Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Социально-правовая характеристика свободы труда и творчества работников телевидения и радиовещания 13
1.1 Правовые проблемы свободы труда и творчества у работников телевидения и радиовещания 13
1.2 Единство и дифференциация в правовом регулировании трудовых отношений 34
1.3 Творческий характер и условия труда работников телевидения и радиовещания как основание дифференциации правового регулирования их труда 56
Глава 2. Особенности трудового договора и режима труда работников телевидения и радиовещания 76
2.1. Роль конкурсного подбора кадров при возникновении трудовых отношений творческих работников 76
2.2. Трудовой договор и особенности его содержания для работников телевидения и радиовещания 91
2.3. Особенности регулирования продолжительности и нормирования рабочего времени некоторых категорий работников телевидения и радиовещания 130
Приложение 148
Заключение 151
Список используемых нормативных материалов 156
Библиографический список используемой литературы 158
- Правовые проблемы свободы труда и творчества у работников телевидения и радиовещания
- Единство и дифференциация в правовом регулировании трудовых отношений
- Роль конкурсного подбора кадров при возникновении трудовых отношений творческих работников
- Трудовой договор и особенности его содержания для работников телевидения и радиовещания
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Значительная роль телевидения и радиовещания в жизни общества и большая эффективность их воздействия на умы людей обусловили необходимость всестороннего исследования Труда работников, связанных с данным видом электронных средств массовой информации, как социального явления и определения оптимальных путей их развития. Быстрая модернизация, технические возможности широкого охвата вещанием большей части населения страны, высокая степень эффективности воздействия на людей выдвигает телевидение и радиовещание на одно из первых мест в культурной и воспитательной работе, в связи с чем они стали объектом достаточно пристального внимания философов, социологов, историков и других учёных . С каждым годом телевидение и радиовещание развивается всё* более стремительными темпами и их влияние на общественно -политическую и культурную жизнь страны неуклонно возрастает. С начала 90х годов и в последнее время законодатель уделяет достаточно внимания правовой базе, способствующей развитию электронных средств массовой информации, но среди многочисленных нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты деятельности телевидения (ТВ) и радиовещания (РВ), практически отсутствуют акты, предусматривающие особенности правового регулирования и специфику труда работников этих средств массовой информации (СМИ). Впервые в истории развития российского трудового законодательства, особенности регулирования труда указанных работников включены в Трудовой кодекс РФ (ст. ст. 59, 94, 351 и др.). Однако, появление отдельных норм в ТК не решает проблем, связанных со спецификой труда работников телевидения и радиовещания,
1 См. например: Багиров Э.Г. Телевизионная журналистика. Проблемы теории и методология исследования. Дисс. на соискание учён, степени доктора философ, наук. М., 1968; Бродская B.C. Нормирование труда творческих и художественных работников телевидения (на примере редакторского и художественно - творческого персонала). Дисс. канд. экономич. наук. М., 1974, Панков И.П. Телевидение как средство массовой информации. Дисс. кандид. историч. наук. М., 1968 и др.
4 поскольку статьи ТК, посвященные этому вопросу, носят в основном отсылочный характер и сохраняется необходимость развития соответствующей нормативной базы в сфере регулирования трудовых отношений указанных работников.
Успешная деятельность телевидения и радиовещания зависит как от уровня (степени) развития технических возможностей, широты охвата вещанием населения страны, так и от высокого качества программ, основанных на достоверной информации, надлежащим образом передаваемой населению, всем его социальным іруштам. В этой связи особое значение приобретает изучение специфики труда создателей телевизионных и радиовещательных программ, именуемых Трудовым кодексом как «творческими работниками» (ст. 351), а также отдельных категорий технических работников, чей труд с ними неразрывно связан. При всех особенностях и неординарности творческой деятельности указанных работников они вступают на основе трудового договора в трудовые отношения, которые должны регулироваться нормами трудового права.
До настоящего времени очень мало внимания уделялось правовому регулированию труда таких работников, хотя их количество постоянно возрастает и не уступает, например, численному составу преподавательских кадров высшей школы. Но, если творческий характер и особенности правового регулирования труда преподавателей вузов достаточно полно раскрыты в ряде научных работ,2 то этого нельзя сказать об исследовании трудовых отношений работников телевидения и радиовещания. Известны и специальные исследования, посвященные проблемам творчества в сфере
2 Толкунова В.Н. Вопросы правового регулирования труда научных работников советской высшей школы. Диссер. на соискан. учён, степ, канд. юрид, наук. М., 1953. Войленко Е.И. Особенности правового регулирования труда и подготовки кадров профессорско-преподавательского состава в вузах. Диссер .„. канд. юрид. наук. М, 1965. Дмитриева И.К. Трудовой договор научно - педагогических работников вузов. М., 1991, Михайлова Н.С. Трудовое право и творчество преподавателей вузов. Дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2002.
5 труда, которые, однако, не затронули работников ТВ и РВ3. Единственное научное исследование, посвященное правовому регулированию труда работников, но лишь сферы телевидения, было проведено Ю.Б. Волеговым ещё в 1979 году. Произошедшие с тех пор кардинальные перемены, а также отсутствие до настоящего времени научных разработок в области правового регулирования труда работников, как телевидения, так и радиовещания, отрицательно сказываются на развитии трудового законодательства и правоприменительной практике в отношении исследуемой категории работников. Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности темы данного исследования, что и предопределило её выбор.
Цели и задачи исследования. Предмет диссертационного исследования определяет основную цель, направленную: на комплексное изучение особенностей правового регулирования труда как работников телевидения, так и работников радиовещания; выявления творческого характера их трудовой деятельности, основанной на свободе труда и свободе творчества, обуславливаемого также особым профилем и спецификой деятельности организации электронных средств массовой информации; внесение предложений по совершенствованию трудового законодательства в области регулирования труда указанных работников.
В рамках поставленных целей выделяются и решаются следующие задачи:
исследование проблем свободы труда и свободы творчества, как непременных составляющих основу труда работников телевидения и радиовещания, обуславливающих неординарность их трудовых функций;
теоретическое и практическое обоснование дифференциации и необходимости совершенствования правового регулирования труда этих работников;
J Л.Ю. Бугров, С.С. Худякова, Ю.В. Варламова, Н.И. Гонцов. Творчество и трудовое право. Под ред. Бугрова Л.Ю., 1995.
выявление общих и особенных черт (признаков), характеризующих трудовой договор работников телевидения и радиовещания;
обоснование целесообразности особого порядка возникновения трудовых правоотношений указанных работников на основе конкурсного отбора;
выделение особенностей режима рабочего времени и нормирования труда для указанных работников.
Методологическая основа диссертации представлена такими общенаучными методами, как системный, исторический, диалектический, логический, а также специальными методами исследования: формально -юридическим, сравнительно - правовым и др.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в области философии права, общей теории права, конституционного и гражданского права, трудового права. В диссертации использованы монографии и научные статьи по общей теории права, конституционному и гражданскому праву: Александрова Н.Г., Алексеева С.С, Кутафина О.Е., Марченко М.Н., Сергеева А.П. Суханова Е.А., Толстого Ю.К, Шебанова А.Ф. и других учёных. Основную теоретическую базу исследования составляют труды представителей науки трудового права: Александрова Н.Г-, Абрамовой А.А., Бару М.И., Бугрова Л.Ю., Войленко Е.И., Гейхмана В.Л., Гусова К.Н., Дмитриевой И.К., Зайкина А.Д., Иванова С.А., Киселёва И.Я., Крылова К.Д., Куренного A.M., Лившица Р.З., Маврина СП., Молодцова М.В., Никитинского В.И., Орловского Ю.П., Пашкова А.С, Рабиновича-Захарина СП., Смирнова О.В., Смолярчука В.И., Снигирёвой И.О., Ставцевой А.И., Сыроватской Л.А., Таля Л.С, Толкуновой В.Н., Хохлова Е.Б., Шебановой А.И. и других учёных.
Нормативной базой исследования является Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ федеральные законы, и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, нормативные акты в историческом
7 аспекте, посвященные вопросам темы диссертации на различных этапах развития Российского государства, а также международно - правовые акты, в частности конвенции и рекомендации МОТ.
Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Научная новизна определяется тем, что данная диссертация является комплексным исследованием, впервые посвященным особенностям правового регулирования труда работников, как телевидения, так и радиовещания. Единственная работа, где были рассмотрены особенности регулирования труда, и только работников телевидения, была проведена в 1979 году.
Комплексным характером исследования обусловлен анализ специфики труда данных работников, рассмотрение проблемы свободы труда и свободы творчества, определяющих неординарность их трудовых функций, связанных с проявлением творческих элементов.
Проведённое исследование позволило сформулировать и обосновать следующие теоретические выводы и практические предложения, выносимые на защиту:
\. Труд работников в области телевидения и радиовещания имеет явно выраженные особенности и творческий характер, обуславливающие необходимость дифференциации правового регулирования их трудовых отношений- Что было подтверждено закреплением в разделе XI1 TJK РФ и иных его статьях специальных норм по регулированию труда «творческих работников электронных СМИ». В современный период отсутствуют специальные нормативные акты, регулирующие труд указанных работников, а до недавнего времени предпринимались попытки отнести регулирование их трудовых отношений к сфере гражданского законодательства.
2. Основаниями дифференциации правового регулирования труда исследуемой категории работников, является творческий характер труда и определённые объективные обстоятельства, требующие особого подхода к регулированию их труда. Под творческим характером труда применительно
s к указанным работникам понимается совокупность элементов творчества, неординарность и достоверность поиска и передачи информации и связанные с этим повышенная интенсивность и напряженность труда, как основные, объективно существующие признаки его внутреннего содержания. Творческий характер труда работников телевидения и радиовещания имеет общие черты, поскольку телевидение рождалось в недрах радио, которое и как средство информации, и как вид искусства оказало на ТВ огромное влияние в становлении видов и жанров передач, методов работы журналистов, способствовало рождению на телевидении тех же творческих профессий (звукооператор, режиссёр, комментатор, ведущий и так далее).
Принципы свободы творчества и информации, а также принцип свободы труда, как межотраслевые принципьі права, находят своё проявление в таких отраслях как конституционное, гражданское и трудовое право и соответственно обуславливают особенности регулирования труда творческих работников. Творческие работники СМИ по роду своей работы при выполнении трудовых функций, связаны с поиском, получением, распространением и другими действиями в отношении информации любым законным способом. Такая возможность их поведения основана на свободе мысли и слова, праве на информацию которые закреплены в Конституции РФ (ст.29). Труд указанных работников, таким образом, характеризуется свободой труда и творчества, а также свободой выражения своего мнения, мысли, идей, слова и информации, провозглашаемых и гарантируемых Конституцией РФ, запрещающей цензуру (ст.29).
Никакая свобода однако, не может быть безграничной, она должна учитывать требования гуманности и морали, права и свободы человека. Её ограничения могут иметь место только в той мере, в какой это допустимо в соответствии с ч.З ст.55 Конституции РФ. Трудовое право направлено на регулирование труда лиц, в творческом процессе которых выявляются взаимосвязи свободы творчества и информации и свободы труда, если лицо
9 выполняет трудовую функцию, как сторона трудового правоотношения, возникшего на основе трудового договора
Особый профиль деятельности организаций ТВ и РВ объективно обуславливает специфику работы и особые условия труда их работников, как и творческий характер их труда. Выполнение ими трудовых функций связано с повышенной оперативностью, поиском и обобщением, как правило, новых документальных данных, требованиями достоверности информации, передачей её одновременно с происходящим событием и другими обстоятельствами, свидетельствующими о неординарности выполняемых функций, требующими особого подхода к регулированию труда этих работников. Сложность и неординарность трудовых функций, как одного из обязательных (существенных) условий трудового договора, характеризуют его особенности по сравнению с общими признаками, присущими трудовым договорам, вследствие чего предлагается в квалификационных характеристиках должностей творческих работников электронных СМИ повысить квалификационные требования к уровню специальной подготовки на базе высшего профессионального образования, с учётом необходимого стажа работы по специальности.
Правовое положение работников и работодателей ТВ и РВ в части основных прав и обязанностей отличается некоторыми особенностями, как и трудовая правосубъектность работодателя, если средство массовой информации, выступая как работодатель, не является юридическим лицом. В этих случаях, полагаем, работодателем является «организация» - средство массовой информации согласно ч.2 ст.20 ТК РФ, в которой он (работодатель) определяется не только как «физическое либо юридическое лицо», но и как «организация», вступившая в трудовое отношение с работником.
7. Предлагается разработанная в данном диссертационном
исследовании модель трудового договора для творческих работников
телевидения и радиовещания исходя из особенностей их труда.
10 Опровергается необходимость заключения с творческими работниками во всех случаях срочного трудового договора, тем более, когда работа носит постоянный характер.
8. Повышенная ответственность творческих работников за выполняемую работу и творческий характер их труда обуславливает необходимость конкурсного порядка замещения творческих должностей в сфере ТВ и РВ. На основании проведённых исследований предлагается принять соответствующий нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения конкурсного отбора и закрепляющий конкурс как юридический акт, в совокупности с трудовым договором в качестве основания возникновения трудовых правоотношений творческих работников ТВ и РВ. Необходимость конкурсного отбора кадров обусловлена не только творческим характером труда работников данной сферы, но и потребностью постоянно совершенствовать своё мастерство, а также тем, что результаты их труда непосредственно влияют на идейно -художественный уровень и техническое качество создаваемых программ. В связи с этим сформулированы наиболее важные принципы, на которых должен строиться конкурсный подбор кадров и обосновывается необходимость принятия на федеральном уровне соответствующего «Положения о порядке замещения должностей творческих работников в организациях телевидения и радиовещания».
9.Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха работников электронных средств массовой информации имеет важное значение. Рабочее время является существенным фактором производства от которого напрямую зависит эффективность производства, охрана здоровья работников, предоставление им времени отдыха для восстановления затраченных сил, повышения культурного и образовательного уровня. В связи с этим вносятся предложения, направленные на совершенствование правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, в том числе предоставление дополнительных дней отдыха на основе точного учёта
11 переработки рабочего времени, связанного с особенностями режима работы и использования оборудования электронных СМИ, а также упорядочения нормирования труда.
10. В связи с отсутствием специальных нормативных актов, регулирующих труд работников ТВ и РВ необходимо рассматриваемый проект закона «О телевидении и радиовещании» дополнить соответствующими нормами, направленными на правовое регулирование труда творческих работников. Целесообразно включить в указанный законопроект нормы о конкурсном отборе, сфере действия срочного трудового договора (ст. 58 ТК РФ), а не об обязательности его заключения, как это принято в настоящее время и другие дополнения с учётом особенностей регулирования труда творческих работников СМИ, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии со ст.351 ТК РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем содержатся выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования труда работников телевидения и радиовещания, которые могут быть учтены законодателем. Результаты исследования могут также использоваться в научной деятельности, в учебном процессе высших учебных заведений и иных образовательных учреждений, а также могут быть использованы в работе соответствующих юридических служб.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре трудового права Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Основные идеи и теоретические положения диссертации изложены в опубликованных автором статьях. Материалы диссертационного исследования, теоретические и практические выводы диссертации включались автором в лекции, прочитанные в различных вузах, а также частично использованы управлением кадров и трудовых отношений ВГТРК.
Содержание работы. Цель и задачи исследования обусловили структуру диссертации, состоящую из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, приложения, заключения и библиографии. Первая глава посвящена теоретическим исследованиям проблемы свободы творчества и свободы труда и проблемы единства и дифференциации правого регулирования трудовых отношений, выявлению оснований дифференциации правого регулирования труда работников телевидения и радиовещания. Во второй главе работы исследуются особенности содержания трудового договора работников телевидения и радиовещания, обосновывается возможность, а не необходимость, как это принято в настоящее время, заключения с творческими работниками срочных трудовых договоров по результатам проведения конкурса, установления для них ненормированного рабочего дня. Рассматриваются особенности продолжительности их рабочего времени и нормирования труда.
В заключении диссертации, на базе исследования проблем регулирования труда работников электронных средств массовой информации, учета международного опыта и отраженных в законопроектах тенденций правового регулирования труда, формулируются конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования труда работников телевидения и радиовещания.
Правовые проблемы свободы труда и творчества у работников телевидения и радиовещания
Рассмотрение основных вопросов темы данной работы, связанных с особенностями регулирования труда работников телевидения и радиовещания, необходимо начать с исследования характера их труда. Наиболее ярко в характере труда исследуемой категории работников проявляется воздействие межотраслевого принципа свободы творчества во взаимосвязях с принципом свободы труда. В последние годы в российском обществе пробудился пристальный интерес к данной проблеме, большое внимание этим вопросам уделяется в средствах массовой информации. Однако, представителями науки в области правоведения до настоящего времени эти вопросы не подвергались достаточно полному и всестороннему исследованию. Причину подобного положения объясняет в своей работе Л. Ю. Бугров. Он пишет, что «долгое время свобода в области труда (и не только эта форма социальной свободы), будучи объективно необходимой в обществе, не могла быть достигнута в сложившейся в СССР системе общественных отношений. Поэтому она являлась главным образом либо предметом сугубо теоретических и оторванных от реальной жизни рассуждений, либо объектом разного рода экономических и социальных иллюзий, а зачастую - политических спекуляций».4
Принцип свободы творчества и принцип, выраженный как право на информацию выполняют свою роль путём реализации через весь комплекс конституционно - правовых норм, а также создавая возможность субъекту, то есть работнику совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его правах и свободах. Право на информацию и свобода выражения своего мнения являются одной из основ демократии, важнейшей предпосылкой для реализации других прав и свобод человека. При этом формой выражения этих свобод, как их проявление, выступает свобода творчества. В бывшем СССР вопросы свободы выражения мнения, как и свобода информации, практически не имели правового регулирования, а определялись, прежде всего, решениями тех или иных партийных органов. Только в Конституции СССР 1977 года, впервые в истории советского и российского государства была закреплена и гарантировалась свобода научного, технического и художественного творчества (ст.47). Но проблемам свободы творчества и информации стали уделять особое внимание лишь в последние годы. Повышенный интерес к свободе творчества обуславливается и тем, что данная свобода входит в группу так называемых «молодых» конституционных прав, свобод и обязанностей, поскольку закрепление данной свободы на конституционном уровне произошло сравнительно недавно, а современная трактовка данной свободы появилась лишь в конституционных актах последнего времени. Создание законодательной базы, регулирующей и реально гарантирующей свободу выражения мнений и свободу информации сыграло свою важную позитивную роль.
В Конституции РФ 1993 года во П главе, посвященной правам и свободам человека и гражданина закреплена свобода творчества, что подчеркивает особую её значимость. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и наиболее значимы как для отдельного человека, так и для всего общества в целом. Необходимость закрепления в Конституции данной свободы была вызвана объективными причинами. Важность данной свободы подчеркивали еще древние философы, такие как Вальтер, Дидро, Руссо и др. Вопросы, связанные со свободой творчества были подробно разработаны правоведами дореволюционной России, о чем свидетельствуют работы Дживегерова А.А., Свешникова МИ., Чичерина Б.Н. и др.5 Проблемы связанные с осуществлением свободы творчества остаются актуальными и в наше время, что подтверждается развитием российского законодательства. Специфика такого явления, как творчество, потребовала закрепления в Конституции именно свободы творчества, а не права на творчество. Категория «свобода» связана с такими полномочиями личности, которые очерчивают сферу её самодеятельности, защищают от вмешательства в её внутренний мир, в отличие от категории «право», которое, по мнению представителей науки конституционного права Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, предполагает возможность какого-либо действия, услуги со стороны государства. Количество правовых возможностей поведения человека при осуществлении им свободы творчества весьма широко и, как полагают указанные авторы, будет расти в будущем, в том числе в связи с развитием современной техники. Влияние этого фактора на творчество выражается в появлении новых форм деятельности. Именно свобода, по образному выражению тех же авторов, как совокупность неограниченного числа правовых возможностей, а не право как совокупность конкретных возможностей, число которых значительно уже, наилучшим образом выражает сущность творчества6. Свобода творчества приобретает в современных условиях особое значение. Вместе с тем, относительно непродолжительная «правовая жизнь» данной свободы привела к тому, что, и ныне отсутствуют какие-либо значительные научные исследования в этой области. Следует отметить, что свобода творчества существует не изолированно, а в системе прав, свобод и обязанностей человека и в сфере трудовых отношений, прав, свобод и обязанностей работника.
Единство и дифференциация в правовом регулировании трудовых отношений
Прежде чем перейти к рассмотрению оснований дифференциации правового регулирования труда работников телевидения и радиовещания необходимо рассмотреть некоторые теоретические проблемы единства и дифференциации регулирования трудовых отношений. Несмотря на их всестороннюю изученность, эти вопросы продолжают представлять интерес для многих ученых - трудовиков. Теоретические вопросы данной проблемы имеют важное теоретическое и практическое значение для трудового права в связи с высокой динамикой развития отрасли, обусловленной значительными изменениями в экономике страны.
Объективная необходимость единства и дифференциации в регулировании трудовых правоотношений, место данной правовой категории в науке, факторы их определяющие, соотношение общих и специальных норм и другие проблемы разрабатывались в науке трудового права, детально изучены и раскрыты во многих диссертациях и монографиях. Однако, произошедшие в стране социально - экономические преобразования, формирующийся рынок труда, а также принятие Трудового кодекса РФ требуют дальнейших исследований этих проблем.
На основе положений, разработанных общей теорией трудового права и с учетом целей данного исследования в работе рассматриваются некоторые современные проблемы единства и дифференциации правового регулирования труда, включая особенности регулирования труда творческих работников электронных средств массовой информации.
Одной из отличительных особенностей правового регулирования трудовых отношений является единство и дифференциация. Эта проблема так или иначе, свойственна и другим отраслям права, но для трудового права она имеет особенное значение. В науке трудового права общепризнанно, что в отличие от иных общественных отношений трудовое отношение, урегулированное нормами трудового права, представляет собой юридическое отношение по применению труда гражданина в качестве работника, которому противостоит другой субъект -работодатель. Трудовое правоотношение отличается сложным составом прав и обязанностей его субъектов, и в тоже время оно является единым правоотношением, имеющим длящийся характер30. Вместе с тем отдельные различия, присущие трудовому правоотношению требуют исследования наряду с общими нормами и специальных правовых норм, направленных на регулирование трудовых отношений. Общие правовые нормы, установленные государством, распространяются на всех работников и всех работодателей (организации независимо от их организационно правовой формы), закрепляют единство трудового права, как самостоятельной отрасли российской системы права.
Таким образом нормы по государственной защите участников трудовых отношений направлены на всех лиц независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения и др., что обеспечивается общими основаниями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений, при запрещении дискриминации в сфере труда (ст.З ТК РФ).
Единство регулирования трудовых отношений основано на единстве предмета трудового права, общеправовых, а также основных принципах трудового права, в закреплении для всех работников и работодателей равных трудовых прав и обязанностей и в установлении государством единого для всех работников определённого уровня гарантий трудовых прав без всякой дискриминации (ст. 2 ТК РФ) и др. Общие нормы права и основные принципы трудового права остаются незыблемыми и применительно к регулированию труда творческих работников электронных средств массовой информации, но конкретизируются с учетом особенностей этого труда.
Единство регулирования трудовых отношений является одним из главных вопросов трудового права, что нашло свое отражение в Общей части ТК РФ (ст. 11 и др.), закрепившей сферу действия трудового права. Принципиально важным является положение о том, что ТК, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. При этом, нормы ТК обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами независимо от их юридической силы и от сроков их принятия. Трудовой кодекс регулирует отношения всех лиц, работающих по трудовому договору, включая тех, которые связаны также отношениями по поводу участия в этой организации. Речь здесь идет об участниках акционерных обществ, товариществ и т.д. Данное положение подтверждается и судебной практикой, в частности Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.92 № 19 «О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров» в редакции от 15.01.98, где было определено, что «нормы трудового законодательства регулируют трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ, с которыми они заключили трудовой договор (контракт), с учетом особенностей в регулировании труда таких лиц, предусмотренных законами об этих товариществах и обществах» (п.50-1 )31. Для указанных категорий работников могут быть установлены некоторые особенности в регулировании их трудовых отношений, однако это не означает, что они исключаются из сферы регулирования трудовых отношений. В некоторых случаях, прямо предусмотренных Ж, его нормы распространяются и на лиц, ещё не состоящих в трудовых отношениях (ст. 64 ТК). Обязанность соблюдать нормы трудового законодательства распространяются на всех работодателей не зависимо от их организационной формы, способа финансирования и других особенностей. В том числе требованиями трудового законодательства связаны и работодатели - физические лица, правда с некоторыми особенностями предусмотренными статьями 303 — 309 ТК.
Единство правового регулирования выражается через общие нормы в централизованном порядке принятые государством в целях регулирования сферы трудовых отношений. Эти нормы, в том числе направленные на защиту работника в равной мере распространяются на всей территории Российской Федерации на всех работников, согласно ст.37 Конституции РФ, ТК РФ, нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. В порядке централизованного регулирования установлены основные права и обязанности работников и работодателей (ст.21 и 22 ТК РФ), условия труда, необходимые для обеспечения жизни и здоровья работников, такие как максимальная продолжительность рабочего времени - не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК), или минимальная продолжительность ежегодного отпуска, составляющая 28 календарных дней (ст. 115 ТК) и др.
Роль конкурсного подбора кадров при возникновении трудовых отношений творческих работников
Основаниями возникновения трудового правоотношения являются юридические акты, с которыми нормы трудового права связывают их возникновение. Основной, а в большинстве случаев единственной организационно - правовой формой возникновения трудового правоотношения для работников является трудовой договор. В ныне действующий ТК РФ впервые, наряду с трудовым договором, включены иные основания возникновения трудовых правоотношений. Это юридические акты, наличие которых в установленных случаях необходимо, в совокупности с трудовым договором, для возникновения трудовых правоотношений. Ст. 16 ТК относит к ним: избрание (выборы) на должность; избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначение на должность и некоторые другие. К сожалению, в статьях 16 и 18 Трудового кодекса, содержится единственное упоминание о конкурсном порядке подбора кадров. Известно, что в некоторых случаях для возникновения трудового правоотношения недостаточно наличия такого акта как трудовой договор. В отдельных случаях заключению трудового договора должен предшествовать акт избрания по конкурсу. Трудовой Кодекс всё-таки расширил возможность применения конкурсного подбора кадров, в том числе на основании устава (положения) организации (ст. 18). Ранее действовавшее трудовое законодательство предусматривало возможность проведения конкурса только в случаях прямо предусмотренных нормативными правовыми актами. Ныне действующий закон, таким образом, представляет возможность любой организации принимать работников в конкурсном порядке, при условии разработки специального локального акта, предусматривающего положение о конкурсе и перечень должностей, занимаемых по результатам конкурса.
Поскольку особенности характера и условий труда отдельных категорий работников определяют необходимость установления специального порядка заключения с ними трудового договора и приема на работу, целесообразно возродить этот порядок там, где он автоматически перестал действовать. Задачи, стоящие перед телевидением и радиовещанием требуют привлечения к работе в этой области работников высокой квалификации, способных обеспечить дальнейшее повышение идейного содержания и качества теле- и радиопрограмм. Одной из эффективных форм рационального подбора, расстановки и использования кадров является конкурсный отбор работника на должность, в порядке замещения должностей, художественного, художественно-производственного и артистического персонала в соответствии с Положением, которое необходимо принять. Данное решение кадровой проблемы послужит дальнейшему совершенствованию творческо-производственной работы, более рациональному и полноценному использованию творческих работников электронных СМИ и повышению их ответственности за порученное дело, укреплению творческих трудовых коллективов, а также создание наиболее благоприятных условий для проявления инициативы.
В настоящее время конкурсы при замещении творческих должностей в области телерадиопроизводства в большинстве телекомпаний должным образом не проводятся. Данное положение объясняется тем, что основное число телерадиокомпаний сейчас принадлежат частному капиталу. Однако, учитывая роль электронных СМИ для общества, вряд ли можно считать правильным положение, когда собственник имущества, выступающий работодателем и уполномоченные им органы управления (генеральный директор, иной руководитель) единолично определяют кадровую политику, осуществляют заключение трудового договора с творческими работниками в основном по своему усмотренческому решению. Думается, этот порядок должен быть определен в соответствующем нормативном правовом акте, утверждённом в централизованном порядке, а соответствующая часть положений (минимальное количество кандидатов, сроки и процедура проведения конкурса и некоторые другие) могут быть установлены в локальном нормативном акте работодателя.
Конкурс (лат. Concursus - сталкиваться, сшибаться и др.) представляет собой особый порядок подбора кадров на определенные должности, заключающийся в избрании одного из участников конкурса общественным коллегиальным органом, решение которого обязательно для работодателя (руководителя). Конкурсное избрание направлено на выявление наиболее компетентных и высококвалифицированных кадров, использование их на работе, соответствующей их способностям. Роль конкурсного избрания состоит в том, что оно с одной стороны является основной юридической формой проверки и оценки уполномоченным органом необходимых трудовых качеств работников, способствуя тем самым выявлению наиболее компетентных и высококвалифицированных работников. С другой стороны, акт избрания по конкурсу и заключённый по его результатам трудовой договор являются основной юридической формой свободы труда и реализации гражданами права на труд в соответствии со своими способностями и призванием. Конкурсный порядок подбора кадров направлен на повышение ответственности работника за качество работы и за повышение своей квалификации. Таким образом, в основе конкурсного избрания сочетаются интересы отдельных работников и всего коллектива в целом. К важным целям конкурса можно отнести также выдвижение молодых кадров90.
Конкурс, появился в нашей стране еще в 1918 году при приеме на работу в вузы и, постепенно был распространен и на некоторые другие сферы применения творческого труда, где необходимы не только специальное образование и соответствующая квалификация, но и индивидуальные способности к определенному виду деятельности, нередко особый талант.
Проблема конкурсного подбора кадров исследовалась многими учеными - правоведами. Эти вопросы подробно изучались в научных трудах Е.И. Войленко91 В.Л.Гейхмана92, И.К.Дмитриевой93, Р.З. Лившица94 и других.
Однако, в период развития рыночных отношений многие ранее, казалось бы, решенные проблемы конкурса требуют несколько иного подхода. В современных условиях проблемы конкурсного избрания приобретают особенное значение, требуют своего научного исследования и всесторонней правовой регламентации.
Современное российское законодательство о труде предусматривает возможность для проведения конкурса на основании соответствующих нормативных правовых актов или уставов (положений) организации (ст. 18 ТК РФ). Требованием данной статьи является определение перечня должностей, подлежащих замещению по конкурсу и порядка конкурсного избрания на должности.
Трудовой договор и особенности его содержания для работников телевидения и радиовещания
Порядок заключения и расторжения трудового договора, а также перевода творческих работников телевидения и радиовещания на другую работу регулируется общими нормами трудового законодательства с учетом некоторых особенностей. В соответствии со ст. 16 Трудового Кодекса РФ в настоящее время основным и чаще всего единственным основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор. Он может заключаться в результате конкурсного избрания претендента на должность, но чаще всего это происходит, минуя конкурс и его процедуры. Таким образом, трудовой договор, чаще всего является основанием возникновения трудового правоотношения. Трудовой договор позволяет работодателю выбрать на рынке труда, необходимых ему работников, отвечающих предъявляемым требованиям для выполнения работы по соответствующей должности. С другой стороны трудовой договор дает возможность выбора работнику той работы, которая отвечает его личным потребностям и интересам. То есть трудовой договор выступает как юридическая форма реализации гражданами их права на труд и как форма привлечения к труду на договорных началах. Следует подчеркнуть, что в настоящее время посредством трудового договора индивидуализируются многие его условия, осуществляется регулирование труда, дополняющее централизованное государственное и коллективно - договорное регулирование. В юридической литературе отмечаются такие признаки трудового договора, как добровольность и возмездность. Особое значение придается добровольности трудового договора как антиподу принудительного труда.101
В науке трудового права много внимания было уделено определению понятия «трудовой договор». Первое его научное определение дал Л.С. Таль еще в 1912 году. «Трудовой договор есть всякая сделка (независимо от отрасли хозяйства и социального положения работника), которою одно лицо обещает другому приложение своей рабочей силы на определенный или неопределенный срок к его предприятию или иному хозяйству в качестве несамостоятельного работника, подчиняясь в пределах, определяемых договором, законом или обычаем, хозяйской власти работодателя и внутреннему порядку его предприятия или хозяйства».102
Современное легальное определение понятия трудового договора содержится в ст.56 ТК РФ, которая гласит: «Трудовой договор -соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставлять работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечивать условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка». Как видно, понятие трудового договора не претерпело принципиальных изменений по сравнению с последней формулировкой данного понятия содержавшегося вст.15КзоТРФ. Сформулированное в ст.56 ТК РФ понятие трудового договора позволяет отграничить его от смежных гражданско-правовых договоров, реализация которых также связана с трудовой деятельностью, таких как договор подряда (ст. 72 ПС РФ); договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ПС РФ); договора поручения (ст. 971 ПС РФ) и некоторых других. Чёткое разграничение трудовых и гражданско-правовых договоров очень важно как для теории права, так и для правоприменительной практики, так как на гражданско - правовые отношения, возникающие из гражданско правовых договоров нормы трудового законодательства не распространяются. Данная проблема имеет особое значение для регулирования труда в области телевидения и радиовещания, так как определённое время данные отношения пытались урегулировать при помощи гражданского законодательства. Так в Указе Президента РФ от 20 сентября 1996 года № 1386 «О стабилизации деятельности и улучшении качества вещания Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании и телекомпании НТВ» предлагалось обеспечить «привлечение наиболее квалифицированных творческих и технических специалистов к работе в ВГТРК на контрактной основе в соответствии с гражданским законодательством»103. Однако, как уже отмечалось, ТК РФ чётко отнес регулирование труда данных работников к сфере действия трудового законодательства, включив положения о труде «творческих работников средств массовой информации» в соответствующие ст. ст. 59, 94, 351 и др. К сожалению, в последнее время в некоторых коммерческих организациях прослеживается тенденция к стремлению руководителей заключить с работником гражданско-правовой договор вместо трудового, для того, что бы избежать предоставления работникам установленных законом трудовых прав и социальных гарантий. Такая тенденция проявлялась и в нормотворчестве, и в судебной практике по отдельным категориям дел. Можно вспомнить ст. 139 ПС РФ, которая возлагает «на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору» обязанность «возместить причиненные убытки». Здесь налицо применение к трудовым отношениям норм гражданского законодательства, хотя Гражданский Кодекс РФ в ст.2 четко определил сферу регулирования «СВОИХ» отношений. Попытки решить вопросы, относящиеся к трудовым отношениям с помощью гражданского законодательства, встречались и в судебной практике. Так была сделана попытка применить нормы ст. 395 ГК РФ, предусматривающей «ответственность за неисполнение денежного обязательства», к случаям несвоевременной выплаты заработной платы. Данная практика была признана Верховным Судом РФ неправомерной104. В соответствии с ныне действующем законодательством, подобное поведение работодателя может быть обжаловано в судебном порядке. Часть 3 статьи 11 ТК РФ предусматривает, что суд, рассматривая подобные споры, должен исходить из существа и характера отношений, а не из содержания договора и применять к таким отношениям положения трудового законодательства. Но, при этом, с целью устранения неоправданного расширения сферы действия трудового законодательства, ст. 11 определен круг лиц, на которых не распространяются нормы трудового законодательства.