления так называемыми камеральными или юсударственными имущесгвами В европейских университетах XVII—XVIII вв в рамках камеральных наук изучали экономию (сельское хозяйство, юрное дело, торюв-лю) и основы і осударственної о управления теоретиков Концентрируя свое внимание на сочинениях идеолоюв, выражавших интересы гех или иных общественных ірупи, историк рискует принять пожелания и на-сіроения социально активных и нередко полишчески ашажированных авторов за кол-лекіивную волю того сословия, 01 имени которою они говорили Изучая педаюгиче-ские іракіатьі в отрыве ог результата применения их постулатов на практике, ученый не в состоянии установить обрашую связь между практикой и теорией Наконец, труды по исюрии отдельных учебных заведений строятся, как правило, вокруг неглавных для социальной истории вопросов педагої ического состава, учебных программ, внутренних реорганизации и т п, оставляя за скобками детальный анализ социального состава учащихся, престижа такого рода образования в обществе или карьеры выпускников

Итак, если считать обраювание не специфическим предметом исследования, зарезервированным для историков педаюгики, но явлением общественной жизни, сотнями нитей соединенным с историей отдельных семейств и судьбами целых социальных і рупії и категории населения, юсударственной политикой и повседневной жизнью, коллективным и индивидуальным сознанием, то перед историком открьіваеіся широкое поле для исследования, результаты которого значимы для понимания изменений в сіруктуре и идеологии общества на протяжении поколений В диссертации предпринята иопьика на примере реформы образования для дворянского сословия в Вешрии второй половины XVIII в рассмотреть механизмы превращения образования в инструмент социальной политики просвещенного абсолютизма

Такая посыновка пробчемы интересна по ряду причин.

Вюрая половина XVIII в стала для Венгерского королевства временем важных социаіьньїх и культурных изменении. В начале XVIII в Венірия- это мятежная страна, ответившая на уси іение іабсбургского абсолютизма широкомасштабным восстанием - освободиіельной войной под предводительством Ференца II Ракоци (1703-1711 п ) Она же в сешябре 1741 к, после 30 лет поисков компромисса между сословиями и динас шей, оказала Марии Терезии военную и финансовую помощь в критический для Габсбургов момент войны за австрийское наследство, когда против них объединились Франция, Пруссия, Бавария и восставшая Чехия. Императрица, буквально спасенная венграми, сохранича к нации благодарность и особую приязнь В годы тере-зианскою правления удалось укрепить лояльную династии аристократию, показаіь мелкому дворянству преимущества мирною сосуществования с Веной, перейти к мяг ким, ненасильсівенньїм формам Конірреформации, заключавшимся в демонстрации преимуществ принадлежности к истинной вере. Образование служило здесь инсіру-меніом, с помощью которого Габсбурги, сначала ингуитивно, а со временем все более осознанно, пыт&шсь в ходе расіянувіпегося на десятилетия эксперимента изменить во многом еще феодальный облик королевства и его политической элиты

Преимущссівенное внимание к дворянству как основному обьекіу исследования объясняется прежде всею тем, что в отличие от многих стран Европы венгерский IOC-подсгвующий класс оставался многочисленным (уступая голько Речи Посполитой)- в среднем 4,5-5 % , был политически четко структурированным и обладал ярко выраженным колчективным самосознанием30 Вполне обоснованно утверждать, что судьбы реформ просвещенного абсо іютизма в Венгрии, где дворянство с ею бдительно охраняемым налоговым иммунитетом, равными с королем правами в сфере законодательства, не преіерпевшей существенных изменении практикой вотировать суммы налогов и число рекруїов на Государственном собрании, наконец, местным управлением, находившимся целиком и полностью в руках провинциальною дворянства, напрямую зависели от юго, удасіся ли превратить привилегированные школы в инсірумент социальною социального дисциплинирования дворянского сословия, чтобы еще на ученической скамье иривиїь блаюродному юношеству необходимые венскому двору нравственные принципы и политические идеалы, завербовать сторонников и сознательных її исполнителей программы преобразовании .

Benda К Emberbarat vagy hazafi7 Tanulmanyok a felvilagosodas koranak magyarorszagi tortenetebol Bp, 1978 23 old 0 Венгерский господствующий класс изначально включал в себя дворянство не только вешерского, но и немецкого, хорватского, словацкого, сербского, валашского происхождения. Членов эти общносш консолидировало сознанием принадлежности к natw Hungarita - иоїитической (или сословной) нации королевства Далее в іексте диссертации под «вешерским дворянством» понимается именно эта нолиэшичная общность

В диссертации решаются следующие исследовательские задачи.

Во-первых, рассмотреть политику австрийского просвещенного абсолютизма (венскою двора) и венгерских властей, направленную на подготовку новых поколении вешерских дворян к несению государе і венной службы, чю нашло свое выражение в создании образовательной инфраструктуры для различных слоев привилегированною сословия Іакой подход позволит проследить в развитии, как по мере проведении реформ менялся (и менялся ли) социальный облик и культурный уровень дворянства, удаюсь ли просвещенному абсолютизму повысить общественную полезность сословия, по-прежнему обладавшего налоговым иммунитетом, добиіься политической лояльности 01 сыновей и внуков тех, кто еще недавно сражался прошв Габсбургов, убедить в необходимости постепенного реформирования юсударственно-правовой системы королевеіва и сословно-феодальноїо статуса ею властной элиты

Во-вторых, установить взаимосвязь (возможно, непрямую) между, с одной сюро-ны, повышением требовании к профессиональной подгоювке бюрократии и вытекавшей из этою необходимостью измениіь принципы, организационные формы и декларируемые цели образования для дворянства и, с друюй стороны, спектром семейных образовательно-профессиональных стратегий (если таковые имели место) у различных ею слоев Сопоставление официальной полшики с бюрократическими карьерами ари-стокраюв и дворян позволит ответить на вопрос, в какой мере привилегированное со словие приняло и поддержало политику властей и включило профессиональную подю-товку к государственной службе в перечень своих культурных приоритетов, как, с какими особенностями и, возможно, ірудностями протекали эти процессы на протяжении нескольких покопений во второй поповине XVIII в

В-третьих, создать коллективную биографию (просопографию) воспитанников привилегированных школ, где дворянское юношество получало необходимые для успешной бюрократической карьеры знания и умения. Это позволит установить, из каких счоев дворянства рекрутировались квалифицированные бюрократы, какова была степень социальной мобильности в чиновничьей среде разных уровней, в какой мере к ним применимо определение социальной группы (наличие роде і венных, профессиональных, паїронатно-клиентарньїх связей между ними), а следовательно определить вкпад реформ австрийского просвещенною абсолютизма в изменение социального профитя бюрократии последующих эпох

Современную историческую науку отличает сочетание различных методологических подходов в рамках одною исследования для решения задач разного характера и интерпретации источников разного происхождения и содержания. В качестве предмета исследования избрана классическая для социальной истории социальная группа-дворянство, и метод ее изучения- просопография Для решения поставленных исследовательских задач в диссертации рассматривается стипендиальная политика австрийских и вешерских властей в привилегированных учебных заведениях, возникших во второй потовине XVIII столетия в Вене и Венірии специально для подготовки квалифицированных бюрократических кадров Рели старые стипендиальные фонды, созданные во времена Контрреформации (во второй половине XVI - XVII в ), находились под патронатом церкви или принадлежали частным лицам, юв 1751 і. был основан первый собственно государственный фонд, т е. такой, в котором государство контролировало распределение стипендии и, соответственно, оказывало непосредственное влияние на доступ тех или иных семей, социальных и реіиональньїх групп к образованию Вопрос о выдечении сіипендий тем или иным соискателям позволяет приблизиться к пониманию более общих вопросов взаимодействия государсіва и общества в процессе реформ, будь ю использование доступа к образованию в качесіве инструмента социальной попи гики, меняющей конфиіурацию и культурный уровень политической элиты, или го товносгь различных слоев дворянства принять новые условия сохранения привилегированною сіатуса или улучшения общественного положения пугем образования

Дпя того, чтобы более ючно определить место реформ австрийского просвещенного абсолютизма в контексте европейской истории, общее и особенное в ею политике по превращению образования в инструмент социальной политики, в диссертации при-меняеіся сравниіельно-исторический метод Реформа дворянского образования в Венгрии сравнивается с другими землями Габсбургского дома, а также Германией, Францией и Российской империей В международном контексте особое внимание уделяется степени активности, с которой государство формулировало новые требования к уровню подютовіенности дворянского сословия к несению і осударственной службы, тем целям, коюрые оно преследовало, схожести семейных сіратеїии у дворянских сообществ разных сіран В рамках монархии Габсбургов интересно проследить, какими преиму-щесівами пользовались венгерские дворяне по сравнению с дворянами других коронных земель, с какими трудностями сталкивались в вынужденной конкурентной борьбе с выходцами из других земель

Для ишерпретации мировоззрения дворян-чиновников и форм его выражения в диссеріации используются методы исторической антрополоіии. Современные исследо-ваіели справедливо ошечают, что во второй половине XX в историками в Европе, CILIA, а с конца 1980-х годов и в СССР/России32 все отчетливее ощущалась потребность в обновлении меюдики и проблематики, и знакомство с достижениями социальных наук (прежде всего социологии, антропологии) оказалось одним из средств этого обновления в рамках собственно исторической дисциплины. Пожалуй, наиболее точно суть этого метода выразил выдающийся французский историк Ж Ле-Гофф в беседе с А Я Гуревичем «Исюрическая антрополоіия представляет собой общую їлобшіьную концепцию истории объединяя изучение менталитеїа, материальной жизни, повседневности вокруї поняіия антропологии» Такой подход сущесівенно раздвинул традиционные рамки исторического исследования, позволив наряду с событийной истори ей изучаїь все многообразие и человеческой деятельности в социуме и субъективные формы оіражения пои деятельности в индивидуальном и коллективном сознании34

Применительно к диссертации эти методы используюіся при решении задачи соотнесения официальной политики венскою двора, направленной на повышение профессионального уровня бюрократии всех уровней, с индивидуальными и семейными сгратеїиями различных слоев дворянства Рассмотрение особенностей вербального моделирования личности в ходаїаисівах и часінои переписке (представления о службе и ислуїах, мотивирование просьб о стипендиях и приеме на службу) позволяет точнее сопосіавиїь данные о социальном составе чиновничества (сіатус, образование, карьера) с тем образом, коюрый члены этою сословия создавали о себе при контактах с властями С этим іесно связана задача определения той роли, которую в чиновничье-дворянскои среде играл инсштуг патроната- непрямой формы власіи, когда «патрон» влияет на поведение шисящих от нею «клиентов», вознаграждая за верность или лишая благоволения за неблаї одарность Исследование о формах связей, зависимостей и взаимных влияний в рамках дворянского сословия, рассмотренное в коніексте социальных связей, их символического оформления и субъективного восприятия, позволит воссоздать некоюрые из юсподствовавших в чиновничьей среде коллективных практик и представлении Важно подчеркнуть, что подобных исследований, написанных на венгерском ипи австрийском материале, на сегодняшний день практически нет .

Эшонациональные аспекты самосознания дворянства рассматриваются с точки зрения и в катеюриях социальной антропологии Современные ученые, изучающие на-циообразовательные процессы и формирование национального самосознания, сходя і ся в том, что несмоіря на некоторые расхождения в определении ючной даты рождения национализма, представителям социологии (Э. I еллнер, Э Д Смит, Ь. Андерсон) и ис На русском языке об исторической антрополоіии подробнее см.: Крои М М Историческая ангроночогия СПб, 2004.

Примером подобною исс іедования на материале Франции раннего Повою времени может служить KetteringSh Patrons, Brokers, and Clients in Seventeenth-Century France Oxford-New York, 1986 О критическом анализе социально-исторических подходов к изучению инеїитуїа патроната см • Droste II Patronage in der Fruhen Neu/eit - Institution und Kulturform II /HF. 2003. № 30 S 555-5 горикам, применяющим их выводы в своих исследованиях нредсіавляется очевидным национализм- это современное движение и оформляющая его идеология, кото-рые возникли во второй половине XVIII века в Западной Европе и Америке Гаким образом, в цешре диссерыции стоит эпоха, коїда из этнических идентичности и госу-дарственно-потиіических лояльностей раннего Новою времени постепенно вырастали и обретали устойчивые конфигурации современные нации. Эти процессы находили прямое и косвенное выражение в дворянско-чиновничьей среде, іде представители разных ті носов и члены различных политических наций соприкасались и конкурировали за возможности получения образования или карьерного роста.

Микроистория является еще одним (относительно новым) методом, помогающим раскрыть сформулированные в диссертации задачи. В последнее время под этим направлением нередко понимают и событийную историю «крупным планом», и «локальную исюрию», однако правильнее было бы видегь в микроистории іакой метод, когда иссчедователь, присматриваясь к индивидуальным стратегиям людей, ищет ранее не замеченные тенденции или явления в жизни изучаемой эпохи Один из классиков ного направления игальянский историк К Гинзбурі видит в микроистории «поиск доказательств дтя схожих явлений при оісутсгвии между ними прямых контактов», когда историк «вынужденно преодолевает разрыв между фрагментарными и искаженными следами собышя и самим событием» 9. Этот метод в контексте исследовательских задач диссертации применяіся при создании коллективного поргрета бюрократов эпохи Марии Терезии и заключается в рассмотрении типичных и атипичных случаев карьер дворян-чиновников, коїда по отрывочным сведениям о послужном списке соискателя, круїе его знакомсів, упоминаниям об обстоятельствах, возможно, способствовавших ею успехам или неудачам, воссоздаются наиболее общие принципы поли гики венских вчастеи и стратегий привилегированного сословия

Дчя более детального рассмотрения выбраны пяіь дворянских школ, открытых в эпоху правления Марии Терезии, а именно: две в Вене - 1 ерезианский коллегиум Общества Иисуса (1746-1784 гг, в 1773 г. переименован в Герезианскую академию) и Ле-венбурговский конвикт40 (1748-1782 гг.); и три в Венгрии- политико-экономический кочлсгиум в Сенце (1763-1780 її , в 1776 г переведен в юрод Гага), Іерезианский кол-чеіиум в Ваце (1767-1784 гг) и Терезианская академия в Буде (1777-1784 п ). При них были созданы государственные, или, точнее, королевские стипендиальные фонды, из средств которых воспитанники па полном пансионе получали образование, жилье, про-пиіание, одежду Исюрия названных учебных заведении, основанных в разное время и дчя разных социальных групп внутри юсподсівующею класса, позволяет проследить развитие и эволюцию системы привилегированною образования в монархии Габсбургов в целом и в особенности в Венгрии, в терезианскую и иозефинскую эпоху. Общая для ряда этих школ дата закрытия - 1784 год- связана с кардинальным пересмотром принципов оріанизации народного образования в период правления Иосифа II (1780-1790 и ) Сохранение сословной исключиіельносіи в обществе, іде талані и профессионализм становичись мерилом социальной состоятельности личности, превращалось в анахронизм, и решение, принятое знаменитым своим радикализмом императором, заключалось в упразднении элитарных школ и создании общенациональной системы с единообразным и централизованным финансированием

Диссертация построена по проблемно-хронолоіическому принципу. Выбранный для рассмотрения период с 1746 по 1784 г условно разделен на три этана В то же время ряд перечисленных выше проблем, выходящих за рамки того или иного временного отрезка (почиїика вчастеи в области распределения королевских стипендий, этнический аспект конкуренции за досіуп к образованию, клиеніарно-паїронатньїе отношения и і п ) рассматриваются в рамках того периода (и той части диссертации), с кото Конвикг (от лаг convivere- совместно проживать)- тип закрытого учебного заведения, в коюром воспитанники жили вместе, пользуясь всем гоювым- помещением, сточом и т д рои они логически связаны с точки зрения возникновения или максимального яркою проявтения

Глава I охватывает период с середины 40-х до начала 60-х іодов XVIII в, когда венский двор- в поисках путей консолидации владении Габсбургскою дома и в стремлении преодолеть оіставание монархии от более развитых держав Европы- впервые включил требование улучшения качества образования политической элиты в число неотложных мер по преобразованию юсударства и общества, а доступ к образованию в привилеї ированных дворянских школах превратил в инструмент социальной политики в 01 ношении дворянского сословия Контроль за содержанием учебных программ, поиск оптимальных формы управления и финансирования, совершенствование механизмов зачисления в королевские стипендиат распросіранялись пока главным образом на еючичные коччегиумы и академии, однако именно там отрабатывались приемы, требования, модели, нашедшие впоследствии (после удачной апробации) широкое применение в земчях монархии.

Глава II посвящена периоду с начала 60-х до середины 70-х годов XVIII в , когда видение шкоты как питомника будущих полезных государству іраждан подвигло власні перейти к посіроению образоваїельной инфраструктуры по венскому образцу на всей территории монархии Именно в это время молодых дворян- будущих королевских и комитатских служащих - обучали основам управления, экономики и финансов по единому, специально для эгих целей написанному учебнику Йозефа Зонненфельса В это время в Венгрии создаются учебные заведения для мелкого и среднего дворянства, го і овившие молодежь к государственной службе Для успешною решения этой задачи посіепснно изменячись требования к соискателям сгипендии (как родителям, так и деіям), в сознание всех слоев господствующего класса внедрялось понимание того, чю 01 ныне и навсегда компетентное і ь, профессиональня пригодность и политическая лояльность превратились в важнейшую составляющую успешной карьеры чиновника

В Главе III рассматривается период с середины 70-х до середины 80-х годов XVIII в , когда шкочьная автономия Венгрии была закреплена законодательно, что нашло свое выражение в разработке специальной, отличной от Наследственных земель «Системы воспитания и образования» 1777 і. В этот период задача подгоювки чиновничьих кадров из дворян оіступила на второй план перед масштабом реформ народного образования в монархии в целом и в Вешерском королевсіве в частносш. Раньше привилегированные школы защищали социальный статус и общественный вес дворянского сословия за счег преподавания эксклюзивного набора предметов, необходимых в том числе для успешной бюрократической карьеры Теперь элитарным школам было отведено почетное, но довольно скромное месю в спектре учебных заведений королевства В них дворянству помогали вписаться в меняющееся общество путем попадания в защищенный от соприкосновения с простолюдинами сегмент образования, но не гарантировали дальнейшей успешной конкуренции с разночинцами на юсударсгвенной службе, если юлько сам дворянин не проникался сознанием юго, чю его бюрократическая карьера напрямую зависит о знаний и умений, добытых на школьной скамье

Источниковая база диссертации позволяет рассмотреть ряд вопросов, несомненно, относящихся к собственно политике в области образования для привилегированною сословия, но одновременно позволяющих вписать школьное дело в более широкий со-циокулыурный контекст Например, представляется, чю именно в переоценке смысловою наполнения поняіия «заслуги» и в придании первостепенного значения понятию «талант» состояча суть постепенных изменении в общественном сознании, которые бьпи вызваны не в последнюю очередь реформами второй половины XVIII в, в том числе в сфере образования, хотя последствия преобразований в этой обласш особенно трудно проследить, ибо первые плоды они приносят порой спустя десятилетия Школы для мочодых дворян, счужившие решению задачи инкорпорации феодальной политической эли1ы в бюрократическую среду, сочетали в себе черты сіарого И нового, в них отдавали предпочіение родовым заслугам, но постепенно на первый план все чаще выходили индивидуальные дарования и склонности. Подобная перспектива позволяет рассмотреть образование и происходившие в нем (и с ним) изменения не только как институционачьную историю отдельных школ, но как важный компонент общественною сознания и сословной дворянской культуры.

- Одновременно открывается уникальная возможность включи і ь в круї рассматриваемых проблем такие взаимосвязанные вопросы, как по штика венского двора, направленная на привитие молодым дворянам, обучавшимся в лучших учебных заведениях, стремления к знаниям как залоіу будущей спешной карьеры,

- преимущества и недостатки сіатской и военной службы с точки зрения различных групп дворянскою сосчовия; учеба в привилегированном учебном заведении как средство закретения в новом, более высоком социальном статусе для детей возведенных в дворянское достоинство разночинцев или последствия допуска в дворянские шкопы сыновей недворян;

- внутренний мир ученика привилегированной школы, раскрываемый через его письма,

- взаимосвязь, зачастую далеко не прямая, между принадлежностью к политической нации и формированием национальных сообществ

Однако подобная постановка проблемы накладывает и неизбежные ограничения на круї рассматриваемых проблем Так, преимущественное внимание к образованию как инсірументу социальной политики, форме вознаграждения за прошлые заслуїи и поощрения верности в новых поколениях королевских и комитатских служащих, заставляет оставить вне поля зрения такой немаловажный аспекі, как образование и вое-пи іание девочек4 Их подготовка к взрослой жизни, несомненно, играла важную роль в эпоху Просвещения, но лишь отдаленно может быть связана с системой учебных заведений, ютовивших бюрократическую элиту разных уровней То же самое можно сказать и об учебных заведениях для протесіантов Поскольку в эпоху Марии Терезии хранившие верность некатолическим конфессиям по-прежнему не допускались к несению государе і венной службы, судьбы протестантских школ в эпоху просвещенного абсочютизма представлякися самостоятельной темой, требующей иных источников и методолоіии исследования

Из чиста общих рабої, посвященных женскому воспитанию и образованию,

Opганизационные формы подготовки дворянства к государственной службе в середине XVIII века

Повсеместно в Ьвропе раннего Новою времени дворянство, занимавшее ключевые позиции в армии, государственном аппарате и церкви, не считало, что с высокими и отвеїсівенньши должностями сопряжены повышенные требования к собственному образовательному уровню Если оставить за скобками бедных или безземельных дворян, вынужденных зарабатывать на жизнь, посіупая на военную или гражданскую спужбу, а для этою наравне с простолюдинами посещать всесословные средние школы и университеты, то аристократические и состоятельные дворянские семьи предпочитали нанимать своим детям домашних учителей: одни обучали грамоге, письму и счегу, друїие- верховой езде, фехтованию, танцам Молодого дворянина могли на пару лег отравить в коллегиум (коллеж, колледж), но не для занятий книжной ученостью, а для социализации в кругу сверстников, среди которых аристократы находили себе преданных клиентов, а мелкие дворяне - влиятельных патронов. Глубина и направленность образования были довольно жестко увязаны с социальными функциями дворянства: латынь преимущественно изучали младшие сыновья, готовившиеся стать священниками, маїемагику и рисование усердно штудировали будущие офицеры, античной историей и риторикой занимались те, кому предстояло блисіать красноречием и слыть ценителем искусств при дворе .

Как отмечалось выше, специальные учебные заведения для дворянскою сословия возникли в XVI в как оівет на специфические потребносги, удовлетворить которые не были способны ни домашние учителя, ни всесословные школы. Нанимая своим детям насіавников, родители были вынуждены полаїаться на их знания и опыт, поэтому ошибки в воспитании и пробелы в образовании могли обнаружиться лишь спустя годы Университет с его культом чистой науки не только претил дворянской спеси некоторых родиіе.іей, но и не юговил молодых дворян к придворному церемониалу Француз Франсуа де Ла-Ну в 1587 г одним из первых сформулировал требование сочетать обучение на родном языке наукам, необходимым воину и і осударствешюму мужу, с физическими упражнениям, которые укрепляли бы тело и формировали изящество, необхо-димое придворному Первая дворянская академия была основана в Париже в 1594 г. Антуаном Нлювинелем, и эту модель вскоре начали имитировать в самых разных частях Франции, а атем и в протестантской Германии - Тюбингене и Касселе

В XVI в повсеместно во владениях Габсбургского дома воспитание дворян находилось в частно-семейной сфере, а публичные образовательные институты, так называемые провинциачьные (земельные) сословные школы (Landschaftschulen), основанные протесіантами, и латинские школы (I ateinische Schulen) ордена иезуитов находились на сіадии формирования. Сопоставляя образовательные стратегии католиков и нротестанюв, К Макхарди пришла к выводу, что цели и структура среднего и высшего образования были удивительно похожи: обе іруппьі стремились и привить профессиональные навыки, и передать символы дворянской культуры Основная разница заключалась в и $учении релиіиозной догматики и обретении определенной конфессиональной идентичносш в сочетании с религиозными практиками и ценностями

В эпоху не имевшего скорою разрешения политического и религиозного конфликта между Габсбургами и протестантскими сословиями последние нуждались в собственном грамотном чиновничьем аппарате (прежде всего, чтобы защищать собственные интересы перед лицом короны) и потому проявляли заинтересованность в дворянских учебных заведениях, где давалась бы достаточно глубокая и ориентированная на нракшческие нужды подготовка в юриспруденции и военном деле Как говорилось в руководстве дня нижнеавсірийских начальных школ XVI в , «почти все должности свя 87

заны с юридическими вопросами, и невозможно занимать их без знания латыни»4. Ученики іакже получали базовую подготовку по друїим языкам и предметам, включая историю, риюрику, гсомеїрию, музыку и философию (т е. изучались логика, метафизика, математика) Задачей большинства этих школ было последующее поступление их выпускников в университеты, а в некоторых из них на последнем году обучения даже преподавалась юриспруденция.

Наряду со школами проіестантских сословии во второй половине XVI в Габсбургами бьпа предпринята первая попытка создагь католическую школу для дворянских юношей между 1560 и 1565 і в Вене по инициативе имперашра Фердинанда I (1756-1764 11.) открылась І Іижнеавстрийская провинциальная школа и дворянский коллегиум (Niederosterreichische Landschafbchule und adeliges Kollegium), где преподавание было препоручено ордену доминиканцев. Ученики были разделены на четыре класса с четвертою (самого младшего) до первого. Для упражнений в языке переводили Цицерона на немецкий, лучшие же ученики сочиняли стихи. По пятницам переводили немецкие упражнения на латинский язык, и в эют день разрешалось говорить только на латыни. В старших классах изучали греческий Однако мало кто из воспитанников проводил в школе вес чеіьіре года, в частности по причине дороговизны образования Из Венгрии в школу прежде всего попадали сыновья мелких дворян и офицеров приграничных крепостей, сумевших получить финансовую поддержку у военного руководства или Венгерской казенной палаты

Ограничение доступа в венский Терезианум для низших слоев дворянства

Хорватский историк Ьальтазар Керчелич писал о том, что в 1760 і іраф Петер Сермаж, не удовпетворенныи качеством преподавания в подверіаемом иосюянным реформам Терезиануме, забрал оттуда своего младшего сына7. Иезуитам пришлось приложить немало усилий, чтобы заслужить для Терезианского коллегиума славу лучшей школы монархии Их поддерживала Мария Іерезия, также заинтересованная в том, чтобы Вена ассоциировалась с исключительными вошожносіями получения самою современного образования Отказавшись от идеи радикально реформировать коллеіиум и не желая ломать сложившуюся при нем систему стипендиальных фондов, императрица тем не менее использовала любую возможность, чтобы повысить роль государства Характерен пример с завещанием барона Рудольфа Тойфенбаха, который в 1650 г. распорядился, чтобы в случае пресечения одной из ветвей его рода имущество, принадлежащее семье, пошло на организацию в Моравии школы для дворян Когда же в 1763 г после смерти барона Траутмансдорфа встал вопрос об исполнении воли завещателя, Мария Терезия распорядилась не открывать нового коллегиума, поскольку затраты оказались бы слишком высоки, но создать по семь стипендий для молодых моравских дворян прежде всего в венском Терезиануме, а іакже в Савойской академии, конвикте Ле-венбурга и Военной академии в Виннер-Нойштадте8. Распределение стипендий переходило в исключительную компетенцию государства

Особый статус воспитанников столичных привилегированных учебных заведений дочжна была подчеркнуть униформа, в которой они начиная с 1764 г обязывались появляйся в общественных местах Для молодежи Терезианума был утвержден темно-синий кафтан и камзол и? красною сукна с простым серебряным кантом (позднее замененным на золотой) В похожей цветовой гамме была решена парадная форма для воспитанников Левенбурговского конвикіа, коюрых в том же 1764 г., правда, после тщательного изучения списков на предмет достаточной знатности кавалеров, впервые при-їласили на высочайшую аудиенцию в Шенбрунн. Символическая роль постоянных личных коніакюв юных дворян с августейшими особами будет подробнее рассмотрена ниже, в 2 данной главы Пока же отметим, что эти обстоятельства играли не последнюю роль при выборе роди і елями школы для сыновей

В 1764 г в разных классах Терезианского коллегиума насчитывался 31 воспитанник из Венгрии и три - из Ірансильвании. Лояльная Габсбургам старая (Баттяни, Зичи, Эрдеди, Эстерхази, Чаки) и новая (Феппегичи, Хадики и др) венгерская аристократия спешила направить своих детей в Іерезианум, за свой счет или за счет Батасекского фонда В оіличие о і первых лет его существования, когда возможность учиться в Вене получали прежде всего дети мелких служилых дворян, теперь предпочтение все чаще отдавалось протеже двора В 1765 г, после тою как стены коллегиума покинул барон Франц Пеіраш, австрийский аристократ с венгерским индиіенатом, на всех пяти стипендиальных местах, причитавшихся «венгерской нации», вновь оказались венгры В их числе были іраф Ангал Баттяни - сын президента Сешемвиральною суда Имре Баттяни, граф Миклош Зичи- племянник дерского епископа, граф Карой Балог, барон Янош Меднянски - внук советника Веніерской казенной палаты9, и единственный дворянин среди аристократов - Йожеф Брунсвик 10. Последний был младшим сыном блестящего бюрократа, весьма ценимого импераірицей, Антала Брунсвика, успешно осущесі вившею урбариальную реформу в целом ряде венгерских комитатов и впоследствии (в 1775 г) получившею персональный ірафский титул (ставший наследственным для его потомков только в 1796 г.) .

Не менее представителен список пансионеров и платных воспитанников из Трансильванского княжества. В 60-е годы в коллеіиуме пребывали братья Банфи, о которых речь шла выше, и после того как младший Денеш покинул стены коллеї иума, вакантное место досталось графу Йожефу Бе і лену По линии отца - губернатора Трансильва-нии графа Имрс Ьетлена - мальчик был далеким потомком знаменитого трансильванского князя-протестанта Габора Бетлена, возглавлявшею ангигабсбуріские походы в эпоху Тридцатилетней воины По материнской линии Иожеф приходился внуком кня-зю И Й Кевенхкхгперу, который в прошлом исполнял обязанности куратора венского Терезианума 12 Менее удачливые соискатели - граф Пал Телеки, чей сын Ференц и племянник Янош уже побывали трансильванскими пансионерами, не смог пристроить на вакантное месю младшею сына

Профессиональная подютовка чиновничества в контексте реформы национальной системы образования

В обчасіи качественного и до известной сіепени практически ориентированного образования на уровне университетов и созданных специально для дворянского сословия закрытых привилеіированньїх учебных заведений (конвикюв и академий) к началу 70-х годов XVIII в бьпи достигнуты известные успехи. Зато проблема грамотности в среде простого народа долгое время не стояла в повестке дня реформаторов Как отмечалось выше, об умении читать, писать и считать для людей низкого происхождения католические государи эпохи Контрреформации думали как о чем-то излишнем, а духовенство, опасавшееся распространения реформационных учений, прямо на ывало это нежелательным и даже вредным Современные историки сходятся во мнении, что очевидной причиной, по которой идеологи абсолютизма склонялись к необходимости приобщить простои народ к началам грамотности, стало желание коренным образом изменить характер взаимоотношений между властями и подданными Поражение в Семи-леїней войне, обострившее чувство все углублявшегося отставания владений Габсбургского дома от более развитых европейских стран имело одним из последствий стремление превратить начальную школу в инструмент і осударственной политики. Ей вверялась задача растить, говоря современным языком, «морально автономных индивидов», чья потребность приносить обществу пользу и служить общественному благу имеет свои первейший и їлавньїй источник во внутренней убежденности, сформированной в

Идва ли не впервые вопрос о реформе народною образования был официально затронут в меморандуме соправителя и наследника престола Иосифа, сосгавленном в 1765 г. Излагая свои взгляды на состояние дел в і осударстве, он назвал порочной практику открытия школ именно в городах, где получавшие немалое жалование иедаюіи проводи дни в праздности, а предосіавленное себе самому юношество подвергалось бесчисленным собтазнам Государственный канцлер Кауниц в комментариях к меморандуму возразил по его мнению, городская жизнь смягчает нравы и лучше готовит индивида к различным формам служения государству и обществу. Проблема заключалась в том, что система образования в целом нуждалась в коренном реформировании. Сочія необходимым изложить свои взгляды более подробно и систематично, государственный канцлер подал императрице свои предложения. Общество он разделил на три категории или сословия граждан: широкие массы крестьян и рабочих, буржуазию и высшие классы (не только дворянство, но и офицеры, чиновничество и рантье), - и отметил, что каждому сословию требовалась собственная образовательная модель Осо-бої о внимания требовало первое из них, потому что охватывало самое большое число населения Принципы и содержание обучения должны были быть высочайше утвержденными и единообразными по всей монархии Второй тип школы предназначался бы для ремесленников и торговцев, нуждавшихся в специализированных и хорошо организованных учебных заведениях и в установлении профессиональных стандартов для различного рода ремесленно-торювой деятельности. Для третьей категории граждан Кауниц предлагал учебу существенно сократить и переориентировать на практические предметы Меньше времени следовало уделять мертвым языкам, таким как латинский и греческий, и отвпеченным предмегам вроде теологии и философии, а больше заниматься публичным правом, историей, геоірафией, математикой, изящными искусствами, современными языками и физической подготовкой 3.

Ни меморандум Иосифа, ни соображения, высказанные но этому поводу Кауни-цем, не привели в 60-е годы ни к каким конкретным шагам правительства Считается, что импульс к обсуждению и непосредственной подгоювке школьной реформы дал в 1769 г меморандум пассаускою епископа Леопольда Фирмиана, в котором тот жаловался на широкое распространение ересей и предрассудков в Верхней и Нижней Австрии и торопил проведение широкомасштабной і осударственной реформы начального образования Императрица, коюрую всегда заботило поддержание в душах подданных истинной веры и набожности, передала документ для обсуждения и выработки практических рекомендаций в Чешско-Австрийскую канцелярию Коїда же консервативно настроенные советники канцелярии не выказали никакого интереса к реформе, предложения Фирмиана были направлены в Государственный совет, іде большинство проголосовало за пересмотр принципов и содержания образования Как выразился советник Тобиас Гебтер, сомнения, нужно ли учить читать и писать простолюдинов, можно было бы простить в допетровской Руси, но никак не в Вене и не правительственному органу, каковым является канцелярия4. К октябрю 1770 г. Мария Герезия уже была уверена, что одной и} важнейших и неотложнейших задач является школьная реформа

Наибольшую известность на ниве народного просвещения в іерманском мире к тому времени снискал Иоганн Игнац Фельбиіер (1724-1788) - уроженец австрийской Силезии, который по окончании войны за австрийское наследство оказался прусским подданным. В августинском аббатстве в городе Саган он учредил начальную школу, сіавшую впоследствии образцом для подражания, а разрабоїанная им методика получила название саганскои Некоторые из педагогических приемов Фельбигера исполь-зуюіся по сей день, такие, как работа учителя с классом, а не отдельными учениками; другие нарабоїки - такие как заучивание целых фраз учебного материала по их начальным буквам - не прижились Главная же заслуга Фельбигера заключалась в разработке єдиної о и по сути универсальної о учебного плана - он не только прекрасно зарекомен довал себя в конфессионально пестрой Силезии, но и леї ко адаптировался к особенностям отдельных земель за пределами Пруссии Дешевые, издававшиеся массовыми тиражами учебники, выходившие из-под пера Фельбигера, быстро расходились в странах, іде обучение проводилось на немецком, а также переводились на друїие языки. Гак, в 80-е юды, сербский просветитель Геодор (Федор) Янкович де Мириево (Мириевский), успешно реформировавший школы для православных сербов во владениях Габсбургского дома, но рекомендации Фельбигера был приглашен в Россию, чтобы преобразовать начальное образование в Российской империи по саганской методе5.

Австрийские педагоги внимательно следили за успехами Фельбигера. Иезуит Иг-нац Пархамер, возілавлявшии сиротский приют в Вене, на Ренвеге (куда перевели воспитанников Хаосовского фонда), считавшийся образцовым настолько, что отдать туда детей стремились вполне состоятельные родители, в 1768 г. направил одного из учителей, Антона Фелькеля, в Саіан, чтобы тот поближе познакомился с методиками Фель-биіера, а по возвращении применил полученный опыт в Вене К числу сторонников саганской методы принадлежал и Йозеф Мессмер, ректор венской школы св. Стефана, друживший с влиятельными членами Государственного совета В начале 70-х годов в Іироле другой педаг01-подвижник, Филипп Якоб Тангль, разработал «Школьную систему для всей земли Тироль» в духе Фельбигера Однако недоверие и подозрительность, окружавшие фиіуру немецкого реформаюра, полное отсутствие к нему какой бы то ни было симпатии со стороны наследника престола и соправителя Иосифа II отсрочили официальное приглашение Фельбиіера в Вену.

Похожие диссертации на Австрийский просвещенный абсолютизм и подготовка венгерского дворянства к государственной службе во второй половине XVIII века