Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Чебакова Валентина Николаевна

Восточные оздоровительные системы как феномен культуры
<
Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Восточные оздоровительные системы как феномен культуры Восточные оздоровительные системы как феномен культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чебакова Валентина Николаевна. Восточные оздоровительные системы как феномен культуры : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Улан-Удэ, 2006.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/58

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования культуры здоровья

1.1. Проблема здоровья и её культурологическая проекция в современных гуманитарных исследованиях 14

1.2. Основные направления и подходы к изучению культуры здоровья 38

Глава 2. Восточные оздоровительные системы как культуроформирующий феномен

2.1. Характеристики восточных оздоровительных систем и их основные особенности

2.2.Трансформация восточных оздоровительных систем в условиях модернизации 104

2.3. Влияние восточных оздоровительных систем на формирование культуры здоровья

Заключение 157

Библиографический список используемой литературы 163

Введение к работе

Актуальность темы исследования Интерес европейских и отечественных ученых к культурным ценностям стран Азиатско-Тихоокеанского региона является закономерным итогом тех мощных интеграционных процессов, которые происходят в настоящее время в социальной, экономической и культурной жизни мирового сообщества и объясняются сменой мировоззренческих парадигм. Как отмечают в своих исследованиях ученые всего мира, причиной этого интереса является кризис культурных ценностей технически обустроенного мира западного общества, их «моральный износ».

Известно, что каждая из великих цивилизаций Востока по-своему своеобразна и неповторима. Но длительная история их совместного существования создала и сумела сохранить общий субкультурный институт -институт совершенствования личности с использованием физических и дыхательных упражнений, психотреннинга, лечебных практик, натурального питания и оздоровительных факторов природы. Опыт этой практической деятельности широко представлен в восточных оздоровительных системах. В диалогическом взаимодействии культурных традиций Востока и Запада, характерном для современной социокультурной ситуации, восточные оздоровительные системы являются уникальным «проводником» к системам древних сакрализованных знаний, которые всегда были достоянием лишь небольшого числа «посвященных» лиц.

Структурным ядром восточных оздоровительных систем является комплекс представлений, выделяемый во всех традиционных культурных образованиях и называемый современными исследователями «органическим». На протяжении многих тысячелетий он управляет взаимодействием энергетических, психических и физиологических ресурсов человеческого организма, направляя их на активную адаптацию к окружающей социальной и природной среде. Восточные оздоровительные системы содержат в себе мощный потенциал, который может быть использован при разработке перспективных социокультурных программ, ориентированных, в частности, на актуализацию современного концепта культуры здоровья человека.

В эпоху бурного развития нашего общества культура здоровья является важнейшей составляющей общей системы культуры. Необходимость ее концептуализации постепенно выделяется в контексте актуальных проблем современности (отметим в связи с этим, например, существующую и признанную всеми опасность экологической и демографической катастроф). Решение этой проблемы напрямую определяет будущее человечества. Современные ученые убеждены, что эволюция возможна только в здоровом обществе и что она будет проходить в формах культурного освоения мира. С позиции актуальных научных представлений современный человек не имеет права считать себя культурным и образованным, если он не освоил основ культуры здоровья.

Учет негативных тенденций в здоровье современного человека выявляет острую необходимость формирования новых актуальных задач, которые концентрируются вокруг концепта культуры здоровья. Основополагающим содержанием этих задач является:

- изучение причин, приводящих к нездоровью, поиск эффективных методик по их социокультурной коррекции;

- создание программ обучения здоровому образу жизни;

- реформирование системы образования и подготовка кадров, владеющих методологией формирования культуры здоровья социума и личности.

Степень разработанности темы исследования.

На основе анализа исследовательских проектов последних десятилетий выявлено, что проблема формирования культуры здоровья и рассмотрение восточных оздоровительных систем с точки зрения их культуроформирующего потенциала в научном плане является изученной фрагментарно. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли труды Н.В. Абаева [1,2,3], Т.Б.Абрамовой [4], И.М. Быховской [18,19], Э.Б. Вайнер [20], Б.С. Ерасова [56], О.С. Васильевой и Ф.Р.Филатова [21], В.В. Колбанова и И.И. Касьянова [70], СВ. Лурье [81], Ю.В. Рождественского [115], Й. Хейзинга [141], М.В. Степанянц [128], ЯМ. Чеснова [147] и ряда других ученых. Обращаясь к первоисточникам и погружаясь в этноспецифическую природу сознания восточного человека, эти исследователи смогли выделить из определенного историко-культурного контекста классические принципы здоровьесбережения.

Традиционные культурные ценности стран Азиатско-Тихоокеанского региона привлекают активное внимание западноевропейских исследователей с конца XIX века. Изучению особенностей культуры Востока и восточных оздоровительных систем сегодня посвящено достаточно большое количество научных трудов зарубежных и отечественных авторов, работающих над проблемами философского, психологического, педагогического характера, рассматривающих вопросы физической культуры, валеологии, медицины, разрабатывающих методики лечебно-восстановительной и оздоровительно-профилактической деятельности. К числу таких авторов следует отнести Н.В. Абаева [1,2,3], Н.И.Амосов [6], С.К. Брахман и А. Денаи [16], К.М. Гемечу [39], В.Н. Востокова [28], СВ. Говиндан [41], Э.И. Гоникмана [43,44], Х.И. Дейви [50], А.А. Маслова [90, 91, 92,], Мантэк Чиа [84, 85], А.Г. Соколова [29], Л.З. Тель [129], Чжан Минью [148], Чой Сунг Мо [149], Н.И. Шерстенникова [152], Э. Шрот [153], Ян-Цзюньмин [158], Янь Хай [159]. В их исследованиях особое внимание уделяется своеобразию мировоззрений народов Востока (Индии, Китая, Кореи и Японии), раскрывается духовная атмосфера тех эпох, которые внесли значительный вклад в формирование и сохранение традиционных социокультурных институтов. Ученые едины во мнении, что «чаша знаний» Древнего Востока неиссякаема, что из неё по сей день можно выделять информацию, актуальную для философов, политиков, врачей, педагогов, психологов, этнологов и культурологов.

В трудах упомянутых авторов особое внимание уделяется своеобразию мировоззрений народов Востока (Индии, Китая, Кореи и Японии), в которых раскрывается духовная атмосфера определённой эпохи. Ученые едины во мнении, «чаша знаний» Древнего Востока неиссякаема и из неё по сей день можно находить информацию, которая актуальна для философов, политиков, врачей, педагогов, психологов, этнологов, культурологов и т.п.

Восточная философия представляет человека как неотъемлемую часть природы, как микрокосмос, духовная и телесная организация которого подчиняется тем же законам, которые определяют существование макрокосмоса - огромного и сложного мира живой и неживой природы. И потому достижение духовного и физического совершенствования возможно только в том случае, если жить по законам природы и применять по отношению к себе те же критерии, что и к космосу в целом - изначальной основе всего сущего.

Работ, выявляющих характер, сущность, особенности и культурный потенциал оздоровительных систем Востока, к настоящему времени создано немало. Для настоящего исследования наибольший интерес представляют труды Б.Р. Голощапова [42], Дун Моли [54], Д.Т. Кима [64], В.М. Смолевского и Б.К. Ивлиева [125], А.А. Ткачевой [131], А.Г. Фурманова и М.Б. Юспа [139], рассматривающие оздоровительные системы Востока целостно и функционально. Своеобразный подход к изучению и исследованию восточных оздоровительных систем выстроен в работах К.А. Ляховой [82], И.В. Малюковой и Т.В. Евдокимовой [86], Ю.М.Николаева [96], В. Сатарова [121], П.П. Соколова [126], П.Д. Тищенко [130], которые полагают, что приоритетной функцией восточных оздоровительных систем является практикоориентированное развитие ресурсов человека.

Гносеологические корни восточных оздоровительных систем рассматривали в своих исследованиях В.П. Казначеев [66], Л. Кун [75], В.В. Колбанов и И.И. Касьянов [70], В.В. Малявин [87], Ю.В. Менхин и А.В. Менхин [94], Б.Н. Чумаков [150] и ряд других ученых. Ими выявлено, что история зарождения восточных оздоровительных систем простирается через тысячелетия от эмпирических находок древних народов к философским, религиозным и медицинским учениям восточного континента. Труды ученых несут информацию не только о мировоззрении и миропонимании традиционных культурных «организмов», но и об удивительной живучести и прочности традиционных форм духовной культуры Востока.

Изучение источников, содержащих информацию о восточных оздоровительных системах, показывает, что современные исследователи этого уникального культурного явления в своих изысканиях постоянно сталкиваются с целым комплексом проблем. К числу последних следует отнести то, что:

- восточные оздоровительные системы имеют разную степень изученности;

- объем существующих сведений о локальных оздоровительных системах в странах Индии, Китая, Кореи и Японии различен: в одних случаях - это обширные фонды, в других - всего лишь единичные упоминания;

- существует большое количество противоречивой информации о времени, месте зарождения и авторстве основателей систем оздоровления.

Анализ источников также выявляет, что многие материалы не отражают истинных традиций и обычаев Востока. Их авторы часто допускают серьезные ошибки и значительные неточности при описании методик и технических приемов в комплексах физических упражнений, стилей единоборств и медитативных практик.

В современных условиях, когда многие общественные процессы не встречают искусственно созданных барьеров, появляется возможность глубже проанализировать социодинамику восточных оздоровительных систем, раскрыть их значение в деле модернизации сложившихся к настоящему времени социокультурных институтов здоровьесбережения.

Вышеизложенные факты позволяют признать актуальность избранной темы исследования и дают возможность утверждать, что проделанная работа вносит определенный вклад в разработку современного концепта культуры здоровья

Объектом диссертационного исследования выступает современный концепт культуры здоровья, рассматривающий здоровье как социокультурный артефакт, т.е. как систему устойчивых социокультурных эталонов, работающих на уровне общественного сознания.

Предметом исследования являются восточные оздоровительные системы как уникальные адаптационные практики, ориентированные на формирование, сохранение и восстановление индивидуального здоровья человека без применения медикаментозных средств.

Гипотезой диссертационного исследования является утверждение о том, что восточные оздоровительные системы (традиционные и современные) стран Индии, Китая, Кореи, Японии являются универсальными практиками здоровьесбережения, опыт которых может быть использован в любых, в том числе, современных социокультурных условиях.

Целью диссертационной работы является изучение восточных оздоровительных систем как подвижного комплекса разноуровневых норм, управляющих взаимодействием социально и индивидуально принятых эталонов здоровья. Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

- выявить культурологические аспекты исследования проблемы здоровья;

- описать существующие направления и подходы к культурологическому изучению проблемы здоровья;

- выделить специфические свойства оздоровительных систем Востока (на примере Индии, Китая, Кореи и Японии);

- изучить степень влияния восточных оздоровительных систем на формирование социокультурных институтов здоровьесбережения;

- исследовать возможности культурной адаптации восточных оздоровительных практик к современным условиям.

Теоретическую и эмпирическую базу настоящего исследования составляют труды зарубежных и отечественных философов, этнологов, антропологов, историков, социологов и культурологов, занимающихся проблемой реконструкции традиционных культурных ценностей в условиях современной социокультурной ситуации. К ним следует отнести работы следующих авторов: Н.Н. Визитея [24,25], М. Вебера [30], В.М. Выдрина [34,35], И.Г. Гердера [40], Э. Дюркгейма [55], Б.С. Ерасова [56], М.С. Кагана [63,64,65], Ю.М. Лотмана [80], Б. Малиновского [83], Э.М. Маркаряна [89], А. Маслоу [93], В.М. Розина [116], Г. Риккерта [1І9], Э.В. Соколова [127], М.В. Степанянц [128], Л. Уайта [112] и ряда других исследователей, которые выделяют следующие общетеоретические подходы к изучению культуроформирующих феноменов:

- культура как самоорганизующая система;

- культура здоровья как социокультурный артефакт;

- здоровье как практическая аксиология тела;

- восточные оздоровительные системы как уникальные и эффективные практики здоровьесбережения.

Методология исследования культуры здоровья в настоящей работе опирается на концепции следующих авторов: Н.Н. Авдеева [5], Н.М. Асмолова и Э.В. Сайко [9], О.А. Ахвердовой и В.А. Магина [10], Н.А. Барабаш [12], А.А. Бодалева [15], О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова [21], И.Н. Веселковой [31], О.И. Даниленко [48], Е.В. Дмитриева [53], Н.Н. Малярчук [88], В.М. Розина [116], Н.И. Резановой [117,118], А.Г. Щедриной [154], Б.Г. Юдина [155] и ряда других.

Сложность выбранной темы и практическое отсутствие единой методологии изучения её объекта предопределили использование комплекса методологических средств, среди которых были использованы: системный, аксиологический, структурно-функциональный, информационно семиотический и нарративный.

Научная новизна исследования опирается на опыт культурологического изучения традиционных восточных оздоровительных систем Индии, Китая, Кореи и Японии как одного из уникальных средств формирования культуры здоровья и, в целом, общей культуры личности. Этот аспект позволяет рассмотреть современные социокультурные институты и техники здоровьесбережения с новой точки зрения.

В ходе проведенного исследования были уточнены теоретико-методологические основания построения современного концепта культуры здоровья; систематизированы подходы к его изучению; выделено новое направление его разработки, актуальное с точки зрения решения проблем физической рекреации. Кроме того, в настоящей диссертации проведена работа по систематизации морфологических единиц восточных оздоровительных систем, определена их специфика, выявлено их влияние на формирование культуры здоровья личности и культуры в целом.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предпринята попытка дать культурологический анализ традиционных восточных оздоровительных систем Индии, Китая, Кореи и Японии как одного из уникальных средств формирования культуры здоровья и в целом общей культуры личности, который позволил рассмотреть данное явление с новой точки зрения.

В ходе проведенного исследования были уточнена теоретико-методологическая основа концепции культуры здоровья как новое направление, где особо выделена философско-религиозная и морально-этическая база данных.

Практическая значимость не ограничивается возможностью разработки основных положений и выводов исследования при дальнейшем изучении рассматриваемого явления. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в образовательной практике при построении учебных курсов, спецкурсов, учебных программ по следующим дисциплинам: культурология, педагогика, психология, физическая культура (в частности, в таких разделах как физическая рекреация и оздоровительная физическая культура), валеология, гигиена, основы безопасности жизнедеятельности.

Диссертационное исследование выдвигает также ряд аргументов, обосновывающих необходимость включения в современный образовательный стандарт нового межпредметного практикоориентированного учебного цикла под общим названием «Культура здоровья».

На защиту выносятся следующие положения:

- формирование современного концепта культуры здоровья предполагает синтез таких понятий, как здоровьетворящее мышление, здоровьеформирующее поведение и здоровьевосстанавливающие практики;

восточные оздоровительные системы являются уникальными адаптационными практиками, направленными на формирование, сохранение и восстановление здоровья человека;

влияние восточных оздоровительных систем на формирование индивидуальной культуры здоровья личности является весьма значительным;

- в восточных оздоровительных системах содержатся культурные знания и традиции, которые следует рассматривать в качестве универсальных эталонов здоровья и включать в систему современных представлений о здоровьесберегающем поведении личности;

- восточные оздоровительные системы содержат в себе мощный потенциал, который может быть использован при разработке перспективных социокультурных программ, ориентированных на актуализацию современного концепта культуры здоровья человека.

Апробация результатов исследования.

Систематизированные в диссертации материалы и сформулированные в ней выводы, основанные на многолетней практике применения богатейшего материала восточных оздоровительных систем, использовались автором при разработке следующей учебно-методической документации:

учебных и рабочих программ, лекционного цикла «Помоги себе сам», пособий и рекомендаций по профессиональной и прикладной физической подготовке, физической рекреации для студентов хореографического отделения и студентов с ослабленным здоровьем.

Основные теоретические положения диссертационной работы были представлены в выступлениях на следующих научных конференциях и симпозиумах:

- Межрегиональной научно-практической конференции «Образование и культура» (Улан-Удэ, 2000);

- Региональной научно-практической конференции: «Проблемы воспитания на рубеже веков» (Улан-Удэ, 2000);

- Международном научном симпозиуме «Культура народов Сибири. Байкальские встречи - III» (Улан-Удэ, 2000);

- IV международном научном симпозиуме «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур. Байкальские встречи - IV» (Улан-Удэ, 2003);

Международном научном симпозиуме «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века: Байкальские встречи - V» (Улан-Удэ, 2005);

- Международной научной конференции: «Актуальные методологические проблемы культурологии» (Улан-Батор, Монголия, 2005);

- Региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях вуза» (Улан-Удэ, 2006);

Международной научно-практической конференции: «Сохранение и развитие традиционной культуры и национальных видов спорта бурят в условиях полиэтничности: Алтаргана - 2006» (Улан-Удэ, 2006);

Международной научно-практической конференции: «Культурное пространство Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2006).

Опубликована статья «Восточные оздоровительные системы как культуроформирующий феномен» в Интернет-журнале МГУКИ «Культура и общество» [Электронный ресурс], секция «Социально-культурная деятельность» от 27.10. 2006. - 0,7 п.л.

Общий объем опубликованных материалов составляет 5, 63 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Проблема здоровья и её культурологическая проекция в современных гуманитарных исследованиях

Интерес исследователей к проблеме здоровья и вопросам, сопровождающим ее рассмотрение в культурологической проекции, вызван известными процессами в социально-культурной и образовательной областях современной человеческой жизнедеятельности. Его проявление обусловлено необходимостью решения целого комплекса гуманитарных задач и самым естественным образом включено в ситуацию полномасштабного использования тех сложившихся социальных институтов, которые на протяжении веков обеспечивают стабильное существование «человека культуры». Как утверждает Э.В. Сайко, «здоровье, во все большей степени осознаваемое на уровне не только условия жизни индивида, но и фактора собственно социального бытия (бытия социума), становится особой проблемой человека, его будущего в качестве носителя социального, "сохранителя" человеческого» [9, С. 3].

В культурной истории человечества здоровье всегда выступало общественно значимым и объективно необходимым элементом, человеческой активности. Так, например, еще древнейшие цивилизации IV -II тысячелетий до нашей эры (Мессопотамия, Египет) признавали медицину особой, общественно ценной деятельностью, развивавшейся «на культурном фоне» системных представлений о мире и миропорядке своего времени. От этих цивилизаций к античности перешел огромный фонд знаний о природе человека, о человеческом теле и средствах его лечения. В трудах Аристотеля и Гиппократа закладываются классические европейские принципы здоровьесбережения, сохранившие актуальность до настоящего времени; среди них индивидуальный подход к больному и его лечению, а также представления об организме как об особой целостности [9,С7].

Наряду с европейскими странами, в период средневековья весьма интенсивно развиваются медицинские доктрины Востока. Такие выдающиеся ученые, как Ар-Рази, Абу-Мансур Кумри, Ибн Сина (Авиценна), Аль Фараби, Аз-Захрави, демонстрируют глубокие познания природы человека, построенные на продуктивном соединении собственного опыта наблюдений с опытом предшествующих поколений. Их собственными достижениями становятся так называемые нормоцентризм, который устанавливает системную связь исторических норм медицинских знаний и социальных норм ценностного отношения к здоровью, а также субъектоцентризм, позволяющий осмысливать рационально освоенную оппозицию здоровье-нездоровье в формате личностного значения [Канон лечебной науки, цит. 9, С. 8].

На протяжении всего нового и новейшего времен происходит дальнейшее «втягивание» проблемы здоровья в сферу влияния медицины. В этом процессе, поддержанным в XIX и XX веках динамичным развитием комплексов естественнонаучных и технических наук, созревают два прямо противоположных следствия. Первое из них следует считать положительным, так как медицинские знания увеличивают продолжительность человеческой жизни и раздвигают границы социально активного возраста человека. Второе следствие имеет скорее негативную социальную характеристику: углубленное отношение медицины к проблеме здоровья и способам его восстановления противоречит факту целостности человеческого организма. Кроме того, социально активная позиция медицины и закрепление за ней функции тотального мониторинга здоровья непроизвольно снимает с человека личностную ответственность за результаты выбранного образа жизни, превращает его в пассивного (и даже инфантильного) потребителя медицинских услуг. Неготовность индивида воспринимать и полноценно отражать реальный социально-культурный статус собственного здоровья рассматривается сегодня как проявление некой «ущербности» культурного развития личности, в своих классических основаниях имеющего целью воспроизводство целостности человека.

Современные концепции здоровья пытаются существенным образом откорректировать сложившееся положение дел. Прикладное, историко-культурное изучение проблем здоровья и сложившихся социальных институтов его сбережения уступает место фундаментальной концептуализации феномена культуры здоровья, в которой, помимо медицинских, начинают «работать» другие уровни динамичных культуроцентристских представлений, увязанных, в частности, с проблемами биологической и социальной адаптации человека, с наличием в каждом индивиде собственных «мета-кодов» здоровья [Мюррей, Эванс, цит. 21, С. 24] и т.п.

Большинство современных специалистов едины во мнении, что здоровье не может быть сведено к простой сумме нормативных показателей, так как оно представляет собой системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности. В работах ряда зарубежных и отечественных авторов намечается синтез естественнонаучных и гуманитарных подходов к изучению личностной и социальной культуры здоровья, исследуются ценности и смысло-жизненные ориентации, духовные и нравственные приоритеты человека как детерминанты его благополучного развития [21, С. 10].

Современное культурологическое измерение проблемы здоровья начинается с выделения устойчивых научных представлений и определений, дающих общую характеристику, прежде всего, феномену культуры. Такая исходная установка помогает строить частные исследования без отрыва от комплексов знаний, выработанных предыдущими поколениями; вместе с тем, она способствует более четкому видению проблемы и, соответственно, ее теоретико-методологическому осмыслению.

Основные направления и подходы к изучению культуры здоровья

К проблеме здоровья можно подходить с разных сторон. Она является стратегической проблемой, как для государства, так и для современного человека. Эта проблема решается сегодня в другом контексте, нежели раньше, когда альтернативой здоровью была болезнь. Вследствие этого, возникают другие концепты здоровья, и ученые пытаются найти другой путь измеряемости данной проблемы.

За последнее десятилетие в обсуждении приняли участие специалисты разных сфер знаний, занимающихся проблемой человека в целом.

Исследуя ситуацию философской и культурной антропологии, доктор философских наук, профессор института философии РАН В.М. Розин, выдвинул идеи медицинских и духовно-экологических дискурсов,3 которые функционируют на фоне социального и индивидуального здоровья человека. Нетрудно заметить, что здоровье и болезнь часто определяются друг относительно друга. Здоровый в одном из своих значений - это не больной, а больной - не здоровый.

В социальном плане здоровье понимается как нормальное состояние, т.е. правильное функционирование всех органов и систем, а болезнь как отклонение от заданной нормы здоровья. Следует отметить, что здоровье и болезнь «измеряются» и на индивидуальном уровне, когда с одной стороны человек отслеживает свое самочувствие, а с другой, ориентируется на определенные идеал здоровья, хотя идеал здоровья может существенно расходиться с социальной нормой. Так, социальному и индивидуальному уровням измерения здоровья, по мнению ученого, можно поставить два дискурса здоровья - медицинский и духовно-экологический.

Медицинский дискурс - это не обязательно понимание здоровья в рамках научной и современной медицины. Медицинский дискурс привлек к обсуждению стратегического значения проблемы здоровья представителей самых разных научных кругов, включая философов и историков культуры. Например, к самому первому медицинскому дискурсу можно отнести анимистические представления о болезни и лечении. Архиаические люди считали, что человек, как и все живое, обладает душой, а болезнь - это временный уход души из тела, и потому, чтобы душа вернулась в тело, ей необходимо создать определенные условия - согреть тело (если душа замерзла), дать любимую еду, лекарство, упросить посредством заклинаний и магических ритуалов вернуться обратно в тело. При этом следует отметить, что анимистическое представление болезни и современное её понимание сходно - как отклонение от нормального состояния, которое определяется как «здоровье». Соответственно выздоровление - это возвращение к нормальному состоянию, которое может происходить как с помощью «специалиста» (шамана, жреца или дипломированного врача), так и посредством собственных усилий человека (оздоровительных практик и лечебно-профилактических процедур).

Практика показывает, что больной чаще рассматривается как пассивный объект медицинского вмешательства (причем, желательно, чтобы его поведение не допускало во время лечения помех и сопротивлений), как «отказавший механизм», который неукоснительно требует классификации его болезни, изоляции от общества, полной или частичной неподвижности (соблюдения постельного режима). Заметим, что больной стал изолироваться от семьи во время болезни в XII веке, когда повсеместно стали образовываться госпитали в их функции места или пространства болезни. Это пространство отмечалось знаком красного креста в белом квадрате и обслуживалось членами «Ордена Ионита». Выделение специального пространства для больных и его структуризация существует по сей день; это, в частности, госпитали, больницы, санатории, курорты, диспансеры, поликлиники, где больные обследуются и принимают лечение. При этом следует подчеркнуть, что человек стал все больше зависим от медицинских услуг, которые в последнее время имеют множественные побочные проявления (аллергические реакции, летальные исходы и т.д.) [116, С.14-16]. Духовно-экологический дискурс намечает совершенно другой подход к пониманию состояния здоровья и болезни. Этот дискурс предполагает гомеопатическое исцеление человека, посредством активизации его «духовного двигателя» (духа), направленного на сохранение и поддержание жизненной энергии. Например, еще в античной культуре Платон связывал состояние здоровья не с действием лекарств, а с правильной духовной жизнью и собственными усилиями человека, направленными на самого себя. Объясняя природу болезней и способы их исцеления, Платон пишет, что самым важным целительным средством является жизнь человека сообразно с божественным разумом и космической природе, постоянно поддерживая равновесие между внешними и внутренними движениями во всем. Итак, если человек живет неправильно, бездуховно, не может на практике себя реализовать, он заболевает и может умереть раньше, чем ему предопределено [108,Т.2., С.317].

В.М. Розин считает, что «отличительными особенностями духовно-экологического дискурса являются, прежде всего, его не зависимость от медицинских услуг, опора на собственные силы и помощь родственных душ, то есть тех, кто тебя понимает и готов помочь» [116, С. 18].

Характеристики восточных оздоровительных систем и их основные особенности

В настоящей работе Индия представлена следующими оздоровительными системами: Аюрведа, Йога, Мудры. В число отечественных и зарубежных исследователей, изучающих оздоровительные системы Индии, на чьи положения мы опираемся в нашей диссертационной работе, можно включить Н.В. Востокова [28], СВ. Говиндана (Индия) [41], Э.И. Гоникмана [43,44], К.А. Ляхову [88], А.Г. Соколова [29] и Э. Шротта (Германия) [153]. Как отмечается в трудах указанных авторов, Индия открыла миру одну из наиболее развитых древних цивилизаций, а её богатейшие источники, передававшиеся первоначально в устной форме, позволяют проникнуть в сознание людей, живших многие тысячелетия тому назад. «Сформировавшись в древности, духовная культура этой страны на протяжении всего исторического развития не имела кардинальных изменений и считалась всегда самой духовной культурой Востока» [29,С.З].

Истоки зарождения оздоровительных систем Индии были впервые обнаружены в сборнике трактатов Аюр-Веда-Гараки, написанном на санскрите в третьем тысячелетии до нашей эры. Согласно этим материалам, коренное население древней Индии располагало наиболее ценными традициями в области ритуальных оздоровительных гимнастик, танцев и приемах самообороны без оружия. В тоже время советы и рекомендации, найденные в древних трактатах, по снятию боли в различных частях тела с помощью надавливания и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа и самомассажа. В древнеиндийских описаниях встречаются упоминания о таких формах поединка, стиль которых характеризовался нанесением ударов рукой и ногой по чувствительным к боли частям противника с проведением удушающих приёмов. Было подмечено, что при выполнении медитаций и шаманских танцев происходили существенные изменения в организме человека, особенно если они проходили при специальных дыхательных практиках. Широкое распространение среди индусов получили аскетические практики: сон на голой земле, прыжки через огонь, хождение босиком по горящим углям и битому стеклу, хождение под проливным дождём, психологические практики и медитации - вызывая при этом состояние полного или частичного экстаза. Все эти наблюдения и легли в основу создания оздоровительных систем Индии [82,С.ЗЗ 1-333].

Существенным вкладом в изучение Аюрведы, «науки о долгой и здоровой жизни», является работа немецкого доктора медицины Эрнста Шротта - «Молодость и здоровье благодаря системе Аюрведа» (1997), в которой достаточно полно раскрываются истоки зарождения и основные аспекты этой системы, а также даются практические рекомендации по её использованию. Исторические корни Аюрведы Э. Шротт относит в далекое прошлое Ведической культурной жизни Древней Индии. Эта медицинская ветвь ведической литературы охватывает двадцать семь наук. Наиболее важными письменными источниками Аюрведы, на которые до сих пор опираются в своей практике «ваидиасы» т.е. аювердисты Индии, являются так называемые Самхитас, сочиненные аюрведическими врачами Каракой и Сушрутой, а также трактат Вагбхата «Сердце восьмиричной медитации», созданный примерно в 800 г.н.э. [153,С8].

Аюрведа предлагает множество способов для формирования и восстановления здоровья, но главным для восточного человека, считается осознание причины своих недугов и поиски способов избавления от них. Постижение основ Аюрведы требуют глубокого размышления и осознания, что границ между внутренним и окружающим миром не существует, так как человечество неотделимо от природных и космических сил. Необходимо особо подчеркнуть то факт, что Аюрведа всегда стремится привести к гармонии с окружающим миром и космическим сознанием физическое тело и чувственные ощущения человека.

Вместе с тем, освоение Аюрведы в том виде, в котором она существовала вплоть до 19 века, было достаточно проблематично. Гуру Махариши упростил, систематизировал и обобщил древние знания и создал более понятную систему Аюведу, которая существует и по настоящее время. Данная оздоровительная система многоконтактна, исходит из концепции единого поля и целостности организма, а также из строгих индивидуализированных подходов к каждому типу организма.

Чрезвычайно важную точку зрения для нашего исследования выделяет Э. Шротт в данной оздоровительной системе, а именно, уникальные культуроформирующие моменты:

- в каждом человеке существует область совершенного здоровья, покоящаяся в наиболее глубинных областях его сознания;

- Аюрведическая система дает возможность применять различные подходы для вскрытия этого внутреннего источника, с тем, чтобы восстановить гармоничное равновесие тела, души и разума; - имеется уникальный материал, где достаточно четко представлены таблицы и схемы в соответствии с индивидуальным типом «Доши», которые определяют задатки личности: духовные - часть А, телесные недомогания -часть Б и методики устранения этих проблем - часть В [153,С15].

Достаточно аргументированы выводы наиболее известных сегодня целителей-практиков В.Н. Востокова [28] и М. Фролова [137] о том, что Аюрведа представляет собой единство науки, религии, философии и морали, главной целью которой, является достижение полной гармонии тела, души, и окружающего мира, способное влиять на формирование культуры здоровья людей. Они считают, что основным законом Аюрведического учения является морально-этический закон Вселенной, который лег в основу закона кармы, то есть воздаяния за все поступки, мысли и действия человека в каждом круге его воплощения (это так называемое «колесо Сансары» - неоднократное рождение человеческой сущности, переселения или бессмертия души) [28,С5].

Весьма интересную на наш взгляд, тенденцию, можно обнаружить в работе одного из ведущих специалистов Индии Шри СВ. Говиндана, в которой представлены все достижения Аюрведы, которые она наследовала в области лечения и профилактики психосоматических расстройств человека. Автор подробно раскрывает информацию древнего трактата «Сушрута», в котором классифицируются различные типы массажа, даются инструкции по его применению и описываются результаты их воздействия на человека. Ученый-исследователь рекомендует применять специально подобранные физические упражнения в сочетании с массажем и диетой, на основе целостного подхода к телу и сознанию, которые доказали свою эффективность, избавляя не одно поколение людей от болезней и недугов [41, СП].

Отечественная наука представлена в основном фундаментальной работой востоковеда А.Г. Соколова [29], в которой раскрывается основа Аюрведы - концепция пяти первоэлементов - эфира - воздуха - огня - воды - земли, где ключом познания являются индивидуальные «доши», то есть целостные принципы, регулирующие все душевно-телесные процессы в организме человека. «Доши» выражают взаимную связь человека и окружающей среды. Согласно представленной в работе классификации, они делятся: «вата дошу» (телесный дух) - соединение эфира и воздуха; «питта дошу» (принцип огня) - соединение огня и воды; «капха дошу" (вода тела) соединение земли и воды. Перечисленные стихии являются формами проявления природной энергии, которые как в природе, так и в человеке участвуют во всех динамических процессах, а их устойчивое равновесие рассматривается как предпосылка здоровья человека. При нарушении этих принципов возникают различные заболевания. Согласно древним трактатам, человек всегда должен поддерживать равновесие в организме в зависимости от индивидуального типа «дош».

Похожие диссертации на Восточные оздоровительные системы как феномен культуры