Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности регулирования труда творческих работников театров Лагкуева Ирина Владимировна

Особенности регулирования труда творческих работников театров
<
Особенности регулирования труда творческих работников театров Особенности регулирования труда творческих работников театров Особенности регулирования труда творческих работников театров Особенности регулирования труда творческих работников театров Особенности регулирования труда творческих работников театров Особенности регулирования труда творческих работников театров Особенности регулирования труда творческих работников театров Особенности регулирования труда творческих работников театров Особенности регулирования труда творческих работников театров Особенности регулирования труда творческих работников театров Особенности регулирования труда творческих работников театров Особенности регулирования труда творческих работников театров
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лагкуева Ирина Владимировна. Особенности регулирования труда творческих работников театров : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.05 / Лагкуева Ирина Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.].- Москва, 2009.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/1136

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Творческие работники театров как субъекты трудового права

1. Правовой статус творческих работников театров 11

2. Основания дифференциации в правового регулирования труда творческих работников театра

3. Локальные нормативные акты в сфере театральной деятельности

Глава 2. Специальное правовое регулирование труда творческих работников театра

1. Особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора с творческими работниками театра

2. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха творческих работников театра

3. Оплата труда творческих работников театра 104

4. Трудовой распорядок, дисциплина труда творческих работников театра

Список используемой литературы 150

Список нормативных правовых актов 160

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования.

Исследования, посвященные особенностям регулирования труда творческих работников театров, привлекают повышенное внимание общественности в современный период времени.

Сегодня театр занимает особое место не только в культурной жизни России, но и на театральной карте мира, и как художественное явление требует адекватных форм государственной поддержки. Роль театральной общественности в диалоге с властями многократно выросла в последние годы, поскольку на смену жесткой вертикали в управлении культурой пришла широкая самостоятельность субъектов федерации, муниципальных образований. У актеров, режиссеров, художников, других театральных деятелей есть альтернативные варианты организационно-творческих форм для сценической деятельности. Как должен регулироваться труд работников театра, чтобы, с одной стороны, не утратить важнейшие традиции, с другой - не отстать от бурно развивающейся жизни? Этот вопрос требует исследования.

Результаты подобных научных работ, как справедливо отмечается в литературе, открывают возможности для повышения эффективности конкретных правовых средств, содержащихся в различных формах жизни права и предназначенных для правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет трудового права1.

По выбранной теме была посвящена всего одна диссертация . Это исследование проводилось до принятия Трудового кодекса РФ.

См. Горохов Б.А., Маврин СП., Хохлов Е.Б. Источники трудового права и
источники правового регулирования общественно-трудовых отношений //

Правоведение, 2003. № 6. С. 15.

~ См. Антонова А.Ю. Основные особенности правового регулирования труда художественно-творческих работников театров: Дис... канд. юрид. наук. М. 1975. - 167

Вместе с тем, ряд важных уточнений, требующих научного анализа и оценки, касающихся предмета настоящего исследования, внес в положения Трудового кодекса РФ Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ1.

Отдельные положения, касающиеся трудовых отношений с участием творческих работников театра, содержаться в некоторых нормативных правовых актах, например, в постановлении Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации"2.

При реализации важнейшего государственного документа Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р-5) наряду с решением актуальнейших задач развития экономики, образования, науки и здравоохранения необходимо найти адекватное отражение проблем развития отечественной культуры и искусства.

В этих условиях анализ правового регулирования труда указанных категорий работников приобретает особую актуальность и представляет значительный научный и практический интерес.

с; Худякова С.С. Театральная реформа в России и трудовое право: вопросы теории и практики: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Пермь. 1992. -24 с.

1 Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // СЗ РФ.2006 г. N 27 ст. 2878.

Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999 г. N 13 ст. 1615.

3 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года // СЗ РФ. 24.11.2008. № 47. Ст. 5489.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки нормативных правовых актов по исследуемой теме как часть главы, посвященной регулированию труда всех творческих работников.

Все изложенное выше обуславливает выбор темы и актуальность данного исследования.

В настоящем диссертационном исследовании автор счел возможным остановиться на рассмотрении лишь некоторых особенностей правового регулирования труда творческих работников театров, наиболее полно отражающих специфику их деятельности. В сфере труда - это особенности, касающиеся заключения, изменения и прекращения трудового договора, правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда и дисциплины труда творческих работников театра. Безусловно, заслуживает внимания и некоторые другие проблемы регулирования труда, однако они настолько многогранны и сложны, что требуют самостоятельного диссертационного исследования.

Целью диссертации является исследование теоретических и практических аспектов особенностей правового регулирования трудовых отношений творческих работников театров, а также разработка на основе его результатов соответствующих предложений по более глубокому учету в правовом регулировании объективно существующих оснований дифференциации.

Задачи диссертационного исследования заключаются в следующем:

- Раскрыть содержание основных концептуальных положений теории трудового права о единстве и дифференциации применительно к правовому регулированию труда творческих работников театров.

Проанализировать нормативные правовые акты, соглашения, коллективные договоры театров, содержащие специальные нормы применительно к творческим работникам, и практику их применения.

На основе проведенного исследования обосновать и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего труд творческих работников театров.

Объектом исследования являются теоретические положения науки трудового права о единстве и дифференциации правового регулирования общественных отношений, а также особенности труда творческих работников театров, объективно обусловливающие необходимость дифференцированного подхода законодателя к регулированию трудовых отношений.

Предметом научного исследования являются нормы трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих указанные отношения.

Методологическая основа научного исследования определяется поставленными целями и задачами. В процессе исследования проблем автором использовался общенаучный диалектический метод познания, основанный на принципах объективности, системности, единства теории и практики, с использованием сравнительно-правового, формально-юридического и других специальных методов познания в юридической науке.

Теоретической основой исследования явились труды таких советских и российских ученых, как: М.М. Агарков, Е.М. Акопова, С.С. Алексеев, Н.Г. Александров, B.C. Андреев, Б.К. Бегичев, Э.Н. Бондаренко, Л.Ю. Бугров, Е.В. Васьковский, К.М. Варшавский, И.С. Войтинский, О.Н. Волкова, Л.Я. Гинцбург, С.А. Головина, Д.Д. Гримм, К.Н. Гусов, И.К. Дмитриева, Н.Д. Егоров, B.C. Ем, З.Д. Иванова, О.С. Иоффе, В.Б. Исаков, А. Д. Зайкин, М.П. Карпушин, С.Ф. Кечекьян, И.Я. Киселев, B.C. Колеватова, Н.М. Коркунов, О.А. Красавчиков, А.В. Кручинин,

A.M. Куренной, Р.З. Лившиц, A.M. Лушников, М.В. Лушникова, СП. Маврин, М.Н. Марченко, О.М. Медведев Ж.Ю. Мирошникова, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский, А.Е. Пашерстник, А.С. Пашков, А.И. Процевский, В.П. Реутов, В.И. Синайский, В.Н. Синюков, И.О. Снигирева, В.Н. Смирнов, О.В. Смирнов, К.А. Стальгевич, Е.Н. Стародубская, Л.А. Сыроватская, В.Н. Толкунова, Ю.К. Толстой, Л.С. Таль, К.П. Уржинский, P.O. Халфина, О.С. Хохрякова, С.С.Худякова, Б.Ф. Хрусталев, А.И. Шебанова, Г.Ф. Шершеневич, СЮ. Чуча, В.Ф. Яковлев и др.

Эмпирическую базу исследования составляют акты Международной организации труда, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, постановления и определения Конституционного Суда РФ, решения Верховного Суда РФ.

В процессе исследования в порядке сравнительного анализа использовались нормативные правовые акты бывшего Союза ССР и РСФСР.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. В данной диссертации получили дальнейшую более глубокую разработку такие теоретические проблемы как основания и виды дифференциации в регулировании труда творческих работников театров. В правовом регулировании трудовых отношений законодатель выделяет особую категорию субъектов этих отношений — творческие работники, что отражает объективную необходимость дифференциации в регулировании их труда. На основе анализа теоретических разработок и исследования нормативных правовых актов, автором доказана необходимость дальнейшего расширения и углубления дифференциации.

Диссертация представляет собой первое комплексное монографическое исследование, посвященное проблемам отраслевой (внутривидовой) дифференциации в правовом регулировании труда творческих работников театров. В ней сформулирован ряд новых положений, выводов и рекомендаций, наиболее существенными из которых, определяющими новизну исследования, являются следующие.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Сформулировано понятие творческого работника театра, легальное определение которого следует закрепить в законодательстве, - это работник, трудовая функция которого состоит в подготовке (создании) и/или показе (исполнении) спектаклей, других публичных представлений.

  2. Раскрывается трудоправовая природа отношений творческих работников театра и доказывается необоснованность заключения с такими работниками гражданско-правовых договоров.

  3. Выявлено, что в рамках правового регулирования труда творческих работников театров находит свое отражение внутривидовая концепция неразрывности единства и дифференциации, так как Классификатором ОКВЭД определен вид экономической деятельности 92.31.21. «Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений».

  4. Обосновывается необходимость дифференцированного подхода к регулированию труда творческих работников театра, обусловленная следующими факторами:

особым значением театра для духовного, интеллектуального и эстетического развития человека;

спецификой трудовой деятельности работников (творческой);

различными условиями и организаций труда работников основных профессий и профессий, связанных с ними, закрепленных в Постановлении Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 252 "Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников

театров, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации";

- распространением на трудовые отношения творческих работников
театра норм авторского права.

5. Доказывается, что в Трудовом кадексе РФ должна быть
предусмотрена самостоятельная статья: «Дополнительные основания
прекращения трудового договора с творческими работниками театров.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с творческими работниками театров являются:

- неизбрание по конкурсу на должность творческого работника или
истечение срока избрания по конкурсу».

6. Сделан вывод, что рабочее время творческих работников театров
включает в себя:

время, затраченное на подготовительную работу к спектаклю;

время, затраченное на проведение самих спектаклей;

время, затраченное при проведении выездных спектаклей;

время, затраченное при гастрольных поездках.

Особенностью использования рабочего времени творческих работников театра является исполнение ими своих трудовых обязанностей в разные промежутки времени в пределах рабочего дня, так как рабочий день этой категории работников разделен на части различной продолжительности.

Решением проблемы продолжительности рабочего времени могло бы быть установление для творческих работников театра скользящего (гибкого) графика работы.

7. Предлагается в централизованном порядке установить
минимальные оклады творческим работникам федеральных бюджетных
учреждений (театров) в соответствии с величиной прожиточного

минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

  1. Доказывается необходимость в нормативных правовых актах регламентировать процедуру применения поощрений творческим работникам, признания работников, имеющих творческие заслуги и установить их особый статус.

  2. Дополнить раздел XII Трудового кодекса РФ главой 54.2 «Особенности регулирования труда творческих работников», в которой будут содержаться нормы, касающиеся правового статуса, особенностей заключения, изменения и прекращения трудового договора, правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда и дисциплины труда творческих работников театров.

Апробация результатов научного исследования. Диссертация подготовлена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения исследования изложены в опубликованных научных статьях.

Структура диссертации обусловлена целями, задачами и методологией научного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.

Правовой статус творческих работников театров

В начале диссертации, как представляется, необходимо четко определиться относительно содержания категории «работники творческих профессий».

В юридических и близких к ним иных гуманитарных науках издавна ведется дискуссия о том, что свойственно творчеству. Так, Р. Редлих, считал, что «человеческое творчество проявляется отнюдь не только в науке и искусстве, но и в технике, в хозяйствовании, в строительстве личной и общественной жизни, в сущности, во всякой целеустремленной деятельности...»1. Эта позиция в юридической науке получила поддержку и развитие Учеными доказывается, что «творчество может характеризовать качество труда любого класса» . Но есть и другая точка зрения. В частности, высказано мнение о том, что не все виды труда можно отнести к труду творческому3.

Используя метод доказательства «от противного», в изложенной научной дискуссии надлежит согласиться с первой из приведенных позиций. Дело в том, что, признавая какие-то виды труда нетворческими, надо признавать и невозможность создания нового применительно к таким видам труда. Вместе с тем вряд ли можно абсолютно отрицать возможность, например, прогрессивной новизны подходов к выполнению даже монотонных функциональных обязанностей. Кроме того, в границах общественных отношений по поводу труда и уборщица, и вахтер, и сборщик на конвейере могут быть наделены правом вносить предложения по совершенствованию организации своего труда на общем собрании или конференции трудового коллектива и т. п. При таких взглядах на творчество нужно констатировать, что нет нетворческих видов труда.

И, тем не менее, нельзя отрицать, что есть работники, специально принимаемые на работу для выполнения творческих задач. Их часто называют «творческие работники».

Международное нормативное регулирование касалось, в частности, в Рекомендации о положении творческих работников, принятой на XXI сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО в 1980 г., данного понятия. Под творческим работником в данном акте международного права подразумевается любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства (участвуя, таким образом, в их воссоздании), которое считает творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, которое таким образом способствует развитию искусства и культуры и которое признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было отношениями и является оно или нет членом какой-либо ассоциации1.

В России есть практически воспроизведение приведенной дефиниции в ст. 3 Основ законодательства о культуре, принятых 9 октября 1992 г. : «Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников, органов радиовещания)». Однако, думается, что соответствующая регламентация требует изменений.

Категория «работник» обязательно предполагает отношения, регулируемые трудовым правом, а в критикуемом определении отмечается факт признания физического лица творческим работником независимо от того связано соответствующее лицо трудовыми соглашениями или нет. Видимо, при переводе на русский язык Всемирной конвенции об авторском праве, Бернской конвенции об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников радиовещания был неточно интерпретирован термин «работник», который употреблен в значении «трудящийся», «труженик», «деятель». В России такая неточность может спровоцировать юридическую ошибку в результате смешения сфер действия норм гражданского и трудового права.

На наш взгляд, в сфере права должны использоваться только ясно очерченные, индивидуализированные понятия. А.С. Пиголкин и Г.Т. Чернобель правильно отмечают: «Как обозначение специального понятия, как термин слово должно быть однозначно»1. Развивая эту мысль, авторы признают, что идеальная терминологическая однозначность труднодостижима и более правильно, даже применительно к праву, говорить лишь об относительной однозначности.

Полагаем, что относительная однозначность слова «работники» должна быть связана с трудовым договором. Другое дело, что к «работникам» можно условно отнести в некоторых случаях и при наличии специальных оговорок в правовых актах лиц, которые не являются стороной таких договоров. Например, с творческими работниками Большого театра предусмотрена возможность заключения договоров на основе гражданского законодательства (см.: Указ Президента РФ «О Государственном академическом Большом театре России» от 19 сентября 1992г.2).

В свое время профессор Н.Г. Александров высказывал мнение, что трудовое правоотношение несовместимо с выполнением индивидуально -конкретного задания3, эту точку зрения позднее подверг критике А.С. Пашерстник4.

Основания дифференциации в правового регулирования труда творческих работников театра

Теоретические вопросы данной проблемы имеют важное значение для трудового права в связи с высокой динамикой развития отрасли, обусловленной значительными изменениями в экономике страны.

Единство регулирования трудовых отношений основано на единстве предмета трудового права, общеправовых, а также основных принципах трудового права, в закреплении для всех работников и работодателей равных трудовых прав и обязанностей и в установлении государством единого для всех работников определенного уровня гарантий трудовых прав без всякой дискриминации (ст.2 ТК РФ) и др. Общие нормы права и основные принципы трудового права остаются незыблемыми и применительно к регулированию труда творческих работников, но конкретизируются с учетом особенностей этого труда.

Единство регулирования трудовых отношений является одним из главных вопросов трудового права, что нашло свое отражение в Общей части ТК РФ (ст. 11 и др.), закрепившей сферу действия трудового права.

Принципиально важным является положение о том, что ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. При этом, нормы ТК РФ обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами независимо от их юридической силы и от сроков их принятия.

Централизованное регулирование трудовых отношений закрепляет определенный уровень трудовых прав и гарантий, соблюдение которых обязательно. При этом запрещается, согласно ст.9 ТК РФ в договорном порядке ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством.

Однако в трудовом праве единство в установлении условий труда на определенном их уровне не исключает, а напротив предполагает учет его особенностей, то есть дифференциацию правового регулирования. Невозможно применение единых норм вне зависимости от специфики и характера труда, различных его условий, особенностей субъекта труда и др. Дифференциация правового регулирования выражается путем установления специальных норм, учитывающих эти особенности.

Термин «дифференциация» среди всех юридических дисциплин обычно используется в трудовом праве. Так, А.С. Пашков в Энциклопедическом словаре по трудовому праву, изданному в 1979 году, определял дифференциацию как «различие в правовых нормах, обусловленные спецификой содержания, характера и условий труда рабочих и служащих»1 Ю.П. Орловский в словаре, изданном почти через 20 лет под дифференциацией трудового права понимает «различие в правовых нормах, обусловленные местом, условиями работы, правовым статусом организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях, половозрастными особенностями работника и иными факторами»1. Т. е. в этом понятии подчеркивается отраслевая принадлежность правовых норм, посредством которых происходит правовое регулирование трудовых отношений.

Но не только в справочной литературе нет единого понятия дифференциации трудового права. Среди ученых - трудовиков также нет единого мнения по поводу определения понятия дифференциации.

Один из первых среди ученых, всесторонне исследовавший вопросы дифференциации в трудовом праве, Рабинович-Захарин С.Л. дал наиболее общее определение дифференциации. По его мнению, «под дифференциацией в широком смысле можно понимать всякие различия и градации в нормах, зависящие от тех или иных условии работы»".

И.О. Снигирева под дифференциацией трудового права понимает различия в содержании рабочих и служебных трудовых отношений по отдельным устойчивым признакам3. Она делает упор именно на объективно устойчивые факторы, которые и обуславливают различие в содержании норм трудового законодательства.

Более развернутое определение дифференциации было дано В.Н. Толкуновой1. По ее мнению, «дифференциация трудового права - это обусловленное объективными устойчивыми факторами, а также общественной необходимостью различие в содержании норм трудового законодательства, конкретизирующих общие положения правового регулирования труда применительно к разным категориям работников или к одинаковым категориям работников, но находящихся в различных условиях труда».

А.И. Шебанова уточняет, что дифференциация в трудовом законодательстве «связана именно с наличием таких устойчивых факторов и оснований, которые объективно определяют различия в условиях труда и поэтому требуют отражения этих различий в нормах трудового законодательства»".

Последние годы ученые также изучают вопросы, связанные с дифференциацией трудового права и дают свои понятия определения «дифференциации».

Так, Г.С. Скачкова понимает под дифференциацией «разграничение правовых норм на основе юридически значимых, устойчивых факторов в целях конкретизации общих положений трудового законодательства к отдельным категориям работников»3.

Штивельберг Ф.Б. определяет дифференциацию трудового права как «обусловленное объективными обстоятельствами законодательное разделение правовых норм на общие, регулирующие труд всех работников, и специальные, устанавливающие особенности правовой регламентации трудовых отношений некоторых категорий работников»1. Он также в своей работе определяет основные черты дифференциации трудового права: 1) объектом дифференциации являются общественные отношения в сфере труда; 2) субъектом дифференциации правового регулирования труда является законодатель; 3) сущность дифференциации - разделение правовых нор на общие и специальные; 4) основания дифференциации объективные обстоятельства, обладающие устойчивыми признаками, требующие особого подхода к регулированию труда. Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что приводимые определения понятия дифференциации, в основном, совпадают по смыслу и содержанию. И это дает основание говорить о вполне устойчивых и сложившихся признаках, характеризующих понятие дифференциации.

Дифференциация трудового права решает следующие задачи. Во-первых, она учитывает в нормах права особенности выполнения работниками своих трудовых функций, различий, имеющих место при выполнении работ в определенных условиях.

Во-вторых, задачей дифференциации трудового права является защита здоровья работника, сохранение его жизнедеятельности и трудоспособности. Для этого учитывается в нормах права тяжесть, вредность, опасность конкретных условий труда.

Особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора с творческими работниками театра

Трудовые правоотношения творческих работников театра возникают в общем порядке (ст. 16 ТК РФ), в том числе на основании трудового договора.

Трудовой договор выступает как юридический факт, с которым действующие нормы права связывают возникновение трудового правоотношения. Возникновение этого правоотношения характеризуется рядом особенностей.

Обязательной предварительной ступенью к заключению трудового договора с творческим работником театра является прохождение последним конкурса, объявленного театром. Конкурсный порядок подбора творческих работников театра введен постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1959 года «О введении конкурсного порядка подбора творческих работников в театрах и художественных коллективах»1 и регламентируется Постановлением Совмина СССР от 01.03.1986 N 282 «о порядке формирования творческих составов театров, концертных организаций и художественных коллективов»2.

Указанные нормативные правовые акты применяются в части не противоречащими ТК РФ.

Анализ упомянутых нормативных правовых актов позволяет выделить цели и общие признаки конкурса.

Конкурс проводится для подбора высококвалифицированных работников на должности, связанные с решением творческих неординарных задач. Претенденты на должность, замещаемую по конкурсу, должны отвечать особым требованиям, установленным нормативными правовыми актами (быть профессионалом, иметь специальное образование, определенный опыт работы и т.п.). Лишь в отдельных случаях по рекомендации домов народного творчества к конкурсу в театрах могут быть допущены наиболее талантливые участники художественной самодеятельности.

Законодательством четко определяется круг лиц, должности которых замещаются в порядке конкурса: артисты, режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, хормейстеры. Предусмотрено, что перечень и число конкретных должностей, подлежащих замещению по очередному конкурсу, определяется директором театра совместно с художественным советом театра. Конкурс в театре может быть объявлен как на вакантные места, так и периодически на места, занятые творческими работниками. Однако, количество должностей не должно быть более 20% творческого состава.

Таким образом, творческие работники театра помимо общей трудовой правоспособности должны обладать дополнительной специальной правоспособностью. Под таковой понимается наличие у лица специального дополнительного права занимать определенные должности, которые признает за ними государство в установленном порядке.

Конкурсы должны проводиться по мере необходимости, но не чаще одного раза в год. На вакантные места конкурс проводится в любое время. Объявление о проведении конкурса делается публично, чтобы все желающие принять в нем участие имели возможность ознакомиться с предложением и представить необходимые документы. Конкурсный отбор проводит специальный орган, включающий: - Руководителя театра, - Художественный совет театра, - Подготовительную конкурсную комиссию. Она наряду с технической работой по подготовке процедуры конкурса (рассмотрение заявлений кандидатов на конкурс, извещение кандидатов о его условиях и сроках) обладает такими важными полномочиями как право самостоятельно отводить кандидатуры, которые, по ее мнению, не отвечают требованиям, предъявленными условиями конкурса.

Руководство всей процедурой конкурса осуществляет руководитель театра. Он организует подбор кандидатов для участия в конкурсе, назначает подготовительную комиссию. Однако выбор кандидата на должность осуществляет художественный совет театра.

С работником, избранным по конкурсу, заключается трудовой договор на выполнение работы по определенной должности. Руководитель организации не может отказать этому работнику в приеме на работу.

В основе организации конкурсов лежат принципы, придающие соответствующую направленность их правовому регулированию. Принципам проведения конкурса было уделено определенное внимание в докторской диссертации Л.И. Лазор1, а ранее в работах некоторых других авторов". Однако, произошедшие за последние годы социально -экономические преобразования и принятие ТК РФ обуславливают необходимость их рассмотрения.

Традиционно, во всех отраслях права наибольшее значение придается общеотраслевому принципу законности, которому соответствуют и все остальные принципы проведения конкурса. Данный принцип заключается в проведении конкурсного избрания на должность при соблюдении его процедуры в строгом соответствии с действующим законодательством.

Принцип законности является одним из наиболее важных общеотраслевых принципов права.

К принципам конкурсного подбора кадров, сохранившим свое значение, можно отнести принцип гласности. Гласность конкурса означает открытый порядок его проведения. Он заключается в оповещении неограниченного числа лиц о проведении конкурса, ознакомлении лица со всеми материалами избрания, проведении избрания в присутствии избираемого, доведения до сведения коллектива работников результатов избрания. Принцип гласности должен найти четкое отражение в локальном нормативном акте.

При проведении конкурса необходимо соблюдать принцип объективности, в его взаимосвязи с принципом запрещения дискриминации (ст.4). Объективность необходима при проверке и оценке деловой квалификации и нравственных качеств избираемого работника. При проведении конкурсного избрания проверке и оценке должны подлежать не любые качества лица, претендующего на должность, а только те, которые определяют его компетентность, профессионализм. Соблюдение этого принципа должно способствовать выявлению наиболее компетентных и высококвалифицированных работников для выдвижения на работу в соответствии со способностями.

Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха творческих работников театра

Наиболее ярко особенности условий труда для творческих работников театра в настоящее время проявляются в регулировании продолжительности рабочего времени.

Общетеоретические проблемы правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников уже достаточно полно исследованы учеными - юристами1. В настоящее время и в связи с принятием Трудового кодекса РФ проблема регулирования рабочего времени, его продолжительности остается одной из наиболее болезненных и спорных. Правовая регламентация рабочего времени имеет совершенно определенную цель, а именно обеспечить оптимальное сочетание условий для производства, охраны труда и всестороннего развития личности.

В ныне действующем Трудовом Кодексе РФ было, наконец, дано легитимное определение рабочего времени. Ст.91 ТК РФ под рабочим понимает время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

Следует отметить, что фактически отработанное время, то есть время, в течение которого работник действительно, выполняя свою работу, находился на определенном рабочем месте и реально использовал его для выполнения своих трудовых обязанностей, может совпадать со всем рабочем временем или с его нормой, а может быть больше и меньше ее. В рабочее время творческих работников театра обычно включается время, затрачиваемое на репетиции и непосредственно на выступления. Также сюда включаются время перерыва для отдыха в течение репетиции, время заблаговременной явки на работу некоторых категорий работников, время, затраченное работниками на переходы и переезды из репетиционных баз к месту выступления или записи и обратно и некоторые другие периоды.

Театры в отличие от других организаций осуществляют свою работу по театральным сезонам. Под театральным сезонам понимается1 весь период работы театра, в который включается: - работа на стационаре театра; - проведение выездных спектаклей; - гастрольные поездки театра.

Работа на стационаре театра охватывает все виды работ, производимых ими по подготовке и проведению спектаклей в помещении театра.

При гастрольных поездках работа всей (или части труппы) по подготовке, обслуживанию и проведению спектаклей производится в месте проведения гастролей. Полагаем, что гастрольные поездки являются для работников обязательными, так как входят в их трудовую функцию. Мы полагаем, что гастроли следует рассматривать не как командировки (ст. 166 ТК РФ), а как служебные поездки (ст. 168.1 ТК РФ). Поэтому согласно ст. 168.1 ТК РФ творческим работникам устанавливаются определенные гарантии: - сохранение места работы и заработка; - возмещение работодателем расходов по проезду, расходов по найму жилого помещения; дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иных расходов, произведенных работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных с гастролями, должны устанавливаться коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Следует отметить, что в отличие от других категорий работников допускает направление на гастроли, в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников театров в возрасте до восемнадцати лет (ст. 268 ТК РФ).

Продолжительность рабочего времени для творческих работников в основном установлена общими нормами законодательства. Однако Трудовой Кодекс РФ прямо предусмотрел возможность особого регулирования продолжительности работы для работников театров «в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором либо трудовым договором» (ч.З ст. 94 ТК РФ). Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»1 установило, что эти особенности определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации. В настоящее время в РФ нет нормативного акта регулирующего рабочее время исследуемой категории работников. Очевидно, что в специальной главе ТК РФ, посвященной труду творческих работников театров, следует включить нормы о рабочем времени, в которых будет учтена специфика деятельности и условий труда творческих работников театра. Полагаем, что на законодательном уровне следует урегулировать вопросы о включении в рабочее время периодов, когда работник не выполняет свои трудовые функции по независящим от него обстоятельствам. Такие нормы должны быть приняты в целях: обеспечения охраны здоровья работников; обеспечения нормальной деятельности коллектива; обеспечения охраны интересов работников, в случаях простоя по вине работодателя. Рабочее время творческих работников театров включает в себя: время, затраченное на подготовительную работу к спектаклю. Сюда входят репетиции, уроки, занятия по технике речи, танцам, гриму и т.д. Репетиции являются основной формой подготовительной работы к спектаклю.

Время, затраченное на подготовительную работу к спектаклям, учитывается и включается в рабочее время по часам с момента явки на работу до момента окончания работы.

? Время, затраченное на проведение самих спектаклей. Сюда входит время, затраченное работником на загримирование, разгримирование, костюмировку и др.

? Время, затраченное при проведении выездных спектаклей. Для творческих работников театра при проведении выездных спектаклей вне черты города рабочим временем является время с момента явки на отборный пункт и до приезда в то место, где назначен спектакль, а также время, затраченное на ожидание, если спектакль задерживается, время, затраченное на обратный проезд.

Похожие диссертации на Особенности регулирования труда творческих работников театров