Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Файзиев Тимур Махматкулович

Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века
<
Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Файзиев Тимур Махматкулович. Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2000.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/26-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Возникновение масонства. Его организационная структура .

1.1. Проблема предыстории масонства. Версии его происхождения.,

1.2. Происхождение слова "масон". Развитие "оперативного" масонства. Появление в ложах "спекулятивных" каменщиков .

1.3. Деятельность К. Рена. Кризис в английском масонстве. Учреждение Великой Ложи Лондона.

1.4. Становление франкмасонства в Англии. Внутренняя организация лож. Складывание бюрократического аппарата.

Глава 2. Развитие франкмасонства и его влияние на общественно-политическую жизнь Англии в первой половине XVIII в .

2.1. Английское общество в первой половине XVIII в. Объективные и субъективные причины вступления в масонство.

2.2. Роль аристократии в становлении ордена. Масоны и политика. Герцог Уартон и якобитское влияние. Орден Гормогонов .

2.3. Просвещение в Англии в первой половине XVIII века. Связь просветителей с масонскими ложами. Деятельность Т. Дезагюлье.

2.4. Масонская благотворительность,

2.5. История создания двух редакций "Книги Конституций". Евреи в масонстве.

2.6. Роль церкви в Англии. Отношение церкви к франкмасонству. Гонения на масонов.

2.7. Распространение масонства в мире. М. Рамсай и "тамплиерские" степени. Священная Королевская Арка. Степень Марки Мастера Масона. Регулирование отношений между масонскими системами .

2.8. Соперничество Великих лож. Раскол 1751 г. на "старых" и "новых" масонов.

Глава 3. Доктрина и обрядовость масонства первой половины XVIII столетия .

3.1. Проблема символизма в философии. Структурный анализ символа. Этапы символического познания.

3.2. Масонский символизм.

3.2.1. Доктрина "вольных каменщиков".

3.2.2. Храм. Ложа. Основные символы ложи.

3.2.3. Символы в древности и в масонстве. Этимология масонских имен. Транслитерация символов .

3.2.4. Масонская атрибутика. Аллегории.

3.2.5. Интерпретация символов. Символизм ритуала. Клятва.

3.2.6. Жесты, пароли, шифры. Интерпретация "хирамическои легенды".

3.3. Масонство и религии древности. Синкретизм масонства.

Заключение.

Приложения.

Происхождение слова "масон". Развитие "оперативного" масонства. Появление в ложах "спекулятивных" каменщиков

Автор книги, Уильям Хатчинсон, родился в 1732 г. в Бернард Касле, Англия. Топограф, практиковался как адвокат. В 1785 г. выпустил в Ньюкасле первый том "Истории и Древностей земель Палатин графства Дарем . Кстати, во время работы над этим трудом он имел доступ к архивным фондам антиквариев и воспользовался данным обстоятельством для изучения истории и философии ордена. "Отец масонского символизма", как называл его А. Вудфорд, У. Хатчинсон был Почтенным Мастером Ложи Согласия в своем родном городе и до сих пор является вместе с Дж. Андерсоном самым почитаемым и уважаемым масоном прошлого. У, Хатчинсон умер 7 апреля 1814 г. В "Духе Масонства" отражены авторская концепция происхождения и развития ордена, его символики и ритуалов, а также оправдание его тайного существования. Несмотря на явный вьмысел этой

Масонския и кабаллистические книги и рукописи, принадлежавшие создания, она писалась, как уже отмечалось выше, на основе архивных материалов английских антиквариев, хотя сам автор и не приводит их в книге. Весьма интересна критика ее А.Г. Макки: "Хотя Хатчинсон и был одним из самых образованных масонских писателей XVIII века, его концепция происхождения института масонства является несостоятельной и во многом абсурдной" . Наиболее еретичным в ней, Макки считал отрицание происхождения и связей ордена с оперативными каменщиками. "Дух Масонства" мгновенно завоевал всеобщее признание братьев: Оливер утверждал, что "труд Хатчинсона был популярен в Англии" .

Книга Томаса Уилсона "Масон без маски" является прямой противоположностью "Духу масонства", поскольку относится к классу антимасонских разоблачений. Она была напечатана на русском языке в Санкт-Петербурге в 1784 г. "с дозволения, указанного у Христофора Геннинга", но до сих пор не использовалась в отечественной историографии. В ней описываются нравы и обычаи, царивщее в английском масонстве, которые, по мнению автора, мало изменились с момента образования ВЛЛ.

Изданная в Дублине (большинство масонских трудов, написанных французами, печаталось в XVIII в. за границей) в 1738 г. апологетическая книга анонимного французского автора (скорее всего, масона), была одной из характерных для своего времени работ . В ней наряду с защитными обоснованиями масонского учения приводятся исторические факты о деятельности лож на Континенте, отражавщие реальную картину взаимоотношений между обществом и "вольными каменщиками". Особое внимание автор уделил вопросу этического воспитания франкмасона. Главньм недостатком подобного рода литературы является вычурный стиль изложения.

Сочинения просветителей дают нам картину восприятия событий общественной жизни глазами очевидцев. Одной своей гранью они соприкасаются с публицистикой и художественной литературой, раскрывая своеобразие умонастроений эпохи, другой - с философскими работами, показывая насколько были распространены в просвещенной части общества различные теоретические обобщения. Подобные источники передают оценки современниками событий и их объяснений, информируют о многих деталях частной и общественной жизни своего времени. Особую ценность представляют собой сочинения Д. Толанда, Б. Мандевиля, Д. Свифта, Д. Дефо, А. Шефтсбери (так или иначе связанных с деятельностью английских масонов), раскрывающие их отношение к общечеловеческим проблемам веры, свободы, знания и т.п.1

В следующую группу источников вошли материалы периодической печати - масонские журналы "Ars Quatuor Coronatorum", "Freemason", "The American Freemason", "The New Age", a также первое в истории "разоблачение", опубликованное в 1723 г. в лондонской газете "Flying Post" . Если о "Flying Post" нам известно лишь, что она издавалась в период с 1695 по 1731 гг. и ее бессменным редактором был Стивен Уэтли , то история появления "Freemason" относится к XIX столетию. В 1834 г. в Лондоне был основан журнал "Freemasons Quatuor Review", просуществовавший до 1849 г. Затем с 1853 г. он снова стал выходить, но под другим названием, - "Freemasons Quatuor Magazine", который в 1856 г. соединился с "Masonic Mirror" и стал ежемесячным изданием.

Журнал публикует отчеты обо всех торжественных масонских собраниях и фестивалях, проводимых ОВЛА , сообщает об основании или закрытии лож, юбилеях и проч. годовщинах известных братьев. Большой интерес представляют статьи, посвященные различному толкованию масонской доктрины, развитию братства в других странах, новых версиях происхождения тех или иных атрибутов символизма и проч. При этом очень часто в основу положены речи или лекции, прочитанные в ложах и на собраниях. Не приходится сомневаться, что их авторы могли использовать подлинные масонские материалы, о чем косвенно свидетельствуют случаи перепечатки в названных газетах некоторых статей из других изданий.

Роль аристократии в становлении ордена. Масоны и политика. Герцог Уартон и якобитское влияние. Орден Гормогонов

Интересна концепция происхождения "вольных каменщиков" М.П. Холла. Он полагал, что их предтечей было братство Дионисийских Архитекторов, появившееся не позднее X в. до н.э. К такому выводу Холл пришел, сравнивая их практику и учение с масонством. Дионисийские Архитекторы использовали специальные знаки для распознавания, известные только им. У них также существовала взаимопомощь, и они были организованы в коммуны под руководством Мастеров. Считается, что Дионисийские Архитекторы принимали участие не только в строительстве Храма Соломона, но и, например, храма Дианы Эфесской.

Они очень быстро распространились по всему региону Средиземноморья и даже проникли в Центральную Европу и Индию. Одним из наиболее ярких их представителей был Витрувий, известный зодчий, автор "Десяти книг об архитектуре". В своем труде он писал, что устройство храма зиждется на принципах симметрии, "выводимых из пропорций, установленных Природой между частями и членами человеческого тела" . Таким образом, Дионисийские Архитекторы видели себя в полном согласии и слиянии с Космосом. Они, как впоследствии и масоны, почитали Великого Архитектора и Мастера Ремесленника Вселенной.

Другой масонский историк Дж. Оливь" считал, что орден существовал еще до Сотворения Мира, в т.н. "ледовом месяце ра""4. Последнее сразу наводит на мысль о желании автора соединить каменщичество с арийскими преданиями о Гиперборее. Шотландец Э.

Рамсай впервые в истории "обнаружил" прямую связь масонства с Тамплиерами, а Т. Пайн видел его истоки в религии друидов, которые подобно магам Персии и египетским жрецам Гелиополиса поклонялись солнцу (свету)1.

Наиболее известной из всех версий о происхождении ордена является т.н. "хирамическая легенда", впервые рассказанная в работе С. Причарда "Раскрытое Масонство" в 1730 г. Правда, некоторые исследователи находят указания на нее в масонской легенде о Ное и Безалиле, откуда, по их мнению, ее и могли взять и внести в ритуал оперативные каменщики. Возможно, что легенда о Хираме существовала в нескольких версиях вне ритуала, т.е. в народном и масонском фольклоре, прежде чем стала использоваться в работе лож. Вот ее краткое изложение.

Царь Соломон посвятил свою жизнь строительству Храма Богу и Дворца царей Израилевых. Для этого он назначил главным архитектором Хирама Абиффа, или Адонирама, который был послан в Иерусалим Хирамом, царем Тирским. Этот Хирам Абифф разделил всех строителей на три класса: менее обученные - ученики, более опытные - подмастерья, и, наконец, те, кто управляли остальными - мастера. Соответственно, чтобы избежать путаницы, он дал каждой группе свой пароль.

Однажды три подмастерья (их имена были Джубела, Джубело и Джубелум), будучи недовольными своим положением, решили силой выведать у Хирама секретное слово мастера. Они подстерегли его в полдень, у ворот в Святая Святых Храма с разных сторон и поочередно смертельно ранили за то, что тот отказался открыть им пароль. Убийцы закопали тело Хирама под горой Мориа, а на могиле посадили ветку акации. Попытавшись убежать, они были схвачены и казнены.

Соломон повелел разыскать тело Хирама. Одной из групп удалось обнаружить могилу с расцветшей на ней акацией. Когда же выкопали труп, то кожа стала сходить с него, и один из мастеров воскликнул: "Макбенах!" (букв, "тело сошло с костей"). Это слово и стало новым паролем для степени мастера, хотя и считается, что оно ненастоящее. Подлинное же слово начертано на золотом треугольнике, который Хирам предусмотрительно бросил в колодец. Когда треугольник был найден, его поставили на жертвенник в тайном своде под самой отдаленной частью Храма. Для большей защищенности Соломон приказал сокрыть его под кубическим камнем, а свод заложить .

На протяжении веков "хирамическая легенда" обогащалась новыми подробностями. Часто одни символические предметы, упоминавшиеся в ней, заменялись другими . Правда, при этом эзотерический смысл ее оставался прежним: космологический дуализм добра и зла .

Исследователи очень быстро обнаружили отдаленность "хирамической легенды" от библейского сюжета, в котором Хирам-Авий "пришел к царю Соломону и производил у него всякие работы..." (среди прочих упоминаются два медных столба Иахин и Воаз) и только . Кстати, у Андерсона Хирам Абифф назван "самым совершенным художником и начальником работ на Земле" , при этом автор

"Конституций" ограничивается статистическим пересказом строительства Храма Соломона. Более того, он пишет, что именно Соломон, а не Хирам, разделил всех каменщиков на четыре разряда (вместо упоминаемых в легенде трех):

Распространение масонства в мире. М. Рамсай и "тамплиерские" степени. Священная Королевская Арка. Степень Марки Мастера Масона. Регулирование отношений между масонскими системами

После образования ВЛЛ в 1717 г. в жизни масонства не произошло каких-либо видимых перемен. Оно по-прежнему мало, чем отличалось от существовавших тогда в изобилии лондонских клубов. Постепенно им начинают интересоваться аристократы, сильно повлиявшие на последую,ую деятельность ордена. Происходящие с этого времени преобразования в братстве напрямую были связаны с активным вступлением в него представителей знати. Достаточно вспомнить, что Дж. Пэйн в 1718 г. и Дж. Т. Дезагюлье в 1719 г. были последними нетитулованными гроссмейстерами ордена. После них этот пост, как, впрочем, и должности Великих Надзирателей, неизменно занимали люди дворянского происхождения: например, в 1721-22 гг. герцог Монтагю, в 1722 г. герцог Уартон, в 1723 г. граф Дал кит, в 1724 г. герцог Ричмондский, в 1725 г. лорд Пейсли; среди королевских особ первым масоном был герцог Франц Лотарингский в 1731 г., затем Фредерик, Принц Уэльский, старший сын короля Георга II, был инициирован в 1737 г. В 17 66 г. уже его сыновья, герцоги Йоркский и Глостерский, стали "новыми" масонами, а в 17 67 г. к ним присоединился их младший брат, герцог Камберлендский. В 1786 г. в тайны ордена был посвящен и будущий король Георг IV, Ветви герцогов Кентских и Сассекских тянутся с 17 90 и 17 98 годов соответственно. Таким образом, в ложах стали преобладать спекулятивные масоны, в основном представители аристократии и интеллигенции крупных городов, а также немногочисленные обеспеченные бюргеры и эсквайры провинциальной глубинки. С одной стороны, это вызывало негативную реакцию у оперативного меньшинства, с другой, - придавало тайному братству авторитет и значимость среди подобных собраний, упрочивало его финансовое положение и "рассеивалось предубеждение, с которым все классы общества всегда встречают новые непривычные явления жизни" . С приходом к управлению орденом представителей знати резко меняется деятельность не только ВЛЛ, но и других регулярных лож в ее составе. Если ранее печать обходила масонство полным молчанием, то, начиная с 1721 г., известия о масонах все чаще появляются на страницах лонд9нских газет и журналов. Сперва "Пост Бой" в номере за 24-27 июня сообщила об инсталляции Великого Мастера ВЛЛ герцога Монтагю, а 23 декабря "Эплбиз Уикли Джорнал" информировала о "неоконченном принятии во франкмасонство Его Королевского Величества принца Уэльского" . Масонство решительно входило в моду.

Об этом свидетельствует тот факт, что в июне 1722 г. к государственному секретарю лорду Таунсхенду явилась депутация лондонских масонов с уведомлением о предстоящем ежегодном собрании ВЛЛ. Как писала 16 июня "Лондон Джорнал", "его сиятельство заявил, что франкмасоны могут спокойно продолжать свою деятельность... их старые тайны скорее невинны, чем опасны" . Любопытно, что лорд Таунсхенд был "покровителем" будущего писателя Даниеля Дефо, которого в 1715 г. спас от тюрьмы за дискредитацию лорда Энсли (Annesley), Уже тогда, правда, Дефо числился секретным агентом и журналистом на службе у лорда . Возможно, что благосклонное отношение Таунсхенда к масонам, его скептицизм на счет масонских тайн, были вызваны оперативной информацией, которой он владел благодаря шпионской деятельности своих агентов. Есть и другой взгляд на это событие.

Некоторые исследователи полагали, что франкмасонство в первой половине XVIII в. постоянно находилось под подозрением в якобитских связях. "Так, в июне 1722 г., - писал Д. Симпсон, -депутация франкмасонов ожидала лорда Таунсхенда, одного из главных госсекретарей Его Величества и шурина Сэра Роберта Уолпола, чтобы заверить его в полной лояльности цеха, на которой основаны все их церемонии и заседания" . Ссылка на родство Таунсхенда с Уолполом неслучайна. Историк А. Роббинс в своей статье "Ранние годы английской франкмасонской организации" утверждал о прямой связи тайного братства с вигским правительством: "Сэр Роберт Уолпол, как премьер-министр, так откровенно одобрил общественную работу

Андерсона в поддержку и гарантирование сохранности британского трона для ганноверской династии, когда она была в опасности, что наградил его грантом на сумму в 200, как Королевский Подарок, и в дальнейшем оказывал ему помощь"1.

Мало кто знает, что Р. Уолпол сам был масоном. Впервые этот факт из его биографии раскрыл масонский историк Г. Дэйнес . В частности, стало известно об использовании Хафтон Холла (особняка Уолпола в Норфолке) в 1731 г. для проведения специального собрания ВЛЛ, когда был совершен обряд посвящения в масоны герцога Лотарингского, будущего императора Австрии Франца 1 . Инициация совпала по времени с англо-австрийскими переговорами кабинета Уолпола в целях избежания начала войны в Европе. Поэтому стоит рассматривать данное посвящение герцога Лотарингского в масоны и как дипломатический акт, подтверждающий разрешение конфликта мирным путем. К концу жизни Уолпол согласился позировать художнику в масонском одеянии и регалиях степени Мастера Великой ложи стюардов.

Связь тайного ордена с политическим кругами Англии не ограничивалась фигурой премьер-министра. Среди крупных государственных чиновников того времени, состоявших в масонстве, называют Чарльза Делафойе (автора многих масонских песен), занимавшего пост заместителя министра. Брук Тэйлор - яркий вигов в 20 "е гоДЫ XVIII в принсІ .ЦЛЄЖсІЛ к Бедфордской Головной Ложе (1725) . Как математик, он был "единственным англичанином после Ньютона и Коутса, умело соглашавшимся с Бернулли" . Его близким другом был лорд Пейсли (Джеймс Гамильтон, 7-й граф Аберкорн, умерший в 1744 г.) вигский олигарх, страстно увлекавшийся наукой и музыкой. В 1726 г. лорд Пейсли стал Великим Мастером ВЛЛ. М. Джекоб уверена, что вигский контроль над Королевским обществом, чей авторитет укреплялся личным президентством Ньютона, распространялся и на ВЛЛ еще в первые годы ее официального существования. Таким образом, "карьера Тэйлора и его масонская активность - прекрасная иллюстрация высокой интеллектуальной жизни в годы Вигского правления

Политика вигов и тори формировалась более всего за стенами парламента. Этому предназначались пресса, знаменитые политические кофейни, специальные клубы. "На это же были направлены деятельность самих лидеров, их личные контакты... информация агентов... использование в предвыборных кампаниях розыгрышей мистерий" . Многие масоны действительно скрывались за завесой тайны, работая как иностранные агенты и шпионы на английское правительство.

Символы в древности и в масонстве. Этимология масонских имен. Транслитерация символов

Параллельно с этими событиями шло распространение ордена за пределами Британских островов .

Считается, что в 1721 г. первая ложа на Континенте была основана в Роттердаме пятью англо-шотландскими торговцами. Нет никаких доказательств того, что ее члены проводили обряды посвящения новых братьев. Чуть позже в Дюнкерке (Франция) появилась похожая ложа. В Испанию "вольные каменщики" проникают в 1727-28 гг., а в 1731 г. капитан Дж. Филипс назначается Провинциальным Великим Мастером всех лож России.

Но все эти ложи были закрыты для местных жителей/ они учреждались иностранцами для своих соотечественников, которые приезжали в ту или иную страну по разным причинам (политические, торговые, дипломатические и проч.). Что интересно, деятельное участие в учреждении первых лож на Континенте принимали вигские представители: в Голландии - посол Англии, лорд Честерфильд; во Франции - посол Англии, лорд Вальдграв; в Испании — посол Англии, лорд Колеран. Причину масонской активности вигов в европейских странах я вижу в желании кабинета Уолпола укрепить не только свое влияние, но и иметь оперативную информацию. Еще раз напомню, что многие ложи являлись своеобразными шпионскими центрами.

Голландия была первой континентальной страной, куда английское масонство было осторожно завезено в 1721 г. и официально учреждено в 1734 г. в Гааге, а через год в Амстердаме. Правда, еще в 1710 г. в Гааге группа журналистов и местных издателей объединились в частное общество (Капитул Рыцарей Ликования), во многом походившее на спекулятивную масонскую ложу. Как и тогда, во главе голландского масонства стоял Руссе де Мисси.

В декабре 17 35 г. власти страны закрыли ложи в Гааге и Амстердаме, назвав их "непристойными собраниями". Масонские "возбудители спокойствия" вызвали гнев правительства из-за оранжистского и британского влияния в ложах (что было правдой) и в связи с политикой Англии по отношению к Нижним землям. Только после революции 1747 г., восстановившей штатгальтера Вильгельма IV, в провинциях Голландия, Зеландия и Утрехт масонство было вновь разрешено.

Во Франции тайный орден официально учреждается в 1732 г. в Париже. Именно тогда была получена от ВЛЛ конституция и первым Великим Мастером стал молодой герцог д Антон. Впрочем, существует легендарная история французского масонства. В 1725 г. эмигрировавшими во Францию англичанами была основана ложа "Аи Louis D Argent", но имена ее основателей - лордов Дервентуотера и Гарнуэстера - ни в списках Великих Мастеров, ни в английской Книге Пэров не значатся. Скорее всего, это была первая якобитская ложа на Континенте.

В 1730 г. во Франции учреждается женское или приемное (adoptive) масонство; основатель его также неизвестен и правила устанавливаются к 17 60 г. Поскольку изначально тайное братство не признавало пребывание женщин в своих рядах, женские ложи существовали независимо. Только в 1774 г. Великий Восток Франции санкционировал приемное масонство . Уже в 1733 г. де ла Тьерс перевел на французский язык "Книгу Конституций" Д. Андерсона, но она смогла появиться лишь в 1742 г., да и то за границей во Франкфурте-на-Майне. После смерти в 1743 г. герцога д Антона собрание 16 парижских мастеров выбрало пожизненным Великим Мастером принца королевской крови Людовика Бурбона, графа Клермонтского. Одновременно был принят и новый устав, представлявший переработку "Книги Конституций" применительно к французским порядкам. С этих выборов ведет свое начало и Великая Английская Ложа Франции .

В Германию масонство проникло благодаря торговым сношениям Лондона с Гамбургом, с одной стороны, и благодаря династическим связям Ганновера с Англией - с другой. Первым немецким масоном был граф Шаумбург-Липпе, принятый в братство еще в 20-е годы XVIII в. С этого времени число масонов в Германии неустанно растет. Но лишь в 1733 г. ВЛЛ разрешила открыть постоянную ложу в Гамбурге, которая только с 1741 г, носит название "Авессалом".

Самым крупным успехом немецких братьев явилось принятие в орден 14 августа 1738 г. прусского кронпринца, позднее короля Фридриха II. Вскоре он стал гроссмейстером берлинской ложи "Трех глобусов", которая с 1744 г. именуется Великой ложей.

Довольна сложно складывалась судьба масонства в Испании. Несмотря на покровительство ВЛЛ и бурное развитие лож в 30-е годы XVIII в., над испанскими братьями постоянно висела угроза расправы со стороны инквизиции и иезуитов. В итоге, избежать ее не удалось и в 1740 г. Филипп V сослал многих масонов на галеры. Более того, в 1751 г. великий инквизитор Испании Петр Торрубия, сперва исповедовавшись и получив отпущение в грехах, вступил в масонский орден с единственной целью выдать его членов. В результате, члены 97!! ! лож былисхвачены и подвергнуты пыткам .

В Италии первые ложи были открыты в 1735 г. в Риме и Флоренции и, как уже отмечалось, использовались в качестве шпионских центров. Именно их деятельность послужила поводом Ватикану предать масонство анафеме. Со временем (к началу XIX в.) многие масонские ложи в Италии трансформировались в союз карбонариев.

Одновременно орден основывается в Швеции и Португалии. Если в Швеции с 1753 г. Великим Мастером (пусть и формально) становится сам король Адольф Фридрих (1743-1771), то в Португалии масоны вскоре подвергаются жесточайшим гонениям вплоть до середины XIX в

Благодаря деятельности Августа III масонские ложи проникают и в Польшу в 1739 г., но в начале как филиалы саксонских лож. Они также, как и в Португалии, преследуются, главным образом, иезуитами, которые добились их временного закрытия в связи с буллой Климента XII. Впрочем, польские ложи обнаружили малую жизнеспособность, являясь простой аристократической забавой. Лишь со второй половины XVIII в. при покровительстве Станислава-Августа Понятовского наблюдается возрождение польского масонства.

Известно, что в Северной Америке тайный орден официально был учрежден в 1733 г., когда бостонцу Генри Прайсу были выданы грамоты "Провинциального Великого Мастера Новой Англии и всех относящихся к ней владений и территорий" и "Великого Мастера всей Америки". Но существуют доказательства того, что еще в 1731 г. Бенджамин Франклин основал в Филадельфии независимую от ВЛЛ ложу. Он же с 1730 г. был главным редактором "Пенсильвания Гэзетт", которая первой в Америке стала публиковать сведения о масонах. Б Канаде тайное братство учреждается в 1745 г., когда была открыта масонская ложа на Кап-Бретоне.

Похожие диссертации на Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века